Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Вопросы по метрическим книгам РПЦ

Подводные камни, советы от специалистов

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 624 625 626 627 628 * 629 630 631 632 ... 646 647 648 649 650 651 Вперед →
joulu

Сообщений: 341
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 180
У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность.  Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны.
Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?


Комментарий модератора:
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика »
Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
»
Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)

Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси

Kabalan

Сообщений: 767
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 503

webbrave написал:
[q]
немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить?
[/q]

Вот и мне тоже эта мысль пришла... Поэтому и спросила.
---
H6a1b
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9562

webbrave написал:
[q]
...Вдруг немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить?
[/q]

Мне эта мысль тоже никогда не приходила в голову. Но всё же кажется невероятной.
Повторю ещё раз - отказ православных родителей от крещения ребёнка являлся уголовным (!) преступлением. А единственным доказательством невиновности могла быть только метрическая запись.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (2)
LonerD
маленьке вовченятко

LonerD

из откуда в никуда
Сообщений: 307
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 334

ИнокКент написал:
[q]
А в соседней графе - для даты рождения - тупо отнимали один день. Писали, грубо говоря, условную дату.
[/q]

Спасибо за информацию. Для меня прям открытие.
Удивляли такие записи о крещении, но решил, что раньше просто спешили покрестить ребёнка в тот же или на следующий день на всякий случай поскорее, потому что детская смертность была большая. А про условную дату - действительно логичное объяснение.
И про период между рождениями тоже не задумывался, что надо было соблюдать какой-то ритуальный период между ними - тоже встречались записи, что рождали детей каждые полгода или 4-5 месяцев. Думал, что часто и много детей рожать в дореволюционные времена в сёлах - это было в пределах нормы. Вплоть до глубокой старости (находил записи, что один родственник в 57 родил, ещё один - в 74, но во втором случае возраст известен лишь с его слов по ревизским сказкам).

По поводу дат крещения тогда возникает такой вопрос.
В метрике одним и тем же почерком одна или несколько записей с датами крещения на следующий после рождения день. Потом одна или несколько записей, в которых рождение и крещение в один и тот же день. Изредка - через 3-4 дня.
Из этого можно сделать какие-то выводы? Дьякон вносил записи порционно, и просто иногда условно добавлял день, а иногда не добавлял по настроению? Или же если даты рождения и крещения совпадают, то почти наверняка дата рождения точноая?



ИнокКент написал:
[q]
Я вообще не представляю себе, чтобы отец благочинный взялся проверять даты рождений.
[/q]


ИнокКент написал:
[q]
Не для РПЦ. Для других целей. Которые благочинного не интересовали.
[/q]

А как тогда бракосочетали?
У священника могли возникнуть сомнения о возрасте невесты, и он мог уточнить дату рождения по метрической книге, чтобы не получить а-та-та. Или всегда полагались исключительно на слова поручителей и обыскивающих?



webbrave написал:
[q]
И действительно - согласно записи ЗАГС (или как это называлось в 1920 году? уже не метрика, но похоже по формату) - родился в ноябре 1920 года.
[/q]

У меня бабушка родилась 3 ноября 1927.
И всегда говорила, что дата рождения правильная, со слов её мамы (а она была верующая и не могла "перепутать") - родилась точно в день перед праздником Казанской.
Недавно нашёл актовую запись о рождении - указано, что родилась 1 ноября, а актовая запись составлена 3 ноября.
Даже не знаю, что в реальности. То ли всё-таки прабабушка ошиблась немножко, то ли в актовой записи указали дату неправильно...

