Уехали на дачу, но не хотите пропустить важные новости? Подключите генеалогического бота для Telegram и следите за всеми обновлениями с телефона
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Духовенство Казанской губернии

← Назад    Вперед → Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 161 162 163 164 165 * 166 167 Вперед →
Модератор: Konstantin Ivanov
Asinus grisseus
Новичок

Asinus grisseus

Ставрополь (Тольятти)
Сообщений: 18
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 19
Из: Воскресенской церкви с.Индырчи Тетюшского уезда МК за 1860 г. часть первая.
№ 17. Месяц и день рождения/крещения - март 24/25 ; имя - Мария; родители: села Индырчей пономарь Алексей Васильев Терпигорев и законная жена его Александра Иванова, оба православного вероисповедания;
восприемники - студент Казанского университета Петр Васильев Терпигорев и умершего дьячка Ивана Андреева дочь Мария Иванова;
Таинство Крещения совершали: приходской священник Стефан Петров с дьячком Василием Тетеевским и пономарем Алексеем Терпигоревым.
(НАРТ 6-129-2-892об.)
Лайк (1)
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 701
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 360

sofytim написал:
[q]
это семейство - одна из моих фамильных ветвей
[/q]

Из отчета о состоянии Екатеринбургского епархиального женского училища за 1914-1915 учебный год.
Начальница училища — дочь действ. статского советника Варвара Ронгинская, окончила курс в Казанском Родионовском институте, в должности с 11 марта 1903 года; при казенной квартире, жалования по должности получает 700 руб. в год, столовых — 60 руб. и на разъезды — 60 р. в год.
https://pravoslavnoe-duhovenst...288724.pdf
По отчеству она Васильевна. См также: https://forum.vgd.ru/post/1492/5090/p1422189.htm .
Ее изображения нередко встречаются на групповых фотографиях такого вида: https://1.bp.blogspot.com/--FW...%25851.jpg .
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Лайк (1)
sofytim

sofytim

Частный специалист

Москва
Сообщений: 698
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 500
>> Ответ на сообщение пользователя AK-63 от 20 апреля 2021 9:22
Да-да, это тоже моя - двоюродная сестра прадеда. Собственно Ронгинские все мои, большоооой куст из одного корня.
За ссылку на ЕкЕВ - спасибо!

---
Экслеры, Суриновы, Ионины, Мурзины, Тимофеевы, Никольские, Марусовы, Кугучевы, Ивановские, Ронгинские, Сосаар, Лидеман
Кнышевы / Кныш, Левченко, Лаврищевы, Прилепские, Костюшины, Колобаевы, Пестрецовы
_____________________________
Новое геналогическое сообщество www.facebook.com/groups/1newgencom
Лайк (1)
zritel
Участник

Сообщений: 96
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 23

sofytim написал:
[q]

zritel написал:
[q]

протоиерей Симеон Ронгинский:
[/q]

Уважаемый zritel, мне крайне интересно это семейство - одна из моих фамильных ветвей. Пожалуйста, поделитесь источником информации!
[/q]


Добрый день!
Данное жизнеописание составлено на основании документов Государственного архива Республики Марий Эл:
клировой ведомости царевококшайского Воскресенского собора за 1903 г. (ГА РМЭ. Ф.80. Оп.1. Д.200)
метрической книги Воскресенского собора за 1904 г. (ГА РМЭ. Ф.305. Оп.2. Д.612)

Также использовался некролог в связи с кончиной отца Симеона, опубликованный в "Известиях по Казанской епархии". 1904 г. №18. "Известия", как Вы наверно знаете, выложены по ссылке https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2688/

Лайк (2)
sofytim

sofytim

Частный специалист

Москва
Сообщений: 698
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 500
>> Ответ на сообщение пользователя zritel от 20 апреля 2021 19:07
Благодарю! Некролог мне был известен, а вот данные о сыновьях и дочерях существенно дополнились (сведениями из клировой, как я понимаю).

---
Экслеры, Суриновы, Ионины, Мурзины, Тимофеевы, Никольские, Марусовы, Кугучевы, Ивановские, Ронгинские, Сосаар, Лидеман
Кнышевы / Кныш, Левченко, Лаврищевы, Прилепские, Костюшины, Колобаевы, Пестрецовы
_____________________________
Новое геналогическое сообщество www.facebook.com/groups/1newgencom
zritel
Участник

Сообщений: 96
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 23
Священник Владимир Гортинский
(22.06/4.07.1873-9/22.09.1906)


Владимир Гурьевич Гортинский родился 22 июня/4 июля 1873 года в селе Шиньша Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье священника Гурия Петровича Гортинского и супруги его Аполлинарии Петровны. Крещен он был 25 июня/7 июля в церкви Казанской иконы Божией Матери родного села, Таинство совершил священник храма Рождества Христова села Арино Алексий Магницкий в сослужении дьячка Иоанна Монастырева.
В 1896 году В.Г. Гортинский окончил по второму разряду Казанскую Духовную семинарию, с 6 ноября того же года по 10 октября 1897-го занимал должность законоучителя Вараксинского, Гомзовского, Медведевского земских училищ Царевококшайского уезда. 21 мая 1897 года он был рукоположен во священника к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, с 25 декабря 1904-го занимал должность помощника благочинного церквей 1-го округа Царевококшайского уезда, с 23 февраля 1900-го – казначея Царевококшайского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета. Батюшка также нес послушания законоучителя Якимовской одноклассной церковно-приходской школы (с 17.10.1903), мужской и женской Княжнинских земских школ (с 10.10.1897), 22 сентября 1900 года был награжден набедренником. Последнее упоминание о служении отца Владимира в храме села Семеновка относится к 14 июля 1906 года, скончался он по имеющимся сведениям 9/22 сентября того же года.

супруга Варвара Семеновна, 1878 г.р., в девичестве Ронгинская.
сын Михаил 1899 г.р., репрессирован в 1937-м в Казани, 10 декабря 1937-го приговорен к 10 годам заключения.
дочь Татьяна 1900 г.р.
Лайк (1)
zritel
Участник

Сообщений: 96
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 23

sofytim написал:
[q]
По Михаилу - непонятно, расстрелян или умер в заключении? Или выжил...
[/q]


Приговор 10 лет, так что видимо был в заключении. Есть варианты, как попытаться узнать его судьбу.
В следственном деле может быть подшита справка о смерти или об освобождении, но добраться до дела проблематично, да и справку исходя из имеющегося опыта, подшивали редко.
Второй вариант - запрос в Информационный центр МВД в Москву или Татарстан, так как после вынесения приговора заключенный переходил под опеку МВД и НКВД в данном случае могло не отслеживать судьбы репрессированного.
Вариант третий - справка о смерти в заключении могла попасть в архив ЗАГС, возможно она есть в Казани, но как добраться до казанского архива ЗАГС. Скорее всего они потребуют документ, подтверждающий родственные связи с заключенным.
Вариант четвертый, наиболее предпочтительный. Для этого нужно знать, в каком регионе репрессированный отбывал наказание и обращаться в информационный центр МВД того региона. В случае с Республикой Марий Эл, например, в 1937 году это зачастую Коми АССР, а как с Татарстаном не знаю.

zritel
Участник

Сообщений: 96
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 23
Священник Виктор Андрамонов
(15.01.1882-16.04.1942)


Виктор Николаевич Андрамонов родился 15 января 1882 года в селе Шуматово Ядринского уезда Казанской губернии в семье диакона местной Успенской церкви Николая Васильевича Андрамонова, впоследствии священника, и супруги его Любови Павловны. В 1899 году он окончил два класса Казанской Духовной семинарии, 11 ноября того же года был определен псаломщиком к Богоявленскому храму села Кутема Чистопольского уезда Казанской губернии, 16 марта 1902-го перемещен на аналогичную должность к Троицкой церкви села Шемердяново Ядринского уезда, 18 декабря 1905-го был облачен в стихарь. После сдачи 3 февраля 1903 года соответствующего экзамена, 14 мая 1906-го В.Н. Андрамонов был рукоположен во диакона, с 1909-го нес послушание законоучителя Ой-Касимской церковно-приходской школы. 2 октября 1910 года в комиссии при Казанской Духовной семинарии отец Виктор сдал священнический экзамен, 9 июля 1911-го был назначен на священническое место к Успенскому храму села Аликово Ядринского уезда, 8 апреля 1913-го, уже в сане иерея, был перемещен к Троицкой церкви села Большое Карачкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии.
В Большом Карачкино батюшка прослужил более пятнадцати лет, в 1926 году его наградили камилавкой. В 1929-м отец Виктор был обложен непосильным индивидуальным налогом, в результате чего семье пришлось продать все имущество. Оставив в конце того же года Большое Карачкино, батюшка поселился у детей в деревне Красное Четаево Ахперского сельсовета Марийской автономной области, занимался сельским хозяйством, трудился разнорабочим при Шарской тракторной дороге, с 24 октября по 17 декабря 1930 года, например, занимался корчевкой пней. В дальнейшем, с 22 декабря того же года, отец Виктор вновь работал на лесозаготовках на пристани Железная речка, отбывая, таким образом, назначенную ему как лишенцу трудовую повинность. Батюшка всю зиму болел, с трудом выходил на работу, а однажды не смог встать, что было воспринято как саботаж. Лес на участке, отведенном лишенцам, был мелким, а норма выработки высока. От работников бригады, в которую входил отец Виктор, требовали и обработку срубленного леса, так как он шел на экспорт. В результате выработка не поднималась выше 1,65 кубометра (вместо 6 кубометров по норме), что рассматривалось, как результат злонамеренного нежелания работать.
9 марта 1931 года иерей Виктор Андрамонов вместе с другими членами бригады был арестован и ложно обвинялся по статьям 58-10,11,14 УК РСФСР в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной организации, саботаже лесозаготовительных работ. На единственном допросе 17 марта 1931 года виновным себя батюшка не признал, 10 сентября особой тройкой при полномочном представителе ОГПУ по Нижегородскому краю был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Свердловской области. Здесь во время земляных работ отец Виктор упал в яму и покалечил спину, после чего в 1934 году соответствующая комиссия определила его не трудоспособным, и освободила от наказания.
После возвращения из ссылки отец Виктор поселился в селе Усола Горномарийского района МАО, где служил в церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, поначалу находясь на вакансии псаломщика. После ухода за штат местного протоиерея Александра Николаева, 19 августа 1936 года церковный совет постановил «избрать состоявшего при нашей церкви в должности псаломщика священника отца Виктора Андрамонова как человека трезвого и в течение двух лет зарекомендовавшего себя на должности псаломщика, а нередко и священника с самой хорошей стороны». 14 сентября 1936 года епископ Марийский Варлаам (Козуля) благословил отца Виктора занять священническое место при церкви села Усола. Жил батюшка в сторожке при храме, совершал богослужения, в условиях богоборческой политики властей несколько раз собирал подписи о разрешении крестных ходов по деревням, после чего проводил их, летом служил молебны на полях, что было в те времена одной из немногих открытых форм проповеди веры.
30 сентября 1937 года священник Виктор Андрамонов был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации против мероприятий властей в деревне, распространении слухов о скорой гибели советской власти (статья 58-10, ч.1 УК РСФСР) и был заключен под стражу в Козьмодемьянскую тюрьму. На единственном допросе в день ареста отец Виктор показал: «Виновным в предъявленном мне обвинении по ст. 58, п. 10, ч. 1 УК РСФСР я сам себя не признаю. Контрреволюционную агитацию я никогда, ни при каких обстоятельствах не проводил. Всегда от этого находился в стороне, а лишь я исполнял только свои обязанности религиозного духа, служил попом. О скорой гибели советской власти никакие слухи никому я не распространял и провокацией таковой я не занимался».
8 октября 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР священник Виктор Андрамонов был приговорен к десяти годам заключения. Батюшка прибыл в Локчимлаг Коми АССР 31 октября 1937 года этапом из Горького, сначала находился в Усть-Немском лагерном отделении, а с 1940-го – в Усть-Вымском ИТЛ. Скончался отец Виктор 16 апреля 1942 года в лазарете села Пезмог и был погребен на кладбище № 2 в могиле № 117, располагавшейся на западе от Пезмогского лагерного пункта. Точное место погребения батюшки в настоящее время утрачено.

сыновья: Борис 1911 г.р., участник Великой Отечественной войны, подполковник; Михаил (по другим данным Виктор) Викторович, 1905 г.р., военнослужащий; Сергей 1907 г.р., участник Великой Отечественной войны, рядовой. В 1942 г. попал в плен, освобожден; Серафим 1913 г.р., участник Великой Отечественной войны, майор.
брат Леонид Николаевич Андрамонов, священник
племянник Василий Леонидович Андрамонов.
Лайк (1)
zritel
Участник

Сообщений: 96
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 23
Священник Александр Смирнов
(13/25.08.1883-)

Александр Алексеевич Смирнов родился 13/25 августа 1883 года в селе Троицкий Посад Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Алексия Александровича Смирнова и супруги его Александры Трофимовны. Крещен он был 15/27 августа в Троицком храме родного села, Таинство совершил местный священник Иоанн Нурминский.
После окончания 14 июня 1901 года Чебоксарского Духовного училища 19 сентября того же года А.А. Смирнов выдержал псаломщический экзамен и в дальнейшем нес послушание псаломщика в церквах сел Сурты (15.03.1902-19.09.1909), Троицкий посад (19.09.1909-24.01.1914), Семеновка (с 24.01.1914-3.07.1922). Помимо служения в храме Божием он занимал должность учителя пения в Кукморском (1.11.1905-1.12.1906), Суртовском (1.12.1906-1.01.1908), Троицко-Посадском (15.11.1909-1.05.1911), Семеновском (1.09.1915-1917) земских училищах, а также в Княжнинском двухклассном министерском училище (1.09.1915-1917).
14 июня 1922 года А.А. Смирнов выдержал в Казани диаконский экзамен, а 3 июля того же года был рукоположен во диакона. В 1924 году он служил в церкви святителя Митрофана Воронежского деревни Шеклянур, в 1925-м был рукоположен во священника к Покровскому храму села Покровское Горномарийского кантона МАО. В начале 1930-х годов церковь в Покровском была закрыта, в связи с чем с 14 января 1930 года батюшка служил в Вознесенском храме села Пертнуры. Однако верующие по благословению отца Александра начали хлопоты об открытии Покровской церкви, мирянин Александр Калягин ездил в связи с этим в Москву. Труды увенчались успехом, и отец Александр вскоре вернулся к служению в храме села Покровское. Батюшка призывал прихожан не отходить от Бога, крестить детей, совершал крестные ходы, за богослужением поминал митрополита Сергия (Страгородского) и епископа Марийского Авраамия (Чурилина).
В 1926 году священник Александр Смирнов был лишен избирательных прав, в ноябре 1931-го по решению Козьмодемьянского народного суда все имущество его было продано с торгов. 5 августа 1932 года отец Александр был арестован и обвинялся в антисоветской агитации против мероприятий властей в деревне, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти (статья 58-10 УК РСФСР). На единственном допросе 8 августа своей вины батюшка не признал. 8 октября того же года Особой тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю он был приговорен к пяти годам заключения, дальнейшая судьба священника Александра Смирнова в настоящее время не известна.

супруга Мария Александровна 1887 г.р.
сын Сергей 1915 г.р., в 1932-м жил в деревне Хмелевка около Васильсурска.
дочь Зоя 1910 г.р.

Диакон Михаил Азатеев
(10.01.1904-9.10.1938)


Михаил Семенович Азатеев родился 10 января 1904 года в деревне Озянкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В 1910-1914 годах он обучался в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Сарлатово, с ноября 1925-го по 24 мая 1929-го нес послушание псаломщика Троицкого храма данного села, с 18 декабря 1930-го по 8 февраля 1931 года служил псаломщиком в Троицкой церкви села Троицкий Посад, а затем был переведен на такую же должность к Вознесенскому храму села Пернуры. В том же году М.С. Азатеев был рукоположен во диакона, впервые арестован, обвинялся по статье 58-10 УК РСФСР и через два месяца за недоказанностью вины был освобожден.
Диакон Михаил служил в храме села Пертнуры и в дальнейшем, исповедуя веру, говорил: «Что это за власть, которая силой хочет заставить меня, чтобы я не молился Богу, но я богослужение никогда не оставлю». После ареста 1 октября 1937 года настоятеля пертнурской церкви протоиерея Григория Сергеева староста храма Роман Ильин и председатель церковного совета Гавриил Раев обратились к отцу Михаилу с предложением подать прошение о рукоположении во священнический сан. Епископ Марийский Леонид (Антощенко) указом от 30 ноября 1937 года за № 229 разрешил Азатееву после проверочных испытаний выставить свою кандидатуру на одно из свободных священнических мест. Отец Михаил сдавал экзамен 9 декабря. В сохранившейся выписке из журнала испытаний говорилось, что диакон церкви села Пертнуры Михаил Семенович Азатеев, готовясь к испытаниям, повторил катехизис, краткий учебник по церковной истории и объяснение богослужения. Экзамен показал следующее: «1) Книги Священного Писания знает, число их, порядок и краткое содержание; 2) по догматическому богословию на предложенные вопросы дал удовлетворительные ответы в пределах катехизиса – учение о Боге, Троице, Спасителе, искуплении, благодати, о Таинствах; 3) по нравственному богословию объяснение заповедей Господних, ветхозаветных, новозаветных, учение о совести – излагает правильно, но не свободно; 4) по церковной истории – о семи Вселенских Соборах, их постановлениях кое-что помнит, о святом Афанасии Великом и трех святителях знает только краткие сведения, в общих чертах представляет историю отделения Западной церкви от Восточной; 5) по богослужению порядок будничной службы знает сбивчиво, тексты церковных песнопений («Иже Херувимы», «Свете тихий» и др.) переводит на русский язык с трудом».
Для пополнения знаний о богослужении отцу Михаилу было дано пособие с предложением подготовиться по нему и через две недели явиться для дополнительных испытаний. 24 декабря состоялся повторный экзамен, отец Михаил дал удовлетворительные ответы по порядку будничной службы. В заключении о ходе испытания протоиерей Александр Михайлов написал: «Можно надеяться, что отец Азатеев, как человек молодой и способный, по рукоположению его во священника не оставит занятий для своего духовного образования, что он и обещает». Однако к этому моменту епископ Марийский Леонид (Антощенко) уже был арестован, и священническая хиротония диакона Михаила так не состоялась. Отец Михаил побуждал односельчан подыскивать священника для пертнурской церкви, чтобы богослужения в ней возобновились.
7 мая 1938 года диакон Михаил Азатеев был арестован. Его ложно обвиняли в участии в контрреволюционной организации, распространении слухов о скорой гибели советской власти, агитации против мероприятий властей в деревне (статьи 58-10.11 УК РСФСР). 7 октября 1938 года тройкой НКВД по МАССР диакон Михаил Азатеев был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение 9 октября в 19 часов.

супруга Евгения Степановна 1903 г.р., дочь псаломщика из с. Сарлатово
сыновья Вячеслав, Виссарион (в 1956 г. проживал в Москве).
дочь Маргарита

Псаломщик Александр Преображенский
(1868-)


Александр Николаевич Преображенский родился в 1868 году в селе Базарные Кармалы Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика. Он окончил первый класс Казанского Духовного училища, в 1882 году поступил послушником в Мироносицкую пустынь, в 1887-1903-м нес послушание певчего в различных духовных хорах Казанской и Нижегородской губерний. В 1904-1907 годах А.Н. Преображенский занимал должность исполняющего обязанности псаломщика при Георгиевской церкви города Казани, в 1907-м сдал псаломщический экзамен и 14 ноября того же года был определен к Троицкому храму села Троицкий Посад Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 19 сентября 1909-го переведен к Троицкой церкви села Сурты. Согласно сохранившимся клировым ведомостям, читал, пел, знал катехизис он хорошо, поведения также был весьма хорошего. А.Н. Преображенский занимал должность псаломщика суртовского храма до начала 1920 года, в 1922-м служил в Покровском храме села Кокшайск. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

супруга Анна Павловна 1865 г.р. (первый брак)
супруга Пелагея Филипповна 1885 г.р. (второй брак)
сын Сергей 1901 г.р. (от первого брака)

Протоиерей Сергий Приклонский
(4/16.07.1881 – 23.04.1959)


Сергий Николаевич Приклонский родился 4/16 июля 1881 года в селе Микряково Васильсурского уезда Нижегородской губернии в семье священника Николая Григорьевича Приклонского. В 1897 году он окончил Лысковское Духовное училище, в 1901-м по второму разряду – Нижегородскую Духовную семинарию. 14 октября 1904 года епископом Балахнинским Исидором (Колоколовым) С.Н. Приклонский был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Сарлатово Васильсурского уезда, где прослужил около пятнадцати лет. В советское время данный приход не уклонялся в обновленчество, с конца 1920-х годов находился под омофором заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и архиереев, возглавлявших марийское викариатство Нижегородской епархии (1929-1934) и Марийскую епархию (1934-1937).
В годы гонений на Церковь многие священнослужители пострадали за веру от безбожной власти. Не избежал этой участи и отец Сергий, арестовывавшийся 28 июля 1930 года и приговоренный по статье 58-10 УК РСФСР к трем годам заключения. После освобождения из лагеря, в течение трех лет, батюшка находился на административном поселении в городе Чистополе Татарской АССР, а по возвращении в МАССР 9 января 1937 года епископом Марийским Варлаамом (Козулей) был вновь назначен на сарлатовский приход. 25 сентября 1937 года деревянное здание Троицкого храма в Сарлатово сгорело, по подозрению «в умышленном поджоге» были арестованы церковный сторож и настоятель. Обвиняемых поместили в Козьмодемьянский исправительно-трудовой дом, 14 февраля 1938 года Еласовским народным судом отец Сергий был приговорен к пяти годам заключения. Однако приговор был обжалован в кассационном порядке, после чего Верховный суд МАССР батюшку оправдал.
Поскольку большая часть храмов на территории МАССР к тому моменту уже была закрыта, отец Сергий остался без места служения и проживал в собственном доме в селе Сарлатово. В 1944-1945 годах по благословению епископа Горьковского Зиновия (Красовского) он совершал требы и богослужения у себя на дому, а затем жителями Сарлатово был оборудован молельный дом, действовавший неофициально.
14 июня 1946 года иерей Сергий Приклонский был назначен настоятелем Петропавловской церкви села Кузнецово Горномарийского района, где служил до начала 1959 года. Ко дню Святой Пасхи 1947 года батюшка был возведен в сан протоиерея, 20 марта 1953-го награжден палицей, 7 мая 1958-го – наперсным крестом с украшениями. Протоиерей Сергий был известен среди верующих как добросовестный священнослужитель, тогдашний благочинный церквей МАССР протоиерей Николай Бомбицкий писал о нем: «За мягкость характера пользуется среди прихожан уважением и любовью».
Преклонный возраст, телесные немощи побудили отца Сергия 10 января 1959 года подать прошение на имя архиепископа Казанского и Марийского Иова (Кресовича) с просьбой о переводе за штат, 4 марта того же года оно было удовлетворено. Скончался батюшка 23 апреля 1959 года в селе Кузнецово и был погребен в церковной ограде.

супруга Зинаида Михайловна 1886 г.р., дочь священника Михаила Анкирского

Псаломщик Владимир Самохвалов
(1878-)


Владимир Николаевич Самохвалов родился в 1878 году в городе Казани в семье мещан. Он окончил школу Казанского попечительства о бедных во имя императора Александра II Комитета императорского человеколюбивого общества (1890) и 1-й класс II отделения 4-х классного Казанского городского училища (1894). После сдачи в 1899 году соответствующего экзамена 14 февраля 1900 года В.Н. Самохвалов был определен псаломщиком к храму святых равноапостольных Константина и Елены села Кулаково Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 17 мая 1901-го облачен в стихарь, со 2 декабря 1904-го по 14 октября 1908-го преподавал пение в Кулаковском земском училище.
14 октября 1908 года В.Н. Самохвалов был переведен на должность псаломщика к Космо-Дамианской церкви села Малый Абаснур Царевококшайского уезда Казанской губернии, 9 марта 1910-го – к храму Рождества Христова села Пайгусово, 15 июля 1913-го – к Покровской церкви села Большая Юнга (Покровское). Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

супруга Юлия Алексеевна 1880 г.р.
дочери Галина 1906 г.р., Александра 1908 г.р., Нина 1910 г.р.
zritel
Участник

Сообщений: 96
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 23
Протоиерей Александр Лавров
(13.02.1886-6.12.1970)


Александр Павлович Лавров родился 13 февраля 1886 года в селе Яльчики Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Павла Ивановича Лаврова, впоследствии священника, и супруги его Антонины Миновны. В 1887 году семья Лавровых поселилась в селе Виловатово, где юный Александр проживал до 1901 года, окончил сельскую школу. По окончании 15 июня 1903 года Чебоксарского Духовного училища А.П. Лавров нес послушание псаломщика Петропавловской церкви села Кузнецово Козьмодемьянского уезда (28.12.1904-10.02.1908), а затем был переведен на аналогичную должность в Свято-Никольский храм села Виловатово. В 1912 году Александр Лавров сдал при Казанской Духовной семинарии диаконский экзамен, 16 сентября 1914-го архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) был рукоположен во диакона, 10 октября того же года перемещен к Вознесенской церкви села Пертнуры, а 20 марта 1915-го – к храму Казанской иконы Божией Матери села Вомбукасы (Альгешево) Чебоксарского уезда Казанской губернии.
В 1917 году диакон Александр Лавров выдержал священнический экзамен, 12 мая 1920-го епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Багильдино. Дальнейшее служение батюшки проходило на территории Марийского края. 22 сентября 1922 года епископом Чистопольским Иоасафом (Удаловым) он был переведен к Вознесенскому храму села Пертнуры, 15 февраля 1925-го перемещен к церкви святых равноапостольных Константина и Елены села Кулаково Горномарийского кантона, где подвизался до 29 декабря 1939 года. В 1923 году епископом Иоасафом (Удаловым) отец Александр был награжден набедренником, в 1929-м удостоился права ношения скуфьи, в 1935-м – камилавки.
Оставшись в 1940 году без места служения, батюшка вышел за штат, в годы Великой Отечественной войны занимался пчеловодством и сельским хозяйством. После открытия в 1945 году храма Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Горномарийского района 25 февраля (по другим данным – 15 марта) того же года епископом Лысковским Зиновием (Красовским) отец Александр был назначен его настоятелем, избран председателем приходского совета. В 1946 году владыка Зиновий, носивший к тому времени титул епископа Горьковского и Арзамасского, наградил батюшку наперсным крестом, 7 октября 1951 года на Литургии в Воскресенском соборе города Йошкар-Олы он был возведен в сан протоиерея.
Несколько ранее, 6 октября 1951 года, протоиерей Александр подал прошение об увольнении за штат, которое было удовлетворено 16 октября архиепископом Горьковским и Арзамасским Корнилием (Поповым) с формулировкой «с правом перехода в другую епархию». В 1952 году архиепископом Кировским и Слободским Вениамином (Тихоницким) он был назначен на служение к Владимирской церкви села Пиксур Даровского района Кировской области, с 5 августа 1958-го по 4 ноября 1962-го подвизался в Свято-Ильинском храме села Юрьево Котельничского района, 24 апреля 1958-го епископом Кировским и Слободским Поликарпом (Приймаком) был награжден правом ношения палицы.
С ноября 1962 года протоиерей Александр находился за штатом и проживал в городе Волжске Марийской АССР. 29 июля 1963 года батюшка подал прошение о возвращении в число клириков Казанской епархии, 14 сентября того же года указом архиепископа Казанского и Марийского Михаила (Воскресенского) был определен на служение в Иоанно-Предтеченскую церковь села Коротни. Весной 1965 года протоиерей Александр подал прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено архиепископом Михаилом (Воскресенским) 17 апреля того же года. Одновременно, ко дню Святой Пасхи, батюшка был награжден наперсным крестом с украшениями. Последним местом проживания протоиерея Александра Лаврова стала деревня Алешкино Горномарийского района МАССР, где 6 декабря 1970 года он скончался.

супруга Антонина Миновна 1891 г.р., в девичестве Благовещенская, дочь псаломщика
сыновья Геннадий 1909 г.р., Василий (после Великой Отечественной войны проживал в Москве), Владимир 1912 г.р. (проживал в Горномарийском районе МАССР), Константин 1914 г.р. (проживал в Горномарийском районе МАССР)
дочери Елизавета 1910 г.р., в замужестве Щербакова, учительница, Наталья в замужестве Грецова.

Протоиерей Иоанн Преображенский
(1865-5.05.1929)


Иоанн Порфирьевич Преображенский родился в 1865 году в семье псаломщика. После окончания 24 мая 1887 года Казанской Духовной семинарии с 21 октября 1887-го по 22 августа 1889 года он нес послушание учителя Козыльской земской школы Лаишевского уезда Казанской губернии. 22 августа 1889 года И.П. Преображенский был рукоположен во священника к церкви Рождества Христова села Токмакла Чистопольского уезда, во время служения на данном приходе занимал должность законоучителя Токмаклинской и Челновершинской школ грамоты.
17 августа 1891 года отец Иоанн был переведен к Вознесенской церкви села Пертнуры Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, где прослужил более тридцати лет. Помимо служения в храме Божием в дореволюционное время батюшка нес послушание законоучителя Аксаевского земского училища (1894-1.10.1897), Шапкильской церковно-приходской школы (1891-1.09.1906), Саракеевского земского училища (1906-18.09.1914), Пертнурского двухклассного министерского училища (с 1.09.1891), Сиухинского земского училища (с 18.09.1914). Занимал отец Иоанн и общественные должности, нес послушанияе младшего (22.02.1907-24.10.1912) и старшего (1912-27.01.1915) помощника благочинного 2-го округа Козьмодемьянского уезда, духовного следователя 2-го округа Козьмодемьянского уезда (с 12.11.1908), благочинного 2-го округа Козьмодемьянского уезда (с 23.11.1915). Батюшка был награжден набедренником (13.12.1892), скуфьей (23.05.1901), камилавкой (6.05.1907), наперсным крестом (6.05.1913), впоследствии возведен в сан протоиерея. 31 декабря 1898 года за усердное исполнение обязанностей по церковно-школьному делу он получил благодарность Казанского епархиального училищного совета, 13 декабря 1899-го за усердное законоучительство – благодарность епархиального начальства.
В послереволюционное время духовенство и верующие возглавляемого отцом Иоанном пертнурского прихода показали себя исповедниками Православной веры, не уклонялись в обновленчество, при регистрации в 1923 году назвали своим архиереем епископа Иоасафа (Удалова), ныне священномученика. Скончался протоиерей Иоанн Преображенский на Пасху 5 мая 1929 года, совершив богослужение, и был погребен на местном сельском кладбище, которое к настоящему моменту утрачено.

супруга Юлия Ивановна 1869 г.р.
сыновья Владимир 1894 г.р., Леонид 1902 г.р.
дочери Валентина 1891 г.р., Мария 1892 г.р., Антонина 1898 г.р., Зоя 1900 г.р., Нина 1910 г.р.

Протоиерей Григорий Сергеев
(20.01.1888-11.11.1941)


Григорий Сергеевич Сергеев родился 20 января 1888 года в селе Шойбулак Царевококшайского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил Казанские миссионерские курсы, в 1902-1908 годах работал учителем церковных школ Царевококшайского уезда. 8 августа 1910 года Григорий Сергеев был рукоположен во священника к Иоанно-Богословской церкви села Аксаево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Кроме служения в храме Божием с 1 сентября 1910 года батюшка нес послушание законоучителя и учителя пения в Аксаевском земском училище, с 1 сентября 1912-го – законоучителя Коптяковского земского училища. В сохранившихся клировых ведомостях аксаевского храма записано, что поведения он был отлично хорошего.
В храме села Аксаево отец Григорий служил до 17 марта 1923 года. В дальнейшем он подвизался в Петропавловской церкви села Кузнецово (до 14 августа 1929 года), а затем был переведен к Вознесенской церкви села Пертнуры, в 1934 году возведен в сан протоиерея. Отец Григорий был лишен избирательных прав, в 1918-м и 1928 годах арестовывался, но осужден не был. О втором аресте батюшка впоследствии упомянул в письме из заключения от 11 февраля 1938 года на имя Наркома внутренних дел: «В 1928 году по ложному доносу недоброжелателей был взят под арест и по установлении моей невиновности в сообщаемом, уполномоченным ОГПУ я был освобожден».
1 октября 1937 года последовал новый арест. Отец Григорий был помещен в Козьмодемьянскую тюрьму по ложному обвинению в контрреволюционной агитации против мероприятий партии и правительства в деревне (статья 58-10 УК РСФСР). В ходе следствия батюшка был допрошен один раз, 9 октября, и вины своей не признал. 11 октября 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР протоиерей Григорий Сергеев был приговорен к восьми годам заключения. Батюшка отбывал наказание в Коми АССР, содержался в 7-м отдельном лагучастке Локчимлага (поселок Пезмог) с 25 октября 1937 года, работал статистиком. В характеристике того времени он нем записано: «Исполнительный, хороший работник, аккуратен и точен. Дисциплинирован, взысканий не имеет». 11 февраля 1938 года отец Григорий направил прошение на имя Народного комиссара Внутренних дел СССР, в котором писал, что считает постановление тройки НКВД «необоснованным, т.к. в протоколе допроса, произведенного … 9 октября, ни одного факта контрреволюционной деятельности не выявлено». Для пересмотра дело было передано из Москвы в Йошкар-Олу, туда, где и был составлен обвинительный приговор. Вполне естественно поэтому, что по итогам проверки 7 октября 1939 года решение Тройки от 11 октября 1937 года было признано правильным и прошение оставлено без последствий. С 1940 года батюшка содержался в Усть-Вымском ИТЛ Коми АССР, скончался 11 ноября 1941 года на 4-й подкомандировке 1-го автодорожного лагерного пункта. Точное место погребения протоиерея Григория Сергеева в настоящее время не известно.

супруга Анна Григорьевна, 1885 г.р.,
сын Александр 1923 г.р.
дочери: Людмила, 1908 г.р., в замужестве Воробьева, учительница, проживала в г. Балахна, Любовь, 1919 г.р.

Священник Михаил Кроковский
(1812-3.04.1864)


Михаил Стефанович Кроковский родился в 1812 году в городе Козьмодемьянске в семье диакона Богоявленской церкви Стефана Иванова. В 1814 году, после рукоположения во священника, отец Стефан был переведен на служение в храм Рождества Христова села Арда, где, по-видимому, и прошли детские годы будущего иерея Михаила. В 1820 году в возрасте восьми лет он поступил в Чебоксарское Духовное училище, где и сменил фамилию на Кроковский. В ходе обучения Михаил Стефанович показывал хорошие результаты, проявлял недюжинные способности, вследствие чего был направлен для продолжения образования в Казанскую Духовную семинарию.
После окончания семинарии 30 июля 1832 года по первому разряду, 9 октября того же года архиепископом Казанским и Симбирским Филаретом (Амфитеатровым) Михаил Кроковский был рукоположен во священника и 17 октября определен к церкви Вознесения Господня села Пертнуры Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. На данном приходе он сменил подавшего прошение о зачислении в число братии казанского Зилантова монастыря вдового протоиерея Андрея Альбинского. Согласно данным ряда исследователей, в течение некоторого времени оба священнослужителя проживали в Пертнурах, в доме Альбинских, и отец Михаил перенимал от старшего собрата опыт миссионерской, переводческой, педагогической деятельности.
В пастырских и просветительских трудах священнику Михаилу Кроковскому помогало хорошее знание марийского языка. В период девятилетнего служения в Пертнурах он занимался переводческой деятельностью, совершал богослужения на марийском, используя при этом собственные переводы молитв. 16 января 1838 года отец Михаил был назначен благочинным сельских церквей Козьмодемьянского уезда и исполнял это послушание до конца жизни. 14 октября 1836 года за усердное попечение об утверждении черемис в вере батюшке была объявлена архипастырская признательность, 31 октября того же года за ревностные труды в проповедании прихожанам слова Божия на черемисском языке он был награжден набедренником. В клировой ведомости церкви села Пертнуры за 1840 год об отце Михаиле записано, что поведения он был благочестивого.
18 января 1841 года иерей Михаил Кроковский был переведен на служение в храм Рождества Христова села Еласы. В 1853 году под его началом, как благочинного сельских церквей Козьмодемьянского уезда, находилось восемьнадцать храмов, из которых шестнадцать были каменными, а два деревянными. Под руководством отца Михаила благочиние занималось благотворительной деятельностью, собирая средства, как на церковные, так и на общегосударственные нужды. Например, в 1850 году 1 рубль 90 копеек было собрано в помощь народу Сербии, в 1852-м на содержание храма Гроба Господня в Иерусалиме собрали 3 рубля 66 копеек серебром, а в пользу пострадавших от несчастных случаев – 8 рублей 28 копеек. Как благочинный отец Михаил участвовал в проведении в жизнь важнейших решений Святейшего Синода. Например, после синодального указа от 31 января 1849 года об обязательном изучении священниками языков окормляемых ими народов батюшка принимал подписку от духовенства благочиния о непременном освоении ими марийского языка.
Особую заботу проявлял отец Михаил о духовном состоянии своей паствы. В ходе вооруженного выступления марийских и чувашских крестьян в мае 1842 года, известного как «Акрамовская война», батюшка сумел убедить восставших из трех сельских обществ Больше-Юнгинской волости числом 3750 душ прекратить бесчинства, после чего бунтовавшие изъявили полную готовность к повиновению и раскаялись в своем заблуждении.
Помимо совершения богослужений и управления благочинием священник Михаил Кроковский занимался миссионерской и просветительской деятельностью, переводом на марийский язык богослужебных текстов и поучений церковных авторов, составлением школьных учебников, сбором этнографических и фольклорных материалов. В сентябре 1846 года отец Михаил открыл в Еласах приходское училище для мальчиков, к концу года в нем обучалось сорок пять детей. Батюшка проводил с учениками и большую внеклассную работу: ставил опыты по садоводству, вел метеорологические наблюдения, собирал этнографический материал о жизни и быте марийского народа. Успешными были и миссионерские труды отца Михаила. В 1852 году на территории благочиния, возглавляемого Кроковским, проживало 58 старообрядцев поповского толка (16 мужчин и 42 женщины). За год из раскола был принят один человек, один человек перешел в Православие из католичества, в раскол никто не уклонился. Отец Михаил был известен и как замечательный проповедник. Согласно существовавшему в то время порядку и штатному расписанию храма в 1841-1848 годах он произносил по шесть проповедей в год, а с 1849-го – по двенадцать. Половина, а то и более из них ежегодно были на марийском.
Среди переводческих трудов отца Михаила выделяются перевод на марийский язык «Сельского полицейского устава для государственных крестьян», который был издан в 1843 году тиражом 1200 экземпляров. При этом по 200 книг передали для бесплатной раздачи грамотным черемисам Вятской, Оренбургской, Пермской губерний, 100 отправили в распоряжение переводчика, а остальные распространили по Казанской губернии. Кроме того, отец Михаил вместе со священником церкви села Пайгусово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии Михаилом Ястребовым перевел на горномарийский язык книгу «День святой жизни» митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), который в 1848-1856 годах управлял Казанской епархией. И хотя, по мнению владыки Григория, этот перевод не был свободен от недостатков, так как в нем «есть выражения, несогласные с правилами русской грамматики, есть переходы от одной мысли к другой без связи, есть выражения для черемис вовсе непонятные», работа в целом получила одобрение архипастыря. Митрополит Григорий писал в связи с этим: «Сей труд я одобряю и рекомендую Консистории послать его к сему отцу Кроковскому с изъявлением ему от меня признательности». В 1858 году данная книга была напечатана.
Результатом этнографических наблюдений батюшки стала статья «Этнография горных черемис, обитающих в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии», датированная 12 апреля 1849 года и содержащая заметки о различных сторонах духовной и материальной культуры горных марийцев. Среди других работ отца Михаила выделяются «Черемисская грамматика», «Словарь черемисского языка горного наречия» (1853), включивший в себя 5500 слов, «Образцы народной словесности и местных наречий, употребляемых Казанской губернии Козьмодемьянского уезда в селе Чермышеве» (1852). Последняя из упомянутых выше рукописей состоит из собранных и записанных автором 82 слов и словосочетаний, 301 пословицы, 4 сказок, 10 песен, позволяющих составить представление об особенностях народного творчества населения горной стороны Марийского края середины XIX века. Проявил себя отец Михаил и на ниве исторических исследований, став автором одной из первых работ по истории Спасо-Юнгинского монастыря, опубликованной в «Казанских губернских ведомостях» в 1849 году под названием «Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде», а также статьи об участии козьмодемьянских стрельцов в азовских походах.
Собранные метеорологические и этнографические сведения батюшка направлял в Русское географическое общество, в фонде которого рукописи хранятся и поныне. В 1849-1852 годах данное Общество четырежды изъявляло отцу Михаилу свою признательность за предоставленные данные, в результате чего батюшка был принят в члены-сотрудники его с вручением соответствующего документа.
Пастырские, миссионерские, культурно-просветительские труды священника Михаила Кроковского получили высокую оценку современников и потомков. Например, в статье известного исследователя С.М. Михайлова, опубликованной в 1852 году в газете «Казанские губернские ведомости», читаем: «В приходах сел Чермышево, Пертнур и Пернянгаш, можно сказать, черемисы религиознее даже русских. Здесь от малого до большого, как мужчины, так и женщины, прилежны к церкви, не пропускают ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не быть у божественной службы в церкви. На вопрос, отчего так сделались черемисы религиозны, можно отвечать беспристрастно, что посеяли сие семя на добрую землю попечительные духовные их отцы, а в особенности села Чермышева отец благочинный Михаил Стефанович Кроковский с сотрудником своим Феодором Семеновичем Сокольским. У них в церкви иногда читают молодые черемисы, а добрый пастырь Михаил Стефанович сказывает всегда поучения им на природном их черемисском языке, и черемисы слушают слова этого пастыря с благоговением». Верующие церкви села Еласы, как о том свидетельствуют архивные документы конца XIX века, говорили по прошествии многих лет после кончины иерея Михаила: «Спасибо батюшке Михаилу Степановичу, что он научил жить нас по-христиански, если бы не он, то, пожалуй, мы и теперь жили не крещеные».
Труды священника Михаила Кроковского на ниве Христовой были отмечены как духовными, так и светскими властями. 22 мая 1843 года он был награжден скуфьей, 21 апреля 1851-го – камилавкой. 23 января 1841 года батюшка удостоился архипастырской признательности за перевод на черемисский язык поучений разных духовных проповедников, а 3 марта 1843-го за перевод «Сельского полицейского устава» по представлению обер-прокурора Святейшего Синода и епархиального начальства Министерство государственного имущества поощрило его денежной премией в размере 100 рублей серебром.
В церкви Рождества Христова села Еласы батюшка служил до самой кончины. Скончался священник Михаил Кроковский 21 марта/3 апреля 1864 года и был погребен 24 марта/6 апреля на местном сельском кладбище. В чине погребения участвовали священник Феодор Сокольский, диакон Иоанн Богатырев, дьячки Григорий Лебедев и Иоанн Десницкий, пономарь Матфей Смирнов.

супруга Елизавета Алексеевна 1815 г.р.
сыновья Аполлон 1834 г.р., Виктор 1840 г.р., Александр 1844 г.р., Михаил 1845 г.р., Алексей 1850 г.р.
дочери Клавдия 1837 г.р., Ираида 1839 г.р., Юлия 1849 г.р., Олимпиада 1852 г.р.

Диакон Симеон Сидушкин
(20.04./2.05.1882-)

Симеон Антонович Сидушкин родился 20 апреля/2 мая 1882 года в деревне Сарлайкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Антона Ивановича и Феклы Семеновны Сидушкиных. Крещен он был 25 апреля/7 мая в Свято-Никольском храме села Виловатово, Таинство совершил священник Венедикт Степницкий в сослужении псаломщика Матфея Аргентова.
В 1896 году С.А. Сидушкин окончил земское училище, в начале XX века проживал в качестве послушника в Спасо-Преображенском монастыре города Казани. 1 июня 1910 года он выдержал псаломщический экзамен при Казанском Духовном училище, 10 сентября 1911-го был определен псаломщиком к Свято-Ильинской церкви села Сидельниково Чебоксарского уезда, 10 июля 1915-го переведен к Михаило-Архангельскому храму села Картуково Козьмодемьянского уезда.
20 сентября 1916 года Симеон Сидушкин выдержал диаконский экзамен в Казани, при Братстве святителя Гурия. В 1920 году он был рукоположен во диакона, к середине 1920-х служил в Вознесенской церкви села Пертнуры. В январе 1930 года диакон Симеон отказался от церковного служения. По имеющимся сведениям в дальнейшем он был арестован и скончался в заключении, данных о его возвращении к священнослужению к настоящему времени не обнаружено.

супруга Анна Тихоновна 1893 г.р.
дочери Зоя 1913 г.р., Ольга 1916 г.р.

Псаломщик Петр Кольцов
(1880-)

Петр Алексеевич Кольцов родился в 1880 году в крестьянской семье. 25 мая 1901 года он окончил Больше-Чурашевскую второклассную школу Ядринского уезда, был участником Русско-японской войны, с 30 мая по 20 августа 1904 года сражался в боях по линии Порт-Артурской железной дороги, в 1905-м во время разведки был ранен в ногу. За участие в боевых действиях Петр Кольцов был награжден георгиевским крестом IV степени и медалью в память Русско-японской войны.
После демобилизации 10 января 1907 года П.А. Кольцов был определен псаломщиком к Предтеченской церкви села Юваново Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 10 февраля 1910-го был переведен к Вознесенскому храму села Пертнуры, где прослужил до 1 августа 1917 года, а затем был выведен за штат. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

сын Константин 1909 г.р.

Священник Христофор Родионов
(16/29.04.1884–24.02.1942)

Православное духовенство сыграло немалую роль в истории России первой половины XX века. В дореволюционное время священнослужители совершали богослужения, преподавали в различных церковных и светских учебных заведениях, участвовали в социальных и благотворительных программах, занимались историческими, этнографическими, социокультурными наблюдениями и исследованиями. После революции 1917 года в условиях гонений за веру они духовно противостояли нечестию, пытаясь сохранить паству от влияния безбожной идеологии. Многие священнослужители приняли в это время мученическую кончину, отдав за Христа самое дорогое — собственную жизнь.
Одним из таких добрых пастырей был священник Христофор Александрович Родионов, жизненный путь и служение которого связаны как с Марийским краем, так и с Чувашией. Он родился 16/29 апреля 1884 года в деревне Нуженалы Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Александра Никифоровича и Дарии Ивановны Родионовых. В 1897 году будущий священнослужитель окончил Еласовское начальное училище, в 1907-м поступил в Михаило-Архангельский черемисский мужской монастырь, располагавшийся в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии, где в 1909-1912 годах обучался в церковно-приходской школе, нес различные послушания (к примеру, в 1910 году — клиросное). В монастырской ведомости тех лет о нем записано: «Поведения хорошего, к послушаниям способен».
В 1912 году Христофор Родионов был переведен в Казань, где проживал в качестве послушника в Зилантовом монастыре. 5 марта 1913 года он выдержал псаломщический экзамен в Казанском Духовном училище, 31 марта был определен на должность псаломщика к церкви Казанской иконы Божией Матери села Нурма Царевококшайского уезда Казанской губернии. Здесь Христофор Александрович подвизался до 30 ноября 1914 года, в клировой ведомости нурминской церкви сообщается, что поведения он был очень хорошего.
Решив продолжить образование, Х.А. Родионов поступил в число вольнослушателей на Казанские двухгодичные миссионерские курсы. В этот период он стал одним из добровольных корреспондентов известного этнографа Н.В. Никольского. Руководствуясь разработанной ученым программой-вопросником для сбора исторических и фольклорно-этнографических материалов, Родионов в 1914 году представил Никольскому несколько рукописей, в которых содержались сведения о хозяйственных занятиях, культуре и быте горных марийцев (этнографическое описание обряда проводов в армию, данные о традиционной марийской одежде, обуви, пище, размышления о причинах курения марийцами табака). Эти сведения были дополнены также наблюдениями о некоторых сторонах жизни луговых марийцев Царевококшайского, Уржумского, Яранского уездов, от чего их научная ценность только возрастала. Пытался Христофор Александрович переводить на горный марийский язык и духовную литературу. Примером тому служит работа «Новое чудесное исцеление параличной больной по предстательству преподобного Тихона Калужского Чудотворца на черемисском языке на горном наречии».
После окончания миссионерских курсов в 1916 году Х.А. Родионов был рукоположен во диакона, а в июне 1916 года — во священника с назначением в церковь Рождества Христова села Новая Липша Чебоксарского уезда Казанской губернии (впоследствии — Звениговского кантона МАО). В 1919 году он был впервые арестован органами ОГПУ по обвинению в контрреволюции, но освобожден за недостаточностью обвинений. В храме села Новая Липша отец Христофор служил до 1925 года, в 1920 году к празднику Святой Пасхи за отлично-усердную службу был награжден набедренником.
В 1925-1930 годах батюшка совершал богослужения в Покровской церкви села Паратмары, входившего во 2-й благочиннический округ Казанской епархии и располагавшегося в Козьмодемьянском кантоне МАО. 30 мая 1927 года по представлению благочиннического совета ко дню Святой Пасхи епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым), управлявшим в то время Казанской епархией, он был награжден скуфьей. В 1930 году отец Христофор подал заявление в Краснококшайское Православное церковное управление староцерковников с просьбой о перемещении его в другой храм на свободное место или запасным священником. Это прошение было удовлетворено, и 23 июня 1930 года батюшка был переведен к церкви Рождества Христова села Еласы.
На данном приходе отец Христофор прослужил около 7 лет, показал себя исповедником Православия. С приездом его в Еласы местная приходская жизнь активизировалась. Об этом свидетельствуют и многочисленные заявления церковного совета о проведении на территории прихода крестных ходов, которые к тому моменту оставались одной из немногих доступных форм христианского просвещения населения. Среди архивных документов сохранилось также заявление батюшки в Еласовский сельсовет от 11 июля 1936 года о торжественном молебне по случаю престольного праздника в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Отец Христофор не раз призывал жителей села начинать сельскохозяйственные работы с молитвы, соблюдать церковные праздники, относиться к происходящему терпеливо, так как претерпевшие до конца, согласно Евангелию, будут спасены. Труды батюшки были отмечены епархиальным начальством: в 1931 году епископом Марийским Иоанном (Широковвм) к празднику Святой Пасхи он был награжден камилавкой, в 1936 году епископом Марийским Варлаамом (Козулей) — наперсным крестом.
Такое истовое служение священника вызывало неудовольствие властей. В 1926 году батюшка был лишен избирательных прав, в 1929 году, дав взаймы 1 рубль, что впоследствии квалифицировали как взятку, был осужден по статье 118 УК РСФСР к 1 году принудительных работ, которые отбывал в Козьмодемьянске и Йошкар-Оле. В апреле 1935 года по ходатайству Еласовского сельсовета Горномарийская районная комиссия по вопросам культов приняла решение о запрещении в Еласах колокольного звона, в 1936-м власти пытались отобрать у Еласовской церкви сторожку. Отец Христофор терпеливо переносил эти притеснения, пытаясь сохранить приходскую жизнь и возможность совершать в храме богослужения.
Видя решимость священника, его исповеднические труды власти пошли на крайние меры. 5 августа 1937 года отец Христофор был арестован и помещен в Козьмодемьянскую тюрьму. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения говорилось, что батюшка ведет контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и правительства в деревне, восхваляет Троцкого, Зиновьева и других врагов советской власти. Конечно, эти обвинения были ложными. Особенно абсурдным выглядело утверждение следствия о том, что в феврале 1937 года в частном доме отец Христофор служил панихиду о расстрелянных в Москве партийных деятелях Рыкове, Зиновьеве и других, говоря, что «они умерли за народ». К слову сказать, Н.И. Рыков к этому моменту даже не был арестован, а расстрелян и того позже, в 1938 году.
На единственном допросе, состоявшемся 16 августа 1937 года, отец Христофор вины своей не признал, явив себя исповедником Православной веры: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. …По существу показываю, что я действительно человек не советский по религиозному убеждению. Потому, что советская власть борется против религии, поэтому я против». 26 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД МАССР, на котором священник Христофор Родионов был приговорен к 10 годам лагерей. Батюшка прибыл в Локчимские лагеря Коми АССР 31 октября 1937 года этапом из Горького и скончался в заключении 24 февраля 1942 года. Погребен отец Христофор в безвестной ныне могиле на одном из кладбищ Локчимлага.

супруга Вера Алексеевна 1887 г.р.,
сын Андрей 1920 г.р.
дочь София, 1921 г.р.
Лайк (2)
← Назад    Вперед → Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 161 162 163 164 165 * 166 167 Вперед →
Модератор: Konstantin Ivanov
Вверх ⇈