Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Вопросы по метрическим книгам РПЦ

Подводные камни, советы от специалистов

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 624 625 626 627 628 * 629 630 631 632 ... 646 647 648 649 650 651 Вперед →
joulu

Сообщений: 341
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 181
У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность.  Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны.
Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?


Комментарий модератора:
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика »
Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
»
Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)

Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси

Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17097
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8651
familyroots
В православии да, крестили (старались крестить) вскоре после рождения, а вот у лютеран (а может быть и у католиков) часто крестили через заметно больший промежуток, чем 1 - 3 дня после рождения. Почему - не знаю. Вроде бы тоже христиане...

Kabalan
Православные не могли не крестить совсем ребенка. Вера не позволяла. И не все крепостные крестьяне были бедные. Священники обязаны были крестить новорожденного вне зависимости от оплаты. А обряд имянаречения над слабеньким младенцем мог провести любой мирянин, часто - повивальная бабка
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (2)
romanvm

romanvm

Россия, г. Ефремов
Сообщений: 5406
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 3412

Любчинова написал:
[q]
Почему - не знаю. Вроде бы тоже христиане...
[/q]

Согласно христианскому вероучению, на всех людях изначально лежит первородный грех. Поэтому даже младенцев нельзя считать безгрешными. Без крещения нельзя избавиться от грехов, поэтому после смерти души некрещеных детей отправляются в ад. И так по моему у православных и считается, что не крещённый ребёнок остаётся с первородным грехом.
По мнению католиков, некрещеные младенцы попадают в так называемый «лимб младенцев» – место, где пребывают дети, не совершившие никаких грехов, но из-за первородного греха лишенные созерцания Бога, то есть находятся в особом месте в аду. Но сейчас вроде бы католическая церковь отказалась от концепции существования специального места в аду (под названием "лимбо"), где находятся души некрещеных младенцев, определив их, таким образом, сразу в рай.
Не утверждаю, что всё именно так, это то, что мне удалось найти в интернете.
---
Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников.
Лайк (2)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9573

Kabalan написал:
[q]
Могло ли это быть причиной для бедного крепостного крестьянина не крестить совсем ребенка?
[/q]

Вы серьёзно? Отказ от крещения - это преступление против веры, неизбежный Сахалин.
Крещение мог совершить любой православный, не обязательно священник. Но вот внести запись в метрическую книгу - а это было единственным доказательством исполнения обязанности - мог только священнослужитель. За это и брались деньги.
В итоге они всегда как-то находились.
Просто не всегда - на следующий же день...
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (5)
webbrave

webbrave

Сообщений: 6353
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3449

ИнокКент написал:
[q]

Kabalan написал:
[q]

Могло ли это быть причиной для бедного крепостного крестьянина не крестить совсем ребенка?
[/q]


Вы серьёзно? Отказ от крещения - это преступление против веры, неизбежный Сахалин.
Крещение мог совершить любой православный, не обязательно священник. Но вот внести запись в метрическую книгу - а это было единственным доказательством исполнения обязанности - мог только священнослужитель. За это и брались деньги.
В итоге они всегда как-то находились.
Просто не всегда - на следующий же день...
[/q]



Вот кстати сейчас подумалось. Всегда считал, что отсутствие нужных записей в метрике это следствие небрежности заполнения (забыли, перепутали, потеряли бумажку), а вдруг немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить?
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (1)
Kabalan

Сообщений: 768
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 506

webbrave написал:
[q]
немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить?
[/q]

Вот и мне тоже эта мысль пришла... Поэтому и спросила.
---
H6a1b
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9573

webbrave написал:
[q]
...Вдруг немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить?
[/q]

Мне эта мысль тоже никогда не приходила в голову. Но всё же кажется невероятной.
Повторю ещё раз - отказ православных родителей от крещения ребёнка являлся уголовным (!) преступлением. А единственным доказательством невиновности могла быть только метрическая запись.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (2)
LonerD
маленьке вовченятко

LonerD

из откуда в никуда
Сообщений: 309
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 343

ИнокКент написал:
[q]
А в соседней графе - для даты рождения - тупо отнимали один день. Писали, грубо говоря, условную дату.
[/q]

Спасибо за информацию. Для меня прям открытие.
Удивляли такие записи о крещении, но решил, что раньше просто спешили покрестить ребёнка в тот же или на следующий день на всякий случай поскорее, потому что детская смертность была большая. А про условную дату - действительно логичное объяснение.
И про период между рождениями тоже не задумывался, что надо было соблюдать какой-то ритуальный период между ними - тоже встречались записи, что рождали детей каждые полгода или 4-5 месяцев. Думал, что часто и много детей рожать в дореволюционные времена в сёлах - это было в пределах нормы. Вплоть до глубокой старости (находил записи, что один родственник в 57 родил, ещё один - в 74, но во втором случае возраст известен лишь с его слов по ревизским сказкам).

По поводу дат крещения тогда возникает такой вопрос.
В метрике одним и тем же почерком одна или несколько записей с датами крещения на следующий после рождения день. Потом одна или несколько записей, в которых рождение и крещение в один и тот же день. Изредка - через 3-4 дня.
Из этого можно сделать какие-то выводы? Дьякон вносил записи порционно, и просто иногда условно добавлял день, а иногда не добавлял по настроению? Или же если даты рождения и крещения совпадают, то почти наверняка дата рождения точноая?



ИнокКент написал:
[q]
Я вообще не представляю себе, чтобы отец благочинный взялся проверять даты рождений.
[/q]


ИнокКент написал:
[q]
Не для РПЦ. Для других целей. Которые благочинного не интересовали.
[/q]

А как тогда бракосочетали?
У священника могли возникнуть сомнения о возрасте невесты, и он мог уточнить дату рождения по метрической книге, чтобы не получить а-та-та. Или всегда полагались исключительно на слова поручителей и обыскивающих?



webbrave написал:
[q]
И действительно - согласно записи ЗАГС (или как это называлось в 1920 году? уже не метрика, но похоже по формату) - родился в ноябре 1920 года.
[/q]

У меня бабушка родилась 3 ноября 1927.
И всегда говорила, что дата рождения правильная, со слов её мамы (а она была верующая и не могла "перепутать") - родилась точно в день перед праздником Казанской.
Недавно нашёл актовую запись о рождении - указано, что родилась 1 ноября, а актовая запись составлена 3 ноября.
Даже не знаю, что в реальности. То ли всё-таки прабабушка ошиблась немножко, то ли в актовой записи указали дату неправильно...

---
Дергуновы, Дырдины (с.Сошки) || Нагорные и Вергуны (сл.Городное), Нелипы (сл.Козиевка), Борисеки (сл.Колонтаев), Ростовские (откуда - ?), Лябахи (с. Юсковцы - с.Андреевка) - все с.Константиновка | Громыки (г.Гадяч), Бурдии (с.Перелюб) - с.Вознесенка | Максименки (с.Сосновка) и Бабаки (с.Шаповаловка)
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9573

LonerD написал:
[q]
Из этого можно сделать какие-то выводы?
[/q]

Боюсь, едва ли. В голову дьякону теперь не залезешь.
Вероятно, в черновых записях где-то указывали дату рождения, названную родителями, а где-то нет - и во втором случае сами высасывали её из пальца, заполняя чистовой экземпляр.
Что касается венчания - если невеста венчалась в своём приходе, при обыске, разумеется, могли залезть в метрическую книгу. Но в черновую, хранившуюся при церкви. Если в чужом - требовали выписку.
Насчёт обысков... У меня был случай. В Калужском уезде в самом начале 19-го века. Венчался местный пономарь с дочкой дьячка. Венчал их даже не приходской священник, а сам благочинный.
А через год парень вдруг заявил, что его венчали насильно, а его мать предъявила метрическую выписку, что ему, малышечке (2 аршина 8 вершков - здоровенная лошадь!), оказыввается, 14 лет!
Весь причт возмутился - мы, мол, парня знаем с рождения, он уже три года с нами служит, и по ревизской сказке ему 17...
А Святейший Синод постановил - ничего, мол, не знаем, есть бумажка, следовательно, налицо грубейшее нарушение. В результате и местный священник (собственно мой фигурант), и благочинный были лишены сана! "Мой", бедняга, перекантовался певчим митрополичьего хора, а потом дослуживал дьячком в Москве. И правды так и не добился.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (5)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 251
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 176

ИнокКент написал:
[q]
В том-то и дело, что "регистраторы" ничего не "путали". Они просто не записывали даты, которые их не интересовали (хотя, конечно, интересовали и интересуют многих других).
А когда заполняли чистовой вариант метрической книги - вписывали на положенное место реальную дату совершения таинства крещения, которая, естественно, в черновой книге была зафиксирована в явном виде. А в соседней графе - для даты рождения - тупо отнимали один день. Писали, грубо говоря, условную дату.
[/q]

Такой вопрос возник - а могли "регистраторы" специально "напутать", чтобы скрыть свой ранний склероз?
Имеется у моего предка родной брат священник. На интересуемый период - еще дьячек. Согласно метрическим книгам, у него 3.11.1813 рождается сын Егор, а 5.02.1814 - дочь Агафья. То есть разница между детьми 3 месяца. Вариант с родившимися с такой разницей близнецами исключаю. Оба ребенка выжили, дожили до "свадьбы-женитьбы", сын даже до собственных внуков дожил, дочка как минимум до 48 лет дожила, дальше овдовела и ее следы теряются. Ревизии 1815 не сохранилось, но вот дальше в клировых эти дети у дьячка упорно указываются с разницей в возрасте 2 года.
Случаи "склероза" у представителей духовенства именно в этой ветке рода были. Родной брат вышеупомянутого священника, тоже священник, был в свое время оштрафован, за то что не вписал в метрическую книгу факт крещения собственного первого внука (видимо на радостях), о чем даже целое дело в архиве сохранилось.
Так вот, мог ли Егор родится значительно раньше родиться (например не в ноябре, а в начале года), а к концу года обнаружилось, что отец запись не сделал? Вот и вписали его первой подходящей датой, чтобы не нарушать отчетность.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9573
valeria_s
Именно об этом я и писал. Ребёнка могли крестить через месяц, два, даже пять после рождения. Кстати, у дворян это встречалось (по крайней мере, мне) много чаще - просто они, скорее всего, куда меньше, нежели простые крестьяне, "трепетали" перед своим приходским причтом, могли себе позволить... Мой рекорд - десять (внучатная тётка, младшая сестра моего деда, родилась в сентябре во Владивостоке, а крещена была в июле следующего года в Вятке).
Но епархиальное начальство этого крайне не одобряло и довольно часто наказывало священников за допущение подобного манкирования. Поэтому причт был кровно заинтересован в том, чтобы дата рождения, указываемая в метрической книге, была как можно ближе к дате крещения, фиксировавшейся официально и не поддававшейся коррекции (по крайней мере, это было куда сложнее).
Напомню, с чего в данном случае началась вся дискуссия. Имеется метрическая книга, в которой практически все младенцы записаны как родившиеся днем ранее крещения. Мы же с Вами понимаем, что так не бывает!.. И, видя рождение в одной семье двух детей с семимесячным интервалом (причём второй ребёнок выжил), смело применяем "бритву Оккама" и, не измышляя излишних сущностей, предполагаем, что даты рождения детей, зафиксированные в этой книге - по крайней мере, некоторые - мягко говоря, могут быть несколько неточными.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (5)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 624 625 626 627 628 * 629 630 631 632 ... 646 647 648 649 650 651 Вперед →
Вверх ⇈