Перевод с латышского
помощь с переводом и прочтением
sergeyVT Сообщений: 123 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 31
| Наверх ##
7 июля 2017 22:24 reinisn
Надеялся получить подсказку, а получил детальное, я бы сказал, научно аргументированное объяснение. Согласитесь, мне крупно повезло. Понимаю, что такого рода ответы на конкретный вопрос чаще всего бывают вариативными, но мне хотелось бы самому «прибиться к какому-то берегу» и предложить какую-то понятную объяснительную схему происхождения фамилии предков уже своим потомкам. Поэтому позвольте еще несколько уточнения. Вариант с «Маленьким Клаусом» был хорош своей простотой, а еще тем, что в метрических записях о рождении и смерти моей прабабки было записано, что ее девичья фамилия Klinklaus. Впрочем, такую транскрипцию ей могли придать в лютеранских церквях эстлянского селении Jewe и города Смоленска, где записи вели на немецком, а с латышским языком были знакомы не лучше меня. Вы пишете о том, что слову кlinklāviņš предлагают две этимологии, но слово klinklāvs, от которого образована его уменьшительная форма, как я понял, собственного бытия в языке не имело. Не «типчик», а «тип» в латышском языке звучит и пишется, наверное, иначе. В связи с этим два вопроса: Помощник Санта Клауса в народном сознании был не совсем положительным персонажем? Фамилия Klinklāvs в начале 19 века могла нести на себе негативную коннотацию, связанную с созвучным ей кlinklāviņš? Хочу понять, был ли у моих территориально рассеянных предков резон желать себе такой фамилии? | | |
sergeyVT Сообщений: 123 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 31
| Наверх ##
7 июля 2017 22:51 campsis59
Спасибо за информацию. Опыт работы с ревизскими сказками и метрическими книгами на русском языке помог с помощью радураксти «выжать» много сведений биографического характера о своих латышских предках, но, как видите, далеко не все. Документы имений для меня terra incognita. Буду обращаться с еще одним заказом в ГИАЛ. Вы не знаете, существует ли какое-нибудь историческое описание имений Венденского уезда? Хотелось бы что-то узнать не только о предках, но и об их хозяевах, владельцах сразу двух (или больше?) крупных имений в приходе Skujenes. | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10762 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4307 | Наверх ##
9 июля 2017 9:50 sergeyVT немного есть в интернете Kaive Muiža | | |
sergeyVT Сообщений: 123 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 31
| Наверх ##
9 июля 2017 10:15 campsis59
Спасибо! С доступной мне информацией в интернете постарался познакомиться, но ее, Вы правы, немного. Догадываюсь, что выхожу за рамки приличий, перебирая с количеством вопросов, но, если позволите, последний вопрос. 7 августа 1850 года в Эстляндии, возле Нарвы у моих предков Петера и Анны-Марии Klinklavs родилась дочка, о чем есть запись в метрической книге местной лютеранской церкви. Через полтора месяца после этого события 26 сентября на хуторе Leies Kulme имения Kayenhof проводилась 9 ревизия. Вся семья Петера оказалось в наличии, имя и возраст его новорожденной дочки в сказке указан правильно. Охотно допускаю, что все они срочно проехали более 200 верст, чтобы предстать перед лицом переписчиков. Но дальше возникает «непонятка». Исповедная ведомость кирхи Святой Елизаветы города Пернов (Пярну) свидетельствует о том, что Анна-Мария умерла в 1853 году. Петер женился еще раз, и в январе 1856 года у его второй жены родилась дочь Анна-Матильда а сам Петер скончался за месяц до этого события. Однако в ревизской сказке 1858 года того же хутора Leies Kulme благополучно здравствуют и Петер, и Анна-Мария. А еще в нее внесена Анна-Матильда. Поэтому отсутствием новостей этот кунштюк не обоснуешь. Уже потерян счет поколениям школяров, которым Чичиков внятно объяснил, почему помещикам было выгодно избавляться от мертвых душ. Но зачем Ретеру Карклиту, реальному обитателю латвийского хутора Leies Kulme или безвестному пока управляющему имением было заносить «мертвые души» в ревизскую сказку? Может быть, есть какие-то местные резоны, о которых я не догадываюсь? | | |
Geo Z LT Сообщений: 20142 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13209 | Наверх ##
9 июля 2017 10:22 В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). | | |
sergeyVT Сообщений: 123 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 31
| Наверх ##
9 июля 2017 14:19 Geo Z
Я как раз об этом и говорю. Если в имении знали о рождении дочки, появившейся на свет через месяц после смерти отца, то не могли не знать и о его кончине. Зачем тогда, спустя 2 года, внесли в ревизскую сказку и его самого, и его еще раньше умершую первую жену? Допускаю, что разгильдяи водились не только в Комарицкой волости, но, может быть, в данном случае был какой-то осмысленный интерес? | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10762 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4307 | Наверх ##
9 июля 2017 14:27 sergeyVT там что-то связано с налогами с налогами связано и неправильное указание возраста наверное.можно об этом почитать в такие дебри не влезала
а забыла Вам сказать.что здесь крепостное право отменили в 1819году | | |
sergeyVT Сообщений: 123 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 31
| Наверх ##
9 июля 2017 14:47 campsis59
Спасибо! Про отмену крепостного права я знаю. Но Вы сами писали, и по другим источникам это известно, что безземельные крестьяне во многих отношениях еще долго оставались во власти хозяина имения и его управляющего. Уже после отмены крепостного права за 10 лет после смерти мужа, прапрапрабабку с дочками трижды переселяли с одного хутора на другой. | | |
reinisn Рига Сообщений: 1250 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 741
| Наверх ##
10 июля 2017 9:08 sergeyVT
Что касается Санта Клауса и его помошника, то эти персонажи не известны в латышском фольклоре, поэтому маловероятно, что местный крестьянин начала 19 века мог знать об этой гипотетической связи. О негативной коннотации фамилии сомневаюсь - большинство "нелицеприятных" фамилий были очень индивидуальными, т.е. давались конкретному лицу в связи с какой дибо его особенностью или в качестве наказания (помещиком или членами волостного суда), но через пару десятилетий этим же лицом или его потомками обычно заменялись на что то более приемлемое.
Кстати, транскрипцию с окончанием -аus получали схожие фамилии и в метриках латышских приходов (Beldavs - Beldaus, Jankavs - Jankaus итд.) - с незнанием языка это никак не связано.
Понимаю Ваше желание найти объяснение присхождению фамилии, но, увы, пока что оно (как и происхождение ряда других латышских фамилий) остается туманным. На данный момент мы имеем дело только с гипотезами, для подтверждения или опровержения которых необходима дополнительная информация.
--- Бураковские (Курляндская губ.),
Карповы, Резаковы (с. Васильевка, Абдулинский р., Оренбургская обл.)
| | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10762 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4307 | Наверх ##
10 июля 2017 9:24 -Klinklaw-так написана фамилия в ревизии-наверное пропустили или не слышали Klein-а Клав-уже имя Малый Клав получается
reinisn а что Вы скажете о фамилии-Kurants? стали носить Залюмс когда уехали от помещика в 60годах.хотя там же жили и Залюмс и были восприемниками Курантс встретилась в Курляндии ещё один раз-в Иллукстес районе кроме немецкого математика ничего не нашла | | |
|