Духовенство Казанской губернии
sofytim | Наверх ##
20 апреля 2021 0:58 20 апреля 2021 18:00 zritel написал: [q] протоиерей Симеон Ронгинский:[/q]
Уважаемый zritel, мне крайне интересно это семейство - одна из моих фамильных ветвей. Пожалуйста, поделитесь источником информации! --- Ионины, Мурзины; Лидеман, Сосаар;
Кнышевы/Кныш, Лаврищевы, Прилепские, Костюшины, Левченко, Колобаевы, Пестрецовы - другие фамилии см. в темах | | |
Asinus grisseusУчастник  Ставрополь (Тольятти) Сообщений: 72 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 340 | Наверх ##
20 апреля 2021 1:02 Из: Воскресенской церкви с.Индырчи Тетюшского уезда МК за 1860 г. часть первая. № 17. Месяц и день рождения/крещения - март 24/25 ; имя - Мария; родители: села Индырчей пономарь Алексей Васильев Терпигорев и законная жена его Александра Иванова, оба православного вероисповедания; восприемники - студент Казанского университета Петр Васильев Терпигорев и умершего дьячка Ивана Андреева дочь Мария Иванова; Таинство Крещения совершали: приходской священник Стефан Петров с дьячком Василием Тетеевским и пономарем Алексеем Терпигоревым. (НАРТ 6-129-2-892об.) | | Лайк (1) |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 737
| Наверх ##
20 апреля 2021 9:22 20 апреля 2021 9:22 sofytim написал: [q] это семейство - одна из моих фамильных ветвей[/q]
Из отчета о состоянии Екатеринбургского епархиального женского училища за 1914-1915 учебный год. Начальница училища — дочь действ. статского советника Варвара Ронгинская, окончила курс в Казанском Родионовском институте, в должности с 11 марта 1903 года; при казенной квартире, жалования по должности получает 700 руб. в год, столовых — 60 руб. и на разъезды — 60 р. в год. https://pravoslavnoe-duhovenst...288724.pdf По отчеству она Васильевна. См также: https://forum.vgd.ru/post/1492/5090/p1422189.htm . Ее изображения нередко встречаются на групповых фотографиях такого вида: https://1.bp.blogspot.com/--FW...%25851.jpg . --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | Лайк (1) |
sofytim | Наверх ##
20 апреля 2021 17:59 20 апреля 2021 17:59 >> Ответ на сообщение пользователя AK-63 от 20 апреля 2021 9:22 Да-да, это тоже моя - двоюродная сестра прадеда. Собственно Ронгинские все мои, большоооой куст из одного корня. За ссылку на ЕкЕВ - спасибо! --- Ионины, Мурзины; Лидеман, Сосаар;
Кнышевы/Кныш, Лаврищевы, Прилепские, Костюшины, Левченко, Колобаевы, Пестрецовы - другие фамилии см. в темах | | Лайк (1) |
zritel | Наверх ##
20 апреля 2021 19:07 sofytim написал: [q] zritel написал:
[q] протоиерей Симеон Ронгинский:
[/q]
Уважаемый zritel, мне крайне интересно это семейство - одна из моих фамильных ветвей. Пожалуйста, поделитесь источником информации!
[/q]
Добрый день! Данное жизнеописание составлено на основании документов Государственного архива Республики Марий Эл: клировой ведомости царевококшайского Воскресенского собора за 1903 г. (ГА РМЭ. Ф.80. Оп.1. Д.200) метрической книги Воскресенского собора за 1904 г. (ГА РМЭ. Ф.305. Оп.2. Д.612) Также использовался некролог в связи с кончиной отца Симеона, опубликованный в "Известиях по Казанской епархии". 1904 г. №18. "Известия", как Вы наверно знаете, выложены по ссылке https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2688/ | | Лайк (2) |
sofytim | Наверх ##
21 апреля 2021 2:59 >> Ответ на сообщение пользователя zritel от 20 апреля 2021 19:07 Благодарю! Некролог мне был известен, а вот данные о сыновьях и дочерях существенно дополнились (сведениями из клировой, как я понимаю). --- Ионины, Мурзины; Лидеман, Сосаар;
Кнышевы/Кныш, Лаврищевы, Прилепские, Костюшины, Левченко, Колобаевы, Пестрецовы - другие фамилии см. в темах | | |
zritel | Наверх ##
21 апреля 2021 20:04 24 апреля 2021 23:38 Священник Владимир Гортинский (22.06/4.07.1873-9/22.09.1906)
Владимир Гурьевич Гортинский родился 22 июня/4 июля 1873 года в селе Шиньша Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье священника Гурия Петровича Гортинского и супруги его Аполлинарии Петровны. Крещен он был 25 июня/7 июля в церкви Казанской иконы Божией Матери родного села, Таинство совершил священник храма Рождества Христова села Арино Алексий Магницкий в сослужении дьячка Иоанна Монастырева. В 1896 году В.Г. Гортинский окончил по второму разряду Казанскую Духовную семинарию, с 6 ноября того же года по 10 октября 1897-го занимал должность законоучителя Вараксинского, Гомзовского, Медведевского земских училищ Царевококшайского уезда. 21 мая 1897 года он был рукоположен во священника к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, с 25 декабря 1904-го занимал должность помощника благочинного церквей 1-го округа Царевококшайского уезда, с 23 февраля 1900-го – казначея Царевококшайского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета. Батюшка также нес послушания законоучителя Якимовской одноклассной церковно-приходской школы (с 17.10.1903), мужской и женской Княжнинских земских школ (с 10.10.1897), 22 сентября 1900 года был награжден набедренником. Последнее упоминание о служении отца Владимира в храме села Семеновка относится к 14 июля 1906 года, скончался он по имеющимся сведениям 9/22 сентября того же года. супруга Варвара Семеновна, 1878 г.р., в девичестве Ронгинская. сын Михаил 1899 г.р., репрессирован в 1937-м в Казани, 10 декабря 1937-го приговорен к 10 годам заключения. дочь Татьяна 1900 г.р. | | Лайк (1) |
zritel | Наверх ##
21 апреля 2021 22:21 sofytim написал: [q] По Михаилу - непонятно, расстрелян или умер в заключении? Или выжил...[/q]
Приговор 10 лет, так что видимо был в заключении. Есть варианты, как попытаться узнать его судьбу. В следственном деле может быть подшита справка о смерти или об освобождении, но добраться до дела проблематично, да и справку исходя из имеющегося опыта, подшивали редко. Второй вариант - запрос в Информационный центр МВД в Москву или Татарстан, так как после вынесения приговора заключенный переходил под опеку МВД и НКВД в данном случае могло не отслеживать судьбы репрессированного. Вариант третий - справка о смерти в заключении могла попасть в архив ЗАГС, возможно она есть в Казани, но как добраться до казанского архива ЗАГС. Скорее всего они потребуют документ, подтверждающий родственные связи с заключенным. Вариант четвертый, наиболее предпочтительный. Для этого нужно знать, в каком регионе репрессированный отбывал наказание и обращаться в информационный центр МВД того региона. В случае с Республикой Марий Эл, например, в 1937 году это зачастую Коми АССР, а как с Татарстаном не знаю. | | |
zritel | Наверх ##
24 апреля 2021 16:40 24 апреля 2021 23:38 Священник Виктор Андрамонов (15.01.1882-16.04.1942)
Виктор Николаевич Андрамонов родился 15 января 1882 года в селе Шуматово Ядринского уезда Казанской губернии в семье диакона местной Успенской церкви Николая Васильевича Андрамонова, впоследствии священника, и супруги его Любови Павловны. В 1899 году он окончил два класса Казанской Духовной семинарии, 11 ноября того же года был определен псаломщиком к Богоявленскому храму села Кутема Чистопольского уезда Казанской губернии, 16 марта 1902-го перемещен на аналогичную должность к Троицкой церкви села Шемердяново Ядринского уезда, 18 декабря 1905-го был облачен в стихарь. После сдачи 3 февраля 1903 года соответствующего экзамена, 14 мая 1906-го В.Н. Андрамонов был рукоположен во диакона, с 1909-го нес послушание законоучителя Ой-Касимской церковно-приходской школы. 2 октября 1910 года в комиссии при Казанской Духовной семинарии отец Виктор сдал священнический экзамен, 9 июля 1911-го был назначен на священническое место к Успенскому храму села Аликово Ядринского уезда, 8 апреля 1913-го, уже в сане иерея, был перемещен к Троицкой церкви села Большое Карачкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. В Большом Карачкино батюшка прослужил более пятнадцати лет, в 1926 году его наградили камилавкой. В 1929-м отец Виктор был обложен непосильным индивидуальным налогом, в результате чего семье пришлось продать все имущество. Оставив в конце того же года Большое Карачкино, батюшка поселился у детей в деревне Красное Четаево Ахперского сельсовета Марийской автономной области, занимался сельским хозяйством, трудился разнорабочим при Шарской тракторной дороге, с 24 октября по 17 декабря 1930 года, например, занимался корчевкой пней. В дальнейшем, с 22 декабря того же года, отец Виктор вновь работал на лесозаготовках на пристани Железная речка, отбывая, таким образом, назначенную ему как лишенцу трудовую повинность. Батюшка всю зиму болел, с трудом выходил на работу, а однажды не смог встать, что было воспринято как саботаж. Лес на участке, отведенном лишенцам, был мелким, а норма выработки высока. От работников бригады, в которую входил отец Виктор, требовали и обработку срубленного леса, так как он шел на экспорт. В результате выработка не поднималась выше 1,65 кубометра (вместо 6 кубометров по норме), что рассматривалось, как результат злонамеренного нежелания работать. 9 марта 1931 года иерей Виктор Андрамонов вместе с другими членами бригады был арестован и ложно обвинялся по статьям 58-10,11,14 УК РСФСР в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной организации, саботаже лесозаготовительных работ. На единственном допросе 17 марта 1931 года виновным себя батюшка не признал, 10 сентября особой тройкой при полномочном представителе ОГПУ по Нижегородскому краю был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Свердловской области. Здесь во время земляных работ отец Виктор упал в яму и покалечил спину, после чего в 1934 году соответствующая комиссия определила его не трудоспособным, и освободила от наказания. После возвращения из ссылки отец Виктор поселился в селе Усола Горномарийского района МАО, где служил в церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, поначалу находясь на вакансии псаломщика. После ухода за штат местного протоиерея Александра Николаева, 19 августа 1936 года церковный совет постановил «избрать состоявшего при нашей церкви в должности псаломщика священника отца Виктора Андрамонова как человека трезвого и в течение двух лет зарекомендовавшего себя на должности псаломщика, а нередко и священника с самой хорошей стороны». 14 сентября 1936 года епископ Марийский Варлаам (Козуля) благословил отца Виктора занять священническое место при церкви села Усола. Жил батюшка в сторожке при храме, совершал богослужения, в условиях богоборческой политики властей несколько раз собирал подписи о разрешении крестных ходов по деревням, после чего проводил их, летом служил молебны на полях, что было в те времена одной из немногих открытых форм проповеди веры. 30 сентября 1937 года священник Виктор Андрамонов был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации против мероприятий властей в деревне, распространении слухов о скорой гибели советской власти (статья 58-10, ч.1 УК РСФСР) и был заключен под стражу в Козьмодемьянскую тюрьму. На единственном допросе в день ареста отец Виктор показал: «Виновным в предъявленном мне обвинении по ст. 58, п. 10, ч. 1 УК РСФСР я сам себя не признаю. Контрреволюционную агитацию я никогда, ни при каких обстоятельствах не проводил. Всегда от этого находился в стороне, а лишь я исполнял только свои обязанности религиозного духа, служил попом. О скорой гибели советской власти никакие слухи никому я не распространял и провокацией таковой я не занимался». 8 октября 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР священник Виктор Андрамонов был приговорен к десяти годам заключения. Батюшка прибыл в Локчимлаг Коми АССР 31 октября 1937 года этапом из Горького, сначала находился в Усть-Немском лагерном отделении, а с 1940-го – в Усть-Вымском ИТЛ. Скончался отец Виктор 16 апреля 1942 года в лазарете села Пезмог и был погребен на кладбище № 2 в могиле № 117, располагавшейся на западе от Пезмогского лагерного пункта. Точное место погребения батюшки в настоящее время утрачено.
сыновья: Борис 1911 г.р., участник Великой Отечественной войны, подполковник; Михаил (по другим данным Виктор) Викторович, 1905 г.р., военнослужащий; Сергей 1907 г.р., участник Великой Отечественной войны, рядовой. В 1942 г. попал в плен, освобожден; Серафим 1913 г.р., участник Великой Отечественной войны, майор. брат Леонид Николаевич Андрамонов, священник племянник Василий Леонидович Андрамонов. | | Лайк (2) |
zritel | Наверх ##
25 апреля 2021 1:51 20 декабря 2022 0:11 Диакон Михаил Азатеев (10.01.1904-9.10.1938)
Михаил Семенович Азатеев родился 10 января 1904 года в деревне Озянкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В 1910-1914 годах он обучался в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Сарлатово, с ноября 1925-го по 24 мая 1929-го нес послушание псаломщика Троицкого храма данного села, с 18 декабря 1930-го по 8 февраля 1931 года служил псаломщиком в Троицкой церкви села Троицкий Посад, а затем был переведен на такую же должность к Вознесенскому храму села Пернуры. В том же году М.С. Азатеев был рукоположен во диакона, впервые арестован, обвинялся по статье 58-10 УК РСФСР и через два месяца за недоказанностью вины был освобожден. Диакон Михаил служил в храме села Пертнуры и в дальнейшем, исповедуя веру, говорил: «Что это за власть, которая силой хочет заставить меня, чтобы я не молился Богу, но я богослужение никогда не оставлю». После ареста 1 октября 1937 года настоятеля пертнурской церкви протоиерея Григория Сергеева староста храма Роман Ильин и председатель церковного совета Гавриил Раев обратились к отцу Михаилу с предложением подать прошение о рукоположении во священнический сан. Епископ Марийский Леонид (Антощенко) указом от 30 ноября 1937 года за № 229 разрешил Азатееву после проверочных испытаний выставить свою кандидатуру на одно из свободных священнических мест. Отец Михаил сдавал экзамен 9 декабря. В сохранившейся выписке из журнала испытаний говорилось, что диакон церкви села Пертнуры Михаил Семенович Азатеев, готовясь к испытаниям, повторил катехизис, краткий учебник по церковной истории и объяснение богослужения. Экзамен показал следующее: «1) Книги Священного Писания знает, число их, порядок и краткое содержание; 2) по догматическому богословию на предложенные вопросы дал удовлетворительные ответы в пределах катехизиса – учение о Боге, Троице, Спасителе, искуплении, благодати, о Таинствах; 3) по нравственному богословию объяснение заповедей Господних, ветхозаветных, новозаветных, учение о совести – излагает правильно, но не свободно; 4) по церковной истории – о семи Вселенских Соборах, их постановлениях кое-что помнит, о святом Афанасии Великом и трех святителях знает только краткие сведения, в общих чертах представляет историю отделения Западной церкви от Восточной; 5) по богослужению порядок будничной службы знает сбивчиво, тексты церковных песнопений («Иже Херувимы», «Свете тихий» и др.) переводит на русский язык с трудом». Для пополнения знаний о богослужении отцу Михаилу было дано пособие с предложением подготовиться по нему и через две недели явиться для дополнительных испытаний. 24 декабря состоялся повторный экзамен, отец Михаил дал удовлетворительные ответы по порядку будничной службы. В заключении о ходе испытания протоиерей Александр Михайлов написал: «Можно надеяться, что отец Азатеев, как человек молодой и способный, по рукоположению его во священника не оставит занятий для своего духовного образования, что он и обещает». Однако к этому моменту епископ Марийский Леонид (Антощенко) уже был арестован, и священническая хиротония диакона Михаила так не состоялась. Отец Михаил побуждал односельчан подыскивать священника для пертнурской церкви, чтобы богослужения в ней возобновились. 7 мая 1938 года диакон Михаил Азатеев был арестован. Его ложно обвиняли в участии в контрреволюционной организации, распространении слухов о скорой гибели советской власти, агитации против мероприятий властей в деревне (статьи 58-10.11 УК РСФСР). 7 октября 1938 года тройкой НКВД по МАССР диакон Михаил Азатеев был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение 9 октября в 19 часов.
супруга Евгения Степановна 1903 г.р., дочь псаломщика из с. Сарлатово сыновья Вячеслав, Виссарион (в 1956 г. проживал в Москве). дочь Маргарита
Псаломщик Александр Преображенский (1868-)
Александр Николаевич Преображенский родился в 1868 году в селе Базарные Кармалы Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика. Он окончил первый класс Казанского Духовного училища, в 1882 году поступил послушником в Мироносицкую пустынь, в 1887-1903-м нес послушание певчего в различных духовных хорах Казанской и Нижегородской губерний. В 1904-1907 годах А.Н. Преображенский занимал должность исполняющего обязанности псаломщика при Георгиевской церкви города Казани, в 1907-м сдал псаломщический экзамен и 14 ноября того же года был определен к Троицкому храму села Троицкий Посад Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 19 сентября 1909-го переведен к Троицкой церкви села Сурты. Согласно сохранившимся клировым ведомостям, читал, пел, знал катехизис он хорошо, поведения также был весьма хорошего. А.Н. Преображенский занимал должность псаломщика суртовского храма до начала 1920 года, в 1922-м служил в Покровском храме села Кокшайск. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.
