Генеалогия священников
Общая тема
| Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 30 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2546 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9749 | Наверх ##
10 апреля 2021 23:46 irinamorozko написал: [q] А пономарь и дьячек, это не одно и тоже?[/q]
Вообще говоря, тогда - нет. Точнее, "не вполне". Дьячок - это "чтец", церковнослужитель, непосредственно принимающий участие в богослужениях. Пономарь (парамонариос, привратник) - служитель при церкви. Дьячок мог быть указный (получивший указ служить при конкретной церкви) либо стихарный - посвящённый в стихарь, принятый (если до того не был) в духовное сословие и "имеющий право"... Пономарям, вообще говоря, жилось проще, ими, например, куда чаще были миряне (соответственно, дьячок - это, как правило, лицо, принадлежащее к духовному сословию, либо по рождению, либо приписанный, "исключённый из подушного оклада", то есть переставший как духовное лицо платить налоги, после посвящения в стихарь). И мне ни единого раза не встречалось упоминание о посвящении в стихарь пономаря (если кто встречал - просветите, интересно). Церковные доходы, в частности, ругу, они традиционно разбирали поровну - обычно священник забирал себе половину, дьякон получал четвертушку, а дьячок и пономарь делили оставшееся - по одной восьмой. Пономари часто заменяли дьячков, тоже "участвовали" - к середине 1860-х Святейший Синод это, наконец, признал, упразднил обе должности и всех начал называть одинаково - псаломщик. | | Лайк (1) |
| irinamorozko Сообщений: 315 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 101
| Наверх ##
11 апреля 2021 0:00 11 апреля 2021 0:01 >> Ответ на сообщение пользователя ИнокКент от 10 апреля 2021 23:46 В КВ - дьячек, дьяческий сын посвящён в пономаря. Это повышение по службе? Можно отнести его к духовному сословию ? | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2546 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9749 | Наверх ##
11 апреля 2021 10:12 11 апреля 2021 10:13 irinamorozko написал: [q] дьячёк, дьяческий сын посвящён в пономаря. Это повышение по службе?[/q]
Вы пропускаете два знака препинания (точнее, их пропустили в клировой ведомости): "Дьячок Василий Иоаннов (точка). Дьяческий сын (точка). Посвящён в пономаря... <10.01.1813>, на настоящее же место переведён... <27.02.1819>". Последовательность такова. До 1813 - "просто" дьяческий сын, не служил. В 1813 посвящён в пономари. В 1819 переведён к Троицкой церкви с. Высокое - и дьячком стал только после этого! По смыслу, в принципе, по деньгам - "то же на то же". Но исходя из тогдашних реалий - да, это можно считать "повышением". И разумеется, исходя из текста клировой ведомости - он, безусловно, принадлежит к духовному сословию. Поскольку подразумевается по умолчанию, в противном случае это было бы прямо указано, фразой типа "пономарскую должность правит крестьянин деревни такой-то Имярек"... | | |
kosttta Липецк Сообщений: 433 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 986 | Наверх ##
11 апреля 2021 10:39 ИнокКент написал: [q] И мне ни единого раза не встречалось упоминание о посвящении в стихарь пономаря (если кто встречал - просветите, интересно)[/q]
Из разбора СЦС 1755 г.
 --- Константин
Венценосцевы, Климкины, Сипягины, Шивановы, Левины - Пензенская, Саратовская, Тамбовская губ.
| | |
Florovsky Москва Сообщений: 1379 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2104 | Наверх ##
11 апреля 2021 11:02 ИнокКент написал: [q] И мне ни единого раза не встречалось упоминание о посвящении в стихарь пономаря (если кто встречал - просветите, интересно).[/q]
Из ведомости о Соборной Рождества Пресвятой Богородицы Церкви, что в городе Кексгольме за 1854 год: «Пономарь Константин Андреев Флоровский 23 года. Священнический сын. 1845 года Июля, 11 дня исключен из Александро-Невского уездного Духовного училища высшего отделения. Того же года Сентября, 19 дня определен в число послушников Александро-Невской Лавры. 1848 года Июля, 8 дня по резолюции Его Преосвященства Нафанаила Епископа Ревельского Викария С.Петербургской Митрополии определен указом С.Петербургской Духовной Консистории за № 2828 к сему Собору исправляющим должность Пономаря впредь на два года. 1850 года, 30 Июля Преосвященным Христофором Епископом Ревельским посвящен в стихарь с определением к сему же Собору. Ставленную Грамоту имеет.
 --- Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw] | | |
| irinamorozko Сообщений: 315 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 101
| Наверх ##
11 апреля 2021 12:53 >> Ответ на сообщение пользователя ИнокКент от 11 апреля 2021 10:12 Большое спасибо за подробный ответ и разъяснения! | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2546 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9749 | Наверх ##
11 апреля 2021 15:35 Florovsky, kosttta, спасибо! Пономарь в соборной церкви - это ступенька к дальнейшей карьере. Тут всё логично. Именно такое мне раньше не встречалось. А в остальных случаях, как правило, для пономаря посвящение в стихарь состоялось раньше, в семинарии или даже в духовном училище. Просто дьячковского места пока не было... | | |
Florovsky Москва Сообщений: 1379 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2104 | Наверх ##
11 апреля 2021 17:27 ИнокКент написал: [q] Пономарь в соборной церкви - это ступенька к дальнейшей карьере. [/q]
В моем случае - нет. Он всю жизнь прослужил пономарем, сначала - в Кексгольме, потом - в Ропше. --- Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw] | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2546 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9749 | Наверх ##
11 апреля 2021 17:35 Florovsky написал: [q] В моем случае - нет.[/q]
По смыслу. Не по факту. | | |
ozerskaya Калининград Сообщений: 4088 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3656 | Наверх ##
11 апреля 2021 17:59 ИнокКент написал: [q] И мне ни единого раза не встречалось упоминание о посвящении в стихарь пономаря (если кто встречал - просветите, интересно).[/q]
Просвещаю Клировые ведомости 1816 года, г. Стародуб и г.Погар Черниговской губернии.Там есть вопрос: Чей сын, когда рукоположен, (о священнике) а дьячёк и пономарь при указе ли, или в стихарь посвящены и когда ...Примерыг.Стародуб Стихарный дьячок Филип Постарнаков -26, жену имеет, в семинарии не был, сын козачий, посвящён в стихарь 1811 года Стихарный понамарь Иван Кочановский - 18, холост, в семинарии на был, сын дьячковский, посвящён в стихарь 1812 года Во многих церквях написано - дьячковское и понамарское места праздны. г.Погар Понамарь Семен Вышнявский -32 года, в семинарии - не был, священнический сын, посвящён в стихарь 1807 года ноября 8 дня, нередко напивается, при должности же ...? при которой находиться в надежде исправления может. Пономарь Семен Грибанский- 26 лет, в семинарии - не был, мещанский сын, посвящён в стихарь 1803 года, ноября 13 дня. Для сравнения: Указный дьячок Ермолай Гуля, 23 года, холост, принят из козачьяго звания в духовное и определён к сей церкви дьячком 1815 года августа 18 дня, Указный пономарь Иван Зафалинский, 24 года, сын священника из г.Глухова, --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
|