Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | Наверх ##
11 декабря 2020 19:02 elena_krd Лена! Вот как раз "дворяне белорусской губернии" меня ничуть не напрягли. Василий - 1756 года. Если он не имел отношения к старой шляхте, а стал дворянином по статской службе или ордену до 45 лет - что более чем вероятно, то есть до 27 февраля 1802, когда Белорусская губерния (с центром как раз в Могилёве!) была разделена на Витебскую и Могилёвскую, то и должен был подавать документы и получать подтверждение дворянского статуса в Белорусском губернском дворянском собрании. И естественно, что его дети, если они были причислены вместе с отцом (тогда, правда, только по ордену - или же только старший сын, если после его причисления сыновей больше не рождалось), писались "из дворян Белорусской губернии"... | | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 445
| Наверх ##
14 декабря 2020 16:14 Доброго дня!
Продвинулся в своих поисках. Кстати спасибо AK-63 за совет - смотреть родственников жены в метриках детей. Выяснилось, что один из предков (Низяев Семен Александрович) был дьяком в Колывани (ныне Новосибирская область). Предок упомянут в Справочной книге Состав священно-церковнослужителей Томской епархии за 1886 год. Но умер в 1887 году. По данным Справочной книги обучался в Томской духовной семинарии, но не окончил ее. Рукоположен в дьяконы в 1885 году. Назначен псаломщиком в 1875 году. Метрические книги троицкой церкви колывани за нужные годы (предполагаемый брак 1878-1880, рождение дочери 1881 г.) не сохранились. Томские епархиальные ведомости начали выходить только в 1880 году. Посоветуйте что и где еще можно поискать.
Спасибо, --- С уважением,
Борис Круглов | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | Наверх ##
14 декабря 2020 18:29 kruglovboris Навскидку: 1) Клировые ведомости соответствующих церквей и дела о назначениях в фонде Томской консистории. Исповедки по уезду (если сохранились). Это банально. 2) Ведомости младших курсов семинарии (могут быть в фонде консистории в Томске, а также в Казани, в фонде курировавшей регион духовной академии). Должны вывести на место службы отца Вашего Семёна. 3) Личные дела, ведомости, заявления о приёме и т.п. епархиального женского училища. Вдруг дочь училась... | | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 445
| Наверх ##
14 декабря 2020 19:50 14 декабря 2020 19:51 ИнокКент написал: [q] kruglovboris Навскидку: 1) Клировые ведомости соответствующих церквей и дела о назначениях в фонде Томской консистории. Исповедки по уезду (если сохранились). Это банально. 2) Ведомости младших курсов семинарии (могут быть в фонде консистории в Томске, а также в Казани, в фонде курировавшей регион духовной академии). Должны вывести на место службы отца Вашего Семёна. 3) Личные дела, ведомости, заявления о приёме и т.п. епархиального женского училища. Вдруг дочь училась...[/q]
Спасибо большое! Клировые ведомости не нашел. Но искал только через интернет (Новосибирский архив, Томский архив), поскольку сам нахожусь в Казахстане. Ведомости младших курсов семинарии. А что из себя представлял этот документ? Что в нем есть? Дочь училась, знаю годы учебы, а что даст личное дело дочери в плане информации? На момент поступления ее отца давно не было в живых. Вижу что много священников Низяевых в Калуге. Видимо корни оттуда, но никаких справочных книжек по Калужской епархии не увидел. Они в природе есть? С уважением, --- С уважением,
Борис Круглов | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9560 | Наверх ##
14 декабря 2020 20:24 kruglovboris написал: [q] Ведомости младших курсов семинарии. А что из себя представлял этот документ? Что в нем есть?[/q]
Прежде всего, естественно, оценки. Но... Единственное, что в нём действительно представляет интерес - в семинарских ведомостях всегда указывалось место службы отца. О каждом студенте там писали примерно так: "Михаил Знаменский, Переславского уезда села Сигорь умершего дьякона Тихона Васильева сын"... Для "разматывания вверх" по мужской линии - едва ли не самый полезный документ. Кроме того, при работе с такими ведомостями настоятельно советую на всякий случай "брать на карандаш" и потом проверять всех однокашников с подходящими отчествами - достаточно часто выпускники семинарий женились на сёстрах своих одноклассников (у меня таких человек пять, один, правда, женился не на сестре, а на племяннице - это было несколько сложнее...), тогда и женская линия размотается. kruglovboris написал: [q] что даст личное дело дочери в плане информации[/q]
Две вещи. Во-первых, если действительно сохранилось "личное дело", что бывает редко - есть шанс найти копию метрической выписки. Когда не сохранились МК по нужной церкви - документы учебных заведений иногда закрывают лакуну. Во-вторых, в делах семинарий и училищ порой откладываются, например, прошения родителей или родственников о приёме или переводе на казённое содержание - аргументация в таких прошениях иногда содержит массу фактического материала (о составе семьи, жизненных обстоятельствах, имуществе и т.п.). Удачи! | | Лайк (2) |
kosttta Липецк Сообщений: 436 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 983 | Наверх ##
15 декабря 2020 13:15 clerkenwell написал: [q] с. Демшино Липецкого уезда Ивану Климентову 1716 г.р.[/q]
Липецкий уезд был образован только в 1779 г. Видимо имеется в виду город Демшинск Демшинского уезда, который, в свою очередь, утерял статус уездного города и стал селом Никольским Усманского уезда. Подробнее здесь: http://rustemple.narod.ru/lp_nikolskoe_usm.htmlВ ГАВО (Воронеж) есть дело: ф. И18 опись 1 дело 65 "Ревизские сказки однодворцев, служащих воеводской канцелярии, священников церкви Иоанна Предтечи г. Демшинска". 2 ревизия 1744 г. Теоретически можно посмотреть в Воронежском АИС. --- Константин
Венценосцевы, Климкины, Сипягины, Шивановы, Левины - Пензенская, Саратовская, Тамбовская губ.
| | |
kosttta Липецк Сообщений: 436 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 983 | Наверх ##
15 декабря 2020 18:06 clerkenwell написал: [q] Усманский уезд, Христорождественская церковь с. Демшино[/q]
В том же архиве: ф. И18 опись 1 дело 16 "Ревизские сказки однодворцев городовой, полковой, солдатской, рейтарской, стрелецкой, казачьей, пушкарской, копейной служб, священнослужителей, отставных военных нижних чинов, о помещичьих крестьянах и дворовых людях Усманского уезда 1744 г., 2-я ревизия с. Демшино лл.601,602,607 --- Константин
Венценосцевы, Климкины, Сипягины, Шивановы, Левины - Пензенская, Саратовская, Тамбовская губ.
| | Лайк (2) |
VL49 Одесса Сообщений: 106 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 116
| Наверх ##
21 декабря 2020 11:37 ИнокКент написал: [q] AK-63 написал:
[q] Вообще, разница между дьячком и пономарем была, по сути, скорее символической.
[/q]
В деньгах её не было вообще. С XVIII века руга или церковные доходы традиционно делились между членами причта так: половина священнику, четверть дьякону и по одной восьмой дьячку и пономарю... Так что вступая во второй брак и слагая сан, священник-двоежёнец падал в доходах вчетверо.[/q]
У меня такой вопрос к знатокам: Служит в 1720 г. молодой поп Иван, 25 лет, у него есть сын 3 лет. Соответственно матушка ненамного моложе. В 1745 г. он в той же должности и в том же селе, т.е. 25 лет беспорочной службы. И вдруг в 1755 г. неожиданность: этот бывший поп Иван Васильев писан церковником и переведен в другое село. Его сын-дьякон "по указу от того села отрешен и велено ему искать иного прихода". Место попа достается племяннику. Но самое интересное: у бывшего престарелого попа Ивана оказался еще один сынок 3 лет, которого матушка родить вряд ли могла. Предполагаю двоеженство. Выйти за штат и кормиться у сыновей он не может(другой сын -калека), а кормить жену и трехлетнего сына нужно. Вот и снят сан, вот он церковник в другом селе. Возможно такое объяснение или тут другие грехи? Добавлю, что сын дьякон, которому велено искать другого прихода, посвящен в священники на Москве и закончил жизнь достойно и в почете. --- Ищу сведения о Панкратовых | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6133 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8533 | Наверх ##
21 декабря 2020 12:00 VL49 написал: [q] Возможно такое объяснение или тут другие грехи?[/q]
Даже если и были другие грехи, для того, чтобы вступить во второй брак, священник был обязан сложить сан. " святая Божия проповедь после Христова пришествия, по превосходству чести священства, не допускает до священства тех, которые, по кончине жены первого брака, сочетались вторым браком". (Греческая патрология, 41:1024А) --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (1) |
AnnaK-va Сообщений: 230 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 287 | Наверх ##
21 декабря 2020 20:17 VL49 написал: [q] Вот и снят сан, вот он церковник в другом селе[/q]
Это скорее не двоеженство, а второй брак после смерти жены. Вторые браки вдовым священнослужителям разрешали при снятии сана. А кормиться действительно как – то надо, вот и устраивались причетниками – церковнослужителями. Кстати, могли оставаться в этом же приходе, в этой же церкви причетниками, если позволял штат и согласие прихода. А у сына его, дьякона, своя история, не связанная с отцом. Возможно, в церкви осталась по штату одна единица священника, без дьякона, поэтому переходил в другой приход. Это 1755 год, попы еще могли выбираться приходом. | | |
|