Христианские (канонические) ИМЕНА :: Ономастика (антропонимы, топонимы и пр.), этимология
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД » Ономастика (антропонимы, топонимы и пр.), этимология » Христианские (канонические) ИМЕНА
Вниз ⇊


Имена,фамилии и географические названия - этот раздел не для объявлений о поиске, а о возможном их происхождении

Христианские (канонические) ИМЕНА

библейские имена из святцев и их древне - и старорусские варианты

<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 56 57 58 59 60 * 61 62 [ >>>>>> ]
Модераторы: valcha, Geo Z
Morant
Почетный участник



Мск
Сообщений: 95
Регистрация: 2005
Рейтинг: 11 

Обнаружил тут предка - из Пензенской губ. с русской фамилией Игошин и именем "Иван Моисеевич". Можно ли предполагать еврейские корни? Это конечно не Либерман Карл Лейбович, но все же.. Хотя, насколько знаю, Моисей - вроде даже православное имя. В общем, просветите плз.



---
___
http://shehovtsev.narod.ru
Шеховцовы
yelena_02
Почетный участник

yelena_02

Могилев Беларусь
Сообщений: 223
Регистрация: 2010
Рейтинг: 247 

ozerskaya
ozerskaya написал:
[q]

yelena_02 написал:
[q]

Нашла имя своего предполагаемого предка по имени Каленик. Но в РС человека с таким именем нет.Как его могли звать по-другому.
[/q]



Правильно

КАЛЛИНИКЪ-июль 29, август 23, декабрь 14

В другом календаре 1870 года

КАЛЛИННИКЪ - плюс ещё мая 24.
[/q]


Спасибо.

---
ПРОТЬКО - д.Драчково, Петровичи Смиловичской вол.; БУЗАНОВСКИЙ и ВЕРНИКОВСКИЙ -околица Уборки (Уборок) Погорельской вол.;ЛЕО(ва)НОВИЧ-окол.Сутин Омельнянской вол.Минской губернии.
valcha
Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 25175
Регистрация: 2006
Рейтинг: 13570 



Богдан. История появления этого имени .

Имя, Богдан - славянское в обеих своих основах, с понятным и очень позитивным толкованием «Богом данный», ныне весьма распространённое среди русских, белорусов и, особенно, украинцев (преимущественно западных), в Киевской Руси вовсе не было известно. Дело в том, что выглядящее исконным имя является для славян переводным (калькой) с греческого и потенциально смогло появиться на Руси лишь с принятием христианства в 988 г.
Ведь ранее понятие единого всемогущего Бога у славян отсутствовало, и в подобной модели личного имени на первом месте теоретически могло находиться лишь имя одного из конкретных богов, но и такие случаи не известны. (Правда, у некоторых индоевропейских язычников /индийцев, литовцев/ аналоги имени «Богдан» по каким-то причинам появились [Гинкен 1893, 443], но у славян, как и у германцев, это имя в дохристианскую пору не отмечено.
Даже с утверждением христианства «Богдан» возник в антропонимиконе восточных славян не сразу, а спустя столетия. Новгородские берестяные грамоты, зафиксировавшие широкое распространение в городе в ХІ — ХV вв. большого количества имён, славянских по происхождению, этого имени не включают (См. Подольская 1979, также корпус берестяных грамот в составе НКРЯ.
Причина этого состоит в том, что православная церковь на Руси строго следила за тем, чтобы при крещении ребёнка именовали календарным именем, т. е. в соответствии с формой имени святого, закреплённой в богослужебных книгах, в частности, в минеях.
Как правило, по происхождению это были греческие, еврейские и латинские имена: Георгий, Вениамин, Венедикт и т. д.
Было в минеях лишь несколько славянских имён, например, женские Вера, Надежда, Любовь, которые являлись переводом греческих имён Пистис, Элпис, Агапе. Славянскими по происхождению в минеях были и имена русских князей, канонизированных церковью: Владимир, Ярослав, а также мужское имя Лев, являющееся калькой с греческого «Леон».

Наряду с церковными именами в древней Руси бытовали и так называемые семейные имена, — как правило, славянские: Беляй, Бык, Добрыня, Смирной, Томило и др. [Суслова 1988, Суперанская 1990].
«Богдан» к этой категории не относился. Многие из них легко реставрируются по современным русским фамилиям — Гудков /Гудок/, Злобин /Злоба/, Истомин /Истома/, Истошин /Истоша — уменьшит. от предыдущего/ и др.). Приблизительно к ХV в. христианские имена уже прочно вошли в быт.

Вместе с заимствованными личными именами постепенно начинает входить в употребление на Руси и переводное (от греч. Феодор, Феодот) имя Богдан — вероятно, по инициативе отдельных священников.
В письменных памятниках самое первое упоминание этого имени относится к концу ХIV в. — в 1388 г. отмечен новгородский тысяцкий Богдан Обакунович (стал посадником в 1391 г.) [Тупиков 1903, 51].
К этому же приблизительно времени (1389 г.) относится упоминание некоего пана Богдана Ляшковского, впрочем, явно принадлежащего польской общности [Тупиков 1903, 51].

В XV в. словарь Тупикова отмечает имя Богдан уже 17 раз [Тупиков 1903, 51], в XVI в. — 47 раз [Тупиков 1903, 51-52].
К концу ХVI— началу XVII в. Богдан — ещё сравнительно редкое имя на Руси.
Его нет в основном ряду «Ономастикона» акад. С.Б. Веселовского [Веселовский 1974] — словаря, основанного на тщательном изучении летописей, актов, разрядов, родословных и других памятников Северо-Восточной Руси XV-XVII вв.
Лишь после церковных реформ в Московской Руси 1653-55 гг., когда «Богдан» утвердился как законный вариант «правильного» имени Феодот, началось широкое внедрение этого имени в русский быт.
За XVII в. в словаре Тупикова «Богдан» и формы того же имени «Богодан» и «Бодан» отмечены уже 145 раз [Тупиков 1903, 52-57]. (У ближних соседей восточных славян — православных молдаван — славянское имя Богдан получило распространение раньше. Его носил, к примеру, первый господарь Молдавии /правил в 1359-1365 гг./. Скорее всего, это результат тесных контактов молдаван с православными южными славянами, где именование не столь жёстко направлялось церковью, как на Руси).

---
Я уже не работаю в архивах, поэтому с просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Том
Новичок

Том

Беларусь, Могилёв
Сообщений: 24
Регистрация: 2010
Рейтинг: 22 

Кто встречал имя Бовтромей (Бобруйский уезд, д. Городец 1850 год. Ревизская сказка.
Варфоломей, Еремей ????

---
Поиск: Галахов (с. Агламазова, д.Киширская Ряжско-Рановская засечная черта). Коноваловы, Корсаковы (с.Николаевка, Таганрогский округ, ОВД) Пархомович, Русецкий (Любоничское ст. д. Охотичи, Городец)
Gogin10
Долгожитель форума



Сообщений: 2642
Регистрация: 2017
Рейтинг: 745 


Том написал:
[q]
Кто встречал имя Бовтромей
[/q]
Здравствуйте. Посмотреть бы на документ. Есть имя Бартоломей, возможно оно. Могло быть и ошибочное написание этого имени.
popovoleg
Участник



Москва
Сообщений: 99
Регистрация: 2011
Рейтинг: 21 

>> Ответ на сообщение пользователя valcha от 21 июля 2019 10:54

Добрый день! Скажите имя мужское Аника в 1779г. может в 1785г измениться на Никиту?
Atkara-EV
Долгожитель форума

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 5087
Регистрация: 2011
Рейтинг: 4340 


popovoleg написал:
[q]
Скажите имя мужское Аника в 1779г. может в 1785г измениться на Никиту?
[/q]


Было мужское имя Аникита (по-гречески непобедимый), память 17 апреля и 25 августа. В просторечии имя звучало как Аника.
Поэтому трансформация Аникиты в Никиту вполне очевидна.

---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
popovoleg
Участник



Москва
Сообщений: 99
Регистрация: 2011
Рейтинг: 21 


Atkara-EV написал:
[q]

popovoleg написал:
[q]

Скажите имя мужское Аника в 1779г. может в 1785г измениться на Никиту?
[/q]



Было мужское имя Аникита (по-гречески непобедимый), память 17 апреля и 25 августа. В просторечии имя звучало как Аника.
Поэтому трансформация Аникиты в Никиту вполне очевидна.
[/q]



Спасибо!
Geo Z
Модератор раздела

Geo Z

LT
Сообщений: 20219
Регистрация: 2008
Рейтинг: 11018 

В русском языке имя Аникита (Ианикит) часто смешивается с родственным именем Никита и сходно звучащим именем Иоанникий (Аникий, Аникей).
Народные формы в русском языке: м. Аника
Источник: http://kurufin.ru/html/Translate/anicet.html
Geo Z
Модератор раздела

Geo Z

LT
Сообщений: 20219
Регистрация: 2008
Рейтинг: 11018 

Иоанникий, Иоанникия, Аникий, Аникей
От греческого имени Ἰωαννίκιος (Иоанникиос) - уменьшительной формы имени Ἰωάννης (Иоаннес, Иоаннис), происходящей от древнееврейского имени יוֹחָנָן (Йоханан) - "Яхве милостив; Яхве милует (награждает)" (см. также Иоанн, Иван). Часто смешивается со сходно звучащим именем Аникита (Ианикит).
Православный календарь ( РПЦ ): м. Иоанникий (именины), ж. Иоанникия (именины)
Католический календарь (лат., VMR ): м. Joannicius (именины)
Народные формы в русском языке: м. Аникий, Аникей
Уменьшительные формы в русском языке ( П. ): Иоанникий, Аникий, Аникей: Аника, Аникейка, Ника, Никаха, Никаша
Источник: http://kurufin.ru/html/Translate/ioannikiy.html
Русислав
Долгожитель форума

Русислав

Омськ, Сiрий Клин
Сообщений: 1007
Регистрация: 2008
Рейтинг: 499 

valcha, благодарю за как всегда интересную статью!

valcha написал:
[q]
Ведь ранее понятие единого всемогущего Бога у славян отсутствовало, и в подобной модели личного имени на первом месте теоретически могло находиться лишь имя одного из конкретных богов, но и такие случаи не известны.
[/q]

Отсутствие монотеизма с "безымянным" обобщением ("Бог") не означает отсутствие слова "бог" до принятия монотеизма. Ну и источников по ономастике дохристианского и раннехристианского периода восточных славян не княжеского рода настолько мало, что как-то странно категорично утверждать отсутствие имён с корнем "бог". Всё равно, что отрицать существование этого христианского Бога потому что нет научных фактов его существования )))
Мне ещё интересна форма "Богуш", встречаемая в Королевстве Польском и ВКЛ в 16-17х веках. Как мне показалось, была определённая "мода" среди шляхты на имена Богумил и Богуслав в этот период и, видимо, оба эти имени использовали форму "Богуш", что иногда затрудняет точное определение полной формы имени ((((

---
Савончук, Пигаль, Бруцкие, Козубовские, Конончук, Гузовец (Волынская губ.), Шутылевы, Ворожцовы, Юферевы, Михеевы, Желонкины, Вавиловы, Фоминых, Онучины (Вятская губ.)
-
Чи не зрадив я Роду,
Чи ім’я не зганьбив?
Чи поглянути зможу
У світлі очі Богiв?
<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 56 57 58 59 60 * 61 62 [ >>>>>> ]
Модераторы: valcha, Geo Z
Генеалогический форум ВГД » Ономастика (антропонимы, топонимы и пр.), этимология » Христианские (канонические) ИМЕНА
Вверх ⇈