Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9577 | Наверх ##
8 октября 2015 17:55 Разумеется. Он же не служил. Практика получения "доходов с прихода" существовала в XVIII веке. Но в обсуждаемой ситуации - никаких денег никому не причиталось. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7622 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
12 октября 2015 15:48 Вот чем "глубже" закапываешься в материал, тем больше вопросов. Нашла дело о моем "хористе", еще до того, как он в хор поступил. Дело называется "О лишении ХХ места священника церкви села ХХ". В деле прошение владельца вышеупомянутого села, "ДСС, князя, главного директора петербургских театров и разных орденов кавалера" (в-общем, большой человек). И пишет он в своем прошении, что в его селе "священническое место предоставлено за учеником тульской семинарии в богословском классе", и уже второй год "иногда в воскресные и праздничные дни не бывало службы" , а для исправления мирских треб крестьяне ездят в соседнее село, "ибо того села двум священникам велено по очереди отправлять в показанном селе божественную службу и мирские требы".
Получается, он все-таки должен был в селе служить? Или не его вина в том, что в селе иногда не было богослужений, т.к. он в приницпе не мог этим заниматься, учась в семинарии? И виноваты в сложившейся ситуации те двое священников соседнего села, на чьи плечи неожиданно свалился такой "подарок" в виде "предоставленного места" в соседнем селе? Т.е.прошение никого не обвиняет, а просто просит все-таки дать в село наличного священника?
С другой же стороны, если он ни в чем не виноват, почему после этого эпизода больше священнические места ему не предлагали, а только диаконские? И третье - как я понимаю, никакой связи с женитьбой тут нет: т.к.предоставление места не означает, что он уже женат, а уже назначение хоть диаконом, хоть священником уже это подтверждает. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9577 | Наверх ##
12 октября 2015 16:19 G_Spasskaya написал: [q] Или не его вина в том, что в селе иногда не было богослужений, т.к. он в приницпе не мог этим заниматься, учась в семинарии? И виноваты в сложившейся ситуации те двое священников соседнего села, на чьи плечи неожиданно свалился такой "подарок" в виде "предоставленного места" в соседнем селе? Т.е.прошение никого не обвиняет, а просто просит все-таки дать в село наличного священника? С другой же стороны, если он ни в чем не виноват, почему после этого эпизода больше священнические места ему не предлагали, а только диаконские? И третье - как я понимаю, никакой связи с женитьбой тут нет: т.к.предоставление места не означает, что он уже женат, а уже назначение хоть диаконом, хоть священником уже это подтверждает. [/q]
Абсолютно правильно. Вина не его. Пред-оставленное место вакантно, священника на нём нет, служить некому. Ученик семинарии, конечно, мог "выйти" и до завершения образования, но зачем? Виноваты "соседние" священники, которым было "велено", а они всячески манкируют... Правда, их тоже можно понять. Деньги дополнительные им полагались, но очень немного, а постоянно ходить пешком несколько вёрст - ещё то удовольствие. ДСС из "петербургских театров" лошадей-то соседям-священникам, небось, не давал... Проще попросить "дать в село наличного священника". Места предлагают в зависимости от наличия вакансий. Есть свободное священническое место, предложат. Нет, но есть дьяконское - предложат его... И связи с женитьбой нет никакой. Предоставить место могли и за 10-летним отроком (правда, священническое - вряд ли, уж больно долго ждать), какая уж тут женитьба... А назначение священником или дьяконом - однозначное наличие жены. | | |
natan Сообщений: 384 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 160 | Наверх ##
12 октября 2015 16:56 Доброго дня всем! Хотел задать следующий вопрос. В формулярном списки у моего прадеда в графе: из какого звания происходит, записано, что из духовного. О нем известно, что отец его был псаломщиком. Вопрос! Дает ли ему этот факт (отец псаломщик) считать себя из духовного рода? Или эта запись дает основания полагать, что не только отец был псаломщиком, но и дед с прадедом тоже из духовенства? Спасибо. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9577 | Наверх ##
12 октября 2015 17:24 12 октября 2015 17:27 natan Увы. Достоверна в таком случае информация только об отце. И десять-двенадцать поколений лиц духовного звания, и отец, ставший дьячком (с разрешения помещика) из крепостных - во всех случаях сын будет принадлежать к духовному сословию и даже если выйдет (по разбору или по собственному желанию) в другое состояние, "происходить" всё равно будет "из духовенства". | | |
natan Сообщений: 384 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 160 | Наверх ##
12 октября 2015 17:32 Спасибо | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7622 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
12 октября 2015 17:38 ИнокКент, но как-то... странновато. Сначала учащемуся предоставляют священническое место, потом ему же, уже поющему в хоре - еще одно священническое... и потом - почти до конца жизни только диаконские. Ну и при этом вообще в губернии постоянно происходят какие-то назначения и "подвижки", судя по описям дел. А вообще - насколько назначаемые кандидаты могли выбирать или высказывать свои предпочтения в этом вопросе? Скажем, быть священником где-то в одном уезде или диаконом, но в другом, на другом конце губернии. Или все, как и сейчас, зависело от отношения с властьимущими, кто-то вполне мог влиять, а иной был вынужден ехать, куда послали? --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17101 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8656 | Наверх ##
12 октября 2015 18:16 G_Spasskaya написал: [q] Или все, как и сейчас, зависело от отношения с властьимущими, кто-то вполне мог влиять, а иной был вынужден ехать, куда послали?[/q]
Вы правы... место священника или дьякона могли придержать для выпускника духовной семинарии или академии его отец, дед, старший брат, другой близкий родственник. Место в своем приходе мог предоставить молодому зятю, получившему духовное образование, его тесть-священник, если у него не было сыновей - претендентов на место и т.п. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7622 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
13 октября 2015 13:54 Попались в описях ГАТО дела с такими названиями: "Дело о составлении священниками метрических выписок для рекрутских наборов". и на ту же тему "Дело о выдаче разным лицам свидетельств о рождении для предоставление в присутствия по воинской повинности". "Дело по прошениям разных лиц в консисторию о выдаче им свидетельств о рождении" "Дело о выдаче детям служителей церквей епархии свидетельств о составе семьи." Дел таких много, перебирать все в надежде, что попадется что-нибудь касающееся моих (хотя этих самых моих там ожидается приличное число). Но все-таки предпочтительнее понять, кто там вообще может оказываться. В списках для рекрутских наборов - те, кому исполняется 21 год, правильно? А касательно дело по прошениям разных лиц - куда могли "разные лица" предоставлять выписки? Я думаю, что в училища или семинарию. Значит, если так рассуждать, это должны быть те, кому исполняется 10-11 лет? Ну или моложе, если они просто "запасались" документом заранее (а такое вообще разрешено было?) А вот куда и кому могли понадобиться свидетельства о составе семьи, причем касательно детей сцс?... | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9577 | Наверх ##
13 октября 2015 15:47 13 октября 2015 18:09 G_Spasskaya Навскидку. Метрические выписки требовались, например, при венчании. При поступлении в любое казённое учебное заведение. Подлинные метрические выписки - также непременное условие для утверждения в дворянском достоинстве и, соответственно, выдачи предводителем справок для соответствующих учебных заведений (Пажеский корпус, Училище правоведения, институты благородных девиц, кадетские корпуса и т.п.). Справки о составе семьи СЦС - обязательное приложение в духовных училищах и семинариях к прошению о зачислении на казённый кошт "по многосемейству родителя". И т.п. | | |
|