Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Села предков

прошлое и настоящее

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Nathalie
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Сопин


Современный вид села Сопин. Фото 2008 г.

В Успенской церкви села Сопин Махновского уезда в 1811-1829 гг. (очевидно, и раньше, и несколько позже) служил священником Иоанн Иоаннович Ящуржинский, прапрапрапрадед. Скорее всего, в этом селе родились все дети Иоанна Иоанновича: Григорий, Стефан, Василий, Анна. Во всяком случае, именно здесь проходило их детство, – а было оно трудным, дети росли без матери.
В 1838 г. приход перешел к его сыну, Стефану Иоанновичу Ящуржинскому, прапрапрадеду.
В 1840 г. в Успенской церкви села Сопин священник – Стефан Иоаннович Ящуржинский, диакон – Феодосий Иоаннович Ящуржинский (двоюродный прапрапрапрадед, сын Иоанна Павловича, то есть, дядя Стефана Иоанновича), дьячок стихарный – Ипатий Иоаннов Волошкевич (брат жены Стефана Иоанновича).
В селе Сопин прожил большую часть своей жизни Стефан Иоаннович Ящуржинский. Здесь росли все его дети, здесь родились младшие. Всего у Стефана Иоанновича было 10 детей: Кирилл, Павола старшая, Марфа, Петр, Анастасия, Мария, Павола младшая (родилась после смерти Паволы старшей), Иоанн, Анна, Андрей.
Марфа Стефанова Ящуржинская вышла замуж за священника Иоанна Иосифова Безвенглинского. (удивительным образом встретились мы на ВГД со свойственницей, у которой в роду были Безвеглинские).
Стефан Иоаннович скончался в августе 1861 года; приход был оставлен за семьей: в ноябре того же года Мария Стефанова Ящуржинская обвенчалась с Иосифом Тимофеевым Грищинским, который и был рукоположен в Успенскую церковь Сопина.

Семьи священников в первой половине XIX века жили небогато. Вполне возможно, что их скромное жилище было похоже на эту старую хату.


[
Изображение на стороннем сайте: df5dedeb60e9.jpg ]

Старая хата в селе Сопин. Фото 2008 г.

«Сопин, село в 7-ми верстах от Ординец к западу, при почтовой дороге из Бердичева в Липовец, при вершине болотистого ручья Ольшанки. Земли 2262 десятины. Жителей обоего пола: православных 889, римских католиков 44. Церковь Успенская, деревянная, 7-го класса; земли имеет 46 десятин. Построена в прошлом веке, но неизвестно, в каком именно году» (Похилевич).
«Село Сопин. За адмін.поділом 16 ст. Брацлавський повіт. За адмін.поділом 19 ст. невідомо. За адмін.поділом 20 ст. Погребищенський район. Церква Успіння. Храм засновано: 18 ст. Коментар: дерев'яна церква Успіння 18 ст. » (Жарких Н.И. Храмы Подолья).
Административное подчинение XIX в.: до 1848 г. – Махновский уезд, после – Бердичевский. В настоящее время – Погребищенский район Винницкой области, Мончинська сільська рада, с. Сопин.
По результатам поездки 2008 года: Успенская церковь была разобрана уже после войны, в хрущёвские или брежневские времена. На её месте был построен сельский клуб. Единственное, что напоминает о прошлом – более чем столетний каштан, который рос недалеко от входа в церковь.


[
Изображение на стороннем сайте: 77d676960de4.jpg ]

Старый каштан и клуб, стоящий на месте церкви. Фото 2008 г.

Иоанн Иоаннович Ящуржинский, скорей всего, был похоронен, как и подобает священнику, около церкви. Его могила находилась где-то там, где сейчас возвышается уродливая коробка сельского клуба. С захоронениями священников в Сопине власти поступили так же, как и во многих других местах: всё разворотили и останки выбросили.
Недалеко от села расположены два кладбища: современное, и старое, трехсотлетнее, полностью заросшее деревьями, кустарником и бурьяном, сквозь которые едва можно разглядеть холмики и редкие завалившиеся кресты. Пройти туда Рамловым не удалось. На этом старом кладбище, каким-то чудом уцелевшем, наверное, находили последнее пристанище многие члены семьи священников Ящуржинских. Ведь Ящуржинские служили в Успенской церкви села Сопин больше 50 лет, и за это время семью могла постигнуть не одна горестная утрата. Вероятно, здесь была похоронена и жена Иоанна Иоанновича, моя четырежды прабабушка Марфа Васильевна, так рано умершая, что имя её далеко не сразу удалось отыскать в архивных документах.


[
Изображение на стороннем сайте: 97389b3203b5.jpg ]

На первом плане – старое кладбище, вдали – современное. Фото 2008 г.



Прикрепленный файл: Старая хата в селе Сопин.jpg
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Збараж

В селе Збараж Махновского уезда в 1811 г., в семье священника Мануила Иоанновича Радецкого, жил его тесть, священник Фёдор Павлович Ящуржинский (брат Иоанна Павловича). Очевидно, приход перешел к зятю от тестя, так как Фёдор Павлович ранее служил в этой церкви: в 1791 г. в Збаражской церкви Прилуцкого деканата настоятель – ксёндз Теодор Ящуржинский. Еще ранее в этой церкви мог служить его отец, Павел Ящуржинский, мой шесть раз прадед. Тогда именно Збаражу принадлежит пальма первенства.
«Збараж, село на левой стороне речки Десны, в которую в селении впадает ручей Пытай, разделяющий селение на две части: южную, или собственно Збараж, и северную, называемую Губином. Первая часть имеет земли 1114 десятин, а жителей обоего пола 609 и принадлежит Магдалине Абрамович. Вторая часть заключает 891 десятину земли и 322 жителей обоего пола и составляет собственность помещика Доминика Завистовского. Деревня Германовка лежит на правой стороне речки Десны, несколько ниже Збаража, составляя отдельную часть, принадлежащую Завистовскому же. Жителей в ней обоего пола 297; земли 937 десятин. В древности Збараж и Губин составляли одно селение, укрепленное земляными валами и рвами. Остатки этих валов высотою до 3 1/2 саженей, и рвов длиною до 500 саженей, огибающих Збараж и Губин, приметны и ныне. Но Збараж, при коем Хмельницкий сражался с поляками, западнее. Церковь Свято-Успенская, каменная, построена прихожанами 1799 года, на место прежней деревянной. Колокольня деревянная. По штатам отнесена к 5-му классу; земли имеет 44 десятины. В церкви замечателен образ святителя Николая, признаваемый в окрестностях чудотворным. На поклонение к нему стекается, особенно летом, множество народа» (Похилевич).


[
Изображение на стороннем сайте: d17abbde24d1.jpg ]

Церковь в селе Збараж. Фото 2008 г.

«Село Збараж. За адмін.поділом 16 ст. Брацлавський повіт. За адмін.поділом 19 ст. невідомо. За адмін.поділом 20 ст. Козятинський район. Коментар : згадується з 18 ст. [Історія міст і сіл УРСР : Вінницька область. – К. : ГРУРЕ, 1972 р]. Церква Успіння. Храм засновано: 1799 р.Коментар: Церква : у ній знаходилися образи св.Миколи та богородиці, що їх змалював в 1622 р. Гавриїл Попандопуло [Жолтовський П.М. Художнє життя на Україні в 16 – 18 ст. – К. : 1983 р., с. 155; Щербина В.І. Нові студії з історії Києва. – К. : 1926 р., с. 72]. Мурована церква Успіння 1799 р. [Zrodla do dziejow rozgraniczenia diecezji lacinskich w Cesarstwie Rosyjskim w polowie 19 wieku. – Lublin : 2000, t. 1, cz. 1 = 24, 183 , s. 148]. Церкви нема [Карта Винницкой области : 1992 г.]» (Жарких).
Административное подчинение XIX в.: до 1848 г. – Махновский уезд, после – Бердичевский. В настоящее время – Козятинский район Винницкой области, Збаразька сільська рада, с. Збараж.
Хотя, по сведениям Н. Жарких, церковь не сохранилась, на самом деле старое деревянное здание церкви существует. При советской власти в нём размещался клуб. В настоящее время церковь реставрируется. Трудно сказать, насколько старинное это здание, но выглядит оно достаточно старым. Похилевич пишет, что церковь 1799 г. постройки была каменной. Либо он ошибся (что маловероятно), либо по каким-то непонятным причинам каменную церковь во второй половине XIX в. или в начале XX в. заменили деревянной (что тоже достаточно странно).


[
Изображение на стороннем сайте: 2ca820c6536c.jpg ]

Церковь в селе Збараж, алтарная часть. Здесь находились могилы священников. Фото 2008 г.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Ординцы

В 1820 г. в церкви Святого Иоанна Богослова села Ординцы Махновского уезда священником служит Иоанн Михайлович Волошкевич, а дьячком – его зять, муж Евдокии Иоанновны, Стефан Иоаннович Ящуржинский. Не исключено, что их старший сын Кирилл родился в Ордынцах.
В 1840 г. Иоанн Михайлович по-прежнему священник Иоанно-Богословской церкви. Затем, где-то между 1840 и 1850 гг., приход переходит к его зятю, Василию Николаевичу Кудрицкому, мужу его младшей дочери Марии. Вероятно, это было связано с болезнью или смертью Иоанна Михайловича.
В 1851 г., после смерти Кудрицкого, приход переходит к внуку Иоанна Михайловича Волошкевича – Кириллу Стефановичу Ящуржинскому, сыну Евдокии Иоанновны. В Богословской церкви села Ординцы Бердичевского уезда прапрадед Кирилл Стефанович Ящуржинский служил с 1851 г. по 1878 г. Здесь родились все его дети.
«Ординцы, село в 2-х верстах от Булаев, при реке Роси, которой истоки находятся на полях этого села и в Черемошенском лесу. К западу от села, верстах в 3-х, проходит с севера на юг водораздельная линия между притоками Буга и Днепра. Жителей обоего пола 860. В 1741 году было 45 дворов. Ординцы вместе с селом Сопиным ныне принадлежат Генриху Ярошинскому. Церковь во имя Иоанна Богослова, деревянная, 5-го класса; земли имеет 42 десятины; построена 1852 года. Предшествовавшая церковь была построена в 1730 год, как значится в визитах за 1741 и 1746 годы. Во время этих визит священником в ней был Даниил, презентованный в 1741 году княгинею Теофилею Вишневецкою» (Похилевич).
Как жаль, что фамилия этого Даниила нам неизвестна!


[
Изображение на стороннем сайте: 450208f3485c.jpg ]

Каменная церковь в селе Ординцы, повторяющая пропорции старой, деревянной. Фото 2008 г.

«Село Ординці. За адмін.поділом 16 ст. Брацлавський повіт. За адмін.поділом 19 ст. Бердичівський повіт 19 ст. За адмін.поділом 20 ст. Погребищенський район.Церква св.Іоана Богослова. Храм засновано: 1852 р. Коментар: Церква [Киевские епархиальные ведомости. Официальная часть, 1870 г., № 22, с. 137]. Дерев'яна церква св.Іоана Богослова 1852 р. [Zrodla do dziejow rozgraniczenia diecezji lacinskich w Cesarstwie Rosyjskim w polowie 19 wieku. – Lublin : 2000, t. 1, s. 151. ("Джерела до історії розмежування латинських єпархій в Російській імперії в с.19 ст." Т. 1, ч. 1, с.151)]. Церква є [Карта Винницкой области: 1992 г.» (Жарких).
Любопытно, что р. Рось, правый приток Днепра, берёт своё начало из источника поблизости с. Ордынцы, Погребищенского района, на рубежах Приднепровской возвышенности.
Административное подчинение села Ординцы: в XVI-XVIII вв. – Брацлавский повет; в XIX в. – Махновский, затем Бердичевский уезд Киевской губернии. В настоящее время – это Винницкая обл., Погребищенский р-н, Левківська сільська рада, с. Ординці (Ордынцы).
Согласно сведениям на 1992 г., церковь сохранилась.
По результатам поездки 2008 г.: на самом деле, на месте старой деревянной церкви построена новая каменная (с соблюдением размеров и пропорций старой церкви). Церковный двор существенно урезан. С одной стороны, на его территории расположена спортивная площадка, другая часть, где находились захоронения священнослужителей, присоединена к административному зданию.
Отец Василий, священник церкви Святого Иоанна Богослова села Ординцы, благословил нашу семью на проведение дальнейших поисков, подарил икону Иерусалимской Божьей матери и записал имена трёх «наших» священников, чтобы произносить их во время молитвы.


