Административное деление Польши
Всё что нужно для поиска
IAAФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)  Россия-матушка Сообщений: 937 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 38 | Наверх ##
23 июля 2005 22:25 [продолжение] Территориальный раздел, введённый в 1945 г., предусматривал функционирование трехуровневого раздела администрации – на воеводства, уезды и гмины. Последние, существовавшие ещё во 2-й Речи посполитой, до 1950 г. оставались основными единицами местного самоуправления. В 1950 г. в качества более низкого уровня государственных органов были введены Национальные Советы. Гмина стала более низкой территориальной единицей с установленными органами государственной власти. После ликвидаций гмин в 1954 г. взамен их были созданы ватаги и микрорайоны (osiedla). В 1973 г. гмина (числом 2345) возвратилась в качества более низкой территориальной единицы, однако в сельской местности она была разделена ещё на солтыства (soltysostwo), находившиеся под управлением сельских старост (soltys). Органом государственной власти в гмине был Национальный Совет гмины, а её руководитель исполнял функции представителя государственной власти. Этот трехуровневый административный раздел с 17 воеводствами быстро стал объектом серьёзной критики со стороны плановиков, географов и историков, тем более, что принятые названия отдельных воеводств существенно отличались от исторического раздела страны на регионы, а также от существующего раздела на хозяйственные районы. Однако по известным причинам откровенная дискуссия про введённый правительством и партией административный раздел страны до 70-х годов была невозможной. Потому в библиографии того времени часто взамен выражения “административный раздел” встречается “региональный раздел”. Несмотря на многочисленные направления в модернизации административного раздела страны, изменянлся именно партийный аппарат, а не итоги плановых исследований, или прогнозы хозяйственного развития или нужды хозяйства. После событий декабря 1970 г. первого секретаря ЦК ПАРП Владислава Гомулку заменил первый секретарь силезского воеводского комитета Эдвард Герек. Через несколько годов в ситуации нарастающего кризиса, замаскированного по активной пропагандой успехов, ЦК принял решение об изменении административного раздела страны. Официальной причиной была нарастающая диспропорция между существующей трехуровневой системой административного раздела и нуждами современного государства. Поскольку 6-7 “больших макрорегионов” в составе около 30 уездов были бы слишком сильны в отношениях с центром, был подготовлен раздел на малые воеводства, зависимые от центральной власти в большинства хозяйственных дел. В предложенном В.Ковальцем проекте появилась аж 90 воеводств – наибольшая теоретически возможное количество новых малых воеводств, целиком зависимых от центра в финансовых делах. Другие предложения имели ввиду образование 30-33 воеводств, однако, под сильным давлением партийного аппарата было оглашено создание их большего количества. Этому способствовала позиция ЦК во главе с Э.Гереком. Последний хорошо понимал, что пришёл к власти, благодаря поддержке влиятельных рабочих союзов из Верхней Силезии и местных партийных комитетов. Ослабление экономически сильных воеводств (Гданьского, Варшавского, Познаньского) уменьшало значение первых секретарей воеводст, которые могли составить конкуренцию Гереку и его команде. Образование значительного количества небольших воеводств вызвало раздел политических влияний, власти и денег между многочисленными и относительно слабыми партийными органами в новосозданных воеводствах. Этому соответствовала работа по теоретическому обоснованию раздела страны на малые воеводства. Лозунгом было: “Централизация уезда, децентрализация воеводства”. В новой двухуровневой структуре уезды планировалась ликвидировать. Их компетенции забирали воеводские власти, многие функции местной власти переходили к структуры высшего уровня, что удаляло население от реального участия в общественной жизни. Тоже самое произошло в малых воеводствах, вопреки принятой стезе “децентрализации”. Часть функций власти “больших воеводств” перешла на высший уровень министерств и дублирующих их структур ПОРП и союзных партий. Вторая часть властных функций осталась в компетенции воеводств, однако по причине отдаления власти от населения и типичного для социалистической системы нежелания власти считаться с гражданами не улучшила ситуацию. Кроме того исчезла возможность апелляции к воеводским властям при несогласии с решениями власти уездной. Новый административный вклад, тесно связанный с партийными