Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 995 996 997 998 999 * 1000 1001 1002 1003 ... 1209 1210 1211 1212 1213 1214 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 28
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 252
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 178
Florovsky, спасибо!
То, что не монах, это я знала, а вот про "испытательный срок" это интересно. А если человек передумал "уходить в монахи", он все равно должен 3 года проходить испытательный срок или мог уйти раньше?
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 252
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 178
AK-63, спасибо!
То есть это своего рода альтернатива духовного училища? А с какого возраста можно было стать послушником? Могли ли родители, например, отправить так сына учиться? Похоже это мой случай. Младший сын, поздний ребенок, отец уже не служит ("заштатный пономарь"), у старшего брата свои дети. Подозреваю, что денег особо не было. Теоретически, могли, наверно, и в монастырь отправить (надо будет потом карту глянуть, по-моему это ближайший к приходу как раз будет). Вот только возраст смущает - получается он в 16 лет уже пономарем был. Хотя могли и в ревизской сказке с возрастом наврать. А на возраст среднего брата тоже не получается сориентироваться. У него в записи о бракосочетании возраст брачующихся вообще проигнорировали.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2531
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9612
valeria_s
А чем Вас смущают 16 лет для пономаря? Вполне канонический возраст.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (1)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 252
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 178
Не, возраст пономаря меня не смущает. Меня смущает, мог ли он до этого быть послушником. Как-то я всегда думала, что это должен быть такой серьезный осознанный поступок (первый шаг к монашеству). Хотя если рассматривать послушничество именно как способ обучения церковной службе - то да, логично. Просто я про такой вариант как-то даже не подумала.
irinamorozko

Сообщений: 322
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 99
>> Ответ на сообщение пользователя Florovsky от 27 апреля 2022 22:36

А могли не уходить? Мой прапрадед - дьякон ушёл в монастырь Ипатьевский. Он вышел за штат и на его месте стал служить зять - только женился на его дочери. Пробыл в монастыре 8 лет и был рукоположен в священника в церковь другого уезда. Он окончил ещё в молодости философский курс семинарии. В монастыре был нарядчиком. Почему так долго он мог там быть? Подскажите, пожалуйста!
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2531
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9612

valeria_s написал:
[q]
возраст пономаря меня не смущает. Меня смущает, мог ли он до этого быть послушником.
[/q]

Один из моих персонажей в 1807 был назначен дьячком в село Зюзино Лаишевского уезда в 14-летнем (!) возрасте.
Но до этого (!) он "первоначально указом консистории был определён в Казанский Зилантов монастырь в послушника".
Так что Ваша ситуация вполне типовая...
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (2)
valeria_s

Петрозаводск
Сообщений: 252
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 178
ИнокКент, спасибо!
Просто я как-то первый раз с послушниками столкнулась. А в этом случае ведь послушничество не испытательным сроком считается? То есть сколько он мог пробыть послушником неизвестно? (я пока ни до каких послужных списков не добралась)
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20976
Уважаемые коллеги, у меня тоже вопрос о послушниках.
Брат моего прапрадеда с 1843 г. по 1853 г. обучался в Киево-Подольском духовном училище (наверное, не раз оставался на второй год), но так и не закончил обучение, выбыл из высшего отделения и был определен послушником Киево-Михайловского Монастыря. Через два года там же посвящен во стихарь. Что означает посвящение в стихарь послушника - его намерение уйти из монастыря, занять должность дьячка-пономаря? Или будущих монахов тоже посвящали в стихарь?
Florovsky

Florovsky

Москва
Сообщений: 1366
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2069

Nathalie написал:
[q]
Что означает посвящение в стихарь послушника - его намерение уйти из монастыря, занять должность дьячка-пономаря?
[/q]

Думаю, что да.
Посмотрите: Мангилева, А. В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX — начале XX в. : [монография].— Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та ; Университетское изд‑во, 2015. — 480 с. Начиная со стр. 166. Цитата относится к 1850-м – 1860-м годам: "Сохраняется обычай посвящения в стихарь после определенного периода исправления причетнической должности, службы певчим, звонарем, служителем при церковных учреждениях или пребывания послушником в монастыре. ... Среди причетников, не получивших полного семинарского образования, большинство (82 человека) также было посвящено в стихарь только после некоторого периода службы на приходе. Еще 20 человек в этот период исполняли обязанности причетников без стихаря.
.... Двадцать человек для поступления на причетническое место и посвящения в стихарь поступили в число монастырских послушников. Менее распространенным способом получить-таки стихарь было поступление на должность звонаря
или служителя при учебных, административных заведениях и храмах (всего 12 случаев). Сложно объяснить случаи, когда причетник по собственному желанию поступает послушником в монастырь или звонарем в собор после посвящения в стихарь, а затем возвращается на причетническое место; тем не менее, имеются 4 подобных случая.
---
Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw]
Лайк (2)
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20976
Florovsky
Спасибо! Похоже, это было достаточно распространенной практикой, - поступление в послушники ради посвящения в стихарь и получения затем причетнического места. Хотелось узнать, а монахов в стихарь посвящали?
Меня интересовали мотивы поступления в монастырь двоюродного прапрадеда - было ли там желание стать монахом или только стремление "набраться опыта".
Но вот с причетниками, после стихаря ушедшими в монастырь, еще сложнее. Ими что двигало? Может быть, разочаровались, решили сменить жизнь причетника на монастырскую. А потом и монастырская жизнь не порадовала, вернулись в мир?
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 995 996 997 998 999 * 1000 1001 1002 1003 ... 1209 1210 1211 1212 1213 1214 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