Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Духовенство Казанской губернии


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 * 22 23 24 25 ... 199 200 201 202 203 204 Вперед →
Модератор: -Stepan-
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2252
Храм св. Петра и Павла , село Аркадия ( Баклауш, Хотня)
В началѣ 1830 года вновь созданный храмъ былъ освященъ въ честь св. апостоловъ Петра и Павла, но кѣмъ — не извѣстно. За время своего существования храмътолько три раза ремон тировался безъ всякихъ
измѣненій. Изъ архипастырей посѣтили храмъ тѣ же, кои быливъ Алатахъ, Александрове и Апазовѣ, кромѣ преосвященнѣйшаго Анатолія, бывшаго проѣздомъ въ Царевококшайск. у. въ Алатахъ. До постройки церкви деревня Аркадія — Хотия входила въ составъ Апазовскаго прихода. Съ постройкой
же церкви былъ образованъ самостоятельный приходъ изъ села Хотни и деревень Серды, Сюльти, Кушкетбашъ и Сердабапіъ Малмыжскаго у., входившихъ- прежде въ Апазовскій приходъ. В такомъ составѣ приходъ
существовалъ до 1847 года. Въ этомъ году, какъ видно изъ клировыхъ вѣдомостей за означенный годъ, вышли изъ состава прихода, который остался только при 39 дв. Съ 197 м. и 267 ж. Тѣмъ же менѣе приходъ сохранилъ свою самостоятельность до 1879 г. Въ этотъ годъ вслѣдствіе малочисленности прихода и скудости содержанія причта, о чемъ будетъ сказано въ слѣдующей главѣ, приходъ былъ закрыта и приписан сначала къ сосѣднему Александровскому (10 в.), а черезъ 5 лѣтъ, по просьбѣ прихожанъ, к Апазовскому приходу, какъ ближайшему (въ 7 в.).
О причтѣ.

1) По открытін прихода изъ села Апазова былъ перемѣщенъ священникъ
Ф. А. Псалмоповцевъ (1830 — 1855), пономарскій сынъ, изъ 3 класса бывшей Казанской академіи, съ 21 мал 1814 г. Былъ діакономъ въ с. Поникъ, Мамадышск. у., 29 августа 1819 г. былъ рукоположенъ во священника в то же село Поникъ и 11 марта 1825 г. переведенъ въ с. Апазово и, наконецъ, сюда. 0. Феодор
прослужилъ здѣсь25 л. и подъ конець своего служевія, удрученный старостію, за годъ до кончины, отказался отъ м.ѣста. Въ 1856 г. онъ скончался, оставивъ по себѣ добрую память среди прихожанъ, как добрый, кроткій и ласковыйбатюшка. Съ сѣверной стороны алтаря, на оградѣ, видна поросшая березками могилка 0. Ѳеодора— мѣсто упокоенія добраго пастыря.
2) зять о. Феодора свящ. Николай Яковл. Ястребов , изъ духовной семинаріи, болѣзненный человѣкъ, прослужилъ всего три года.
3) Феодор Никит. Сосунцов (1859—1876), оставившій такую же память, какъ и о. Феодор Псалмоповцев , вышелъ въ заштатъ и погребенъ въ церковной оградѣ Седміозерной пустыни, находящейся въ предѣлахъ Каймарскаго прихода.
4) Алексѣй Александр. Амфіоновъ (1876 — 1877).
5) Петръ Гавр. Богородицкій (1877 — 1878); при немъ приходъ былъ закрыть. Давая разрѣшеніе на постройку церкви въ селѣ Хотнѣ, Епархіальное Начальство не имѣло намѣренія раздѣлять Апазовский приходъ, а только, въ виду ветхости Апазовской церкви закрыть послѣднюю, а причт ея перевести въ село Хотню, но скоро въ виду миссіонерскихъ цѣлей (село Апазово — старокрещ.
татары) въ Апазово пришлось назначить причтъ и озаботиться нсирав леніемъ церкви, а наслѣдникамъ храмоздателя (храмозд. П. А. Перцовъ умеръ спустя 9 мѣсяцевъ послѣ освященія храма) вдовѣ ЛІаріи Перцовой и сыну ея Эрасту Перцову предложить, если пожелаютъ имѣть при церкви свой причтъ,
внести въ ломбартъ до 12000 руб. или дать обезпеченіе хлѣбомъ и деньгами для содержанія священника и 2-хъ причетниковъ. Означенное условіе и было предложено г.г.Перцовымъ Указомъ Казанской Духовной Консисторіи отъ 20 Мая 1831 года заNo 3321. Г.г. Перцовы въ отвѣтъ на указъ Консисторіи и дали слѣдующее обязательство помѣщаемое ниже дословно. «Въ силу указа Его Императорскаго Величества, из Казанской Духовной Консисторіи отъ 20 Мая 1831 года за No 3321 –мъ обязуемся мы сами и обязуемъ насдѣдяиковъ нашихъ, имѣющихъ быть въ нашемъ родѣ послѣ насъ, доставлять священноцерковнослужителямъ новопостроенной Петропавловской церкви въ нашемъ селѣ Хотнѣ денежное и хлѣбное содержаніе в полномъ количествѣ и безостановочно, коего реестръ при семь прилагаемъ, съ назначеніемъ
Кому изъ означенныхъ священноцерковнослужителей и сколько изъ онаго содержанія должно получать, и почтеннѣйше представляемъ сіе наше обязательство чрезъ благочиннаго Казанскаго уѣзда села Шапшей священ Ника Александра Никольскаго въ Казанскую Духовную Консисторію для утвержденія. Въ исполненіи по оному собственноручно и подписались тако: Порутчица Марія
Перцова. — Титулярный Совѣтникъ Эрастъ Перцовъ»
Причтъ на означенномъ условіи согласился остаться при вновь устроенной церкви села Хотни въ числѣ трехъ членовъ: священника Ѳеодора Псалмопѣвцева,дьячка Петра Воскресенскаго и пономаря Алексѣя Головкина. Такимъ образомъ прицеркви села Хотни Епархіальнымъ Начальствомъ был открыть самостоятельный приходъ при трехчленномъ причтѣ. Дома для причта были выстроены весьма приличные, тоже г.г. Перцовыми.

Дъяконы :
1) Василій Филип. Терпигорев 1832— 1836 г;
2) Лаврентий Петр. Соколов на причетн. Вакансіи 1841— 1848 г.;
3) Ив. Ник. Болгарский на псаломщ. Вакансіи 1897 — 1904 г.,

Дьячки:
1) Петръ Дан. Воскресенский 1830 — 1838 г.;
2) запрещенный въ священнослуженіи свящ. Фил. Иродионов 1838 — 1840 г.;
3) Тим. Ф. Вознесенский 1848—1852 г.;
4) Егор Ивановъ 1853—1867 г.;
5) Гр. Ег. Шмелевъ 1867— 1877 г.;
6) Гавр. Ив. Смирнов 1878—1879 г.

Пономари:
1) Алексѣй Ив. Головкин 1830 — 1838 г.;
2) Алексѣй Мпхайлов 1838— 1866 г.;
3) Александръ Ив. Введенский 1866—1874 г.


Псалолщики:
1) Мих. Ник. Казыльский съ 1904

Прихожане всѣ русскіе. Помѣщикъ Перцовъ скупалъ крестьянъ цѣлыми семьями въ Бирюляхъ, Казанск. у. и др., ку- пилъ существовавший около Хотни поселокъ въ 6 семей уЮшкова. Среди нихъ замѣчается обычное явленіе, что парни позволяютъ себѣ нѣкоторыя вольности. Изъ праздниковъ, кромѣ Пасхи и Рождества Христова, чтутъ храмовой праздникъ 29 іюня св. апосто ловъ Петра
И Павла. Полевые молебны служатся 8 мая. До уни- чтоженія крѣпостного права крестьяне принадлежали помѣщикамъ г.г. Перцовымъ; хотя они отзываются о нихъ, какъ о хорошихъ барахъ, но все таки, по объявленіи воли, не захотѣли
Быть временно обязанными, а вышли на малый надѣлъ, какъ хотя бы въ Казанбашъ и нѣк. др. Теперь дѣти укоряютъ отцовъ. Но по- мочь горю уже поздно. Сколько возможно, приьупаютъ земли арендуютъ утатаръ и в казнѣ оброчныя статьи. Кромѣ земли многіе занимаются лѣснымъ промысломъ.