---
Дергуновы, Дырдины (с.Сошки) || Нагорные и Вергуны (сл.Городное), Нелипы (сл.Козиевка), Борисеки (сл.Колонтаев), Ростовские (откуда - ?), Лябахи (с. Юсковцы - с.Андреевка) - все с.Константиновка | Громыки (г.Гадяч), Бурдии (с.Перелюб) - с.Вознесенка | Максименки (с.Сосновка) и Бабаки (с.Шаповаловка)
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9562

LonerD написал:
[q]
Из этого можно сделать какие-то выводы?
[/q]

Боюсь, едва ли. В голову дьякону теперь не залезешь.
Вероятно, в черновых записях где-то указывали дату рождения, названную родителями, а где-то нет - и во втором случае сами высасывали её из пальца, заполняя чистовой экземпляр.
Что касается венчания - если невеста венчалась в своём приходе, при обыске, разумеется, могли залезть в метрическую книгу. Но в черновую, хранившуюся при церкви. Если в чужом - требовали выписку.
Насчёт обысков... У меня был случай. В Калужском уезде в самом начале 19-го века. Венчался местный пономарь с дочкой дьячка. Венчал их даже не приходской священник, а сам благочинный.
А через год парень вдруг заявил, что его венчали насильно, а его мать предъявила метрическую выписку, что ему, малышечке (2 аршина 8 вершков - здоровенная лошадь!), оказыввается, 14 лет!
Весь причт возмутился - мы, мол, парня знаем с рождения, он уже три года с нами служит, и по ревизской сказке ему 17...
А Святейший Синод постановил - ничего, мол, не знаем, есть бумажка, следовательно, налицо грубейшее нарушение. В результате и местный священник (собственно мой фигурант), и благочинный были лишены сана! "Мой", бедняга, перекантовался певчим митрополичьего хора, а потом дослуживал дьячком в Москве. И правды так и не добился.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (5)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176

ИнокКент написал:
[q]
В том-то и дело, что "регистраторы" ничего не "путали". Они просто не записывали даты, которые их не интересовали (хотя, конечно, интересовали и интересуют многих других).
А когда заполняли чистовой вариант метрической книги - вписывали на положенное место реальную дату совершения таинства крещения, которая, естественно, в черновой книге была зафиксирована в явном виде. А в соседней графе - для даты рождения - тупо отнимали один день. Писали, грубо говоря, условную дату.
[/q]

Такой вопрос возник - а могли "регистраторы" специально "напутать", чтобы скрыть свой ранний склероз?
Имеется у моего предка родной брат священник. На интересуемый период - еще дьячек. Согласно метрическим книгам, у него 3.11.1813 рождается сын Егор, а 5.02.1814 - дочь Агафья. То есть разница между детьми 3 месяца. Вариант с родившимися с такой разницей близнецами исключаю. Оба ребенка выжили, дожили до "свадьбы-женитьбы", сын даже до собственных внуков дожил, дочка как минимум до 48 лет дожила, дальше овдовела и ее следы теряются. Ревизии 1815 не сохранилось, но вот дальше в клировых эти дети у дьячка упорно указываются с разницей в возрасте 2 года.
Случаи "склероза" у представителей духовенства именно в этой ветке рода были. Родной брат вышеупомянутого священника, тоже священник, был в свое время оштрафован, за то что не вписал в метрическую книгу факт крещения собственного первого внука (видимо на радостях), о чем даже целое дело в архиве сохранилось.
Так вот, мог ли Егор родится значительно раньше родиться (например не в ноябре, а в начале года), а к концу года обнаружилось, что отец запись не сделал? Вот и вписали его первой подходящей датой, чтобы не нарушать отчетность.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9562
valeria_s
Именно об этом я и писал. Ребёнка могли крестить через месяц, два, даже пять после рождения. Кстати, у дворян это встречалось (по крайней мере, мне) много чаще - просто они, скорее всего, куда меньше, нежели простые крестьяне, "трепетали" перед своим приходским причтом, могли себе позволить... Мой рекорд - десять (внучатная тётка, младшая сестра моего деда, родилась в сентябре во Владивостоке, а крещена была в июле следующего года в Вятке).
Но епархиальное начальство этого крайне не одобряло и довольно часто наказывало священников за допущение подобного манкирования. Поэтому причт был кровно заинтересован в том, чтобы дата рождения, указываемая в метрической книге, была как можно ближе к дате крещения, фиксировавшейся официально и не поддававшейся коррекции (по крайней мере, это было куда сложнее).
Напомню, с чего в данном случае началась вся дискуссия. Имеется метрическая книга, в которой практически все младенцы записаны как родившиеся днем ранее крещения. Мы же с Вами понимаем, что так не бывает!.. И, видя рождение в одной семье двух детей с семимесячным интервалом (причём второй ребёнок выжил), смело применяем "бритву Оккама" и, не измышляя излишних сущностей, предполагаем, что даты рождения детей, зафиксированные в этой книге - по крайней мере, некоторые - мягко говоря, могут быть несколько неточными.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (5)
webbrave

