Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2524 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9539 | Наверх ##
17 декабря 2022 21:32 avust написал: [q] по штату 1820 годоа положен Священник, Дьякон и два причетника. Получается, штат все 27 лет не менялся?[/q]
Разумеется. "По штату" - это вопрос "бюджетного финансирования". Значит, второй священник и второй дьякон были сверхштатными. А не быть их просто не могло - приход огромный, возможно, что и трёхприходный... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 663 | Наверх ##
17 декабря 2022 22:06 ИнокКент написал: [q] Разумеется. "По штату" - это вопрос "бюджетного финансирования". Значит, второй священник и второй дьякон были сверхштатными. А не быть их просто не могло - приход огромный, возможно, что и трёхприходный... [/q]
А почему тогда все эти сверхштатные в данной клировой не указаны? Там тольо четверо: священник/дьякон/дьячек/пономарь. Кстати, в соседней церкви было уже больше 4 тысяч прихожан, и там в клировой указан 2ой штат. Всего два священника, один дьякон, два дьячка и один пономарь. | | |
webbrave Сообщений: 6324 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3418 | Наверх ##
17 декабря 2022 22:48 avust написал: [q] А почему тогда все эти сверхштатные в данной клировой не указаны? Там тольо четверо: священник/дьякон/дьячек/пономарь.[/q]
Возможно ответ в том, что: avust написал: [q] Нет, там только указаны 3 ближайшие церкви в соседних селах. Правда, самая ранняя из найденных клировых уже из следующего десятилетия.[/q]
Поэтому и ситуация в метрике не бьется с указанной в клировой? На момент записи в метрике было два состава, а через несколько лет остался один. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 663 | Наверх ##
18 декабря 2022 1:44 webbrave написал: [q] На момент записи в метрике было два состава, а через несколько лет остался один.
[/q]
Возможно, конечно, но мне кажется, что маловероятно. Церковь только построили, и сразу назначили два состава. А потом вдруг убрали, хотя село вроде бы только росло и народу там была тьма. И еще это отсутствие второй половины метрических книг, хотя у первой сохранность хорошая, как и вообще по остальному уезду. Да и ни в одной из окрестных церквей не велось два экземпляра метрических книг, даже в двухприходских церквях. Но если других версий нет, то придётся остановиться на этой. Спасибо за подсказки! | | Лайк (1) |
Intellectual70 лейб-гвардеец
Россия Сообщений: 973 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 874 | Наверх ##
18 декабря 2022 10:09 160562 написал: [q] Добрый вечер.Ситуация такая: найден предок - учащийся духовного училища в 1826 году.Записан как сын умершего священника. Найдена запись о смерти этого священника в 1823 году. Что делать дальше? В какую сторону двигаться. Клировых,исповедок не сохранилось.[/q]
В том случае, если известно место служения священника, то смотреть ревизские сказки по священно- и церковно- служителям (7-ую ревизию и более ранние). В ГАВО - это ф. 301, почитайте описи 3, 5, чтобы найти нужное вам дело. Кроме того, потенциально (при сохранности документов), по духовному училищу может быть аттестат по итогам обучения в нём (на его воспитанника, если он завершил полный курс обучения в данном училище). --- Честь и Слава
Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
| | Лайк (1) |
svetrita г. Чита Сообщений: 238 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 233 | Наверх ##
19 декабря 2022 4:07 Добрый день! Подскажите , пожалуйста, к какому приходу могла относиться семья секретаря Воронежской духовной консистории в период 1840-1870 гг. (где искать метрические записи)? --- Нагулин, Матвеев, Мотузок (Мотузков), Зеленский (Воронеж), Грудинин, Лоскутников (Забайкалье), Корчагин (Татарстан), Сухенко (Красноярск), Гулаков (Иркутская обл.) | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2524 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9539 | Наверх ##
19 декабря 2022 9:36 svetrita написал: [q] Добрый день! Подскажите , пожалуйста, к какому приходу могла относиться семья секретаря Воронежской духовной консистории в период 1840-1870 гг. (где искать метрические записи)?[/q]
К сожалению, на подобный вопрос - в такой постановке - однозначный ответ принципиально невозможен. Принадлежность к церковному приходу (за исключением Санкт-Петербурга XVIII века и, разумеется, воинских частей) определялась не местом службы, а местом жительства. Если нет исповедных ведомостей, начните с соборной церкви. И далее - церкви, прежде всего, центра города, территориально близкие к архиерейскому подворью. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (3) |
avust Сообщений: 854 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 663 | Наверх ##
20 декабря 2022 2:11 svetrita написал: [q] Добрый день! Подскажите , пожалуйста, к какому приходу могла относиться семья секретаря Воронежской духовной консистории в период 1840-1870 гг. (где искать метрические записи)? [/q]
У меня подобная ситуация была в Оренбурге. Они ходили в церковь, где служил их ближайший родственник. | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6324 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3418 | Наверх ##
21 декабря 2022 1:20 21 декабря 2022 1:21 Друзья, надеюсь на коллективный разум. Я правильно понимаю, что мать попадьи в исповедной ведомости должны указывать в самом начале вместе с духовными? Или только если она сама была духовного сословия по рождению и/или женой/вдовой священника?
В 1816 году в метрике с. Королевка Васильковского уезда есть запись о смерти 90-летней Ефимии, матери вдовой попадьи Марии Лукьяновны Ерофеевой. В исповедках за 1816 год и ранее Мария Лукьяновна есть, а матери ее нет. В связи с этим вопрос: как можно интерпретировать ее отсутствие? Она не жила с дочерью и только приехала к ней помирать и не успела исповедаться? Или её в теории могли указать в исповедке отдельно от дочери если, например, она была не духовного сословия? Или это явное указание на то, что она, возможно, была униаткой или даже католичкой? Их в тех местах хватало да и сам приход до 1795 года был униатским, как собственно практически все в округе. Тогда правда не понятно стали бы ее отпевать в православной церкви?
Попробую ещё раз под лупой просмотреть все метрики и исповедки по приходу, но пока все выглядит так, что ее просто там нет, хотя есть зять, дочь и внуки. И где искать не понятно, в клировых в 1810х женщин нет. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2524 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9539 | Наверх ##
21 декабря 2022 9:09 21 декабря 2022 9:19 webbrave написал: [q] Я правильно понимаю, что мать попадьи в исповедной ведомости должны указывать в самом начале вместе с духовными?[/q]
В принципе, правильно. Как правило, исповедные ведомости рубрицировались по домовладениям. "В самом начале" указывались члены причта и живущие вместе с ними члены семьи, а часто и жильцы. Затем лица духовного сословия, проживающие отдельно. И только потом - "военные", "разночинцы" (иногда была отдельная рубрика "дворяне"), "купцы", "мещане", "цеховые" и т.д. Если Ваша "мать попадьи" жила в приходе, то указана "отдельно от дочери" она могла быть только в исключительных случаях. Давайте фантазировать. Вариант № 1. Она не принадлежала к духовному сословию и при этом жила отдельно от дочери, в собственном доме или на съёмной квартире. Вариант № 2. Она принадлежала к духовному сословию, но при этом жила отдельно, снимая жильё - тогда она могла (не обязательно "должна была", но вполне могла, особенно в городе; в Москве и Питере - точно могла) быть указана в составе жильцов своего домохозяина. Вариант № 3. Она могла даже жить в семье зятя, но при этом не была православной - католичка, униатка и т.п. (совершенно экзотический вариант, мне ни разу не встречался, я вообще не знаю, допускалось ли что-то подобное; но с точки зрения логики, для "замыкания" классификации, упомянем и такой вариант). Разве что точно не раскольница. При этом тот факт, что её отпевание записано в православной метрике, ничего не доказывает - отпевание католиков и лютеран в православных церквях встречалось мне десятки раз. Вариант № 4. Она не жила в приходе. Могла приехать и помереть у дочери. Могли вообще привезти уже умершую где-то в другом месте, чтобы отпеть у зятя и похоронить около места жительства семьи дочери . Такое у меня тоже бывало, рекорд - 200 вёрст. Вариант № 5, самый простой. Она жила в приходе, но по преклонности лет не являлась к исповеди и была записана на отдельном листе, вместе с прочими "неявившимися" (особенно если таких, вместе с раскольниками, униатами и прочими, в приходе было много и епархиальный архиерей требовал специальной отчётности). Тем более, что как тёща священника она не могла исповедаться у зятя, а должна была вместе с ним и всем его семейством сходить в один из соседних приходов к духовнику благочиния - хотя потом их всех записали в "свою" исповедную ведомость. Эти дополнительные листы часто утрачивались даже при сохранности самой исповедки, поскольку их - особенно в таких случаях как у Вас, когда население преимущественно неправославное - часто забирали для изучения и составления сводной отчётности другие столы консистории. В любом случае весь состав прихожан за подходящий год имеет смысл ещё раз просмотреть под лупой. Хотя бы для очистки совести. Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (7) |
|