⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) ЧТОБЫ ПОМНИЛИ..... Судьба Русского Харбина величественна и трагична
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 32 33 34 35 36 * 37 38 39 40 ... 739 740 741 742 743 744 Вперед → Модератор: Gul |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38873 | ![]() и блогер HUMUS! ![]() Убедительно прошу! Если Вы заимствуете информацию из постов (даже вырезки из газет с комментариями ), сведения и фотографии из личных архивов участников темы, пожалуйста, делайте ссылки только на этот источник- https://forum.vgd.ru/614/31743/ Русский Харбин. Дневник Gul ![]() ![]() ![]() Харбинские темы в дневнике GUL Русский Харбин Архивные и др. источники к харбинским темам Ищу сведения о харбинцах Cписки харбинцев и жителей станций КВЖД Весь Харбин 1926 Эмиграция из Харбина см. Списки «Аресту подлежат все харбинцы...» КВЖД ----- станции и участки Проект Мемориала на кладбище Хуаншань Харбин Некрологи, опубликованные в харбинских газетах Научно-практическая конференция, посвященная 120-летию Харбина.. 2018 Кто едет в Советский Союз... Харбин. Апрель--июль 1935 Списки уезжающих в СССР после продажи КВЖД (списки по датам отъезда и эшелонам) Всемирный конгресс выходцев из Харбина 2017 ![]() ![]() 15 сентября 2010 Форумчане-потомки харбинцев,все, кто интересуется историей Харбина, расскажем здесь, на форуме,об этом удивительном исчезнувшем городе, о людях, построивших этот город и живших в нем, о людях, в тяжелые времена нашедших здесь приют и дом ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ХАРБИН Под асфальт сухой и гладкий, Наледь наших лет, Изыскательской палатки Канул давний след... Флаг Российский. Коновязи. Говор казаков. Нет с былым и робкой связи, — Русский рок таков. Инженер. Растегнут ворот. Фляга. Карабин. "Здесь построим русский город, Назовем — Харбин" Милый город, горд и строен, Будет день такой, Что не вспомнят, что построен Русской ты рукой. Пусть удел подобный горек — Не опустим глаз: Вспомяни, старик-историк, Вспомяни о нас. Ты забытое отыщешь, Впишешь в скорбный лист, Да на русское кладбище Забежит турист. Он возьмет с собой словарик Надписи читать... Так погаснет наш фонарик, Утомясь мерцать! Это отрывок из стихотворения талантливого харбинского поэта Арсения Несмелова (1889-1945 ) ------------------------- Харбинская икона Божией Матери |
Лайк (19) |
shevelyov Участник Сообщений: 99 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 43 | думаю это один и тот же класс с разницей в год |
shevelyov Участник Сообщений: 99 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 43 | это может быть 34 например (когда они в 1935году выезжали Владимиру было 14 лет, да и на стены чаще развешивали, чем снимали что-то. Думаю что наш снимок 33-34год Комментарий модератора: Все сложилось! Мама --1922, Владимир--1921 |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38873 | [Приехавший в 1919 в Харбин писатель Вс. Н. Иванов вспоминал: «…И скажите, в какую страну, кроме Китая, могли так легко съехаться сотни тысяч таких путешественников — без денег, без документов, без нансеновских паспортов… Какой бы народ принял их к себе, построил бы для них легкие саманные домики с палисадниками наипростейшего типа, посадил на каждой улице, бульварчике по китайскому лавочнику, которые обеспечили всем неприхотливое существование, помогли жить и работать, и все это просто, деловито и по существу по божески дешево? Китайцы, видавшие многое за века своей истории, не удивились нисколько нашему нашествию. Все, что делает китаец, как он делает, все направлено к одной цели — сделать вашу жизнь наиболее легкой и удобной. Китаец соблюдает эту манеру действия в отношении каждого иностранца. Иностранец, оказавшийся в Китае, всегда будет принят китайским обществом без какого либо подчеркивания его особенности…» Хотя, конечно, в силу языковых и культурных различий основная часть русского населения, была почти полностью изолирована от местных китайских жителей. Среди эмигрантов из России значительное количество составляли интеллигентные, образованные люди, впоследствии определившие высокий культурный уровень жизни Харбина. В опубликованных воспоминаниях Вс. Н. Иванов пишет: «…в Харбине именно дворянская семья не была редкостью. Здесь русская аристократия была представлена в большом выборе наравне с первоклассной интеллигенцией. Стоит только хотя бы перечислить исторические имена тех, кто оказался выброшенным взбушевавшимся морем революции на берега Харбина. Начнем с герцогини Лейхтенбергской. За ней назовем многочисленную семью Баратынских, семью Карамзиных, князей Львовых, Ухтомских, Вадбольских, Голицыных, графини Ланской, генерала Загоскина с потомством, ряд Аксаковых… В Харбине оказалось много дворянства с Волги — симбирской, самарской, казанской, уфимской губерний. Было много интеллигентной служилой публики — работников суда — адвокатуры и магистратуры — педагогов, много из именитого купечества, много генералов разных служб, политических деятелей всех толков, профессуры, педагогов, духовенства, докторов, представителей чуть ли не всех казачьих войск в лице их атаманов…» Киот Святителя Николая на харбинском вокзале ![]() |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38873 | Из статьи Я. Л. Писаревской Новый исторический вестник № 2 2000 г. К середине 20-х гг. Харбин разделился на советскую и антисоветскую части – на «красный» и «белый»: «…В Харбине много советских было, советская колония была. Не было дружбы, вражда была. Были организации эмигрантские, такие, как скауты, а у советских – пионеры, комсомольцы. Советские жили отдельно от нас, и даже районы Харбина были отдельные, например, Московские казармы. Там были советские школы» Район Пристани (примыкающий к берегу реки Сунгари) в основном заселяли владельцы частных эмигрантских предприятий, а Модягоу (окраина Харбина) был отдан на откуп наиболее скромной в материальном отношении эмиграции. Подобно другим окраинным районам (например, Нахаловке), Модягоу был застроен небольшими деревянными домами с палисадниками. В начале 20-х гг. здесь можно было встретить и старослужащих КВЖД (многие из которых стали уже советскими), и эмигрантов, пытающихся свести концы с концами ведением натурального хозяйства. К «красной» части можно было отнести район Нового Города – центральный, где располагались Управление и правление КВЖД, Железнодорожное собрание. Здесь, по преимуществу, селились служащие советской КВЖД, получившие ордера на казенные квартиры. Партийная номенклатура не прочь была воспользоваться прелестями буржуазного быта: члены Правления КВЖД, к примеру, занимали двух- и трехэтажные особняки «с садом, подстриженным на английский манер, боннами и поварами», а также имели личный телефон и казенную машину. Служащие среднего звена (бухгалтера, статистики, юристы и другие) довольствовались хорошими квартирами или небольшими казенными домиками. При этом жилье для эмигрантов в Харбине было серьезной проблемой. Большинству приходилось снимать углы, комнаты или часть дома «без удобств». В одной из популярных в Харбине постановок легаровской оперетты «Цыганский барон» местные артисты щеголяли понятной только обнищавшей аудитории «отсебятиной»: «Снимал в Нахаловке я место за два с полтиной с кипятком» (под «кипятком» подразумевался общий чайник, в определенное время кипевший для постояльцев во дворе хозяина-китайца). Но неверно было бы утверждать, что все советские служащие жили на порядок лучше эмиграции. Здесь можно говорить об общей тенденции, но в реальности уровень жизни зависел от ряда субъективных факторов, таких, к примеру, как наличие образования и уровень квалификации. Многие были вынуждены заниматься натуральным хозяйством. Для семей с количеством членов свыше 4-х человек натуральное хозяйство было хорошим подспорьем, так как зарплаты железнодорожного служащего низкой квалификации едва хватало на питание. Характерен также пример советских служащих, работавших на значительно удаленных от Харбина станциях КВЖД. Их положение усугублялось отсутствием на большинстве станций учреждений культуры, а иногда и начальных школ для детей (в подобных случаях дети учились и жили в интернатах для советских служащих в Харбине). |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38873 | Харбинские молодежные организации ХСМЛ и Костровое братство К 1920-м Христианский союз молодых людей (ХСМЛ, или YMCA ,или YWCA – Христианский союз молодых девушек), – межконфессиональная всемирная организация с центром в США ,--по всему миру насчитывала более 10 тыс. местных союзов , и общая численность членов ХСМЛ достигала более полутора миллионов человек. ХСМЛ был основан в 1844 г. Георгом Вильямсоном и своей целью ставил улучшение религиозно-нравственного, интеллектуального, общественного и физического состояния молодых людей Конечной целью Союза является идея всемирного христианского объединения людей путем бескорыстного и всестороннего служения человечеству на почве развития религиозной веротерпимости, в противовес объединению под давлением догматов одной церкви – будь то католическая или православная Христианский союз молодых людей в Харбине вел активную работу по привлечению молодежи в свои ряды. При ХСМЛ устраивались концерты и музыкальные вечера. Харбинское отделение YMCA располагалось на Садовой улице, именно там в 1926 поэтом Алексеем Алексеевичем Ачаиром (Грызовым) было организовано литературно-художественное объединение «Чураевка». Члены этого объединения собирались в здании ХСМЛ два раза в неделю – по пятницам и по вторникам. По вторникам вечерами проходили лекции и выступления с докладами авторитетных ученых, большей частью эти доклады были посвящены разным религиозным конфессиям, сектам и течениям, все это дополнялось литературно-музыкальной программой. В 1934 в один из таких вечеров с докладом «Несение света» выступил Н. К. Рерих, в то время оказавшийся в Харбине В здании ХСМЛ размещались гимназия и многочисленные курсы, среди которых были особенно популярны курсы машинописи и радиотехники. Там же располагались: клуб деловых людей, неизменный клуб естествознания и географии, курсы иностранных языков, курсы шоферов, а на третьем этаже – спортивный клуб, который собирался по четвергам и пользовался большой известностью в Харбине. Работа харбинского ХСМЛ была рассчитана на все социальные слои русской эмиграции 18 февраля 1925 г. в Харбине при ХСМЛ была организована молодежная организация «Костровое братство». В 1935 г. в харбинском журнале «Рубеж» Б. Муратов писал, что «братья» устраивают ежегодные хорошо организованные летние лагеря, а зимой –интересные сборы с привитием навыков патрульной работы; кроме того, проводятся так называемые общие «костряцкие камины», во время которых руководство ХСМЛ проводит разъяснительные и «образовательные» беседы Организация «костряков» была разбита на три отряда и построена по принципу обычных скаутских организаций, но подчинялась она как в идеологическом, так и в хозяйственном плане исключительно только харбинскому ХСМЛ. Деловым комитетом ХСМЛ в ознаменование 5 лет успешной работы «братьям» было вручено знамя, ставшее святыней «Кострового братства». «Костряки» имели свой гимн и свои песни, написанные поэтом Алексеем Алексеевичем Ачаиром (Грызовым) – руководителем «Чураевки». Б. Муратов не раз отмечал, что «Костряки», наряду со скромностью и отсутствием каких-либо узких рамок и программ, пронизаны чувством патриотизма и желанием помочь ближнему. ![]() |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38873 | Союз мушкетеров В 1924 четверо выпускников коммерческого училища — князь В. Гантимуров, Н. Глухих, А. Игнатьев и Б.Щетинин — после просмотра фильма «Три мушкетёра», показ которого был приурочен к 300-летию эпохи, описанной в романе, основали свой монархический «Союз мушкетёров». Организация вскоре получила известность и во всём русском зарубежье. «Мушкетёры» выработали четыре основных правила: безусловное подчинение начальнику; один за всех и все за одного; говорить правду; хранить тайны союза. К началу 1925-го образовалась первая сотня активных участников движения, среди которых были ветераны белого движения на Дальнем Востоке и группа юнкеров военного училища генерала Нечаева. Основой же первого состава «мушкетёров» послужила спортивная организация «Санитас» — место тренировок большинства участников организации. В «мушкетёры» записывались дети коммерсантов, домовладельцев, бывших служащих, а с 1927 года к движению стала примыкать молодёжь маньчжурских казачьих станиц. С приходом в 1925-м нового лидера В. С. Барышникова организация приобрела военизированною структуру, что в дальнейшем привело к активной боевой деятельности участников. При штабах организации существовали военные отделения, ведавшие военной подготовкой подопечных и «воспитанием мушкетёров в суворовских заветах». Отдельно действовало строевое отделение, отвечавшее также за личный состав союза. В 1925-1926 семь из 14 основателей организации погибли в пограничных стычках с Красной армией и в борьбе с хунхузами. В самом Харбине у мушкетёров также имелись враги. В роли гвардейцев кардинала выступали «красные пионеры», выделившиеся из скаутов и находившиеся под покровительством профсоюза мастеровых, служащих и рабочих КВЖД в Доме трудящихся. В Новом городе Харбина мушкетёры располагали собственным помещением, в котором дежурил наряд в 20-25 человек на случай оказания помощи собратьям, попавшим в перепалку с воинственными пионерами. В уличных боях использовались кастеты, ножи и даже револьверы. Зачастую противники заранее договаривались о численности участников драки. Известный исследователь и участник молодёжных движений русского зарубежья Р. П. Полчанинов касательно «мушкетёров» отмечал: «Первое время цели организации были весьма прозаичны: создать сплочённые группы молодёжи от 18 до 20 лет для драк с советскими пионерами и просоветски настроенной молодёжью». После советско-китайского конфликта маньчжурские власти усилили давление на активные русские организации монархического толка, в числе которых был и Союз мушкетёров. Его деятельность в Маньчжурии была запрещена в 1931 . Однако «мушкетёры» продолжили работу в Шанхае, а после 1945 — в Сан-Франциско Празднование 11-й годовшины со дня основания Союза мушкетеров. Харбин. 1935 В этом доме в Новом городе находился штаб Союза мушкетеров ![]() ![]() |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38873 | Христианский союз молодых людей http://www.china-voyage.com/2010/01/xristianski-soyuz/ Деятельность харбинского Христианского союза молодых людей была широко известна во всем мире. Эта крупная межконфессиональная организация с центром в США охотно опекала русских беженцев В Китае свою деятельность ХСМЛ начал в 1895 в Тянцзине. В 1934 насчитывалось уже 255 местных секретарей Союза, причем самым многочисленным и активным было харбинское отделение организации. Первоначальная задача – обслуживание экспедиционных американских и английских войск на Дальнем Востоке. Но после окончания Гражданской войны в России, когда русское население Харбина значительно выросло как за счет беженцев из «коммунистического рая», деятельность Союза сосредоточилась на оказании помощи молодым российским эмигрантам. Старшим секретарем русского отделения харбинского ХСМЛ стал известный поэт и педагог Восточного Зарубежья Алексей Алексеевич Ачаир (Грызов). Чтобы помочь молодым изгнанникам выжить на чужбине, создавали практические школы и уже в конце 1922 открылись вечерние курсы английского языка и машинописи, а в 1923 – создана школа шоферов-механиков, в 1924 открылась большая школа машинописи. Дать достойное образование и воспитание юному поколению российских эмигрантов, уберечь их от денационализации было главной заботой и Русской Православной Церкви и ХСМЛ. Для этого в рамках Союза была создана воспитательно-образовательная система, включавшая в себя ряд учреждений – детский сад, постоянно действующие курсы дошкольного воспитания, гимназию, колледж, институт, библиотеку, а также сеть кружков и научных обществ, призванных формировать облик молодого поколения русских эмигрантов, сохраняя национальные православные традиции. Это направление курировал специально созданный при ХСМЛ образовательный отдел во главе с А.А. Ачаиром (Грызовым). Детский сад, открытый в 1924 и руководимый Тарасовой пользовался репутацией лучшего в Харбине. Здесь творчески применяя популярные тогда методы Фребеля, Монтенсори и наработки Кольверт-скул, умели сохранить самобытность православного воспитания малышей. В этом же ключе работали созданные в 1925 г. курсы дошкольного воспитания под руководством профессора Н. Стрелкова. В том же году открыли свои двери пять классов гимназии Союза. Сохраняя строй и программу старой русской школы, гимназия брала на вооружение все новое, выстоять ее питомцам в тяжелых условиях эмиграции. Здесь дополнительно преподавались китайский и английский языки, а также ряд практических предметов, например, русскую и английскую машинопись. Постановка воспитания и образования в гимназии способствовала развитию способностей юных эмигрантов. Большое внимание уделяли спорту. Через гимназию ХСМЛ прошли многие юные дарования и среди них известный пианист А. Колпаков, певица и актриса В. Бринер, скульптор И. Бринер и др. В гимназии обучались дети 21 национальности. Самоотверженно трудились на ниве благотворительности все члены ХСМЛ, но большую часть отрядов милосердия создаваемых совместно с Русской Православной Церковью, составляла учащаяся молодежь. Так только в 1933 г. были обеспечены нижним бельем 746 чел. Нуждающихся, верхним платьем – 475, материей- 364; 626 человек получили обувь. Малоимущим выдали 905 пакетов с продуктами, покупали дрова, оказывали медицинскую помощь. Регулярно проводились благотворительные вечера и балы. Больше всего сборов давал «Розовый бал» – Посвященный выпускам учебных заведений ХСМЛ он был настоящим праздником русской культуры и считался неотъемлемой частью жизни православного Харбина. ![]() Широко отмечались в ХСМЛ православные праздники. Особенно любимы были Рождество, Крещение, Пасха, Радоница, Троица, Покров Пресвятой Богородицы и другие, которые проходили с со старинными русскими обрядами. Вот например, как праздновалась масленица в 1929 г.: «Все помещение гимназии ХСМЛ было убрано в древнерусском стиле… Особенно красивы были «боярская застольная» и «блинная комната», выдержанная в стиле русской избы. Здесь же восседали гармонисты и под русскую плясовую все прекрасно танцевали… В русской избе все дамы, угощавшие гостей блинами и подносившие брагу и медок, были одеты в боярские костюмы». Символично, что именно среди эмигрантов в Китае День Святого Благоверного Князя Владимира Крестителя Всея Руси праздновался как День русской культуры. К этой дате готовили выставки, концерты, спектакли, лекции. |
SHPAGINA Новичок Санкт-Петербург Сообщений: 2 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 6 | ХСМЛ - Чураевка http://www.russianshanghai.com/hi-story/now/post560 Поэт Сергей Сергин Суета Все – суета сует, и тленно все, что мило,- Уйдет, растает, точно из кадила В высь купола струящийся дымок. Лишь звук молитв и вечен, и глубок… ... Все – суета сует, все только обольщенье, Любовь в душе горит всего мгновенье, Лишь в Вечной Книге смысл вечен строк, Лишь звук молитв, и вечен и глубок. ( Это стихотворение было опубликовано в журнале «Рубеж». 1935. № 50; публикацию стихотворения предварял редакционный заголовок «Памяти поэта Сергея Сергина» и вступительное слово редактора: «5 декабря исполнилась первая годовщина со дня трагической смерти сотрудника «Рубежа», молодого талантливого поэта Сергея Сергина (Петрова). Уход из жизни скромного симпатичного юноши явился тем большей неожиданностью для всех знавших его, что вся поэзия Сергея Сергина была насыщена искренним и глубоким религиозным чувством. Помещаемое здесь стихотворение Сергея Сергина, частично выбитое на его надгробном памятнике, является характерным для его поэзии…»). Комментарий модератора: Марина, Вы поэт? Думаю , что да! Прочитала некоторые из Ваших стихов. Ваша гражданская и философская лирика не оставляет равнодушным! |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12825 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 38873 | SHPAGINA Спасибо большое, Марина, за ценное дополнение! Немного дополню Гранин (др. псевд.: И. М-ов; наст. фам. Сапрыкин) Георгий Иванович ![]() (23 июля 1913, ст. Пограничная на КВЖД - 6 декабря 1934, Харбин) — поэт. В 1923 Гранин переехал с матерью в Харбин. Учился в гимназии им. А.С Пушкина, затем поступил в Харбинский политехнический институт, но бросил учебу на первом курсе. Был секретарем литературного объединения «Молодая Чураевка». Печатался в газете «Чураевка», журналах «Рубеж», «Парус». Писал прозу, начал роман «Небо». В «Молодой Чураевке» считался одним из подающих большие надежды. 1933 примкнул к группе К.В. Родзаевского, стал работать в фашистской газете «Наш путь». В ночь на 6 декабря 1934 г. Г. Гранин и С. Сергин (Петров) покончили с собой в японском отеле «Нанкин» (Харбин). Сергин (настоящая фамилия Петров), Сергей Федорович (1910—1934, Харбин) — поэт. Окончил Харбинский политехнический институт. Член объединения «Молодая Чураевка». Покончил жизнь самоубийством ![]() В 1933 году в маленьком харбинском отеле «Нанкин» в возрасте 19 лет поэт Георгий Гранин (Сапрыкин) , бывший секретарем студии и членом Русской фашистской партии Родзаевского, совершил совместное самоубийство с другим поэтом Сергеем Сергиным (Петровым), оставившем после себя предсмертную записку со словами «Слава великому Сталину». Фашистская газета «Наш путь» прямо объявила, будто коммунист Петров застрелил честного фашиста Сапрыкина, а потом застрелился сам, чтобы избежать ответственности. Восьмистишье из стихотворения Георгия Иванова. Гранин в предсмертной записке просил, чтобы оно было выбито на его могильном кресте: Синеватое облако, холодок у виска, синеватое облако и еще облака… И старинная яблоня (может быть, подождать?), простодушная яблоня расцветает опять… http://polusharie.org/index.php?topic=42859.0 ГЕОРГИЙ ГРАНИН Ничего не понять. Ничего не измерить. Никого не убить. Никого не пронзить. Ничего не достать. Ни во что не поверить И по чёрным асфальтам пытливо скользить. Только жить. Только знать сумасшедшее имя, Неповторное имя, как солнечный дым. Только думать, что кто-нибудь сердце подымет. Только думать, что ты вдалеке и с другим. Только с болью твердить сумасшедшее имя И однажды шутя умереть молодым. 1933 СЕРГЕЙ СЕРГИН Последнее нашлось звено, Сбывается всё слово в слово – Вот башенка с одним окном И с дверью на семи засовах, Вот сад, где не растёт трава, Где дерево всегда из листьев… Всё то, что раньше узнавал В рисунке чьей-то древней кисти, Возникло вдруг передо мной На площади пустой, бескрайной… Я в дом войду – и путь земной Осветится последней тайной |
SHPAGINA Новичок Санкт-Петербург Сообщений: 2 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 6 | несчастные мальчики...(((( ТАКАЯ короткая жизнь!!! ТАКАЯ страшная смерть!!! Комментарий модератора: Да, Марина, короткая жизнь, страшная смерть была у многих-многих харбинцев. Недаром говорят " это несчастная нация харбинцы" |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 32 33 34 35 36 * 37 38 39 40 ... 739 740 741 742 743 744 Вперед → Модератор: Gul |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Gul » РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) [тема №31743] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
УРА!!!
Но Ваше фото не может быть 1936!!!