Niine написал:
[q]
9081
Василий и Ульяна Николаевы для Бондаренковых и для Беловых. Рудникъ (...) Вася оставил память Володи. Фотограф неизвестен
Ссылка[/q]
https://forum.vgd.ru/post/86/84759/p5371221.htm#pp5371221Рудник Щербиновка.
Щербиновка. До 1936 года, ныне г. Дзержинск. Расположен вблизи р.Кривой Торец в 52 км от Донецка. Поселок возник из хутора Щербиновского, названного так в честь погибшего здесь казака Антона Щербины. В 30-х годах прошлого века здесь добывали 25% всей тогдашней добычи Донбасса. Тогда же произошло слияние близлежащих хуторов в село Щербиновку, Железнянской волости Бахмутского уезда. Щербиновский рудник располагался в двух верстах к востоку от Щербиновки, включал в себя несколько рудников: Северный, Нелеповский, Центральный и Чигарскую копь.
Жизнь шахтеров Щербиновского рудника сто лет назад
В конце XVIII века на берегу реки Кривой Торец украинские казаки, отселенцы из Зайцевской слободы, основали хутор Щербиновский. В начале XIX века неподалеку от хутора был обнаружен каменный уголь.
В 1883 году к юго-востоку от села Щербиновки работали три небольших шахты предпринимателя Шеермана. На северо-запад от «Марьевки», одной из шахт, находилась большая трясина, по которой пролегала дорога в Бахмут (ныне Артемовск).
В 1884 году французские предприниматели образовали акционерное общество по разработке угольных и соляных рудников, скупив земли в окрестности Щербиновки и Нелеповки, начали строительство двух рудников – Нелеповского и Северного.
Иностранные капиталисты вкладывали средства в строительство рудников и заводов Донбасса, используя бесправие русского и украинского народов, дешевую рабочую силу, богатые источники сырья для получения высоких прибылей.
Неприглядно выглядел рудничный поселок. Он состоял из четырех улиц: «Старых землянок», «Новых землянок», «Косачевки» и «Собачевки». Вход в колонию, где жили специалисты и знать рудника, рабочим и детям был строго воспрещен.
С 1895 по 1897 годы для инженерно-технических работников и служащих построили маленькие домики, а для рабочих – убогие тесные казармы, напоминающие землянки.
Стены были выложены из желтой глины, крыша также была глиняная. В казарме было сыро, темно, тесно и шумно. Размещались шахтеры на общих нарах. Одни уходили на работу, другие приходили и занимали освободившиеся места, ложась на грязные, измазанные углем нары. Постельное белье и спецовки не выдавались. Рабочий день длился по 12-13 часов, выматывая все силы шахтеров.
Немыслимые условия жизни, скудное питание вызывали частые заболевания. Много шахтеров болело туберкулезом. Бесплатная медицинская помощь отсутствовала, хотя из заработка отчисляли одну десятую страховых в месяц.
При эпидемиях заразные больные оставались в бараках, поэтому смертность доходила до 500-600 человек в год.
На руднике выстроили начальную школу на 100 учеников, 11 «кабачков», церковь и одноэтажный клуб на 100 человек. Бани, чтобы отмыться от угольной пыли и копоти керосиновых ламп, на руднике не было. Бесконечные штрафы отнимали большую часть и без того скудного шахтерского заработка. Штрафы взимались за «грубое отношение» с десятником, за «опоздание на работу», за «смешивание угля с породой» и т.д.
Никакой механизации на шахтах не было: выемку, откатку, погрузку угля рабочие производили вручную. О технике безопасности тогда и понятия не было. Увечья, ушибы были в шахте повседневными явлениями. Получив инвалидность, рабочий был обречен на голод, так как никакой помощи от предприятия он не получал.
Подробнее - здесь
https://www.dzerghinsk.org/new...04-29-2044На фото - Шахтёры Щербиновки до революции
Нашла интересный материал - "Письма от братьев из Щербиновского рудника" Оказывается, в начале 20 века там появились баптисты:
"Щербиновский рудник, Екатеринославской губернии
27 сентября 1910 года, Господу угодно было, чтобы я оставил дорогих сердцу братьев Суровской общины и переехал на новую должность туда, где ещё вовсе не было слышно слово Божье, а именно на Щербиновский рудник, где я нахожусь по сей день.
Переезд мой был очень печален, потому что моей жене многие говорили, что там якобы очень страшно, так как «шахтёры» — народ отчаянный и часто случаются убийства. Да, кроме того, не с кем было разделять ту радость, которой радуются в Господе, а еженедельные поездки куда-либо на собрание, которые всегда сопряжены с расходами, нам были недоступны. Но несмотря на все эти преграды, мне какой-то внутренний голос говорил: не бойся, только веруй, и Господь не оставит тебя. После чего я этим утешался сам, а также утешал и свою помощницу.
Первые дни нашего пребывания были довольно-таки нерадостны, так как поехать куда-нибудь на собрание по случаю осенней сырой погоды было невозможно, а на руднике, как мною было выше сказано, о Слове Божьем не было никакого слуха. И, таким образом, мы некоторое время пребывали в одиночестве, влача за собою ношу скорби.
Проводя таким образом своё одиночество, я старался все-таки расспрашивать всех при всяком удобном случае, нет ли здесь где-нибудь так называемых «баптистов», или, как их ещё называют, «штундистов» и «шалапутов». И что же, к великой моей радости, однажды мне сказали, что на руднике есть один человек из приближающихся, к которому, узнав его адрес, я поспешил отправиться, чтобы убедиться в действительности.
Когда же я нашёл нового знакомого — дорогого брата из приближающихся, то мы стали посещать друг друга чуть ли не каждый день, и к нам постепенно стали приходить слушатели, число которых день ото дня стало увеличиваться все более. Теперь уже по воскресеньям от 10 часов утра и до 10, а иногда и до 12 часов вечера квартира бывает переполнена посетителями, которые по большей части охотно принимают Слово Божие. Так что во все это время, как во время Пятидесятницы, без перерыва происходят, только чередуясь между собой, проповеди, беседы о Слове Божьем и песнопения.
6 марта нас посетил брат Леонов (пресвитер Железнянской общины), который сказал две проповеди, вёл беседы с посетителями, а также давал нам различные наставления, которые нам необходимы, так как среди нас нет ещё более сведущих людей, в которых мы очень нуждаемся. Просим именем Иисуса Христа всех братьев-благовестников, которые будут проезжать мимо нас, заезжать к нам, так как у нас жатвы очень много, а делателей нет. Молите за нас Господина жатвы, чтобы Он послал делателей на жатву Свою.
Сейчас нас три члена церкви и несколько душ приближающихся.
Относительно нашего собрания мы уведомили полицию, от которой препятствий никаких не имеем.
Брат Т. Н. Николаев"
И хотя это не Василий Николаев, но, кто его знает, м.б. и родственник. Уж очень не похоже это семейство на шахтёрское