Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 888 889 890 891 892 * 893 894 895 896 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (2)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9560

kruglovboris написал:
[q]
Ведомости младших курсов семинарии. А что из себя представлял этот документ? Что в нем есть?
[/q]

Прежде всего, естественно, оценки. Но...
Единственное, что в нём действительно представляет интерес - в семинарских ведомостях всегда указывалось место службы отца. О каждом студенте там писали примерно так: "Михаил Знаменский, Переславского уезда села Сигорь умершего дьякона Тихона Васильева сын"...
Для "разматывания вверх" по мужской линии - едва ли не самый полезный документ.
Кроме того, при работе с такими ведомостями настоятельно советую на всякий случай "брать на карандаш" и потом проверять всех однокашников с подходящими отчествами - достаточно часто выпускники семинарий женились на сёстрах своих одноклассников (у меня таких человек пять, один, правда, женился не на сестре, а на племяннице - это было несколько сложнее...), тогда и женская линия размотается.

kruglovboris написал:
[q]
что даст личное дело дочери в плане информации
[/q]

Две вещи.
Во-первых, если действительно сохранилось "личное дело", что бывает редко - есть шанс найти копию метрической выписки. Когда не сохранились МК по нужной церкви - документы учебных заведений иногда закрывают лакуну.
Во-вторых, в делах семинарий и училищ порой откладываются, например, прошения родителей или родственников о приёме или переводе на казённое содержание - аргументация в таких прошениях иногда содержит массу фактического материала (о составе семьи, жизненных обстоятельствах, имуществе и т.п.).
Удачи!
Лайк (2)
kosttta

kosttta

Липецк
Сообщений: 436
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 983

clerkenwell написал:
[q]
с. Демшино Липецкого уезда Ивану Климентову 1716 г.р.
[/q]

Липецкий уезд был образован только в 1779 г. Видимо имеется в виду город Демшинск Демшинского уезда, который, в свою очередь, утерял статус уездного города и стал селом Никольским Усманского уезда. Подробнее здесь:
http://rustemple.narod.ru/lp_nikolskoe_usm.html
В ГАВО (Воронеж) есть дело: ф. И18 опись 1 дело 65 "Ревизские сказки однодворцев, служащих воеводской канцелярии, священников церкви Иоанна Предтечи г. Демшинска". 2 ревизия 1744 г. Теоретически можно посмотреть в Воронежском АИС.
---
Константин
Венценосцевы, Климкины, Сипягины, Шивановы, Левины - Пензенская, Саратовская, Тамбовская губ.
kosttta

kosttta

Липецк
Сообщений: 436
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 983

clerkenwell написал:
[q]
Усманский уезд, Христорождественская церковь с. Демшино
[/q]

В том же архиве:
ф. И18 опись 1 дело 16 "Ревизские сказки однодворцев городовой, полковой, солдатской, рейтарской, стрелецкой, казачьей, пушкарской, копейной служб, священнослужителей, отставных военных нижних чинов, о помещичьих крестьянах и дворовых людях Усманского уезда 1744 г., 2-я ревизия
с. Демшино лл.601,602,607
---
Константин
Венценосцевы, Климкины, Сипягины, Шивановы, Левины - Пензенская, Саратовская, Тамбовская губ.
Лайк (2)
VL49

Одесса
Сообщений: 106
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 116

ИнокКент написал:
[q]

AK-63 написал:
[q]

Вообще, разница между дьячком и пономарем была, по сути, скорее символической.
[/q]


В деньгах её не было вообще. С XVIII века руга или церковные доходы традиционно делились между членами причта так: половина священнику, четверть дьякону и по одной восьмой дьячку и пономарю...
Так что вступая во второй брак и слагая сан, священник-двоежёнец падал в доходах вчетверо.
[/q]


У меня такой вопрос к знатокам:
Служит в 1720 г. молодой поп Иван, 25 лет, у него есть сын 3 лет. Соответственно матушка ненамного моложе. В 1745 г. он в той же должности и в том же селе, т.е. 25 лет беспорочной службы. И вдруг в 1755 г. неожиданность:
этот бывший поп Иван Васильев писан церковником и переведен в другое село. Его сын-дьякон "по указу от того села отрешен и велено ему искать иного прихода". Место попа достается племяннику. Но самое интересное: у бывшего престарелого попа Ивана оказался еще один сынок 3 лет, которого матушка родить вряд ли могла. Предполагаю двоеженство. Выйти за штат и кормиться у сыновей он не может(другой сын -калека), а кормить жену и трехлетнего сына нужно. Вот и снят сан, вот он церковник в другом селе.
Возможно такое объяснение или тут другие грехи? Добавлю, что сын дьякон, которому велено искать другого прихода, посвящен в священники на Москве и закончил жизнь достойно и в почете.


---
Ищу сведения о Панкратовых
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6133
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8534

VL49 написал:
[q]
Возможно такое объяснение или тут другие грехи?
[/q]


Даже если и были другие грехи, для того, чтобы вступить во второй брак, священник был обязан сложить сан.

"святая Божия проповедь после Христова пришествия, по превосходству чести священства, не допускает до священства тех, которые, по кончине жены первого брака, сочетались вторым браком". (Греческая патрология, 41:1024А)
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Лайк (1)
AnnaK-va

AnnaK-va

Сообщений: 230
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 287

VL49 написал:
[q]
Вот и снят сан, вот он церковник в другом селе
[/q]

Это скорее не двоеженство, а второй брак после смерти жены. Вторые браки вдовым священнослужителям разрешали при снятии сана. А кормиться действительно как – то надо, вот и устраивались причетниками – церковнослужителями. Кстати, могли оставаться в этом же приходе, в этой же церкви причетниками, если позволял штат и согласие прихода.
А у сына его, дьякона, своя история, не связанная с отцом. Возможно, в церкви осталась по штату одна единица священника, без дьякона, поэтому переходил в другой приход. Это 1755 год, попы еще могли выбираться приходом.


AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 742
Вообще-то все вышеописанное выглядело более или менее обычным делом для второй половины XIX - начала ХХ века. В первой же половине XVIII века все было куда суровей, и для овдовевшего попа тогда, по сути, была одна дорога - в монастырь (лишь в лучшем случае - с отсрочкой на несколько лет). По крайней мере, в Тобольской епархии было так. На вступивших во второй брак дьячков и пономарей и то смотрели с неодобрением, а чтобы такой номер прошел у священника или дьякона (хотя бы и со снятием сана) - с этим я в документах того времени не сталкивался ни разу.
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Intellectual70
лейб-гвардеец

Россия
Сообщений: 976
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 880
Добрый вечер, форумчане!

Подскажите, пожалуйста, во сколько лет (по общему правилу) завершалось обучение в духовном училище в первом десятилетии 20 века?
---
Честь и Слава

Потомок Саратовской ветви князей Енгалычевых
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2527
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9560

Intellectual70 написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, во сколько лет (по общему правилу) завершалось обучение в духовном училище в первом десятилетии 20 века?
[/q]

Формально "духовных училищ" было два - двухлетнее приходское и трёхлетнее уездное. Но очень часто это было одно и то же училище, официально называвшееся "уездное и приходское духовное училище". В начальные учебные заведения традиционно принимали с 10 лет. Таким образом, молодой человек, как правило, оканчивал духовное училище в 15 лет (как раз достигая канонического возраста для поступления на службу дьячком или пономарём, с 1860-х - псаломщиком) и затем, если повезёт, шестилетний курс семинарии в 21 год.
Те, кто после духовной семинарии поступал в университеты, "сразу" проигрывали выпускникам гимназий 3-4 года...
Лайк (2)
Florovsky

Florovsky

Москва
Сообщений: 1362
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2055

Intellectual70 написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, во сколько лет (по общему правилу) завершалось обучение в духовном училище в первом десятилетии 20 века?
[/q]

Из устава ДУ 1884 года:
"§ 9. Въ училище полагается четыре класса съ годичнымъ курсомъ въ каждомъ.
§ 73. Въ первый классъ поступаютъ дети въ возрасте отъ 10 до 12 летъ, обученные читать и писать по русски и читать по славянски, знающіе общеупотребительныя молитвы, символъ веры и заповеди, по арифметике первыя два действія, съ таблицею умноженія".

Т.о. заканчивали обучение в ДУ в 14 - 16 лет.
---
Ищу информацию о Флоровских (Фроловских), Самсониевских (Самсоньевских). Районы проживания: СПб; СПб. губ.; Архангельск; Олонецкая губ. (Моша); Выборгская губ. (Кююрёля). Родословная таблица: https://disk.yandex.ru/i/6n7TdiVjRNHBpw]
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 888 889 890 891 892 * 893 894 895 896 ... 1207 1208 1209 1210 1211 1212 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