Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1110 1111 1112 1113 1114 * 1115 1116 1117 1118 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
webbrave

webbrave

Сообщений: 6352
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3445

elena_krd написал:
[q]
Попробую уточнить немного вопрос. Это скорее единичные исключения или все же некое правило?
[/q]


Выкресты с точки зрения законодательства ничем не отличались от остальных граждан и никаких карьерных ограничений для них не существовало. Подавляющее большинство полностью ассимилировались достаточно быстро и о происхождении предков могли свидетельствовать разве что фамилия (Выкрестов, Перекрестов или ярко выраженная еврейская), да и то крайне редко. Понятно, что сохранялись некоторые предрассудки и в ряде случаев это могло делать человека "не полностью благонадежным" и тормозило продвижение по службе, но формально выкрест мог стать кем угодно - хоть священником, хоть офицером, хоть чиновником. А уж дети-внуки - и подавно.
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (4)
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7998

elena_krd написал:
[q]
Встречались ли Вам случаи принятия в духовное сословие выкрестов? Если "да", то где и как часто?
[/q]

Бердический уезд Киевской губ.
Название одного из дел по уезду за 1798 г. "По прошенію выкрещеннаго изъ еврей Михаила Садовскаго объ опредѣленіи его въ духовное званіе".
В РП и ВКЛ выкресты из евреев получали шляхетскую нобилитацию и звучные новые фамилии.
Статут ВКЛ 1588 — «А естли бы который жид або жидовка до веры християнское приступили, тогды кождая такая особа и потомство их за шляхтича почитаны быти мають» (разьдзел 12 артыкул 7: «О головщинах и навезках жидовских»).
Но такая практика была прекращена к 1768 году.
При Империи большинство шляхецких родов неофитского происхождения не была признана в российском дворянстве (В.Веревкин-Шелюта).
А в еврейской диаспоре выход из иудаизма иногда карался смертью (см. метрику 1849 г. о крещении и смерти в 1850 выкреста Ильи Стефанова Дьяковского 16 лет - "умучен евреями" Приходский священник Андрей Дьяковский).
Как я полагаю, отношение к выкрестам в РИ менялось со временем.
И уже в начале 20-го века к выкрестам отношение было совсем иное, чем в первой половине 19 в.
Потому и в духовное сословие выкресты стали попадать значительно реже....

Прикрепленный файл: 1849 г. Крещение.jpg1850 Смерть.jpg, 362890 байт
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Лайк (1)
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11365
GrayRam
Благодарю Вас!

GrayRam написал:
[q]
Бердический уезд Киевской губ.
Название одного из дел по уезду за 1798 г. "По прошенію выкрещеннаго изъ еврей Михаила Садовскаго объ опредѣленіи его въ духовное званіе".
В РП и ВКЛ выкресты из евреев получали шляхетскую нобилитацию и звучные новые фамилии.
Статут ВКЛ 1588 — «А естли бы который жид або жидовка до веры християнское приступили, тогды кождая такая особа и потомство их за шляхтича почитаны быти мають» (разьдзел 12 артыкул 7: «О головщинах и навезках жидовских»).
Но такая практика была прекращена к 1768 году.
При Империи большинство шляхецких родов неофитского происхождения не была признана в российском дворянстве (В.Веревкин-Шелюта).
А в еврейской диаспоре выход из иудаизма иногда карался смертью (см. метрику 1849 г. о крещении и смерти в 1850 выкреста Ильи Стефанова Дьяковского 16 лет - "умучен евреями" Приходский священник Андрей Дьяковский).
Как я полагаю, отношение к выкрестам в РИ менялось со временем.
И уже в начале 20-го века к выкрестам отношение было совсем иное, чем в первой половине 19 в.
Потому и в духовное сословие выкресты стали попадать значительно реже....
[/q]


Пока все приведенные примеры касаются исключительно Киевской губернии. Среди своих в Могилевской я такого не встречала. Но по Могилевской и с документами ахово. За великоросские епархии коллеги что-то молчат.
Встретившийся мне единичный случай - Сквирский уезд, 1796 год. Буквально вчера - второй раздел и воссоединение униатских церквей Киевщины с православием (1795). Униатскую визиту отыскала только одну, за 1740 год. В ней много записей (пишу по памяти, не дословно, но за смысл ручаюсь) - "пароха на приходе нема, досматривает викарный". Местами с пометой, дескать прежний порох "убег за Днепр". Отсутствие дьячка или пономаря - не редкость. А в ИВ 1799 (этот же уезд) встретилось о том, что обязанности дьячка и пономаря исполняют посполитые, среди коих в ведомость и вписаны.

Встретившийся мне был принят в дьячки. Грамоте обучен отцом своим. По его смерти на пономарское место при этой церкви был принят уже его сын с записью "определен на него для обучения и заслужения одобрения местного благочинного". Сын помер молодым. Младших детей я не отсматривала. Это не мои фигуранты. Может на досуге когда.
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Лайк (1)
avust

avust

Сообщений: 854
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 664
Здравствуйте! В метриках 1844 года нашёл запись, что у жены священника умерла дворовая женка. Священники что, могли иметь крепостных крестьян? Спасибо!
Сама запись здесь, первая на странице: https://yandex.ru/archive/cata...362460/178
webbrave

webbrave

Сообщений: 6352
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3445

avust написал:
[q]
Здравствуйте! В метриках 1844 года нашёл запись, что у жены священника умерла дворовая женка. Священники что, могли иметь крепостных крестьян? Спасибо!
Сама запись здесь, первая на странице: https://yandex.ru/archive/cata...362460/178
[/q]


До середины 18 века владели, встречал в ранних переписях. А вот в 1844 выглядит странно, ни разу не встречал. Если исключить ошибку при записи, то может жена священника была из дворян и формально могла владеть крепостными?
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Florovsky

Florovsky

Москва
Сообщений: 1362
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2055

webbrave написал:
[q]
В метриках 1844 года нашёл запись, что у жены священника умерла дворовая женка. Священники что, могли иметь крепостных крестьян?
[/q]

Не могли, если не были дворянами. Но в СПб губернии в первой половине 19 века встречал такое нередко - и у священников, и у купцов. Иногда писали, что дворовый человек "находится в услужении". Это значит, что числился он за каким-нибудь дворянином. При записях в МК или в ИВ юридическими подробностями часто не заморачивались.
---
Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw]
Лайк (1)
Luba1963

Luba1963

Москва
Сообщений: 231
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 1949

avust написал:
[q]
В метриках 1844 года нашёл запись, что у жены священника умерла дворовая женка. Священники что, могли иметь крепостных крестьян?
[/q]

В Ревизиях Полтавской губернии 1-й половины 19 века встречаются не то что священники, а даже диаконы - владельцы крепостных. Некоторые обедневшие дворяне принимали духовный сан. Нередким случаем были также браки малоимущих дворянок с кандидатами на получение духовного сана. Дворянка, вышедшая замуж за недворянина, теряла право покупать крестьян, но уже имевшиеся крепостные за ней сохранялись.
---
Кульчак(Москва), Зеленский,Чубов,Ержковский,Гвоздевич,Павловский, Сагайдак, Прудкой(Полтавск. г.), Сучков(Пичаево Тамбовск. г.), Бобиков,Стрельцов,Сычов(Моршанск), Бучев,Попов(Богородицк. у. Тульск. г.; д.Тарасовка Моск. о.), Разин, Головинкин(Пушкинск. р-н Моск. о.), Забудкин,Исупов(Алма-Ата)
Лайк (1)
avust

avust

Сообщений: 854
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 664
webbrave, Florovsky, Luba1963
Спасибо за ответы. Может и правда священническая жена из дворян была, не знаю, пока не выяснил. Вот еще скан из 3ей части клировых, оказалось, и там ее дворовые упомянуты отдельной строкой.

Прикрепленный файл: ЦГАСО_Дела_00032_00014_00017_00000193.jpg
Лайк (1)
avust

avust

Сообщений: 854
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 664
Доброе утро! Если в церкви несколько месяцев подряд отсутствовал священник, мог ли в это время дьякон исповедывать и совершать погребение умерших?
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4156
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11148

avust написал:
[q]
Доброе утро! Если в церкви несколько месяцев подряд отсутствовал священник, мог ли в это время дьякон исповедывать и совершать погребение умерших?
[/q]

Лично мне известно из документов, что в таких случаях для исправления всех мирских треб духовное правление определяло временно другого священника .

---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (3)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1110 1111 1112 1113 1114 * 1115 1116 1117 1118 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