zritel | Протоиерей Василий Смирнов (1813-…)
Василий Григорьевич Смирнов родился в 1813 году в семье священника. В 1836 году он окончил по 1 разряду Казанскую духовную семинарию, 2 февраля 1837-го архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Ужинским) был рукоположен во священника к Воскресенской церкви города Чебоксары, 24 июля назначен учителем высшего отделения Чебоксарского духовного приходского училища, с 1840-го занимал должность увещевателя подсудимых в чебоксарском уездном и земском судах. 20 февраля 1842 года батюшка был перемещен к чебоксарскому Введенскому собору, 27 апреля того же года определен членом Чебоксарского духовного правления, 4 июня назначен наставником для назидания ссылаемых в Сибирь арестантов при чебоксарском тюремном замке, 24 августа – депутатом от духовенства по городу Чебоксары, с 28 сентября 1844-го проводил при соборном храме катехизические беседы, за усердное прохождение учительской должности награжден набедренником (1842). 11 августа 1846 года священник Василий Смирнов был перемещен к Воскресенскому собору города Царевококшайска, занимал должности члена духовного правления (1846-1853), благочинного четырех городских и шести (с 1853-го – десяти) сельских церквей, сотрудника духовного попечительства, цензора проповедей в Царевококшайске и одноименном уезде, члена Царевококшайского попечительского комитета о тюрьмах (8.01.1847-6.10.1853, в дальнейшем стал его директором), в 1847,1848,1852 годах состоял катехизическим проповедником, с 24 февраля 1855-го – законоучителем Вараксинского училища. Труды батюшки на ниве Христовой были отмечены саном протоиерея (1.02.1848), скуфьей (17.07.1850), камилавкой (16.04.1855), наперсным крестом (13.04.1863), признательностью епархиального начальства (август 1851-го за представление ведомости с указанием географического расположения приходов Царевококшайского уезда и расстояния между всеми приходскими деревнями), бронзовым крестом на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853-1856 годов. Последнее известное упоминание о служении протоиерея Василия Смирнова в царевококшайском Воскресенском соборе относится к 1865 году. Дальнейшая судьба батюшки в настоящее время не известна.
Протоиерей Антоний Темин (17.01.1873-…)
Антоний Анатольевич Темин родился 17 января 1873 года в городе Казани в семье священника. 14 июня 1897 года он окончил по 2 разряду Казанскую духовную семинарию, с 23 сентября того же года по 21 января 1898-го нес послушание псаломщика Благовещенского храма города Чебоксары. 2 февраля 1898 года А.А. Темин был рукоположен во священника епископом Чебоксарским Антонием (Храповицким) к Покровской церкви села Ронга, помимо храмового служения нес послушания заведующего и законоучителя Шуледурской (23.02.1898-4.09.1900), Ургакшинской (23.02.1899-4.09.1900), Кугенерских мужской и женской (4.09.1900-…) церковно-приходских школ, Ронгинской церковно-приходской и образцовой при ней школ (20.11.1899-31.03.1905), законоучителя Чкаринского земского училища (23.02.1898-30.11.1902), занимал должности члена строительного комитета по сооружению Ронгинской второклассной церковно-приходской школы (1898-1899), председателя Ронгинского церковно-приходского попечительства (16.03.1900-1903), был награжден набедренником (2.07.1903), отмечен благодарностью епархиального начальства за усердные труды в деле преподавания Закона Божия (1903). Занимался отец Антоний также миссионерской деятельностью. 25 мая 1901 года около тысячи марийцев из Царевококшайского, Уржумского, Яранского уездов собрались на трехдневное моление в роще около деревни Курсола Ронгинской волости Царевококшайского уезда, некоторые из них к тому времени уже приняли святое Крещение и состояли прихожанами ронгинской церкви. Узнав об этом, отец Антоний счел необходимым убедить пасомых отказаться от участия в языческом мольбище, намеревался обратиться с проповедью и к язычникам. В ночь с 25-го на 26 мая батюшка вместе с диаконом Василием Ананьевым, псаломщиками ронгинской церкви в сопровождении помощника волостного старшины, урядника, волостного писаря, сельских десятников и местных крестьян (всего сопровождавших было около 50 человек) отправился к роще. Войдя в нее, он обратился к участникам языческого молебствия со словом увещевания, при этом в качестве вещественного доказательства проведения молебна урядником была изъята сумка с культовыми предметами и собранные деньги в сумме 57 копеек, которые поместили в волостное правление, причем возглавлявший молебен отдал их государственным служащим добровольно. 