супруга Анна Павловна 1865 г.р. (первый брак) супруга Пелагея Филипповна 1885 г.р. (второй брак) сын Сергей 1901 г.р. (от первого брака)
Протоиерей Сергий Приклонский (4/16.07.1881 – 23.04.1959)
Сергий Николаевич Приклонский родился 4/16 июля 1881 года в селе Микряково Васильсурского уезда Нижегородской губернии в семье священника Николая Григорьевича Приклонского. В 1897 году он окончил Лысковское Духовное училище, в 1901-м по второму разряду – Нижегородскую Духовную семинарию. 14 октября 1904 года епископом Балахнинским Исидором (Колоколовым) С.Н. Приклонский был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Сарлатово Васильсурского уезда, где прослужил около пятнадцати лет. В советское время данный приход не уклонялся в обновленчество, с конца 1920-х годов находился под омофором заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и архиереев, возглавлявших марийское викариатство Нижегородской епархии (1929-1934) и Марийскую епархию (1934-1937). В годы гонений на Церковь многие священнослужители пострадали за веру от безбожной власти. Не избежал этой участи и отец Сергий, арестовывавшийся 28 июля 1930 года и приговоренный по статье 58-10 УК РСФСР к трем годам заключения. После освобождения из лагеря, в течение трех лет, батюшка находился на административном поселении в городе Чистополе Татарской АССР, а по возвращении в МАССР 9 января 1937 года епископом Марийским Варлаамом (Козулей) был вновь назначен на сарлатовский приход. 25 сентября 1937 года деревянное здание Троицкого храма в Сарлатово сгорело, по подозрению «в умышленном поджоге» были арестованы церковный сторож и настоятель. Обвиняемых поместили в Козьмодемьянский исправительно-трудовой дом, 14 февраля 1938 года Еласовским народным судом отец Сергий был приговорен к пяти годам заключения. Однако приговор был обжалован в кассационном порядке, после чего Верховный суд МАССР батюшку оправдал. Поскольку большая часть храмов на территории МАССР к тому моменту уже была закрыта, отец Сергий остался без места служения и проживал в собственном доме в селе Сарлатово. В 1944-1945 годах по благословению епископа Горьковского Зиновия (Красовского) он совершал требы и богослужения у себя на дому, а затем жителями Сарлатово был оборудован молельный дом, действовавший неофициально. 14 июня 1946 года иерей Сергий Приклонский был назначен настоятелем Петропавловской церкви села Кузнецово Горномарийского района, где служил до начала 1959 года. Ко дню Святой Пасхи 1947 года батюшка был возведен в сан протоиерея, 20 марта 1953-го награжден палицей, 7 мая 1958-го – наперсным крестом с украшениями. Протоиерей Сергий был известен среди верующих как добросовестный священнослужитель, тогдашний благочинный церквей МАССР протоиерей Николай Бомбицкий писал о нем: «За мягкость характера пользуется среди прихожан уважением и любовью». Преклонный возраст, телесные немощи побудили отца Сергия 10 января 1959 года подать прошение на имя архиепископа Казанского и Марийского Иова (Кресовича) с просьбой о переводе за штат, 4 марта того же года оно было удовлетворено. Скончался батюшка 23 апреля 1959 года в селе Кузнецово и был погребен в церковной ограде.
супруга Зинаида Михайловна 1886 г.р., дочь священника Михаила Анкирского
Псаломщик Владимир Самохвалов (1878-)
Владимир Николаевич Самохвалов родился в 1878 году в городе Казани в семье мещан. Он окончил школу Казанского попечительства о бедных во имя императора Александра II Комитета императорского человеколюбивого общества (1890) и 1-й класс II отделения 4-х классного Казанского городского училища (1894). После сдачи в 1899 году соответствующего экзамена 14 февраля 1900 года В.Н. Самохвалов был определен псаломщиком к храму святых равноапостольных Константина и Елены села Кулаково Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 17 мая 1901-го облачен в стихарь, со 2 декабря 1904-го по 14 октября 1908-го преподавал пение в Кулаковском земском училище. 14 октября 1908 года В.Н. Самохвалов был переведен на должность псаломщика к Космо-Дамианской церкви села Малый Абаснур Царевококшайского уезда Казанской губернии, 9 марта 1910-го – к храму Рождества Христова села Пайгусово, 15 июля 1913-го – к Покровской церкви села Большая Юнга (Покровское). Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.
супруга Юлия Алексеевна 1880 г.р. дочери Галина 1906 г.р., Александра 1908 г.р., Нина 1910 г.р. | | |
|