| Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"  ✔ ДИАЛОГОВАЯ тема  | Demesha  Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх   ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36   Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали:- владельческие крестьяне , в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые,  но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п. ; - черные или черносошные крестьяне , жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям,эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии ); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили названиеэкономических,  потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне , обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян; - крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам;  этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.После реформ 1860-х гг.  была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Первыми документами учета крестьян былиписцовые и переписные книги . В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки . Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий)  включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). ---Латвия, Юрмала
 Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
 Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
 |  |  |  | 
 | Фурсов Москва
 Сообщений: 1112
 На сайте с 2006 г.
 Рейтинг: 616
 | Наверх   ##
31 мая 2009 17:05   montemhttp://www.nanya.ru/beta/articles/38454.html#– Скажите, есть ли для крестных ограничения по возрасту и кто вообще не может быть крестными? – Церковные правила устанавливают нижнюю возрастную планку для желающих стать крестными, они должны быть не младше 14 лет. Верхнего предела не существует. Но если вы хотите, чтобы крестные родители принимали активное участие в христианском воспитании вашего ребенка, а он, когда подрастет, имел бы возможность общаться с ними, вероятно, не стоит приглашать в качестве восприемников очень пожилых людей. К тому же надо принять во внимание, что во время довольно продолжительного чина крещения малыш находится на руках у крестных, это может быть довольно обременительно для немощного человека. Восприемниками, безусловно, не могут быть родители крещаемого, некрещеные люди и, как это ни покажется странным, монашествующие. Церковные правила допускают к восприемничеству представителей других церквей (Католической или Армянской), но при условии, что во время таинства они будут читать православный «Символ веры» и ребенок будет воспитываться в традициях Православной Церкви. КОРОЧЕ - в церкви БАРДАК, как и в государстве, то одно пишут, то другое, то 15 лет, то 14. Так я документик и не нашёл первоначальный, где всё указано, а каждый священник трактует по-своему. Хоть патриарху пиши!    Но это всё - современность. Как раньше было, не могу сказать...   ---Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо.
 |  |  |  | 
 | IrinaFM С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1697 | Наверх   ##
1 июня 2009 0:13   Зачем читать современные документы?    За сто лет многое изменилось. Крестными тогда становились дети, которые уже были на исповеди, т.е. старше 7 лет. А родственники - не родственники крестные, очень зависит от местности, если не сказать - от деревни или даже от семьи. У меня по Украине - все сплошь соседи. А в Подмосковье большинство крестных родственники, но тоже далеко не всегда. И родные брат с сестрой часто вместе крестными фигурируют. А еще часто приглашали в крестные детей богатого или уважаемого человека.  --- Ирина, администратор форума СВРТ 
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. |  |  |  | 
 | kbg_dnepr Днипро (бывш. Днепропетровск)
 Сообщений: 7125
 На сайте с 2008 г.
 Рейтинг: 4329
 | Наверх   ##
1 июня 2009 11:13   meth написал: [q]должно же быть какое то разрешение от помещика? [/q]
 Посмотрите ссылку в посте от 13 мая   ---Катерина
 Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
 Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
 Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
 Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.)
 |  |  |  | 
 | montem  Самара - Москва - Париж  Сообщений: 2770 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 630 | Наверх   ##
1 июня 2009 15:23   Фурсов и DORA20 Спасибо большое за Ваши ответы. В данном случае речь идет о селе Плес (Плесс, Плесо) Мокшанского уезда Пензенской губернии. И что делал в этом селе баварский подданный я, к сожалению, не знаю.  Правда, известно, что то ли само село принадлежало, то ли там поблизости было имение, принадлежавшее дворянке Обуховой, а отец этих двоих детей, выступивших восприемниками, был управляющим в этом имении. Может быть, это как-то отразилось на данном крещении? И если с присутствием среди восприемников молодых девиц я сталкивалась, причем неоднократно, то 12-летний юноша в качестве восприемника меня удивил. И удивило еще и то, что опять-таки два человека из одной семьи присутствуют на крещении младенца из семьи, о которой у нас никто никогда ничего не слышал. Но это ведь тоже ни о чем не говорит. Наверное, надо попытаться выяснить побольше о семье этого баварского подданного   IrinaFM Ирина!  Только что подумала вот, о чем. Ведь на самом деле - возраст восприемников-то никогда не указывается. Поэтому знать наверняка, что в восприемниках ребенок, мне и не приходилось.  Спасибо!   ---Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
 Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск
 |  |  |  | 
