Успенская церковь с Алаты Казанского уезда Успенскій храм стоит на четырехугольной площади въ южной части села. Храмъ построенъ, по достовѣрнымъ даннымъ, въ 1712 году 1 ) создателемъ Пѳтропавловскаго собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Іоанно-Предтеченскаго храма с. Потонихи и села Болгаръ Ив. Аѳ. Михляевымъ 2 ). Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и свѣдѣній, кѣмъ былъ освященъ храмъ.
Извѣстный въ Казани купецъ и фабриканта Михляевъ, вѣроятно, для большей торжественности освященія храма в инородческой глуши приглашал ревностнаго храмоздателя и просвѣтителя инородцевъ митрополита Тихона
Престол в главном храмѣ носитъ ясные знаки архіерейскаго освященія: полное (крестообразное) опоясаніе. Главный храм существует в том видѣ, как он был первоначально построенъ изъ громадныхъ брусьевъ дикаго камня; лишь три окна въ адтарѣ и одно — на правомъ клиросѣ расши- рены. Придѣльный храмъ, за исішоченіемъ алтаря, из-за тесноты и трещинъ и колокольня въ 1897 — 98 г. перестроены и увеличены въ размѣрахъ на средства мѣстнаго уроженца 3. I. Бажанова и других . О посѣщеніи храма Владыками до 1867 года документальныхъ данных нѣт , лишь, какъ выше отмѣчено, на освященіи храма въ 1712 году былъ митрополитъ Тихонъ (Воиновъ), а митрополит Веніаминъ (Пуцекъ-Грпгоровичъ), по преданно, любил жить на дачѣ около приходской деревни Алань-Бексерь, слѣдовательно, мог посѣтнть и храм в Алатахъ. Изъ архіепископовъ въ 1867 и 1869 годахъ посѣтил Антоний и в 1896 г. — Владимир —из викаріев — епископы: Сергій въ 1890 г., Іоаннъ въ январѣ1901, Алексій (Молчановъ) въ іюлѣ 1902 г., 2 сент. 1913 г. Михаилъ, 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 года — Анатолій. Какъ видно изъ напечатанных проф. И. В. Покровскимъ приходо-расходныхъ книгъ Казанскаго Митрополита Тихона за 1 706 годъ, здѣсь до существующаго каменнаго храма были одно- временно, повидимому, деревянный церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанскія и 2) Воскресенія Христова. Изъ надписи на цвѣтной и постной тріоди,, изд. 1660 г., видно, что въ 7170 году въ Казанской церкви былъ придѣлъ «45'дотворца Николы», а въ надписи «попа Дмитрія Ѳедосѣева по реклому Зубарева» на ок- тоихѣ, изд. 1683 г., въ 193 году (послѣ 7000 отъ сотворевія міра: 7193—5508=1685 г. но Р. X.) Казанская церковь названа «со- борной». Празднованіе крестьянами, кромѣ Казанской, еще Крещенія, как престольнаго праздника, побуждаетъ предположить, что в Воскресенской церкви был придѣл во имя Богоявленія Господня. На мѣстѣ Казанской церкви саікеняхъ въ 70 ниже на сѣверо-западе от настоящаго храма поставлена каменная стол- бовая часовенка, обнесенная небольшой оградкой. Вывшее около этой церкви кладбище издавна занято подъ жилыя постройки и ограды. Прежде тутъ при копаніи земли встрѣчались черепа и * прочія человѣческія кости, попадаются кости и теперь при перекопе земли въ саду священника. Мѣсто Воскресенской церкви точно не извѣстно и ничѣмъ не отмѣчено. Старожилы говорятъ, что она была на Алатской горѣ. Наружный видъ существующаго каменнаго храма, какъ видно по помѣщенному въ началѣ снимку,
Показываетъ тяжелую, какъ бы придавленную своей тяжестью старую постройку главнаго храма, не вполнѣ гармонирующую с болѣе легкой новой колокольней. Главный храмъ имѣетъ форму куба по 5 саж. Каждая сторона. На этотъ куб опрокинут в видѣ полушарія куполъ съ фонареобразной неудобной шейкой около '5 аршинъ высотою и трех
— в діаметрѣ, съ четырьмя окнами въ сажень вышиною и аршинъ шириною; на шейкѣ большая глава около 7 аршин в поперечникѣ Затѣмъ на шейкѣ новая позолоченная глава н на гаиилеобразной шейкѣ позолоченная маковка. Въ шейку, как в трубу, вытяги- ваетъ тепло изъ храма, такъ что при современной дороговизнѣ дровъ приходится устроить въ ней большую круглую раму. Колокольня въ связи съ храмомъ въ основаніи квадратная, во второмъ и третьемъ ярусах и крыша осмигранная, до позолоченой маковки 14 саж. Кресты надъ храмомъ и колокольней желѣзные, позолоченые.
Надъ храмомъ соотвѣтственно храму массивный, около 12 п. вѣсу, а на колокольнѣ — болѣе легкій, простой, изящный. Вообще при постройкѣ Михляевъ желѣза и камня не жалѣлъ. Все толсто, прочно; хотя не особенно изящно скроено, но крѣпко сшито. Недаромъ въ немъ при нашествіи пугачевцевъ лѣтомъ 1774 г. населеніе надѣялось найти не только одну духов- ную защиту. Въ сѣверной двери сохранилось отверстіе,
Сдѣланное для наблюденія за пугачевцами въ 1774 г. спасавшимися въ храмѣ алатцами . Окна въ старой части храма небольшія въ два яруса, въ новой— болыш'я. Входныя двери — съ запада и сѣвера. Паперть съ одной ступенью крыта до св. воротъ. Ограда каменная съ желѣзной рѣшеткой; кромѣ западныхъ вратъ есть еще с сѣвера такіе же; ограда построена въ 1886—1888 годахъ.
На колокольнѣ семь колоколовъ: первый — -106 п. 13 ф. литъ въ Саратовѣ 1 882 г. на заводѣ Гудковыхъ. На немъ изображенія: Казанской иконы Божіей Матери, Нерукотвореняаго образа Спа- сителя, Архистратига Михаила, свят. Николая чудотворца и ангеловъ, надписи: «Влаговѣствуй день отъ дне спасеніе Бога нашего. Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите небеса Вожію славу. Господи возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего и мѣсто селенія славы Твоея». Пріобрѣтенъ стараніемъ прот. П. Л. Измайлова и председателя ц.-пр. попечительства И. А. Бажанова. 2-й колоколъ 45 п. 5 ф. литъ 1834 г. въ Казани Ант. Тимоѳеевымъ. Пріобрѣтенъ тщаніемъ свящ. К. И. Фліоринскаго съ прихожанами. 3-й — 15 п. съ надписью: «литъ въ юродѣ Алатѣхъ въ 1749 г.». 4-й около 12 п. надтреснут. 5-й приблизительно 6 п., 6-й — 1Ѵзп. И 7-й — 30 ф. без надписей — 8 .
Внутренній видъ, открытый отъ самыхъ входныхъ дверей доалтаря, производит болѣе цѣльное впечатлѣніе, чѣмъ наружній видъ: хорошая стѣнная живопись, богатые оклады иконъ, 4-хъ-ярусный позолоченный иконостасъ съ иконами древняго новгородскаго письма, прекрасный резонансъ; все это заставляет понимать, почему большинство даже ревностныхъ прихожанъ вто- рой части прихода, не смотря на отдаленность отъ Алат
неохотно говоритъ о постройкѣ храма въ д. Малый Починокъ, хотя храмъ тамъ весьма необходимъ
Предъ входом во храмъ «любовію населенія Алатской, Атнинской и Менгерской волостей въ намять освобожденія крестьян и 300-лѣтія царствованія Дома Романовыхъ поставленъ 14 мая 1914 года» и открыть 25 мая памятникъ Царю- Освободителю.
В 1914 году въ с. Алатахъ было съ духовными 125 дворовъ 388 муж. 403 женск. п. Около 1/3 з населенія проживает на сторонѣ по мельницамъ., в городахъ и на разныхъ заработкахъ. При закрѣпленіи земли и быстром дробленіи семей безземельные из деревень начали уходить въ города, такъ что города быстро растут за счет деревни. Вслѣдствіе этого по деревнямъ прихода числившееся въ 1914 г. населеніе гораздо выше дѣйствительного количества жителей. Только увеличеніе производительности земли можетъ уменьшить отливъ изъ деревни мододых силъ.
К приходу с. Алатъ принадлежатъ деревни: Малые Алаты, Средніе Алаты (Старое Курманаево), Алатбашъ, Алань-Бексерь, Посреди Межевой Ключъ (Новое Курманаево), Топкино, Бирли, Малый Починок и Байчуга
О причтѣ. Вслѣдствіе обширности прихода, причтъ сначала былъ четырехштатный, а
потом послѣ построенія храмов в черемисских деревняхъ 2 округа, Царевококшайскаго уѣзда (остался только Уртемъ) и перечисленія Большого Починка въ. Сунгуровскій приходъ съ 1712 года при каменной церкви- двухштатный. Въ 1 706 г. при Казанской церкви было два «попа» , дьяконъ, дьячекъ, пономарь и просвирня.
При Воскресенской — тоже два «попа», дьяконъ, а о другихъ — -запись попорчена. Въ ревизской сказкѣ 1795 г. говорится: «нынѣ въ наличности, какъ и въ прежнюю ревизію (1782 г.) написанныхъ, такъ и посдѣ оной поступившихъ статныхъ (штатныхъ) священниковъ 2, діаконъ 1 , дьяч- ковъ 2, пономарь 1». Къ метрикамъ 1785 г. подписалось
это штатное число членовъ причта. По ревизскимъ сказкамъ 1815 п 834 года повторяется то же ,ч то и в прежней, что находит подтверждение и въ клировыхъ вѣдомостяхъ. По Высочайше утвержденным 4 апрѣдя 1842 года штатамъ церковь села Алатъ была причислена къ 4 классу, и ради экономіи жалованья второй штатъ в 1850 году былъ закрытъ, такъ что въ ревизін 1850 и 1858 г. было по одному священнику, діакону, дьячку и
пономарю, съ назначеніемъ имъ всего 292 р. жалованья въ годъ. При проѣздѣ по ревизіи черезъ с. Алаты архіепископа Антонія въ 1867 г. прихожане, указывая на дальность разстоянія нѣкоторыхъ деревень второй части, просили вновь открыть второй штатъ; Владыкой был опредѣленъ второй священникъ без назначенія ему казеннаго жалованья. По Высочайше утвержденному 16 апрѣля 1869 года журналу дьячек и пономарь были переименованы во псаломщики; съ 1873 года въ клировыхъ вѣдомостях отмѣчалось, что
при церкви два священника и два псаломщика, но старые служаки- — дьячекъ Понятовъ и пономарь Нѣмков продолжали еще цѣлый годъ подписываться по прежнему, и лишь по руко- положевіи Понятова въ сане дьякона, онъ сталъ подписываться: «въ должности псаломщика діаконъ»... «Но такъ какъ прихожане въ обезпеченіе второго штата отказались не только от земельнаго надѣла, но даже не согласились на устройство церковныхъ домов для причта, а также и отъ найма для нихъ обществен- ныхъ квартиръ, то въ видахъ улучшенія матеріальнаго быта церковнаго причта, епархіальнымъ начальствомъ, по указу консисто- ріи отъ 18 октября 1878 года, за No 4360,
положено второй штатъ временно закрыть, пока не установятся лучшія отношенія прихожанъ къ причту»... Это печальное явленіе объясняется, съ одной стороны, сильной зараженностью второй части прихода бѣгунствомъ, а съ другой — на необезпеченное второе мѣсто назна- чались штрафованные священники «стомаха ради»...
«Въ февралѣ 1880 г. (по смерти архіеп. Антонія) управлявшему епархіей епископу Павлу, викарію Казанскому, благоугодно было вторую священническую вакансію вновь открыть»... Было назначено казеннаго жалованья по Высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанію приходовъ и причтовъ настоятелю 160 р., помощнику
Его 106 р., первому псаломщику 53 р. и второму — 40 р. въ годъ. На основаніи указа Св. Синода отъ 4 марта 1 885 г. за No 3 причт дополнен діакономъ безъ назначения жалованья . и лишь съ 1895 г. священники стали получать по 300 р!, діаконъ 150р. и псаломщики по 100 в год Во владѣнной записи, выданной крестьянам с. Алатъ,
значилось 33 десятины пахотной и сѣнокосной земли перваго штата. «Поповы
луга» были около села под Верезинской горой. Какъ видно изъ вышеприведенной выдержки из «Извѣстій по Казанск. епархіи» за 1880 г., во второй части отъ земельнаго надѣла от- казались. По условію, заключенному с прихожанами 18 іюня 1846 г. и представленному въ Казанское Окружное Управленіе, причтъ получалъ по 2 п. 10
ф. чистой ржи съ вѣнца, а въ1876 г. по новому соглашенію были составлены волостнымъ правленіемъ приговора, утвержденные Уѣздной Земской Управой о замѣнѣ натуральной руги денежной по 90 к. съ вѣнца. Въ декабрѣ 1908 г. были составлены приговора о платѣ по 40 к. съ ревизской души, а также, благодаря земскому начальнику А. Н. Рыбушкину,
Была отмежевана вблизи села хорошая земля въ обезпеченіе исправной платы руги, тѣмъ болѣе, что у о. Измайлова изъ-за' нея уже было судебное дѣло съ д. Алатбашъ. Но послѣ нззначенія А. Н. членомъ Губернскаго Присутствія, на основаніи тѣхъ же землеустроительныхъ законовъ, которыми руководился А. Н, въ 1912 году была отме- жевана в одивъ отрубъ земля отъ Алатскихъ, Мало-Алатскихъ и Алатбашскихъ нарѣзокъ за рѣкой Ашитомъ в 10 в. от села съ песчаной почвой; въ засушливые годы на отрубъ надвигается подвижной песокъ. Не хочется вѣрить, чтобы землеустроители при замѣнѣ хорошей земли плохой вдали руководились печаль- ными пословицами: «что нам не мило, то попу въ кадило» и «что себѣ не гоже_, то Тебѣ, Боже»...; скорѣе молено допустить, что у нихъ была цѣль побудить духовенство подумать о массѣ земли у прихожанъ, совершенно отбивающейся отъ рукъ и обращающейся в пустыню изъ-за передвижки съшучихъ песковъ. Только при этомъ упущено изъ виду, что изъ-за непредвидѣнныхъ треб духовенству неудобно отлучаться за 10 в., кромѣ того, эта земля, между прочим является тѣмъ, чѣмъ служит для земскихъ служащихъ и чиновниковъ независящее от усмотрѣнія населенія, по сравненію с Казенным пособіем духовенства,
очень хорошее жалованье. Но церковный архив свидѣтельствует что когда назрѣвали
культурныя нужды, а средств не было, тогда дѣлались подобяыя попытки.
Алатское волостное правленіе 11 января 1849 г. за No 74 сообщало, что Казанскій
Окружный Началъник 31 декабря 1848 г. за No 6281 препроводил предписаніе 1-го
Департамента Сель скаго Хозяйства о приглашеніи сельскаго духовенства къ содѣйствію в улучшеніи сельскаго хозяйства у государственныхъ крестьянъ. Въ главѣ о школахъ увидимъ, что Г. Министръ Государственныхъ Имуществъ въ 1861 году просилъ духовенство заложить прочный фундамевт въ дѣлѣ Народнаго образованія. Послѣ величайшей міровой войны для завершенія исполинской борьбы с нѣмецкимъ
засиліемъ потребуется громадный безкорыстный труд всѣхъ просвѣщенныхъ
силъ русскаго 'народа, потому что на дорого стоющих инструкторовъ; не знающихъ
особенностей мѣстных условій, не будет средствъ. Сознавая всю неотложность
такой культурный деятельности, при удорожившемся содержаніи учащихся
дѣтей, духовенство признательно преданному церкви волостному писарю
О. И. Карпову, что онъ смягчалъ ту трагедію, которую отмѣтилъ Толстой въ раз сказѣ '«Отецъ Василій» и ослаблял происки демагоговъ противъ руги и вознагражденій. Духовенство прежде жило въ собственных домахъ, -которые передавались по наслѣдству сьновьям или зятьямъ. Такъ, напр., хотя бы по клировымъ за 1844 г. видно, что почти всѣ были въ родствѣ: «сватъ, шуринъ, дядя, племянникъ»... Высочайше утвержденнымъ 22 мая 1867 года мнѣніемъ Государств. Совѣта былъ отмѣненъ обычай закрѣпленія мѣстъ священноцерковнослужителей за ихъ дѣтьми. При ослабленіи наслѣдственной преем- ственности и частыхъ и перемѣщеніях оно стало жить на квартирахъ. Въ 1894 г. о. Измайловъ продал прихожанамъ свой двухъэтажный домъ для помѣщенія внизу второго священника и діакона, а въ 1896 г. был построенъ домъ и для псаломщиков на
Церковной землѣ, тоіъ и другой при общемъ дворѣ, что очень неудобно. Къ сожалѣнію, война замедлила стремленіе попечительства построить всѣмъ членами причта отдѣльные дома. Изъ духовенства, служившаго при прежнихъ церквахъ, извѣстны лишь
слѣдующіе: по надписи на октоихѣ въ1685 г. «попъ Дмитрій Ѳедосѣевъ
по реклому Зубаревъ».
Въ приходо-расходной ,книгѣ митрополита Тихона за 1706 годъ записано:
B пригороде Алатѣхь. Церковь Пресвятая Богородицы Казанскія с поповъ
Ивана Еѳимова, Корнилія Іаковлева, дьякона Прокоѳья Ильина, дьячка Матѳѣя
Ѳедорова, пономаря Панкрата Ермолаева, просвирни Мавры Никоновы дани и пошлины 4 руб. съ денгою, славленых и нищимъ 8 алт., полонныхъ съ 6 дворовъ 9 алт. Всего 4 руб. 17 алт. с денгою и взято апрѣля въ 3 день. Церковь Воскресенія Христова съ поповъ Василія Степанова, Алексѣя Иванова, съ дьякона... дани и пошлинъ 6 руб. 8 алт. Съ полу денгою, славленныхъ и нищимъ 12 алт. 3 ден., полон- ныхъ съ 4 дворовъ 6 алт. Всего 6
руб. 26 алт. Полчетверты денги взято апрѣля въ 3 день". При существующей каменной Успенской церкви извѣстны слѣдующіе священники: изъ указа Консисторіи отъ 10 іюня 1746 г. за No 880— священникъ Данила Симеоновъ. Этотъ указъ отобразилъ то время, когда слово «попъ» стало замѣняться «священникъ»; въ указѣ встрѣчается то и другое вперемежку. Изъ черновика покорнѣйшаго доношенія 1753 г. в Консисторію изъ Алатскаго духовнаго заказу видно, что къ его, зака- щика іерея Данилы Симеонова,
Заказу принадлежало село Богоявленское Большіе Морки тожъ. Слѣдовательно, нынѣшнее 2 благочиніе Царевококшайскаго уѣзда входило въ составъ Алатскаго заказа. Вѣроятно, о. Данила былъ послѣдним закащикомъ; «умре въ 1786 г». 80 л. Какъ выше перечислены всѣ приходы 1 благочинія, такъ кстати, попутно, отмѣтим всѣхъ благочинныхъ, въ вѣдѣніи коихъ была Алатская церковь.
С 1783 г. скрѣплялъ и свидѣтельствовалъ церковные документы «Арскаго духовнаго Правленія правитель Максимъ протопоп Богоявленскій» и «Благочинный Василій священникъ Вознесенскій», а съ 1787 г. «Благочинный Симеонъ священникъ Каймарскій», съ 1793 г. «Благочинный Сергій священникъ Казанскій»,
С 1800 г. «Благочинный Іоаннъ священникъ Ягодинскій (онъ же Иванъ Макаровъ)», по перемѣщеніи в 1816 г. «Іоаннъ протопопъ Воскресенскій, Бѣльскій» и, наконецъ, онъ сталъ подписываться с 1819 г. «протоіерей Іоаннъ Бѣльскій». Въ 1781 г. книга метрическая была выдана Данилѣ Семенову и Петру Родіонову. По ревизской сказкѣ о. Родіоновъ въ 1782 г. имѣлъ 30 л. и в 1795 г. скончался.
На мѣсто умершаго о. Данилы въ1786г. отъ церкви Захаріи и Елизаветы города Казани перемѣщен священникъ Михаил Андреев , скончался 40 л. в 1796 г.
Григорій Аѳанасьевъ с 1799 г., Алексѣй Васильевъ 1798 — 1805 г.
Андрей Никит. Воскресенскій. в клиро вых ведомостях за 1833—38 г. отмѣчено, что онъ окончилъ курсъ въ Казанской Духовной Академіи в 1800 г.; но в ревизской сказкѣ за 1815 г. малолѣтніе сыновья священника Трофима Аѳанасьева Михаилъ
11 и Герасимъ 13 л., дьякона Ивана Иванова — Василій (Алатов ) 11 л бывшій потомъ здѣсь пономаремъ, значатся учащимися в академіи.
С 1825 г. Воскресенскій принялъ должность благочиннаго от вышеупомянутаго протоіерея Іоанна Бѣльскаго. По народнымъ сказаніямъ, о. Воскресенскій былъ человѣк
резонный и строгій, но по временамъ предавался нетрезвости. Его раздражительная жена Елена Иванова, поссорившись с ним , просила Архіепископа Амвросія уволить мужа отъ отъ должности благочиннаго, что и было исполнено в 1829 г.
Должность благочиннаго о. Воскресенскій сдалъ опять Казанскому священнику, а именно Симеону Чернышеву.
В 1845 г. был благочинным свящ. с. Кукмаръ Іоаннъ Яхонтодъ,
В 1846 — 1847 — села Красной Горки Александръ Стефановичъ, села Каймаръ, а потом гор. Казани свящ. Гавріилъ Ѳ. Мелановскій в 1847 — 1867 г.,
В 1867 г. свящ. Н. Близновскій, 1868—1870 г. гор. Казани свящ. Симеонъ Красовскій и
С 1870 г. — о. Іоаннъ Флег. Черкасовъ здѣсь до выдѣленія 3 округа и назначенія благочинныхъ о. Измайлова.
О благочинныхъ 2 округа будетъ сказано въ описаніи села Шапшей. Сослуживцы о. Воскресенскаго, умершаго здѣсь 6 іюня 1839 г.: Трофимъ Аѳанасьевъ 1805—1816 г., Терентій Трофимовъ 1816 — 1827 г. и К. И. Фліоринскій 1827—1842 г., по рассказам старожилов , дѣятельный пастырь съ мягкимъ характеромъ. В то время, когда о. Воскресенскій ради отчетности писалъ въ исповѣдныхъ вѣдомостяхъ: «были всѣ, кромѣ малолѣтнихъ», о. Фліоринскій пытался разобраться въ отдѣльныхъ личностяхъ; былъ депутатом , в январѣ 1842 года перемѣщенъ въ село Кукморъ, Мамадышскаго уѣзда, Гавріилъ Ѳеод. Тимоновъ 1841 — 1843 г.,
Никаноръ Семенов. Кордуанскій 1842 — 1857 г..
Сергій Никол. Сизановъ съ 1843 г., а в 1850 г. при закрытии второго штата перемѣщенъ в с. Соловцово.
Зятья о. Никанора: Евангелъ Никит. Сосунцовъ съ 1857 г., в 1864 г. 32 лѣтъ скончался.
Василій Ив. Протодьяконовъ просвященствовал менѣе года и тоже умер молодымъ,
Так что въ приходѣ создалось убѣжденіе, что священникамъ здѣсь не суждено долго служить, да и діаконы въ это время тоже скоро умирали, одинъ сгорѣлъ, а другой утонулъ. Дѣйствительно, только закащикъ Данила Семеновъ и благочинные о. Воскресенскій и бездѣтный Измайловъ долго жили и здѣсь положили свои кости.
Бросалось въ глаза то, что почти всѣ священники сосѣдняго села Потонихи жили
долго, въ Алатахъ— большинство скоро умирало, или уходило.
Павелъ Львов. Измайловъ 14 сент. 1863 г. былъ рукоположенъ во священники с. Кобызева, Свіяжск. у., а 12 янв. 1865 г. перемѣщенъ въ Алаты, какъ знающій татарскій языкъ; по словамъ прихожанъ, его просили по приговорамъ. Хотя крещеныхъ татаръ ему и не удалось удержать отъ отпаденія, но зато онъ успѣшно боролся съ расколом , стремился создать хоръ, участвовалъ почти на всѣхъ епарх. съѣздахъ съ 1870 г. и
на уѣздныхъ земскихъ собраніяхъ 1892 — 1904 г., при выдѣленіи 3 округа изъ 1 и 2 въ 1889 г. был назначен благочиннымъ ивъ1911 г. сдалъ должность свящ. ' Н. Н. Филантропову. Но случаю 35-лѣтія пастырскаго служенія нредставителемъ прихожанъ И. А. Бажановымъ былъ поднесенъ золотой с украшеніями наперсный крестъ. Съ1904 г.-— протоіерей. Въ свободное время занимался пчеловодством и другими отраслями сельскаго хозяйства. Вообще жизнь его была сплошным упорным трудом Мечталъ
на свои сбереженія построить храм в д. М. Починок, но оцѣпенѣвшая рука не успѣла
написать такого завѣщанія, исполненіе устной воли зависит теперь от его жены,
написавшей соотвѣтотвующее духовное завѣщаніе. 13 фев-раля 1913 г. скончался и погребенъ за алтарем придѣла около о. Еьангела Никитича. 10 авг. 1913 г. на его мѣсто Высокопреосвященнѣйпым Іаковомъ перемѣщенъ свящ. с. Ивановскаго Алексы Кулясовъ, причемъ церковнымъ старостой Веселовым были представлены Владыкѣ приговора отъ всѣхъ сельскихъ обществъ 1 части при- хода о желаніи этого перемѣщенія. Членъ Предсъѣздной Коммис«іи и Уѣзднаго Отдѣленія Епарх. Училищн. Совѣта.
На второй части по возстановленіи второго штата были:
Священники
Іоаннъ Петр. Ключевъ 1867 — 1870 г.,
Флегонтъ Ефимов. Ѳаворскій въ 1870 г.,
Мих. Страгон. Архангельске 1871—1877 г.,
Сем. Андр. Меньшиковъ въ 1877 г.,
Мих. Никол. ІІвановскій 1880—1887 г.,
Илья Никол. Просперовъ въ 1887 г.,
Петръ Вас. Брежнев 1888 — 1891 г.,
Александръ Ив. Цвѣтковъ 1891 — 1893 г.,
Ипполит Петр. Соловьев въ 1893 г. и Александръ Петр. Утяковскій Съ 1894 г.
