Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Мне есть еще что рассказать

Главы или фрагменты глав, которые не вошли в печатную версию книги.
▶ Дневник Tasha56

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Tasha56
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
02092021_knig-76.png
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Древнерусское государство (Киевская Русь) Перепост
Первые переписи в Киеве - XII век Перепост
1490-е. ПОЛИТИКА ИВАНА III В ОТНОШЕНИИ ПОЛЬШИ И ЛИТВЫ Перепост
Первые русские летописные своды Перепост
Вторая половина XV – начало XVI века – Перепост
Варяжское море Перепост
Смоленск Перепост
1557 - "Волочная помера" Перепост
Вторая половина XV – начало XVI века Перепост
1618 год - Перепост

1619 год - В каких границах оставались после Деулинского перемирия земли изучаемого Суражского и Стародубского уездов? Перепост
1621 - Стародубский повет Перепост
Польско-Московская граница 1634-1648 Перепост
"Радзивилловская летопись" Перепост
Три раздела Польши Перепост
Великое княжество Литовское Перепост
Воссоединение Украины с Россией Перепост
Съезд князей как политический институт Древней Руси Перепост
История буквы "И краткая" Перепост
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
Стародубские и Суражские земли (совр. Брянской области) по АТД входили в границы Древнерусского государства (Киевская Русь)...
_____

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ


Древнерусское государство возникло в начале IX в., т.е. более чем за столетие до обращения в христианство жителей Киева, которое произошло по распоряжению князя Владимира Святославовича (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь) предположительно в 988 г. и получило название «крещение Руси».
1.jpg
Скульптор – народный художник России Салават Щербаков, архитектор – Игорь Воскресенский. Князь Владимир. Фрагмент памятника на Боровицкой площади. Москва. По летописям проходит как - Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).

2.jpg

Согласно самому раннему «Житию Владимира» монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) Владимир вокняжить в Киеве начал с 11 июня 978 года, однако в некоторых источниках указан год 980 (ПВЛ. Год 6360 (852)).
«Память и похвала князю русскому Владимиру» — одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в XI в. В нем сохранились сведения из летописи, предшествовавшей не только «Повести временных лет», но и Начальному своду (ок. 1095 г.). Именно в «Памяти и похвале», а не в позднейших летописях содержатся правильные даты (датировки не цифровые, хронология событий отсчитывается от вокняжения и смерти Владимира): вокняжение Владимира в Киеве в 978 г., а не в 980, как сказано в «Повести временных лет»; крещение Владимира в 987 г., а не в 988, взятие Корсуня после крещения в 989 г., а не в 988 г. и др. (См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908. С. 13—28, 131—161).
3.jpg


Находясь в центре восточнославянских племен, Киевская Русь в IX-X вв. объединила их вокруг себя и вела успешную борьбу с кочевниками, Византией и варягами.
На основе интенсивного развития земледелия, ремесла и торговли число русских городов на рубеже X-XI вв. выросло (по данным ПВЛ) от 25 до 90. В них рядом со старой племенной знатью сформировался новый правящий слой, исполнявший административные и военные функции.

Торговые пути связывали центры ремесленного производства и товарного обмена со многими государствами и городами Западной Европы и стран Востока. Русь вывозила в больших количествах шкуры, меха, мед, воск, а ввозила серебро (собственной добычи которого в России не было до конца XVII в.), оружие, ткани, украшения, пряности.
Первоначально функции денег у восточных славян исполняли скот и меха, но еще с конца VIII – начала IX вв. на Руси появились серебряные восточные монеты – дирхемы Арабского халифата, а в X в. – золотые и серебряные монеты Византии.

Наряду с торговыми активно развивались дипломатические отношения Киевской Руси с соседними государствами, и мирные договоры Руси с греками 911 и 944 гг. были составлены уже по международным юридическим нормам своего времени.
Провозглашение государственной независимости Киевской Руси и равенства ее другим европейским державам означало и выпуск князем Владимиром Святославичем первых русских монет.

Согласно новейшим исследованиям, возникновение киевских государственных мастерских по художественной обработке металла, организованных на базе княжеского вотчинного хозяйства, относится к эпохе княгини Ольги и князя Святослава Игоревича, т.е. к 50-70 гг. X в., причем выявлены не только постоянные мастерские разных среднеднепровских школ с определенными стилистическими и техническими традициями, но и свидетельства творческого использования среднеднепровскими мастерами достижений восточной и византийской школ торевтики (от греч. toreuo – вырезываю, чеканю).
*Орлов Р.С. Художня металлообработка в Киеви в X ст. Археология. 1983 г. №42 – с. 36-38

Великий князь Ольгерд вторгался в русские княжества несколько раз – осадил Москву в 1370 году, разорил Можайск в 1372 году и осадил Смоленск в 1375 году.
Следует подчеркнуть, что православная церковь сыграла ключевую роль в возвышении Москвы как до Куликовской битвы, так и после нее. Сближение Церкви и Москвы началось в 1325 году, когда Петр, митрополит Киевский и Всея Руси, перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Это было вызвано угрозой со стороны князя Михаила Тверского, который хотел заменить его собственным кандидатом.

Перенос митрополичьей кафедры дал Ивану Калите решающее преимущество в стремлении убедить правившего в Сарае хана, что он является лучшим претендентом на титул великого князя Владимирского. С этого момента Церковь стала важнейшим союзником Москвы. Особенно близкие отношения между духовной и светской властями установились во время правления митрополита Алексия, который являлся советником сыновей Ивана Калиты, а позднее правителем в период малолетства Дмитрия Донского.
4.jpg

Важную роль в жизни княжества играла не только политизированная церковная иерархия, близко сотрудничавшая с правившим двором - традиция аскетического монашества, проповедуемая Сергием Радонежским, также работала на благо Москвы. Сергий призывал своих последователей создавать новые монастыри в диких местах, вдали от искушений городов.
5.jpg


Эти монастыри вскоре превратились в многочисленные сельскохозяйственные общества, которые осваивали новые земли и строили через леса дороги. Сами монастыри часто были хорошо укреплены, чтобы защищаться от разбойников, и таким образом становились передовыми оборонительными рубежами на случай набегов захватчиков. К XV веку многие монастыри, особенно на севере, превратились в богатые и влиятельные землевладения.

В 1372 году князь Дмитрий Московский (Дмитрий Донской) прекратил платить дань Золотой Орде, провоцируя военный конфликт с Мамаем. Обострившиеся экономические проблемы и всё более ухудшающиеся отношения с Новгородом не позволяли собирать такую дань, какую требовал Мамай. Дмитрий, не планировавший предпринимать карательные экспедиции против своих соседей, просто прекратил выплачивать.
6.jpg

Учитывая, что в то время Золотая Орда была способна собрать войско достаточное, чтобы создать серьезную угрозу Москве, Дмитрий Московский тянул время, обманывая ордынцев.
7.jpg


Этот акт неповиновения показал, что Золотая Орда в целом уже не так пугала и внушала страх русским князьям. Один из примеров, когда в 1374 году Мамай отправил баскаков в Нижний Новгород с требованием заплатить положенную дань, горожане перебили ордынских посланцев.
Разгневанный Мамай перестал поддерживать князя Дмитрия и сделал ставку на князя Михаила Александровича Тверского, настроив того сокрушить конкурента. Однако, войско Мамая, пострадавшее от сильной эпидемии чумы, изменило равновесие сил. Да и Михаилу Тверскому не удалось заручиться поддержкой Литвы. В 1375 году князь Дмитрий осадил Тверь и вынудил Михаила подписать мир, по которому он признал за Дмитрием Ивановичем титул великого князя Владимирского.
8.jpg


1380 год – Куликовская битва на реке Калке.

Хотя Золотая Орда вскоре восстановила свою власть над Русью, Куликовская битва продемонстрировала, чего может добиться единое русское государство.
Русские летописи сообщают, что Мамай наблюдал за ходом Куликовской битвы с соседнего холма и бежал, как только ситуация стала меняться в пользу противника.
После этого поражения он потерял власть и позднее в том же году был убит.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (4)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
Продолжение...

Его место сразу занял другой, более грозный противник - хан Тохтамыш. Ему удалось примирить противоборствующие группировки и вернуть Орде определенную часть утраченной ею былой власти. В 1381 году он разослал русским князьям послания, объявляя им о своем вступлении на трон в Сарае и требуя, чтобы они прибыли в Орду и лично выразили ему свою покорностью. Привыкшие за последние 30 лет, что ордынский трон неизменно занимают слабые правители, русские князья отправили в Сарай свои поздравления и дары, но отказались лично прибыть к хану.
9.jpg

Тохтамыш предпринял активные действия, при поддержке князя Олега Рязанского хан и его войско пересекли реку Оку и двинулись на Москву. В это время князь Дмитрий, а также большинство его бояр, покинули город, оставив его на милость Тохтамыша. Русские князья, которые всего двумя годами ранее отказывались подчиняться Орде, теперь во главе с Дмитрием выстроились в очередь, чтобы выразить свою преданность новому хану.
Тохтамыш не был особо доволен поведением Дмитрия по поводу его вызова в Орду (в конце концов, Мамай был врагом и самого Тохтамыша), и вскоре Дмитрий вновь получил ярлык на великое княжение Владимирское. Опираясь на поддержку церкви, Дмитрий распространил свое влияние Москвы на восток и добился включения в русское государство нескольких мелких княжеств. В год своей смерти (1389) Дмитрий находился на вершине власти и влияния. В завещании он сделал смелый шаг, объявив наследником своего сына Василия без консультации с сидевшими в Сарае ханами.
* Еженедельное издание РОССИЯ "100 битв, которые потрясли мир". Куликовская битва. Выпуск № 105 - 2012. стр. 27
10.jpg

Сыну Дмитрия Василию было 17 лет, когда он стал великим князем. Это был возраст, когда допускалось самостоятельное правление. Московские бояре, его братья поддержали Василия, сплотившись вокруг него. Василий, желая укрепить свои позиции, женился на дочери князя Литовского Витовта Софье. Этот брак не давал никаких гарантий к продолжительному миру между Москвой и ее могучим западным соседом, но этот шаг помешал Литве помогать кому-либо из врагов Москвы. Наследники Дмитрия Суздальского (который умер в 1383) не могли смириться со вступлением на престол князя Василия Дмитриевича, продолжая раздувать огонь гражданской войны на землях Юго-восточной Руси. Одновременно шла между ними борьба за родовые земли.
Василий, взяв пример с отца, старался увеличить личную власть и расширить владения. Он в полной мере использовал свое влияние в Орде. В результате он в Сарае добился от хана согласия на управление Муромским, Нижегородским и Городецким княжествами. Василий правил 36 лет, оставаясь на троне до 1425 года. Василий пережил почти всех своих детей. После смерти трон перешел к его младшему сыну, десятилетнему Василию II, на стороне которого выступал его дед – великий князь Витовт. Началась гражданская война за трон между сторонниками Василия II и его дядей Юрием (братом Василия I). Василий II умер в 1462 году, правил он 37 лет. Его наследником на трон стал его сын Иван III.

Быстрый рост влияния Москвы совпал по времени с усилением кризиса Золотой Орды. Иван III в 1476 году отказался платить дань великому хану.
В 1480 году Ахмед-хан попытался предпринять большой карательный поход, но войско Ивана III остановило монголо-татарское наступление. Сражение получило название - Стояние на реке Угре.
11.jpg

Несколько лет спустя Золотая Орда распалась, а возникшие на её основе государства, в основном, направляли свои силы на борьбу друг с другом за земли и границы. Никакой угрозы для Руси Орда уже не представляла. В 1432 году Литва раскололась на две части: на Великое Княжество Литовское (ВКЛ) со столицей в Вильне и Великое Княжество Русское (ВКР) со столицей в Полоцке. На карте ниже первичная Литва (Лютва) и Жемайтия, территории и население которых подлежали окатоличиванию, обозначены голубым цветом (ВКЛ), а в основном православная часть (ВКР) - отмечена зеленым.
12.jpg

Отметим также, что рядом, на северо-востоке к этому времени уже сформировалось Великое Княжество Московское (ВКМ), а на севере находилась Новгородская Республика.
В конце концов, как ни сопротивлялись паписты и униаты, в 1529 году ее (ВКЛ) назвали в соответствии с правдой жизни- Великое Княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных земель (ВКЛРЖ). Все три Статута ВКЛРЖ - основные законы, были написаны на русском языке. Государственным языком ВКЛ и затем ВКЛРЖ с 1236 и до 1696 года являлся западнорусский язык.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (3)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
Вторая половина XV – начало XVI века –

1.jpg


Происходит «собирание» земель вокруг Великого Московского княжества.
5-7 февраля 1494 г. заключен «Вечный мир» между Великим князем литовским Александром и Великим князем московским Иваном III,
завершивший Русско-литовскую войну 1487—1494 гг. (Пограничную войну).

[q]
«В Генваре 1494 году Великие Послы Литовские, Воевода Троцкий, Петр Янович Белой и Станислав Гастольд, Староста Жмудский, прибыли в Москву для заключения мира. Они хотели возобновить договор Казимиров с Василием Темным, а наши Бояре древнейший Ольгердов с Симеоном Гордым и отцем Донского. Первые уступали Иоанну Новгород, Псков и Тверь в вечное потомственное владение, но требовали всех иных городов, коими завладели Россияне в новейшие времена. "Вы уступаете нам не свое, а наше", - сказали Бояре. Спорили долго, хитрили и несколько раз прерывали сношения; наконец согласились, чтобы Вязьма, Алексин, Тешилов, Рославль, Венев, Мстислав, Торуса, Оболенск, Козельск, Серенск, Новосиль, Одоев, Воротынск, Перемышль, Белев, Мещера остались за Россиею; а Смоленск, Любутск, Мценск, Брянск, Серпейск, Лучин, Мосальск, Дмитров, Лужин и некоторые иные места по Угру за Литвою. Князьям Мезецким, или Мещовским, дали волю служить, кому они хотят. Александр обещал признать Великого Князя Государем всей России, с тем, чтобы он не требовал Киева. Тогда Послы Литовские, вторично представленные Иоанну, начали дело сватовства, и Государь изъявил согласие выдать дочь свою, Елену, за Александра, взяв слово, что он не будет нудить ее к перемене Веры. На другой день, Февраля 6, в комнатах у Великой Княгини Софии они увидели невесту, которая чрез Окольничего спросила у них о здоровье будущего супруга. Тут, в присутствии всех Бояр, совершилось обручение. Станислав Гастольд заступал место жениха, ибо старшему послу, Воеводе Петру, имевшему вторую жену, не дозволили быть действующим в сем обряде. Иереи читали молитвы. Обменялись перстнями и крестами, висящими на золотых цепях.
[/q]

Февраля 7 Послы именем Александра присягнули в верном соблюдении мира; а Великий Князь целовал крест в том же.
[q]
Главные условия договора, написанного на хартии с золотою печатию, были следующие -
1) Жить обоим Государям и детям их в вечной любви и помогать друг другу во всяком случае;
2) владеть каждому своими землями по древним рубежам;
3) Александру не принимать к себе Князей Вяземских, Новосильских, Одоевских, Воротынских, Перемышльских, Белевских, Мещерских, Говдыревских, ни Великих Князей Рязанских, остающихся на стороне Государя Московского, коему и решить их спорные дела с Литвою;
4) двух Князей Мезецких, сосланных в Ярославль, освободить;
5) в случае обид выслать общих судей на границу;
6) изменников Российских, Михаила Тверского, сыновей Князя Можайского, Шемяки, Боровского, Верейского, никуда не отпускать из Литвы: буде же уйдут, то вновь не принимать их;
7) Послам и купцам ездить свободно из земли в землю", и проч.
- Сверх того Послы дали слово, что Александр обяжется грамотою не беспокоить супруги в рассуждении веры. Они три раза обедали у Государя и получили в дар богатые шубы с серебряными ковшами. Отпуская их, Великий Князь сказал изустно: "Петр и Станислав! милостию Божиею мы утвердили дружбу с зятем и братом Александром; что обещали, то исполним. Послы мои будут свидетелями его клятвы".
[/q]

*Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006

Таким образом, в ходе переговоров Литва потребовала вернуться к границам 1449 года, а взамен была готова отказаться от Новгорода, Пскова, Твери и так называемой «Ржевской дани» – податных пограничных волостей. Москва, в свою очередь, потребовала вернуться к еще более ранним границам, по которым Смоленск и Брянск были в ее руках.
2.jpg

В сложившейся обстановке был найден определенный компромисс. Часть захваченных земель была возвращена Литве, часть осталась за Москвой, граница между Литвой и Новгородом прошла по старому рубежу, и в целом русско-литовская граница была отодвинута на запад. Иван III в договоре указал свой новый статус – «государь всея Руси». Дочь Ивана III была отдана замуж за великого князя Литовского Александра. Впрочем, «Вечный мир» оказался совсем не вечным. Москва продолжала организовывать пограничные столкновения, постепенно захватывать новые земли, а общая неудовлетворенность обеих сторон договором 1494 года лишь подливала масла в огонь. Новая война началась в 1500 году.

Русско-литовская война 1501-1503 годов началась из-за продолжения процесса плавного «перетекания» мелкопоместных князей, особенно из приграничных и спорных земель, на службу Московскому великому князю. Православные князья и крестьяне не хотели служить католическому королю. Литовцы не могли с этим мириться, и король Александр начал войну, в которой потерпел сокрушительное поражение при Ведроши. Под власть Ивана перешли Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж. Перемирие, известное под названием Благовещенского, положило конец войне. И хоть Иван не смог захватить Смоленск, приобретения были весьма ощутимыми. Между 1500 и 1535 годами, в период московского господства, состав Стародубского удела князей Семена Ивановича и Василия Семеновича Можайских несколько изменил свои границы. Шел процесс централизации великокняжеской власти. Начали формироваться административные единицы - УЕЗДЫ.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (4)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
Первые переписи в Киеве - XII век

Татарскими фискальными чиновниками при помощи киевлян в 1245, 1257 и 1273 годах были сделаны переписи домов и населения Черниговской губернии.
Об этом мы узнаем из работы Русова А.А.
* Русов А. А. Описание Черниговской губернии :
Сост. по поруч. Губ. земства чл. Рус. геогр. о-ва А.А. Русовым. Т. 1-2. -
Чернигов : ред. "Земск. сб. Чернигов. губ.", 1899.


К большому сожалению ученых и историков, эти документы Монгольского царства погибли без следа.
В сохранившихся источниках цифры часто показывают количество войск, участвовавших в завоеваниях, число же и списки жителей завоеванных и покорившихся населенных мест для воюющих были не так интересны. Однако названия городов и поселений того старого времени можно проследить.
В XII веке на территории Черниговской губернии уже были:
Любечь,
Чернигов,
Олжичи,
Ропск,
Рубежное,
Кривец,
Нежатина нива,
Уненеж,
Городец Вострецкий (Остер),
Моровийск,
Баруч,
Всеволож,
Старая –Белувежа,
Носов,
Явхань,
Римов,
Городище,
Глухов,
Горичев,
Канин,
Беловес,
Лутава,
Новгород-Северск,
Листвен,
Оргощь,
Радогощь (позже Погар),
Стародуб (Северский),
Страживо,
Сновеск.

* М.Марков. О городах и селениях Черниговской губернии, упоминаемых в Нестеровой летописи.
Чернигов. 1814 г.; Очерк г. Чернигов и его области в древнее и новое время. Киев. 1846 г. Барсов;
Очерки русской исторической географии. Варшава. 1873 г.


Два века спустя Чернигово-Северские владетельные князья подчинились князю Литовскому и стали в качестве «державцев» только помощниками старост и наместников, поставляемых Литовскими князьями для управления «голотою».
* Голота — безземельная (непосисионатная) шляхта.
Тогда Чернигово-Северская земля была разделена на «волости» и «державы».
В начале XVI в. кроме главных городов, упомянутых выше, были еще следующие селения: Авдеевичи, Басань, Быхов, Бирин, Блистовичи, Бодиновка (Бодянки), Боровичи, Велика-Весь, Волынчо, Выползово, Гореск, Гусовичи, Дорогинь, Домыслин, Дроков, Дуровичи, Козлиничи, Колчов, Клочков, Кувечичи, Курилов, Лабынь, Листвен, Летки, Малый Листвен, Мало – Весь, Межрудь, Мельна, Мокишин, Навозь, Носово, Новоселица, Невестница, Одарчиков, Патин, Перекоп, Плёхов, Попова гора, Радуль, Разсуха, Рожны, Рюхов, Свибрижа, Светильнов, Ситниковичи, Смолен, Смяческ, Ушно, Хоробор, Чернин, Шерени, Шиловичи, Шостовичи, Ярыловичи.
* Любавский. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства. Москва. 1893 (стр. 288-290);
Киевская старина 1896 г. №4 - Левобережная Украина в XV - XVII ст. (стр. 88-91).
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (3)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
.. Пришел с Польской стороны...


СТАРОДУБСКИЙ ПОВЕТ
Административно-территориальное образование, которое появилось в 1621 году в границах Смоленского воеводства. В этом году
были назначены отдельные чиновники воеводства. В официальных литовских документах проходит 1625 год, когда был назначен староста
повета. Повет делился на уезды: Стародубовский, Почеповский, Трубецкий (до 1644 г.)

Если посмотреть на старые карты, то можно увидеть где проходила Польская граница
granica_polskaya.jpg

Урядники Великого княжества Литовского. Т. IV.
Смоленская земля и Смоленское воеводство XIV–XVIII
веков. (Urzędnicy Wielkiego Księstwa Litewskiego: spisy.
T. IV: Ziemia Smoleńska i województwo Smoleńskie XIVXVIII
w. / pod red. A. Rachuby. – Warszawa: 2003).
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (4)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
Польско-Московская граница 1634-1648

polsko-moskovskaya_granica_1634-1648.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (4)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
Волочная помера — аграрная реформа в Великом княжестве Литовском, проводившаяся во второй половине XVI — начале XVII веков по инициативе Боны Сфорцы, матери великого князя Сигизмунда II Августа. Реформа началась с выходом в 1557 году положения о проведении реформы, так называемой «Уставы на волоки», и представляла собой комплекс мер, направленных на повышение дохода с государственных владений путём интенсификации сельского хозяйства (введения трёхпольной системы севооборота). В политическом смысле «помера» проводилась с целью приобретения центральной властью экономической независимости и повышения роли великого князя путём превращения его в крупнейшего помещика, ведущего рациональное хозяйство, рассчитанное, главным образом, на удовлетворение потребностей внешнего рынка.
Пичета В. И. Аграрная реформа Сигизмунда-Августа. — С. 541—542.
bona_sforca._volochnaya_pomera.jpg

Воло́ка — единица измерения площади, равная 30 моргам или 20 десятинам (21,36 га), а также единица обложения в Великом княжестве Литовском (ВКЛ). Происхождение названия "волока" исследователи определяли от загальнославянского названия примитивной бороны — тонкого ствола дерева с ветвями, которая со временем перешла на площадь пашни, а также от глагола "волочить", поэтому «волоком» называли также вспаханное поле, которое до вспашки имело название " лан ".
[q]
Использовалась с начала XV века, входя в систему мер в Великом княжестве Литовском. Получила широкое распространение с проведением в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) аграрной реформы, известной как «Волочная помера». Реформа проводилась в соответствии с уставом на волоки, изданным великим князем Сигизмундом Августом в 1557 году. Часто к волоке прирезали 3 морга земли под усадьбу и огород, что предусматривалось «уставом». Согласно ему же, практиковались различные прирезки, обусловленные неодинаковым качеством земли. Таким образом, волока как единица обложения могла быть площадью от 30 до 46 моргов, что никак не влияло на количество повинностей.
[/q]
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (3)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
ПОЛИТИКА ИВАНА III В ОТНОШЕНИИ ПОЛЬШИ И ЛИТВЫ

В начале 1490-х годов XV в. на переговорах о мире между Русским государством и Литовским Великим Княжеством (ВКЛ) по инициативе литовской стороны был поднят вопрос о скреплении мира между государствами свадьбой дочери Великого князя Иоанна III с Литовским Великим князем Александром II. В качестве невесты была выбрана Елена Иоанновна 6 февраля 1494 г. состоялись смотрины и обручение по договоренности, литовского правителя представлял его посол, староста жмудский Станислав Янович.
svatovstvo_1.jpg

*Александр II Ягелло́нчик, также Александр Казимирович (польск. Aleksander Jagiellończyk), 5 августа 1461 — 19 августа 1506) - великий князь литовский с 20 июля 1492 и король польский с 12 декабря 1501. В Великом княжестве Литовском его именовали Александром.
*ЕЛЕНА ИОАННОВНА (19.04. 1476, Москва - 24.01.1513, Браслав (ныне в Витебской обл. Белоруссии)), супруга польского короля и Литовского Великого кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского Великого кн. Иоанна III Васильевича и Вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог. В великокняжеском летописании помещено два сообщения о рождении у Великого князя Иоанна III дочери по имени Елена: под 18 апр. 1474 г. и под 19 апр. 1476 г. Поскольку в дальнейшем в источниках упоминается лишь одна дочь Иоанна III с таким именем, то исследователи полагают, что родившаяся в 1474 г. девочка вскоре умерла и следующая дочь, старший из оставшихся в живых ребенок Иоанна III и Софии Палеолог, была названа тем же именем.


В связи с тем, что Великий князь Иоанн III потребовал от будущего зятя письменного обязательства не заставлять жену принимать католичество, дело с заключением брака затянулось. Александр Ягеллончик такое обязательство дал, но в документе присутствовали слова: «Коли похочет (Литовская великая княгиня) своею волею приступити к римскому закону, то ей воля». Великий кн. Иоанн III отказывался принять такой документ, и лишь после того, как из текста обязательства эти слова были убраны, в январе 1495 г. Елена Иоанновна уехала в Литву.
*АЗР. Т. 1, 2; Собрание древних грамот и актов городов Минской губ., православных монастырей, церквей и по разным предметам. Минск, 1848. № 4;

Свое согласие на брак Московский Великий князь сопроводил рядом дополнительных пожеланий. Он хотел, чтобы для Елены Иоанновны был поставлен православный храм на великокняжеском дворе, а ее служилый двор составляли православные люди ее возраста. Иоанн III также желал, чтобы в обряде венчания вместе с латинским епископом участвовал православный архиерей или архимандрит, он «благословлял бы княжну по-нашему и молитвы говорил» (...)
В Литву княжну Елену Ивановну (Московскую) проводили с большим почетом. В ее свиту, которая состояла из 80 человек, были включены важные бояре с женами. За три километра до Вильно невесту встретил сам Александр верхом на коне. Для литовцев такая встреча означала особый почет гостю.
Перед экипажем Елены расстелили цветное сукно. Однако сопровождавшие княжну бояре решили выказать некоторое презрение к литовцам. На сукно они кинули дорогую шелковую ткань, и только после этого Елена вышла из экипажа.
2.jpg

Венчание прошло в тот же день. Иван III настаивал на том, чтобы оно проходило в православном храме и проводилось православным священником. Если же такого храма не нашлось бы, венчать молодых в католическом соборе, по условиям Ивана, должен был поп Фома из сопровождения Елены.
Венчание в нарушение устной договоренности было проведено Александром в католическом костеле по католическому обряду. Но поп Фома во время церемонии очень громко читал православные молитвы, а одна из приближенных княжны боярынь держала над ее головой православный венец. Таким образом в обряде присутствовали элементы обеих религий.
Иван III и Софья Палеолог в последующем даже наказали некоторых знатных бояр, проводивших переговоры о браке с литовцами за то, что те упустили важные моменты в договоре. Провести свадьбу по католическому обряду Александру позволила невнимательность сватов.

Приданое Елены Иоанновны было довольно скромным, кроме того, надежды Литовского Великого князя на то, что в связи с заключением брака московский правитель вернет часть земель, утраченных Литвой во время войны с Россией в конце 1480 – начале 1490 гг., не оправдались.
Выражая свое недовольство, Александр II не выделил жене тех владений, которые давались на содержание Литовским Великим княгиням. Положение Елены Иоанновны стало особенно трудным, когда в конце 1490-х годов вновь возникли планы унии Западнорусской митрополии и Рима. Для успеха этих планов было важно, чтобы Литовская великая княгиня отступила от Православия.
* 1494 год - Заключен брак дочери Ивана III, княжны Елены Московской, с Великим князем Литовским Александром.

В мае 1499 г. до Москвы дошли сведения, что с такими уговорами к Елене Иоанновне обращались «нареченный» митрополитом православный Смоленский епископ Иосиф (Болгаринович) и канцлер Елены писарь Иван Сапега. Их действия поддерживал Великий кн. Александр. По мнению некоторых исследователей, во время беременности Елены Иоанновны в 1497 году литовский правитель был обеспокоен тем, чтобы законность прав на престол его будущего наследника никем не оспаривалась. Спустя некоторое время с такого рода увещаниями к Елене Иоанновне приступали католический Виленский епископ Войтех Табор и бернардинцы.
Позднее, на переговорах в Москве, польский посол Петр Мышковский утверждал, что Великую княгиню не убеждали отказаться от «обычаев... греческого закону», от нее лишь добивались, чтобы папе «послушенство створила, в соединении была подле осмаго Флоренцийского собору».

Положение Елены еще более осложнилось, когда, как она сообщала отцу, враждебные ей паны и епископ Войтех донесли в Рим, что Великая княгиня не желает подчиниться. В июле 1501 года папа Александр VI обратился к Великому кн. Александру с посланием, в котором, освобождая его от обязательств по отношению к тестю, сообщил, что он поручил Виленскому епископу, чтобы тот не только убеждал Елену Иоанновну, но и «в случае нужды принуждал мерами церковного исправления и другими законными средствами». Папа писал Александру II, что он дал Виленскому епископу право расторгнуть брак, если эти меры не подействуют. Аналогичного содержания письмо было отправлено Виленскому епископу, который получил полномочия не только удалить Елену от мужа, но и конфисковать ее имущество.
[q]
*“В лето 7008 (1500). Бысть бои с Литвою великого князя Ивана Васильевича. …. А се именам тем градом, тогда взяша: Брянескъ, Трубескъ, Почапъ, Радогошъ, Путивль, Любецъ, Чечерескъ, Пропорескъ, Попова Гора, Дроковъ, Мъглинъ … за княземъ Семеномъ Стародубъ да Черниговъ да Гомии, а за княземъ Василью Путивль да Радогошъ да Северскую землю. И взялъ князъ великий пожаловалъ, придалъ имъ к темъ ихъ городамъ; князю Семену Почапъ, да Мглинъ, да Дроковъ, да Попову Гору, а князю Василь Путивль да Радогощъ, да Северную землю.”
[/q]

* Въ Апрѣлѣ 1500 г. Князья Семенъ Ивановичь и Василій Ивановичь (которыхъ отцы Иванъ Андреевичь Можайскій и Ивань Дмитріевичь, сынъ Шемяки, ушедши въ Литву, пользовались тамъ милостями Казимира и получали отъ него богатыя поместья) просили Іоанна III принять ихъ въ свое подданство; первый изъ нихъ поддался Іоанну съ Черниговомъ, Стародубомъ., Гомьемъ (Гомлемъ), Любечемъ, а вторый съ городами Рыльскомъ и Новгородъ-Сѣверскимъ. Первый изъ этихъ Князей умеръ въ 1518 году, а послѣдній лишень быль удѣла и свободы Государемь Василiемъ III, и умеръ въ темницѣ послѣ 1526 года.

Волости Прикладни и Соловьяничи были включены в состав Брянского уезда ВКМ и создали кричевско – брянское порубежье. А Мглин, Дроков и Попова Гора (совр. Красная Гора) были даны стародубскому удельному князю Семёну Ивановичу Можайскому, присоединены к Стародубскому уезду и по ним проходило кричевско–стародубское порубежье. Несмотря на длительную борьбу, которая с перерывами шла всё XVI ст. за эти волости ситуация оставалась более-менее стабильной до начала XVII века.
26 ноября 1501 года папа направил послание брату Великого князя Кардиналу Фридриху, епископу Краковскому, поручив ему, если Елену Иоанновну не удастся убедить, предать ее церковному суду (...)
В июле 1502 года Иоанн Васильевич отправил своего сына Димитрия с большим войском под Смоленск. Часть этого войска захватила Оршу, погорели многие деревни до Мстиславля, в плен увели несколько тысяч народа.
Александр II всячески старался покончить разорительную войну. Римский первосвященник Александр VI взялся быть посредником между государствами. Иоанн позволил послам приехать в Москву с предложением вечного мира с условием, что Великий Князь Иоанн возвратит Королю всю его отчину, т.е. все завоеванные им города в Литве. «Отчина королевская – сказал Иоанн – есть земля Польская и Литовская, а Русская – наша. Что мы с Божию помощью у него взяли, того не отдадим». Наконец, вместо вечного мира, согласились все на шестилетнее перемирие сроком с 25 марта 1503 г. и, только из особенного уважения к зятю, Иоанн возвратил Литве некоторые волости; в их числе следующие –
- в Белорусском крае: Рулью, Щучью, Ветлицы и Святые Озерища;
- в нынешней Витебской губернии: Стрешин, Чечерск, Пропойск, Могилев, Мстиславль с волостями, Кричев с волостями – остались тоже за Литвою;
- за Россиею же остались следующие места: в Рогачевском и Гомельском уездах (нынешней Могилевской губернии) – Гомель с волостями, Попова Гора с волостями, Телеши, Кошелево, Залесье, Светиловичи, Федоровка И Уваровичи.
* Турчинович Иосиф Викентьевич. Обозрение истории Белоруссии с древнейших времен. стр. 123.
3.jpg

Княжна Елена вдруг стала принимать активное участие в примирении мужа и отца. Она писала в Москву письма, в которых просила Ивана III наконец подумать и о ней и наладить отношения с мужем. Письма дочери с этими упреками лишь разозлили князя. Иван посоветовал Елене не лезть в дипломатию, а лучше начать подыскивать в Европе невест своим братьям. Условие женитьбы княжичей у князя были те же. Невесты должны были быть не против принятия православия. Елена порекомендовала отцу обратить внимание на маркграфа Бранденбургского, который не знал, куда девать своих пятерых дочерей. Также Елена писала в Москву о дочери датского короля и о сестре французского монарха, которая по ее словам, была «красивой, но немного хромой».

Позднее узнали, что письма отцу о примирении с ее мужем Елена писала под давлением своего деверя — кардинала Польши Фридриха. Об этом княжна сама рассказала родителям в устном тайном послании. Также Елена жаловалась на то, что деверь, муж и свекровь продолжают принуждать ее стать католичкой. Княжна просила, чтобы отец взял с Александра грамоту о неприкосновенности ее веры.
4.jpg

При дворе мужа Елена скучала. За годы жизни с Александром у нее было два выкидыша, но детей так и не родилось. Известно, что она была женщиной образованной, знала несколько языков, выписывала себе и читала много книг. В 1505 г. собиратель русских земель Иван III скончался. На русский трон взошел брат Елены Василий III. Еще через год умер и муж княжны Александр. После ухода мужа и отца Елена пыталась помочь Василию занять польско-литовский трон.
Однако королем Польши и Литвы в конечном итоге все же стал Сигизмунд Казимирович. В 1512 г. Елена Ивановна пыталась бежать в Москву, но из-за предательства кого-то из приближенных была схвачена воеводами Сигизмунда и отправлена в Троки, а затем — в Бершаны под домашний арест. У нее отобрали имущество, подаренное мужем.

Василий пытался заступиться за сестру, но напрасно. В 1513 г. 37-летняя Елена была коварно отравлена подкупленными слугами — Дмитрием Федоровым и Дмитрием Ивановым.
Несмотря ни на что, княжна Елена была примером для русского населения Литвы, она мужественно отстаивала православие.
Большие перемены произошли по результатам войны между Речью Посполитой и Русским царством 1609–1612 гг.
* Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом);
Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (4)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
«РАДЗИВИЛЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ»

«Радзивилловская летопись» - основной список которой представляет собой лицевую (иллюстрированную) рукопись конца XV в.,
представляет собой «Повесть временных лет (дальше ПВЛ)», продолженную до 1205/1206 года.
Шахматова А.А. Исследование о Радзивилловской или Кенигсбергской летописи. –
В кн.: Радзивиловская или Кенигсбергская летопись. – ОЛДП, 1902, т. 2.


Некоторые историки пишут о том, что «Радзивилловская летопись» является первой по времени обнаружения и самой древней, а поэтому основной. Все последовавшие за ней списки «Повести временных лет» являются фактически ее копией. Не будем делать окончательное заключение, есть аргументы «за» и «против», вдумчивый исследователь, изучая источники и научную литературу, выразит собственное мнение на этот счет.
1.jpg
Януш Радзивилл, виленский воевода и полководец Великого княжества Литовского был владельцем свитка в XVII веке. Собственно, от имени его магнатского рода летопись получила свое название.

По записи, сделанной в конце Хроник, становится известно, что Янушу Радзивиллу ее подарил Станислав Зеновевич, представитель мелкой шляхты, владевшей рукописью раньше, о чем свидетельствуют приписка на полях. Отец Януша, князь Священной Римской империи Богуслав Радзивилл, в 1671 году определил летопись в Кёнигсбергскую библиотеку, где с ней в 1715 году познакомился и приказал снять копию Петр I (по некоторым данным, царю прислали копию в 1711-м). А когда в 1761 году город был взят русским войском (Северная война), летопись была изъята и перевезена в Санкт-Петербург, в Академию наук. Отсюда происходит второе название, которое носит Радзивилловская летопись,– Кёнигсбергская, по имени города, где она хранилась в XVIII веке до того момента, когда в виде трофея попала в Россию, принимавшую участие в Семилетней войне. Этот документ первый и единственный, дающий понятие об истории России, а также ее соседей с V по XIII век. Можно представить себе значимость этого монументального исторического свидетельства.
* Кондаков Н. П. Заметка о миниатюрах Кенигсбергского списка начальной летописи. –
В кн.: Радзивилловская или Кенигсбергская летопись. – ОЛДП, 1902, т. 2

2.jpg
Уникальность ее еще и в том, что Радзивилловская летопись – древнейший и единственный относящийся к тому времени иллюстрированный, или лицевой (нарисованы лица), документ. Она содержит 618 миниатюр, дающих, несмотря на схематичность, хорошее представление о той эпохе.
Летопись Радзивилловская повествует о походе Игоря Святославовича, о том, как он попал в плен к Кончаку и бежал из него с Овлуром, о призыве Святославом Всеволодовичем русских князей для выступления к Каневу. Рассказывается в ней о вылазке против Кончака Владимира Глебовича, описываются походы на Царьград, битвы с печенегами и половцами. Есть и взимание дани, и другие комментарии к миниатюрам, запечатлевшим славные дела русских князей. Вокруг Кёнигсбергской хроники очень много неясностей. Неизвестно, по чьему заказу и где она была написана, первичны ли рисунки и текст.

О том, что древнейший исторический документ Радзивилловская летопись - подделка, писали многие. Некоторые из них важнейшим доказательством считали польскую бумагу, на которой Хроника написана. Отсутствующие листы вызывают сомнения, рождает загадки текст, наезжающий на рисунки. Позднейшие исследования показали, что рукопись правили минимум трижды, причем между вторым и третьи разом прошел довольно значительный срок. Третий художник был особенно агрессивен: он менял позы и одежду людей на миниатюрах.
* Лурье Я. С. О происхождении Радзивилловской летописи. – ВИД. Т. 18. 1987.
3.jpg
Много загадок вызывали явно европейские одежды, которых на Руси в те времена быть не могло. Вот их-то и приписывают третьему правщику. Одним словом, Кёнигсбергские хроники рождают много загадок и споров. Но исследовательские методы все время совершенствуются, и когда-нибудь истина откроется. Любителей переписывать историю, фальсифицировать ее для своих сиюминутных целей всегда было предостаточно.

Образование русского государства неразрывно связано с таким событием, как призвание варягов на Русь. Сегодня между историками ведутся бурные дискуссии по поводу того, имеет ли место данное событие в истории страны или же оно искусно выдумано летописцами.
4.jpg
В 1706 г. состоялось личное знакомство Василия Никитича Татищева с Петром I, который по достоинству оценил способности и пытливость ума этого человека, и в 1712 г. Василий Никитич был послан в Швецию и Пруссию для получения инженерного образования и изучения европейского опыта организации военного дела.
5.jpg
По возвращении из Данцига Татищев служил под начальством Якова Вилимовича Брюса , президента берг- и мануфактур-коллегии. В 1719 г. Брюс обратился к Петру I с предложением о необходимости подробного описания географии России, порекомендовав Татищева в качестве исполнителя этой работы. Это послужило толчком к созданию татищевской «Истории Российской».

* Татищев Василий Никитич (1686-1750) - Сподвижник Петра I: дипломат, тайный советник, геодезист, металлург, писатель, участник взятия Нарвы и Полтавского сражения, инженер-артиллерист, ученый-энциклопедист: историк, географ, этнограф, палеонтолог, один из пионеров горнодобывающего дела и основатель многих заводов на Урале.
* Яков Вилимович Брюс (1669–1735) — граф, российский государственный и военный деятель, учёный, генерал-фельдцейхмейстер.


Татищев Василий Никитич - автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской» происходил из рода Рюриковичей, точнее — от младшей ветви князей смоленских, которая утратила княжеский титул. Отец Василия Никитича с 1678 года числился в государевой службе московским «жильцом» и первое время не имел никаких земельных владений, однако в 1680 году ему удалось получить поместье умершего дальнего родственника в Псковском уезде.

Никто из русских историков никогда не стоял перед таким безбрежным морем свежих, никем еще не освоенных исторических материалов, как В. Н. Татищев в 1720-1740-е годы. Татищеву первому открылась не только необъятность источников, но и их противоречивость, их существенные различия.
Василий Никитич сам утверждал, что его главным методом писания истории было всего лишь копирование текстов доступных летописей и организация этих отрывков в должной хронологической последовательности. Согласно самому автору, в его труде не было буквально ни одного слова, которое бы не читалось в источниках.
* Алексей Толочко "История Российская" Василия Татищева: источники и известия. Киев. 2005
* Астраханский В.С. «История» Российская» В.Н.Татищева. М. 1993.


«История Российская» (далее «История») в первом варианте была готова уже к 1739 году. «История» Татищева долгие годы оставалась в рукописи, публикация, начатая Миллером, растянулась на годы. Вторая редакция была издана через 18 лет после смерти Татищева В.Н., при Екатерине II — в 1768 году. Первая редакция «Истории», написанная «древним наречием», была впервые издана только в 1964 году.
Большое внимание в своих пояснительных работах и статьях Татищев В.Н. уделял происхождению, взаимной связи и географическому размещению народов, населявших нашу страну. Этим он положил начало развитию в России этнографии и исторической географии. В.Н. Татищев впервые в отечественной историографии разделил историю России на несколько основных периодов.
* Кузьмин, А. Татищев / А. Кузьмин. – 2-е изд., доп. –
М.: Молодая гвардия, 1987. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 4 (620))


Радзивилловская летопись копировалась для Петра Великого Я.В. Брюсом. Для В.Н. Татищева была сделана копия с этого списка. Позже к спискам Брюса возвращался Ломоносов М.В. Именно к выводу о том, что именно Василий Татищев является исследователем и автором ПВЛ, которая была написана им на основании копий Радзивиловской летописи, «конспектов» Герберштейна и Киевского Синопсиса, приходят многие ученые, историки и исследователи.
Однако споры, обсуждения и комментарии: об авторстве ПВЛ, правдивости копирования оригинального документа и т.д. не прекращаются и сегодня.
* Шахматов А. А. Описание рукописи // Радзивилловская или Кенигсбергская летопись. Т. 2.;
Статьи о тексте и миниатюрах рукописи [Общество любителей древней письменности, вып. 118]. 1902 г.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (4)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13558
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38485
ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ

Начало ведения летописей на Руси прямо связано с распространением грамотности у восточных славян. До появления двух алфавитов — глаголицы и кириллицы — в IX в. у славян не было письменности , о чем прямо сообщается в «Сказании черноризца Храбра» X в. «О письменах» черноризца Храбра: «Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но (читали) и гадали с помощью черт и резов». Глагол «читали» стоит в скобках, то есть в ранних списках «Сказания..» это слово отсутствовало. Первоначально читалось только «гадали с помощью черт и резов». Далее мы узнаем из «Сказания..» : «Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка».
* Приселков М.Д. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996
* Куев К.М. Черноризец Храбр. София, 1967.


Далее черноризец (монах) Храбр сообщает о Константине (Кирилле) Философе, создавшем для славян алфавит: «…тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие в соответствии со славянской речью». Вместе с Кириллом участие в создании славянского алфавита принял и его старший брат монах Мефодий: «Если же спросишь славянских книжников, кто вам письмена создал или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, названный Кириллом, он и письмена создал, и книги перевел, и Мефодий, брат его».
6.jpg
О братьях Кирилле и Мефодии, создателях славянской письменности, известно достаточно много из их «Житий», созданных в связи с их канонизацией.
* Сказания о начале славянской письменности. Ответственный редактор В.Д. Королюк. Вступительная статья, перевод и комментарии Б.Н. Флори. Москва: Издательство «Наука», 1981. - Академия наук СССР. Институт славяноведения и балканистики. Серия «Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы».
* Кирилл и Мефодий — святые для всех славянских народов. Старший Мефодий (815—885 гг.) и Константин (827—869 гг.) родились в городе Солуни. Их отец — грек был одним из военачальников этого города и прилежащих к нему областей, где в то время жило много болгар, поэтому предполагается, что они с детства знали славянский язык (существует также легенда об их матери — болгарке).


С конца IX в. у славян одновременно существовало два алфавита и, следовательно, две письменные системы — глаголица и кириллица. Принятие христианства при князе Владимире в 988 г. имело решающее значение в появлении у них письменности, распространению грамотности, зарождению оригинальной национальной литературы. Принятие христианства является точкой отсчета письменной культуры русских людей. Для богослужения необходимы были книги, которые первоначально находились в церквах и соборах. Первой церковью в Киеве была церковь Богородицы (полное название — церковь Успения Божьей Матери), так называемая Десятинная церковь (князь Владимир дал ей на содержание десятую часть от всех своих доходов). Предполагается, что именно при этой церкви был составлен первый русский летописный свод.

Историки и ученые отмечают, что при изучении летописей XI в., необходимо помнить об одновременном существовании двух письменностей, у которых были отличающиеся друг от друга ряды цифр, что могло приводить к путанице при переводе цифр из глаголицы в кириллицу (в Древней Руси было буквенное обозначение цифр, заимствованное из Византии).
Летопись - погодная запись. Записывалось то, что происходило в реальном времени; указывая год, месяц, число и даже день недели. Отсюда и название - "погодные записи". Повествование начиналось словами «Въ лѣто..", отсюда и название - "Летопись".
7.jpg

Летописцы не имели обычая указывать свои имена. В основном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда это делалось по личной инициативе летописца. Летописец XV века отмечает, что писать надо правду даже в том случае, если она кому-то не нравится - "нѣлѣпо кому видится", "вся добраа и нѣдобраа", "нѣ украшыя пишущаго".

Древнейший летописный свод 1037 (1039) г. Большинство исследователей сходятся во мнении, что первый летописный свод на Руси был создан в Киеве в первой половине XI в. Наиболее аргументированной точкой зрения отдают А.А. Шахматову.
* Алексей Александрович Шахматов (5 (17) июня 1864, Нарва — 16 августа 1920, Петроград) — русский филолог, лингвист и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. Академик Императорской Санкт-Петербургской АН, член Императорского православного палестинского общества. С 1 января 1901 года — действительный статский советник.

Нестор — монах Киево-Печерского монастыря традиционно считается автором самого значительного летописного свода древнерусского периода — Повести временных лет (ПВЛ). Этот свод, дошедший до нас в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, был создан якобы Нестором в начале XII в., точнее, в 1113 г.
* Подлинные данные биографии Нестора немногочисленны, о них мы узнаем из «Жития Феодосия», в Печерский монастырь он пришел при игумене Стефане (1074—1078 гг.) и до написания «Жития Феодосия» им было написано «Житие Бориса и Глеба». В записях монахов Киево-Печерского монастыря начала XIII в. (имеется в виду не дошедшая до нас первоначальная редакция Киево-Печерского патерика) дважды упоминается о том, что Нестор работал над летописью.
8.jpg
[q]
«Повесть временных лет (дальше ПВЛ)» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 1420-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
[/q]

Начинается повесть с рассказа о том, что Бог когда-то создал прекрасный мир и в нём — человека. Он хотел, чтобы люди жили счастливой, радостной жизнью в общении с Ним. Позже потомки Адама и Евы расселились по земле. И жизнь у них была совсем не райская. Пропитание приходилось зарабатывать тяжёлым трудом, но дело было не только в этом. Когда-то первые люди, сотворённые Богом, пребывали в радости и добре, но потом нарушили заповедь Господа и были изгнаны из рая. Среди людей поселилось зло — и зло это возрастало год от года. Они забыли о Боге и уже не могли жить в мире. Завидовали друг другу и без конца ссорились. Грехи их множились — жадность, лень, разврат, гордыня… Всюду воцарились вражда и несправедливость.

Люди не просто порождали зло — они распространяли его в мире, словно заразную болезнь, отравляя всё вокруг и становясь всё несчастнее. Бог наблюдал, как меняется созданный Им мир. Ещё немного — и зло затопит всё! Не такой судьбы Господь желал миру, не такой жизни — человеку. И в какой-то момент Бог решил положить конец распространению эпидемии зла! Только Ной — потомок Адама в десятом поколении был безгрешен: добрый, боголюбивый, он никакого зла не творил. У Ноя была семья — жена и трое сыновей: Сим, Хам и Иафет. Все они тоже завели свои семьи. Этот род Бог решил спасти.
И когда случился Всемирный потоп семья Ноя спаслась на «Ноевом ковчеге». После потопа трое сыновей Ноя разделили землю.
9.jpg
*ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП — это глобальное наводнение, сведения о котором широко распространены среди многих народов мира в мифологических представлениях и записаны в ряде религиозных текстов.
*НОЕВ КОВЧЕГ— судно, которое, согласно Библии, построил Ной по повелению Бога для спасения от Потопа своей семьи и всех животных.


- И достался восток Симу:
Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

- Хаму достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.

- Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления (Пелопоннес тож), Аркадия, Эпир, Иллирия, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр (Борисфен), Кавкасинские (Венгерские) горы, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову.

Сим, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, – было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон.
10.jpg

И строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки…

В Иафетовой части оказались территории, которые позже населили народы меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы, ляхи, пруссы, чудь, варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги, радимичи, дреговичи, поляне и т.д.
Через цитирование библейских текстов древнерусский летописец формировал особую систему христианского символизма, с помощью которой он пытался постичь суть события, «“божественную логику”, которая управляет всем ходом человеческой истории, пытался вывести и связать историю от сотворения Мира с расселением славянских племен и образованием древнерусского государства.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (3)
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: Tasha56
Вверх ⇈