структурами, не давал возможности эффективной апелляции к ЦК ПОРП или соответствующего министерства. Таким простым способом реформа администрации, какая теоретически “сближала” власти и партию с человеком, привела к централизации принятия более важных решений в аппарате ЦК ПОРП. Одновременно все оставшиеся решения, локальные для государства и наиважнейшие для местного населения, были отданы воеводскому партийному аппарату. По понятным причинам, вытекающим из политической детерминации новой реформы, когда экономические факторы учитывались только при соответствии их линии партии, введённый административный раздел от самого начала был раскритикован и тем крепче, чем слабее становилась репрессивная система властей. См. Рисунок 3. "Административный раздел Польши после 1975 г." Источник: Обработка автора. | | |
IAAФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)  Россия-матушка Сообщений: 937 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 38 | Наверх ##
23 июля 2005 22:26 [продолжение] Одним из существенных оснований для критики было введение новой системы без широкой общественной консультации и серьёзных научных исследований, что в общем соответствовало системе функционирования партийной власти, но не могло быть поддержано общественностью, а тем более специалистами (плановиками, экономистами и географами). Городские воеводства (Варшавское, Лодзьское и Краковское) из-за своих небольших размеров перерезали существующие коммуникационные связи, а их пригороды часто подчинялись другому стороннему воеводскому центру. Последствиями образования городских воеводств было возникновение пространственной “пустоши” между сильными союзами, как в случае Варшавы и Лодзи, что привело к образованию между ими воеводства с центром в Скерневицах. Также вокруг Варшавы восстали экономически слабые Цеханувское и Остроленцкое воеводства, тесно связанные со столицей в территориально-коммуникационном смысле. Вокруг Лодзи административный пробел был заполнен воеводствами с центрами в Пётркуве Трыбунальском и Серадзе. Отсечение Кракова от исторически связанного с им Подгаля привело к появлению Новосондэцкого воеводства. В 1984 г. через 10 лет функционирования нового раздела страны, в специальном научном журнале высказывались серьёзные сомнения в возможности удержания шести из созданных в 1975 г. воеводств – Бельскоподляского, Хелмского, Лещыньского, Остроленцкого, Серадзского и Скерневицкого. Однако необходимость сохранения существующего административного раздела после введения небольших изменений в границах гмин и воеводств сомнению не подвергалась. Введенный в 1975 г. раздел Польши на 49 небольших воеводств, вопреки утверждениям партийного руководства не был реализован целиком. После ликвидаций уездов в их бывших центрах всё ещё осталась локальная администрация, тоже как и специальные службы – милиция, армия, санитарные, дорожные службы. Это стало причиной сближения функций и полномочий отделов воеводских комитетов и разных координационных комитетов даже на высшем уровне до функций территориальных органов, основанных накануне реформы. Двухуровневая структура с выделенной специальной администрацией просуществовала вплоть до очередной реформы территориального раздела страны. Реформа, приведшая к раздению Польши на 49 воеводств и 2483 гмины и сохранившая разделение на 267 административных районов, в значительной степени закрепила систему уездной администрации через сохранение районных структур милиции, армии, пожарной, дорожной и многих других служб. Был оставлен давнишний раздел страны на 17 дорожных округов с центрами в бывших воеводских столицах. Смена административного раздела страны не привела к смены территориальной структуры более важных министерств. Разнообразие структур государственной власти в разных ведомствах свидетельствовала про поверхностный, “фасадный” характер административной реформы 1975 г. Новые 32 воеводских центров развивали свою инфраструктуру, однако это происходило в значительной мере ценой бывших уездных центров, избавленных от возможности влияния на распределение финансовых средств, выделенных государством на отдельные воеводства. Последствием новой системы было ослабление, а часто и разрыв существующих 25-летних хозяйственных связей и введение новой структуральной единицы, которая не только не исполняла роль регионального центра, но и была слишком слабой по причине небольших размеров и малых бюджетов. Для реализации планирования в масштабе всей страны в быстром времени были созданы плановые и хозяйственные макрорегионы, которые изменяли свои границы по мере экономического развития отдельных воеводств. Их число возросло от 8 (1975 г.) до 10 при планировании очередной административной реформы в 1998 г. Таким образом, система 49 воеводств держалась благодаря полной доминации политических решений над хозяйственными расчётами и разделам территории на основании анализа уровня развития отдельных регионов и функционирования традиционных связей между ими. По мере хозяйственного развития страны в новых политических и общественных условиях после 1989 г. административный раздел, приспособленный к централизованной системе власти, стал анахронизмом. Среди политиков и плановиков дискутировалась не сама необходимость изменения системы административного раздела страны, а способы этого изменения для наилучшего ответа на вызов, поставленный перед Польшей в 21 столетии. [уф, хватит пока] 
| | |
IAAФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)  Россия-матушка Сообщений: 937 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 38 | Наверх ##
1 августа 2005 19:35 | | |
artМодератор раздела Артысевич Арсений Иванович  Bielsk Podlaski Сообщений: 1050 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 225 | Наверх ##
22 ноября 2005 21:01 --- Все мои и моих предков данные размещены на сайте добровольно и специально для поиска родственников.Все персональные данные о моих родственниках и наших общих предках, помещенные на этот сайт, найдены в Общедоступных aрхивах, в печатных публикациях или при | | |
archeron Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
7 августа 2016 11:08 Добрый день. Я ищу метрики до 1939 года с.Гребенне(Hrebenne). У меня отец Чернобай( Czarnobay,Czornobay) Юрий Иванович родился 04.05.1934 г. в паспорте написано:место рождения с.Гребенном Рава-Русского района Львовский области. Не могу найти польские архивы.Нашел только книгу рождения за 1790-1825 г. | | |
R222 | Наверх ##
7 августа 2016 16:55 7 августа 2016 17:18 | | |
Pawel Kezha Начинающий
Витебск Сообщений: 39 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13 | Наверх ##
23 июля 2018 10:12  Здравствуйте! Нужна помощь. Ситуация следующая: один из дедов в 1922 году, возвращаясь домой( Брестская область сегодня) со службы в армии незаконно перешел границу. За это был задержен. Определенное время за данное нарушение находился в тюремном заключении. Вопрос: в каких документах мог был зафиксирован данный факт? Куда логично обратиться за предоставленной информацией: в учреждения Польши или Беларуси? Спасибо | | |
EugeniaShushlebinaНачинающий  Вологда Сообщений: 46 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 31 | Наверх ##
7 октября 2020 19:09 Доброго времени суток! Помогите, пожалуйста, расшифровать. Мой дед, украинский немец, во время ВОВ был "угнан" немцами в Польшу. В архиве МВД нашла кое-какую информацию, но в территориальном делении Польши ничего не понимаю и почерк разобрать не могу. Может кто подскажет, что это за место, а может и информация какая найдется.
 | | |
IrenaWaw Сообщений: 1687 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1098
| Наверх ##
7 октября 2020 19:24 7 октября 2020 19:34 Доброго времени суток! Помогите, пожалуйста, расшифровать. Мой дед, украинский немец, во время ВОВ был "угнан" немцами в Польшу. В архиве МВД нашла кое-какую информацию, но в территориальном делении Польши ничего не понимаю и почерк разобрать не могу. Может кто подскажет, что это за место, а может и информация какая найдется. ИМХО это село Щирец Львовской области. "Самдырский" можно "расшифровать как Самборский район. Скорее всего данные поданы приблизительные. "Учился в школе" это значит "был угнан"? Хотя есть Щирыц в Сондецком, скорее здесь Szczyrzyc – wieś (dawniej miasto) w Polsce położona w województwie małopolskim, w powiecie limanowskim, w gminie Jodłownik. https://pl.wikipedia.org/wiki/Szczyrzyc"Сан(м)дырский" или кто как прочитает) можно расшифровать и как Самборский, и как Сондецкий. Склоняюсь к Щирцу в Сондецком. | | |
IrenaWaw Сообщений: 1687 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1098
| Наверх ##
7 октября 2020 20:49 7 октября 2020 20:53 Он говорил, "В Германию нас гнали через Польшу..." Как-то странно гнали, с остановкой на полтора года в Щирце для учебы в школе. Скорее было принудительное переселение. Если открыли мою ссылку, есть там фраза 6 września 1939 doszło do pacyfikacji Szczyrzyca przez Niemców – zamordowano mieszkańców przysiółka Wadzyń i 39 żołnierzy Wojska Polskiego Вот и заселили украинских немцев. И потом странно, почему угнали на с/х работы в Германию. Зайдите в базу Bad Arolsen и наберите имя фамилию деда. Если был угнан на работы, должна быть информация https://arolsen-archives.org/pl/?s=&lang=pl | | |
|