Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3225 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2320 | Наверх ##
14 января 2019 18:03 Mask-13 написал: [q] Я лично в МК никаких "жителей" ранее не встречал. [/q]
Мне встречалось неоднократно в МК "проживающая в такой-то деревне вдова..." или "проживающий в деревне солдат.." Видимо, это аналог "жителя". | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7980 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11236 | Наверх ##
14 января 2019 18:11 veresnikita написал: [q] Есть ли какая-то разница? Или же это равнозначные понятия?[/q]
"Этот ж-ж-житель неспроста!" © Советую посмотреть что скажут исповедные по данному вопросу. Такая терминология встречается в полковых метриках см. http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php?id=5809 --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | |
| veresnikita Новичок
Минск Сообщений: 13 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
14 января 2019 21:41 Почему в метрической книге 1814 года Емельян Верещака зовется "жителем" селения, а вот в МК 1836 года - "крестьянин". Как это можно объяснить? Возможно он был переведен в крестьянское сословие?
 --- Ищу сведения о Верещак, Тюпа. | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5236 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3963
| Наверх ##
14 января 2019 21:53 veresnikitaЭто ведь Запорожье, там могли проживать и казаки и из города переселившиеся и однодворцы, и отслужившие. Возможно, священник не знал конкретных сословных моментов - писал "житель". veresnikita написал: [q] 1814 года Емельян Верещака зовется "жителем" селения, а вот в МК 1836 года - "крестьянин".[/q]
Может, и записался в крестьяне, а, может, ошибка в записи. Хороший совет по исповедкам. | | |
Palasha Санкт-Петербург Сообщений: 1051 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 450 | Наверх ##
26 января 2019 19:52 --- Новоржевского у. Псковской губ.: САВЕНКОВЫ, СТЕПАНОВЫ, ЯКОВЛЕВЫ (д. Заречье), ИВАНОВЫ (д. Рубцово), ТИМОФЕЕВЫ (д. Крашневец); Бежаницкий у. Псковской губ.: НИКИТИНЫ (д. Удачино);Новосильского у. Тульской губ. (д. Новоселки, с. Подъяковлево, с. Вышнее Скворчье, и др. ): ФИЛИЧЕВЫ, ТОЛКАЧЕВЫ. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17299 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8767 | Наверх ##
4 февраля 2019 8:09 Изначально я задала вопрос здесь https://forum.vgd.ru/post/654/3880/p2869768.htm#pp2869768 , но теперь там продолжать - будет совершеннейший оф-топ, поэтому с очередными вопросами перешла сюда. Конец 18 - начало 19 века, Сибирь. Есть городовой крестьянин. Из какого сословия, из какой группы он мог появиться - из сельских крестьян, из пришлых крестьян, из пришлых однодворцев, из бывших разночинцев, из цеховых, из дворовых?? Т.е. крестьянин без земли - откуда он взялся в городе (теоретически)? (ревизии по городовым крестьянам, за тот период, пока он жил в городе, я не нашла) --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
| hsl | Наверх ##
4 февраля 2019 8:25 Любчинова написал: [q] Есть городовой крестьянин. Из какого сословия, из какой группы он мог появиться[/q]
забыли по церковников , которых после разборов как не получивших места отправляли в армию , а не годных в податные состояния . Так же из незаконнорожденных , избравших себе податное состояние. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17299 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8767 | Наверх ##
4 февраля 2019 9:55 4 февраля 2019 9:58 hsl я почему-то считала, что незаконнорожденные чаще становились мещанами, а дети духовных, не пошедшие по их стопам - чиновниками, учителями... А меня интересуют городовые крестьяне - наиболее вероятный источник их появления в городе
Городовой крестьянин - чем он мог заниматься в городе? Плотник-столяр, сапожник, шорник, бондарь, скорняк, мелкий торговец и т.п. - ближе к ремесленникам... --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
| hsl | Наверх ##
4 февраля 2019 9:59 Любчинова написал: [q] незаконнорожденные чаще становились мещанами[/q]
это было на их выбор . Где выгодней , туда и приписывались. Любчинова написал: [q] а дети духовных, не пошедшие по их стопам - чиновниками...[/q]
не верное представление . Читайте законы о разборах СЦС. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17299 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8767 | Наверх ##
4 февраля 2019 10:04 4 февраля 2019 10:05 hsl написал: [q] не верное представление . Читайте законы о разборах СЦС.[/q]
опять мы уходим от темы топика... в первой половине 19 века из сыновей моего пра- - священнослужителя - никто не пошел по стопам отца. Младшего забрали на военную службу по разбору, а остальные вышли из духовного звания в светское, закончили университеты и работали чиновниками разного уровня... Вернемся к городовым крестьянам начала 19 века --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
|