 | IrinaFM С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1697 | Наверх   ##
1 июня 2009 18:32   montem Хотите версию    Баварский подданый -  учитель детей помещика, Ваш предок - управляющий имения того же (или соседского) помещика (если правильно помню), и тогда его дети  как нельзя лучше подходят в восприемники. Один слой, если так можно выразиться. (А я-то часто возраст восприемников знаю лучше их самих...)   --- Ирина, администратор форума СВРТ 
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. |  |  |  | 
 | montem  Самара - Москва - Париж  Сообщений: 2770 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 630 | Наверх   ##
1 июня 2009 23:48   IrinaFMИрочка! Спасибо Вам большое за версию!!!   Только не получается     . Мои предки были восприемниками в 1887 году. А помещица Обухова, владелица этого имения, в тот момент была еще не замужем, если я правильную информацию про это село нашла. Замуж она вышла позже. Вот, собственно, информация об этом событии со ссылкой на архивные данные Пензенского архива: "... Венчание Дарьи Обуховой и губернского секретаря Семёна Павловича Арапова состоялось 14 июля 1896 года... В Плёссе у Обуховых была свадьба. Там же, в родовом имении поселилась молодая чета, на свадьбе которой присутствовал Пётр Николаевич (речь идет о бароне Врангеле)... Дарье Петровне Обуховой Врангель приходился двоюродным братом, её мать Дарья Егоровна была урождённая баронесса Врангель".  Так что не исключаю, что в это село и заезжали другие именитые гости. Мне интересно, почему вдруг крестьянские дети (отец их точно из крестьян, а вот про матушку пока не известно)  стали восприемниками в семье баварского подданного? А где родственники этого подданного или его супруги?  И есть еще один момент. Дети учились в гимназии в городе, а жили на квартире у своей бабушки (ах, как жаль, что в "гимназических" документах не указаны ее ФИО, а есть лишь адрес). Что же они специально приехали в село на крещение сына баварского подданного или уже на каникулы?   Крещение происходило в декабре, а точнее 27 декабря. Если я правильно "сосчитала", то это был вторник. Возможно, конечно, что в гимназии уже были "зимние каникулы".   ---Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
 Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск
 |  |  |  | 
 | IrinaFM С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1697 | Наверх   ##
2 июня 2009 0:50 2 июня 2009 0:50   montem А что, Обухова в старости венчалась?    разница-то в 9 лет... А если ей было 16, то при крещении ребенка баварского подданого ей было 7      самый возраст учиться   Но если честно, не вижу вообще ничего удивительного в этой ситуации...   --- Ирина, администратор форума СВРТ 
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. |  |  |  | 
 | montem  Самара - Москва - Париж  Сообщений: 2770 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 630 | Наверх   ##
2 июня 2009 16:56   IrinaFM
 Ирина, в принципе, конечно, такое возможно.
 Но я подумала, что, если ей имение принадлежало, то у нее самой-то детей не было еще.
 Просто я пока не знаю, кому это имение принадлежало до нее. Если ее же семье - то версия очень даже хорошая. И тогда я тоже ничего удивительного не вижу.
 
 ---Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
 Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск
 |  |  |  | 
 | KRAN Vladimir
 Сообщений: 1738
 На сайте с 2004 г.
 Рейтинг: 667
 | Наверх   ##
14 июня 2009 8:46   IrinaFM написал: [q]IrinaFM Если рассматривать вопрос о документах - то их у крестьян просто не было, кроме тех, кто занимался отхожими промыслами. Поэтому, полагаю, батюшка записывал со слов. Чаще всего - только имена и отчества. Фамилии - только там, где они в принципе были, да и то не все писали. На счет Самарской губ. - не знаю, но в Центральной России в 1850-х годах в метриках фамилий почти нигде нет. Опять же, ориентируясь на центр, могу сказать, что изменение фамилий, т.е. чередование, то уличная, то официальная, происходили и в одном приходе при одном батюшке
 [/q]
 Отношение к метрическим книгам и выпискам из них было также серьезно, как к справкам ЗАГСа сегодня. В МК с. Кусуново за 1886 год (ГАВО ф. 590 оп.2 д. 83) мне встретился вклееный документ: Указ Синода № 8891 от 28.9.1891 с требованием исправить в МК фамилию с Бенедиктовой на Венедиктову..   ---Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.
 |  |  |  | 
 | Константин Пчелинцев | Наверх   ##
14 июня 2009 9:35 14 июня 2009 9:37   К самим-то книгам отношение было серьёзное, нет слов. Но вот как делать записи в них, с фамилией или без, я считаю, не очень сильно контролировалось, по крайней мере, в определённые периоды времени. Так, если начало 20-го века у нас, в Оренбуржье всё строго, а с 1913 года стали писать не только имена, но ещё и в честь какого святого названиы, и когда именины, то в 1870-х годах было всё ещё не так подконтрольно. Так, в одном исследуемом мною селе, в 1850-е и 1860-е года все крестьяне записаны в метриках с фамилиями, затем сменился священник, и он 10 лет (1870-е годы) писал уже всех без фамилий. Затем и он сменился, и с 1880-х снова все с фамилиями. А уж если брать 1840 -е годы, то там уже сплошь и рядом кому как захочется. Есть даже примеры, когда священник всем бракосочетавшимся строго пишет фамилии, а в разделах "О родившихся" и "О умерших" не считает нужным это делать. Так что, KRAN, метрики безусловно, вещь серьёзная, а вот контроль над правильностью их заполнения не всегда осуществлялся должным образом.    |  |  |  | 
 |