[
Изображение на стороннем сайте: b66822e7f7ba.jpg ]

Здесь, по словам о. Василия, располагалось церковное кладбище. Фото 2008 г.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Овечаче

В 1829 г. в с. Овечаче служил дьячком Феодосий Иоаннов Ящуржинский, брат прапрапрапрадеда Иоанна Иоанновича. Не исключено, что и в этой церкви служили более дальние предки.
«Овечаче, село на левой стороне реки Десны, в 10-ти верстах ниже м. Самгородка. Жителей обоего пола: православных 956, римских католиков 70; земли 2301 десятина. Принадлежит Леонарду Мадейскому. Церковь в память чуда бывшего в Колосаех от Архистратига Михаила, деревянная, 6-го класса; земли имеет 53 десятины; построена в 1799 году на место древнейшей» (Похилевич) .
«Село Овечаче. За адмін.поділом 16 ст. Брацлавський повіт. За адмін.поділом 19 ст. Бердичівський повіт 19 ст. За адмін.поділом 20 ст. Калинівський район. Коментар: згадується з к.17 ст. З 1964 р. зветься Дружне [Історія міст і сіл УРСР: Вінницька область. – К. : ГРУРЕ, 1972 р.; Українська РСР: адміністративно-територіальний поділ.- К.: Політвидав, 1969 р., т. 1 = 542 с.; т. 2 = 632 с. За цим довідником простежено зміни назв і підпорядкування населених пунктів.]. Церква невідомої назви. Храм засновано: 1799 р. Коментар: Церква [Киевские епархиальные ведомости, 1870 г., № 1, с. 5]. Дерев'яна церква 1799 р. [Zrodla do dziejow rozgraniczenia diecezji lacinskich w Cesarstwie Rosyjskim w polowie 19 wieku. – Lublin : 2000, t. 1, cz. 1, s. 148. ("Джерела до історії розмежування латинських єпархій в Російській імперії в с.19 ст." Т. 1, ч. 1, с. 148)]. Церкви нема [Карта Винницкой области: 1992 г.» .
Административное подчинение села Овечаче: в XVI-XVIII вв. – Брацлавский повет; в XIX в. – Махновский, затем Бердичевский уезд Киевской губернии. В настоящее время – это Винницкая обл., Калиновский р-н, Дружненська сільська рада, с. Дружне (Дружное). По результатам поездки 2008 года: деревянная церковь разрушена после войны; о том, что она была, ещё помнят старые жители села. На её месте стоит недостроенная каменная; денег на окончание строительства нет.


[
Изображение на стороннем сайте: c6c14dbdb472.jpg ]

Недостроенная новая церковь в селе Дружное. Фото 2008 г.

Между селами Дружное и Збараж, ближе к Дружному, расположено живописное озеро с дикими лебедями. Названия его я не знаю, поэтому назову просто Лебединым.


[
Изображение на стороннем сайте: 7ac9ab82f6f7.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: 5a0f6eb1dc36.jpg ]

Лебединое озеро. Таким же видели его мои предки двести лет назад. Фото 2008 г.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Маркуши

В 1811-1850 гг. в с. Маркуши служил священником Григорий Иоаннович Ящуржинский, двоюродный прапрапрадед.
В 1850 г. в с. Маркуши служил дьячком Феодосий Иоаннович Ящуржинский, двоюродный прапрапрапрадед, брат прапрапрапрадеда Иоанна Иоанновича.
«Маркуши, село в 7-ми верстах к юго-западу от Бердичева, при ручье, именуемом Глубокая долина. Жителей обоего пола: православных 532, римских католиков 100, евреев 10; земли 2308 десятин. Принадлежит с частию деревни Обуховки помещику Рафаилу Прушинскому. Церковь Михайловская, деревянная 5-го класса; земли имеет указную пропорцию; построена 1777 года. Приход ея, кроме села Маркуши, составляют две деревни: Обуховка, в 3-х верстах выше по тому же ручью; Житенцы, в 2-х верстах от Маркуш, при ручье Клитенке» (Похилевич) .
В настоящее время Маркуши принадлежат к Житомирской области – Бердичівський район, Маркушівська сільська рада, с. Маркуші.
Церковь в с. Маркуши была разобрана в 70-е годы. На ее месте школа и маленькая часовенка. Рядом с часовней сохранилась старая липа, которая одна лишь и помнит, что здесь когда-то была церковь.


[
Изображение на стороннем сайте: aebb3b762cbc.jpg ]

Часовня и старая липа – это всё, что напоминает о разрушенной церкви с. Маркуши. Фото 2008 г.

Маркуши – единственное из исследованных сел, где, после разрушения храма, было официальное перезахоронение с церковного кладбища. В присутствии священника из Бердичева на сельское кладбище перезахоронили останки неизвестного священника и его жены. Но могилы их безымянные, и найти их не удалось. Могу сказать только, что вряд ли этим священником был Григорий Иоаннович Ящуржинский, ведь после него в селе сменились еще несколько пастырей.


[
Изображение на стороннем сайте: ccb598c06a00.jpg ]

Пруд в селе Маркуши. Фото 2008 г.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Пархомовка
Сквирский уезд

К этому селу у меня особое, трепетное отношение. История церковной жизни и храмового строительства в Пархомовке сама по себе достаточно интересна. Но сильнее всего меня влечёт к нему желание узнать тайны его связи с моими предками.
В Покровской церкви с. Пархомовка с 1888 г. по 1914 г. служил мой двоюродный прадед, Владимир Кириллович Ящуржинский. Его жена, Надежда Григорьевна, была дочерью предыдущего священника с. Пархомовка, Григория Михайловича Крыжановского. Её мать, Мария Ильинична, урожденная Жигаловская, и мать Владимира Кирилловича были двоюродными сестрами. Таким образом, Надежда Григорьевна была троюродной сестрой своего мужа, а Крыжановские приходились родственниками как Ящуржинским, так и Жигаловским.
В записках Е.В. Постниковой сказано, что этот приход в течение долгого времени принадлежал предкам её бабушки (Надежды Григорьевны Жигаловской) по женской линии, а на кладбище с. Пархомовка были похоронены мать Надежды Григорьевны Жигаловской и ещё какие-то её родственники. Но пока неизвестны ни девичья фамилия Вассы Ивановны, ни то, какие именно священники Пархомовки были её предками и родственниками, и непонятно, в какой степени эта информация достоверна.


[
Изображение на стороннем сайте: 4fd698e0f0cd.jpg ]