Известия по Казанской Епархии № 19/20 и 23/24 за 1916 г

---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
Лайк (1)
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2252
Храм с Бирюли Казанского уезда

Настоящій храмъ перестроенъ въ 1847 году во имя Владимірской иконы Божіей Матери.
Названіе села, по сообщенію Износкова производясь отъ татарскихъ словъ: «брю-ли» — почковый, или бирюли — ближній, быт ьможетъ, изъ-за близости къ Иски Казан (Старой Казани), или же: «бэрэле» — волчій.
В спискѣ съ писцовыхъ книгъ 7154 (1646) г. отмѣчает ся, что здѣсь были помѣстья дворянъ и дѣтей боярскихъ 1) Григорія Папалитова только дворъ его помѣщиковъ; 2) И. В. Лазарева 3 двора крестьянскихъ 14 ч. И 3двора бобыльскихъ 1 1 человѣкъ; 3) Сунгура Соковнина два двора крестьянъ 1 2 ч. П 3 двора бобылей 9 ч.; 4) Ѳеодора Клем. Москотиньева дворъ помѣщика;
5) Артемія Ив. Чертова тоже; 6) Мих. Ив. Соловцова 1 дворъ крестьянъ и 7) Ив. Вас. Ананьина дворъ помѣщика
Священникъ помѣщается въ церковномъ домѣ, выстроенномъ въ 1905 г., а псаломщикъ въ домѣ, выстроенномъ
Съ помощью прихожанъ на средства, отпущенныя Казанск. Уѣздн. Отдѣленіемъ Епарх. Учил. Совѣта.
При занятіяхъ псаломщиковъ въ школѣжизнь подъ одной кровлей съ ней была удобна, но при назначе-
Ніи особой учительницы въ 1911 г. стало неудобно,
Священники:
1) Петръ Стеф. Измайлов 1882—1889 г.
2) Александр Гавр. Бакулевский 1889 — 1895 г.
3) Димитрій Александров. Альпинский 1895 г. — 1899 г.
4) Ипполитъ Петр. Соловьевъ 1899—1911 г.
5) Николай Дим. Тихомировъ 1911—1913 г.
И 6) Владиміръ Вас. Орлов вслѣдствіе болѣзни ногъ 8 мая 1913 года перемѣстился съ о . Тихоміровымъ изъ села Елани, гдѣ былъ духовникомъ 3 благочинія, Лаишевскаго уѣзда.

Псаломщики:

1) Андрей Дим. Тихонравов 1891 г.
2) Гурій Ив. Четаев 1892 — 1901 г.,
При немъ началось совмѣщеніе учительства.
3) Андрей Дим. Черкасов 1901 — 1903 г.
4) –Андрей Вас. Максготов изъ черемисъ 1903 - 1909 г.
5) Всеволоду Дим. Голубев 1909 г.
6) Дим. Ал. Зеленецкий 1909 — 1911 г.
Имъ закончилось совмѣстительство должностей псаломщика и учи- теля.
7) Василій Александров Утяковский съ 13 іюля 1911 г. и въ концѣ1914 г. перемѣнялся с больнымъ псаломщикомъ с. Шапшей
8) Викт. Ив. Красовским который здѣсь въ началѣ 1915 г. померъ и
9) Василій Кузьминъ
О школахъ. При поѣздкахъ[въ Казань болѣе вдумчивые прихожане поняли, что грамота есть даръ человѣку, при помощиея можно получить пользу. Поэтому одинъ дворовый поимени Алексѣичъ рѣшилъ удовлетворить назрѣвающую потребность, онъ велѣлъ желающимъкупить азбуки и сталъ собирать
дѣтей въ домъ двороваго же Николая Яковлевича Богомолова. Алексѣичъ обучалъ ихъ по старинному способу и за трудъ получалъ по 30 или 40 коп. съ ученика, кромѣ того, давали ему провизію. По томъ была открыта въ 1882 году церковь и къ ней назначенъ о. Измайловъ. 0. Петръ пожелалъ Принять на себя трудъ Алексѣича, продолжить и расширить его. Для этого онъ въ своей кухнѣ поставилъ лавки, Купилъ на свои деньги необходимые учебники и принадлежности для письма, потомъ объявилъ въ церкви прихожанамъ, что онъ будетъ учить не только чтенію, но письму, счету, Закону Божію и пѣнію.
0. П. Ст. зналъ, что мѣстная церковь нѣсколько разъ закрывалась и опасался, чтобы вмѣстѣ съ ея закрытіемъ не прекратилось и ученіе. По ходатайству о. Измайлова въ 1882 году школа была открыта, и онъ семь лѣтъ безплатно былъ учителемъ въ ней. Чтеніе и пѣніе учащихся въ храмѣ было особенно пріятно родителямъ, и они были довольны ученіемъ. Въ 1884 году она была наименована Епарх. Учил. Совѣтомъ церковно-приходской, земство отпустило 17 р. И М. Н. Пр. 40 р. На классныя пособія И принадлежности; земство же выслало и учебники. 21 января 1889 года свящ. Петръ Ст. Измайловъ скончался.
Имѣя «свою школу»— дѣтей, новый священник А. Г. Бакульевскій
Не могъ содержать въ своемъ домѣ школу и помѣстилъ ее въ церковной
караулкѣ. Молодой священникъ о. Альпидовский въ 1895 г. испросилъ въ
Училищн. Совѣтѣ 300 р., архіепископъ Владиміръ пожертвовалъ изъ своихъ средствъ 42 р., крестьяне согласились взять на себя безплатную доставку строи-тельныхъ матеріаловъ съ тѣмъ, чтобы была устроена квартира для учителя-псаломщика, причемъ было изыскано 50 р. Мѣстныхъ средствт. Нынѣ зданіе шконы, Находящееся на церковной землѣ, застраховано на церковный средства въ 300 р. Длина и ширина классной комнаты по 7 арш., высотою ЗѴ-і арш.; содержаніе воз- духа около 150 куб. арш. Первый учитель и
Законоучитель не получалъ никакого вознагражденія; учителя съ 1889 г. начали получать по 60 р. Въ годъ; в настоящее время учительница получаетъ 360 р. И квартирныхъ 36 р., законоучитель 30 р. в годъ. Попечителя школы не было. Теперь состоите попечителеыъ мѣстный землевладѣлецъ А. Н. Рыбушкинъ.
Завѣдывающими и законоучителями были выше означенные священники. Учащіе: 1) Мих. Евг. Юнусовъ Три мѣс. 1889 г.
2) Ал-дра Ал. Румянцева два учебныхъ года,
3) Яковъ Ив. Никитинъ окончившій курсъ въ Казанской учительской
Семинаріи въ 1891- — 2 уч. Году и потомъ выше упомянутые псаломщики.
9) вдова Капитолина Ст. Бѣльская, кончившая Маріинскую гнмназію, съ 31 янв. 1911
г. До 1912 года было мало дѣвочекъ, потому что онѣ дома занимались съ матерями плетеніемъ кружевъ на продажу. Но съ назначеніемъ учительницы число ученицъ сразу утроилось. Нѣкоторые грамотеи любятъ читать
книги религіозно-нравственнаго и историческаго содержанія; интересъ къ газетѣ книгѣ особенно возросъ во время войны съ нѣмцами; эта же война заставила писать множество нисемъ. Прихожане относятся къ школѣ очень сочувственно, хотя по своей крайней бѣдности никакими ішкертвованіями на школу своего
сочувствія не выражаютъ, такъ какъ сознаютъ, что на училища вмѣстѣ со всѣми платят разные сборы. Самое меньшее число учащихся было въ 1894 г. 11 м. 4 д. и самое большее въ 1913 г. 32 м. 26 д.

Известия по Казанской Епархии № 29/30 1916 г

О прихожанахъ. Прихожане всѣ русскіе, православ ные, до 1861 г. были помѣщичьи. Помѣщики П.
Ст. Ивановъ, Манассеинъ, Рыбушкинъ, Смирновъ считали необходимымъ посѣ щать храмъ Божій,
Жертвовать въ него, почитали духовенство.
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2252

Богоявленская церковь г Арск

Известия по Казанской Епархии № 23 за 1876 г

По штату 1845 года положено быть причта: священнику, дьячку, пономарю и просвирнѣ; жалованье было по 5 классу: двѣсти два рубля; до 1845 года никакого жалованья причтъ не получалъ, но содержаніе его было посредственное. Въ настоящее время причтъ состоитъ изъ священника и причетника;
Съ 1873 г. прихожане наняли сверхштатнаго діакона; штатный причтъ, кромѣ жалованья, получает отъ крестьянъ ругу по 1 четверику ржанаго и яроваго хлѣба съ вѣнца и добровольную плату за требы; но руга платится весьма не исправно; кромѣ руги, причтъ имѣетъ три сбора хлѣбомъ, которые всѣ даютъ до 80 пудовъ. Содержаніе причта посредственное. Изъ священниковъ, служившихъ при сей церкви, извѣстны по документамъ слѣдующіе:
1) Михаил Григорьев до 1731 года,
2) Даниил Яковлев , произведенъ из діаконовъ с. Чепчуговъ, с 1731 года,
3) Протопоп Максим Григорьев , бывшій и правителемъ арскаго дух. правленія,
Съ 1786 по 1797;
4) священникъ Иродион Дмитриев съ 1780—1798 г.
5) Семен Родионов , съ 1799 по 1814 г., раньше служилъ при сей церкви дьячкомъ и діакономъ, сынъ священника Иродіона Дмитріева;
6) Антон Ульянов съ 1814 по 1843 годъ, прежде служилъ здѣсь же дьячкомъ
И діакономъ;
7) Иоанн Васильев Тихомировъ съ 1843 по 1854 г., долго былъ боленъ ногами,
Здѣсь умеръ и погребенъ противъ алтаря каменной церкви, пользовался большою любовно и уваженіемъприхожанъ;
8) Павелъ Петровичъ Соколовъ съ 1854 по 1868 г., выбылъ въ г. Казань на должность эконома духовной академіи, а теперь священствуетъ въ с. Шармашахъ Лаишевскаго уѣзда.
Оба послѣдніе о. Тихоміровъ и о. Соколовъ, по словамъ прихожанъ, много заботились о благоустройствѣ и украшении церкви и немало пріобрѣли для нея, особенно о. Соколовъ много потрудился при постройкѣ каменной церкви ('a_003.gif.
Современный причтъ состоитъ изъ священника Николая Александрова Любимова,
служащаго здѣсь съ 2 февраля 1869 года, и дьячка Антона Алянскаго — съ 1847 года; кромѣ ихъ есть сверхштатный діаконъ и просвирня. Временно исправляющими здѣсь священническое служеніе были:
Въ 1841 году о. Сергий Спиридонов Милонов , сынъ черемисина; въ 1852 году, за болѣзнію о Тихомірова, служилъ о, Николай Петровичъ Пересвѣтовъ, въ концѣ
1868 и началѣ 1869 года — Василий Никифорович Ядрин .

Известия по Казанской Епархии № 24 за 1876 г - продолжение описания прихожан и тд
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2252
ЛЕТОПИСЬ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ, КАЗАНСКОЙ ЕПАРХІИ, ЦАРЕВОКОКШАЙСКАГО УѢЗДА, СЕЛА МИХАЙЛОВСКАГО, СУРТЫ ТОЖЪ.

1868 годъ.
Село Махайловское, казанской епархіи, царевококшайскаго уѣзДа, расположено по о'боимъ берегамъ рѣки Манаги . На правомъ берегу этой рѣки, въ разстояніи 44 саженъ от нея, въ 1864 году іюня 24 дня, с благословенія казанскаго архипастыря высокопреосвященнаго Афнасія, заложена тщаніемъ прихожанъ настоящая холодная каменная церковь , которая вчернѣ кладкою въ том же году и окончена. Въ слѣдующемъ 1865 году заложена теплая церковь , примыкающая к настоящей холодной, каменная же, и въ томъ году кладкою вчернѣ окончена. Въ 1865 же году заложена каменная колокольня , которая кладкою совершенна окончена уже въ 1868 году. Прихожане новаго села Михайловскаго до построенія сей церкви принадлежали приходомъ къ царевококшайской Мироносицкой пустыни, с давнихъ временъ. Первоначально причтъ сихъ прихожанъ отправлялъ общую чреду служенія вмѣстѣ с монашествующимъ духовенствомъ, и была у белаго духовенства съ монашествующими одна общая братская доходная кружка. Но съ 1829 года, по указу казанской ду-ховной консисторіи отъ 23 іюля за No 4905, бѣлое духовенство отъ монашествующаго было отдѣлено, и данъ былъ въ завѣдываніе бѣлаго духовенства нижній этажъ монастырской церкви во имя Спаса нерукотвореннаго образа съ прйдѣломъ во имя св. архистратига Михаила, чтб и продолжалось до 1860 года. Въ этомъ же 1860 году по указу святѣйшаго Синода причтъ Мироносицкой пустыни отдельной Спасской церкви вмѣстѣ съ прихожанами въ числѣ 1300 душъ мужеска пола былъ временно, до построения своей приходской церкви, перемѣщенъ к Сретенской церкви села Азанова, какъ ближайшей отъ мироносицкой пустыни, цри которой церкви и состоял около 7 лѣтъ, до 1867 года; часть же прихода, именно двѣ деревни Юшково и Кузнецово, в числѣ 460 душъ мужеска пола, какъ ближайшія къ селу Кельмакову, Кузнецово тожъ, по желанію
Ихъ причислены къ Владимірской церкви онаго села Кельмакова. Настоящая каменная холодная церковь еще не освящена.
Иконостасъ въ церкви устроить по рисунку, одобренному Высокопреоевященнымъ Антоніемъ, архіепископом Казанскимъ и свіяжскимъ 4 іюня 1868 года, подряженъ церковнымъ поиечительствомъ мастеръ казанскій мѣщанинъ Агапъ Ильинъ цѣною за 630 рублей серебромъ, съ наградою еще 50 рублями сверх ряды, если работа его будетъ вполнѣ отчетлива и добросовѣстна, какъ въ рѣзьбѣ и позолоткѣ,
Такъ и въ живописи; въ чемъ попечительствомъ съ мастеромъ Ильинымъ 25 марта 1868 года заключенъ контракт на гербовомъ листѣ двухъ рублеваго достоинства. Въ настоящее время иконостасъ вчернѣ только поставленъ и залевкашенъ, и въ такомъ видѣ оставленъ до весны 1869 года, когда будетъ въ холодной церкви возможна работа, рѣзьба же и позолота мастеромъ на квартпрѣ производится и теперь. Причта но Высочайше утвержденному для сельскихъ церквей казанской епархіи штату и указу духовной консисторіи отъ 28 февраля 1868 года за JV» 953, при церкви сей состоящей в Четвертомъ клаосѣ, положено быть: священнику, діакону, дьячку и пономарю.
Священник Іоаннъ МихайловъРождественскій состоитъ на службѣ при этой церкви
Съ 28 іголя 1867 года; родомъ изъ казанской епархіи; обучался въ казанской духовной семинаріи, и по окончаніи курса въ 1844 году уволепъ изъ оной съ аттестатомъ втора го разряда. Въ 1845 году произведен был во священника въ село Цибикнуръ, царевококшаискаго уѣзда. Въ 1856 году указом консисторіи опредѣленъ былъ наставникомъ цибикнурскаго приходскаго сельскаго училища. Въ 1862 году за отлично-усердную и полезную дѣятельность по должности наставника въ ономъ училищѣ иагражденъ набедренникомъ;
1867 года января 19 дня опредѣлен благочиннымъ надъ сельскими церквами 1-й половины Царевококшаискаго уѣзда. Тогожъ 1867 года іюля 28 дня, какъ сказано выше, перемѣщенъ к сей церкви съ оставленіемъ въ должности благочиннаго, и съ тѣмъ, чтобы онъ позаботился всемѣрно устроить церковь и приготовить скорѣе къ освященію главнаго престола.
Въ томъ же 1867 году по предложению царевококшаискаго училищного
совѣта принял он на себя попечительство над сельскими училищами, находящимися в его благочиніи. 1867 же года октября 24 дня указомъ консисторіи утвержденъ въ должности законоучителя в мѣстном михайловском приходском училищѣ. В 1868 году указом же консисторіи за успѣшное прохожденіе наставнической должности в начальном народном училищѣ объявлена ему благодарность епархіальнаго начальства.
Діаконъ Николай Петров Троицкій из учеников низшаго отдѣленія казанскаго духовнаго училища, уроженецъ казанской епархіи, состоит на службѣ при сей церкви с освященія оной.
Дьячекь Ѳедоръ Ивановъ Протодіакояовъ изъ учениковъ высшаго отдѣленія чебоксарскаго Духовнаго училища , уроженецъ казанской епархіи , состоитъ на службѣ при сей церкви съ освященія же оной.
Пономарь Петръ Трофимов Азановскій изъ учеников низшаго отд-ѣленія казанской духовной семинаріи, уроженецъ казанской губерніи, состоитъ на службѣ при сей церкви съ 3 октября 1867 года.
Церковный староста государственный крестьянинъ деревни Негодяевой Филиппъ Егоровъ Киртаевъ Состоитъ на службѣ при сен церкви съ освященія оной.
На содержаніе причтъ получаетъ жалованья изъ казны вмѣстѣ съ просвирнею 292 рубля серебромъ в год за вычетомъ по 2 рубля въ составъ особаго капитала на пособіе духовенству; да отъ прихожан причт пользуется воз^ награжденіемъ
За исправленіе треб , совершаемых по особенному их усердію; и за крестные
ходы, каковыхъ-вознагражденій получается въ теченіе года до 400 рублей
сер. Въ годъ. Кромѣ того причтъ получаетъ руги по одной мѣрѣ ржи въ 50 фунтовъ, по тойже самой мѣрѣ овса, и по одной копнѣ сѣпа съ каждаго надичнаго вѣнца, ікаковыхъ вѣнцовъ въ 1868 году было на весь причтъ 649. Для помѣщенія священника устроенъ. Общественный деревянный домъ без службъ вскоре но освящеяіи церкви; а для прочаго причта домовъ пока еще не устроено,
но они будут устроены на счет прихожанъ . Училище при сей церкви есть; открыто въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1867 года, помѣщается въ деревянномъ домѣ, устроенномъ недалеко отъ церкви церковнымъ старостою Филиппомъ
Киртаевымъ, за который и съ отопленіемъ онъ получаётъ отъ общества 35 рублей
Въ годъ; обучается въ ономъ дѣтей мужеска пола болѣе 30 человѣкъ. Училище это содержится Обывателями петриковской волости. 1867 года августа 13 дня при сей церкви учреждено церковно-приходское попечительство, которое
И утверждено епархіальнымъ начальствомъ 13 октября тогоже года. Личный
Составъ попечительства: предсѣдатель приходскій священ н и къ Іоаннъ Рождественскій, непремѣнные члены: церковный староста Филипп Киртаевъ и его помощникъ Емеліанъ Киртаевъ (они же и строители церкви); члены-попечители: государственные крестьяне — села Михайловекаго Ѳедоръ Васильевъ
Срединъ, деревень: Петяковой Василій Варѳоломеевъ, Негодовой Яковъ Степановъ, Кукморъ Григорій Петровъ и Иванъ Германовъ, Черкасовой Никифоръ Даніиловъ, Ежевой Антип Петровъ и Александръ Никапдровъ, подмонастырной слободки Ефимъ Петровъ Юричев и Выползовой Александръ Аѳанасьевъ. Приходъ сей церкви состоитъ кромѣ села Михайловскаго из 8 деревень: Негодяевой, Петяковой, Вынолзовой, Кил м ковки, Черкасовой, Ежевой, Кукмора,
Пахомовой, одной слободки Подмонастырной и 5 починковъ: по рѣчкѣ Пестрѣ,
Комарова, Мазы, Нужъялъ и по рѣчкѣ Пижанкѣ. Жители всѣхъ означенных селеній чисто русскіе, и проживающіе въ деревняхъ поселились въ оныя съ издавна, когда именно, не извѣстно; въ починки же переселились нѣкоторые, лѣтъ за 20 нредъ симъ, изъ этихъ же деревень, а именно: на рѣчку Пестру изъ Кукмора, въ Комарове и Маьу изъ Черкасовой, Нужъялы изъ Киляковки, на рѣчку Пижанку изъ Ежевой и Подмонастырной слободки. Прихожане всѣхъ сихъ деревень къ православному богослужению очень усердны, и отстоя отъ церкви не въ дальнемъ разстояніи въ праздничные и воскресные дни посѣщаютъ храмъ Божій в довольно болышомъ числѣ, говѣготъ въ теченіи великаго поста, исповѣдуются
и пріобщаются св. таинъ также не въ маломъ количествѣ , исключая впрочемъ
новобрачныхъ , кои по какому то давно усвоенному обычаю, за исключеиіемъ весьма не многихъ, не говѣютъ и не испвѣдуются, исключая случаевъ болѣзни. Къ слуінанію бесѣдъ и душеполезных поученій прихожане также усердны.

Известия По казанской Епархии № 1 за 1870 г стр 15-23

---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
VE-LENA

Казань
Сообщений: 1571
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2252
Успенская церковь с Алаты Казанского уезда
Успенскій храм стоит на четырехугольной площади въ южной части села. Храмъ построенъ, по достовѣрнымъ даннымъ, въ 1712 году 1 ) создателемъ Пѳтропавловскаго собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Іоанно-Предтеченскаго храма с. Потонихи и села Болгаръ Ив. Аѳ. Михляевымъ 2 ). Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и свѣдѣній, кѣмъ былъ освященъ храмъ.
Извѣстный въ Казани купецъ и фабриканта Михляевъ, вѣроятно, для большей торжественности освященія храма в инородческой глуши приглашал ревностнаго храмоздателя и просвѣтителя инородцевъ митрополита Тихона
Престол в главном храмѣ носитъ ясные знаки архіерейскаго освященія: полное (крестообразное) опоясаніе. Главный храм существует в том видѣ, как он был первоначально построенъ изъ громадныхъ брусьевъ дикаго камня; лишь три окна въ адтарѣ и одно — на правомъ клиросѣ расши- рены. Придѣльный храмъ, за исішоченіемъ алтаря, из-за тесноты и трещинъ и колокольня въ 1897 — 98 г. перестроены и увеличены въ размѣрахъ на средства мѣстнаго уроженца 3. I. Бажанова и других . О посѣщеніи храма Владыками до 1867 года документальныхъ данных нѣт , лишь, какъ выше отмѣчено, на освященіи храма въ 1712 году былъ митрополитъ Тихонъ (Воиновъ), а митрополит Веніаминъ (Пуцекъ-Грпгоровичъ), по преданно, любил жить на дачѣ около приходской деревни Алань-Бексерь, слѣдовательно, мог посѣтнть и храм в Алатахъ. Изъ архіепископовъ въ 1867 и 1869 годахъ посѣтил Антоний и в 1896 г. — Владимир —из викаріев — епископы: Сергій въ 1890 г., Іоаннъ въ январѣ1901, Алексій (Молчановъ) въ іюлѣ 1902 г., 2 сент. 1913 г. Михаилъ, 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 года — Анатолій. Какъ видно изъ напечатанных проф. И. В. Покровскимъ приходо-расходныхъ книгъ Казанскаго Митрополита Тихона за 1 706 годъ, здѣсь до существующаго каменнаго храма были одно- временно, повидимому, деревянный церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанскія и 2) Воскресенія Христова. Изъ надписи на цвѣтной и постной тріоди,, изд. 1660 г., видно, что въ 7170 году въ Казанской церкви былъ придѣлъ «45'дотворца Николы», а въ надписи «попа Дмитрія Ѳедосѣева по реклому Зубарева» на ок- тоихѣ, изд. 1683 г., въ 193 году (послѣ 7000 отъ сотворевія міра: 7193—5508=1685 г. но Р. X.) Казанская церковь названа «со- борной». Празднованіе крестьянами, кромѣ Казанской, еще Крещенія, как престольнаго праздника, побуждаетъ предположить, что в Воскресенской церкви был придѣл во имя Богоявленія Господня. На мѣстѣ Казанской церкви саікеняхъ въ 70 ниже на сѣверо-западе от настоящаго храма поставлена каменная стол- бовая часовенка, обнесенная небольшой оградкой. Вывшее около этой церкви кладбище издавна занято подъ жилыя постройки и ограды. Прежде тутъ при копаніи земли встрѣчались черепа и * прочія человѣческія кости, попадаются кости и теперь при перекопе земли въ саду священника. Мѣсто Воскресенской церкви точно не извѣстно и ничѣмъ не отмѣчено. Старожилы говорятъ, что она была на Алатской горѣ. Наружный видъ существующаго каменнаго храма, какъ видно по помѣщенному въ началѣ снимку,
Показываетъ тяжелую, какъ бы придавленную своей тяжестью старую постройку главнаго храма, не вполнѣ гармонирующую с болѣе легкой новой колокольней. Главный храмъ имѣетъ форму куба по 5 саж. Каждая сторона. На этотъ куб опрокинут в видѣ полушарія куполъ съ фонареобразной неудобной шейкой около '5 аршинъ высотою и трех
— в діаметрѣ, съ четырьмя окнами въ сажень вышиною и аршинъ шириною; на шейкѣ большая глава около 7 аршин в поперечникѣ Затѣмъ на шейкѣ новая позолоченная глава н на гаиилеобразной шейкѣ позолоченная маковка. Въ шейку, как в трубу, вытяги- ваетъ тепло изъ храма, такъ что при современной дороговизнѣ дровъ приходится устроить въ ней большую круглую раму. Колокольня въ связи съ храмомъ въ основаніи квадратная, во второмъ и третьемъ ярусах и крыша осмигранная, до позолоченой маковки 14 саж. Кресты надъ храмомъ и колокольней желѣзные, позолоченые.
Надъ храмомъ соотвѣтственно храму массивный, около 12 п. вѣсу, а на колокольнѣ — болѣе легкій, простой, изящный. Вообще при постройкѣ Михляевъ желѣза и камня не жалѣлъ. Все толсто, прочно; хотя не особенно изящно скроено, но крѣпко сшито. Недаромъ въ немъ при нашествіи пугачевцевъ лѣтомъ 1774 г. населеніе надѣялось найти не только одну духов- ную защиту. Въ сѣверной двери сохранилось отверстіе,
Сдѣланное для наблюденія за пугачевцами въ 1774 г. спасавшимися въ храмѣ алатцами . Окна въ старой части храма небольшія въ два яруса, въ новой— болыш'я. Входныя двери — съ запада и сѣвера. Паперть съ одной ступенью крыта до св. воротъ. Ограда каменная съ желѣзной рѣшеткой; кромѣ западныхъ вратъ есть еще с сѣвера такіе же; ограда построена въ 1886—1888 годахъ.

На колокольнѣ семь колоколовъ: первый — -106 п. 13 ф. литъ въ Саратовѣ 1 882 г. на заводѣ Гудковыхъ. На немъ изображенія: Казанской иконы Божіей Матери, Нерукотвореняаго образа Спа- сителя, Архистратига Михаила, свят. Николая чудотворца и ангеловъ, надписи: «Влаговѣствуй день отъ дне спасеніе Бога нашего. Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите небеса Вожію славу. Господи возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего и мѣсто селенія славы Твоея». Пріобрѣтенъ стараніемъ прот. П. Л. Измайлова и председателя ц.-пр. попечительства И. А. Бажанова. 2-й колоколъ 45 п. 5 ф. литъ 1834 г. въ Казани Ант. Тимоѳеевымъ. Пріобрѣтенъ тщаніемъ свящ. К. И. Фліоринскаго съ прихожанами. 3-й — 15 п. съ надписью: «литъ въ юродѣ Алатѣхъ въ 1749 г.». 4-й около 12 п. надтреснут. 5-й приблизительно 6 п., 6-й — 1Ѵзп. И 7-й — 30 ф. без надписей — 8 .

Внутренній видъ, открытый отъ самыхъ входныхъ дверей доалтаря, производит болѣе цѣльное впечатлѣніе, чѣмъ наружній видъ: хорошая стѣнная живопись, богатые оклады иконъ, 4-хъ-ярусный позолоченный иконостасъ съ иконами древняго новгородскаго письма, прекрасный резонансъ; все это заставляет понимать, почему большинство даже ревностныхъ прихожанъ вто- рой части прихода, не смотря на отдаленность отъ Алат
неохотно говоритъ о постройкѣ храма въ д. Малый Починокъ, хотя храмъ тамъ весьма необходимъ

Предъ входом во храмъ «любовію населенія Алатской, Атнинской и Менгерской волостей въ намять освобожденія крестьян и 300-лѣтія царствованія Дома Романовыхъ поставленъ 14 мая 1914 года» и открыть 25 мая памятникъ Царю- Освободителю.
В 1914 году въ с. Алатахъ было съ духовными 125 дворовъ 388 муж. 403 женск. п. Около 1/3 з населенія проживает на сторонѣ по мельницамъ., в городахъ и на разныхъ заработкахъ. При закрѣпленіи земли и быстром дробленіи семей безземельные из деревень начали уходить въ города, такъ что города быстро растут за счет деревни. Вслѣдствіе этого по деревнямъ прихода числившееся въ 1914 г. населеніе гораздо выше дѣйствительного количества жителей. Только увеличеніе производительности земли можетъ уменьшить отливъ изъ деревни мододых силъ.
К приходу с. Алатъ принадлежатъ деревни: Малые Алаты, Средніе Алаты (Старое Курманаево), Алатбашъ, Алань-Бексерь, Посреди Межевой Ключъ (Новое Курманаево), Топкино, Бирли, Малый Починок и Байчуга
О причтѣ. Вслѣдствіе обширности прихода, причтъ сначала былъ четырехштатный, а
потом послѣ построенія храмов в черемисских деревняхъ 2 округа, Царевококшайскаго уѣзда (остался только Уртемъ) и перечисленія Большого Починка въ. Сунгуровскій приходъ съ 1712 года при каменной церкви- двухштатный. Въ 1 706 г. при Казанской церкви было два «попа» , дьяконъ, дьячекъ, пономарь и просвирня.
При Воскресенской — тоже два «попа», дьяконъ, а о другихъ — -запись попорчена. Въ ревизской сказкѣ 1795 г. говорится: «нынѣ въ наличности, какъ и въ прежнюю ревизію (1782 г.) написанныхъ, такъ и посдѣ оной поступившихъ статныхъ (штатныхъ) священниковъ 2, діаконъ 1 , дьяч- ковъ 2, пономарь 1». Къ метрикамъ 1785 г. подписалось
это штатное число членовъ причта. По ревизскимъ сказкамъ 1815 п 834 года повторяется то же ,ч то и в прежней, что находит подтверждение и въ клировыхъ вѣдомостяхъ. По Высочайше утвержденным 4 апрѣдя 1842 года штатамъ церковь села Алатъ была причислена къ 4 классу, и ради экономіи жалованья второй штатъ в 1850 году былъ закрытъ, такъ что въ ревизін 1850 и 1858 г. было по одному священнику, діакону, дьячку и
пономарю, съ назначеніемъ имъ всего 292 р. жалованья въ годъ. При проѣздѣ по ревизіи черезъ с. Алаты архіепископа Антонія въ 1867 г. прихожане, указывая на дальность разстоянія нѣкоторыхъ деревень второй части, просили вновь открыть второй штатъ; Владыкой был опредѣленъ второй священникъ без назначенія ему казеннаго жалованья. По Высочайше утвержденному 16 апрѣля 1869 года журналу дьячек и пономарь были переименованы во псаломщики; съ 1873 года въ клировыхъ вѣдомостях отмѣчалось, что
при церкви два священника и два псаломщика, но старые служаки- — дьячекъ Понятовъ и пономарь Нѣмков продолжали еще цѣлый годъ подписываться по прежнему, и лишь по руко- положевіи Понятова въ сане дьякона, онъ сталъ подписываться: «въ должности псаломщика діаконъ»... «Но такъ какъ прихожане въ обезпеченіе второго штата отказались не только от земельнаго надѣла, но даже не согласились на устройство церковныхъ домов для причта, а также и отъ найма для нихъ обществен- ныхъ квартиръ, то въ видахъ улучшенія матеріальнаго быта церковнаго причта, епархіальнымъ начальствомъ, по указу консисто- ріи отъ 18 октября 1878 года, за No 4360,
положено второй штатъ временно закрыть, пока не установятся лучшія отношенія прихожанъ къ причту»... Это печальное явленіе объясняется, съ одной стороны, сильной зараженностью второй части прихода бѣгунствомъ, а съ другой — на необезпеченное второе мѣсто назна- чались штрафованные священники «стомаха ради»...
«Въ февралѣ 1880 г. (по смерти архіеп. Антонія) управлявшему епархіей епископу Павлу, викарію Казанскому, благоугодно было вторую священническую вакансію вновь открыть»... Было назначено казеннаго жалованья по Высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанію приходовъ и причтовъ настоятелю 160 р., помощнику
Его 106 р., первому псаломщику 53 р. и второму — 40 р. въ годъ. На основаніи указа Св. Синода отъ 4 марта 1 885 г. за No 3 причт дополнен діакономъ безъ назначения жалованья . и лишь съ 1895 г. священники стали получать по 300 р!, діаконъ 150р. и псаломщики по 100 в год Во владѣнной записи, выданной крестьянам с. Алатъ,
значилось 33 десятины пахотной и сѣнокосной земли перваго штата. «Поповы
луга» были около села под Верезинской горой. Какъ видно изъ вышеприведенной выдержки из «Извѣстій по Казанск. епархіи» за 1880 г., во второй части отъ земельнаго надѣла от- казались. По условію, заключенному с прихожанами 18 іюня 1846 г. и представленному въ Казанское Окружное Управленіе, причтъ получалъ по 2 п. 10
ф. чистой ржи съ вѣнца, а въ1876 г. по новому соглашенію были составлены волостнымъ правленіемъ приговора, утвержденные Уѣздной Земской Управой о замѣнѣ натуральной руги денежной по 90 к. съ вѣнца. Въ декабрѣ 1908 г. были составлены приговора о платѣ по 40 к. съ ревизской души, а также, благодаря земскому начальнику А. Н. Рыбушкину,
Была отмежевана вблизи села хорошая земля въ обезпеченіе исправной платы руги, тѣмъ болѣе, что у о. Измайлова изъ-за' нея уже было судебное дѣло съ д. Алатбашъ. Но послѣ нззначенія А. Н. членомъ Губернскаго Присутствія, на основаніи тѣхъ же землеустроительныхъ законовъ, которыми руководился А. Н, въ 1912 году была отме- жевана в одивъ отрубъ земля отъ Алатскихъ, Мало-Алатскихъ и Алатбашскихъ нарѣзокъ за рѣкой Ашитомъ в 10 в. от села съ песчаной почвой; въ засушливые годы на отрубъ надвигается подвижной песокъ. Не хочется вѣрить, чтобы землеустроители при замѣнѣ хорошей земли плохой вдали руководились печаль- ными пословицами: «что нам не мило, то попу въ кадило» и «что себѣ не гоже_, то Тебѣ, Боже»...; скорѣе молено допустить, что у нихъ была цѣль побудить духовенство подумать о массѣ земли у прихожанъ, совершенно отбивающейся отъ рукъ и обращающейся в пустыню изъ-за передвижки съшучихъ песковъ. Только при этомъ упущено изъ виду, что изъ-за непредвидѣнныхъ треб духовенству неудобно отлучаться за 10 в., кромѣ того, эта земля, между прочим является тѣмъ, чѣмъ служит для земскихъ служащихъ и чиновниковъ независящее от усмотрѣнія населенія, по сравненію с Казенным пособіем духовенства,
очень хорошее жалованье. Но церковный архив свидѣтельствует что когда назрѣвали
культурныя нужды, а средств не было, тогда дѣлались подобяыя попытки.

Алатское волостное правленіе 11 января 1849 г. за No 74 сообщало, что Казанскій
Окружный Началъник 31 декабря 1848 г. за No 6281 препроводил предписаніе 1-го
Департамента Сель скаго Хозяйства о приглашеніи сельскаго духовенства къ содѣйствію в улучшеніи сельскаго хозяйства у государственныхъ крестьянъ. Въ главѣ о школахъ увидимъ, что Г. Министръ Государственныхъ Имуществъ въ 1861 году просилъ духовенство заложить прочный фундамевт въ дѣлѣ Народнаго образованія. Послѣ величайшей міровой войны для завершенія исполинской борьбы с нѣмецкимъ
засиліемъ потребуется громадный безкорыстный труд всѣхъ просвѣщенныхъ
силъ русскаго 'народа, потому что на дорого стоющих инструкторовъ; не знающихъ
особенностей мѣстных условій, не будет средствъ. Сознавая всю неотложность
такой культурный деятельности, при удорожившемся содержаніи учащихся
дѣтей, духовенство признательно преданному церкви волостному писарю
О. И. Карпову, что онъ смягчалъ ту трагедію, которую отмѣтилъ Толстой въ раз сказѣ '«Отецъ Василій» и ослаблял происки демагоговъ противъ руги и вознагражденій. Духовенство прежде жило въ собственных домахъ, -которые передавались по наслѣдству сьновьям или зятьямъ. Такъ, напр., хотя бы по клировымъ за 1844 г. видно, что почти всѣ были въ родствѣ: «сватъ, шуринъ, дядя, племянникъ»... Высочайше утвержденнымъ 22 мая 1867 года мнѣніемъ Государств. Совѣта былъ отмѣненъ обычай закрѣпленія мѣстъ священноцерковнослужителей за ихъ дѣтьми. При ослабленіи наслѣдственной преем- ственности и частыхъ и перемѣщеніях оно стало жить на квартирахъ. Въ 1894 г. о. Измайловъ продал прихожанамъ свой двухъэтажный домъ для помѣщенія внизу второго священника и діакона, а въ 1896 г. был построенъ домъ и для псаломщиков на
Церковной землѣ, тоіъ и другой при общемъ дворѣ, что очень неудобно. Къ сожалѣнію, война замедлила стремленіе попечительства построить всѣмъ членами причта отдѣльные дома. Изъ духовенства, служившаго при прежнихъ церквахъ, извѣстны лишь
слѣдующіе: по надписи на октоихѣ въ1685 г. «попъ Дмитрій Ѳедосѣевъ
по реклому Зубаревъ».
Въ приходо-расходной ,книгѣ митрополита Тихона за 1706 годъ записано:
B пригороде Алатѣхь. Церковь Пресвятая Богородицы Казанскія с поповъ
Ивана Еѳимова, Корнилія Іаковлева, дьякона Прокоѳья Ильина, дьячка Матѳѣя
Ѳедорова, пономаря Панкрата Ермолаева, просвирни Мавры Никоновы дани и пошлины 4 руб. съ денгою, славленых и нищимъ 8 алт., полонныхъ съ 6 дворовъ 9 алт. Всего 4 руб. 17 алт. с денгою и взято апрѣля въ 3 день. Церковь Воскресенія Христова съ поповъ Василія Степанова, Алексѣя Иванова, съ дьякона... дани и пошлинъ 6 руб. 8 алт. Съ полу денгою, славленныхъ и нищимъ 12 алт. 3 ден., полон- ныхъ съ 4 дворовъ 6 алт. Всего 6
руб. 26 алт. Полчетверты денги взято апрѣля въ 3 день". При существующей каменной Успенской церкви извѣстны слѣдующіе священники: изъ указа Консисторіи отъ 10 іюня 1746 г. за No 880— священникъ Данила Симеоновъ. Этотъ указъ отобразилъ то время, когда слово «попъ» стало замѣняться «священникъ»; въ указѣ встрѣчается то и другое вперемежку. Изъ черновика покорнѣйшаго доношенія 1753 г. в Консисторію изъ Алатскаго духовнаго заказу видно, что къ его, зака- щика іерея Данилы Симеонова,
Заказу принадлежало село Богоявленское Большіе Морки тожъ. Слѣдовательно, нынѣшнее 2 благочиніе Царевококшайскаго уѣзда входило въ составъ Алатскаго заказа. Вѣроятно, о. Данила былъ послѣдним закащикомъ; «умре въ 1786 г». 80 л. Какъ выше перечислены всѣ приходы 1 благочинія, такъ кстати, попутно, отмѣтим всѣхъ благочинныхъ, въ вѣдѣніи коихъ была Алатская церковь.
С 1783 г. скрѣплялъ и свидѣтельствовалъ церковные документы «Арскаго духовнаго Правленія правитель Максимъ протопоп Богоявленскій» и «Благочинный Василій священникъ Вознесенскій», а съ 1787 г. «Благочинный Симеонъ священникъ Каймарскій», съ 1793 г. «Благочинный Сергій священникъ Казанскій»,
С 1800 г. «Благочинный Іоаннъ священникъ Ягодинскій (онъ же Иванъ Макаровъ)», по перемѣщеніи в 1816 г. «Іоаннъ протопопъ Воскресенскій, Бѣльскій» и, наконецъ, онъ сталъ подписываться с 1819 г. «протоіерей Іоаннъ Бѣльскій». Въ 1781 г. книга метрическая была выдана Данилѣ Семенову и Петру Родіонову. По ревизской сказкѣ о. Родіоновъ въ 1782 г. имѣлъ 30 л. и в 1795 г. скончался.
На мѣсто умершаго о. Данилы въ1786г. отъ церкви Захаріи и Елизаветы города Казани перемѣщен священникъ Михаил Андреев , скончался 40 л. в 1796 г.
Григорій Аѳанасьевъ с 1799 г., Алексѣй Васильевъ 1798 — 1805 г.
Андрей Никит. Воскресенскій. в клиро вых ведомостях за 1833—38 г. отмѣчено, что онъ окончилъ курсъ въ Казанской Духовной Академіи в 1800 г.; но в ревизской сказкѣ за 1815 г. малолѣтніе сыновья священника Трофима Аѳанасьева Михаилъ
11 и Герасимъ 13 л., дьякона Ивана Иванова — Василій (Алатов ) 11 л бывшій потомъ здѣсь пономаремъ, значатся учащимися в академіи.
С 1825 г. Воскресенскій принялъ должность благочиннаго от вышеупомянутаго протоіерея Іоанна Бѣльскаго. По народнымъ сказаніямъ, о. Воскресенскій былъ человѣк
резонный и строгій, но по временамъ предавался нетрезвости. Его раздражительная жена Елена Иванова, поссорившись с ним , просила Архіепископа Амвросія уволить мужа отъ отъ должности благочиннаго, что и было исполнено в 1829 г.
Должность благочиннаго о. Воскресенскій сдалъ опять Казанскому священнику, а именно Симеону Чернышеву.
В 1845 г. был благочинным свящ. с. Кукмаръ Іоаннъ Яхонтодъ,
В 1846 — 1847 — села Красной Горки Александръ Стефановичъ, села Каймаръ, а потом гор. Казани свящ. Гавріилъ Ѳ. Мелановскій в 1847 — 1867 г.,
В 1867 г. свящ. Н. Близновскій, 1868—1870 г. гор. Казани свящ. Симеонъ Красовскій и
С 1870 г. — о. Іоаннъ Флег. Черкасовъ здѣсь до выдѣленія 3 округа и назначенія благочинныхъ о. Измайлова.
О благочинныхъ 2 округа будетъ сказано въ описаніи села Шапшей. Сослуживцы о. Воскресенскаго, умершаго здѣсь 6 іюня 1839 г.: Трофимъ Аѳанасьевъ 1805—1816 г., Терентій Трофимовъ 1816 — 1827 г. и К. И. Фліоринскій 1827—1842 г., по рассказам старожилов , дѣятельный пастырь съ мягкимъ характеромъ. В то время, когда о. Воскресенскій ради отчетности писалъ въ исповѣдныхъ вѣдомостяхъ: «были всѣ, кромѣ малолѣтнихъ», о. Фліоринскій пытался разобраться въ отдѣльныхъ личностяхъ; былъ депутатом , в январѣ 1842 года перемѣщенъ въ село Кукморъ, Мамадышскаго уѣзда, Гавріилъ Ѳеод. Тимоновъ 1841 — 1843 г.,
Никаноръ Семенов. Кордуанскій 1842 — 1857 г..
Сергій Никол. Сизановъ съ 1843 г., а в 1850 г. при закрытии второго штата перемѣщенъ в с. Соловцово.
Зятья о. Никанора: Евангелъ Никит. Сосунцовъ съ 1857 г., в 1864 г. 32 лѣтъ скончался.
Василій Ив. Протодьяконовъ просвященствовал менѣе года и тоже умер молодымъ,
Так что въ приходѣ создалось убѣжденіе, что священникамъ здѣсь не суждено долго служить, да и діаконы въ это время тоже скоро умирали, одинъ сгорѣлъ, а другой утонулъ. Дѣйствительно, только закащикъ Данила Семеновъ и благочинные о. Воскресенскій и бездѣтный Измайловъ долго жили и здѣсь положили свои кости.
Бросалось въ глаза то, что почти всѣ священники сосѣдняго села Потонихи жили
долго, въ Алатахъ— большинство скоро умирало, или уходило.