1 июня 1901 года на имя обер-прокурора Святейшего Синода поступила жалоба от крестьянина деревни Курсола, в которой предлагалось привлечь отца Антония к ответственности за «незаконные действия», выразившиеся «в прекращении своим вмешательством нашего моления и отобрании … вещей». К сентябрю того же года она была проверена, некоторые приведенные в ней факты оказались недостоверными. По итогам дознания отмечалось, что «из рассмотрения всех обстоятельств … становится ясным, что священник Темин не только не имел никакого намерения причинить собравшимся для языческого моления … какое-нибудь оскорбление или насилие, но явился на это богомолье по своему пастырскому долгу для увещевания православных черемис. По этой причине … жалоба … на якобы насильственное прекращение священником Теминым … богомолья, как несправедливая, должна быть оставлена без последствий». На ронгинском приходе священник Антоний Темин служил около 7 лет, 31 марта 1905-го архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным) был переведен к Воскресенскому собору города Царевококшайска. Батюшка нес также послушание законоучителя Царевококшайской низшей ремесленной школы (29.10.1907-11.11.1910), занимал должности члена Царевококшайского уездного отделения епархиального училищного совета (21.06.1901-12.06.1905), уездного наблюдателя церковно-приходских школ (12.06.1904-…), депутата от духовенства на уездных земских собраниях (3.09.1905-…), члена уездного училищного совета (12.06.1905-…), уездного попечительства о народной трезвости (12.07.1905-…), попечительского совета Царевококшайской женской гимназии (6.10.1908-…), помощника благочинного (10.06.1907-14.12.1909), делопроизводителя Царевококшайского отделения Братства святителя Гурия (20.09.1910-…), члена комиссии по ревизии Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря (1910), депутата епархиального училищного съезда (25.02.1914-…). Добросовестное служение отца Антония в этот период было отмечено скуфьей (23.02.1907), камилавкой (6.05.1913), медалью в память 25-летия восстановления церковно-приходских школ (1909). В Воскресенском соборе города Царевококшайска священник Антоний Темин служил до 6 ноября 1915 года, когда был переведен в Мензелинск, нес послушание уездного наблюдателя церковных школ Мензелинского уезда. В соборном храме указанного выше города, будучи уже в сане протоиерея, батюшка служил и к началу 1930-х годов, с 1 апреля 1930-го проживал в селе Старый Красный Бор Бондюжского района ТАССР. 1 июля 1931 года протоиерей Антоний был арестован, обвинялся по статьям 58-10,11 УК РСФСР (антиколхозная и религиозная агитация, участие в контрреволюционной организации церковников). 12 сентября того же года Тройкой ОГПУ по Татарской АССР батюшка был приговорен к 10 годам заключения, дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.
Диакон Михаил Казыльский (1873-7.10.1933)
Михаил Николаевич Казыльский родился в 1873 году в семье диакона. 8 июня 1892 года он окончил Свияжское городское 2-х классное училище, с 28 августа 1894-го по 1 сентября 1895-го работал помощником учителя Майданского земского училища. С 1 сентября 1901-го по 16 мая 1902 года М.Н. Казыльский занимал должность псаломщика Духосошественской церкви города Казани, в последующее время служил в Петропавловском храме села Хотня Казанского уезда (23.11.1904-20.05.1909), Троицкой церкви села Венеты Лаишевского уезда (20.05.1909-10.12.1911), Свято-Ильинском храме села Шихазда Казанского уезда (10.12.1911-12.03.1915), Воскресенском соборе города Царевококшайска (12.03.1915-…). 10 января 1917 года М.Н. Казыльский выдержал диаконский экзамен, 11 июня того же года был рукоположен во диакона. В соборном храме столицы Марийского края диакон Михаил Казыльский подвизался и в советское время, в июле 1919-го арестовывался органами советской власти, но осужден, по-видимому, не был. Последнее известное упоминание о его служении в Воскресенском соборе относится к 1923 году. В начале 1930-х, по имеющимся сведениям, отец Михаил проживал в селе Льяшево Тетюшского района Татарской АССР, где и скончался 7 октября 1933 года. Точное место погребения его в настоящее время не известно.
|