Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17097 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8651 | Наверх ##
5 февраля 20:41 5 февраля 20:47 familyroots В православии да, крестили (старались крестить) вскоре после рождения, а вот у лютеран (а может быть и у католиков) часто крестили через заметно больший промежуток, чем 1 - 3 дня после рождения. Почему - не знаю. Вроде бы тоже христиане...
Kabalan Православные не могли не крестить совсем ребенка. Вера не позволяла. И не все крепостные крестьяне были бедные. Священники обязаны были крестить новорожденного вне зависимости от оплаты. А обряд имянаречения над слабеньким младенцем мог провести любой мирянин, часто - повивальная бабка --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (2) |
romanvm Россия, г. Ефремов Сообщений: 5406 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3412 | Наверх ##
5 февраля 21:11 Любчинова написал: [q] Почему - не знаю. Вроде бы тоже христиане...[/q]
Согласно христианскому вероучению, на всех людях изначально лежит первородный грех. Поэтому даже младенцев нельзя считать безгрешными. Без крещения нельзя избавиться от грехов, поэтому после смерти души некрещеных детей отправляются в ад. И так по моему у православных и считается, что не крещённый ребёнок остаётся с первородным грехом. По мнению католиков, некрещеные младенцы попадают в так называемый «лимб младенцев» – место, где пребывают дети, не совершившие никаких грехов, но из-за первородного греха лишенные созерцания Бога, то есть находятся в особом месте в аду. Но сейчас вроде бы католическая церковь отказалась от концепции существования специального места в аду (под названием "лимбо"), где находятся души некрещеных младенцев, определив их, таким образом, сразу в рай. Не утверждаю, что всё именно так, это то, что мне удалось найти в интернете. --- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников. | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9573 | Наверх ##
5 февраля 21:34 Kabalan написал: [q] Могло ли это быть причиной для бедного крепостного крестьянина не крестить совсем ребенка?[/q]
Вы серьёзно? Отказ от крещения - это преступление против веры, неизбежный Сахалин. Крещение мог совершить любой православный, не обязательно священник. Но вот внести запись в метрическую книгу - а это было единственным доказательством исполнения обязанности - мог только священнослужитель. За это и брались деньги. В итоге они всегда как-то находились. Просто не всегда - на следующий же день... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
webbrave Сообщений: 6353 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3449 | Наверх ##
5 февраля 22:12 ИнокКент написал: [q] Kabalan написал:
[q] Могло ли это быть причиной для бедного крепостного крестьянина не крестить совсем ребенка?
[/q]
Вы серьёзно? Отказ от крещения - это преступление против веры, неизбежный Сахалин. Крещение мог совершить любой православный, не обязательно священник. Но вот внести запись в метрическую книгу - а это было единственным доказательством исполнения обязанности - мог только священнослужитель. За это и брались деньги. В итоге они всегда как-то находились. Просто не всегда - на следующий же день...
[/q]
Вот кстати сейчас подумалось. Всегда считал, что отсутствие нужных записей в метрике это следствие небрежности заполнения (забыли, перепутали, потеряли бумажку), а вдруг немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить? --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
Kabalan Сообщений: 768 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 506
| Наверх ##
5 февраля 22:24 webbrave написал: [q] немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить?[/q]
Вот и мне тоже эта мысль пришла... Поэтому и спросила. --- H6a1b | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9573 | webbrave написал: [q] ...Вдруг немалая часть этих "потеряшек" это просто следствие нежелания или невозможности платить?[/q]
Мне эта мысль тоже никогда не приходила в голову. Но всё же кажется невероятной. Повторю ещё раз - отказ православных родителей от крещения ребёнка являлся уголовным (!) преступлением. А единственным доказательством невиновности могла быть только метрическая запись. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (2) |
LonerDмаленьке вовченятко  из откуда в никуда Сообщений: 309 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 343 | Наверх ##
6 февраля 3:49 6 февраля 16:55 ИнокКент написал: [q] А в соседней графе - для даты рождения - тупо отнимали один день. Писали, грубо говоря, условную дату.[/q]
Спасибо за информацию. Для меня прям открытие. Удивляли такие записи о крещении, но решил, что раньше просто спешили покрестить ребёнка в тот же или на следующий день на всякий случай поскорее, потому что детская смертность была большая. А про условную дату - действительно логичное объяснение. И про период между рождениями тоже не задумывался, что надо было соблюдать какой-то ритуальный период между ними - тоже встречались записи, что рождали детей каждые полгода или 4-5 месяцев. Думал, что часто и много детей рожать в дореволюционные времена в сёлах - это было в пределах нормы. Вплоть до глубокой старости (находил записи, что один родственник в 57 родил, ещё один - в 74, но во втором случае возраст известен лишь с его слов по ревизским сказкам).По поводу дат крещения тогда возникает такой вопрос. В метрике одним и тем же почерком одна или несколько записей с датами крещения на следующий после рождения день. Потом одна или несколько записей, в которых рождение и крещение в один и тот же день. Изредка - через 3-4 дня. Из этого можно сделать какие-то выводы? Дьякон вносил записи порционно, и просто иногда условно добавлял день, а иногда не добавлял по настроению? Или же если даты рождения и крещения совпадают, то почти наверняка дата рождения точноая? ИнокКент написал: [q] Я вообще не представляю себе, чтобы отец благочинный взялся проверять даты рождений.[/q]
