Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 180
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | Наверх ##
6 февраля 10:40 LonerD написал: [q] Из этого можно сделать какие-то выводы?[/q]
Боюсь, едва ли. В голову дьякону теперь не залезешь. Вероятно, в черновых записях где-то указывали дату рождения, названную родителями, а где-то нет - и во втором случае сами высасывали её из пальца, заполняя чистовой экземпляр. Что касается венчания - если невеста венчалась в своём приходе, при обыске, разумеется, могли залезть в метрическую книгу. Но в черновую, хранившуюся при церкви. Если в чужом - требовали выписку. Насчёт обысков... У меня был случай. В Калужском уезде в самом начале 19-го века. Венчался местный пономарь с дочкой дьячка. Венчал их даже не приходской священник, а сам благочинный. А через год парень вдруг заявил, что его венчали насильно, а его мать предъявила метрическую выписку, что ему, малышечке (2 аршина 8 вершков - здоровенная лошадь!), оказыввается, 14 лет! Весь причт возмутился - мы, мол, парня знаем с рождения, он уже три года с нами служит, и по ревизской сказке ему 17... А Святейший Синод постановил - ничего, мол, не знаем, есть бумажка, следовательно, налицо грубейшее нарушение. В результате и местный священник (собственно мой фигурант), и благочинный были лишены сана! "Мой", бедняга, перекантовался певчим митрополичьего хора, а потом дослуживал дьячком в Москве. И правды так и не добился. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 251 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 175
| Наверх ##
6 февраля 11:03 ИнокКент написал: [q] В том-то и дело, что "регистраторы" ничего не "путали". Они просто не записывали даты, которые их не интересовали (хотя, конечно, интересовали и интересуют многих других). А когда заполняли чистовой вариант метрической книги - вписывали на положенное место реальную дату совершения таинства крещения, которая, естественно, в черновой книге была зафиксирована в явном виде. А в соседней графе - для даты рождения - тупо отнимали один день. Писали, грубо говоря, условную дату.[/q]
Такой вопрос возник - а могли "регистраторы" специально "напутать", чтобы скрыть свой ранний склероз? Имеется у моего предка родной брат священник. На интересуемый период - еще дьячек. Согласно метрическим книгам, у него 3.11.1813 рождается сын Егор, а 5.02.1814 - дочь Агафья. То есть разница между детьми 3 месяца. Вариант с родившимися с такой разницей близнецами исключаю. Оба ребенка выжили, дожили до "свадьбы-женитьбы", сын даже до собственных внуков дожил, дочка как минимум до 48 лет дожила, дальше овдовела и ее следы теряются. Ревизии 1815 не сохранилось, но вот дальше в клировых эти дети у дьячка упорно указываются с разницей в возрасте 2 года. Случаи "склероза" у представителей духовенства именно в этой ветке рода были. Родной брат вышеупомянутого священника, тоже священник, был в свое время оштрафован, за то что не вписал в метрическую книгу факт крещения собственного первого внука (видимо на радостях), о чем даже целое дело в архиве сохранилось. Так вот, мог ли Егор родится значительно раньше родиться (например не в ноябре, а в начале года), а к концу года обнаружилось, что отец запись не сделал? Вот и вписали его первой подходящей датой, чтобы не нарушать отчетность. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | Наверх ##
6 февраля 12:27 6 февраля 12:36 valeria_s Именно об этом я и писал. Ребёнка могли крестить через месяц, два, даже пять после рождения. Кстати, у дворян это встречалось (по крайней мере, мне) много чаще - просто они, скорее всего, куда меньше, нежели простые крестьяне, "трепетали" перед своим приходским причтом, могли себе позволить... Мой рекорд - десять (внучатная тётка, младшая сестра моего деда, родилась в сентябре во Владивостоке, а крещена была в июле следующего года в Вятке). Но епархиальное начальство этого крайне не одобряло и довольно часто наказывало священников за допущение подобного манкирования. Поэтому причт был кровно заинтересован в том, чтобы дата рождения, указываемая в метрической книге, была как можно ближе к дате крещения, фиксировавшейся официально и не поддававшейся коррекции (по крайней мере, это было куда сложнее). Напомню, с чего в данном случае началась вся дискуссия. Имеется метрическая книга, в которой практически все младенцы записаны как родившиеся днем ранее крещения. Мы же с Вами понимаем, что так не бывает!.. И, видя рождение в одной семье двух детей с семимесячным интервалом (причём второй ребёнок выжил), смело применяем "бритву Оккама" и, не измышляя излишних сущностей, предполагаем, что даты рождения детей, зафиксированные в этой книге - по крайней мере, некоторые - мягко говоря, могут быть несколько неточными. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
webbrave Сообщений: 6349 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
6 февраля 12:31 ИнокКент написал: [q] Имеется метрическая книга, в которой практически все младенцы записаны как родившиеся днем ранее крещения. Ну, мы же с Вами понимаем, что так не бывает!..[/q]
Ну да, это примерно как исповедки, в которых почти все жены ровно на 1 год моложе мужей. Встречал такое несколько раз. Или ровный юбилейный год у всех взрослых по 1-й ревизии. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (4) |
Razralay Сообщений: 136 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 111
| Наверх ##
7 февраля 9:12 7 февраля 9:13 ИнокКент написал: [q] И, кстати, об именах. Имя Касьян - это фантастическая редкость. Как известно, день ангела у него - "високосное" 29 февраля, то есть бывает раз в четыре года. Назвать так младенца, родившегося в другой день - чтобы у него именины (а тогда ведь праздновали, как правило, не день рождения, а как раз именины) были вчетверо реже, чем у остальных, - это родители должны были быть просто садистами какими-то... Так что это Косма, никаких сомнений. Звали Косму дома и на улице "Касей", "Каськой" - вот Вам и результат.[/q]
Большое спасибо! Это мой случай, все не понимал почему имя при рождении Кассиан, а после при рождения детей почти всегда записано как Василий, даже при смерти было Василий
  | | Лайк (1) |
LonerDмаленьке вовченятко  из откуда в никуда Сообщений: 306 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 332 | Наверх ##
7 февраля 22:53 8 февраля 14:01 Интересная тема поднята. Закрыла большой пробел в восприятии метрик. Ещё про умерших вопрос возникает. По моим двум сёлам ( дьяки диаконы разные и со временем сменялись) в конце ХIX века в подавляющем большинстве записей, в том числе летом, погребение отмечено на третий день (например, смерть 10 числа, погребение - 12). Дату смерти от фонаря писали или действительно старались соблюдать правила и хоронить именно на третий день? А в начале ХХ века - дьяки диаконы стали дружно писать погребение на следующий день. Было какое-то предписание свыше, что хоронить нужно быстрее, или просто сменили формат записей? --- Дергуновы, Дырдины (с.Сошки) || Нагорные и Вергуны (сл.Городное), Нелипы (сл.Козиевка), Борисеки (сл.Колонтаев), Ростовские (откуда - ?), Лябахи (с. Юсковцы - с.Андреевка) - все с.Константиновка | Громыки (г.Гадяч), Бурдии (с.Перелюб) - с.Вознесенка | Максименки (с.Сосновка) и Бабаки (с.Шаповаловка) | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | LonerD написал: [q] Дату смерти от фонаря писали или действительно старались соблюдать правила[/q]
Да кто ж их теперь знает! Синодские постановления по этому поводу мне не попадались - может быть, кто-то из знатоков заполнит пробел. И, уж простите - всё-таки не "дьяки", а дьячки. Дьяки - это приказные... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
paul1914 Сообщений: 332 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 152
| Наверх ##
8 февраля 12:05 Добрый день. А такого типа запись как интерпретировать "такой-то скончался и погребен октября 10 дня", это начало 19 века. Скончался и погребен в один день, погребен 10-го, а умер неизвестно когда или формально 7-го? --- Владимирская губерния, приходы Есиплево, Старково, Кузьминское Ильинской волости, Новобусино, пог. Осовицы, Глумовская Новоселка, Кривдино, Вошня (Юрьевский уезд), пог. Архангельский, пог. Данутино (Покровский уезд), Мошнино, Мячково (Александровский уезд), Сербилово (Суздальский уезд). | | |
webbrave Сообщений: 6349 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
8 февраля 12:45 8 февраля 12:48 paul1914 написал: [q] Добрый день. А такого типа запись как интерпретировать "такой-то скончался и погребен октября 10 дня", это начало 19 века. Скончался и погребен в один день, погребен 10-го, а умер неизвестно когда или формально 7-го?[/q]
Можно только гадать. А как у других записано? Понятно, что в 99 процентах случаев по объективным причинам с похоронами старались не затягивать, но возможны варианты - ждали пока кто-то приедет или, например, местный священник мог отказаться совершать обряд и тело везли в другой приход. Всякое бывало. Неизвестно когда умерших тоже хоронили, но про таких делали специальную запись в духе "тело найденное там-то такого-то". --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | Наверх ##
8 февраля 12:52 8 февраля 14:27 paul1914 написал: [q] ...Как интерпретировать "такой-то скончался и погребен октября 10 дня"[/q]
Вот! Именно то, что мы сейчас обсуждаем, в химически чистом виде! "Скончался". Да какая разница, когда? "Юридическую силу" имеет не момент смерти, а факт отпевания. "Погребён октября 10 дня" - это как раз точная официальная временная привязка единственного в данном случае факта, имеющего "православно-церковное" значение. Метрические записи, в которых дата рождения или смерти вообще не фиксировалась, встречались мне сотни раз. Если бы такое можно было проделывать и с венчаниями, мы бы и дат свадеб не знали. Кстати, сегодня, если венчают - разве имеет для этого какое-то значение дата (не сам факт, а именно точная дата) регистрации в ЗАГСе? --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (4) |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси