Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
Intellectual70 лейб-гвардеец
Россия Сообщений: 973 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 875 | Наверх ##
18 декабря 2022 10:09 160562 написал: [q] Добрый вечер.Ситуация такая: найден предок - учащийся духовного училища в 1826 году.Записан как сын умершего священника. Найдена запись о смерти этого священника в 1823 году. Что делать дальше? В какую сторону двигаться. Клировых,исповедок не сохранилось.[/q]
В том случае, если известно место служения священника, то смотреть ревизские сказки по священно- и церковно- служителям (7-ую ревизию и более ранние). В ГАВО - это ф. 301, почитайте описи 3, 5, чтобы найти нужное вам дело. Кроме того, потенциально (при сохранности документов), по духовному училищу может быть аттестат по итогам обучения в нём (на его воспитанника, если он завершил полный курс обучения в данном училище). --- Честь и Слава
Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
| | Лайк (1) |
svetrita г. Чита Сообщений: 238 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 233 | Наверх ##
19 декабря 2022 4:07 Добрый день! Подскажите , пожалуйста, к какому приходу могла относиться семья секретаря Воронежской духовной консистории в период 1840-1870 гг. (где искать метрические записи)? --- Нагулин, Матвеев, Мотузок (Мотузков), Зеленский (Воронеж), Грудинин, Лоскутников (Забайкалье), Корчагин (Татарстан), Сухенко (Красноярск), Гулаков (Иркутская обл.) | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9550 | Наверх ##
19 декабря 2022 9:36 svetrita написал: [q] Добрый день! Подскажите , пожалуйста, к какому приходу могла относиться семья секретаря Воронежской духовной консистории в период 1840-1870 гг. (где искать метрические записи)?[/q]
К сожалению, на подобный вопрос - в такой постановке - однозначный ответ принципиально невозможен. Принадлежность к церковному приходу (за исключением Санкт-Петербурга XVIII века и, разумеется, воинских частей) определялась не местом службы, а местом жительства. Если нет исповедных ведомостей, начните с соборной церкви. И далее - церкви, прежде всего, центра города, территориально близкие к архиерейскому подворью. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (3) |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 663 | Наверх ##
20 декабря 2022 2:11 svetrita написал: [q] Добрый день! Подскажите , пожалуйста, к какому приходу могла относиться семья секретаря Воронежской духовной консистории в период 1840-1870 гг. (где искать метрические записи)? [/q]
У меня подобная ситуация была в Оренбурге. Они ходили в церковь, где служил их ближайший родственник. | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6332 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3432 | Наверх ##
21 декабря 2022 1:20 21 декабря 2022 1:21 Друзья, надеюсь на коллективный разум. Я правильно понимаю, что мать попадьи в исповедной ведомости должны указывать в самом начале вместе с духовными? Или только если она сама была духовного сословия по рождению и/или женой/вдовой священника?
В 1816 году в метрике с. Королевка Васильковского уезда есть запись о смерти 90-летней Ефимии, матери вдовой попадьи Марии Лукьяновны Ерофеевой. В исповедках за 1816 год и ранее Мария Лукьяновна есть, а матери ее нет. В связи с этим вопрос: как можно интерпретировать ее отсутствие? Она не жила с дочерью и только приехала к ней помирать и не успела исповедаться? Или её в теории могли указать в исповедке отдельно от дочери если, например, она была не духовного сословия? Или это явное указание на то, что она, возможно, была униаткой или даже католичкой? Их в тех местах хватало да и сам приход до 1795 года был униатским, как собственно практически все в округе. Тогда правда не понятно стали бы ее отпевать в православной церкви?
Попробую ещё раз под лупой просмотреть все метрики и исповедки по приходу, но пока все выглядит так, что ее просто там нет, хотя есть зять, дочь и внуки. И где искать не понятно, в клировых в 1810х женщин нет. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9550 | Наверх ##
21 декабря 2022 9:09 21 декабря 2022 9:19 webbrave написал: [q] Я правильно понимаю, что мать попадьи в исповедной ведомости должны указывать в самом начале вместе с духовными?[/q]
В принципе, правильно. Как правило, исповедные ведомости рубрицировались по домовладениям. "В самом начале" указывались члены причта и живущие вместе с ними члены семьи, а часто и жильцы. Затем лица духовного сословия, проживающие отдельно. И только потом - "военные", "разночинцы" (иногда была отдельная рубрика "дворяне"), "купцы", "мещане", "цеховые" и т.д. Если Ваша "мать попадьи" жила в приходе, то указана "отдельно от дочери" она могла быть только в исключительных случаях. Давайте фантазировать. Вариант № 1. Она не принадлежала к духовному сословию и при этом жила отдельно от дочери, в собственном доме или на съёмной квартире. Вариант № 2. Она принадлежала к духовному сословию, но при этом жила отдельно, снимая жильё - тогда она могла (не обязательно "должна была", но вполне могла, особенно в городе; в Москве и Питере - точно могла) быть указана в составе жильцов своего домохозяина. Вариант № 3. Она могла даже жить в семье зятя, но при этом не была православной - католичка, униатка и т.п. (совершенно экзотический вариант, мне ни разу не встречался, я вообще не знаю, допускалось ли что-то подобное; но с точки зрения логики, для "замыкания" классификации, упомянем и такой вариант). Разве что точно не раскольница. При этом тот факт, что её отпевание записано в православной метрике, ничего не доказывает - отпевание католиков и лютеран в православных церквях встречалось мне десятки раз. Вариант № 4. Она не жила в приходе. Могла приехать и помереть у дочери. Могли вообще привезти уже умершую где-то в другом месте, чтобы отпеть у зятя и похоронить около места жительства семьи дочери . Такое у меня тоже бывало, рекорд - 200 вёрст. Вариант № 5, самый простой. Она жила в приходе, но по преклонности лет не являлась к исповеди и была записана на отдельном листе, вместе с прочими "неявившимися" (особенно если таких, вместе с раскольниками, униатами и прочими, в приходе было много и епархиальный архиерей требовал специальной отчётности). Тем более, что как тёща священника она не могла исповедаться у зятя, а должна была вместе с ним и всем его семейством сходить в один из соседних приходов к духовнику благочиния - хотя потом их всех записали в "свою" исповедную ведомость. Эти дополнительные листы часто утрачивались даже при сохранности самой исповедки, поскольку их - особенно в таких случаях как у Вас, когда население преимущественно неправославное - часто забирали для изучения и составления сводной отчётности другие столы консистории. В любом случае весь состав прихожан за подходящий год имеет смысл ещё раз просмотреть под лупой. Хотя бы для очистки совести. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (7) |
webbrave Сообщений: 6332 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3432 | Наверх ##
21 декабря 2022 10:07 ИнокКент Большое спасибо за обстоятельный ответ! Задача непростая выходит... ИнокКент написал: [q] Она могла даже жить в семье зятя, но при этом не была православной - католичка, униатка и т.п. (совершенно экзотический вариант, мне ни разу не встречался, я вообще не знаю, допускалось ли что-то подобное; но с точки зрения логики, для "замыкания" классификации, упомянем и такой вариант)[/q]
На Правобережье как раз встречалось такое. Практически все священники, ранее утвержденные униатским епископом, были приняты обратно в православие (кто был постарше тот нередко умудрился два-три раза сбегать туда-сюда - в конце 1760х-начале 1770х в православие, потом обратно в униатсво, потом в 1795 снова в православие). По другой ветке у меня как раз есть случай, когда отец-священник по какой-то причине не смог или не захотел перейти в православие, а его дочь вышла замуж за православного священника и тот получил от зятя приход. При смерти дочери в 1834 еще писали, что "дочь униатского священника Ильи Суходольского". Возможно и здесь что-то похожее. ИнокКент написал: [q] Могли вообще привезти уже умершую где-то в другом месте, чтобы отпеть у зятя и похоронить около места жительства семьи дочери . Такое у меня тоже бывало, рекорд - 200 вёрст.[/q]
Вот тоже вариант, боюсь его.  Любопытная деталь - зять умер в том же году и отпевал ее уже следующий священник. Дождалась смерти "любимого зятя", чтобы приехать к дочери? ИнокКент написал: [q] В любом случае весь состав прихожан за подходящий год имеет смысл ещё раз просмотреть под лупой. Хотя бы для очистки совести.[/q]
Да, придется. И всех Ефимий выписывать. Они ее гады еще без фамилии указали почему-то. Но метрики именно этого периода это вообще боль моя. Такое впечатление, что в первые два десятилетия 19 века по какой-то причине за их заполнением вообще не следили - какая-то помойка, очень небрежно заполнено и оформлено. Спасибо еще раз, будет чем заняться. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9550 | Наверх ##
21 декабря 2022 12:48 webbrave написал: [q] Дождалась смерти "любимого зятя", чтобы приехать к дочери?[/q]
Вполне могло быть. Зять был в контрах с тёщей, и дочь забрала мать к себе, как только сошло на нет препятствие в лице усопшего мужа. Женщины... Тогда она, кстати, могла и не успеть попасть в исповедку. Этот вариант Вы тоже предположили. Я сам на такую задачу "заходил" бы сверху. Раскрутил бы женскую линию, отыскал тестя и потом уже смотрел, что там происходило с тёщей. Так проще понять, откуда, как и когда она могла появиться у дочери. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6332 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3432 | Наверх ##
21 декабря 2022 13:08 21 декабря 2022 13:16 ИнокКент написал: [q] Я сам на такую задачу "заходил" бы сверху. Раскрутил бы женскую линию, отыскал тестя и потом уже смотрел, что там происходило с тёщей. [/q]
Я бы в идеальном мире тоже, но пока нет возможности. Я даже не уверен была ли Мария Лукьяновна дочерью священника и, соответственно, какой был статус у ее матери Ефимии. Сохранившеися дела о назначении на приходы пока не заполучил себе и не понятно когда заполучу (одно в Одесском архиве, несколько дел в ЦГИАК из не отсканированного пока), так что могу только гадать. Если по аналогии с соседними священниками, то процентов 70%, что она из священнического рода, но встречаются и дочери шляхтичей, и мещанки и даже посполитые, правда очень редко. В самых ранних из сохранившихся исповедок (1796-1799) подходящего священника Лукьяна Х с женой Евфимией не нашел - то ли не местный был, то ли уже умер, то ли был униатом и не перекрестился. Или действительно не был священником, но тогда задача сильно усложняется и становится фактически не решаемой без дополнительных архивных документов. Кстати в 1800 году в том же приходе с. Королевка нашел запись о смерти вдовы "умершего священника безместного униата" Устины. Не исключено, что и Ефимия была такой вдовой, просто в 1816 поленились написать нормально, в отличие от 1800 года. И кстати опять без фамилии записана, как и Ефимия, хотя все остальные в приходе с фамилиями. К чему бы это?
 --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9550 | Наверх ##
21 декабря 2022 13:32 21 декабря 2022 13:32 webbrave Увы. Правобережье - очень сложная территория. Особенно теперь... Сам жду, когда хоть что-то устаканится с ЦДИАК, Черкассами, Одессой, Херсоном, Кировоградом. Сочувствую. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (1) |
|