«Пархомовка, село при речке Таргане, в 7-ми верстах от Логвина. Жителей обоего пола: православных 1103, римских католиков 34, евреев 13; земли 2884 десятины. Около 1750 года Пархомовка куплена от Вишневецких Михаилом Глембоцким, вскорости перепродавшим это село майору Ивану Бутевичу; а этот в 1800 году продал Пархомовку Викентию Крыжановскому, сыну коего Фаддею и ныне он принадлежит. Церковь в честь Покрова пресвятыя Богородицы, перестроена из старой в 1820 году старанием помещика и прихожан. Прежняя церковь о пяти главах, по рассказам жителей, была очень старая, так что в 1771 году от ветхости развалилась. Из куполов церковных прихожане и тогдашний помещик Иван Бутевич построили на кладбище небольшую церковь во имя Иоанна Воина, в которой и отправляемо было богослужение до 1820 года. По штатам Пархомовская церковь состоит в 4-м классе, а земли имеет 38 десятин. К ней причислены две деревни по ручью Таргану: Тадеевка, в 4-х верстах от Пархомовки, при вершинах ручья Таргана. Основана в начале текущего столетия. Жителей обоего пола 672; земли 2072 десятины. Принадлежит Северину Викентьевичу Червинскому. Тарган, по тому же ручью, ниже Пархомовки на одну версту. Жителей обоего пола 570. Принадлежит к имениям Ивана Подгорского» (Похилевич).
Административное подчинение Пархомовки: в XVI-XVIII вв. – Брацлавский повет; в XIX в. – Сквирский уезд Киевской губернии. Сейчас Пархомовка принадлежит к Володарскому району Киевской области (Володарський район, Пархомівська сільська рада, с. Пархомівка).
Точная дата основания Пархомовки неизвестна. По одним источникам, уже в XVII веке в селе появилась первая церковь, по всей вероятности, деревянная. Похилевич пишет, что в 1771 г. она развалилась от ветхости, т.к. была очень старой.
По-другому описывает произошедшее современный историк В.С. Перерва в своей книге «Iз приходського життя с. Тадiiвки», посвященной приселку Пархомовки (т.е. деревне, относившейся к пархомовскому приходу) – Таддеевке: «Первая Покровская церковь была сооружена в Пархомовке помещиком и мирянами в 1771 г. В XVIII в. этот храм некоторое время пребывал в унии. Была церковь деревянной, построена из дуба, а крышу строители неосмотрительно сделали из сосны. Храм имел каменный фундамент, два боковых придела, и «утонченной резьбы, очень дорогой иконостас» . В конце XVIII в. вследствие непрочности крыши в середину храма упал центральный купол (всего их было 5), проломил пол и повредил иконостас. Последний же был совсем новым, его не успели даже покрасить. Величественная церковь, которая вмещала в себя до 700 человек, требовала долгого ремонта. Поэтому жители Пархомовки, Тадеевки и Таргана из того купола, который упал, наскоро соорудили храм на пархомовском кладбище. Помог тогдашний владелец Пархомовки Иван Бутович. По его просьбе церковь освятили в честь Иоанна Воина. Построена она была также из дуба, имела железный крест на куполе. Было в ней также два больших колокола (весом в 9 и 3 пуда) и два маленьких – по 1 пуду каждый. Но кладбищенский храм был очень тесен для прихожан трех сел. Вмещал он 50 человек в самом помещении церкви, и еще около 20 могло размеситься в притворе. Дала себя знать и скорая постройка – во время дождя церковь протекала . В довершение всех бед 2 февраля 1803 г. храм еще и обокрали. Покровская церковь стояла в центре села, а Иоанно-Воинская – за версту от него, и потому за ней не было надлежащего присмотра. Воры выломали железные двери и украли все, что было наиболее ценным: позолоченную и серебряную церковную утварь, и несколько комплектов одежды священника. Про этот случай было сообщено в полицию и Сквирское духовное управление . А когда с Пархомовской церкви упал еще один купол, прихожане пархомовского прихода взялись за её ремонт. Этому процессу мешал долгий конфликт тогдашнего пархомовского священника с помещиком, поскольку последний запрещал ремонтировать храм, обещая позднее построить каменную, а не деревянную церковь. Однако ни он, ни следующий владелец Пархомовки – Ф. Крыжановский с ремонтом не спешили. Более того, последний забрал на собственные нужды заготовленный селянами лес. Позднее пан пообещал вернуть дерево с излишком, да ещё помочь железом, деньгами и рабочей силой. Не забыл про пархомовский храм и прежний владелец, который прислал 200 руб. Были закуплены необходимые материалы, и достигнута договоренность с мастером, которому селяне даже вручили задаток – 50 руб.».
До конца так и осталось непонятно, одно и то же событие описывают Похилевич и Перерва, или разные: церковь в честь Покрова пресвятыя Богородицы о пяти главах, развалившаяся от ветхости в 1771 г., и построенный в 1771 г. Покровский храм о пяти же главах, где, вследствие непрочности крыши, вскоре упал центральный купол, повредив новый дорогой иконостас. И кто из авторов прав, или же правы оба: первая церковь развалилась от ветхости в 1771 г., а вторая, построенная в том же году, вскоре рухнула из-за ошибок в строительстве? Как-то не везло с храмами обитателям Пархомовки и её священникам… Да ещё вдобавок из кладбищенской церкви унесли всю дорогую церковную утварь и священнические облачения.
Оба историка сходятся в том, что с конца XVIII в. по 1820 г. в Пархомовке действовала только церковь Иоанна Воина, построенная на кладбище из купола Покровской церкви, маленькая и неудобная, и что следующая Покровская церковь была построена, точнее – перестроена из старой, в 1820 г.


Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
«В 1811 г. митрополиту было направлено прошение священника и трех прихожан с просьбой о разрешении начать ремонт церкви. Разрешение было получено. А кладбищенскую церковь Иоанна Воина киевский митрополит тогда же приказал разобрать, а материал от неё использовать для сооружения церковной ограды, которой должна была быть обнесена обновленная Покровская церковь. Место же бывшего алтаря на кладбище было приказано огородить и накрыть, чтобы по нему не топтался домашний скот.
Теперь Покровский храм в Пархомовке имел только один купол. Из-за недостатка средств селяне еще довольно долго ремонтировали свою церковь. Только 11 сентября 1820 г. Сквирское духовное управление отрапортовало в Киев о завершении ремонта. Купол на ней был оббит новым матовым железом и покрашен золотой краской, на окнах были поставлены железные решетки; мастера закончили иконостас, и был настелен пол из сосны и березы» («Iз приходського життя с. Тадiiвки»).
Видимо, и эта церковь оказалась не слишком удачной, поскольку простояла недолго. Из клировой ведомости 1899 г. мы узнаём, что следующая церковь была «построена в 1872 г. тщанием прихожан. Зданием деревянная, ветхая. При ней колокольня такая же. В 1842 году церковь причислена к 4 классу; при ней по штату положено: священник один; диакон на псаломщическом месте, псаломщик второй и просфорня. Жалованье положено: священнику 300 руб., диакону 50 руб., псаломщику второму 38 руб. и просфорне 15 руб. Земля при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2 десят. 168 квадр. Сажен, пахатной 38 десят. 1623 квадр. саж., сенокосной 10 десят. 1088 квадр. саж., всего 51 десят. 479 квад. саж. Земли сии находятся в бесспорном владении причта. Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле со всеми постройками в 1894 г. составляют собственность церковную, дом флигель, половник, ледник, находящиеся на церковной земле, составляют собственность священника Владимира Ящуржинского» .
Интересно, что построенная в 1872 г. церковь была признана ветхой уже в 1899 г. И вот, наконец-то в 1903-1906 гг. в Пархомовке появилась новая каменная церковь, настоящее чудо русского модерна. Появление ее справедливо связывают с именем нового хозяина Пархомовки, хотя не обошлось тут и без участия местного священника. В 1893 году известный магнат В.Ф. Голубев (1841-1903), инженер путей сообщения, действительный статский советник, выкупил пархомовские земли у помещика К.К. Рудницкого. Голубев превратил Пархомовку в образцовое хозяйство со статусом «заповедного». Он не жалел денег на развитие села.
Для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, даже чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Из письма священника В.К. Ящуржинского Л.В. Голубеву от 9-го января 1905 года: «Дорогой Лев Викторович! Спешу написать Вам несколько слов под свежим впечатлением. Сегодня первый раз играли на присланном Вами граммофоне в Чайной. Граммофон великолепный, пластинки подобраны очень удачно. После краткой беседы с крестьянами в Чайной, - началась игра на граммофоне. Все слушатели, а их была «полная чайная», были в восторге и просили меня передать Вам большую благодарность» .
Виктор Фёдорович разработал детальный план строительства суконной фабрики на р. Тарган, притоке Роси. Однако эту инициативу Владимир Кириллович не поддержал. Он убедил В.Ф. Голубева в том, что прежде необходимо построить в селе новую церковь . В 1903 г. Виктор Фёдорович умер, не успев осуществить задуманное строительство новой церкви в Пархомовке. Его сыновья – Лев Викторович (1875-?) и Виктор Викторович (1878-1945), ориенталист, всю свою жизнь посвятивший изучению Дальнего Востока, – исполнили волю отца. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Виктора была построена в 1903-06 гг. по заказу Л.В. и В.В. Голубевых архитектором В.А. Покровским. Церковь, рассчитанная на две тысячи прихожан, объединена с пятиярусной колокольней и небольшой часовней-усыпальницей под шлемовидным куполом.


[
Изображение на стороннем сайте: cb238a1fdd20.jpg ]

Фото 2008 года.


Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256

[
Изображение на стороннем сайте: 78df0528e742.jpg ]

Фото 2008 г.

Мозаики «Спас Нерукотворный» и «Покров Богородицы» по эскизам Н. Рериха создал один из лучших мастеров того времени, В.А. Фролов, особым способом изготовивший в Петербурге смальту для мозаик.


[
Изображение на стороннем сайте: cff495567995.jpg ]

Фото 2008 г.

В архитектуре здания отразилось «неорусское» направление модерна, с применением мотивов романской и древнерусской архитектуры; активную роль в декоре играет также сочетание стилизованных надписей, выполненных славянской вязью и полууставным письмом, и языческих символов. В том же едином стиле были выдержаны каменная ограда и ворота, дом священника и сторожка.


[
Изображение на стороннем сайте: 58b9fc8b5535.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: d6542b58e271.jpg ]

Ворота Покровской церкви и домик священника. Фото 1908 г. (из книги Киркевич В.Г. "Церква Покрови пресвятої Богородиці")



Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Новая Покровская церковь «расположена в центре села на территории бывшей церковной усадьбы» (Памятники градостроительства и архитектуры УССР: иллюстрированный справочник-каталог (ПГА)) . Мне неизвестно, где происходили богослужения между 1903 и 1908 гг., сохранялась ли старая церковь в это время. Неизвестно так же, что стало со старым домом священника, в котором происходили события, описанные в «Записках…» Постниковой.
К слову, о «Записках…». Я совсем не уверена, что все, описанное автором, происходило на самом деле. Если роман между местным помещиком и женой священника действительно имел место, то завершился он до 1893 года, когда усадьба была продана пожилому действительному статскому советнику Голубеву. Лизе было в то время 9 лет, и скорее всего, все романы - плод воображения девочки, проявлявшей излишний интерес к взрослой жизни. Но если что-то все-таки было, и после того, как муж обо всем узнал, помещику пришлось продать усадьбу, - получается, что возникновением шедевра, Покровской церкви, мы обязаны этому недолгому роману.
До наших дней сохранился, хоть и в аварийном состоянии, домик священника, в котором до конца 1980-х гг. располагалось общежитие.


[
Изображение на стороннем сайте: c16cd69878ad.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: eed192ffaadf.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: 48d78166d0ca.jpg ]


Фото 2008 г.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3941
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20256
Новаторство и отступление от канонов при строительстве церкви были так существенны, что разрешение освятить церковь было получено только через полтора года после окончания строительства. На освящение церкви собралась вся округа – присутствовало более четырех тысяч человек (возможно, среди них были и Ящуржинские, родственники первого настоятеля храма). 24 августа 1907 года высокопреосвященным Флавианом в сопровождении преосвященного Сергия и десяти священников было проведено освящение главного престола храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы и отслужена первая литургия. Настоятель церкви (В.К. Ящуржинский) выступил с проповедью, посвященной основателю храма Виктору Федоровичу Голубеву. Когда литургия закончилась, тут же, в храме, от имени прихожан Л.В. Голубеву была поднесена икона в знак благодарности за строительство храма. Затем была устроено обильное угощение для трёх тысяч крестьян. 26 августа был освящён алтарь во имя святого мученика Виктора. В маленькой церкви Святого Виктора, чуть ли не единственной во всем мире, были захоронены в цинковом гробу забальзамированные останки В. Ф. Голубева.


[
Изображение на стороннем сайте: 4d095c20a7db.jpg ]

Освящение Покровской церкви, 1907 г. (из книги Киркевич В.Г. "Церква Покрови пресвятої Богородиці")
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Nathalie
Вверх ⇈