webbrave

Сообщений: 6350
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3442

ИнокКент написал:
[q]
Имеется метрическая книга, в которой практически все младенцы записаны как родившиеся днем ранее крещения. Ну, мы же с Вами понимаем, что так не бывает!..
[/q]


Ну да, это примерно как исповедки, в которых почти все жены ровно на 1 год моложе мужей. Встречал такое несколько раз. Или ровный юбилейный год у всех взрослых по 1-й ревизии. a_003.gif
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (4)
Razralay

Сообщений: 137
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 112

ИнокКент написал:
[q]

И, кстати, об именах. Имя Касьян - это фантастическая редкость. Как известно, день ангела у него - "високосное" 29 февраля, то есть бывает раз в четыре года. Назвать так младенца, родившегося в другой день - чтобы у него именины (а тогда ведь праздновали, как правило, не день рождения, а как раз именины) были вчетверо реже, чем у остальных, - это родители должны были быть просто садистами какими-то...
Так что это Косма, никаких сомнений. Звали Косму дома и на улице "Касей", "Каськой" - вот Вам и результат.
[/q]


Большое спасибо! Это мой случай, все не понимал почему имя при рождении Кассиан, а после при рождения детей почти всегда записано как Василий, даже при смерти было Василий

Прикрепленный файл: дочьЕго.jpgКассиан.jpg, 137402 байт
Лайк (1)
LonerD
маленьке вовченятко

LonerD

из откуда в никуда
Сообщений: 307
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 334
Интересная тема поднята. Закрыла большой пробел в восприятии метрик. 101.gif

Ещё про умерших вопрос возникает.
По моим двум сёлам (дьяки диаконы разные и со временем сменялись) в конце ХIX века в подавляющем большинстве записей, в том числе летом, погребение отмечено на третий день (например, смерть 10 числа, погребение - 12).
Дату смерти от фонаря писали или действительно старались соблюдать правила и хоронить именно на третий день?
А в начале ХХ века - дьяки диаконы стали дружно писать погребение на следующий день. Было какое-то предписание свыше, что хоронить нужно быстрее, или просто сменили формат записей?
---
Дергуновы, Дырдины (с.Сошки) || Нагорные и Вергуны (сл.Городное), Нелипы (сл.Козиевка), Борисеки (сл.Колонтаев), Ростовские (откуда - ?), Лябахи (с. Юсковцы - с.Андреевка) - все с.Константиновка | Громыки (г.Гадяч), Бурдии (с.Перелюб) - с.Вознесенка | Максименки (с.Сосновка) и Бабаки (с.Шаповаловка)
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9562

LonerD написал:
[q]
Дату смерти от фонаря писали или действительно старались соблюдать правила
[/q]

Да кто ж их теперь знает! Синодские постановления по этому поводу мне не попадались - может быть, кто-то из знатоков заполнит пробел.
И, уж простите - всё-таки не "дьяки", а дьячки. Дьяки - это приказные...
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 624 625 626 627 628 * 629 630 631 632 ... 646 647 648 649 650 651 Вперед →
Вверх ⇈