Великоустюгский уезд
Великоустюгский уезд Вологодской губернии - это, пожалуй, самый приоритетный в области изучения черносошного крестьянства уезд.
dimarexМодератор раздела Ведущий историк-генеалог, писатель-краевед Частный специалист Север - Вологда, Антарктида станция ВГД Сообщений: 3226 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3751 | Наверх ##
23 августа 2012 2:04 28 апреля 2017 22:03Великоустюгский уезд --- Чтить! Помнить! Поминать!
Я нужен людям, поэтому и должен... к/с "Черная метка" (Майкл Вестен)
Генеалогические исследования: абсолютно все Вологодские фамилии. Дневник dimarex и почта: dimaximus72@yandex.ru | | Лайк (14) |
| ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 909
| Наверх ##
7 марта 2024 13:10 7 марта 2024 13:13 Gjurgi написал: [q] Наверное, дело в том, что механизм переписи был ещё не отработан. Безусловно, кое-кого намеренно скрыли, в основном, малолетних детей и нетрудоспособных стариков.[/q]
Не факт, что намеренно. До ландратских переписей 1710-го и 1717-го годов таких не переписывали. То есть крестьяне вполне могли считать, что таких писать не надо. Время перехода от подворного налогообложения к подушному. Спрашивали ведь самых уважаемых людей, то есть в возрасте. Сейчас при всеобщей грамотности новшества с трудом входят в жизнь, а уж тогда. Тут именно, что механизм переписи не отработан. Gjurgi написал: [q] Сейчас работаю над 2-й ревизией (выбывшие после 1-й ревизии). Интересно, что есть немало таких записей: "новорожден в прежней переписи, а в оклад не положен". Некоторые из таких значатся умершими, а другие - отданными в рекруты, а то и записаны "по купечеству". Т.е. они родились в период между 1719 и 1724 годами, но в оклад их почему-то так и не включили.[/q]
В оклад их не включили, потому что на момент самой ревизии 1719-го, их не было. | | Лайк (3) |
| Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 963
| Наверх ##
7 марта 2024 17:25 >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10 В оклад их не включили, потому что на момент самой ревизии 1719-го, их не было. Вот именно. Но перепись продолжалась несколько лет, и те, кто обнаружились в сказке 1720, доношении 1721 и генеральном свидетельстве 1722 годов, в оклад включены. Значит, всё-таки, власти понимали, что новорождённых включать в оклад как-то несправедливо. Практической пользы от них никакой нет да ещё и не факт, что он вскоре не умрёт. Детская смертность-то была огромной. Кстати, в той же 2-й ревизии кроме вышеуказанных значатся "новорождены после переписи", т.е. те, которые родились после её окончания, и в оклад они точно не включены. | | |
| Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 963
| Наверх ##
8 марта 2024 9:24 27 марта 2024 18:29 >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10 На всякий случай приведу текст из ревизской сказки 1719 г. (д. Ефаново). Если кто не знает, о чём идёт речь. 1719 году маия в _ день по указу Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца доли Тотемской пред камисаром Никитой Елизарьевичем Котениным Соли Вычегоцкой уезду (Лальской четверти) Антропьевы слободы сего 719-го году соцкой Григорей Никитин сын Михиев с товарыщи, земской целовальник Андрей Ларионов сын Рысев и нижеподписавшияся в прикладывании рук крестьяне, по объявлении царского величества имянного печатного указу, по которому велено брать в Тотемской доли скаски о дворцовых и протчих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских и церковных сколько, где и в которой волости в селех и в деревнях крестьян и бобылей задворных и деловых людей по имяном мужеска полу есть всех, не обходя, от старого до самого малого последняго младенца, с летами по заповеди святаго евангелия Господня еже-ей-ей в правду сказали, деревни Ефанова … … … А ежели мы, предпомянутый соцкой и земской целовальник с товарыщи и вышеписанной деревни крестьяне, в сей своей скаске сказали ложно и во оной деревне во дворех мужеска полу людей кого утаили, а о том чрез того от кого ежели будет донесено и взыщется до пряма, и за такую утайку людей и за ложную нашу скаску указал бы Великий государь учинить нам, предпомянутым, смертную казнь, а утаенных людей взять на его, Великого государя, и против числа их вытей в тех деревнях, в которых утайка явитца, из дач равную часть, что на них принадлежит по размеру, и отдать, кому царского величества указом повелено будет, бесповоротно. К сей скаске Онтропьевы слободы церкви Преображения Господня священник Алексей Андреев вместо соцкого Григорья Михиева с товарыщи, земского целовальника Андрея Рысева и вышеписанной деревни крестьян, что они написали истинную правду, не утаили мужеска полу людей ни единыя души, а ежели что утаили, за то повынны смертной казни, по их велению руку приложил. К сей скаске Онтропьевы слободы вышеписан(ной) деревни крестьянин Иван Прокопьев Нелюбин, что сказал истинную правду, мужеска полу людей не утаил единыя души, а ежели что утаил, за то повинен смертной казни, и руку приложил. Показания давали одни, а подписывались за них, по неграмотности, другие. Тем не менее, предупреждения грозные. | | Лайк (1) |
| ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 909
| Наверх ##
8 марта 2024 21:54 Gjurgi написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя ВадимЗ от 7 марта 2024 13:10
На всякий случай приведу текст из ревизской сказки 1719 г. (д. Ефаново). Если кто не знает, о чём идёт речь.
1719 году маия в _ день по указу Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца доли Тотемской (в канцелярии) пред камисаром Никитой Елизарьевичем Котениным Соли Вычегоцкой уезду Антропьевы слободы сего 719-го году соцкой Григорей Никитин сын Михиев с товарыщи, земской целовальник Андрей Ларионов сын Рысев и нижеподписавшияся в прикладывании рук крестьяне, по объявлении царского величества имянного печатного указу, по которому велено брать в Тотемской доли скаски о дворцовых и протчих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских и церковных сколько, где и в которой волости в селех и в деревнях крестьян и бобылей задворных и деловых людей по имяном мужеска полу есть всех, не обходя, от старого до самого малого последняго младенца, с летами по заповеди святаго евангелия Господня еже-ей-ей в правду сказали, деревни Ефанова … … … А ежели мы, предпомянутый соцкой и земской целовальник с товарыщи и вышеписанной деревни крестьяне, в сей своей скаске сказали ложно и во оной деревне во дворех мужеска полу людей кого утаили, а о том чрез того от кого ежели будет донесено и взыщется до пряма, и за такую утайку людей и за ложную нашу скаску указал бы Великий государь учинить нам, предпомянутым, смертную казнь, а утаенных людей взять на его, Великого государя, и против числа их вытей в тех деревнях, в которых утайка явитца, из дач равную часть, что на них принадлежит по размеру, и отдать, кому царского величества указом повелено будет, бесповоротно. К сей скаске Онтропьевы слободы церкви Преображения Господня священник Алексей Андреев вместо соцкого Григорья Михиева с товарыщи, земского целовальника Андрея Рысева и вышеписанной деревни крестьян, что они написали истинную правду, не утаили мужеска полу людей ни единыя души, а ежели что утаили, за то повынны смертной казни, по их велению руку приложил. К сей скаске Онтропьевы слободы вышеписан(ной) деревни крестьянин Иван Прокопьев Нелюбин, что сказал истинную правду, мужеска полу людей не утаил единыя души, а ежели что утаил, за то повинен смертной казни, и руку приложил.
Показания давали одни, а подписывались за них, по неграмотности, другие. Тем не менее, предупреждения грозные.[/q]
Всегда есть закон, а есть правоприменительная практика. Так было тогда, так и сейчас. Подозреваю (вернее уверен), что и раньше, и сейчас не все документы соответствовали реалиям жизни. Примеры можно посмотреть выше. Я надеюсь Вы в курсе, отчего умерли Пётр III и Павел I. А формально от апоплексического удара. Один или оба, уже не помню. Всегда есть закон, и попытки его обхода. Когда то удаётся обойти, когда то нет. Налоги платить никто не любит. | | Лайк (2) |
| Ju19071994 Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 57 | Наверх ##
9 марта 2024 20:54 Здравствуйте! Мой пра-прадед Сокольников Василий в 1884 году переселился с семьей из деревни Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда Вологодской губернии в село Саушка Алейской волости Бийского уезда Томской губернии
Подскажите, пожалуйста, где можно найти документы до 1884 года, в первую очередь ревизские сказки, по деревне Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда? Оцифрованы ли они?
Прикрепленный файл: IMG_3509.jpeg | | |
| Gjurgi г. Ухта Сообщений: 648 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 963
| Наверх ##
10 марта 2024 7:43 10 марта 2024 14:29 Ju19071994 написал: [q] Здравствуйте! Мой пра-прадед Сокольников Василий в 1884 году переселился с семьей из деревни Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда Вологодской губернии в село Саушка Алейской волости Бийского уезда Томской губернии
Подскажите, пожалуйста, где можно найти документы до 1884 года, в первую очередь ревизские сказки, по деревне Аленкина Папуловской волости Устюжского уезда? Оцифрованы ли они?
