Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2320 | Наверх ##
6 февраля 2019 20:37 6 февраля 2019 20:43 BOllga написал: [q] владельческие нередко жили побогаче экономических[/q]
Побогаче - может быть, не спорю. Но снова закрепощаться?... Там еще, к слову, интересно в МК этих лет - ровно две причины смерти. Для взрослых - обложной болезнью, для детей - младенческой натуральной болезнью. Без вариантов) | | |
BOllga Москва Сообщений: 1623 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3419 | Наверх ##
6 февраля 2019 21:17 idylle написал: [q] Но снова закрепощаться?... [/q]
Не поняла, почему "снова". Мне дед рассказывал слышанное им в детстве от старожилов деревни. Как поехал один из этой деревни свататься в соседний уезд и впервые в жизни узнал, что людей можно продавать как скотину А у них такого отродясь не бывало (удельные)... Не было рядом никаких владельческих никогда... | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2320 | Наверх ##
6 февраля 2019 21:48 BOllga написал: [q] Не поняла, почему "снова"[/q]
Я предполагаю, что они были крепостными какое-то время назад. Это Смоленская губерния, там навряд ли одна деревня из всех окрестных помещичьих избежала крепостного права изначально. Так произошло, например, с моими предками в Тверской. Были помещичьими, выкупились в 1809 году, стали вольными. Но вокруг все деревни, и даже половина той, в которой они жили, остались за помещиками. Я думаю, они прекрасно представляли жизнь, где людей продают. | | |
Palasha Санкт-Петербург Сообщений: 1051 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 450 | Наверх ##
6 февраля 2019 23:25 idylle написал: [q] Вообще, почему совершались такие браки?[/q]
Например, крепостной актер Щепкин. Вскоре он встретил свою вторую половину – «турчанку» Елену Дмитриевну. Судьба ее интересна. В 1791 году младенцем она была найдена в осажденной турецкой крепости. Генерал Чаликов взял малышку в дом и воспитал как свою дочь. В театре она познакомилась с Михаилом, и они сразу же полюбили друг друга. Дав согласие выйти замуж за крепостного, она сама становилась невольницей, но это не пугало ее. Причина – любовь. http://velikayakultura.ru/russ...-shhepkina --- Новоржевского у. Псковской губ.: САВЕНКОВЫ, СТЕПАНОВЫ, ЯКОВЛЕВЫ (д. Заречье), ИВАНОВЫ (д. Рубцово), ТИМОФЕЕВЫ (д. Крашневец); Бежаницкий у. Псковской губ.: НИКИТИНЫ (д. Удачино);Новосильского у. Тульской губ. (д. Новоселки, с. Подъяковлево, с. Вышнее Скворчье, и др. ): ФИЛИЧЕВЫ, ТОЛКАЧЕВЫ. | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2320 | Наверх ##
6 февраля 2019 23:31 Palasha написал: [q] скоре он встретил свою вторую половину – «турчанку» Елену Дмитриевну. Судьба ее интересна. В 1791 году младенцем она была найдена в осажденной турецкой крепости. Генерал Чаликов взял малышку в дом и воспитал как свою дочь. В театре она познакомилась с Михаилом, и они сразу же полюбили друг друга. Дав согласие выйти замуж за крепостного, она сама становилась невольницей, но это не пугало ее. Причина – любовь.
[/q]
Спасибо за интересный пример) Но, наверное, он единичный?.. Хотя, кто знает) | | |
| Mask-13 Москва Сообщений: 1111 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1109
| Наверх ##
7 февраля 2019 17:24 BOllga написал: [q] Некоторые современники утверждали, что владельческие нередко жили побогаче экономических. Кн.Львов так писал, например...[/q]
Жизнь помещичьих крестьян сильно зависела от личных качеств помещика. Он мог установить как высокий, так и низкий оброк. --- Участвуйте в народном проекте по индексации метрических книг Санкт-Петербурга! https://forum.vgd.ru/4091/107846/ | | |
fisafelНачинающий  Санкт-Петербург Сообщений: 30 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
10 февраля 2019 22:53 Подскажите, пожалуйста, могли крепостные крестьяне в первой половине 19 века переселяться из деревни в деревню? Если владелец у второй деревни другой, с этим понятно, продажа. Но если в рамках одного владельца? Нашла у двух пра(4)бабушек и одной пра(3)бабушки (они все в одном приходе), место рождения - одна деревня, в записи о браке указана уже другая деревня (невеста из такой-то деревни). После свадьбы, естественно перебирались к жениху, в третью деревню, но с этим-то понятно. | | |
niknikzvon Тамбов Сообщений: 160 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1209 | Наверх ##
10 февраля 2019 23:04 fisafel Да владелец переселял, и довольно часто. Сталкивался с таким явлением на опыте изучения своего села. --- Звонаревы -Мамонтово; Гуськовы,Буянины - Русское ; Поповы - Русское, Керш -Борки. Свиряевы, Авиловы, Климачевы - Отъяссы. Озеровы, Игумновы, Саблины - Святое. Гагарины? | | |
fisafelНачинающий  Санкт-Петербург Сообщений: 30 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
10 февраля 2019 23:13 niknikzvon, спасибо! А в каких-то документах это фиксировалось, не знаете? Хотела бы убедиться как-то, что это именно мои, а то эта смена деревень все же смущает. | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7980 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11237 | Наверх ##
10 февраля 2019 23:56 fisafel, вообще официальные переводы фиксировались в ревизских сказках, но это по приписке для уплаты налогов. Фактически могли проживать в других селениях одной вотчины. В любом случае если метрика у Вас вызывает сомнение проверяйте по ревизиям со стороны невесты ее приписку на момент рождения и на момент брака, вопрос может сам собой отпасть. Если там не будет отражен перевод, то у невесты были родственники, смотрите какую приписку по ним давал местный священник в метриках с их участием. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | |
|