Павелъ Львов. Измайловъ 14 сент. 1863 г. былъ рукоположенъ во священники с. Кобызева, Свіяжск. у., а 12 янв. 1865 г. перемѣщенъ въ Алаты, какъ знающій татарскій языкъ; по словамъ прихожанъ, его просили по приговорамъ. Хотя крещеныхъ татаръ ему и не удалось удержать отъ отпаденія, но зато онъ успѣшно боролся съ расколом , стремился создать хоръ, участвовалъ почти на всѣхъ епарх. съѣздахъ съ 1870 г. и
на уѣздныхъ земскихъ собраніяхъ 1892 — 1904 г., при выдѣленіи 3 округа изъ 1 и 2 въ 1889 г. был назначен благочиннымъ ивъ1911 г. сдалъ должность свящ. ' Н. Н. Филантропову. Но случаю 35-лѣтія пастырскаго служенія нредставителемъ прихожанъ И. А. Бажановымъ былъ поднесенъ золотой с украшеніями наперсный крестъ. Съ1904 г.-— протоіерей. Въ свободное время занимался пчеловодством и другими отраслями сельскаго хозяйства. Вообще жизнь его была сплошным упорным трудом Мечталъ
на свои сбереженія построить храм в д. М. Починок, но оцѣпенѣвшая рука не успѣла
написать такого завѣщанія, исполненіе устной воли зависит теперь от его жены,
написавшей соотвѣтотвующее духовное завѣщаніе. 13 фев-раля 1913 г. скончался и погребенъ за алтарем придѣла около о. Еьангела Никитича. 10 авг. 1913 г. на его мѣсто Высокопреосвященнѣйпым Іаковомъ перемѣщенъ свящ. с. Ивановскаго Алексы Кулясовъ, причемъ церковнымъ старостой Веселовым были представлены Владыкѣ приговора отъ всѣхъ сельскихъ обществъ 1 части при- хода о желаніи этого перемѣщенія. Членъ Предсъѣздной Коммис«іи и Уѣзднаго Отдѣленія Епарх. Училищн. Совѣта.

На второй части по возстановленіи второго штата были:

Священники

Іоаннъ Петр. Ключевъ 1867 — 1870 г.,
Флегонтъ Ефимов. Ѳаворскій въ 1870 г.,
Мих. Страгон. Архангельске 1871—1877 г.,
Сем. Андр. Меньшиковъ въ 1877 г.,
Мих. Никол. ІІвановскій 1880—1887 г.,
Илья Никол. Просперовъ въ 1887 г.,
Петръ Вас. Брежнев 1888 — 1891 г.,
Александръ Ив. Цвѣтковъ 1891 — 1893 г.,
Ипполит Петр. Соловьев въ 1893 г. и Александръ Петр. Утяковскій Съ 1894 г.

Діаконы:


Иванъ Никитинъ; его сыновья: Кириллъ Ивановъ 1784—1792 г.,
Иванъ Ивановъ 1792—1804 г. (по болѣзни низведенъ во дьячки 1804—1833 г.),
Ефимъ Васильев 1804 — 1809 г.,
Никита Кириллов 1809 — 1841 г.,
Григорій Алексѣев 1841 — 1843 г.,
Никанор Степ. Лентовскій 1843— 1861 г.,
Яков Никол. Пластов 1861—1869 г.,
Георгій Мих. Соловьев 1869—1871 г.,
Пав. Георг. Димитріев 1871 — 1873 г.,
Пав. Зин. Понятов 1874 — 1875 г.,
Ст. Ив. Фастрнцкій 1884— 1886 г.,
Мих. Петр. Иванов 1887 — 1889 г.,
Конст. Алексѣев. Михайлов 1889—1896 г.,
Анатолій Александр. Бакулевскій 1897 — 1901 г.,
Алексѣй Якнм. Митрофановъ съ 1901 г. по 3 сент. 1915 г.;
Съ 28 окт. 1915 г. Пав. Димитріевъ.

Дьячки:

Матвѣй Калистратов 1778 — 1795 г.,
Иван Васильев 1782—1787 г.,
Иван Ильин 1793—1796 г.
Ефим Васильев 1797—1799 г.,
Иван Васильев 1800—1812 г...
Шновій Тим. Никольскій 1818—1834 г.,
Дим. Ив. Озерскій 1836— 1847 г.,
Пав. Зин. Понятов 1836—1874 г.,

Пономари:

Симеон Александров 1771 г.,
«поповскій сын Филиппъ Родіоновъ, взятый въ 1784 г. во дьячки въ г. Арскъ»,
- Иванъ Ивановъ 1784—1792 г.,
Никита Кириловъ 1792—1809 г,
Ѳеодор. Петр. Алянскій 1804— 1850 г.,
Вас. Ив. Алатов 1823 — І353 г.,
запрещенный въ священнослуженіи священник Флег. Димитріевъ 1854 г.,
Конст. Алексѣев. Нѣмковъ 1857 — 1897 г.

Псаломщики:

Ив. П. Понятов 1875—1883 г.,
Ст. Ив. Фастрищгій 1883 — 1884 г.,
Іосифъ Ант. Добросмыслов 1886 — 1888 г.,
Пант. Ив. Блахов 1888—1893 г.,
Сергій Ив. Альбинскій 1894—1898 г.,
Арк. Еве. Степанов 1897—1901 г.
Ив. Мих. Померанцев 1898—1901 г.,
Петр Андр. Ванаг 1901 — 1902 г.,
Мих. Сем. Соловьев 1901—1906 г.,
Николай Ареѳ. Десницкій 1902 — 1909 г.
Василій Алексѣев Кіатров с 1906 г.
Сергѣй Ѳеодор. Ястребов с 1909 г., по 1 іюня 1915 г.
Оба 20 анрѣля 1915 г. мобилизованы, съ 2 сент. По 1915 г. М. П.Тимирчинскій.

Десницкій организовал хор любителей, а Кіатровъ поддерживал его. Хорошіе голоса (тенора) у обоихъ много помогали пѣнію, нельзя не выразить признательности любителямъ: владѣльцу Хлѣбопекарни Гр. Ивановичу съ сыномъ Ив. Гр., А. И. Мольковой, волостн. Писарю 0. И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нѣк. др. за содѣйствіе торжественности богослуженія и подъема религіознаго настроенія молящихся въ храмѣ.

Значительная библіотека свидѣтельствуетъ, что изъ духовенства были серьезно восполнявшіе свои школьный знанія чтеніемъ священнаго писанія, твореній св. отецъ, книгъ по церковной и гражданской исторіи от Георгія Кедрина до Соловьева. Сохранилась память, что даже дьячекъ Павелъ Понятовъ часто читал , горячо и убѣжденно вразумлял прихожан Хотя прежде книги были и очень дороги, но болѣе дешевыя позднѣйшаго времени уже истрепались, такъ что опять начали употреблять старыя минеи, тріоди и октоихи 17 и 18 столѣтій. При дешевизнѣ и общедоступности книги увеличивается небрежное отношеніе къ ней. Церковные старосты были преимущественно изъ крестьявъ с. Алатъ и д. Малыхъ Алатъ и служили болѣе долго. До 1775 г. крестьянинъ д. М. Алатъ Дмитрій Михайловъ. Послѣ него «Ѳеклист Карпов ».
Затѣмъ въ 1789 г. Андрей Козминъ. По той же книгѣ приказа общественнаго призрѣнія встрѣчается староста Терентій Никифоровъ 1797 г., Алатъ — Ларіонъ Александровъ. Дер. М. Алатъ Тарасъ Родіоновъ, как видно изъ указа Консис- торіи отъ 18 марта 1827 г. за No 2324, съ перерывами служидъ семь трехлѣтій по 1833 г., Алатъ— Иванъ Леонтьевъ 1833 — 1844 г., М. Алатъ — Иванъ Гавриловъ 1845 — 1857 г., д. Алатбашъ Яковъ
Филипповъ 1857 — 1860 г., д. Алань-Бексерь Зиновій Артемьевъ 1860—1863 г., д. Бирлей Иванъ Васильев 1863—1866 г., Бай- чуги — Прокопій Михайловъ 1866 — 1869 г. Малыхъ Алатъ: Алексѣй Николаевъ 1869—1870 г., Ѳеодоръ Михайловъ 1870— 1872 г., Топкина Панфилъ Бавловъ 1872—1 875 г., Алатъ— Іосифъ Гаврил. Бажановъ 1875 — 1878 г., сохранилась память, что онъ любилъ пѣть на клиросѣ; одинъ его сынъ Иродіонъ былъ священникомъ у четырехъевангелистовской церкви, а другой Зиновій — купец .
Алань — Бексерь Павелъ Ивановъ 1878 — 1881 г., Малаго Починка Ареѳа Ефремовъ 1881 — 1884 г., Среднихъ Алатъ Симеонъ Архипов 1884—1887 г., Ив. Вас. Бѣлотѣловъ 1887 г., Данил Пантелѣевъ 1887—1890 г., Бирлей Козьма Ивановъ 1890—1893 г., Топкина Сергѣй Аѳанасьевъ 1893—1896 г., Алатъ Ив. Вас. Мольковъ 1896— 1899 г., Алань -
Бексерь Максимъ Яковл. Кисловъ 1899 — 1902 г., Малаго Починка Mapк Гурьев.
Балыковъ 1902 — 1908 г., Алатбашъ Якимъ Петр. Панковъ 1908— 1911 г., Малыхъ Алатъ Макаръ Яковл. Веселовъ 1911 — 1914 г. и Среднихъ Алатъ (Стараго Курманаева) Сергѣй Ив. Лапшинъ. " Начиная съ И, В. Молькова, старосты вмѣстѣ съ церк. - прих. попечительствомъ много сдѣлали для благолѣтія храма, а С. И. Лапшинъ старается, .кромѣ того, устроить новые церковные дома для членовъ причта

Прихожане в настоящее время всѣ русскіе. Жители Алатъ въ метрическихъ книгахъ за 18 столѣтіе писались купцами, мѣщанами и потомки стрѣльцовъ— пахотными солдатами; крестьяне д. Бексерь, повидимому, временно были архіерейскими, а потомъ вмѣстѣ съ остальными писались ясаш- — 38 — ными (оброчными), а потомъ— государственными, только д. Средних Алат (Курманаево)— помѣщичьими. Когда и кѣмъ были просвѣщѳны 'бывшіе прихожане из черемисъ и татаръ, не язвѣ- стно; исторія просвѣщенія черемисъ ждетъ такого же изслѣдова- теля, как Н. В. Никольскій, авторъ труда «Христіанство среди чувашъ». Кончина какъ бы на перепутьѣ въ здѣшній край
— въ Седміозерной пустыни митрополита Веніамина позволяетъ предполагать, что онъ имѣлъ здѣсь громадное вліяніе, да и многоклирный причтъ здѣсь до 1712 г. имѣлт, повидішому, миссіонерское значеніе. Изъ исповѣдных вѣдомостей видно, что во всѣхъ деревняхъ . был раскол . Два Починка, Бирли, Айша, Алатбагаъ, Гарь с Мазиковымъ, Царевококшайскаго уѣзда, составляли главный раіонъ бѣгуновъ-противостатейниковъ. Но
въ 80-годахъ главные прнставодержатели изъ Малаго Починка и Бирлей переселились въ сто- лицу противостатейниковъ— Томск , а изъ д. Алатбашъ— на Новую Стройку гор. Казани. По милости Божіей, какъ въ Почннкѣ, такъ и д. Алатбашъ есть защитники православія. Въ каждой деревнѣ есть глубоко вѣрующіе люди, горячо преданные Церкви,
есть и «паршивыя овцы», портя щія стадо, ибо «въ семьѣ не безъ урода»



Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 , № 7/8 и № 11/12
---
Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район )
helen-1958
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 22
galinaS, в вашем ответе мне от 11.11.2016 вы рассказали о диаконе Николае Гаврилове Тихонравове. Сегодня я получила ответ на мой запрос из НАРТа:
В архивном фонде Казанской духовной консистории в клировой ведомости Вознесенской церкви с.Янцибулово Чебоксарского уезда Казанской губернии за 1880г. значится:
Сиротствующие: вдова Матрона Иванова (так в документе), 55 лет, жена местного умершего дьякона Николая Тихонравова (так в документе), проживает в доме оставшемся после покойного мужа Тихонравова.
Дочь её Капитолина, 9 лет, обучается чтению.
Имя и отчество жены, возраст её совпадает, поэтому Николай Гаврилов Тихонравов, сын диакона, обучавшийся, но исключённых из Казанской духовной семинарии, служивший в 1853г. в Троицкой церкви с.Сюкеева Тетюшского уезда диаконом, действительно является моим прапрадедом.
---
Ищу сведения о Лазаревых, Мальченко
galinaS

galinaS

Казань
Сообщений: 6707
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 5943

helen-1958 написал:
[q]
[/q]

Хорошо, что Вам удалось установить родство с Н.Г. Тихонравовым. Не могли бы Вы дать реквизиты этого дела: фонд, опись, листы?

---
http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.

Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно
helen-1958
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 22
Да, конечно:
Основание:ф.4, оп. 112, д.11, л.1394 об.
---
Ищу сведения о Лазаревых, Мальченко
helen-1958
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 22
Ранее мне из архива написали:
В архивном фонде Казанской духовной консистории в клировой ведомости Вознесенской церкви с.Янцибулово Чебоксарского уезда Казанской губернии за 1870г сведений о диакона Николае Тихонравове не обнаружено.
Одновременно сообщаем, что клировые ведомости Вознесенской церкви с.Янцибулово Чебоксарского уезда Казанской губернии после 1870г. до 1880г.в архив на хранение не поступали.
В Известиях по Казанской епархии N14 за 1867 г. в разрядных списках учеников Казанского духовного училища упоминается Стефан Тихонравов. Есть ещё ученики с такой фамилией.
Из архива я также получила справку о семье прадеда, священника Семена Лазаревича Лазарева.
---
Ищу сведения о Лазаревых, Мальченко
galinaS

galinaS

Казань
Сообщений: 6707
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 5943

helen-1958 написал:
[q]
[/q]

Действительно, между 1870 и 1880 гг. клировых по этому селу нет. А Вы не пробовали интересоваться 1870 годом? Кроме того имеются клировые Янцибулово за 1859, 1860, 1861 и 1865 гг.
---
http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.

Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 * 22 23 24 25 ... 199 200 201 202 203 204 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