Прикрепленный файл: IMG_3509.jpeg[/q]
В первую очередь обратитесь в Великоустюжский архив. Основная масса церковных книг по лузским волостям находится там. Кое-что из Лальского краеведческого музея отправляли в Киров, но были ли там книги Папуловской волости, не знаю. Возможно, что-то есть в Вологодском и Архангельском архивах. Переписи 1620-1717 гг. можно посмотреть здесь: https://disk.yandex.ru/d/ynnyNaSEEyp3eQ1-я ревизия: https://disk.yandex.ru/i/lTVaqxxX6vhuMQ3-я ревизия: https://disk.yandex.ru/d/Do9-7eRMLefSDwПервоначально это была Учецкая волость, потом Пятинская, а с 1861 г. Папуловская. Если будете копать вглубь, то рассматривайте и соседнюю Андреевскую волость (Антипинский приход). Кстати, в Алёнкино Сокольниковы поселились между 1-й и 2-й ревизиями. https://disk.yandex.ru/d/r56ojHX2Ow3vVQhttps://disk.yandex.ru/i/Kt9gWqNMDYfAPAПриход Учецкой Христорождественской церкви | | Лайк (6) |
derrik22Участник  Сургут Сообщений: 58 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
10 марта 2024 8:04 derjak_uralich написал: [q] НАВИГАТОР РГАДА, Ф. 1209, оп. 1, д. 15041. Переписная книга черносошных крестьян Устюжского уезда с указанием крестьян, взятых с каждой деревни «на государеву службу, в солдаты» – переписи Г. М. Мышецкого, 1667-68 гг. Подлинник, конец книги утрачен. лл. 1-1110.
[/q]
К сожалению в Бруснецкой волости в д.Лаваш не обнаружил своих Никитинских, коих в 1719 там было уже множество Стоит ли их поискать в ближайших НП? Возможно ли, что "обзывались" они Никитины? --- Махнёвы из Вятской губернии и Тарского уезда Омской области
Сосновские из Викуловского района Тюменской области..Никитинские из Вологодской губернии и Кузедеево. Паутовы с Алтая и Урала. | | |
| NIK_072 Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 0 | Наверх ##
10 марта 2024 14:59 Здравствуйте. Сущетвует ли в электронном виде первая ревизия кичменгской волости великоустюгского уезда?Если да то где можно посмотреть? | | |
| derjak_uralich Москва Сообщений: 245 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 259
| Наверх ##
10 марта 2024 19:06 10 марта 2024 19:06 derrik22 написал: [q] К сожалению в Бруснецкой волости в д.Лаваш не обнаружил своих Никитинских, коих в 1719 там было уже множество Стоит ли их поискать в ближайших НП? Возможно ли, что "обзывались" они Никитины?
[/q]
Вам следует посмотреть Брусенскую волость в поздних писцовых и дозорных книгах. Например, писцовую книгу А.И. Лодыженского (1675-1683 гг.), переписную книгу А.П. Измайлова (1691-93 гг.), или дозорную книгу П.А. Толстого (1693-94 гг.), как наиболее близкие к Первой ревизии (1719 г.) источники по переписи населения Великоустюжского уезда. --- * Ищу сведения о Матвее Клементьеве Попкове (1714 г.р.) и Ларионе Калинине Попкове (1720 г.р), переселившихся в Салтосарайскую слободу Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии (1723-1745 гг.) | | Лайк (4) |
derrik22Участник  Сургут Сообщений: 58 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
11 марта 2024 5:21 11 марта 2024 5:27 derrik22 написал: [q] К сожалению в Бруснецкой волости в д.Лаваш не обнаружил своих Никитинских,[/q] Опять меня попутало наличие 2-х Левашей в одной Волости. На следующей странице, в этой же Бруснецкой волости обнаружился еще один Лаваш, но и в нем тоже нет моих Никитинских, но зато есть очень знакомые фамилии Дурнев и Панкратьевых, которые до 20 го века жили и роднились с Никитинскими в селе Леваш (тот который ближе к Великому Устюгу) --- Махнёвы из Вятской губернии и Тарского уезда Омской области
Сосновские из Викуловского района Тюменской области..Никитинские из Вологодской губернии и Кузедеево. Паутовы с Алтая и Урала. | | |
|