Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Intellectual70 лейб-гвардеец
Россия Сообщений: 973 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 878 | Наверх ##
16 января 2023 20:00 G_Spasskaya написал: [q] Intellectual70 написал:
[q] Подскажите, пожалуйста, регламентировалось ли каким-либо образом (документом) количество восприемников у законорожденного новорождённого ребёнка в 50-ые годы 19 века?
[/q]
По закону полагался один восприемник, одного пола с крещаемым. Именно он "воспринимает" ребенка из купели. Но традиционно бывало двое - мужчина и женщина. Читала, что если ни одного - то восприемником считается сам священник. Вот только не вспомню, как это могло быть, если девочку крестит.[/q]
В данном случае, новорождённый ребёнок - мальчик. Восприемник - мужчина, дворянин. --- Честь и Слава
Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
| | |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 664 | Наверх ##
18 января 2023 4:55 Здравствуйте! С восприемниками вроде бы разобрались, у меня есть вопрос по свидетелям браков. Из моего опыта, в браках священноцерковнослужителей почти всегда свидетелями были другие СЦС. А вот у крестьян я СЦС в свидетелях ни разу не встречал. Были ли насчет этого какие-то правила?
Вопрос возник после того, как нашёл один брак крестьянина с дочерью умершего дьячка, где все свидетели тоже были из крестьян. Почему у невесты свидетелями были не её родственники, служившие в этой же церкви (например, её зять - дьячек)? Год 1859, Томская епархия, если это имеет значение. | | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 445
| Наверх ##
18 января 2023 6:52 Добрый день!
Думаю что никаких ограничений не было. Вопрос лишь в том, что священник в селе был как правило пришлым человеком, поэтому звать его в свидетели (дрУжки) крестьяне не стремились . Для этого было полно односельчан. Восприемниками же цековнослужители были либо у церковнослужителей, либо в тех случаях когда другого восприемника не было (например, опять таки при регистрации рождения ребенка неместных родителей) --- С уважением,
Борис Круглов | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | Наверх ##
18 января 2023 9:33 avust написал: [q] Здравствуйте! С восприемниками вроде бы разобрались, у меня есть вопрос по свидетелям браков. Из моего опыта, в браках священноцерковнослужителей почти всегда свидетелями были другие СЦС. А вот у крестьян я СЦС в свидетелях ни разу не встречал. Были ли насчет этого какие-то правила?
Вопрос возник после того, как нашёл один брак крестьянина с дочерью умершего дьячка, где все свидетели тоже были из крестьян. Почему у невесты свидетелями были не её родственники, служившие в этой же церкви (например, её зять - дьячек)? Год 1859, Томская епархия, если это имеет значение.[/q]
Проблема в том, что это не "свидетели". Это поручители, задача которых - дать информацию о брачующихся. Причём никого не устраивало заявление типа: "я не слыхал, чтобы они были родственниками", "презумпция невиновности" здесь не работала. Нужно было: "я точно знаю, что они не родственники и других препятствий к браку нет". kruglovboris совершенно прав - нужны были люди, знавшие молодых с детства, знавшие их семьи и т.д. И вот здесь-то "сидит" ещё одно отличие причта от мирян. Конечно, можно было формально заявить что угодно. Но за ложь и даже за невольную ошибку могло последовать серьёзное церковное наказание. И если для крестьянина это в худшем случае небольшая епитимья, то для церковника - однозначное лишение сана, крах карьеры. Зачем ему рисковать? kruglovboris написал: [q] Восприемниками же цековнослужители были либо у церковнослужителей, либо в тех случаях когда другого восприемника не было[/q]
А вот с этим не соглашусь! Один мой персонаж, православный дьячок (хотя и поляк) в Херсонской губернии, в течение года был восприемником у семи своих прихожан. Он просто очень тесно общался с односельчанами - даже будучи переведён в другой приход, за 30 километров, через два года вернулся, чтобы жениться на местной мещанке. И в других епархиях - десятки случаев, когда восприемниками у заведомых "резидентов" - крестьян, мещан, купцов - были священноцерковнослужители. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
webbrave Сообщений: 6349 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
18 января 2023 10:24 avust написал: [q] Вопрос возник после того, как нашёл один брак крестьянина с дочерью умершего дьячка, где все свидетели тоже были из крестьян. Почему у невесты свидетелями были не её родственники, служившие в этой же церкви (например, её зять - дьячек)? Год 1859, Томская епархия, если это имеет значение.[/q]
На самом деле обычное дело, ничего из ряда вон. Множество видел случаев, когда у священнослужителей поручителями при браке были не только представители духовенства. И обратных случае тоже видел не мало - батюшка или дьячок (или их жены) - поручители при браке. Соглашусь с kruglovboris и ИнокКент, что все упиралось в "укорененность" священника и его семьи в местный приход. Если это был пришлый батюшка, прослуживший на своем месте пару месяцев - это одно. А если представитель священнической династии, которая сидела на приходе последние 100 лет - совсем другое. Кстати еще не исключен вариант родства - дочь пономаря и даже священника вполне могла выйти замуж за местного крестьянина, да и сами члены причта могли быть из местного крестьянства. Другое дело, что из записи о браке эта родственная связь может быть не очевидна. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
ННаталья Лазарева Самара Сообщений: 178 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 997
| Наверх ##
18 января 2023 15:01 Добрый день! Мне показалась интересной информация из РГИА, Ф.796, Оп. 122 ( 1841 г., 25 февраля), стр.31 : " По предложению Обер-Прокурора Св. Синода по прошению служащего в герольдии канцеляриста Василия Троицкого о перемене его фамилии на Иванова, каковую фамилию носил отец его- священник Орловской епархии Николай Иванов." --- Лазаревы, Махновы, Попроцкие ( с сер. 19 в. - ст. Надежная Краснод. кр.); Кундуховы ;Васильевы ( Яросл. губ., Любимский у, СПб); Троицкие ( СПб, Костромская г.) ; Сидоровы ( СПб, Новгород. губ, г.Боровичи);Григорьевы, Герасимовы ( Рязанская губ., с 1909 Казань | | Лайк (2) |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 664 | Наверх ##
19 января 2023 3:14 kruglovboris,ИнокКент,webbrave, большое спасибо за разъяснения! | | |
Klim2018 Сообщений: 29617 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31596 | Наверх ##
19 января 2023 3:34 19 января 2023 3:36 Агринский Александр Иванович, священник Дата рождения: 25.10.1892 Дата смерти: не ранее 1921
Родственники отец – Агринский Иван Васильевич, священник жена – Агринская (Яковлева) Александра Матвеевна. Род. в г. Кирсанове Тамбовской губ. дети – трое детей (на 12.5.1921)
Образование Учебное заведение: Саратовская духовная семинария Комментарий: в 1910 переведен из 2-го параллельного класса в 3-й класс семинарии
Места служения / Должности (не позднее 1912 – 29.1.1913) / Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, церковная школа при Спасо-Преображенском мужском монастыре, учитель. (29.1.1913 – ?) / Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., г. Царицын, Преображенская церковь, диакон (определен на место). (? – не ранее 1921) / Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Петровский уезд, с. Даниловка, священник
Преследования (10.5.1921 – ?) арестован за "служение молебна во славу победы над коммунистами" (не позднее, чем с 12.5.1921 – ?) находился в заключении в г. Покровске. Дальнейшая судьба неизвестна
Источник: Духовенство русской православной церкви в ХХ веке. Биографическая база данных и собрание материалов. Саратовский духовный вестник. 1912. № 48. С. 21
  --- Знания - сила | | |
2Olenia Москва Сообщений: 795 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 806
| Наверх ##
24 января 2023 20:13 Вопрос ужасно прост....:- искать или не искать в Клировых ведомостях в 1874 году заштатного дьячка Села Зобова Андрея Михайлова Соколова ,57 лет. Запись в Клировой ведомости Градо Оренбургской Воскресенской церкви о дьяконе Адриане Андреевиче Соколове и его семье. Приписана другим почерком. | | |
webbrave Сообщений: 6349 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
24 января 2023 20:57 24 января 2023 20:58 2Olenia написал: [q] Вопрос ужасно прост....:- искать или не искать в Клировых ведомостях в 1874 году заштатного дьячка Села Зобова Андрея Михайлова Соколова ,57 лет. Запись в Клировой ведомости Градо Оренбургской Воскресенской церкви о дьяконе Адриане Андреевиче Соколове и его семье. Приписана другим почерком.[/q]
Вы не могли бы чуть четче сформулировать вопрос? Ничего не понял. Что конкретно приписано другим почерком? Какого года клировая ведомость Оренбургской церкви? Адриан это сын Андрея и в его клировой указан отец? Какая точная формулировка? Вообще вышедших за штат могли десятилетиями указывать в последнем приходе, даже если они куда-то переселялись - просто делали приписку, что "проживают там-то" или "проживают с родственниками такими-то". Пока человек входил в духовное сословие его всегда указывали в клировых. Даже если он не занимал никакой церковной должности. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
|