Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
Rolavke Сообщений: 533 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1594 | Наверх ##
2 декабря 2021 17:29 ozerskaya написал: [q] отбивались от невесты как могли. А мать и дочь всё ходили, всё выпрашивали [/q]
Похоже на “Очерки бурсы» Помяловского. Де факто наследование долго было, перевалило за половину 19 века, хотя формально и не поощрялось. Родство внутри причтов тоже пытались искоренять, поначалу без особого успеха, особенно в «медвежьих углах». )) | | Лайк (2) |
Florovsky Москва Сообщений: 1362 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2055 | Наверх ##
2 декабря 2021 22:55 3 декабря 2021 0:22 >> Ответ на сообщение пользователя IrishaP от 2 декабря 2021 11:51 Об обычае передачи мест священно-церковнослужителей на протяжении 19-го века. Из Высочайше утвержденного положения от 12 августа 1823 года «О призрении бедных духовного звания» (ПСЗ РИ, т. 28. Собрание 1. Т.38. № 29583): «… Из средств призрения общих для всего служащего при Церквах духовенства, одно только есть определенное законом, именно принятие сирот, способных к учению, на казенное содержание в Училищах. Прочие средства, употребляемые по необходимости и по обычаю, суть: а) Определение на места престарелых, больных и умерших, преимущественно пред другими, родственников их, приемлющих на себя обязанность пропитывать их и их семейства, или посторонних, соглашающихся на доставление им некоторого пособия. б) Предоставление сиротам мужеского пола, обучающимся в Училищах части доходов, от Диаконских и причетнических мест, оставляемых для того на некоторое время праздными, когда то позволяют другие обстоятельства. в) Определение вдов и сирот женского пола не молодых лет в просвирни при Церквах, на половинную долю дохода против причетника, или на особое добровольное подаяние от прихожан». Обычай передачи церковных мест по наследству попытались преодолеть в 1867 году. Из Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета (ПСЗ РИ, Собрание 2, Т. 42, № 44610 от 22 мая 1867 года) «О общих средствах призрения для всего служащего при церквах духовенства»: «… Государственный Совет признал нужным: 1) допускаемое, … в видах призрения престарелых Священно-церковно-служителей или оставшихся после них семейств, определение на их места их детей или родственников, отменить, и затем, при распределении ваканций, открывающихся по смерти или увольнении от службы Священно-церковно-служителей, между состоящими в ведении епархиальных начальств кандидатами, не считать родства с умершими или уволенными за штат, обстоятельством, дающим, преимущественное пред другими лицами право на занятие ваканций; 2) з ачисление Священно-церковно-служительских мест за дочерью или родственницами занимавших сии места лиц, с правом определения на те ваканции тех кандидатов, которые вступят в брак с такими девицами, на дальнейшее время больше не допускать; 3) обязательства со стороны лиц, поступающих на Священно-церковно-служительские места, касательно выдачи предместникам своим, или их семействам, известной части доходов, или пособия в содержании, где таковые могут быть, не признавать действительными …». Тем не менее, старинный обычай преодолеть было не так просто. Только в моей родословной есть несколько примеров уже после 1867 года, когда, женившись на дочери священно- или церковнослужителя, зять получал в приданное место тестя. Вопрос не был окончательно решен даже в 1908 году. Из статьи в защиту «закрепления мест», напечатанной в Известиях по СПб епархии: «Нѣтъ сомнѣнія, что при замѣщеніи праздныхъ мѣстъ въ клирѣ не хотятъ связывать воедино два акта, не всегда удобосовмѣстимые: женитьбу—актъ нравственный, волевой, основанный на взаимности чувствъ брачущихся,—и полученіе мѣста—актъ юридическій, покоющійся на правахъ образованія и иныхъ законосообразныхъ условіяхъ. Закрѣпленіе мѣста за невѣстою какъ бы предполагаетъ, что закрѣпляющая власть знать не хочетъ чувствъ жениха къ невѣстѣ и невѣсты къ жениху: „бери, что даютъ", пусть это даяніе во всѣхъ отношеніяхъ не благо:—убого, уродливо, глупо, неряшливо, свирѣпо... … Но какой грѣхъ, что безнравственнаго, если мѣсто будетъ предоставлено достойнѣйшему претенденту, который вмѣстѣ съ тѣмъ вступаетъ въ бракъ не вопреки чувству, не по торгашескимъ расчетамъ, а по влеченію сердца, пользуясь взаимностью со стороны невѣсты? Чаще всего и бываетъ, что сначала избирается путемъ обычнымъ, какъ и всюду на свѣтѣ дѣлается, суженый-ряженый, а уже потомъ, послѣ избранія, вчиняются просьбы о закрѣпленіи мѣста за избранною невѣстою. Кажется, нѣтъ ровно ничего противнаго божескимъ и человѣческимъ законамъ въ такомъ оборотѣ дѣла!... … Устройство хотя бы и одной дѣвицы въ многочадной семьѣ—не пустое дѣло, при нашихъ грошевыхъ пенсіяхъ и скудныхъ пособіяхъ изъ благотворительныхъ учрежденій, при нашемъ голомъ „бобыльствѣ", безземеліи и неимѣніи крова по выходѣ заштатъ. Около одной устроенной на насиженномъ мѣстѣ дѣвицы проживутъ въ лучшихъ условіяхъ и другія неустроенные члены семьи и самъ заштатный клирикъ. Не будетъ въ этомъ случаѣ нужды разорять до основанія съ большими трудами свитое родное гнѣздо: оно перейдетъ въ надежныя, родственныя прежнимъ владѣльцамъ руки и послужитъ на пользу тѣмъ, кто его вилъ, лелѣялъ. Развѣ преступно такъ думать и дѣйствовать?...» --- Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw] | | Лайк (8) |
160562 г.Владимир Сообщений: 581 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 267
| Наверх ##
3 декабря 2021 20:03 Разрешите задать маленький вопросик: кто такая попадья?это жена священника или других священнослужителей? --- Ищу сведения о Чельцовых,Богомоловых и Мартыновых из Рязанской губ,и сведения о Кораблиных , Нафанайловых ,Николаевых из Самовец Козловского уезда.,Киселевы,Карасевы Владимирская губ .Меленковский уезд | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4150 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11095 | Наверх ##
3 декабря 2021 20:12 Попадья - это жена попа. Посвящение в попа - это посвящение во священника. Что-то еще неясно? :-) --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
3 декабря 2021 23:45 160562 Жёны священнослужителей - попадья и диаконица. Жёны церковнослужителей - дьячиха и пономарица, для более поздних - псаломщика и алтарника - общеупотребительных слов придумать не успели --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
4 декабря 2021 11:10 ИнокКент написал: [q] Жёны церковнослужителей - дьячиха и пономарица[/q]
Если не ошибаюсь, жена дьячка - дьячица. По крайней мере в XIX веке. Кстати, а когда появился термин алтарник? Я понимаю, что он использовался в советское время, но вот когда появился именно в названии должности, поскольку в переносном смысле он мог использоваться и раньше в отношении других должностей и кажется даже в библии есть? | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7604 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4230 | Наверх ##
4 декабря 2021 13:38 ВадимЗ написал: [q] Если не ошибаюсь, жена дьячка - дьячица. [/q]
Дьячиху видела неоднократно. И пономарицу тоже. Дьячицу не встречала ни разу. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
4 декабря 2021 16:38 G_Spasskaya написал: [q] Дьячицу не встречала ни разу.[/q]
Аналогично. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
Zoya_Ch Сообщений: 874 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 634
| Наверх ##
5 декабря 2021 14:49 1917 год .газета "Московский листок"
1 февраля 29 января после продолжительной болезни скончался на 79-м году жизни настоятель Максимовской, на Варварке, церкви о .протоиерей Н.М.Антушев. Почивший был 12 лет диаконом и 35 лет священником в Новодевичьем монастыре, а в 1910 году был переведен к Максимовской церкви, в сан протоиерея возведен в 1912году.25 лет почивший состоял законоучителем Филатьевского училища и в других учебных заведениях, принимал активное участие в комиссиях по возобновлению храмов, колокольни и ограды в Новодевичьем монастыре; за 50 лет служения св. церкви был награжден орденом св.Владимира 4-й ст. 7 февраля ***5 февраля,утром скончался ..на 79 году жизни один из выдающихся по своей деятельности представителей духовенства, протоиерей Троицкой на Полях церкви Н.А.Соловьев… 17 февраля. ***15 февраля скончался…о.благочинный Московского уезда, настоятель церкви села Владыкино протоиерей И.П.Протопопов…. 21 февраля. ***За 50-летнее служение св.церкви награждены: благочинный Московского уезда, настоятель Спасо -Преображенской церкви подмосковного села Богородского о. протоиерей Суворовский орденом св.Владимира 3-й ст. и диакон Филипповской, на 2-й Мещанской, церкви о. Широкогоров орденом св.Анны 3-й ст. 24 февраля. ***22 февраля…скончался…один из старейших служащих духовной семинарии, священник семинарского храма о.Алексей Кудинов. Почивший был несколько лет диаконом при храме московской военной учительской семинарии, а 34 года тому назад перешел в семинарскую церковь; в 1899 году почивший был рукоположен в священники…. 26 февраля. ***На днях прихожане Воскресенской, в Сокольниках ц. прощались со своим о. диаконом П.И.Смирновым по случаю перехода его в другой приход к церкви св.Николая, что на Ямах.
| | Лайк (1) |
IrishaP Участник
Киев Сообщений: 83 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 95 | Наверх ##
9 декабря 2021 18:35 Добрый день! Может кто-то встречал или у кого-то есть в наличие книжка Титов Ф.И. "Духовные школы Курско-Белоградской епархии." Курск, 1896 (может 1895). Уже отчаялась найти, она фигурирует как литература в различных работах, но сама книга как призрак. | | |
|