Духовенство Казанской губернии
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 18:31 Некрологи
22 мая 1895-го года померь, а 24-го погребен неустанный труженник на ниве Господней и миролюбецъ, священник села Юхмачей, Спасскаго уѣзда. Николай Иосифович о. Тавелъский. Трудился он на пользу церкви Христовой и на пользу просвѣщепія своей паствы, благовѣствуя во всякое время и вездѣ, а особенно в таком — этом многолѣтнем его дѣтищѣ, и трудился немало , почти 35 лѣтъ священства в Юхмачинском приходѣ. Покойный, сын діакона села Кукмор Мамадышскаго уѣзда, родился в 1833 году, в 1858 году окончил курс в Казанской духовной семинаріи, а в 1860 году был рукоположен во священника к церкви села Юхмачей. Кромѣ прямы священнических обязанностей, молодой священник о. Тавельский с 1860 года по 1877 годъ состоял учителем начальнаго Юхмачпнскаго земскаго училища, в котором и закопоучительствовал все время своего священства; а съ 1881 года по день смерти состоял законоучителем земскаго училища в приходской деревнѣ — Ахметевой, а также завѣдующим им же открытых школ грамотности въ приходских деревнях — Нижнем Кичееве и Ампурзине в первой с 1890 года, а в послѣдней с 1892 года. За свою многополезиую службу в приходѣ и его благоустроеніе, за украшение приходскаго храма и неустанную учебную дѣятельпость, кромѣ многих благодарностей от духовнаго и гражданскаго вѣдомств и денежных наград от Министерства Народнаго Просвѣщенія, полученных им в разное время, в 1867 году он был награжден набедренником , в 1881 году — скуфьею, а въ 1887 году за 25-лѣтніе труды по народному образованію Всемилостивѣйше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. В средѣ духовенства покойный пользовался большою любовью и уважением и считался человѣком выеокоправственнымъ, почему несколько лѣтъ состоял депутатом от духовенства на съѣздахъ, членом благочинпическаго совѣта и духовником своего благочннія. Чинопослѣдованіе погребенія тѣла покойнаго о. Николая совершили пять священников с мѣстнымъ о. благочиннымъ, священником села Лебедина А. Ф. Смирновым . Надгробных рѣчей былопроизнесено нѣсколько; особенно характерны из них двѣ, — рѣчь священника села Юхмачей о. Кульметьева, в которой оратор яркими красками обрисовал миролюбивый характер покойнаго. И священника села Апакова — о. Виноградова, изобразившая» пастырскую и учебную его дѣятельность. В семействѣ покойнаго остались жена и сын —семинарист , и еще трое дѣтей, пристроенных покойным еще при жизни. Пригорода Билярска священник Василий Дьяконов Духовенство 2-го благочинпическаго округа, Спасскаго уѣзда, в течении 1895 года лишилось шести священниковъ. В особенности горько чувствуется им утрата, понесенная в лицѣ двух священниковъ: окружного духовника, села Волоснпковки священника о. Петра Любимова, умершаго при исполнении своих обязанностей и бывшаго благочиннаго, села Бездны священника Сергия Васильевича о. Студенцова, умершаго 25-го іюня 1895 года на 61-мъ году от рождения . О. Сергій был сынъ бѣднаго діакона, родился в селѣ Студенцѣ Спасскаго уѣзда; окончил курс в 1858-мъ году в Казанской духовной семинаріи студентомъ; в 1859-м году 17-го сентября был рукоположен во священника села Бездны, гдѣ, прослужив безсменно 35-ть лѣтъ и скончался , очистив свою душу от грѣхов Св. Таинствами: покаяніемъ, причащеніем и елеосвященіемъ. Выдаваясь между своими сослуживцами даровитостію, а в особенности замѣчательно крѣпкою памятью, прекрас –ными качествами души и примѣрнымъ религіозно-нравственнымъ поведеніемъ, о. Сергій пользовался особенным вниманіем высшаго Епархіальнаго Начальства, заслужил неподдельную любовь и расположенность всего окружного духовенства и пасомыхъ. Покойный, как один из лучших в округѣ священниковъ, кромѣ обязанностей приходскаго пастыря, проходил и другія должности, как по назначению Епархіальнаго Начальства, так и по выбору окружнаго духовенства, — такъ: с 1868 года по 1874-й год состоял депутатом на епархіальных и окружных съѣздахъ духовенства; с 1869 года по 15-е октября 1878 года состоял помощником благочиннаго; с 15-го октября 1878 года по 1881-й годъ, по назначение высшаго Епархіальнаго Начальства, был благочинным в 1-м благочиннпческом округѣ Спасскаго уѣзда; с 1885 года по 1892-й годъ таковую же должность проходил уже в своемъ 2-м округѣ. Таким образомъ почившій, прослужил св. церкви 35-ть лѣтъ, в тоже время исполнял другія немалотрудпыя и отвѣтственныя обязанности и, нужно сказать, — с полным усердіемъ и пользою для другихъ. За таковую полезную и усердную службу о. Сергій получал благодарности и награды; послѣдними из этих наград были наперсный крестъ и орден св. Анны 3-й степени . Погребение о. Сергія было совершено 28-го іюня. Гроб покойника был весь покрыт живыми цвѣтами и вѣнками из его же цвѣтника, (нужно сказать, что о. Сергій был и замѣчательиый цвѣтовод ). Заупокойную литургію совершал мѣстный о. благочинный с двумя священниками; за литургіею села Юрткуль свящеиник Василий Зефнров сказал приличное случаю слово. На отпѣвапіи участвовало до 20 священно-и-церковно-служнтелей, из коих было 8 священников . При опускании праха о. Сергія в могилу прощальную, глубоко-прочувствованную рѣчь сказал его сотоварищ по семинаріи и сосѣдъ по приходу, села Гусихи свящеиник о. Николай Светоносов .
( полный текст в газете Известия по КЕ № 2/3 за 1896 г стр 56- 60 )
--- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 18:32 1 мая 2020 22:13 Некролог Священник Павел Иванович Невзоров
10-го мая сего года скончался послѣ тяжелой и продолжительной болѣзни Священник Павел Иванович Невзоров , служившій послѣднее время при дворцовой Духосошественской церкви, а с 1-го марта вышедшій, по слабости здоровья, за штатъ. Он был сын священника, окончил курс ученія в Казанской семинаріи в 1858 году и священствовал послѣдовательно в селах Красной Слободѣ и Новомордовѣ, Спасскаго уѣзда, в Спасскомъ Затонѣ, въ городах Ядринѣ,Цивильскѣ при женском Монастырѣ и в Чебоксарах , наконец в г. Казани с 1884 года при церквах Кладбищенской, Александровской больничной (с 1885 по 1887 г.); при духовной семинаріи , гдѣ был Духовником воспитанников ея, и в заключеніе послѣдніе три года при дворцовой церкви. Рано лишившись супруги, Павел Иванович нес безропотно тяготу вдовства и единственнаго сына своего провел чрез гимназію и университетъ. Слабое здоровье его заставляло его искать мѣста, гдѣбыло бы ему поспокойнѣе и полегче для его больной груди , чѣм и объясняются его нерѣдкіе переходы с одного мѣста на другое; наконецъ, злая чахотка доканала таки его на 60 году его жизни; двух мѣсяцев только не дотянул он до 60 лѣтъ. По желанію почившаго и его просьбѣ, отпѣваніе его происходило 13-го мая, в Духов день, в Александровской больничной церкви при участіи и предстояніи оо. Ректора и инспектора, духовной семинаріи, которые лично проводили его и до самой могилы вмѣстѣ с многочисленною толпою его почитателей и почитательниц . При литургіи и отпѣваніи присутствовал и Господин Начальник губерніи. Усопший П. И. был личностію довольно популярною в средѣ Казанскаго духовенства и обладал замѣчательною тактичностію и любезностію в обращеяіи со всѣми, рѣдкою и обширною памятью и способностью проповѣдничества; часто говорил он проповѣди без тетрадки или держа ее в рукѣ свернутою в трубочку даже в каѳедральном соборѣ , что было предметом удивления , потому что и ученые,прошедшіе высшую духовную школу, священники часто не рѣшаются говорить свои проповѣди без тетрадокъ. Из напечатанных его проповѣдей особенно выдаются двѣ: первая, говоренная при освященіи и открытіи Богадѣльни духовнаго вѣдомства, 12-го октября 1886года и вторая при погребеніи Генерала П. Н. Шатилова. Хотя П.И. имѣл голос довольно слабый и наружность не особенно представительную, но так благоговѣйно и выразительно служил и читал св. Евангеліе, особенно на страстной недѣлѣ, что церковь больничная при его служеніях всегда бывала переполняема молящимися даже из высшаго класса Казанскаго общества. Покойные генерал П. Н. Шатилов с семействомъ, А. Г. Осокинъ, В. Н. Перпева и М. А. Хомяков были постоянными посѣтителями ея и духовными дѣтьми Павла Ивановича, чѣм онъ справедливо гордился. В больницѣ нерѣдко П. И. заводил духовно-нравственныя бесѣды, но потомъ, видя холодность к ним больныхъ, прекратил ихъ. По избранію духовенства и назначенію Начальства, П. И. был дѣятельнымъ членом разных комитетов и коммиссій и знал почти все духовенство Казанское, был также членом Епархіальнаго Попечительства. Да упокоит его Господь со святыми и не лишит награды Своей, обѣщанной благим и вѣрным рабам Своим пріумножпвшим свои таланты... Священник Н. Любимов
( Известия по КЕ № 13 за 1896 г стр 259- 261 )
--- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 19:06 1 мая 2020 22:13 Некролог РЕДКАЯ ЛИЧНОСТЬ. Некролог Екатерины Ивановны Ласточкиной
В нынѣшній, как говорятъ, нервный вѣк очень рѣдко въ городахъ встрѣчаются крѣпкіе старцы по 70 — 75 лѣтъ, а по 80 — 85 лѣтъ и подавно считаются рѣдкими личностями. К небольшому числу таких личностей нельзя не отнести и Екатерину Ивановну Ласточкину, вдову о. протоиерея Андрея Гурьевича Ласточкина, так хорошо еще памятнаго всей Казани и Казанской епархіи и извѣстнаго многим свѣтским лицамъ, учившимся во 2-й Казанской гимназіи, гдѣ он состоял законоучителем болѣе 25 лѣтъ. Екатерина Ивановна скончалась 30-го ноября 1895 года в день ангела своего достойнаго супруга, о. Андрея Гурьевича. Она была дочь священника Грузинской церкви Ивана Ивановича Танаевскаго. Оставшись круглою сиротою, она воспитывалась у крестной матери своей, Татьяны Ивановны Михеевой, богатой Казанской помѣщицы, дом которой находился на мѣстѣ теперешняго дворянскаго собранія. Часто она разсказывала впослѣдствіи своим дѣтямъ и внукамъ, как трудно было ей жить в чужом барском домѣ, полном приживалок и наперсницъ, как много ей приходилось переносить непріятностей и уколов самолюбію; по за то она выучилась здѣсь многим работамъ, и изящным рукодѣльям и выработала в себѣ житейскій такте и сдержанность на всю жизнь. Она никогда не позволяла себѣ слышанное от кого либо передавать другимъ; держала себя всегда просто, но и с достоинствомъ, внушавшим к ней невольное уваженіе всѣмъ. 17 лѣтъ она была выдана замуж за Андре Гурьевича; брак их был 1830 года 10-госентября. Отцы ихъ, Гурій Иовлевич и Иван Иванович были еще раньше друзьями пріятелями. Приход Николо-Вешняковской церкви, куда опредѣлен был о. Андрей Гурьевичъ священникомъ, в тѣ времена был один изъ бѣдныхъ, так как наполовину состоял из раскольников и имѣлъ самое малое число домовъ; поэтому, чтобы увеличить заработок свой, о. Андрею Гурьевичу приходилось учить дѣтей торговцев и мѣщанъ. Екатерина Ивановна была в этом дѣлѣ хорошею помощницею своего мужа, репетировала уроки с учениками, даже сама выучилась читать по латыни для этого собственно. В большой Казанскій пожар 1842 года церковь св. Николая Вешняковскаго сгорѣла и Андрей Гурьевич остался без собственной церкви, а потому принужден был нерѣдко служить в Петропавловскомъ соборѣ , а требы исправлял в Воскресенском приходѣ, так как жил долго, около 25 лѣтъ, на Воскресенской улицѣ в домѣ Желтухиных, которые дали ему у себя квартиру. Екатерина Ивановна была весьма предана этим своим благодѣтелямъ; она нѣсколько лѣт присматривала за их домом и дѣлала всѣ закупки как для дома, так и для семейства Желтухиныхъ, когда по зимам они пріѣзжали в Казань, дѣлали болышие пріиемы и даже балы для всего Казанскаго дворянства Трудами и заботами о. Андрея Гурьевича Никольская церковь вновь была выстроена и освящена в 1856 году и получила у казанцев названіе Николы Новаго. Екатерина Ивановна образцово вела и свое собственное хозяйство и отличалась самым радушным гостепріимствомъ. В храмовые приходскіе праздники и дни имянин своих семейных она любила принимать своих родных и знакомыхъ, угощать их и доставлят какое –нибудь удовольствіе. Извѣстные казанскіе почтенные о. о.протоіереи А. Н. Иорданский, И. И. Лепоринский, С. И. Адоратский были сверстники Андрея Гурьевича, близкіе знакомые ея, нерѣдкіе и всегда желанные гости в домѣ такой радушной хозяйки, как Екатерина Ивановна. Эта черта в ней была замѣчена покойным Преосвященным Антоніемъ, который однажды при подобном случаѣ сказал ей: „Марѳину часть несете, но и — Маріиной не забывайте". По смерти своего младшаго сына Владиміра, умершаго в 1863 году осенью, она поочереди приглашала к себѣ всѣх его товарищей бывать у ней и обѣдать по праздникам и воскресным дням до 40-го дня, партіями человѣк 5 — 6, а бурсаков в особенности усердно приглашала и угощала с материнскою ласкою, зная их плохое и скудное содержание в тѣ времена. На ея долю пришлось устраивать судьбу сирот от старшей дочери;— трех внучек сирот она выдала замуж за профессоров академіи; привелось ей многих родныхъ и хоронить. До самой старости она всѣм и всѣми близкими интересовалась, и к ней всѣ шли за совѣтомъ в трудных обстоятельствах жизни и получали всегда полезный совѣтъ. Об одном только она очень скорбѣла в глубокой старости, что никого из внуков своих не видала в священном санѣ: „нѣт де и не, будет у меня близкаго, роднаго молитвенника за меня по смерти моей". Дожила она до 82 или 83 лѣтъ от роду, и до самой своей мирной, христіанской и почти безболѣзненной кончины сохранила всю ясность зрѣнія, слуха, ума и памяти и спокойствіе вѣрующей души; даже наканунѣ самой смерти своей вязала чулки. Болѣла она всего 3 или 4 дня и ни одного стона, ни тяжелаго вздоха, ни тѣм болѣе слова ропота или раздраженія никто из окружающих ея не слыхал от нея; почила она сном истинной праведницы и отошла ко Господу, соединившись с Ним наканунѣ смерти своей в святѣйшем таинствѣ причащенія. Екатерина Ивановна дожила до пятаго поколѣнія своего и имѣла уже праправнука (профессор академіи Яков Алексеевич Богородский, женатый на ея внучкѣ, сам имѣет уже внуковъ). Не рѣдкость ли это в наше время, когда многіе в 40 — 45 лѣт выглядят уже стариками, без волос и зубовт? Она скончалась почти однихъ лѣтъ со своим достойнѣйшим супругомъ или, как выразились близкіе ея: „отправилась к старичку своему на имянины". Священник Н Любимов ( полный текст в газете Известия по КЕ № 1 за 1896 г стр 23 -27 ) --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 21:16 1 мая 2020 22:12 Летопись Богоявленской церкви села Исакова, Свияжского Уезда
В 1780 году приход села Исакова (как то мы видим из копии метрич. Книг 1780 г.) составляют село Исаково, дер. Бритвина (вѣдомства коллегіи экономіи) и ясашная дер. Протопоповка. Не знаемъ, с какого времени Протопоповка прпнадлежит Исакову, быть может Исаковская церковь имѣла у себя Протопоповку со времени ея возникновенія. Что касается деревни Мизинова, которая в період этот уже принадлежит Свіяжскому собору, то может быть в древности она никогда не была за Исаковом , так как об этом мы не имѣем никаких фактических данных . Но Мизиново мы причисляли к Исакову единственно на том основаніи, что монастырь, за котором была Мизинова (по всей вѣроятности в древности носившая названіе „Конбарово" ), не мог же посылать своих крестьян Мизиновцев к неподвѣдомому ему о. протопопу, а посылал в свое Исаково, находящееся при том же от Мизинова всего в 3 верстах (а до собора 7 верстъ). За принадлежность дер. Мизиновой в давнюю пору Исакову говорит то обстоятельство, что праздником престольным и в Мизинове (как и в Исакове) считается Богоявление Господне. Что касается Протопоповки, то в давнее время она по всей вѣроятности принадлежала Свіяжскому собору, один из престольных праздников коего, день св. ап. Петра и Павла, Протопоповскими крестьянами и в настоящее время почитается наравне с Богоявлением . Но с другой стороны мало вѣроятно, чтобы о.протопоп деревню, выросшую на его землѣ, отдал Исаковскому причту, этого не могло быть даже и в видѣ расчета . Возможо послѣ того, как всѣ земли отошли государству (именно в 1763 г.), Свіяжский протопоп нашел болѣе удобнымъ, как ближайшую, чѣмъ Протопоповка (она в 10 верстах от него), и не меньшую по числу жителей, внять себѣ дер. Мизинову, а Протопоиовку отдать (пользуясь своею властью и силой старшаго и начальника) селу Исакову. В 1780 г. причт с. Исакова состоит из священника Ксенофонта Игнатьева, священника Петра Якимова, дьячка Максима Михайлова и пономаря Семиона Степанова. Из членов причта особенно обращает внимание священник Петр Якимов свою любовью к восприемничеству. Его имя в воспріемниках у крестьянских дѣтей встрѣчается весьма часто Думаемъ, он был любим прихожанами. Очевидно, — воспринимал он у бѣдныхъ, к которым в кумовья обыкновенно идут не так охотно. В метрическнх книгах за гг. 1780 — 1786 еще встрѣчается родоначальник теперешних Бритвинских раскольников Тарасовых —Иван Тарасовъ, то в качествѣ родителя, то в качествѣ кума. В дальнѣйшпх же годах его имя не встрѣчается. Тарасовы считаются раскольниками самыми старинными, что и в дѣйствительности, такъ как всѣ остальные раскольники из д. Бритвиной перешли в раскол уже на памяти у народа. Отсюда очевидно , что в д . Бритвиной , а значит в Исаковском приходѣ (в другой деревнѣ раскольников нѣтъ, в с. Исаковѣ одна семья) , начало расколу полагается в концѣ восьмидесятых годов прошлаго столѣтія. Что подтверждает и имѣюшаяся в ризницѣ Исаковской церкви выпись из вѣдомостей 1876 г. Свіяжскаго земскаго суда, « о раскольниках», в коей 80-лѣтній Назар Торицин с семьей с 1791 года числится раскольником — то есть — его родители стали раскольниками когда ему было всего 4 — 5 лѣтъ. Достойна примѣчавія в этом отношеніи деревня Протопопова: несмотря на то, что кругом во всѣхъ деревнях (Мизиновой, Кочемировой) раскол появился, в Протопоповкѣ его никогда не было и нѣтъ. Быть может это объясняется особенностью жизни ея и вліяній на нее. --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 21:18 Летопись Богоявленской церкви села Исакова, Свияжского Уезда (продолжение) В 1784 году в Исаковѣ остается один священннк — Ксенофонт Игнатьев , а Петра Якимова уже нѣтъ. С того времени в Исаковѣ остался один штата. Наступают 90-е годы прошлаго столѣтія. Исаковская деревянная церковь стоять уже отказывалась; требовалась забота о постройкѣ новой. Быть может это обстоятельство и заставило священника Ксенофонта Игнатьева покинуть приход Исаковскій, и поступивший на приход в 1795 году священник Феодор Иванов берет на себя заботу и труды, быть может уже начатые его предшественникомъ, по постройкѣ церкви. Приход Исаковскій был тогда малолюдепъ, крупных богачей быть в нем не могло, народ же был все болѣе на сторонѣ. Долго бы пришлось заботиться о храмѣ, даже деревянном , если бы не нашлись добрые люди. В Свияжске или же во Введенской Слободѣ (преданіе разное) стала падать каменная церковь; вот эту то церковь и отдали Исаковцам на сломъ. Ее сломали, кирпич перевезли в Исаково, и вот в 1799 году в Исаковѣ появилась новая каменная церковь, но без колокольни: колокола повѣсили на столбахъ. А старая в разоренном видѣ долго еще стояла, — конечно без службы, без престола и икон . Каменная церковь вышла небольшою, но по тогдашнему, пожалуй, и достаточною. Церковь была холодная и с одним престоломъ. В мартѣ 1804 года священником мы уже видим Ивана Егорова, а в 1809 году священствует Петр Васильев , в 1812 году 24 февраля на 35 году умершій от водянки. Послѣ него священником опредѣляют бывшаго раньше в Исаковѣ же пономаремъ, Феодора Иванова, из необучавшихся наукамъ. Теперь мы вступаем в область живыхъ преданій и воспоминаній здѣшнихъ старожиловъ. Очевидно — Феодор Иванович был любимцем народа, по ходатайству котораго онъ, еще 29-лѣтній, неученый по всей вѣроятности, и получил священническое мѣсто. Человѣк он был добрый, и в памяти старожилов осталась его черта невзыскательности в платѣ за требы. При своей неучености он тѣмъ не менѣе был человѣк очень практически, и, как старожил вліятельный. Конечно, всѣм давно не нравилась церковь без колокольни,— -это даже отзывается чѣм- то неправославным и особенно не русскимъ. И вотъ, стараніями священника, с прихожан собирается денежный окладъ, строится кирпичный заводъ, — и в 1825 году воздвигается величественная колокольня ,стоившая, по всей вѣроятности, не менѣе самой церкви. С другой стороны время его священства было почему то временем увеличенія в Исаковскомъ приходѣ раскола. По исповѣдным росписям 1823 года числится уже раскольнических домов — 6 (1 — в Исаковѣ и 5 в Бритвиной), 41 душа обоего пола. В год смерти его ( 18 апрѣля 1830 г. на 48 году, от горячки) число дворов раскольнических было тоже. Впрочем , быть может всѣ эти раскольники отпали еще до поступленія его во священника. Распространеніе раскола было значительнѣе в д. Бритвиной. Объясняется это отдаленностью деревни от церкви (6 верстъ) и связями ея с раскольническими селеніями — Собольской, Карамышихой др. При том же— в то время в распоряженіи священников , (большею частію мало ученых, или даже вовсе неученыхъ , как напр. Показанный сейчас Феодор Иванов ) не было средств для борьбы с расколомъ. Да и жизнь тогдашняго духовенства, довольно численнаго для небольшаго прихода (священник , дькон , дьячек и пономарь — при 125 дворахъ, — 459 душах мужскаго пола), была настолько необезпеченна, что ему приходилось болѣе заботиться о насущномъ хлѣбѣ, чѣм о расколе , содержавшіе который наиболѣе из зажиточныхъ крестьян платили духовенству, чтобы оно не тревожило их , ругу и т. п. даже лучше православных . Сколько можно догадываться по рассказам старожилов , раскольники тогда не были враждебны к православному духовенству, так как бѣглые попы были того же рукоположенія. Раскольники принимали священников и с крестом (к которому даже прикладывались, когда священник клал его на столъ), и с св. водою, и с иконами; кромѣ того всегда оченъ гостеприимно угощали ихъ. Враждебное отношеніе раскольников к духовенству стало только с того времени, когда у раскольников завелось свое священство --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 21:20 Летопись Богоявленской церкви села Исакова, Свияжского Уезда (продолжение) Послѣ смерти Феодора Иванова священническое мѣсто до 10 октября 1832 г. считалось за его сыномъ, учеником Казанской духовной семинаріи Василием Феодоровым Васильковым , которому на содержаніе и шла половина священнических доходовъ, а службу за него исправлял свящ. Иаков Лентовский. Из богословскаго класса (до окончанія курса) Васильков и был посвящен во священника с. Исакова. Этот , сравнительно болѣе образованный, священник , сознавая всю важность обученія грамотѣ — особенно в виду появившегося и развивающагося раскола, заводит в своем домѣ обученіе дѣтей церковно-славянской грамотѣ. За его труды Исаковцы в благодарность прибавляют ружнаго платежа. Самые старѣйшіе грамотники Исаковскаго прихода — ученики Василькова. Но плохая матеріальная обезпеченность в Исаковѣ и распространеніе в д. Бритвиной раскола заставляют о. Василькова в 1841 г. оставить приход Исаковскій. В том же году священником в с. Исаковѣ мы видим Александра Ивановича Амфионова (только что кончившаго курс духовной семинаріи). На первых же порах своего служенія он встрѣтилъ важныя неудобства в жизни. Прежде всего в Исаковѣ негдѣ было ему поселиться; не было ни церковнаго дома, ни свободных сколько нибудь удобных квартир в крестьянских домахъ. И вот приходится священнику перебраться из села Исакова года на два в приходскую деревню Бритвину и отсюда ѣздитъ в церковь. В Бритвиной молодой и энергичный служитель церкви лицом к лицу сталкивается с расколомъ. Бееѣды о. Амфионова с лицами, близкими к отпаденію, и с самими раскольниками, обращают на него вниманіе Владыки и ему,во второй же год его священства, объявляется Архипастырская благодарность. Быть может вліяніе о. Амфіонова на раскол было так велико, что движеніе раскола в деревнѣ Бритвиной остановилось и развитіе его и впослѣдствіи не было так широко, как в других деревняхъ, вдали расположенных от своих церквей (напр. Карамышихѣ, Собо- левской, Мизиновой и др.). Простой, доступный для всѣхъ, нетребовательный в отношеніи матеріальномъ, он пріобрѣлъ в приходѣ всеобщую любовь. Занимался о.Амфионов и с дѣтьми, — обучал их в своей кухнѣ. За церковную азбуку брал 50 к., за псалтирь 2 р. и за письмо 3 руб. с ученика. Ему пришлось пережить двѣ больших холеры — 1847 и 1853 гг. Испытал он и горе вдовства. Весною 1868 г. (на 49 году жизни) он заболѣл горячкой. Чувствуя свою кончину, он объявил приходу, что хотѣлось бы ему проститься со своими дѣтьми духовными. Цѣлую недѣлю толпами приходили прихожане и со слезами прощались со своим пастыремъ. Вечером 13 апрѣля удар большого колокола возвестил прихожанам о смерти их дорогаго отца, и глубокою скорбью дрогнули сердца любящихъ дѣтей! Долголѣтнее пребываніе о. Амфионова в приходѣ, малообезпечивающем жизнь священника, много говорит о его преданности дѣлу пастырства; впрочем — он был малосемейный: дѣтей было всего двое. --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 21:20 Летопись Богоявленской церкви села Исакова, Свияжского Уезда (продолжение) Здѣсь же нельзя обойти молчанием деятельности других членов причта: дьячка Дьякова и пономаря Янцибуловскаго, трудившихся в дѣлѣ обученія дѣтей грамотѣ. Дьячек Иван Дмитрич Дьяков из высшаго отдѣленія Свіяжскаго духовнаго училища жил в приходѣ с 1832 по 1865 г., — учил мальчиков в своем домѣ; за науку брал плату: за азбуку (церковную) рубль давали. Учил и псалтири; пройти всѣ каѳизмы стоило 2 рубля. За письмо рубль бралъ, за ариѳметику (4 дѣйствія) тоже рубль. За пять рублей, таким образомъ, можно было получить полное образованіе. Общих занятій не было, а учил он каждаго порознь, и каждый шел отдѣльно от другихъ. В зиму набиралось к нему человѣкъ 7 — 10, и учились не только сельскіе, но и из деревень прихода. Кромѣ показанных платных уроков был и безплатный, общій для всѣхъ: пѣли молитвы. Пономарь Яков Тимофеевич Янцибуловский, из низшаго отдѣленія Казанскаго уѣзднаго духовнаго училища, — пономарствовал в с. Исаковѣ с 1865 по 1869 г. Учил он недолго: зимы двѣ-три, в своем домѣ и за плату. В зиму выучивал азбукѣ и переходил в концѣ к псалтири, — и то слава Богу! Набиралось у него в зиму мальчиковъ пять . С іюля 1868 по ноябрь 1869 года наблюдающим за приходом был священник Иоанн Петров Скамницкий (из учеников риторики Казанской академіи). С 30-го ноября 1869 по ноябрь 1870 г. священствует Илья Алексеев Дмитревский, (кончивши курс в Пензенской духовной семинаріи). Поступил он в приход молодымъ, прожил здѣсь годъ, и затѣмъ, из –за непріятностей с приходомь, ушелъ. В 1870 г. в великом постѣ в особой комнатѣ запустѣлаго волостнаго правлеиія открыл он школу с безплатным обученіем в ней. Набралось с десяток мальчиков , и занятія шли недѣли 3, а затѣм всѣ разбѣжались, так как дѣло о. Илья повел строго; все же двое успѣли научиться славянскому чтенію. С 17 ноября 1870 г, в с. Исаковѣ священствует уже Николай Иванович Бельский, кончивши курс Казанской духовной семинаріи. На первых же порах он обратил вниманіе на то обстоятельство, что церковь с. Исакова холодная, без печей. Дѣйствителыю, это обстоятельство было немаловажное. Помимо неудобств для священнослужителей оно имѣло еще результатом то,что за холодом в церкви народу было мало, а к утрени часто никто из прихожан не приходилъ, отчего часто такія службы отправлялись у кого- либо из членов причта на дому. Притом же холод заставлял торопиться в службѣ, что могло служить немалым соблазном для склонных к расколу. И вот Николай Иванович в первый же год своего священства устраивает в храмѣ печи , и храм становится теплым . В клировых вѣдомостяхъ за 1871—72 гг. значится: „с 1871 г. открыта приходская школа, но, за неимѣніем квартиры, она не существуете. Что этимъ хотѣли выразить, сказать трудно; но только ровно через десять лѣтъ эта открытая в идеѣ школа стала существовать фактически. Быть может , этим выраженіем обозначалось частное занятіе с мальчиками одного грамотника с. Исакова, Николая Каяткина. В 1876 г. бѣднота прихода и отсутствіе квартиры заставляют о. Бѣльскаго покинуть приход Исаковскій, Послѣ временно исправляющаго заштатнаго Священника Андрея Левитскаго, (с 2 ноября 1876 г. — по 19 іюня 1877 г.), поступает в приходъ в священника студент Симбирской семинаріи Димитрий Павлов Богословский. Но с 18 сентября 1879 г. в Исаковѣ мы видим уже священником Александра Тимофеевича Ходяшева, человѣка преклонных лѣтъ и много видавшаго и испытавшаго на своемъ вѣку, — бывшаго раньше судебным слѣдователемъ. Накопленный им раньше капитал позволял ему, бездѣтному, жить в бѣдномъ Исаковском приходѣ десяток лѣтъ. Во время его священства, Исаковскій храм , крайне запущенный, стал принимать вид приличный: в немъ устроен был дорогой (по приходу) хорошо окрашенный иконостасъ, замѣчательный по древним иконамъ, существующим не менѣе 300 лѣтъ; пробиты в трапезѣ, раньше отличавшейся сумрачностью, окна, на средства о. Ходяшева и прихода. --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 21:21 Летопись Богоявленской церкви села Исакова, Свияжского Уезда (продолжение) Посѣщеніе архипастыря Павла в 1889 г. для о. Ходяшева было роковое: ему пришлось подать в отставку, и он вскорѣ спокойно помер. С 14 сентября 1890 г. опредѣляют во священника с. Исакова студента Уфимской Духовной семинарии Ал. Ивановича Дмитриевскаго. Этот умный и энергичный священникъ, поняв хорошо состояше прихода, горячо принялся за работу. В храмѣ, гдѣ прежніе священники рѣдко проповѣдывали, слышится его живое слово. Начинается служеніе великих вечерен с бесѣдами послѣ них . Церковное пѣніе поднимается под его опытным руководствомъ на надлежащую высоту. По закрытіи школ в деревнях , ему снова приходится среди населения поднимать вопрос о значеніи и необходимости грамоты, и таким образомъ подготовлять почву для будущаго. Раскол также обращает на себя его пастырское вниманіе. Его частныя бесѣды с склонными къ отпаденіюпройзюдять свои дѣйствін: многіе из мужчин и женщин , переставшие уже посѣщать храм Божій, становятся постоянными посетителями его. С 27 августа 1894 г. в с. Исаковѣ священствует кончившій курс семинаріи Транквиллин Земляницкий. Ему приходится продолжать дѣло его предшественников и пользоваться плодами их трудов и главным образом плодами трудов о. Дмитревскаго. Благодаря подготовкѣ предшественника, ему удается убѣдить Бритвинцевъ дать под школу помѣщеніе и для нея отопленіе; 1 октября 1894 года он пишет от лица Бритвинцев прошеніе в земское собраніе и с 1 января 1895г. открывается в Бритвинѣ земская школа. 17 октября 1895 года в д. Протопоповкѣ, вслѣдствіе приговора Протопоповцев , согласившихся дать под школу помѣщеніе и отоплять его , открывается школа грамоты . 6 декабря 1895 г. Исаковское церковно-приходское попечительство дѣлает постановленіе — производить сбор на расширеніе Исаковскаго храма. В мартѣ 1896 года переходит в православіе семья, отдѣлившаяся от закоренѣлаго раскольническаго дома села Исакова. 12-го января 1897 г. общество с. Исакова приговором в память совершившагося Коронованія Их Императорских Величеств жертвует в пользу мѣстнаго попечительства на расширеніе храма сбор по рублю с души; с этим сбором в попечительствѣ на предмета расширенія храма сумма достигает 600 рублей ..
(полный текст в газете Известия по КЕ № 20 за 1897 г стр 554- 569 ) --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 22:15 Некролог
СВЯЩЕННИК ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1830- 1897 )
15 февраля текущаго года скончался священник села Новыхъ- Шимгусъ, Тетюшскаго уѣзда, Василий Петрович Васильев на 67-мъ году жизни. Пастырскаго служенія его было 42,5 года. О . Васильев родился в 1830 году и был сын священника с. Тоисей, Цивильск. у.; дед и прадѣд его были также священниками. Рано, на 7-мъ году жизни, В. П. остался сиротою вмѣстѣ с братомъ своим Павлом и темя сестрами на попеченіи матери, которая, несмотря на свое сиротство, отдала его для образованія в Чебоксарское духовное училище. По окончаніи курса этого училища, он перешел в Казанскую духовную семинарію, гдѣ и окончил курс в 1852 г., состоя все время на казенном содержаніи. С этого времени он дѣлается главною опорою своих сиротъ — матери и сестеръ, которыя нашли у него пріют и утѣшеніе. Желаніе покойнаго было, по окончании курса семинарии посвятить себя пастырскому служенію. Но в тогдашнее время для молодых богословов было трудно получить прямо со скамьи священническое мѣсто. Многіе из них предварительно должны были поступать на учительскія или діаконскія мѣста. Так случилось и с В. П. Первый год , по окончаніи курса семинаріи, он пробыл учителем Мало- Сундырской школы Козмодемьянскаго у., и только въ1854г. 15 августа рукоположен был преосвященным Никодимомъ, викаріем Казанской епархіи, во священника в с. Новое Тинчирино, Тетюшскаго уѣзда. В приходѣ этом он пробылъ, однако недолго. За освобожденіем мѣста на родинѣ — в с. Шутнеревѣ, Чебоксарскаго у., он был переведенъ сюда, согласно указа консисторіи от 5 октября 1855 г., гдѣ и находился почти до самой своей смерти. Село Шутнерево было для покойнаго В. П.дѣйствительно родиною: здѣсь долгое время(с 1804 — 1839 г.) был священником дѣд его Яков Васильевич Васильев ; в 7 верстахъ от этого села, он родился и провел свои дѣтскіе годы. Знаніе с дѣтства языка и быта чувашъ, из которых главным образом состоял приход с. Шутнерева, много помогли В. П. в его заботах о пасомыхъ. Вскорѣ, по переходѣ своем в это село, он открыл .для дѣтей чуваш школу, в которой, за неимѣніемъ особаго учителя, сам исполнял учительскія обязанности до 1869 г., когда на школу его обратило вниманіе начальство, дав ей болѣе широкую постановку и назначив особаго учителя. Указом консисторіи от 31 декабря 1869 г. В. П. был оставлен в ней лишь законоучителемъ, каковую должность и проходил во все время своего священнослуженія. Помимо школьнаго дѣла, В. П. обращал самое живое вниманіе на благоустройство своего сельскаго храма. Ко времени перехода его въ Шутнерево, храм этот былъ ветхъ, холоденъ, и потому нуждался въ коренном ремонтѣ. Стараніями В П. в 60-хъ годах в нем устроен был новый теплый придѣлъ во имя св. Василія Великаго, подведен под весь храм каменный фундаментъ; деревянная крыша всюду замѣнена желѣзною , колокольня выстроена заново, весь храм обшит тёсомъ и выкрашен . За такое усердіе и вообще попечительность о храмѣ В. Петровичу было преподано Архипастырское благословеніе, о чем и объявлено ему въ указѣ консисторіи от 16 февраля 1871 г. ( полный текст в газете Известия по КЕ № 15 за 1897 г стр 424-427 ) --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2244
| Наверх ##
18 мая 2017 22:16 18 мая 2017 22:17 Некролог Павел Степанович Оранский В началѣ марта текущаго года скончался въ селѣ Клерях Тетюшскаго уѣзда псаломщик Павел Степанович Оранский, прослужившій в одном селѣ 52 года, притомъ, в самом бѣдномъ приходѣ Казанской епархіи; не рѣдкость ли это в наше время, когда иные духовные в один годъ успѣвают побывать на 2 или 3 мѣстахъ? А умершій недавно Павел Степанович жил и служил в этом бѣдном селѣ нередко по 1 или по 2 года совершенно одинъ, без священника, так как , по бѣдности прихода, часто он оставался без священника, а без священника какіе же могут быть доходы у псаломщика? Но Павел Степапович надѣялся , послѣ Бога, на свои мозолистые руки, которыми он сам засѣвал и обрабатывал землю , развел садик и огородъ; и имѣл от них небольшой доходъ; с открытіемъ в ихъ сел базаровъ, жена его старушка, стала приготовлять к этим днямъ хлѣбъ бѣлый и черный для приезжающих сюда крестьян татаръ, ставила самовары и все это предлагалось желающим татарамъ, как извѣстно, большим любителям чая. Благодаря своему трудолюбію, они не терпели той вопиющей бѣдности , которая угнетает других псаломщиков в бѣдных сельских приходах , Павел Степанович , кромѣ трудолюбія и терпения , был очень добр и милостив для бѣдняков из прихожанъ, и старался каждому помогать по мѣрѣ своих средствъ, и за это он пользовался искреннею любовью и уважением прихожанъ , которые нелицемѣрно его оплакивали при погребеніи, никого и никогда онъ ничѣм не обидѣлъ, ни с кѣм не заводил ни ссоры, ни кляузы, и никогда не судился. Хотя и имѣлъ право на награду золотою медалью, но, поскромности своей, о ней молчалъ .
( полный текст в газете Известия по КЕ № 11 за 1898 г стр 476-477 ) --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
|