Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Великоустюгский уезд

Великоустюгский уезд Вологодской губернии - это, пожалуй, самый приоритетный в области изучения черносошного крестьянства уезд.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 201 202 203 204 205 * 206 207 208 209 ... 223 224 225 226 227 228 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
dimarex
Модератор раздела
Ведущий историк-генеалог, писатель-краевед

dimarex

Частный специалист

Север - Вологда, Антарктида станция ВГД
Сообщений: 3226
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3750
Великоустюгский уезд - самый интересный в области изучения черносошных крестьян Русского Севера.

Устюг Великий. Материалы для истории города 17 и 18 столетий.
Уникальный сайт А. Г. Ушенина, где имеется информация о ПК Устюжского у. 1677-1678 гг. и др.
Аятская слобода и село Черемисское с деревнями
Русская историческая библиотека. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Т. 12. Ч. 1. 1500-1699 гг.
Именной и географической указатели есть в последней части (5)

Внимание! 21 апреля 2017 г. вышла моя очередная книга "Деревня Сырощапово, а Серкино тож на речке на Городишной. Династия государственных (черносошных) крестьян Храповых в XVII-XXI вв.". Данную книгу можно посмотреть или приобрести в областной библиотеке во время генеалогического семинара 29 апреля.
---
Чтить! Помнить! Поминать!
Я нужен людям, поэтому и должен... к/с "Черная метка" (Майкл Вестен)
Генеалогические исследования: абсолютно все Вологодские фамилии. Дневник dimarex и почта: dimaximus72@yandex.ru
Лайк (14)
Gjurgi

г. Ухта
Сообщений: 648
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 962
>> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 25 февраля 2024 22:46

Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии. ВадимЗ, каюсь, Вы правы. Нашёл статью: https://statehistory.ru/books/...XX-veka/24 Не смотря на грозные предупреждения, русский крестьянин действовал по принципу: авось пронесёт. Казнить за это никого не казнили, а наказание батогами - не в новинку, мужицкая шкура дублёная, выдюжит.
Лайк (1)
ВадимЗ

Сообщений: 579
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 907

Gjurgi написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 25 февраля 2024 22:46

Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии. ВадимЗ, каюсь, Вы правы. Нашёл статью: https://statehistory.ru/books/...XX-veka/24 Не смотря на грозные предупреждения, русский крестьянин действовал по принципу: авось пронесёт. Казнить за это никого не казнили, а наказание батогами - не в новинку, мужицкая шкура дублёная, выдюжит.
[/q]

Статья статьёй, а разрыв шаблона у меня был, когда пару лет назад сравнивал случайно попавшие в руки ревизию 1719-го и пополнительную сказку 1722-го по двум Ухтостровским волостям Двинского уезда: https://uhtostrov.ru/docs/
До этого я с первой ревизией не сталкивался.

Лайк (2)
igorpopov

igorpopov

Северодвинск
Сообщений: 484
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 963

Gjurgi написал:
[q]
Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии.
[/q]


Не совсем корректно в этой теме но все же:
исследовал все переписи и ревизии с 1556 по 1893 годы 6 деревень Подпорожской волости Онежского уезда.
По 1 рев. 1719 г. 75 душ (мужчин)
По рев. 1722 г. 162 души. (найдено)
всего по волости 237 душ.

Получается что скрывалось людей вдвое больше чем написано в 1 ревизии.
В основном это малолетние дети, старики, 2 беглых матроса, беглые с работ в Петербурге, скрывающиеся на Мурманских рыбных промыслах.
Gjurgi

г. Ухта
Сообщений: 648
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 962

igorpopov написал:
[q]

Gjurgi написал:
[q]

Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии.
[/q]



Не совсем корректно в этой теме но все же:
исследовал все переписи и ревизии с 1556 по 1893 годы 6 деревень Подпорожской волости Онежского уезда.
По 1 рев. 1719 г. 75 душ (мужчин)
По рев. 1722 г. 162 души. (найдено)
всего по волости 237 душ.

Получается что скрывалось людей вдвое больше чем написано в 1 ревизии.
В основном это малолетние дети, старики, 2 беглых матроса, беглые с работ в Петербурге, скрывающиеся на Мурманских рыбных промыслах.
[/q]



Я бы не считал всех, кто не записан в сказке 1719 г., скрывающимися. Наверное, дело в том, что механизм переписи был ещё не отработан. Безусловно, кое-кого намеренно скрыли, в основном, малолетних детей и нетрудоспособных стариков. Но главная причина, на мой взгляд, в том, что в этой сказке было записано лишь наличное на данный момент население, без учёта отсутствующих по разным причинам. По своим деревням я заметил, что в пополнительных доношениях и свидетельствах записаны, в основном: вернувшиеся из бегов, находящиеся "в Сибирских городах", "на заводах баронов Строгановых в Новом Усолье", вернувшиеся со службы рекруты, "по присланной промемории в число душ", "по ведомости Сибирской губернии назначенные на прежнее жилище" и др., так же взявшиеся откуда-то родственники, подворники и половники (возможно, поселившиеся в деревне после сказки 1719 г.), новорождённые или ранее утаённые дети.
Сейчас работаю над 2-й ревизией (выбывшие после 1-й ревизии). Интересно, что есть немало таких записей: "новорожден в прежней переписи, а в оклад не положен". Некоторые из таких значатся умершими, а другие - отданными в рекруты, а то и записаны "по купечеству". Т.е. они родились в период между 1719 и 1724 годами, но в оклад их почему-то так и не включили.
Лайк (1)
ВадимЗ

Сообщений: 579
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 907

Gjurgi написал:
[q]

Наверное, дело в том, что механизм переписи был ещё не отработан. Безусловно, кое-кого намеренно скрыли, в основном, малолетних детей и нетрудоспособных стариков.
[/q]

Не факт, что намеренно. До ландратских переписей 1710-го и 1717-го годов таких не переписывали. То есть крестьяне вполне могли считать, что таких писать не надо. Время перехода от подворного налогообложения к подушному. Спрашивали ведь самых уважаемых людей, то есть в возрасте. Сейчас при всеобщей грамотности новшества с трудом входят в жизнь, а уж тогда. Тут именно, что механизм переписи не отработан.



Gjurgi написал:
[q]

Сейчас работаю над 2-й ревизией (выбывшие после 1-й ревизии). Интересно, что есть немало таких записей: "новорожден в прежней переписи, а в оклад не положен". Некоторые из таких значатся умершими, а другие - отданными в рекруты, а то и записаны "по купечеству". Т.е. они родились в период между 1719 и 1724 годами, но в оклад их почему-то так и не включили.
[/q]

В оклад их не включили, потому что на момент самой ревизии 1719-го, их не было.
Лайк (3)
Gjurgi

г. Ухта
Сообщений: 648
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 962
>> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10
В оклад их не включили, потому что на момент самой ревизии 1719-го, их не было.

Вот именно. Но перепись продолжалась несколько лет, и те, кто обнаружились в сказке 1720, доношении 1721 и генеральном свидетельстве 1722 годов, в оклад включены. Значит, всё-таки, власти понимали, что новорождённых включать в оклад как-то несправедливо. Практической пользы от них никакой нет да ещё и не факт, что он вскоре не умрёт. Детская смертность-то была огромной. Кстати, в той же 2-й ревизии кроме вышеуказанных значатся "новорождены после переписи", т.е. те, которые родились после её окончания, и в оклад они точно не включены.
Gjurgi

г. Ухта
Сообщений: 648
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 962
>> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10

На всякий случай приведу текст из ревизской сказки 1719 г. (д. Ефаново). Если кто не знает, о чём идёт речь.

1719 году маия в _ день по указу Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца доли Тотемской пред камисаром Никитой Елизарьевичем Котениным Соли Вычегоцкой уезду (Лальской четверти) Антропьевы слободы сего 719-го году соцкой Григорей Никитин сын Михиев с товарыщи, земской целовальник Андрей Ларионов сын Рысев и нижеподписавшияся в прикладывании рук крестьяне, по объявлении царского величества имянного печатного указу, по которому велено брать в Тотемской доли скаски о дворцовых и протчих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских и церковных сколько, где и в которой волости в селех и в деревнях крестьян и бобылей задворных и деловых людей по имяном мужеска полу есть всех, не обходя, от старого до самого малого последняго младенца, с летами по заповеди святаго евангелия Господня еже-ей-ей в правду сказали, деревни Ефанова … … … А ежели мы, предпомянутый соцкой и земской целовальник с товарыщи и вышеписанной деревни крестьяне, в сей своей скаске сказали ложно и во оной деревне во дворех мужеска полу людей кого утаили, а о том чрез того от кого ежели будет донесено и взыщется до пряма, и за такую утайку людей и за ложную нашу скаску указал бы Великий государь учинить нам, предпомянутым, смертную казнь, а утаенных людей взять на его, Великого государя, и против числа их вытей в тех деревнях, в которых утайка явитца, из дач равную часть, что на них принадлежит по размеру, и отдать, кому царского величества указом повелено будет, бесповоротно. К сей скаске Онтропьевы слободы церкви Преображения Господня священник Алексей Андреев вместо соцкого Григорья Михиева с товарыщи, земского целовальника Андрея Рысева и вышеписанной деревни крестьян, что они написали истинную правду, не утаили мужеска полу людей ни единыя души, а ежели что утаили, за то повынны смертной казни, по их велению руку приложил. К сей скаске Онтропьевы слободы вышеписан(ной) деревни крестьянин Иван Прокопьев Нелюбин, что сказал истинную правду, мужеска полу людей не утаил единыя души, а ежели что утаил, за то повинен смертной казни, и руку приложил.

Показания давали одни, а подписывались за них, по неграмотности, другие. Тем не менее, предупреждения грозные.
Лайк (1)
ВадимЗ

Сообщений: 579
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 907

Gjurgi написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10

На всякий случай приведу текст из ревизской сказки 1719 г. (д. Ефаново). Если кто не знает, о чём идёт речь.

1719 году маия в _ день по указу Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца доли Тотемской (в канцелярии) пред камисаром Никитой Елизарьевичем Котениным Соли Вычегоцкой уезду Антропьевы слободы сего 719-го году соцкой Григорей Никитин сын Михиев с товарыщи, земской целовальник Андрей Ларионов сын Рысев и нижеподписавшияся в прикладывании рук крестьяне, по объявлении царского величества имянного печатного указу, по которому велено брать в Тотемской доли скаски о дворцовых и протчих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских и церковных сколько, где и в которой волости в селех и в деревнях крестьян и бобылей задворных и деловых людей по имяном мужеска полу есть всех, не обходя, от старого до самого малого последняго младенца, с летами по заповеди святаго евангелия Господня еже-ей-ей в правду сказали, деревни Ефанова … … … А ежели мы, предпомянутый соцкой и земской целовальник с товарыщи и вышеписанной деревни крестьяне, в сей своей скаске сказали ложно и во оной деревне во дворех мужеска полу людей кого утаили, а о том чрез того от кого ежели будет донесено и взыщется до пряма, и за такую утайку людей и за ложную нашу скаску указал бы Великий государь учинить нам, предпомянутым, смертную казнь, а утаенных людей взять на его, Великого государя, и против числа их вытей в тех деревнях, в которых утайка явитца, из дач равную часть, что на них принадлежит по размеру, и отдать, кому царского величества указом повелено будет, бесповоротно. К сей скаске Онтропьевы слободы церкви Преображения Господня священник Алексей Андреев вместо соцкого Григорья Михиева с товарыщи, земского целовальника Андрея Рысева и вышеписанной деревни крестьян, что они написали истинную правду, не утаили мужеска полу людей ни единыя души, а ежели что утаили, за то повынны смертной казни, по их велению руку приложил. К сей скаске Онтропьевы слободы вышеписан(ной) деревни крестьянин Иван Прокопьев Нелюбин, что сказал истинную правду, мужеска полу людей не утаил единыя души, а ежели что утаил, за то повинен смертной казни, и руку приложил.

Показания давали одни, а подписывались за них, по неграмотности, другие. Тем не менее, предупреждения грозные.
[/q]

Всегда есть закон, а есть правоприменительная практика. Так было тогда, так и сейчас.
Подозреваю (вернее уверен), что и раньше, и сейчас не все документы соответствовали реалиям жизни. Примеры можно посмотреть выше.
Я надеюсь Вы в курсе, отчего умерли Пётр III и Павел I. А формально от апоплексического удара. Один или оба, уже не помню.
Всегда есть закон, и попытки его обхода. Когда то удаётся обойти, когда то нет. Налоги платить никто не любит.
Лайк (2)
Ju19071994
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 57
Здравствуйте!
Мой пра-прадед Сокольников Василий в 1884 году переселился с семьей из деревни Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда Вологодской губернии в село Саушка Алейской волости Бийского уезда Томской губернии

Подскажите, пожалуйста, где можно найти документы до 1884 года, в первую очередь ревизские сказки, по деревне Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда?
Оцифрованы ли они?

Прикрепленный файл: IMG_3509.jpeg
Gjurgi

г. Ухта
Сообщений: 648
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 962

Ju19071994 написал:
[q]
Здравствуйте!
Мой пра-прадед Сокольников Василий в 1884 году переселился с семьей из деревни Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда Вологодской губернии в село Саушка Алейской волости Бийского уезда Томской губернии

Подскажите, пожалуйста, где можно найти документы до 1884 года, в первую очередь ревизские сказки, по деревне Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда?
Оцифрованы ли они?

Прикрепленный файл: IMG_3509.jpeg
[/q]


В первую очередь обратитесь в Великоустюжский архив. Основная масса церковных книг по лузским волостям находится там. Кое-что из Лальского краеведческого музея отправляли в Киров, но были ли там книги Папуловской волости, не знаю. Возможно, что-то есть в Вологодском и Архангельском архивах.
Переписи 1620-1717 гг. можно посмотреть здесь: https://disk.yandex.ru/d/ynnyNaSEEyp3eQ
1-я ревизия: https://disk.yandex.ru/i/lTVaqxxX6vhuMQ
3-я ревизия: https://disk.yandex.ru/d/Do9-7eRMLefSDw
Первоначально это была Учецкая волость, потом Пятинская, а с 1861 г. Папуловская.
Если будете копать вглубь, то рассматривайте и соседнюю Андреевскую волость (Антипинский приход). Кстати, в Алёнкино Сокольниковы поселились между 1-й и 2-й ревизиями.
https://disk.yandex.ru/d/r56ojHX2Ow3vVQ
https://disk.yandex.ru/i/Kt9gWqNMDYfAPA

Приход Учецкой Христорождественской церкви
Лайк (6)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 201 202 203 204 205 * 206 207 208 209 ... 223 224 225 226 227 228 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