На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
Silvia Polyakova В главной книге по порядку, но мы тут за все это время так и не поняли, какой номер крестовый, а какой по гл книге. Причем я своего нашла в гл книге, но в ремесленной у него указано 2 номера и номер по главной книге не соответствует, это номер там написан как крестовый.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
А какова методика отдачи детей в крестьянские семьи? Крестьяне сами подавали запрос на детей или как? Смотрю, наш Тихон родился в день смерти родного ребенка приемной семьи. Там был младенец 2х недель. умер 7 июня 1881 г ( в этот же день родился и наш Тихон) и в деревню его забрали 20го июня. Т.е. еще, грубо говоря. колыбелька не остыла от родного ребенка. Понятно. что у кормилицы было молоко и поэтому ей ребенка и отдали. Но она сама искала, кого бы усыновить или администрация воспитательного дома как то отслеживала потенциальных кормилиц?
У Вас какой уезд? Если Рузский, то для многих это был промысел, так и называли "питомческий". Почему Вы считаете, что в 6 лет нужно было возвращать ребенка? Наоборот, ребенка передавали на воспитание вплоть до совершеннолетия. И все это время проверяли, делали выплаты, обучали ремеслам. Если ребенку дали возможность посещать школу, он научился читать и писать, также выплачивали деньги. Когда питомец становился совершеннолетним, то выдавалось пособие на причисление к мещанству.
p.s. Сама не понимаю, какой смысл был усыновлять 19-летнего юношу. Знаю, что он почти сразу женился на дочери усыновителя. Но он, вряд ли, находился в семье до усыновления - я не вижу его в Исповедных росписях села.
--- Фамильная тема Резцовы: https://forum.vgd.ru/post/1249/101017/p3032544.htm#pp3032544
Автор книги "Вера Холодная: Осколки мифов" https://t.me/oskolki_mifov
Все-таки, наверное, в Главной книге приоритетнее информация, чем в Ремесленной. Хотя кто знает.....
[/q]
Исходные номера присваивались по Главной книге - они идут по порядку, ограничены годом. Ребенок мог умереть через два дня, но номер у него сохранялся. Ремесленная книга для ограниченного числа питомцев (те, кто выжил; мальчики).
--- Фамильная тема Резцовы: https://forum.vgd.ru/post/1249/101017/p3032544.htm#pp3032544
Автор книги "Вера Холодная: Осколки мифов" https://t.me/oskolki_mifov
У Вас какой уезд? Если Рузский, то для многих это был промысел, так и называли "питомческий". Почему Вы считаете, что в 6 лет нужно было возвращать ребенка? Наоборот, ребенка передавали на воспитание вплоть до совершеннолетия. И все это время проверяли, делали выплаты, обучали ремеслам. Если ребенку дали возможность посещать школу, он научился читать и писать, также выплачивали деньги. Когда питомец становился совершеннолетним, то выдавалось пособие на причисление к мещанству.
p.s. Сама не понимаю, какой смысл был усыновлять 19-летнего юношу. Знаю, что он почти сразу женился на дочери усыновителя. Но он, вряд ли, находился в семье до усыновления - я не вижу его в Исповедных росписях села.
[/q]
Уезд Звенигородский. Судя по мк, там с тоже очень большой процент питомцев. Но усыновленных, кроме своего я не встречала. Только питомцы с номерами. "Мой" же упоминается без номера, как приемный сын. Т.ч. думаю, что и в нашем уезде это было "поставлено на поток". Да, работу читала. Вопрос про обучение в городе возник из опыта другой воспитанницы. Бабушка свекрови из Николаевского сиротского института. Ее отдали кормилице в Тульскую губерню, а в 6 лет она возвращается в Москву для учебы. Получает диплом воспитанницы Николаевского сиротского института, который дает ей возможность преподавать в школах 2 ступени французский и музыку. Наверное по аналогии решила, что на беззаботное детство отдавали в села, а потом, если школ там не было - возвращали в город для обучения.
Хочу поделиться своим поиском, заодно попросить совета:
В нашей семье оказалось, что сразу по двум веткам было несколько воспитанников-питомцев. Начиная с пра-, 1829 г.р., каждое следующее поколение выбирало себе половину из питомцев. И даже уже в советское время был усыновлен мальчик. Полнота документов на каждом поколении разная.
Хуже всего с пра-, 1829 г.р. Объездные книги сохранились только после 1872 года, хотя в них можно найти и записи за более ранние годы. Например, я видела записи за 1861 год и даже одного питомца 1846 г.р, но это исключение, так как относился он к увечным, а значит, оставался на попечении МВД и после своего 21-летия. Поэтому пра-, 1829 г.р. я нашла только в журнале усыновленных за 1849 год. Откуда он был усыновлен, кем воспитывался до усыновления, я так и не знаю.
Более близкого пра-, 1899 г.р. мне удалось найти по всем источникам, включая Главную, Объездную, Ремесленную и даже нашлось его Метрическое свидетельство, с которым его сдали в приют. Так оказалась известна его мать.
У этого пра-, 1899 г.р. была "молочная" сестра Вера, 1910 г.р. находившаяся на воспитании у той же кормилицы. По Объездной книге указан ее номер 5031 и дата рождения 24.06.1910 г. Я решила не смотреть Главную, так как уже известно, кто ее воспитывал и когда она родилась а найти сразу ее метрику. Но в процессе поиска столкнулась с непонятным фактом, надеюсь, меня поправят, если ошибаюсь в своих выводах:
- Метрические книги содержат только те метрики, которые находились при детях, которых приносили в приют. В основном, это пухлые папки с метриками, собранными за две недели месяца (с 1 по 15, и с 15 по 30). В них метрики отсортированы по присвоенным крестовым номерам. Я взяла папку за первую половину июля и думала, что правильно ее выбрала - ребенок родился 24 июня, пока у него отпадет пуповина, тогда мать его принесет в приют. Но оказалось, что в метриках иногда случаются лакуны, не на все крестовые номера были со свидетельствами. В деле оказалась "дырка" - после номера 5029 шел номер 5033 (и это не единственная такая "дырка"). Выходит, 3 младенцев попали в приют по другому учету документов.
- Тогда я решила, что такое могло случиться, если ребенка родили сразу в приюте, и мать его там же и оставила. Поэтому крестили его в Екатерининской церкви, все было учтено в МК и не нужно было откладывать эти выписки. Чтобы проверить эту теорию, я нашла МК Екатерининской церкви за 1910 год (она оцифрована). Но младенец Вера 24 июня не рождался. Была единственная Вера, рожденная 20 и крещенная 25 июня. Могли ли так вольно записать дату ее рождения при присваивании крестового номера? Она ли это?
- Какие еще могли быть источники поступления детей? Что я упускаю? Например, могла ли Вера быть законной дочерью-сиротой и тогда ее документы учитывались бы в еще одном реестре?
--- Фамильная тема Резцовы: https://forum.vgd.ru/post/1249/101017/p3032544.htm#pp3032544
Автор книги "Вера Холодная: Осколки мифов" https://t.me/oskolki_mifov
Janney Мне упорно, не один раз говорили, что многих детей крестили сразу в приюте и не записывали в церковные книги. Мне не хочется в это верить, но люди, которые более сведущи в теме МВД вероятно знали о чем говорят. Вариант с вольной записью даты мне кажется маловероятным. Кроме того, ребенка могли подкинуть с крестиком, но без метрики. Официально таких детей не принимали, предполагаю вариант именно подкинули под дверь приюта. Повторно крестить ребенка было нельзя, поэтому нет никакой метрики. Ну это чисто мои размышления. PS По поводу 1829 года, посмотрите исповедки если есть. Ещё на сайте ЦГА в разделе РС Моя семья. 51-8-520 Московская губерния. Ревизские сказки мещан, питомцев Московского воспитательного дома по 9 ревизии 1850.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
Tahicardia Спасибо, но что имеют ввиду сведующие люди, когда говорят, что крестили сразу в приюте? Это ведь тоже процесс и крестит батюшка в церкви при приюте? Какой тогда смысл не записать этих детей в МК? Я еще посмотрю Главную книгу, вдруг, там будет какая то значимая пометка. Как минимум, если будет указано, что метрика была в конверте, значит, придется принять, что существует не 100% сохранность, когда по какой-то причине эти документы впоследствии изымались (по аналогии со студенческими делами).
Ревизскую сказку 1850 г. смотрела, очень маленький документ, как дополнение - 56 стр.В 1849 году пра- после усыновления женился и дальше значился в Исповедных списках (1865). Я смотрела исповедные в том же селе, куда его усыновили, и за более ранние годы - 1831, 35, 44, 49. Но его нет в списках ни этой семьи, ни села. Могу только предполагать, что воспитанники не указывались в Исповедных. Видела несколько записей - приемыш, но они, как правило, уже возрастные.
Вчера нашла в Объездной книге, что этот пра-, 1829 г.р. взял на воспитание питомца 1861 г.р. Этот питомец благополучно дожил до причисления в сословие в 1881 году. Но его я также не видела в Исповедной 1865 г. Слишком мал был? Дело о причислении в мещанство смотреть в фонде 51?
--- Фамильная тема Резцовы: https://forum.vgd.ru/post/1249/101017/p3032544.htm#pp3032544
Автор книги "Вера Холодная: Осколки мифов" https://t.me/oskolki_mifov
Метрические книги содержат только те метрики, которые находились при детях, которых приносили в приют. В основном, это пухлые папки с метриками, собранными за две недели месяца (с 1 по 15, и с 15 по 30). В них метрики отсортированы по присвоенным крестовым номерам. Я взяла папку за первую половину июля и думала, что правильно ее выбрала - ребенок родился 24 июня, пока у него отпадет пуповина, тогда мать его принесет в приют. Но оказалось, что в метриках иногда случаются лакуны, не на все крестовые номера были со свидетельствами. В деле оказалась "дырка" - после номера 5029 шел номер 5033 (и это не единственная такая "дырка"). Выходит, 3 младенцев попали в приют по другому учету документов.
[/q]
А где вы такую прелесть нашли? Т.е. метрики, которые были при сиротах? На эти папки были указания в гл книге?