Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 37 38 39 40 41 * 42 43 44 45 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
IrinaFM
С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.

IrinaFM

Москва
Сообщений: 2945
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1699
kbg_dnepr
Отвечу ночью, но есть доп.вопрос: о какой территории идет речь? Это важно...
---
Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.
kbg_dnepr

Днипро (бывш. Днепропетровск)
Сообщений: 7125
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4329

IrinaFM написал:
[q]
kbg_dnepr
Отвечу ночью, но есть доп.вопрос: о какой территории идет речь? Это важно...
[/q]


село Духовницкое Самарской губ. (Николаевский уезд), сейчас это Саратовская обл. Крестьяне были приписаны к липовской волости, до сооружения церкви в с. Духовницком они, вероятно, были прихожанами церкви в с. Липовка.
---
Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.)
IrinaFM
С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.

IrinaFM

Москва
Сообщений: 2945
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1699
IrinaFM
Если рассматривать вопрос о документах - то их у крестьян просто не было, кроме тех, кто занимался отхожими промыслами. Поэтому, полагаю, батюшка записывал со слов. Чаще всего - только имена и отчества. Фамилии - только там, где они в принципе были, да и то не все писали. На счет Самарской губ. - не знаю, но в Центральной России в 1850-х годах в метриках фамилий почти нигде нет. Опять же, ориентируясь на центр, могу сказать, что изменение фамилий, т.е. чередование, то уличная, то официальная, происходили и в одном приходе при одном батюшке 101.gif
---
Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.
meth

Москва
Сообщений: 121
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 125
IrinaFM Добрый день!
у меня тоже есть вопрос, может быть вы поможете разобраться
Вопрос вот в чем:
Есть две деревни принадлежащие двум разным помещикам. Как крепостные из этих двух разных деревень вступали между собой в брак, ведь после свадьбы невеста уходила в дом жениха, то есть покидала свою деревню... должно же быть какое то разрешение от помещика? или я что то не понимаю....
речь идет о Болховском уезде Орловской губернии
IrinaFM
С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.

IrinaFM

Москва
Сообщений: 2945
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1699
meth
Да, именно по разрешению от помещика. Или по выводной (но мне кажется, что это более ранная практика), или по отпускной грамоте. Вроде как отпускали ее на волю, а она, выходя замуж за крепостного другого помещика, становилась опять крепостной, но другого хозяина. Но если помещики были родственники, то могло вообще быть без каких-либо официальностей, как я понимаю. Есть деревни, поделенные на 6-7 малолетних детей, так там крестьяне между собой женятся, как при одном помещике 101.gif
---
Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.
meth

Москва
Сообщений: 121
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 125
IrinaFM
Спасибо!
montem

montem

Самара - Москва - Париж
Сообщений: 2770
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 633
Коллеги!
Подскажите, пожалуйста. Может быть, кто-нибудь сталкивался с такой ситуацией, а то у меня такого еще не было. shok.gif

В декабре 1887 г. при рождении младенца в восприемниках фигурируют двое в общем-то детей:
- мой прадед, которому в 1887 г. было 12 лет. Он записан как "пензенский гимназист 2-го класса" и
- его старшая сестра, которой предположительно было 16 лет (она записана как гимназистка 6-го класса).
Ну, допустим, в 16 лет - это еще понятно. Уже девица. А 12-летний молодой человек? В общем-то совсем еще мальчик!

И еще. Два восприемника - родные брат и сестра? В моей (возможно, пока не очень большой) практике как-то обычно все же из разных семей бывают восприемники, пусть даже и семей, связанных родственными узами.
Причем они восприемники младенца в семье, отношение к которой моих предков мне пока совершенно не понятно. Никаких совпадений в фамилиях, именах и отчествах я не вижу. Речь идет о рождении младенца в семье "баварского подданного и его законной жены, оба православного исповедания".
Может быть, кто-нибудь посоветует, что из этой записи "выжать" можно? Или такая запись могла быть как полной случайностью или, наоборот, говорить о том, что явно кто-то из родителей родившегося младенца - родственник?

Буду благодарна!
Лилия
---
Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск
montem

montem

Самара - Москва - Париж
Сообщений: 2770
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 633
Да, еще!
Забыла написать в сообщении.
Девичья фамилия матери прадеда и его сестры на самом деле пока не известна (метрические записи о рождении детей не сохранились), известно лишь ее имя и то, что ее отчество начинается на букву "А".
Вот такие скудные данные.
---
Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск
Фурсов

Москва
Сообщений: 1112
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 616
montem
http://ask.pravmir.ru/cgi-bin/...1144046584

Стала крестной матерью в 12 лет. Беспокоюсь, что не могу принять участия в воспитании крестника. Анна.
У меня есть 2 крестника. Первого я крестила в возрасте 10-12 лет. Т.к. я была мала, я с трудом понимала всей ответственности данного ритуала. Проблема в том, что я не навещаю этого крестника вот по какой причине. Моя кума (мама ребенка) очень нечистоплотный человек. У них в доме всегда грязь. Она второй раз вышла замуж. Ребенок тоже с характером. Он меня не воспримимал никак. В общем, я не хожу к ним и не принимаю участие в его воспитании. Меня это очень тревожит и тянет за душу. Подскажите мне, что делать, как поступить? Я боюсь греха и очень переживаю по этому поводу. За ранее спасибо за ответ и храни Вас Господь.

Здравствуйте, Анна! Устав Церкви предполагает для человека одного восприемника. Для мальчика – отца, для девочки – мать. Второй восприемник возник в качестве доброго обычая в практике Русской Православной Церкви. Кроме того, существуют возрастные ограничения для крестных родителей. Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет. Так что, с канонической точки зрения, ваше участие в данном таинстве весьма сомнительно.
Но если Вы чувствуете ответственность за душу ребенка, постарайтесь возместить невозможность участия в воспитании мальчика усиленной за него молитвой. Вам это послужит утешением, а для крестника будет очень полезно. Ведь Вы, может быть, будете единственным человеком, молящимся о нем.
Помоги Вам Господи!
Священник Михаил Самохин
---
Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо.
DORA20
Кугутов И. Л. ушёл из жизни 26.10.2024г.

Сообщений: 254
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 145

В ходе просмотра церковно-метрических приходских книг и дворянских личных дел в которых имеются метрические выписки могу сказать то. что среди крестьян просматривался полный консерватизм в плане восприемников при рождении и поручителях при бракосочетании. Действительно все восприемники и поручители приходились из родов по женской или мужкой линии. При этом у сторонних крестьян в качестве поручителей и восприемников значились местные жители не связаные как то с новорожденым или бракосочетающимися. Среди дворян которые волей судьбы оказались оторваными от родных мест, находясь на военной службе или на учёбе в качестве поручителей и восприемников фигурировали однополчане, сослуживцы по департаменту , сокурстники и их жёны. В том, что у стороннего человека оказались восприемниками не родственники нет ничего удевительного. Полагаю. что в таких случаях церковь не противилась такому решению. При этом восприемники из числа малолетних не является редкостью. мне встречались у дворян в качестве восприемников бабушки младенцев, их родные сёстры и братья. Но в большей степени это были исключительные случаи по всей видимости по виду обстоятельств. Преимущественно это были дяди, тёти, кузены и кузины. В Вашем случае надо разрабатывать женскую линию по матери прадеда или по линии жены баварского подданого. Возможно где то их родственные узы пересекались. А может быть и нет. Поиск покажет.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 37 38 39 40 41 * 42 43 44 45 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