На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
Victoria- Ну при таком раскладе, да, информации скорей всего не будет, раз мать настолько не хотела быть замеченной. Иногда детей приносили с метрикой, если крещенный. Вы можете узнать точную дату приноса и возможно рождения, крещенную или нет принесли. Есть ли метрики за эти годы, я точно не помню. Но в такой ситуации я думаю мать вы не сможете установить. К сожалению.
[/q]
Её подбросили с крестиком золотым ,скорее всего она была крещенная
Москва Сообщений: 407 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 574
Наверх##28 августа 2020 19:1828 августа 2020 19:20
Victoria- Я считаю, что шанс найти информацию о биологических родителях более чем призрачный. Иногда действительно можно заподозрить кто родитель если ребенка кто то спонсирует, устраивает на учебу и тд. Если вам важно знать точную дату рождения, можно попробовать поискать, но только это. Вы так и не написали в каком месте ее подбросили? В Москве? Кроме ИМВД были ещё приюты. Кем она была удочерена? Крестьяне или мещане? В Москве или в деревне? Кем она работала? В приютах давали профессию. Напишите более подробно.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
Москва Сообщений: 407 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 574
Наверх##28 августа 2020 19:241 сентября 2020 22:16
Нашла очень интересные списки воспитанников, отданных в обучение ф108 оп3 дела смотрела 1939-1942. Меня интересовал 1880 гр. Куда только их не отдавали: скорняжные, сапожные, столярные, часовые, прачечные, очень много разных специальностей которым воспитанников обучали. За ними там внимательно следили, на каждого подписывали договор: мастер обязывался следить за их здоровьем и в случае болезни определять их в указанную больницу. Нашлось даже одно свидетельство о том, как воспитанник был побит мастером и это было зафиксировано в больнице, описаны все травмы ребенка. В книге указаны следующие данные: год рождения ребенка, его крестовый номер, имя отчество, дата рождения, дата отдачи на обучение далее как он себя проявил во время этого обучения. Позже выложу фотографии.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
В книге указаны следующие данные: год рождения ребенка, его крестовый номер,
[/q]
.Доброе утро. Тоже видела эти документы. Интересные документы, правда своих не нашла. У меня возник вопрос, который задавала на форуме, но ответа не получила: что означает крестовый номер? В литературе попадалось, что это тот самый номер, который закрепляли у ребенка в виде таблички на шее, чтобы не было путаницы и подлога позднее. И в то же время встречала документы о правилах приема воспитанников, где говорится, что детям прикрепляли номер по главной книге. Но это две разные графы из книги отданных в ремесло: крестовый номер и номер по главной книге и они не совпадают. Так что же это за номер?
matilda1962 Я тоже не понимаю, почему они разные. Мы читали, что этот номер по крещению, но многих детей отдавали уже крещеными. Вероятно должен быть ещё какой то список воспитанников. Но в 108 фонде его точно нет. Как бы узнать, что может быть в Питерском архиве по московскому воспитательному дому?
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
Самарский архив. Ф.150 оп. 1 д. 117 г. "О прибытии государственных крестьян в Ставропольский, Бугурусланский,Бузулукский уезды" встретилась такая запись: Причисление: по определению Палаты 31 мая 1869 года Елатмонской волости в дер. Лобовку Владимир Иванов 1 душ счётом душ с 1869, а с податьями с1859г. Откуда причисленныя (причисленные) души поступил: из воспитанников Московского воспитательного дома (л.5)
Москва Сообщений: 407 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 574
Наверх##3 сентября 2020 21:4431 августа 2024 10:06
У меня взрыв мозга. С этими номерами я уже ничего не понимаю. В ремесленной книге (назову её так), на месте крестового номера номер по главной книге, а номер по главной книге вообще непонятный. Проверила по другому воспитаннику, повезло, номер по главной книге должен быть рядом с моим, так нет, он другой, значит это не ошибка. Есть идеи?! Иван Иванов
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
номер по главной книге должен быть рядом с моим, так нет, он другой, значит это не ошибка. Есть идеи?! Иван Иванов
[/q]
Разные месяцы 1880г
--- Наталия. U5a1d2a Лётовы (Ряз.), Суриковы, Башиловы, Суровы (Подмосковье), Субботины, Столяровы, Андриановы, Долженко (Ейск), Щербины (Полтав. и Кубань) Нейгебауер. http://rusgenealogy.clan.su/ Все мои и моих предков данные только для генеалогии.
nmash Не поняла. Фото выложены моего Ивана. Месяц в ремесленной книге это дата отдачи на обучение. Если вы имеете в виду питомца с которым я сравнивала, у него в ремесленной книге в графе номер по главной книге отличался от Ивана на 3. Но в самой главной книге под этим номером девочка. Этих фото я не делала.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль