На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 892
Наверх##24 ноября 2008 3:176 февраля 2024 8:36 СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН
К знатокам истории Алтайского края!
Почти 20 лет прошло с начала поисков моих корней. Сейчас я знаю фамилию рода бабушки (материнская ветвь), так же стало понятно, что жили они в другой волости. Родные жили кучно в Змеиногорском уезде, редко кто отлучался. Мой прадед ВОЛОДИМЕРСКОЙ ЕВЛАМПИЙ АГАПОВИЧ, очевидно, в поисках лучшей земли временно был в д.Тумановой, в это время и родилась моя бабушка, но в переписи 1917г можно узнать, что Евлампий и часть рода основались в д.ПЕРЕКЛИЧНАЯ Александровской волости Змеиногорского уезда, недалеко от с.ПЛОСКОЕ, в котором прадед был рожден и в котором жили другая часть ВОЛОДИМЕРСКИХ. С начала 20 века их фамилию стали записывать по иному, Володимерские стали Владимирскими, Володимеровы - Владимировыми. Если кто то знает историю людей из этих селений, пишите ... Ссылка на тему по истории старообрядческих сел КВГО (с.Староалейское) https://forum.vgd.ru/3164/97866/#last
Более 400 человек в 105-1915 годах выехали на Алтай и другие части Сибири.
[/q]
Мне известны Озеровы из с. Троицкого Обоянского уезда Курской губернии, которые переселились в 1898 году в с. Кашино Барнаульского уезда Томской губернии (в разное время относилось к Барнаульской вол. и Панюшевской вол.). Озеров Афанасий Фёдорович и его жена Варвара Васильевна (в девичестве Бабанских). Еще одна волна переселения в это с. Кашино была в начале 1900 годов. Мои предки Бабанских из с. Троицкого переселились в 1907 г. У вас есть какие-нибудь материалы по переселению на Алтай ваших предков?
--- www.starinariy.kz; www.starinariy.ru
Ищу: Томская губерния с. Анастасьевка - Мжельские.
Здравствуйте, меня интересуют жители заимки Гужихина Томской губернии Томского уезда на озере Яково. Возможно там жили родители моего деда Гужихина Василия Петровича.
меня интересуют жители заимки Гужихина Томской губернии Томского уезда на озере Яково
[/q]
Они -- старообрядцы?
На заимках в тайге около Красного Яра – Гужихиной, Лесниковой, Щегловой, Гари и др. жили и частично живут до настоящего времени старообрядцы - «безденежные» и «истинно-православные христиане», которые для спасения души ушли из греховного мира в «пустынь», в тайгу, в скит. Некоторые жители окрестных селений знают координаты заимок, наслышаны об особенностях веры и быта старообрядцев, а многие охотники, рыбаки и ягодники неоднократно бывали там. Бывали там и научные сотрудники университетов и музеев, лингвисты и историки, в том числе и автор этих строк. >>>>>
По рассказам жителей (МЭЭ МГС, 1996 – 2003, сборы П.Е. Бардиной) и опубликованным данным (Гончарова Т.А.. 2006; Бузанова В.А., 1996) так примерно выглядел состав населения Притомья и прилегающих территорий в первой половине ХХ в.
Гужихин Александр Васильевич. Орден Отечественной войны II степени __.__.1925 Томская обл., Бакчарский р-н, д. Гужихино . Документ из Юбилейной картотеки >>>>>
Гужихин Ануфрий Васильевич. Орден Отечественной войны II степени __.__.1915 Томская обл., Бакчарский р-н, д. Гужихино . Документ из Юбилейной картотеки >>>>>
В томской епархии, по словам "Прииш." сообщают в св. синоде, что в пределах Томскаго у. появились сектанты, так называемые филипповцы-скрытники 6езпоповскаго толка. В глухой тайге Томскаго уезда на реке Коржа полицией была обнаружена заимка, в которой преживал крестьянин Гужихин с женой и 25-тилетним сыном Ионой. Все они являются последователями секты филипповцев-скрытников.
Секта эта свое начало ведет от беглаго солдата Евфимия, который, между прочим, в своем учении отрицал воинскую повинность. Полиция явилась к крестьянину Гужихину для проверки его отношения к воинской повинности. Гужихин отказался впустить в свой дом представителей полиции. Урядник ушел за понятыми и хотел силой войти в дом. Спустя некоторое время Гужихин с женой и сыном подожгли свой дом и все трое сгорели. Перед домом к дереву были найдена прибитой записка со следующей надписью: «Антихристу не хотим служить.»
Да, они старообрядцы. Я находила все эти материалы. Гужихин Александр Васильевич - мой отец, Гужихин Ануфрий Васильевич - мой дядя. Эту историю о сожжении я слышала от своей бабушки. Но как мне узнать имена жителей этих заимок.
Выбирайте 1) сделать запрос в Госархив Томской области (платно; небыстро и подешевле); 2) заплатить частному поисковику (быстро и подороже); 3) лично посетить архив и поработать с документами (бесплатно, кроме расходов для иногородних на проезд и проживание).
Автор описания: Т.Г. Казанцева, доцент, кандидат искусствоведения; Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, доцент кафедры истории музыки; Новосибирск, ул. Советская, 31. Электронный адрес kerzak2002@mail.ru ; моб. тел.: 8-913-957-31-96.
Экспедиция: Экспедиция: Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки Год, собиратели: 2005 - Т.Г. Казанцева Место фиксации: Город Белово Беловского района Кемеровской области Место хранения: Личный архив Т.Г. Казанцевой
История выявления и фиксации: Первая фиксация объекта
Библиография: Казанцева Т.Г. Певческая книга и реалии богослужебной практики современного сибирского старообрядчества (на материале Кемеровской области) // Материалы конференции «Николай Константинович Никольский: судьба ученого и его трудов: Научные Чтения к 150-летию со дня рождения», Санкт-Петербург, Библиотека Российской академии наук, 2–3 октября 2013 г. – (в печати).
Согласие часовенных окончательно оформилось в 1840 г. в среде беглоповского старообрядчества. Другие названия согласия, принятые в сибирском регионе, – кержаки, стариковцы (стариковщина, стариковина). Происхождение и распространение согласия связано исключительно с урало-сибирским регионом. Основными положениями догматического учения часовенных являются отказ от приёма бегствующего священства и подчинение духовным наставникам – «старикам», «старцам»; проведение богослужений в культовых зданиях без алтарей – часовнях; осуществление обрядов и треб по беспоповскому «чину мирян».
Представители согласия отличаются особой замкнутостью, предпочитают жить обособленно в удаленных, труднодоступных населенных пунктах, хотя часовенные общины (соборы) есть и во многих крупных промышленных центрах региона. В среде часовенных существует большое количество запретов поведенческого и бытового характера, основным из которых является запрет на общение с иноверцами при молении и еде. Согласие не имеет единого руководящего центра, поэтому характеризуется разрозненностью и множеством локальных традиций.
Собор старообрядцев города Белово Кемеровской области является типичным образцом часовенной общины, существующей в условиях крупного промышленного города. Для нее характерны, с одной стороны, небольшое число членов, преимущественно преклонный возраст соборян, нерегулярность богослужений и значительная вариативность состава их участников; с другой – каждодневная домашняя молитва членов, строгость в соблюдении запретов, боязнь «замирщения». Допуск в собор и наблюдение за богослужением посторонним лицам запрещены, именно поэтому данная традиция литургического пения описывается вне обрядового контекста.
Материал получен в результате индивидуальной работы с одной из наиболее авторитетных прихожанок – Ольгой Петровной Овчинниковой. Зафиксированный комплекс вербальных и вокальных форм включает полный репертуар песнопений великой вечерни, утрени и обедницы, некоторые песнопения важнейших служб годового цикла (в частности, Пасхальной) и треб (панихиды) и дает полное представление о локальной традиции.
В беловской общине нет людей, владеющих знаменной нотацией. По сообщению информантки, практики пения по крюкам не было уже при жизни родителей нынешнего поколения прихожан, то есть с момента переселения староверов в Кемеровскую область в 1930-х годах. В результате все формы богослужебного пения перешли из письменной в устную сферу бытования, утратилось их разнообразие. Однако в этой ситуации старообрядцы принципиально сохранили вокальную форму богослужения, не заменив ее на более простую речевую.
В традиции используется четыре способа воспроизведения богослужебных текстов, три из которых собственно вокальные (пение на самогласен, «напевка» и обиходная погласица), четвертый представляет собой тонированную речь – так называемый «читок».
Одна из вокальных форм – пение на самогласен, то есть по мелодическим образцам с особыми правилами чередования мелодических строк. Песнопений-образцов 8 по числу гласов знаменного распева, их чередование определяется богослужебным календарем. Самогласны относятся к образцам силлабического (речитативного) стиля, характеризуются переменным ладом, свободным – речевым – ритмом, исполняются в скором темпе.
Репертуар данной группы:
– стихиры всех разновидностей (на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, на хвалитех), их славники и богородичны;
– степенные антифоны утрени;
– ирмосы воскресных и большинства праздничных канонов;
– тропари на блаженнах праздничной обедницы;
– 33-й псалом обедницы (напев 7-го гласа).
Данный репертуар в целом вполне сопоставим с репертуаром пения на самогласен в соборах, где крюковая грамотность сохраняется. Исключение составляют ирмосы воскресных и праздничных канонов, а также степенные антифоны утрени, которые принято петь знаменным распевом или, в крайнем случае, «напевкой». Практика переноса формы исполнения, предназначенной для одного жанра, на другой является отступлением от канонических норм.
«Напевка» – устная версия песнопения, ранее воспроизводимого по книгам знаменной нотации. Стилистика «напевки» неоднородна и включает образцы двух типов:
а) невматические структуры, соответствующие стилистике столпового знаменного распева и допускающие слогораспевы на 2–5 звуках и отдельные мелизматические формулы;
б) мелизматические структуры с протяженными распевами типа юбиляций.
Те и другие образцы отличаются ладовой переменностью, свободной ритмикой, умеренным или медленным темпом исполнения.
Репертуар «напевки»:
– погласица «воззваха»;
– прокимны вечерни, утрени, панихиды и великий прокимен «Всякое дыхание»;
– храмовая стихира Святой Троице;
– степенный антифон 4-го гласа «От юности моея»; – стихиры по 50-м псалме;
– песнопение «Достойно есть» и задостойники;
– хвалитные стихиры пасхальной утрени;
– кафизма вечерни «Блажен муж», псалмы полиелеоса и праздничные величания;
– припев «Слава Тебе, Господи» перед чтением утреннего и обеденного Евангелия,
– Трисвятое по Великом славословии.
По упрощенному варианту «напевки» исполняются песнопения «Бог Господь» на утрени, ирмосы канонов Пасхе и на панихиде, а также воскресная катавасия – ирмосы канона Богородицы 4-го гласа «Отверзу уста моя». Наконец, по «напевке» поются концы (заключительные строки) тропарей и славников утрени, основной текст которых читается.
«Напевка», принятая в данной локальной традиции, демонстрирует редукцию системы осмогласия. В соборе сохраняется только один вариант напевов «воззвахов», песнопения утрени «Бог Господь», поющихся по его модели концов тропарей (напевы 4-го гласа); один напев прокимнов (по образцу прокимна панихиды 8-го гласа); один напев «Достойно есть» для всех задостойников (предположительно, 6-го гласа).
Обиходная погласица – краткая мелодическая формула речитативного склада и узкообъемной ладовой структуры, подчиненная речевому ритму. Представляет собой переходную форму между вокальным и речевым типом интонирования. На ее основе формируются более продолжительные напевы, предназначенные для исполнения объемных литургических текстов.
– тропари «Ангельский собор» по 17-й кафизме (с указанием на 5-й глас);
– песнопения пасхальных часов и воскресная стихира «Воскресение Христово видевши»;
– Великое славословие;
– тропари утрени;
– припев «Честнейшую Херувим» (в том числе и в функции припева на 9-й песни канона);
– песнопение «Единородный Сын» на изобразительных обедницы.
В целом данный репертуар соответствует общестарообрядческой практике.
«Читок», или тонированная речь, – особая речевая форма, используемая только в обрядовой (сакральной) ситуации и характеризующаяся ритмической и звуковысотной определенностью.
Основной репертуар «читка» – псалмы и молитвы всех разделов богослужения. В описываемой традиции он также распространяется на ряд певческих жанров:
– псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»;
– кафизмы вечерни и утрени;
– хвалитные псалмы;
– песнопение «Свят Господь»;
– светильны и их богородичны;
– кондаки и икосы канонов.
Серьезной утратой часовенных города Белово является литургический речитатив вокальной природы, предназначенный для чтения нараспев текстов Священного Писания и уставных чтений.
Переход некоторых текстов из категории поющихся в категорию читаемых является отступлением от уставных норм богослужения и в некоторых случаях обусловливает невозможность совершения богослужений по определенному чину. Так, незнание напева 103-го псалма привело к тому, что в соборе практикуется только раздельное служение вечерни и утрени.
Таким образом, не владеющие нотной грамотой певчие сохраняют в памяти определенный объем обиходных напевов, существовавших на всех этапах своего бытования преимущественно в устной форме (т. е. никогда не фиксировавшихся в певческих нотированных книгах). Гибкое использование имеющегося репертуара напевов в несвойственной им функции, принцип замещения неизвестного напева известным позволяют старообрядцам-беспоповцам сохранять принципиально вокальную форму богослужения.
Описанная практика не распространяется на изолированные, конфессионально однородные поселения часовенных, в которых ситуация с сохранностью богослужебных певческих традиций принципиально иная.
Генеалогический форум ВГД » Сословия, вероисповедания, этносы » Вероисповедания, церковная практика...
» Доктора наук о религии и церкви
» Старообрядчество
» Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.
» Единоверие
» Кержаки
» Старообрядцы Вятской губернии Нолинского уезда
Генеалогический форум ВГД » Генеалогия: источники » Источники других христианских конфессий
» Метрические книги для раскольников (1874 г.)
» Метрические книги и записи старообрядцев
Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Белоруссия (Беларусь) » Староверы Ветки
Научные статьи сотрудников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника