Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Села предков

прошлое и настоящее

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 Вперед →
Модератор: Nathalie
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886
Пархомовка
Сквирский уезд

К этому селу у меня особое, трепетное отношение. История церковной жизни и храмового строительства в Пархомовке сама по себе достаточно интересна. Но сильнее всего меня влечёт к нему желание узнать тайны его связи с моими предками.
В Покровской церкви с. Пархомовка с 1888 г. по 1914 г. служил мой двоюродный прадед, Владимир Кириллович Ящуржинский. Его жена, Надежда Григорьевна, была дочерью предыдущего священника с. Пархомовка, Григория Михайловича Крыжановского. Её мать, Мария Ильинична, урожденная Жигаловская, и мать Владимира Кирилловича были двоюродными сестрами. Таким образом, Надежда Григорьевна была троюродной сестрой своего мужа, а Крыжановские приходились родственниками как Ящуржинским, так и Жигаловским.
В записках Е.В. Постниковой сказано, что этот приход в течение долгого времени принадлежал предкам её бабушки (Надежды Григорьевны Жигаловской) по женской линии, а на кладбище с. Пархомовка были похоронены мать Надежды Григорьевны Жигаловской и ещё какие-то её родственники. Но пока неизвестны ни девичья фамилия Вассы Ивановны, ни то, какие именно священники Пархомовки были её предками и родственниками, и непонятно, в какой степени эта информация достоверна.


[
Изображение на стороннем сайте: 4fd698e0f0cd.jpg ]


«Пархомовка, село при речке Таргане, в 7-ми верстах от Логвина. Жителей обоего пола: православных 1103, римских католиков 34, евреев 13; земли 2884 десятины. Около 1750 года Пархомовка куплена от Вишневецких Михаилом Глембоцким, вскорости перепродавшим это село майору Ивану Бутевичу; а этот в 1800 году продал Пархомовку Викентию Крыжановскому, сыну коего Фаддею и ныне он принадлежит. Церковь в честь Покрова пресвятыя Богородицы, перестроена из старой в 1820 году старанием помещика и прихожан. Прежняя церковь о пяти главах, по рассказам жителей, была очень старая, так что в 1771 году от ветхости развалилась. Из куполов церковных прихожане и тогдашний помещик Иван Бутевич построили на кладбище небольшую церковь во имя Иоанна Воина, в которой и отправляемо было богослужение до 1820 года. По штатам Пархомовская церковь состоит в 4-м классе, а земли имеет 38 десятин. К ней причислены две деревни по ручью Таргану: Тадеевка, в 4-х верстах от Пархомовки, при вершинах ручья Таргана. Основана в начале текущего столетия. Жителей обоего пола 672; земли 2072 десятины. Принадлежит Северину Викентьевичу Червинскому. Тарган, по тому же ручью, ниже Пархомовки на одну версту. Жителей обоего пола 570. Принадлежит к имениям Ивана Подгорского» (Похилевич).
Административное подчинение Пархомовки: в XVI-XVIII вв. – Брацлавский повет; в XIX в. – Сквирский уезд Киевской губернии. Сейчас Пархомовка принадлежит к Володарскому району Киевской области (Володарський район, Пархомівська сільська рада, с. Пархомівка).
Точная дата основания Пархомовки неизвестна. По одним источникам, уже в XVII веке в селе появилась первая церковь, по всей вероятности, деревянная. Похилевич пишет, что в 1771 г. она развалилась от ветхости, т.к. была очень старой.
По-другому описывает произошедшее современный историк В.С. Перерва в своей книге «Iз приходського життя с. Тадiiвки», посвященной приселку Пархомовки (т.е. деревне, относившейся к пархомовскому приходу) – Таддеевке: «Первая Покровская церковь была сооружена в Пархомовке помещиком и мирянами в 1771 г. В XVIII в. этот храм некоторое время пребывал в унии. Была церковь деревянной, построена из дуба, а крышу строители неосмотрительно сделали из сосны. Храм имел каменный фундамент, два боковых придела, и «утонченной резьбы, очень дорогой иконостас» . В конце XVIII в. вследствие непрочности крыши в середину храма упал центральный купол (всего их было 5), проломил пол и повредил иконостас. Последний же был совсем новым, его не успели даже покрасить. Величественная церковь, которая вмещала в себя до 700 человек, требовала долгого ремонта. Поэтому жители Пархомовки, Тадеевки и Таргана из того купола, который упал, наскоро соорудили храм на пархомовском кладбище. Помог тогдашний владелец Пархомовки Иван Бутович. По его просьбе церковь освятили в честь Иоанна Воина. Построена она была также из дуба, имела железный крест на куполе. Было в ней также два больших колокола (весом в 9 и 3 пуда) и два маленьких – по 1 пуду каждый. Но кладбищенский храм был очень тесен для прихожан трех сел. Вмещал он 50 человек в самом помещении церкви, и еще около 20 могло размеситься в притворе. Дала себя знать и скорая постройка – во время дождя церковь протекала . В довершение всех бед 2 февраля 1803 г. храм еще и обокрали. Покровская церковь стояла в центре села, а Иоанно-Воинская – за версту от него, и потому за ней не было надлежащего присмотра. Воры выломали железные двери и украли все, что было наиболее ценным: позолоченную и серебряную церковную утварь, и несколько комплектов одежды священника. Про этот случай было сообщено в полицию и Сквирское духовное управление . А когда с Пархомовской церкви упал еще один купол, прихожане пархомовского прихода взялись за её ремонт. Этому процессу мешал долгий конфликт тогдашнего пархомовского священника с помещиком, поскольку последний запрещал ремонтировать храм, обещая позднее построить каменную, а не деревянную церковь. Однако ни он, ни следующий владелец Пархомовки – Ф. Крыжановский с ремонтом не спешили. Более того, последний забрал на собственные нужды заготовленный селянами лес. Позднее пан пообещал вернуть дерево с излишком, да ещё помочь железом, деньгами и рабочей силой. Не забыл про пархомовский храм и прежний владелец, который прислал 200 руб. Были закуплены необходимые материалы, и достигнута договоренность с мастером, которому селяне даже вручили задаток – 50 руб.».
До конца так и осталось непонятно, одно и то же событие описывают Похилевич и Перерва, или разные: церковь в честь Покрова пресвятыя Богородицы о пяти главах, развалившаяся от ветхости в 1771 г., и построенный в 1771 г. Покровский храм о пяти же главах, где, вследствие непрочности крыши, вскоре упал центральный купол, повредив новый дорогой иконостас. И кто из авторов прав, или же правы оба: первая церковь развалилась от ветхости в 1771 г., а вторая, построенная в том же году, вскоре рухнула из-за ошибок в строительстве? Как-то не везло с храмами обитателям Пархомовки и её священникам… Да ещё вдобавок из кладбищенской церкви унесли всю дорогую церковную утварь и священнические облачения.
Оба историка сходятся в том, что с конца XVIII в. по 1820 г. в Пархомовке действовала только церковь Иоанна Воина, построенная на кладбище из купола Покровской церкви, маленькая и неудобная, и что следующая Покровская церковь была построена, точнее – перестроена из старой, в 1820 г.


Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886
«В 1811 г. митрополиту было направлено прошение священника и трех прихожан с просьбой о разрешении начать ремонт церкви. Разрешение было получено. А кладбищенскую церковь Иоанна Воина киевский митрополит тогда же приказал разобрать, а материал от неё использовать для сооружения церковной ограды, которой должна была быть обнесена обновленная Покровская церковь. Место же бывшего алтаря на кладбище было приказано огородить и накрыть, чтобы по нему не топтался домашний скот.
Теперь Покровский храм в Пархомовке имел только один купол. Из-за недостатка средств селяне еще довольно долго ремонтировали свою церковь. Только 11 сентября 1820 г. Сквирское духовное управление отрапортовало в Киев о завершении ремонта. Купол на ней был оббит новым матовым железом и покрашен золотой краской, на окнах были поставлены железные решетки; мастера закончили иконостас, и был настелен пол из сосны и березы» («Iз приходського життя с. Тадiiвки»).
Видимо, и эта церковь оказалась не слишком удачной, поскольку простояла недолго. Из клировой ведомости 1899 г. мы узнаём, что следующая церковь была «построена в 1872 г. тщанием прихожан. Зданием деревянная, ветхая. При ней колокольня такая же. В 1842 году церковь причислена к 4 классу; при ней по штату положено: священник один; диакон на псаломщическом месте, псаломщик второй и просфорня. Жалованье положено: священнику 300 руб., диакону 50 руб., псаломщику второму 38 руб. и просфорне 15 руб. Земля при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2 десят. 168 квадр. Сажен, пахатной 38 десят. 1623 квадр. саж., сенокосной 10 десят. 1088 квадр. саж., всего 51 десят. 479 квад. саж. Земли сии находятся в бесспорном владении причта. Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле со всеми постройками в 1894 г. составляют собственность церковную, дом флигель, половник, ледник, находящиеся на церковной земле, составляют собственность священника Владимира Ящуржинского» .
Интересно, что построенная в 1872 г. церковь была признана ветхой уже в 1899 г. И вот, наконец-то в 1903-1906 гг. в Пархомовке появилась новая каменная церковь, настоящее чудо русского модерна. Появление ее справедливо связывают с именем нового хозяина Пархомовки, хотя не обошлось тут и без участия местного священника. В 1893 году известный магнат В.Ф. Голубев (1841-1903), инженер путей сообщения, действительный статский советник, выкупил пархомовские земли у помещика К.К. Рудницкого. Голубев превратил Пархомовку в образцовое хозяйство со статусом «заповедного». Он не жалел денег на развитие села.
Для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, даже чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Из письма священника В.К. Ящуржинского Л.В. Голубеву от 9-го января 1905 года: «Дорогой Лев Викторович! Спешу написать Вам несколько слов под свежим впечатлением. Сегодня первый раз играли на присланном Вами граммофоне в Чайной. Граммофон великолепный, пластинки подобраны очень удачно. После краткой беседы с крестьянами в Чайной, - началась игра на граммофоне. Все слушатели, а их была «полная чайная», были в восторге и просили меня передать Вам большую благодарность» .
Виктор Фёдорович разработал детальный план строительства суконной фабрики на р. Тарган, притоке Роси. Однако эту инициативу Владимир Кириллович не поддержал. Он убедил В.Ф. Голубева в том, что прежде необходимо построить в селе новую церковь . В 1903 г. Виктор Фёдорович умер, не успев осуществить задуманное строительство новой церкви в Пархомовке. Его сыновья – Лев Викторович (1875-?) и Виктор Викторович (1878-1945), ориенталист, всю свою жизнь посвятивший изучению Дальнего Востока, – исполнили волю отца. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Виктора была построена в 1903-06 гг. по заказу Л.В. и В.В. Голубевых архитектором В.А. Покровским. Церковь, рассчитанная на две тысячи прихожан, объединена с пятиярусной колокольней и небольшой часовней-усыпальницей под шлемовидным куполом.


[
Изображение на стороннем сайте: cb238a1fdd20.jpg ]

Фото 2008 года.


Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886

[
Изображение на стороннем сайте: 78df0528e742.jpg ]

Фото 2008 г.

Мозаики «Спас Нерукотворный» и «Покров Богородицы» по эскизам Н. Рериха создал один из лучших мастеров того времени, В.А. Фролов, особым способом изготовивший в Петербурге смальту для мозаик.


[
Изображение на стороннем сайте: cff495567995.jpg ]

Фото 2008 г.

В архитектуре здания отразилось «неорусское» направление модерна, с применением мотивов романской и древнерусской архитектуры; активную роль в декоре играет также сочетание стилизованных надписей, выполненных славянской вязью и полууставным письмом, и языческих символов. В том же едином стиле были выдержаны каменная ограда и ворота, дом священника и сторожка.


[
Изображение на стороннем сайте: 58b9fc8b5535.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: d6542b58e271.jpg ]

Ворота Покровской церкви и домик священника. Фото 1908 г. (из книги Киркевич В.Г. "Церква Покрови пресвятої Богородиці")



Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886
Новая Покровская церковь «расположена в центре села на территории бывшей церковной усадьбы» (Памятники градостроительства и архитектуры УССР: иллюстрированный справочник-каталог (ПГА)) . Мне неизвестно, где происходили богослужения между 1903 и 1908 гг., сохранялась ли старая церковь в это время. Неизвестно так же, что стало со старым домом священника, в котором происходили события, описанные в «Записках…» Постниковой.
К слову, о «Записках…». Я совсем не уверена, что все, описанное автором, происходило на самом деле. Если роман между местным помещиком и женой священника действительно имел место, то завершился он до 1893 года, когда усадьба была продана пожилому действительному статскому советнику Голубеву. Лизе было в то время 9 лет, и скорее всего, все романы - плод воображения девочки, проявлявшей излишний интерес к взрослой жизни. Но если что-то все-таки было, и после того, как муж обо всем узнал, помещику пришлось продать усадьбу, - получается, что возникновением шедевра, Покровской церкви, мы обязаны этому недолгому роману.
До наших дней сохранился, хоть и в аварийном состоянии, домик священника, в котором до конца 1980-х гг. располагалось общежитие.


[
Изображение на стороннем сайте: c16cd69878ad.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: eed192ffaadf.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: 48d78166d0ca.jpg ]


Фото 2008 г.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886
Новаторство и отступление от канонов при строительстве церкви были так существенны, что разрешение освятить церковь было получено только через полтора года после окончания строительства. На освящение церкви собралась вся округа – присутствовало более четырех тысяч человек (возможно, среди них были и Ящуржинские, родственники первого настоятеля храма). 24 августа 1907 года высокопреосвященным Флавианом в сопровождении преосвященного Сергия и десяти священников было проведено освящение главного престола храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы и отслужена первая литургия. Настоятель церкви (В.К. Ящуржинский) выступил с проповедью, посвященной основателю храма Виктору Федоровичу Голубеву. Когда литургия закончилась, тут же, в храме, от имени прихожан Л.В. Голубеву была поднесена икона в знак благодарности за строительство храма. Затем была устроено обильное угощение для трёх тысяч крестьян. 26 августа был освящён алтарь во имя святого мученика Виктора. В маленькой церкви Святого Виктора, чуть ли не единственной во всем мире, были захоронены в цинковом гробу забальзамированные останки В. Ф. Голубева.


[
Изображение на стороннем сайте: 4d095c20a7db.jpg ]

Освящение Покровской церкви, 1907 г. (из книги Киркевич В.Г. "Церква Покрови пресвятої Богородиці")
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886
С момента освящения по 1914 г. настоятелем нового храма был Владимир Кириллович Ящуржинский.
По данным инвентаризации 1911 г., вся церковная утварь была в полной сохранности. Уникальные фотографии 1908 г. дают возможность увидеть эти предметы, не дожившие до наших дней, и интерьер храма.


[
Изображение на стороннем сайте: 2e54c4d45c56.jpg ]

Малый иконостас Покровской церкви. Фото 1908 года.


[
Изображение на стороннем сайте: 4ed6b79987b6.jpg ]

Предметы церковного обихода Покровской церкви. Фото 1908 года.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886
Покровская церковь была закрыта в 1929 г. «для передачи её под кинотеатр». Но средств на переоборудование у новой власти не нашлось. Раньше деньги на все нужды села и селян щедро выделяли Голубевы. Но Лев Викторович погиб во время гражданской войны, Виктор Викторович вынужден был уехать в Китай, прах Виктора Федоровича покоился в храме. И у сельских «активистов» зародилась мысль, что в захоронении В.Ф. Голубева может быть спрятано золото. Ломами и лопатами они вскрыли усыпальницу. Ничего ценного, конечно, не нашли, цинковый гроб кинули тут же, забальзамированные останки выбросили на улицу. Ночью пархомовские старушки тайком закопали их где-то в овражке подле сельского кладбища. Точное место захоронения неизвестно.
При немцах богослужения в храме возобновились. Как ни странно, продолжались они и после войны, до середины 50-х гг. В 1960 г. было принято окончательное решение о закрытии храма. Помещение храма стали использовать под склад для семян и удобрений. Сохранившуюся церковную утварь передали священнику с. Ожеговка: престол большой – 1, престол малый – 1, иконостас деревянный большой – 1, иконостас деревянный малый – 1, иконы бумажные – 31, в металлических окладах – 6, на холсте – 5.
В конце 1980-х началось возрождение храма, в 1990-е в нём возобновились богослужения. В 1993 г. в память обо всех добрых делах В.Ф. Голубева ему поставили памятник неподалеку от храма.
Казалось бы, всё возвращается на круги своя, справедливость торжествует. Но почему-то не радует это запоздалое коллективное прозрение. И позолота на памятнике Голубеву, хотели того создатели или нет, всегда будет напоминать о поисках золота в усыпальнице Виктора Фёдоровича, о надругательстве над его останками и осквернении храма…

[
Изображение на стороннем сайте: 709fee0e5084.jpg ]

В36 Ольга

г. Рязань
Сообщений: 221
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 594
Наталья, добрый день!
Ваш Стефан Иоаннович Ящуржинский - отец Марфы Стефановой Ящуржинской, которая вышла замуж за Иоанна Иосифовича Безвенглинского.

Отец Иоанна Иосифовича - Иосиф Яковлев Безвенглинский - родной брат моей прапрапрабабушки.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20886
В36 Ольга
Здравствуйте, Ольга!
Спасибо Вам за ценную информацию! Как потрясающе интересно!
У меня к Вам столько вопросов...
Иоанн Иосифович тоже был священником? Где он служил?
Знаете ли Вы что-нибудь о детях Иоанна и Марфы Безвенглинских?
Пишите мне, пожалуйста, здесь, или в личные, или на почту (адрес в профиле).
Еще раз благодарю. В такие минуты понимаешь, что не зря завела дневник.
Лайк (1)
nastazis
Новичок

Сообщений: 11
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 9
>> Ответ на сообщение пользователя Nathalie от 5 февраля 2015 11:41

Мой прапрадед Иван Жигаловский был священником в с. Зрайки
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 Вперед →
Модератор: Nathalie
Вверх ⇈