Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
8 января 2013 13:47 8 января 2013 14:12 galinaS, смутно догадываясь о причинах Вашего вопроса, позволю напомнить известную сентенцию: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения… И слава Богу! Т. к. эта самая необязательность – прекрасная страховка от безмозглости отдельных руководящих креативов, которые о реальной жизни имели и имеют абсолютно превратное представление (ярчайший образчик - вакханалия с семинарскими фамилиями). Даже, если такие указы имели место когда-то, где-то, то обычная жизнь сразу же делала их безжизненными. Резоны? Пожалуйста: 1. Кто-то может регламентировать ТОЧНО сроки разрешения от бремени? Ну, можно с гарантией установить 10-месячный! Нехай сидит дома и не высовывается – почище крепостного права. При этом можно потерять огромную сумму вкладов, которые дамы оставляли на богомолье. А к умирающим старикам она поехала и там родила? Не богоугоден ее порыв? А молоденькая решила рожать первенца у мамы? 2. А смерть тоже кто-то зарегламентировал? Во всех проявлениях? С несчастными случаями в пути? Остается свадьба. Так в отношении всяческих нарушений в этой сфере, пожалуй, соберется самая представительная доля в корпусе документов, соответствующих фондов. Почему? Да там «аномальность» жирно сдабривалась взятками. Галина, хочу напомнить Вам, что по первым двум пунктам (уж не упомню с какого года) работала система ОБЯЗАТЕЛЬНОГО письменного сообщения попом прихода, где это случилось, в приход «приписки» о совершившемся событии. У моего прапрадеда в церковном экземпляре (не путать с консисторским) МК за 1838-51 уйма таких писем от попов других приходов вклеена. Да, и у других видел подобное. Полагаю, и Вы тоже. Касательно четкости границ городских приходов добавлю. В Москве и Подмосковье частенько в исповедках после всех, но до тех, кто не пришел на исповедь, писались "посторонние", но исповедавшиеся. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
anchousmilaНовичок  Москва Сообщений: 5 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
8 января 2013 20:30 Здравствуйте! Хотела узнать о церкви Живоначальной Троицы в селе Спиридонова Буда Злыковского района Брянской области-интересует список клира начала 20 ого века до закрытия. Может мне подскажите с чего начать? --- Майоровы-священники с. Спиридонова Буда Брянской обл., Старовойтовы-Щербиничи Брянской обл., Воротынские, Ермаковы -Елец,Нечаусовы-Литва. | | |
ssm Н.Новгород Сообщений: 508 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1032
| Наверх ##
8 января 2013 22:39 Хотелось бы получить комментарии знатоков по поводу смены фамилии моего предка. В одном и том же документе (клировые ведомости 1810 года) есть две записи. Халезская Старогеоргиевская: Диакон Василий Доброумов, сын священника Нижнекемской Николаевской ц. Симеона Васильева ... Нижнекемская Николаевская: Священник Симеон Васильев, сын Пухидский .... У священника был еще сын (на 3 года младше), про которого в клировой ведомости 1852 года было написано: диакон Николай Семенов Доброумов, природою Никольского уезда Нижнекемской Николаевской церкви, умершего священника Семена Доброумова сын. Про фамилию жены имеющиеся у меня документы скромно умалчивают: «Умершего в 1811 году священника Симеона Васильева жена ево Надежда Симеонова ...» Понятно, что фамилия Доброумов - классическая семинарская, и скорее всего получил ее именно Симеон Васильев (поскольку его сыновья были Доброумовыми), но все-таки остаются некоторые сомнения из-за сын Пухидский. При наличии новой фамилии так писали, чтобы показать принадлежность к определенному роду церковнослужителей ? Были у кого-то подобные примеры ? --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
9 января 2013 4:38 9 января 2013 8:10 ssm написал: [q] Были у кого-то подобные примеры ?[/q]
Лично мне подобная запись не встречалась, но представляется просто замечательной. Осторожно предположу, что в ней раскрыта смена фамилии с природной (тогда так это называли, по крайней мере, в Вифании) ssm написал: [q] Пухидский [/q]
- фамилия деда (?) Василия - на ssm написал: [q] Доброумов[/q]
- вновь приобретенную семинарскую. ssm написал: [q] Про фамилию жены имеющиеся у меня документы скромно умалчивают: «Умершего в 1811 году священника Симеона Васильева жена ево Надежда Симеонова ...»[/q]
Это нормально - женщине того времени фамилия и грамотность были не нужны. В подмосковных МК тех лет до 1820-х, если она рожала, то писался лишь муж без упоминания роженицы. ssm написал: [q] Понятно, что фамилия Доброумов - классическая семинарская, и скорее всего получил ее именно Симеон Васильев (поскольку его сыновья были Доброумовыми), но все-таки остаются некоторые сомнения из-за сын Пухидский.[/q]
Думаю, Вы правы. Надеюсь, Вы догадываетесь в чью честь фамилия Лухидский? Но здесь надо быть осторожным. Знал одного действующего (не бурсака уже) дьячка Сухощепова (зафиксирована в нескольких источниках), сын которого в ДУ носил фамилию Смирнов. Так вот в более поздних КВ вдова Сухощепова была записана как вдова Смирнова! Фамилию сменил? Возможно... Причин не знаю, но знаю, что это не единственный случай. При этом подчеркиваю, что сын Сухощепова Смирнов умер в 1810, а папа и в КВ 1831 писался Сухощеповым... Т.е. намекаю, что и сам Симеон Васильевич мог быть Лухидским. У моего пра(3)деда Родниковского (это фамилия его отца, деда и прадеда) были 3 взрослых сына: Былов (1811 г.р.), Ильинский (1819 г.р.) и Громогласов (1831 г.р.). А формулировку сын Родниковский встретил еще у пра(5)деда в доке 1769 г. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
galinaS Казань Сообщений: 6707 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 5923 | Наверх ##
9 января 2013 6:57 ABYБлагодарю за пространный ответ-рассуждение на мой вопрос. Видимо, не часто задаются таковым, коль нет более комментариев. В принципе высказанные Вами мысли возражений не вызывают. Но речь в моем вопросе шла не о закреплении жителей определенной части города за конкретным приходом на манер крестьян за помещиком. Имелось в виду, что при наличии большого числа церквей в больших городах как-то решался вопрос об упорядочении границ приходов. Вы написали: [q] Лично мне подобная запись не встречалась, но представляется просто замечательной. Осторожно предположу, что в ней раскрыта смена фамилии с природной (тогда так это называли, по крайней мере, в Вифании): фамилия отца Василия - на вновь приобретенную семинарскую.[/q]
И совершенно верно предположили. Думается, интересно будет познакомиться с выдержкой из книги по истории Казанской Духовной семинарии дореволюционного историка церкви Александра Афанасьевича Благовещенского о том, как назначались фамилии семинаристам в Казанской духовной семинарии в 19 веке на моем блоге О назначении фамилий... . Главный же интерес этот фрагмент представляет в связи с вопросом ssm и ответом, высказанным уважаемым Александром. В частности читаем: [q] Въ 1847 г. ученики семинаріи всетаки сами просили семинарское правленіе о перемѣнѣ произвольныхъ фамилій. Семинарское правленіе перемѣняло фамиліи, но такъ, чтобы ученики эти до окончанія учебнаго курса, для избѣжанія всякой сбивчивости и зяпутанности, писались съ прибавленіемъ прежней фамиліи. Отчего мы въ ученическихъ спискахь въ 1847 — 1858 гг. и встрѣчаемъ иногда двойныя фамиліи: [/q]
и далее. --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
9 января 2013 7:42 9 января 2013 16:20 galinaS написал: [q] Имелось в виду, что при наличии большого числа церквей в больших городах как-то решался вопрос об упорядочении границ приходов[/q]
Разумеется, решался. Лучше всего отслеживается по исповедкам (если очень повезет, то и после 1865). В Москве, Дмитрове расписывались все по домам домовладельцев. Более приблизительно по КВ, например, у моего прапра в небольшом приходе одной из 7-8 церквей Волоколамска, кроме числа дворов/душ дворян, купцов, мещан, 2 деревень, 3 сельцов, был 31 двор Солдатской слободы однодворцев, но без указания, каких именно, а часть этой слободы принадлежала другому приходу. В крупнейших городах четкую роспись обессмысливала еще такая категория, как иногородние студенты. Например, мой двоюродный дед (родился в Воронеже, а гимназию окончил в Рязани), будучи студентом, крестил свою первую дочь в Елоховке, где протоиереем был его троюродный дед, но венчался он в неизвестном мне месте - МК Елоховки за нужный период наличествуют. galinaS написал: [q] и далее.[/q]
В ЦИАМ сохранились минимум 2 дела с прошениями бурсаков ВДС о смене фамилий на отцовские. А как это было в Костроме читайте здесь: http://www.golubinski.ru/golubinski/vospdet.htm#d3 --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1812 | Наверх ##
9 января 2013 11:17 ssm написал: [q] остаются некоторые сомнения из-за сын Пухидский[/q]
Мне кажется, что эта фамилия не изначальная природная, а тоже семинарская. По памяти, Пухидских встречал в ВЕВ. Хорошо бы "набрать" их побольше для разгадки. --- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
ssm Н.Новгород Сообщений: 508 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1032
| Наверх ##
9 января 2013 12:20 Спасибо всем за отклики по Пухидским-Доброумовым. Первая фамилия образовалась от названия Пухидской церкви, отец Симеона Васильева (т.е. сам Василий) там служил дьячком примерно в 1740-1780 годах, и вряд ли учился в семинарии. Зато там в 1770 году учился Ярофей Васильев Пухидский (видимо, его сын) и чуть попозже Симеон Васильев "сын Пухидский". Я всегда думал, что Симеон и стал первым Доброумовым, а ветка Пухидских независимо продолжалась. Но некоторые сомнения все же остались, поскольку Симеона называли "сын Пухидский" даже через 30-35 лет после семинарии. Может, фамилию Доброумов дали сначала старшему сыну Василию, когда он учился в семинарии в начале 1800-х годов, а чуть позже его брату Николаю ? Понимаю, что это скорее мои фантазии, вызванные недостатком документов, но все же ... --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
Ната_лья Новосибирская область, Искитим Сообщений: 2789 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 15526 | Наверх ##
9 января 2013 13:07 ssm написал: [q] Может, фамилию Доброумов дали сначала старшему сыну Василию, когда он учился в семинарии в начале 1800-х годов, а чуть позже его брату Николаю ?[/q]
У меня тоже так было. А вообще много раз встречала в клировых такие записи: диакон Андрей Виноградов священнику Ивану Муратовскому сын родной. И также Александр Петров Прозоров, а сын его уже Петр Александров Богоявленский (после семинарии) по Богоявленской церкви, где служили. | | |
galinaS Казань Сообщений: 6707 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 5923 | Наверх ##
9 января 2013 13:40 Ната_лья написал: [q] ssm написал:[q] Может, фамилию Доброумов дали сначала старшему сыну Василию, когда он учился в семинарии в начале 1800-х годов, а чуть позже его брату Николаю ?[/q] У меня тоже так было.А вообще много раз встречала в клировых такие записи:диакон Андрей Виноградов священнику Ивану Муратовскому сын родной. И также Александр Петров Прозоров, а сын его уже Петр Александров Богоявленский (после семинарии) по Богоявленской церкви, где служили. [/q]
Вполне совпадает с описанием присвоения фамилий семинаристам в Казанской духовной семинарии из статьи Благовещенского. --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | |
|