Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
21 декабря 2022 9:09 21 декабря 2022 9:19 webbrave написал: [q] Я правильно понимаю, что мать попадьи в исповедной ведомости должны указывать в самом начале вместе с духовными?[/q]
В принципе, правильно. Как правило, исповедные ведомости рубрицировались по домовладениям. "В самом начале" указывались члены причта и живущие вместе с ними члены семьи, а часто и жильцы. Затем лица духовного сословия, проживающие отдельно. И только потом - "военные", "разночинцы" (иногда была отдельная рубрика "дворяне"), "купцы", "мещане", "цеховые" и т.д. Если Ваша "мать попадьи" жила в приходе, то указана "отдельно от дочери" она могла быть только в исключительных случаях. Давайте фантазировать. Вариант № 1. Она не принадлежала к духовному сословию и при этом жила отдельно от дочери, в собственном доме или на съёмной квартире. Вариант № 2. Она принадлежала к духовному сословию, но при этом жила отдельно, снимая жильё - тогда она могла (не обязательно "должна была", но вполне могла, особенно в городе; в Москве и Питере - точно могла) быть указана в составе жильцов своего домохозяина. Вариант № 3. Она могла даже жить в семье зятя, но при этом не была православной - католичка, униатка и т.п. (совершенно экзотический вариант, мне ни разу не встречался, я вообще не знаю, допускалось ли что-то подобное; но с точки зрения логики, для "замыкания" классификации, упомянем и такой вариант). Разве что точно не раскольница. При этом тот факт, что её отпевание записано в православной метрике, ничего не доказывает - отпевание католиков и лютеран в православных церквях встречалось мне десятки раз. Вариант № 4. Она не жила в приходе. Могла приехать и помереть у дочери. Могли вообще привезти уже умершую где-то в другом месте, чтобы отпеть у зятя и похоронить около места жительства семьи дочери . Такое у меня тоже бывало, рекорд - 200 вёрст. Вариант № 5, самый простой. Она жила в приходе, но по преклонности лет не являлась к исповеди и была записана на отдельном листе, вместе с прочими "неявившимися" (особенно если таких, вместе с раскольниками, униатами и прочими, в приходе было много и епархиальный архиерей требовал специальной отчётности). Тем более, что как тёща священника она не могла исповедаться у зятя, а должна была вместе с ним и всем его семейством сходить в один из соседних приходов к духовнику благочиния - хотя потом их всех записали в "свою" исповедную ведомость. Эти дополнительные листы часто утрачивались даже при сохранности самой исповедки, поскольку их - особенно в таких случаях как у Вас, когда население преимущественно неправославное - часто забирали для изучения и составления сводной отчётности другие столы консистории. В любом случае весь состав прихожан за подходящий год имеет смысл ещё раз просмотреть под лупой. Хотя бы для очистки совести. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (7) |
webbrave Сообщений: 6339 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3436 | Наверх ##
21 декабря 2022 10:07 ИнокКент Большое спасибо за обстоятельный ответ! Задача непростая выходит... ИнокКент написал: [q] Она могла даже жить в семье зятя, но при этом не была православной - католичка, униатка и т.п. (совершенно экзотический вариант, мне ни разу не встречался, я вообще не знаю, допускалось ли что-то подобное; но с точки зрения логики, для "замыкания" классификации, упомянем и такой вариант)[/q]
На Правобережье как раз встречалось такое. Практически все священники, ранее утвержденные униатским епископом, были приняты обратно в православие (кто был постарше тот нередко умудрился два-три раза сбегать туда-сюда - в конце 1760х-начале 1770х в православие, потом обратно в униатсво, потом в 1795 снова в православие). По другой ветке у меня как раз есть случай, когда отец-священник по какой-то причине не смог или не захотел перейти в православие, а его дочь вышла замуж за православного священника и тот получил от зятя приход. При смерти дочери в 1834 еще писали, что "дочь униатского священника Ильи Суходольского". Возможно и здесь что-то похожее. ИнокКент написал: [q] Могли вообще привезти уже умершую где-то в другом месте, чтобы отпеть у зятя и похоронить около места жительства семьи дочери . Такое у меня тоже бывало, рекорд - 200 вёрст.[/q]
Вот тоже вариант, боюсь его.  Любопытная деталь - зять умер в том же году и отпевал ее уже следующий священник. Дождалась смерти "любимого зятя", чтобы приехать к дочери? ИнокКент написал: [q] В любом случае весь состав прихожан за подходящий год имеет смысл ещё раз просмотреть под лупой. Хотя бы для очистки совести.[/q]
Да, придется. И всех Ефимий выписывать. Они ее гады еще без фамилии указали почему-то. Но метрики именно этого периода это вообще боль моя. Такое впечатление, что в первые два десятилетия 19 века по какой-то причине за их заполнением вообще не следили - какая-то помойка, очень небрежно заполнено и оформлено. Спасибо еще раз, будет чем заняться. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
21 декабря 2022 12:48 webbrave написал: [q] Дождалась смерти "любимого зятя", чтобы приехать к дочери?[/q]
Вполне могло быть. Зять был в контрах с тёщей, и дочь забрала мать к себе, как только сошло на нет препятствие в лице усопшего мужа. Женщины... Тогда она, кстати, могла и не успеть попасть в исповедку. Этот вариант Вы тоже предположили. Я сам на такую задачу "заходил" бы сверху. Раскрутил бы женскую линию, отыскал тестя и потом уже смотрел, что там происходило с тёщей. Так проще понять, откуда, как и когда она могла появиться у дочери. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6339 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3436 | Наверх ##
21 декабря 2022 13:08 21 декабря 2022 13:16 ИнокКент написал: [q] Я сам на такую задачу "заходил" бы сверху. Раскрутил бы женскую линию, отыскал тестя и потом уже смотрел, что там происходило с тёщей. [/q]
Я бы в идеальном мире тоже, но пока нет возможности. Я даже не уверен была ли Мария Лукьяновна дочерью священника и, соответственно, какой был статус у ее матери Ефимии. Сохранившеися дела о назначении на приходы пока не заполучил себе и не понятно когда заполучу (одно в Одесском архиве, несколько дел в ЦГИАК из не отсканированного пока), так что могу только гадать. Если по аналогии с соседними священниками, то процентов 70%, что она из священнического рода, но встречаются и дочери шляхтичей, и мещанки и даже посполитые, правда очень редко. В самых ранних из сохранившихся исповедок (1796-1799) подходящего священника Лукьяна Х с женой Евфимией не нашел - то ли не местный был, то ли уже умер, то ли был униатом и не перекрестился. Или действительно не был священником, но тогда задача сильно усложняется и становится фактически не решаемой без дополнительных архивных документов. Кстати в 1800 году в том же приходе с. Королевка нашел запись о смерти вдовы "умершего священника безместного униата" Устины. Не исключено, что и Ефимия была такой вдовой, просто в 1816 поленились написать нормально, в отличие от 1800 года. И кстати опять без фамилии записана, как и Ефимия, хотя все остальные в приходе с фамилиями. К чему бы это?
 --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
21 декабря 2022 13:32 21 декабря 2022 13:32 webbrave Увы. Правобережье - очень сложная территория. Особенно теперь... Сам жду, когда хоть что-то устаканится с ЦДИАК, Черкассами, Одессой, Херсоном, Кировоградом. Сочувствую. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6339 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3436 | Наверх ##
21 декабря 2022 13:45 ИнокКент написал: [q] Увы.[/q]
Да, пока остается читать названия дел в описях и обливаться слюнями. У меня уже список "дел мечты" по различным священническим линиями идет на десятки - от дел о назначении на приход до жалоб и судебных разбирательств (от упоминавшейся выше Марии Лукьяновны дошло дело 1817 года "Дело о рассмотрении жалобы заштатного священника церкви Пресвятой Троицы с. Королевка Григория Левицкого на вдову священника Марию Ерофееву за причинение обид и оскорблений", например. Может там и про семью ее что будет мимоходом, хотя больше, конечно, надежда на дела о назначении ее мужа на приход (их аж 3 (1772, 1781 и 1796) и все не доступны!  ) ИнокКент написал: [q] Правобережье - очень сложная территория. Особенно теперь...[/q]
С одной стороны да, с другой мормоны успели столько отсканировать, что там работы еще на годы. Несколько месяцев назад начали клировые выкладывать - был рад обнаружить, что бОльшую часть данных оттуда почти без ошибок смог сам восстановить по метрикам и исповедкам, а также по названиям дел. ИнокКент написал: [q] Сочувствую. Удачи![/q]
И вам, спасибо за советы! --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
Guzel13 Москва Сообщений: 185 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 118
| Наверх ##
22 декабря 2022 11:42 Добрый день! Расскажите мне, пожалуйста, как обстояло дело с подушным окладом и священнослужителями в первой половине 18 века. Насколько я сумела понять, читая всякие дела, если у священнослужителя сын рождался до того, как он стал собственно служителем церкви, то ребенок был положен в подушный оклад, если во время служения уже, то ребенок причислялся к церковному причту. Это так или я неправильно понимаю? И еще, если написано, что товарищ был положен в подушный оклад в каком-то населенном пункте, это значит, что он там прежде проживал? Или родился? Или просто его туда приписали? И с какого возраста в этот самый оклад записывали? | | |
webbrave Сообщений: 6339 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3436 | Наверх ##
22 декабря 2022 17:48 22 декабря 2022 17:58 ИнокКент написал: [q] Вполне могло быть. Зять был в контрах с тёщей, и дочь забрала мать к себе, как только сошло на нет препятствие в лице усопшего мужа. Женщины... Тогда она, кстати, могла и не успеть попасть в исповедку. Этот вариант Вы тоже предположили. Я сам на такую задачу "заходил" бы сверху. Раскрутил бы женскую линию, отыскал тестя и потом уже смотрел, что там происходило с тёщей. Так проще понять, откуда, как и когда она могла появиться у дочери.[/q]
Порылся еще раз в исповедках и обнаружил любопытное. В нужный период есть шесть исповедок - 1796, 1799, 1802, 1811, 1815 и 1816. Ни в одной нет матери попадьи по имени Ефимия. В 1796-1802 гг. даже нет ни одной Ефимии нужного возраста (в 1816 году на момент смерти - 90 лет, понятно, что округлили, но минимум 75 ей должно было быть, т.к. дочь ок. 1760 года рождения). В 1811 году она появляется, но не как мать попадьи, а на странице 2 вместе со шляхтой упоминается как теща одного из шляхтичей Петр Александров Рибицкий, 53 жена его Агафья Васильева, 48 теща его Ефимия Яковлева, 87 других старух Ефимий в приходе нет. В 1815-1816 гг. она с дочерью Агафьей (уже вдовой) указана со шляхтичами на той же 2-й странице (всего в нескольких строчках от предполагаемой второй дочери), уже как 90-летняя (т.е возраст полностью совпадает с указанным в метрике при смерти). Казалось бы это она и есть, но вот незадача - не понятно почему в исповедках уверенно не указывали, что она мать попадьи. И, самое главное, попадья - Лукьяновна, а Агафья - Яковлевна. Точнее, с Агафьей полная чехарда в исповедках - в 1796, 1799, 1815 и 1816 она Яковлевна, в 1802 году она Ивановна, в 1811 году - Васильевна. С мужем ее аналогична ерунда - в 1796 и 1799 он Алексеевич, в 1802 году - Иванович, в 1811 - Александрович. Нашел их обоих в ревизии шляхты с. Королевка 1795 года - Петр Владимиров Рибицкий, 28 и жена его Агафья Яковлева, 20. Мать Агафьи в ревизии отсутствует. Также удалось найти запись о браке Петра и Агафьи в с. Трилесы в 1792 году - мать Агафьи не указана, отец - Иаков Козаченко, служащий у вельможного пана Вербецкого. В ревизии шляхты с. Трилесы Вербецкий есть - Козаченко не видно, как и его супруги Ефимии Яковлевны. Нет их и в ревизии помещичьих крестьян в 1795 год. Единственное логичное объяснение (если согласиться с тем, что 90-летняя Ефимия в исповедке 1816 года (дочь шляхетки вдовы Агафьи Рибицкой) и 90-летняя мать попадьи Ефимия в метрике того же прихода 1816 года это одно лицо), это то, что Ефимия была жената на отце Агафьи вторым браком. Но это все равно не объясняет, почему ее не писали со старшей дочерью-попадьей. Из-за другого статуса, т.к. муж не был духовного звания, как и зять-шляхтич? Или думаете, что велик шанс, что я не ту Ефимию нашел?
 --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4150 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11095 | Наверх ##
22 декабря 2022 18:35 22 декабря 2022 18:36 Guzel13 написал: [q] если написано, что товарищ был положен в подушный оклад в каком-то населенном пункте, это значит, что он там прежде проживал? Или родился? Или просто его туда приписали? И с какого возраста в этот самый оклад записывали?[/q]
Начнем с конца. Как только родился, сразу в очередную ревизию и записывали, будь он хоть недели. Если родился после, допустим, первой ревизии, то его учитывали во второй (последующий) ревизии. Учитывали, естественно, по месту, где проживал на момент рождения. --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
22 декабря 2022 18:40 22 декабря 2022 18:43 webbrave Вообще-то шанс такой есть. Как известно, вдове священнослужителя было крайне сложно вступить во второй брак, поскольку для её нового мужа это также было бы прелюбодеянием и навеки закрыло "путь наверх" - только в дьячки. Поэтому бывало (нечасто, у меня такой брак всего один, в окрестностях Самары), что молодые священнические вдовы выходили замуж вне духовного сословия. При этом их дети, рождённые в первом браке, оставались в нём, девочки впоследствии часто выходили за церковников. В исповедках жена городского обывателя, естественно, должна была быть указана при муже или, как в данном случае, при том из зятьёв, с которым она жила. И никаких указаний на то, что она мать попадьи, просто не должно было быть. Эта информация не относилась к делу. А когда умерла - её записали так, как знали. Возможно, для того, чтобы иметь основания для погребения в церковной ограде, например... Кстати, в метрической книге не написано, где хоронили? Так что вполне могло быть. Копайте! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (2) |
|