Діаконы: Иванъ Никитинъ; его сыновья: Кириллъ Ивановъ 1784—1792 г.,
Иванъ Ивановъ 1792—1804 г. (по болѣзни низведенъ во дьячки 1804—1833 г.),
Ефимъ Васильев 1804 — 1809 г.,
Никита Кириллов 1809 — 1841 г.,
Григорій Алексѣев 1841 — 1843 г.,
Никанор Степ. Лентовскій 1843— 1861 г.,
Яков Никол. Пластов 1861—1869 г.,
Георгій Мих. Соловьев 1869—1871 г.,
Пав. Георг. Димитріев 1871 — 1873 г.,
Пав. Зин. Понятов 1874 — 1875 г.,
Ст. Ив. Фастрнцкій 1884— 1886 г.,
Мих. Петр. Иванов 1887 — 1889 г.,
Конст. Алексѣев. Михайлов 1889—1896 г.,
Анатолій Александр. Бакулевскій 1897 — 1901 г.,
Алексѣй Якнм. Митрофановъ съ 1901 г. по 3 сент. 1915 г.;
Съ 28 окт. 1915 г. Пав. Димитріевъ.
Дьячки:Матвѣй Калистратов 1778 — 1795 г.,
Иван Васильев 1782—1787 г.,
Иван Ильин 1793—1796 г.
Ефим Васильев 1797—1799 г.,
Иван Васильев 1800—1812 г...
Шновій Тим. Никольскій 1818—1834 г.,
Дим. Ив. Озерскій 1836— 1847 г.,
Пав. Зин. Понятов 1836—1874 г.,
Пономари:Симеон Александров 1771 г.,
«поповскій сын Филиппъ Родіоновъ, взятый въ 1784 г. во дьячки въ г. Арскъ»,
- Иванъ Ивановъ 1784—1792 г.,
Никита Кириловъ 1792—1809 г,
Ѳеодор. Петр. Алянскій 1804— 1850 г.,
Вас. Ив. Алатов 1823 — І353 г.,
запрещенный въ священнослуженіи священник Флег. Димитріевъ 1854 г.,
Конст. Алексѣев. Нѣмковъ 1857 — 1897 г.
Псаломщики: Ив. П. Понятов 1875—1883 г.,
Ст. Ив. Фастрищгій 1883 — 1884 г.,
Іосифъ Ант. Добросмыслов 1886 — 1888 г.,
Пант. Ив. Блахов 1888—1893 г.,
Сергій Ив. Альбинскій 1894—1898 г.,
Арк. Еве. Степанов 1897—1901 г.
Ив. Мих. Померанцев 1898—1901 г.,
Петр Андр. Ванаг 1901 — 1902 г.,
Мих. Сем. Соловьев 1901—1906 г.,
Николай Ареѳ. Десницкій 1902 — 1909 г.
Василій Алексѣев Кіатров с 1906 г.
Сергѣй Ѳеодор. Ястребов с 1909 г., по 1 іюня 1915 г.
Оба 20 анрѣля 1915 г. мобилизованы, съ 2 сент. По 1915 г. М. П.Тимирчинскій.
Десницкій организовал хор любителей, а Кіатровъ поддерживал его. Хорошіе голоса (тенора) у обоихъ много помогали пѣнію, нельзя не выразить признательности любителямъ: владѣльцу Хлѣбопекарни Гр. Ивановичу съ сыномъ Ив. Гр., А. И. Мольковой, волостн. Писарю 0. И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нѣк. др. за содѣйствіе торжественности богослуженія и подъема религіознаго настроенія молящихся въ храмѣ.
Значительная библіотека свидѣтельствуетъ, что изъ духовенства были серьезно восполнявшіе свои школьный знанія чтеніемъ священнаго писанія, твореній св. отецъ, книгъ по церковной и гражданской исторіи от Георгія Кедрина до Соловьева. Сохранилась память, что даже дьячекъ Павелъ Понятовъ часто читал , горячо и убѣжденно вразумлял прихожан Хотя прежде книги были и очень дороги, но болѣе дешевыя позднѣйшаго времени уже истрепались, такъ что опять начали употреблять старыя минеи, тріоди и октоихи 17 и 18 столѣтій. При дешевизнѣ и общедоступности книги увеличивается небрежное отношеніе къ ней. Церковные старосты были преимущественно изъ крестьявъ с. Алатъ и д. Малыхъ Алатъ и служили болѣе долго. До 1775 г. крестьянинъ д. М. Алатъ Дмитрій Михайловъ. Послѣ него «Ѳеклист Карпов ».
Затѣмъ въ 1789 г. Андрей Козминъ. По той же книгѣ приказа общественнаго призрѣнія встрѣчается староста Терентій Никифоровъ 1797 г., Алатъ — Ларіонъ Александровъ. Дер. М. Алатъ Тарасъ Родіоновъ, как видно изъ указа Консис- торіи отъ 18 марта 1827 г. за No 2324, съ перерывами служидъ семь трехлѣтій по 1833 г., Алатъ— Иванъ Леонтьевъ 1833 — 1844 г., М. Алатъ — Иванъ Гавриловъ 1845 — 1857 г., д. Алатбашъ Яковъ
Филипповъ 1857 — 1860 г., д. Алань-Бексерь Зиновій Артемьевъ 1860—1863 г., д. Бирлей Иванъ Васильев 1863—1866 г., Бай- чуги — Прокопій Михайловъ 1866 — 1869 г. Малыхъ Алатъ: Алексѣй Николаевъ 1869—1870 г., Ѳеодоръ Михайловъ 1870— 1872 г., Топкина Панфилъ Бавловъ 1872—1 875 г., Алатъ— Іосифъ Гаврил. Бажановъ 1875 — 1878 г., сохранилась память, что онъ любилъ пѣть на клиросѣ; одинъ его сынъ Иродіонъ былъ священникомъ у четырехъевангелистовской церкви, а другой Зиновій — купец .
Алань — Бексерь Павелъ Ивановъ 1878 — 1881 г., Малаго Починка Ареѳа Ефремовъ 1881 — 1884 г., Среднихъ Алатъ Симеонъ Архипов 1884—1887 г., Ив. Вас. Бѣлотѣловъ 1887 г., Данил Пантелѣевъ 1887—1890 г., Бирлей Козьма Ивановъ 1890—1893 г., Топкина Сергѣй Аѳанасьевъ 1893—1896 г., Алатъ Ив. Вас. Мольковъ 1896— 1899 г., Алань -
Бексерь Максимъ Яковл. Кисловъ 1899 — 1902 г., Малаго Починка Mapк Гурьев.
Балыковъ 1902 — 1908 г., Алатбашъ Якимъ Петр. Панковъ 1908— 1911 г., Малыхъ Алатъ Макаръ Яковл. Веселовъ 1911 — 1914 г. и Среднихъ Алатъ (Стараго Курманаева) Сергѣй Ив. Лапшинъ. " Начиная съ И, В. Молькова, старосты вмѣстѣ съ церк. - прих. попечительствомъ много сдѣлали для благолѣтія храма, а С. И. Лапшинъ старается, .кромѣ того, устроить новые церковные дома для членовъ причта
Прихожане в настоящее время всѣ русскіе. Жители Алатъ въ метрическихъ книгахъ за 18 столѣтіе писались купцами, мѣщанами и потомки стрѣльцовъ— пахотными солдатами; крестьяне д. Бексерь, повидимому, временно были архіерейскими, а потомъ вмѣстѣ съ остальными писались ясаш- — 38 — ными (оброчными), а потомъ— государственными, только д. Средних Алат (Курманаево)— помѣщичьими. Когда и кѣмъ были просвѣщѳны 'бывшіе прихожане из черемисъ и татаръ, не язвѣ- стно; исторія просвѣщенія черемисъ ждетъ такого же изслѣдова- теля, как Н. В. Никольскій, авторъ труда «Христіанство среди чувашъ». Кончина какъ бы на перепутьѣ въ здѣшній край
— въ Седміозерной пустыни митрополита Веніамина позволяетъ предполагать, что онъ имѣлъ здѣсь громадное вліяніе, да и многоклирный причтъ здѣсь до 1712 г. имѣлт, повидішому, миссіонерское значеніе. Изъ исповѣдных вѣдомостей видно, что во всѣхъ деревняхъ . был раскол . Два Починка, Бирли, Айша, Алатбагаъ, Гарь с Мазиковымъ, Царевококшайскаго уѣзда, составляли главный раіонъ бѣгуновъ-противостатейниковъ. Но
въ 80-годахъ главные прнставодержатели изъ Малаго Починка и Бирлей переселились въ сто- лицу противостатейниковъ— Томск , а изъ д. Алатбашъ— на Новую Стройку гор. Казани. По милости Божіей, какъ въ Почннкѣ, такъ и д. Алатбашъ есть защитники православія. Въ каждой деревнѣ есть глубоко вѣрующіе люди, горячо преданные Церкви,
есть и «паршивыя овцы», портя щія стадо, ибо «въ семьѣ не безъ урода»
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 , № 7/8 и № 11/12