Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 199 200 201 202 203 * 204 205 206 207 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
idylle

idylle

Санкт-Петербург
Сообщений: 3225
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 2320

Palasha написал:
[q]
скоре он встретил свою вторую половину – «турчанку» Елену Дмитриевну. Судьба ее интересна. В 1791 году младенцем она была найдена в осажденной турецкой крепости. Генерал Чаликов взял малышку в дом и воспитал как свою дочь. В театре она познакомилась с Михаилом, и они сразу же полюбили друг друга. Дав согласие выйти замуж за крепостного, она сама становилась невольницей, но это не пугало ее. Причина – любовь.
[/q]

Спасибо за интересный пример)
Но, наверное, он единичный?.. Хотя, кто знает)
---
Приглашаю в свой ДНЕВНИК https://forum.vgd.ru/2931/
Кого я ищу и чем могу помочь - всё там.
Mask-13

Москва
Сообщений: 1111
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1109

BOllga написал:
[q]
Некоторые современники утверждали, что владельческие нередко жили побогаче экономических. Кн.Львов так писал, например...
[/q]


Жизнь помещичьих крестьян сильно зависела от личных качеств помещика. Он мог установить как высокий, так и низкий оброк.
---
Участвуйте в народном проекте по индексации метрических книг Санкт-Петербурга! https://forum.vgd.ru/4091/107846/
fisafel
Начинающий

fisafel

Санкт-Петербург
Сообщений: 30
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 14
Подскажите, пожалуйста, могли крепостные крестьяне в первой половине 19 века переселяться из деревни в деревню?
Если владелец у второй деревни другой, с этим понятно, продажа. Но если в рамках одного владельца?
Нашла у двух пра(4)бабушек и одной пра(3)бабушки (они все в одном приходе), место рождения - одна деревня, в записи о браке указана уже другая деревня (невеста из такой-то деревни).
После свадьбы, естественно перебирались к жениху, в третью деревню, но с этим-то понятно.
niknikzvon

niknikzvon

Тамбов
Сообщений: 160
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 1209
fisafel
Да владелец переселял, и довольно часто. Сталкивался с таким явлением на опыте изучения своего села.
---
Звонаревы -Мамонтово; Гуськовы,Буянины - Русское ; Поповы - Русское, Керш -Борки. Свиряевы, Авиловы, Климачевы - Отъяссы. Озеровы, Игумновы, Саблины - Святое. Гагарины?
fisafel
Начинающий

fisafel

Санкт-Петербург
Сообщений: 30
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 14
niknikzvon, спасибо! А в каких-то документах это фиксировалось, не знаете? Хотела бы убедиться как-то, что это именно мои, а то эта смена деревень все же смущает.
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7980
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11236
fisafel, вообще официальные переводы фиксировались в ревизских сказках, но это по приписке для уплаты налогов. Фактически могли проживать в других селениях одной вотчины. В любом случае если метрика у Вас вызывает сомнение проверяйте по ревизиям со стороны невесты ее приписку на момент рождения и на момент брака, вопрос может сам собой отпасть. Если там не будет отражен перевод, то у невесты были родственники, смотрите какую приписку по ним давал местный священник в метриках с их участием.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
fisafel
Начинающий

fisafel

Санкт-Петербург
Сообщений: 30
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 14
Shtopor, спасибо за подсказку! Что-то про родственников не догадалась. Буду смотреть.
Kalmikov

Сообщений: 1254
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 771
ревизские сказки
---
ищу!
Santay

Santay

Сообщений: 246
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 262
Здравствуйте! У прапрадеда в метрический книги в записи брака написано: изг крестьянин, запасный рядовой. Что может значить изг ?
---
Ищу сведения о Рожновых,Поповых, Гетман, Окшиных, Березовских, Ганженко, Карих, Ярных.
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17297
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8767

Santay написал:
[q]
У прапрадеда в метрический книги в записи брака написано: изг крестьянин, запасный рядовой. Что может значить изг ?
[/q]

Из государственных крестьян. Запасной рядовой. Т.е. из крестьян попал на военную службу, отслужил действительную и на данный момент находится в запасе.
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 199 200 201 202 203 * 204 205 206 207 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