Великоустюгский уезд
Великоустюгский уезд Вологодской губернии - это, пожалуй, самый приоритетный в области изучения черносошного крестьянства уезд.
dimarexМодератор раздела Ведущий историк-генеалог, писатель-краевед Частный специалист Север - Вологда, Антарктида станция ВГД Сообщений: 3226 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3750 | Наверх ##
23 августа 2012 2:04 28 апреля 2017 22:03Великоустюгский уезд --- Чтить! Помнить! Поминать!
Я нужен людям, поэтому и должен... к/с "Черная метка" (Майкл Вестен)
Генеалогические исследования: абсолютно все Вологодские фамилии. Дневник dimarex и почта: dimaximus72@yandex.ru | | Лайк (14) |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 962
| Наверх ##
3 марта 2024 17:48 3 марта 2024 18:07 >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 25 февраля 2024 22:46 Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии. ВадимЗ, каюсь, Вы правы. Нашёл статью: https://statehistory.ru/books/...XX-veka/24 Не смотря на грозные предупреждения, русский крестьянин действовал по принципу: авось пронесёт. Казнить за это никого не казнили, а наказание батогами - не в новинку, мужицкая шкура дублёная, выдюжит. | | Лайк (1) |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
3 марта 2024 19:51 3 марта 2024 19:52 Gjurgi написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 25 февраля 2024 22:46
Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии. ВадимЗ, каюсь, Вы правы. Нашёл статью: https://statehistory.ru/books/...XX-veka/24 Не смотря на грозные предупреждения, русский крестьянин действовал по принципу: авось пронесёт. Казнить за это никого не казнили, а наказание батогами - не в новинку, мужицкая шкура дублёная, выдюжит.[/q]
Статья статьёй, а разрыв шаблона у меня был, когда пару лет назад сравнивал случайно попавшие в руки ревизию 1719-го и пополнительную сказку 1722-го по двум Ухтостровским волостям Двинского уезда: https://uhtostrov.ru/docs/До этого я с первой ревизией не сталкивался. | | Лайк (2) |
igorpopov Северодвинск Сообщений: 484 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 963 | Наверх ##
5 марта 2024 11:36 Gjurgi написал: [q] Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии.[/q]
Не совсем корректно в этой теме но все же: исследовал все переписи и ревизии с 1556 по 1893 годы 6 деревень Подпорожской волости Онежского уезда. По 1 рев. 1719 г. 75 душ (мужчин) По рев. 1722 г. 162 души. (найдено) всего по волости 237 душ. Получается что скрывалось людей вдвое больше чем написано в 1 ревизии. В основном это малолетние дети, старики, 2 беглых матроса, беглые с работ в Петербурге, скрывающиеся на Мурманских рыбных промыслах. | | |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 962
| Наверх ##
5 марта 2024 18:53 igorpopov написал: [q] Gjurgi написал:
[q] Хочу вернуться к вопросу укрывательства душ в 1-й ревизии.
[/q]
Не совсем корректно в этой теме но все же: исследовал все переписи и ревизии с 1556 по 1893 годы 6 деревень Подпорожской волости Онежского уезда. По 1 рев. 1719 г. 75 душ (мужчин) По рев. 1722 г. 162 души. (найдено) всего по волости 237 душ.
Получается что скрывалось людей вдвое больше чем написано в 1 ревизии. В основном это малолетние дети, старики, 2 беглых матроса, беглые с работ в Петербурге, скрывающиеся на Мурманских рыбных промыслах.
[/q]
Я бы не считал всех, кто не записан в сказке 1719 г., скрывающимися. Наверное, дело в том, что механизм переписи был ещё не отработан. Безусловно, кое-кого намеренно скрыли, в основном, малолетних детей и нетрудоспособных стариков. Но главная причина, на мой взгляд, в том, что в этой сказке было записано лишь наличное на данный момент население, без учёта отсутствующих по разным причинам. По своим деревням я заметил, что в пополнительных доношениях и свидетельствах записаны, в основном: вернувшиеся из бегов, находящиеся "в Сибирских городах", "на заводах баронов Строгановых в Новом Усолье", вернувшиеся со службы рекруты, "по присланной промемории в число душ", "по ведомости Сибирской губернии назначенные на прежнее жилище" и др., так же взявшиеся откуда-то родственники, подворники и половники (возможно, поселившиеся в деревне после сказки 1719 г.), новорождённые или ранее утаённые дети. Сейчас работаю над 2-й ревизией (выбывшие после 1-й ревизии). Интересно, что есть немало таких записей: "новорожден в прежней переписи, а в оклад не положен". Некоторые из таких значатся умершими, а другие - отданными в рекруты, а то и записаны "по купечеству". Т.е. они родились в период между 1719 и 1724 годами, но в оклад их почему-то так и не включили. | | Лайк (1) |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
7 марта 2024 13:10 7 марта 2024 13:13 Gjurgi написал: [q] Наверное, дело в том, что механизм переписи был ещё не отработан. Безусловно, кое-кого намеренно скрыли, в основном, малолетних детей и нетрудоспособных стариков.[/q]
Не факт, что намеренно. До ландратских переписей 1710-го и 1717-го годов таких не переписывали. То есть крестьяне вполне могли считать, что таких писать не надо. Время перехода от подворного налогообложения к подушному. Спрашивали ведь самых уважаемых людей, то есть в возрасте. Сейчас при всеобщей грамотности новшества с трудом входят в жизнь, а уж тогда. Тут именно, что механизм переписи не отработан. Gjurgi написал: [q] Сейчас работаю над 2-й ревизией (выбывшие после 1-й ревизии). Интересно, что есть немало таких записей: "новорожден в прежней переписи, а в оклад не положен". Некоторые из таких значатся умершими, а другие - отданными в рекруты, а то и записаны "по купечеству". Т.е. они родились в период между 1719 и 1724 годами, но в оклад их почему-то так и не включили.[/q]
В оклад их не включили, потому что на момент самой ревизии 1719-го, их не было. | | Лайк (3) |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 962
| Наверх ##
7 марта 2024 17:25 >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10 В оклад их не включили, потому что на момент самой ревизии 1719-го, их не было. Вот именно. Но перепись продолжалась несколько лет, и те, кто обнаружились в сказке 1720, доношении 1721 и генеральном свидетельстве 1722 годов, в оклад включены. Значит, всё-таки, власти понимали, что новорождённых включать в оклад как-то несправедливо. Практической пользы от них никакой нет да ещё и не факт, что он вскоре не умрёт. Детская смертность-то была огромной. Кстати, в той же 2-й ревизии кроме вышеуказанных значатся "новорождены после переписи", т.е. те, которые родились после её окончания, и в оклад они точно не включены. | | |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 962
| Наверх ##
8 марта 2024 9:24 27 марта 2024 18:29 >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10 На всякий случай приведу текст из ревизской сказки 1719 г. (д. Ефаново). Если кто не знает, о чём идёт речь. 1719 году маия в _ день по указу Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца доли Тотемской пред камисаром Никитой Елизарьевичем Котениным Соли Вычегоцкой уезду (Лальской четверти) Антропьевы слободы сего 719-го году соцкой Григорей Никитин сын Михиев с товарыщи, земской целовальник Андрей Ларионов сын Рысев и нижеподписавшияся в прикладывании рук крестьяне, по объявлении царского величества имянного печатного указу, по которому велено брать в Тотемской доли скаски о дворцовых и протчих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских и церковных сколько, где и в которой волости в селех и в деревнях крестьян и бобылей задворных и деловых людей по имяном мужеска полу есть всех, не обходя, от старого до самого малого последняго младенца, с летами по заповеди святаго евангелия Господня еже-ей-ей в правду сказали, деревни Ефанова … … … А ежели мы, предпомянутый соцкой и земской целовальник с товарыщи и вышеписанной деревни крестьяне, в сей своей скаске сказали ложно и во оной деревне во дворех мужеска полу людей кого утаили, а о том чрез того от кого ежели будет донесено и взыщется до пряма, и за такую утайку людей и за ложную нашу скаску указал бы Великий государь учинить нам, предпомянутым, смертную казнь, а утаенных людей взять на его, Великого государя, и против числа их вытей в тех деревнях, в которых утайка явитца, из дач равную часть, что на них принадлежит по размеру, и отдать, кому царского величества указом повелено будет, бесповоротно. К сей скаске Онтропьевы слободы церкви Преображения Господня священник Алексей Андреев вместо соцкого Григорья Михиева с товарыщи, земского целовальника Андрея Рысева и вышеписанной деревни крестьян, что они написали истинную правду, не утаили мужеска полу людей ни единыя души, а ежели что утаили, за то повынны смертной казни, по их велению руку приложил. К сей скаске Онтропьевы слободы вышеписан(ной) деревни крестьянин Иван Прокопьев Нелюбин, что сказал истинную правду, мужеска полу людей не утаил единыя души, а ежели что утаил, за то повинен смертной казни, и руку приложил. Показания давали одни, а подписывались за них, по неграмотности, другие. Тем не менее, предупреждения грозные. | | Лайк (1) |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
8 марта 2024 21:54 Gjurgi написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10
На всякий случай приведу текст из ревизской сказки 1719 г. (д. Ефаново). Если кто не знает, о чём идёт речь.
1719 году маия в _ день по указу Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца доли Тотемской (в канцелярии) пред камисаром Никитой Елизарьевичем Котениным Соли Вычегоцкой уезду Антропьевы слободы сего 719-го году соцкой Григорей Никитин сын Михиев с товарыщи, земской целовальник Андрей Ларионов сын Рысев и нижеподписавшияся в прикладывании рук крестьяне, по объявлении царского величества имянного печатного указу, по которому велено брать в Тотемской доли скаски о дворцовых и протчих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских и церковных сколько, где и в которой волости в селех и в деревнях крестьян и бобылей задворных и деловых людей по имяном мужеска полу есть всех, не обходя, от старого до самого малого последняго младенца, с летами по заповеди святаго евангелия Господня еже-ей-ей в правду сказали, деревни Ефанова … … … А ежели мы, предпомянутый соцкой и земской целовальник с товарыщи и вышеписанной деревни крестьяне, в сей своей скаске сказали ложно и во оной деревне во дворех мужеска полу людей кого утаили, а о том чрез того от кого ежели будет донесено и взыщется до пряма, и за такую утайку людей и за ложную нашу скаску указал бы Великий государь учинить нам, предпомянутым, смертную казнь, а утаенных людей взять на его, Великого государя, и против числа их вытей в тех деревнях, в которых утайка явитца, из дач равную часть, что на них принадлежит по размеру, и отдать, кому царского величества указом повелено будет, бесповоротно. К сей скаске Онтропьевы слободы церкви Преображения Господня священник Алексей Андреев вместо соцкого Григорья Михиева с товарыщи, земского целовальника Андрея Рысева и вышеписанной деревни крестьян, что они написали истинную правду, не утаили мужеска полу людей ни единыя души, а ежели что утаили, за то повынны смертной казни, по их велению руку приложил. К сей скаске Онтропьевы слободы вышеписан(ной) деревни крестьянин Иван Прокопьев Нелюбин, что сказал истинную правду, мужеска полу людей не утаил единыя души, а ежели что утаил, за то повинен смертной казни, и руку приложил.
Показания давали одни, а подписывались за них, по неграмотности, другие. Тем не менее, предупреждения грозные.[/q]
Всегда есть закон, а есть правоприменительная практика. Так было тогда, так и сейчас. Подозреваю (вернее уверен), что и раньше, и сейчас не все документы соответствовали реалиям жизни. Примеры можно посмотреть выше. Я надеюсь Вы в курсе, отчего умерли Пётр III и Павел I. А формально от апоплексического удара. Один или оба, уже не помню. Всегда есть закон, и попытки его обхода. Когда то удаётся обойти, когда то нет. Налоги платить никто не любит. | | Лайк (2) |
Ju19071994 Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 57 | Наверх ##
9 марта 2024 20:54 Здравствуйте! Мой пра-прадед Сокольников Василий в 1884 году переселился с семьей из деревни Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда Вологодской губернии в село Саушка Алейской волости Бийского уезда Томской губернии
Подскажите, пожалуйста, где можно найти документы до 1884 года, в первую очередь ревизские сказки, по деревне Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда? Оцифрованы ли они?
Прикрепленный файл: IMG_3509.jpeg | | |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 962
| Наверх ##
10 марта 2024 7:43 10 марта 2024 14:29 Ju19071994 написал: [q] Здравствуйте! Мой пра-прадед Сокольников Василий в 1884 году переселился с семьей из деревни Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда Вологодской губернии в село Саушка Алейской волости Бийского уезда Томской губернии
Подскажите, пожалуйста, где можно найти документы до 1884 года, в первую очередь ревизские сказки, по деревне Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда? Оцифрованы ли они?
Прикрепленный файл: IMG_3509.jpeg[/q]
В первую очередь обратитесь в Великоустюжский архив. Основная масса церковных книг по лузским волостям находится там. Кое-что из Лальского краеведческого музея отправляли в Киров, но были ли там книги Папуловской волости, не знаю. Возможно, что-то есть в Вологодском и Архангельском архивах. Переписи 1620-1717 гг. можно посмотреть здесь: https://disk.yandex.ru/d/ynnyNaSEEyp3eQ1-я ревизия: https://disk.yandex.ru/i/lTVaqxxX6vhuMQ3-я ревизия: https://disk.yandex.ru/d/Do9-7eRMLefSDwПервоначально это была Учецкая волость, потом Пятинская, а с 1861 г. Папуловская. Если будете копать вглубь, то рассматривайте и соседнюю Андреевскую волость (Антипинский приход). Кстати, в Алёнкино Сокольниковы поселились между 1-й и 2-й ревизиями. https://disk.yandex.ru/d/r56ojHX2Ow3vVQhttps://disk.yandex.ru/i/Kt9gWqNMDYfAPAПриход Учецкой Христорождественской церкви | | Лайк (6) |
|