ИнокКент написал: [q] Не для РПЦ. Для других целей. Которые благочинного не интересовали.[/q]
А как тогда бракосочетали? У священника могли возникнуть сомнения о возрасте невесты, и он мог уточнить дату рождения по метрической книге, чтобы не получить а-та-та. Или всегда полагались исключительно на слова поручителей и обыскивающих? webbrave написал:[q] И действительно - согласно записи ЗАГС (или как это называлось в 1920 году? уже не метрика, но похоже по формату) - родился в ноябре 1920 года.[/q]
У меня бабушка родилась 3 ноября 1927. И всегда говорила, что дата рождения правильная, со слов её мамы (а она была верующая и не могла "перепутать") - родилась точно в день перед праздником Казанской. Недавно нашёл актовую запись о рождении - указано, что родилась 1 ноября, а актовая запись составлена 3 ноября. Даже не знаю, что в реальности. То ли всё-таки прабабушка ошиблась немножко, то ли в актовой записи указали дату неправильно... --- Дергуновы, Дырдины (с.Сошки) || Нагорные и Вергуны (сл.Городное), Нелипы (сл.Козиевка), Борисеки (сл.Колонтаев), Ростовские (откуда - ?), Лябахи (с. Юсковцы - с.Андреевка) - все с.Константиновка | Громыки (г.Гадяч), Бурдии (с.Перелюб) - с.Вознесенка | Максименки (с.Сосновка) и Бабаки (с.Шаповаловка) | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9573 | Наверх ##
6 февраля 10:40 LonerD написал: [q] Из этого можно сделать какие-то выводы?[/q]
Боюсь, едва ли. В голову дьякону теперь не залезешь. Вероятно, в черновых записях где-то указывали дату рождения, названную родителями, а где-то нет - и во втором случае сами высасывали её из пальца, заполняя чистовой экземпляр. Что касается венчания - если невеста венчалась в своём приходе, при обыске, разумеется, могли залезть в метрическую книгу. Но в черновую, хранившуюся при церкви. Если в чужом - требовали выписку. Насчёт обысков... У меня был случай. В Калужском уезде в самом начале 19-го века. Венчался местный пономарь с дочкой дьячка. Венчал их даже не приходской священник, а сам благочинный. А через год парень вдруг заявил, что его венчали насильно, а его мать предъявила метрическую выписку, что ему, малышечке (2 аршина 8 вершков - здоровенная лошадь!), оказыввается, 14 лет! Весь причт возмутился - мы, мол, парня знаем с рождения, он уже три года с нами служит, и по ревизской сказке ему 17... А Святейший Синод постановил - ничего, мол, не знаем, есть бумажка, следовательно, налицо грубейшее нарушение. В результате и местный священник (собственно мой фигурант), и благочинный были лишены сана! "Мой", бедняга, перекантовался певчим митрополичьего хора, а потом дослуживал дьячком в Москве. И правды так и не добился. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 251 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 176
| Наверх ##
6 февраля 11:03 ИнокКент написал: [q] В том-то и дело, что "регистраторы" ничего не "путали". Они просто не записывали даты, которые их не интересовали (хотя, конечно, интересовали и интересуют многих других). А когда заполняли чистовой вариант метрической книги - вписывали на положенное место реальную дату совершения таинства крещения, которая, естественно, в черновой книге была зафиксирована в явном виде. А в соседней графе - для даты рождения - тупо отнимали один день. Писали, грубо говоря, условную дату.[/q]
Такой вопрос возник - а могли "регистраторы" специально "напутать", чтобы скрыть свой ранний склероз? Имеется у моего предка родной брат священник. На интересуемый период - еще дьячек. Согласно метрическим книгам, у него 3.11.1813 рождается сын Егор, а 5.02.1814 - дочь Агафья. То есть разница между детьми 3 месяца. Вариант с родившимися с такой разницей близнецами исключаю. Оба ребенка выжили, дожили до "свадьбы-женитьбы", сын даже до собственных внуков дожил, дочка как минимум до 48 лет дожила, дальше овдовела и ее следы теряются. Ревизии 1815 не сохранилось, но вот дальше в клировых эти дети у дьячка упорно указываются с разницей в возрасте 2 года. Случаи "склероза" у представителей духовенства именно в этой ветке рода были. Родной брат вышеупомянутого священника, тоже священник, был в свое время оштрафован, за то что не вписал в метрическую книгу факт крещения собственного первого внука (видимо на радостях), о чем даже целое дело в архиве сохранилось. Так вот, мог ли Егор родится значительно раньше родиться (например не в ноябре, а в начале года), а к концу года обнаружилось, что отец запись не сделал? Вот и вписали его первой подходящей датой, чтобы не нарушать отчетность. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9573 | Наверх ##
6 февраля 12:27 6 февраля 12:36 valeria_s Именно об этом я и писал. Ребёнка могли крестить через месяц, два, даже пять после рождения. Кстати, у дворян это встречалось (по крайней мере, мне) много чаще - просто они, скорее всего, куда меньше, нежели простые крестьяне, "трепетали" перед своим приходским причтом, могли себе позволить... Мой рекорд - десять (внучатная тётка, младшая сестра моего деда, родилась в сентябре во Владивостоке, а крещена была в июле следующего года в Вятке). Но епархиальное начальство этого крайне не одобряло и довольно часто наказывало священников за допущение подобного манкирования. Поэтому причт был кровно заинтересован в том, чтобы дата рождения, указываемая в метрической книге, была как можно ближе к дате крещения, фиксировавшейся официально и не поддававшейся коррекции (по крайней мере, это было куда сложнее). Напомню, с чего в данном случае началась вся дискуссия. Имеется метрическая книга, в которой практически все младенцы записаны как родившиеся днем ранее крещения. Мы же с Вами понимаем, что так не бывает!.. И, видя рождение в одной семье двух детей с семимесячным интервалом (причём второй ребёнок выжил), смело применяем "бритву Оккама" и, не измышляя излишних сущностей, предполагаем, что даты рождения детей, зафиксированные в этой книге - по крайней мере, некоторые - мягко говоря, могут быть несколько неточными. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси