Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Адрес-календари http://www.book-old.ru/BookLib...lskoe.html и http://ebuw.uw.edu.pl/dlibra/docmetadata?id=7572 и http://ebuw.uw.edu.pl/dlibra/d...ublication

Метрические книги - http://metryki.genealodzy.pl/
Эвак. поляки 1943-1946 в Новосибирск., Кемеровск., Алтайский край в ГААК - http://www.archiv.ab.ru/files/inventory/%D0%A0921-1.pdf

Административное деление Польши

Всё что нужно для поиска

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модераторы: art, Wojciech, Asmodeika
IAA
ФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)

IAA

Россия-матушка
Сообщений: 937
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 38
Административный раздел Польши в 1945-1998 гг.

В мае 1945 года территория Польши была полностью освобождена частями Советской Армии и Войска Польского. После окончания Второй мировой войны согласно с Потсдамской конференцией были изменены границы большинства государств Центральной и Восточной Европы. Инициаторам этих изменений был Советский Союз. Территориальные потери понесли Финляндия, Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния и, естественно, Германия, разделённая на четыре зоны оккупации. Уже в документах Ялтинской конференции была частично очерчена послевоенная польская граница: “Руководители трёх народов считают, что восточная граница Польши должно пролегать вдоль линии Керзона с отклонениями от неё в некоторых округах на 5 - 8 км в пользу Польши. Польша должно получить значительный территориальный прирост на юге и западе. В скором времени будут выслушаны мнения нового польского правительства Национального Единства”.
В то же время Советской Армия, вступившая на территорию Третьего Рейха, передала власть польской администрации. На Одере и Нисе Лужицкой боролись две польские армии, чьё присутствие должно была напомнить про общее пястское прошлое этих земель.

Во время конференции в Потсдаме были приняты окончательные решения относительно польских западных границ и присоединенных к польскому государству земель Третьего рейха. Согласно решению Иосифа Сталина, к Польше были присоединены земли, находящиеся на запад от довоенной границы до рек Одера и Нисы Лужицкой. После консультаций с Временным правительством Национального Единства добавили ещё г. Щецин с островом Волин и восточной частью острова Узнам. В потсдамских документах записано: “Три руководителя больших государств сошлись на том, что прежде, чем произойдет окончательное определение западной границы Польши, бывшие немецкие земли на восток от линии, идущей от Балтийского моря на запад к Свиноустья, и оттуда вдоль раки Одер до впадения западной Нисы и вдоль Нисы до чехословацкой границы, включительно с той частью Восточной Пруссии, которая не находиться под управлением советской администрации, а также с территорией Свободного города Гданьска, согласно с договором, заключённым на этой конференции, будут управляться администрацией польского государства и не должны считаться частью советской зоны оккупации Германии”. Однако, несмотря на чётко очерчённое направление границы, выяснилось, что надо решить несколько существенных проблем по этому уточнению. Поначалу Советы включили в свою зону управления Белосток, утверждая, что линия Керзона проходит на запад от этого города. После вмешательства Сталина город был передана Польше.
После окончания войны в Польше было провозглашено строительство социалистического общества под руководством ПОРП (Польской объединённой рабочей партии).

16 августа 1945 г. Эдвард Особка-Моравский и Вячеслав Молотов подписали договор, который регулировал линию границы на востоке. Однако предложения польской стороны про передачу Польше всей Беловежской пущи, обмен Калининградской области на Щецин с островами Волин и Узнам, где до 1947 г. было советское управление, обмен ли Щецин на Львов не нашли поддержки Сталина. Окончательное установление восточной границы произошло в 1951 г., когда польская сторона передала СССР земли над Бугом в районе Грубешова и получила территории в районе Гайновки, чем увеличила территорию Польши приблизительно на 4 тыс. кв. км.

См. Таблица 2. "Баланс территориальных потерь и приобретений Польши после 1945 г."

IAA
ФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)

IAA

Россия-матушка
Сообщений: 937
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 38
[продолжение]

После Второй мировой войны Польша получила доступ к Балтийскому морю. Длина морской границы от Германии на острове Узнам к СССР составила 528 км. В состав Польши вошли также западная часть Вислянского и восточная часть Щецинского заливов.

Южная граница Польши в 1945 г. очередной раз стала поводом для конфликта с Чехословакией. Поскольку конференция в Потсдаме не приняла решения в деле южной польской границы, то польская сторона очертила её согласно положению на 1939 г., которое образовалось после раздела Чехословакии. Однако чехи не только не признавали того раздела, но ещё требовали включения в своё государство Клодской котловины. Когда в 1945 г. чешская армия заняла всю Щецинскую Силезию, контрнаступление польской армии под командой Константина Рокоссовского привело к возвращения положения 1920 г.

Таким образом, после окончания Второй мировой войны Польша потеряла свои восточные земли со Львовом и Вильно, включенные в Литовскую, Белорусскую и Украинскую советские республики. Зато Польша получила древние пястскиія земли, Силезию с Вроцлавам и Поморье с Гданьском и Щецином, а также часть немецкой Восточной Пруссии с Ольштыном. Территориальные смены принудили ввести новый административный раздел страны, чтобы освоить полученные земли на юге, западе и юго-западе, названные из пропагандистских сообращений “возвращенными землями”.

Направление западной польской границы был подтверждено только после окончания холодной войны и объединения Германии. Уже 6 марта 1950 г., через полгода после образования ГДР был подписан договор о границах. Но заключение подобного договора с ФРГ Польша ждала ещё 20 лет. Только в декабре 1970 г. договор, подписанный канцлером Вилли Брандтом, нормализовал польско-немецкие отношения и подтвердил границу по Одеру и Нисе Лужицкой. Однако проблема границ, признанных обеими немецкими государствами, с формально-юридической точки зрения оставалась, поскольку до объединения Германии с нею не был заключенный мирный договор. Только после перемен в СССР, после страсбургского заявления Михаила Горбачева в июле 1989 г. о невмешательстве во внутренние дела союзников, после падения берлинской стены и конференции “2 + 4” с участием польской стороны парламенты Восточной и Западной Германии 21 июня 1990 г. признали нерушимость границ с Польшей. После объединения Германии (3.10.1990 г.) произошло подписание польско-немецкого договора о добрососедстве и сотрудничестве (17.06.1991 г.), который окончательно урегулировал дела принадлежности к Польши земель, полученных ею после окончания Второй святовай войны. Очередные трактаты по урегулированию границ были подписанные с новыми соседями после 1990 г.

См. Рисунок 2. "Административный раздел Польши на 17 воеводств в 1950-1975 гг."

IAA
ФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)

IAA

Россия-матушка
Сообщений: 937
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 38
[продолжение]

После 1945 г. в итоге решений великих государств Польша потеряла земли на востоке, именно, бывшие Виленское, Новогрудское, Полесское, Волынское, Станиславское, Тарнопольское воеводства и части Белостокского, Львовского и Люблинского воеводств. С шести городов с населением более 200 тыс. (на 1939 г.) за границами Польши остались два – Вильно и Львов. На “возвращенных землях”, полученных как бы взамен, а также на оставшейся территории государства нужно было ввести новый административный раздел, чтобы организовать функционирование власти и хозяйства. Введенный в 1945 г. раздел включал 14 воеводств, сохранив в измененных границах давние воеводства: Варшавское, Лодзьское, Келецкое, Краковское, и, одновременно, сильно изменив границы Люблинского и Белостокского воеводств. Новосозданное Жешувское воеводство включало часть старого Львовского. Увеличились в западном направлении Катавицкое и Познаньское воеводства. Центр Поморского воеводства перенесли из Торуня в Быдгощ. В нём уменьшилось количество уездов, включенных в новое Гданьское воеводство, составленное из земель бывшего Свободного города Гданьска. На западе и юге были созданы три крупных административных округа – Ольштынский, Щецинский и Вроцлавский.

Уже в следующем году произошли изменения границ между воеводствами. Три административные округа заменили на воеводства. Щецинское воеводство было увеличено ценой нескольких уездов Гданьского и Поморского воеводств. В 1946 и 1947 гг. началась разработка реализованного позже Первого государственного плана, который впервые предусматривал упорядочение всей страны. Одним с его принципиальных положений появился тезис, ”что административно-региональный раздел Польши должен быть скорректирован и согласован со структурой расселения населения” . Это означало использование иерархической структуры населённых пунктов для образования административной структуры. Была поставлена существенная проблема количества иерархических уровней территориальных единиц. Создатель классической теории расселения В.Хрысталер выделил в 1933 г. семь таких уровней. Таким образом, при территориальных и административных разделах страны была введена проблема выбора двухуровневого раздела (в 1975-1999 гг.), трехуровневого (в 2-й  Речи Посполитой, в 1945-1975 гг.) или предложенного в некоторых исследованиях четырёхуровневого административного раздела страны.

Административная структура, предложенная в Первом государственном плане, была приближена к концепции Хрысталера. Но к семиуровнему разделу сети поселений добавили наименьший уровень - квартал (zespol domow) и наивысший - столицу государства. После окончания шестилетнего плана, в котором чётко обозначилось преобладание политики над территориальным планированием, в 1958-1963 гг. появились очередные концепции административных разделов страны с разным определением числа уровней сети поселений. Однако почти все авторы соглашались с необходимостью согласования иерархической структуры административных единиц с иерархической сетью поселений. Наконец встала типичная для Польши проблема выбора городов, которые должны были стать резиденциями властей новых воеводств. Существование, согласно теории Хрысталера, небольшого количества поселений высшего уровня приводит к образованию более 8-10 воеводств в виде макрорегионов. Если принять за основу следующий уровень, то цифра воеводств возрастёт почти до 30. В Первом государственном плане их было записано 29. Однако при формировании территориальной структуры в стране с однопартыйной системой управления экономический расчет редко берется во внимание, а чаще преобладают политические интересы.

Предложениям Первого государственного плана частично соответствовали изменения 1949-1950 гг. Появились три новые воеводства: Кошалинское, созданное из разделённого Щетинского, Опольское – из западной части Катовицкого и Зеленагурского – из западной части Познанского и северно-западной части Вроцлавского. Количество воеводств возросло до 17. Центры новых воеводств Кошалин, Ополе и Зелёна Гура насчитывали менее 50 тыс. человек, что создавало значительные расхождения между принятой иерархической структурой поселений и соответствующей ей территориальной структурой. Вместе с воеводскими городами с населением в несколько сот тысяч человек появились воеводские центры, которые были равны уездным городам других воеводств. Одновременно два города (Варшава и Лодзь) получили права городских воеводств, а в 1957 г. похожие права получили ещё три – Краков, Познань и Вроцлав. Раздел страны на 17 воеводств продержался до территориальной реформы 1975 г. Важным изменением было подражание власти партийными инстанциями и их управление через воеводские комитеты.

(Сообщение отредактировал IAA 23 июля 2005 22:28)

IAA
ФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)

IAA

Россия-матушка
Сообщений: 937
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 38
[продолжение]

Территориальный раздел, введённый в 1945 г., предусматривал функционирование трехуровневого раздела администрации – на воеводства, уезды и гмины. Последние, существовавшие ещё во 2-й Речи посполитой, до 1950 г. оставались основными единицами местного самоуправления. В 1950 г. в качества более низкого уровня государственных органов были введены Национальные Советы. Гмина стала более низкой территориальной единицей с установленными органами государственной власти. После ликвидаций гмин в 1954 г. взамен их были созданы ватаги и микрорайоны (osiedla). В 1973 г. гмина (числом 2345) возвратилась в качества более низкой территориальной единицы, однако в сельской местности она была разделена ещё на солтыства (soltysostwo), находившиеся под управлением сельских старост (soltys). Органом государственной власти в гмине был Национальный Совет гмины, а её руководитель исполнял функции представителя государственной власти.

Этот трехуровневый административный раздел с 17 воеводствами быстро стал объектом серьёзной критики со стороны плановиков, географов и историков, тем более, что принятые названия отдельных воеводств существенно отличались от исторического раздела страны на регионы, а также от существующего раздела на хозяйственные районы. Однако по известным причинам откровенная дискуссия про введённый правительством и партией административный раздел страны до 70-х годов была невозможной. Потому в библиографии того времени часто взамен выражения “административный раздел” встречается “региональный раздел”.

Несмотря на многочисленные направления в модернизации административного раздела страны, изменянлся именно партийный аппарат, а не итоги плановых исследований, или прогнозы хозяйственного развития или нужды хозяйства. После событий декабря 1970 г. первого секретаря ЦК ПАРП Владислава Гомулку заменил первый секретарь силезского воеводского комитета Эдвард Герек. Через несколько годов в ситуации нарастающего кризиса, замаскированного по активной пропагандой успехов, ЦК принял решение об изменении административного раздела страны. Официальной причиной была нарастающая диспропорция между существующей трехуровневой системой административного раздела и нуждами современного государства. Поскольку 6-7 “больших макрорегионов” в составе около 30 уездов были бы слишком сильны в отношениях с центром, был подготовлен раздел на малые воеводства, зависимые от центральной власти в большинства хозяйственных дел. В предложенном В.Ковальцем проекте появилась аж 90 воеводств – наибольшая теоретически возможное количество новых малых воеводств, целиком зависимых от центра в финансовых делах. Другие предложения имели ввиду образование 30-33 воеводств, однако, под сильным давлением партийного аппарата было оглашено создание их большего количества. Этому способствовала позиция ЦК во главе с Э.Гереком. Последний хорошо понимал, что пришёл к власти, благодаря поддержке влиятельных рабочих союзов из Верхней Силезии и местных партийных комитетов. Ослабление экономически сильных воеводств (Гданьского, Варшавского, Познаньского) уменьшало значение первых секретарей воеводст, которые могли составить конкуренцию Гереку и его команде. Образование значительного количества небольших воеводств вызвало раздел политических влияний, власти и денег между многочисленными и относительно слабыми партийными органами в новосозданных воеводствах.

Этому соответствовала работа по теоретическому обоснованию раздела страны на малые воеводства. Лозунгом было: “Централизация уезда, децентрализация воеводства”. В новой двухуровневой структуре уезды планировалась ликвидировать. Их компетенции забирали воеводские власти, многие функции местной власти переходили к структуры высшего уровня, что удаляло население от реального участия в общественной жизни. Тоже самое произошло в малых воеводствах, вопреки принятой стезе “децентрализации”. Часть функций власти “больших воеводств” перешла на высший уровень министерств и дублирующих их структур ПОРП и союзных партий. Вторая часть властных функций осталась в компетенции воеводств, однако по причине отдаления власти от населения и типичного для социалистической системы нежелания власти считаться с гражданами не улучшила ситуацию. Кроме того исчезла возможность апелляции к воеводским властям при несогласии с решениями власти уездной. Новый административный вклад, тесно связанный с партийными структурами, не давал возможности эффективной апелляции к ЦК ПОРП или соответствующего министерства. Таким простым способом реформа администрации, какая теоретически “сближала” власти и партию с человеком, привела к централизации принятия более важных решений в аппарате ЦК ПОРП. Одновременно все оставшиеся решения, локальные для государства и наиважнейшие для местного населения, были отданы воеводскому партийному аппарату. По понятным причинам, вытекающим из политической детерминации новой реформы, когда экономические факторы учитывались только при соответствии их линии партии, введённый административный раздел от самого начала был раскритикован и тем крепче, чем слабее становилась репрессивная система властей.

См. Рисунок 3. "Административный раздел Польши после 1975 г."
Источник: Обработка автора.

IAA
ФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)

IAA

Россия-матушка
Сообщений: 937
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 38
[продолжение]

Одним из существенных оснований для критики было введение новой системы без широкой общественной консультации и серьёзных научных исследований, что в общем соответствовало системе функционирования партийной власти, но не могло быть поддержано общественностью, а тем более специалистами (плановиками, экономистами и географами). Городские воеводства (Варшавское, Лодзьское и Краковское) из-за своих небольших размеров перерезали существующие коммуникационные связи, а их пригороды часто подчинялись другому стороннему воеводскому центру. Последствиями образования городских воеводств было возникновение пространственной “пустоши” между сильными союзами, как в случае Варшавы и Лодзи, что привело к образованию между ими воеводства с центром в Скерневицах. Также вокруг Варшавы восстали экономически слабые Цеханувское и Остроленцкое воеводства, тесно связанные со столицей в территориально-коммуникационном смысле. Вокруг Лодзи административный пробел был заполнен воеводствами с центрами в Пётркуве Трыбунальском и Серадзе. Отсечение Кракова от исторически связанного с им Подгаля привело к появлению Новосондэцкого воеводства. В 1984 г. через 10 лет функционирования нового раздела страны, в специальном научном журнале высказывались серьёзные сомнения в возможности удержания шести из созданных в 1975 г. воеводств – Бельскоподляского, Хелмского, Лещыньского, Остроленцкого, Серадзского и Скерневицкого. Однако необходимость сохранения существующего административного раздела после введения небольших изменений в границах гмин и воеводств сомнению не подвергалась.

Введенный в 1975 г. раздел Польши на 49 небольших воеводств, вопреки утверждениям партийного руководства не был реализован целиком. После ликвидаций уездов в их бывших центрах всё ещё осталась локальная администрация, тоже как и специальные службы – милиция, армия, санитарные, дорожные службы. Это стало причиной сближения функций и полномочий отделов воеводских комитетов и разных координационных комитетов даже на высшем уровне до функций территориальных органов, основанных накануне реформы. Двухуровневая структура с выделенной специальной администрацией просуществовала вплоть до очередной реформы территориального раздела страны.

Реформа, приведшая к раздению Польши на 49 воеводств и 2483 гмины и сохранившая разделение на 267 административных районов, в значительной степени закрепила систему уездной администрации через сохранение районных структур милиции, армии, пожарной, дорожной и многих других служб. Был оставлен давнишний раздел страны на 17 дорожных округов с центрами в бывших воеводских столицах. Смена административного раздела страны не привела к смены территориальной структуры более важных министерств.

Разнообразие структур государственной власти в разных ведомствах свидетельствовала про поверхностный, “фасадный” характер административной реформы 1975 г. Новые 32 воеводских центров развивали свою инфраструктуру, однако это происходило в значительной мере ценой бывших уездных центров, избавленных от возможности влияния на распределение финансовых средств, выделенных государством на отдельные воеводства. Последствием новой системы было ослабление, а часто и разрыв существующих 25-летних хозяйственных связей и введение новой структуральной единицы, которая не только не исполняла роль регионального центра, но и была слишком слабой по причине небольших размеров и малых бюджетов. Для реализации планирования в масштабе всей страны в быстром времени были созданы плановые и хозяйственные макрорегионы, которые изменяли свои границы по мере экономического развития отдельных воеводств. Их число возросло от 8 (1975 г.) до 10 при планировании очередной административной реформы в 1998 г.

Таким образом, система 49 воеводств держалась благодаря полной доминации политических решений над хозяйственными расчётами и разделам территории на основании анализа уровня развития отдельных регионов и функционирования традиционных связей между ими. По мере хозяйственного развития страны в новых политических и общественных условиях после 1989 г. административный раздел, приспособленный к централизованной системе власти, стал анахронизмом. Среди политиков и плановиков дискутировалась не сама необходимость изменения системы административного раздела страны, а способы этого изменения для наилучшего ответа на вызов, поставленный перед Польшей в 21 столетии.  

[уф, хватит пока] 101.gif

IAA
ФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)

IAA

Россия-матушка
Сообщений: 937
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 38
Добавил в архив http://familia.hotbox.ru/doc/polska.zip таблицы "Транскрипция/транслитерация" из книги Ермоловича.
art
Модератор раздела
Артысевич Арсений Иванович

art

Bielsk Podlaski
Сообщений: 1050
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 225
o administratiwnom delenii Polscy w XX wiekie mozna pocitat na bielaruskoj mowie
http://kamunikat.fontel.net/ww...viendt.htm
---
Все мои и моих предков данные размещены на сайте добровольно и специально для поиска родственников.Все персональные данные о моих родственниках и наших общих предках, помещенные на этот сайт, найдены в Общедоступных aрхивах, в печатных публикациях или при
archeron
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1
Добрый день. Я ищу метрики до 1939 года с.Гребенне(Hrebenne). У меня отец Чернобай( Czarnobay,Czornobay) Юрий Иванович родился 04.05.1934 г. в паспорте написано:место рождения с.Гребенном Рава-Русского района Львовский области. Не могу найти польские архивы.Нашел только книгу рождения за 1790-1825 г.
R222
Pawel Kezha
Начинающий

Витебск
Сообщений: 39
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 13
confused.gif Здравствуйте! Нужна помощь. Ситуация следующая: один из дедов в 1922 году, возвращаясь домой( Брестская область сегодня) со службы в армии незаконно перешел границу. За это был задержен. Определенное время за данное нарушение находился в тюремном заключении. Вопрос: в каких документах мог был зафиксирован данный факт? Куда логично обратиться за предоставленной информацией: в учреждения Польши или Беларуси? Спасибо
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модераторы: art, Wojciech, Asmodeika
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Польша (Polska) » Административное деление Польши [тема №2991]
Вверх ⇈