Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
TatyanaEgorova Рязанская область Сообщений: 1281 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1108
| Наверх ##
2 декабря 2021 13:49 IrishaP написал: [q] приход рассматривался как приданное фактически достигшей брачного возраста дочери священника[/q]
Не знаю, традиция это или было закреплено законодательно, но у моих нескольких предков-священников в конце 18 - начале 19 века именно так и происходило - приход передавался не сыновьям, которые уже где-то служили, а зятю. Кстати, в конце 19-го века тоже такое происходило. Мои все служили в Московской губернии. В самой Москве у своих родственников я таких случаев пока не встречала. --- Ищу сведения об Остроумовых, Протопоповых, Беляевых, Благовещенских, Сретенских, Стрельцовых, Воскресенских (СЦС Москвы и Моск. губернии), а также Цховребовых (Юж. Осетия), Трифоновых и Кониных (Тульская губ.) | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
2 декабря 2021 16:00 IrishaP, TatyanaEgorova "Традиции" наследования приходов в XIX веке уже не было. Более того, она была признана неправильной. Однако оставшихся после умершего священника вдову и малолетних детей бросить совсем было нельзя.Поэтому в фондах консисторий мне неоднократно попадались дела о готовности назначить на приход выпускника семинарии, "согласившегося взять в замужество" дочку или внучку усопшего. Так решалась в те времена проблема дефицита Пенсионного фонда... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (3) |
ozerskaya Калининград Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3566 | Наверх ##
2 декабря 2021 16:51 ИнокКент написал: [q] "Традиции" наследования приходов в XIX веке уже не было. Более того, она была признана неправильной.[/q]
Почему же не было, дочь моего пра..., умершего священника, ещё в 1816 году наследовала приход, т.е. так и было написано- священническое место закреплено за дочерью такого-то, 18 лет. Вот продолжения не знаю, замуж вышла, а в 1831 уже вдова, а за кого выходила пока нет у меня документов. А позже, уже в 60-е годы назначали пенсию - и самим священникам, и вдовам, и сиротам. Ещё была эмеритальная касса, в которую служившие священники вносили денежки, из которых выплачивалась пенсия заштатным. Это Черниговская епархия. Р.S. Когда-то слышала или читала смешной рассказ, вот чей не помню, давно было. Как мать и дочь умершего священника осаждали начальство, буквально прохода не давали, чтобы дать дочери жениха на её унаследованный приход. А дочь было страшна собою и не молода уже, а неженатые были только выпускники семинарии, они не смотря на хороший приход, отбивались от невесты как могли. А мать и дочь всё ходили, всё выпрашивали жениха. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
Rolavke Сообщений: 533 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1594 | Наверх ##
2 декабря 2021 17:29 ozerskaya написал: [q] отбивались от невесты как могли. А мать и дочь всё ходили, всё выпрашивали [/q]
Похоже на “Очерки бурсы» Помяловского. Де факто наследование долго было, перевалило за половину 19 века, хотя формально и не поощрялось. Родство внутри причтов тоже пытались искоренять, поначалу без особого успеха, особенно в «медвежьих углах». )) | | Лайк (2) |
Florovsky Москва Сообщений: 1362 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2055 | Наверх ##
2 декабря 2021 22:55 3 декабря 2021 0:22 >> Ответ на сообщение пользователя IrishaP от 2 декабря 2021 11:51 Об обычае передачи мест священно-церковнослужителей на протяжении 19-го века. Из Высочайше утвержденного положения от 12 августа 1823 года «О призрении бедных духовного звания» (ПСЗ РИ, т. 28. Собрание 1. Т.38. № 29583): «… Из средств призрения общих для всего служащего при Церквах духовенства, одно только есть определенное законом, именно принятие сирот, способных к учению, на казенное содержание в Училищах. Прочие средства, употребляемые по необходимости и по обычаю, суть: а) Определение на места престарелых, больных и умерших, преимущественно пред другими, родственников их, приемлющих на себя обязанность пропитывать их и их семейства, или посторонних, соглашающихся на доставление им некоторого пособия. б) Предоставление сиротам мужеского пола, обучающимся в Училищах части доходов, от Диаконских и причетнических мест, оставляемых для того на некоторое время праздными, когда то позволяют другие обстоятельства. в) Определение вдов и сирот женского пола не молодых лет в просвирни при Церквах, на половинную долю дохода против причетника, или на особое добровольное подаяние от прихожан». Обычай передачи церковных мест по наследству попытались преодолеть в 1867 году. Из Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета (ПСЗ РИ, Собрание 2, Т. 42, № 44610 от 22 мая 1867 года) «О общих средствах призрения для всего служащего при церквах духовенства»: «… Государственный Совет признал нужным: 1) допускаемое, … в видах призрения престарелых Священно-церковно-служителей или оставшихся после них семейств, определение на их места их детей или родственников, отменить, и затем, при распределении ваканций, открывающихся по смерти или увольнении от службы Священно-церковно-служителей, между состоящими в ведении епархиальных начальств кандидатами, не считать родства с умершими или уволенными за штат, обстоятельством, дающим, преимущественное пред другими лицами право на занятие ваканций; 2) з ачисление Священно-церковно-служительских мест за дочерью или родственницами занимавших сии места лиц, с правом определения на те ваканции тех кандидатов, которые вступят в брак с такими девицами, на дальнейшее время больше не допускать; 3) обязательства со стороны лиц, поступающих на Священно-церковно-служительские места, касательно выдачи предместникам своим, или их семействам, известной части доходов, или пособия в содержании, где таковые могут быть, не признавать действительными …». Тем не менее, старинный обычай преодолеть было не так просто. Только в моей родословной есть несколько примеров уже после 1867 года, когда, женившись на дочери священно- или церковнослужителя, зять получал в приданное место тестя. Вопрос не был окончательно решен даже в 1908 году. Из статьи в защиту «закрепления мест», напечатанной в Известиях по СПб епархии: «Нѣтъ сомнѣнія, что при замѣщеніи праздныхъ мѣстъ въ клирѣ не хотятъ связывать воедино два акта, не всегда удобосовмѣстимые: женитьбу—актъ нравственный, волевой, основанный на взаимности чувствъ брачущихся,—и полученіе мѣста—актъ юридическій, покоющійся на правахъ образованія и иныхъ законосообразныхъ условіяхъ. Закрѣпленіе мѣста за невѣстою какъ бы предполагаетъ, что закрѣпляющая власть знать не хочетъ чувствъ жениха къ невѣстѣ и невѣсты къ жениху: „бери, что даютъ", пусть это даяніе во всѣхъ отношеніяхъ не благо:—убого, уродливо, глупо, неряшливо, свирѣпо... … Но какой грѣхъ, что безнравственнаго, если мѣсто будетъ предоставлено достойнѣйшему претенденту, который вмѣстѣ съ тѣмъ вступаетъ въ бракъ не вопреки чувству, не по торгашескимъ расчетамъ, а по влеченію сердца, пользуясь взаимностью со стороны невѣсты? Чаще всего и бываетъ, что сначала избирается путемъ обычнымъ, какъ и всюду на свѣтѣ дѣлается, суженый-ряженый, а уже потомъ, послѣ избранія, вчиняются просьбы о закрѣпленіи мѣста за избранною невѣстою. Кажется, нѣтъ ровно ничего противнаго божескимъ и человѣческимъ законамъ въ такомъ оборотѣ дѣла!... … Устройство хотя бы и одной дѣвицы въ многочадной семьѣ—не пустое дѣло, при нашихъ грошевыхъ пенсіяхъ и скудныхъ пособіяхъ изъ благотворительныхъ учрежденій, при нашемъ голомъ „бобыльствѣ", безземеліи и неимѣніи крова по выходѣ заштатъ. Около одной устроенной на насиженномъ мѣстѣ дѣвицы проживутъ въ лучшихъ условіяхъ и другія неустроенные члены семьи и самъ заштатный клирикъ. Не будетъ въ этомъ случаѣ нужды разорять до основанія съ большими трудами свитое родное гнѣздо: оно перейдетъ въ надежныя, родственныя прежнимъ владѣльцамъ руки и послужитъ на пользу тѣмъ, кто его вилъ, лелѣялъ. Развѣ преступно такъ думать и дѣйствовать?...» --- Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw] | | Лайк (8) |
160562 г.Владимир Сообщений: 581 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 267
| Наверх ##
3 декабря 2021 20:03 Разрешите задать маленький вопросик: кто такая попадья?это жена священника или других священнослужителей? --- Ищу сведения о Чельцовых,Богомоловых и Мартыновых из Рязанской губ,и сведения о Кораблиных , Нафанайловых ,Николаевых из Самовец Козловского уезда.,Киселевы,Карасевы Владимирская губ .Меленковский уезд | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4150 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11095 | Наверх ##
3 декабря 2021 20:12 Попадья - это жена попа. Посвящение в попа - это посвящение во священника. Что-то еще неясно? :-) --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9554 | Наверх ##
3 декабря 2021 23:45 160562 Жёны священнослужителей - попадья и диаконица. Жёны церковнослужителей - дьячиха и пономарица, для более поздних - псаломщика и алтарника - общеупотребительных слов придумать не успели --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 907
| Наверх ##
4 декабря 2021 11:10 ИнокКент написал: [q] Жёны церковнослужителей - дьячиха и пономарица[/q]
Если не ошибаюсь, жена дьячка - дьячица. По крайней мере в XIX веке. Кстати, а когда появился термин алтарник? Я понимаю, что он использовался в советское время, но вот когда появился именно в названии должности, поскольку в переносном смысле он мог использоваться и раньше в отношении других должностей и кажется даже в библии есть? | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7604 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4230 | Наверх ##
4 декабря 2021 13:38 ВадимЗ написал: [q] Если не ошибаюсь, жена дьячка - дьячица. [/q]
Дьячиху видела неоднократно. И пономарицу тоже. Дьячицу не встречала ни разу. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
|