Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
Intellectual70 лейб-гвардеец
Россия Сообщений: 973 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 878 | Наверх ##
16 января 2023 11:53 >> Ответ на сообщение пользователя webbrave от 16 января 2023 11:12 В данном случае - ребёнок был здоровым. А вот родственники находились всё же не в пешей доступности - от нескольких десятков до нескольких сотен километров. --- Честь и Слава
Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
| | |
webbrave Сообщений: 6348 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
16 января 2023 12:26 Intellectual70 написал: [q] А вот родственники находились всё же не в пешей доступности - от нескольких десятков до нескольких сотен километров.[/q]
А крестил соседский священник? Или кто-то из родственников-священников? --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
Intellectual70 лейб-гвардеец
Россия Сообщений: 973 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 878 | Наверх ##
16 января 2023 13:57 webbrave написал: [q] Intellectual70 написал:
[q] А вот родственники находились всё же не в пешей доступности - от нескольких десятков до нескольких сотен километров.
[/q]
А крестил соседский священник? Или кто-то из родственников-священников?[/q]
Если помню верно, то священник из соседнего прихода. Но точно не священник-родственник. --- Честь и Слава
Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
| | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 742
| Наверх ##
16 января 2023 16:01 "Званые крестины, крестины на дому – вообще самое невыгодное условие для метрических записей. Приносите метрику – положить почти некуда, приглашаете записывать – пера нет, нашли перо – чернила негодные, записали карандашом – бумажка потеряется. А кроме того, часто в таких случаях бывает два кума и две кумы. Вы говорите: закон не велит, а вам отвечают: пишите всех, и кончено"...
Один из священников.
[Оренбургские епархиальные ведомости. 1886. № 8, 15 апр. Отд. неоф. С. 246-249.] --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | Лайк (10) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7604 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4231 | Наверх ##
16 января 2023 18:48 Intellectual70 написал: [q] Подскажите, пожалуйста, регламентировалось ли каким-либо образом (документом) количество восприемников у законорожденного новорождённого ребёнка в 50-ые годы 19 века? [/q]
По закону полагался один восприемник, одного пола с крещаемым. Именно он "воспринимает" ребенка из купели. Но традиционно бывало двое - мужчина и женщина. Читала, что если ни одного - то восприемником считается сам священник. Вот только не вспомню, как это могло быть, если девочку крестит. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (3) |
Intellectual70 лейб-гвардеец
Россия Сообщений: 973 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 878 | Наверх ##
16 января 2023 20:00 G_Spasskaya написал: [q] Intellectual70 написал:
[q] Подскажите, пожалуйста, регламентировалось ли каким-либо образом (документом) количество восприемников у законорожденного новорождённого ребёнка в 50-ые годы 19 века?
[/q]
По закону полагался один восприемник, одного пола с крещаемым. Именно он "воспринимает" ребенка из купели. Но традиционно бывало двое - мужчина и женщина. Читала, что если ни одного - то восприемником считается сам священник. Вот только не вспомню, как это могло быть, если девочку крестит.[/q]
В данном случае, новорождённый ребёнок - мальчик. Восприемник - мужчина, дворянин. --- Честь и Слава
Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
| | |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 664 | Наверх ##
18 января 2023 4:55 Здравствуйте! С восприемниками вроде бы разобрались, у меня есть вопрос по свидетелям браков. Из моего опыта, в браках священноцерковнослужителей почти всегда свидетелями были другие СЦС. А вот у крестьян я СЦС в свидетелях ни разу не встречал. Были ли насчет этого какие-то правила?
Вопрос возник после того, как нашёл один брак крестьянина с дочерью умершего дьячка, где все свидетели тоже были из крестьян. Почему у невесты свидетелями были не её родственники, служившие в этой же церкви (например, её зять - дьячек)? Год 1859, Томская епархия, если это имеет значение. | | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 445
| Наверх ##
18 января 2023 6:52 Добрый день!
Думаю что никаких ограничений не было. Вопрос лишь в том, что священник в селе был как правило пришлым человеком, поэтому звать его в свидетели (дрУжки) крестьяне не стремились . Для этого было полно односельчан. Восприемниками же цековнослужители были либо у церковнослужителей, либо в тех случаях когда другого восприемника не было (например, опять таки при регистрации рождения ребенка неместных родителей) --- С уважением,
Борис Круглов | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9558 | Наверх ##
18 января 2023 9:33 avust написал: [q] Здравствуйте! С восприемниками вроде бы разобрались, у меня есть вопрос по свидетелям браков. Из моего опыта, в браках священноцерковнослужителей почти всегда свидетелями были другие СЦС. А вот у крестьян я СЦС в свидетелях ни разу не встречал. Были ли насчет этого какие-то правила?
Вопрос возник после того, как нашёл один брак крестьянина с дочерью умершего дьячка, где все свидетели тоже были из крестьян. Почему у невесты свидетелями были не её родственники, служившие в этой же церкви (например, её зять - дьячек)? Год 1859, Томская епархия, если это имеет значение.[/q]
Проблема в том, что это не "свидетели". Это поручители, задача которых - дать информацию о брачующихся. Причём никого не устраивало заявление типа: "я не слыхал, чтобы они были родственниками", "презумпция невиновности" здесь не работала. Нужно было: "я точно знаю, что они не родственники и других препятствий к браку нет". kruglovboris совершенно прав - нужны были люди, знавшие молодых с детства, знавшие их семьи и т.д. И вот здесь-то "сидит" ещё одно отличие причта от мирян. Конечно, можно было формально заявить что угодно. Но за ложь и даже за невольную ошибку могло последовать серьёзное церковное наказание. И если для крестьянина это в худшем случае небольшая епитимья, то для церковника - однозначное лишение сана, крах карьеры. Зачем ему рисковать? kruglovboris написал: [q] Восприемниками же цековнослужители были либо у церковнослужителей, либо в тех случаях когда другого восприемника не было[/q]
А вот с этим не соглашусь! Один мой персонаж, православный дьячок (хотя и поляк) в Херсонской губернии, в течение года был восприемником у семи своих прихожан. Он просто очень тесно общался с односельчанами - даже будучи переведён в другой приход, за 30 километров, через два года вернулся, чтобы жениться на местной мещанке. И в других епархиях - десятки случаев, когда восприемниками у заведомых "резидентов" - крестьян, мещан, купцов - были священноцерковнослужители. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
webbrave Сообщений: 6348 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3441 | Наверх ##
18 января 2023 10:24 avust написал: [q] Вопрос возник после того, как нашёл один брак крестьянина с дочерью умершего дьячка, где все свидетели тоже были из крестьян. Почему у невесты свидетелями были не её родственники, служившие в этой же церкви (например, её зять - дьячек)? Год 1859, Томская епархия, если это имеет значение.[/q]
На самом деле обычное дело, ничего из ряда вон. Множество видел случаев, когда у священнослужителей поручителями при браке были не только представители духовенства. И обратных случае тоже видел не мало - батюшка или дьячок (или их жены) - поручители при браке. Соглашусь с kruglovboris и ИнокКент, что все упиралось в "укорененность" священника и его семьи в местный приход. Если это был пришлый батюшка, прослуживший на своем месте пару месяцев - это одно. А если представитель священнической династии, которая сидела на приходе последние 100 лет - совсем другое. Кстати еще не исключен вариант родства - дочь пономаря и даже священника вполне могла выйти замуж за местного крестьянина, да и сами члены причта могли быть из местного крестьянства. Другое дело, что из записи о браке эта родственная связь может быть не очевидна. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
|