Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
webbrave Сообщений: 6350 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3443 | Наверх ##
4 февраля 10:47 4 февраля 10:51 julievo написал: [q] 1. В метрической книге указано, что "ни ходящаяся девка незаконно родила сына". Ни ходящаяся это какая? Или это стандартное что-то вроде "находящаяся" или что-то похожее?[/q]
А можно фото страницы, пожалуйста? Очень странная формулировка, не исключено, что там что-то другое написано. julievo написал: [q] 2. Метрическая книга по местечку Каменка, а восприемник - житель местечка Тульчина. Это нормальная ситуация для того времени (местечки находятся прилично друг от друга)? [/q]
Абсолютно. Во-первых, как вам верно заметили, это не означает, что человек житель Тульчина. Московский мещанин мог десятилетиями жить в Бендерах (и так указываться в метриках) и это не означает, что он постоянно катался туда-сюда. В Москве он мог вообще никогда не бывать, оставаясь там формально зарегистрированным. Во-вторых, даже если он и правда жил в Тульчине, могут быть десятки причин для него присутствовать в Каменке. julievo написал: [q] Значит ли это, что они с родившими девками скорее всего родственники?[/q]
Это возможно, но не "скорее всего". В восприемники действительно нередко брали близких родственников, но это мог быть и друг семьи, уважаемый человек или просто сосед. Тут нужно комплексно смотреть - кто кому восприемник и как часто, совпадают ли фамилии и отчества. Нередко именно благодаря восприемникам можно найти родню. julievo написал: [q] В один и тот же месяц 2 разные девки родили незаконнорожденных детей. И у обеих мои предки в восприемниках. Теряюсь в догадках, почему так получилось? Может у кого-то есть идеи? Они все родственники?)))) [/q]
Не угадаете, а даже если и так, то как вам это поможет? Может родственник, а может просто "популярный" восприемник - встречал таких в метриках неоднократно. Иногда даже встречал повторяющиеся пары восприемников в одну неделю (или даже день!) три-четыре раза. Может при заполнении метрики ленились или действительно именно эти двое были у всех нарасхват. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
ozerskaya Калининград Сообщений: 4017 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3571 | Наверх ##
4 февраля 11:14 julievo написал: [q] В метрической книге указано, что "ни ходящаяся девка незаконно родила сына". Ни ходящаяся это какая? Или это стандартное что-то вроде "находящаяся" или что-то похожее?[/q]
king написал: [q] Там и написано "находящаяся", в другой записи от 14 августа это видно чётко.[/q]
Слово "находяшаяся (-щийся) " имеет такие значения: 1. быть в каком-либо месте (находиться в городе N) 2. быть в каком-либо состоянии (находиться в добром здравии, в болезненном состоянии, в состоянии беременности, в состоянии безбрачия ( вне замужества). Варианты трактовки выражения "находящаяся девка" 1. Девка, временно находящаяся в данном населённом пункте, только для рождения и крещения незаконного ребёнка (встречала такие случаи, заезжие девки тайно крестили детей) 2. Девка, собственно и находящаяся в состоянии вне замужества, находящаяся в девках. Восприемниками часто могли быть в таких случаях уважаемые в приходе люди, близкие к причту, ктиторы, пожертвователи, соседи, дальние родственники, если близкие родственники не принимали незаконного ребёнка или девка была сиротой. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (3) |
king Тамбовская область Сообщений: 4259 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3489 | Наверх ##
4 февраля 11:32 --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6350 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3443 | Наверх ##
4 февраля 11:40 king написал: [q] webbrave написал:
[q] А можно фото страницы, пожалуйста? Очень странная формулировка, не исключено, что там что-то другое написано.
[/q]
здесь https://forum.vgd.ru/post/651/3836/p5184106.htm#pp5184106[/q]
Да, спасибо. Тут уже исчерпывающе ответили выше. Местные особенности церковного официоза, и не такое видали. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
7_kolen_predkov ДиВанное заМКАДье Сообщений: 1088 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 3530
| Наверх ##
4 февраля 15:00 julievo написал: [q] Меня тут скорее удивляет, что у обеих девок, родивших незаконных детей в один месяц, мои предки в восриемниках. Но они вроде как зажиточными были, концепт брать "людей с высоким соц. положением" наверное может тут подойти. [/q]
Если были людьми не бедными, то могли держать комнаты для сдачи, оказывать повивальные "услуги". Девушки могли снимать у них угол на время живота. | | Лайк (1) |
julievo Начинающий
Бостон Сообщений: 37 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 31 | [q] то могли держать комнаты для сдачи, оказывать повивальные "услуги"[/q]
А может подскажите, такое где-то в документах каких-то можно найти? Может быть где-то рассказывали в то время о своем "бизнесе" | | |
Nadin2012 Москва Сообщений: 281 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 211
| julievo написал: [q]
3. В один и тот же месяц 2 разные девки родили незаконнорожденных детей. И у обеих мои предки в восприемниках. Теряюсь в догадках, почему так получилось? Может у кого-то есть идеи?
[/q]
Мои предки, отец со взрослой дочерью практически на регулярной основе ездили по окрестным деревням и крестили незаконнорожденных у посторонних девок. | | |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 199 | Наверх ##
5 февраля 8:30 5 февраля 13:32 знакомлю аудиторию с весьма примечательным, не часто встречающимся случаем рождения, обнаруженным мною в волынской губернии, овручском уезде, татарновичской воласти, деревне гута генриховка (ныне село гутянское). регистрационную работу проводили: священник владимир островский, псаломщик николай соботович. вот что было зафиксировано служителями РПЦ местного прихода Покровской церкви... 3 марта 1891 года в семье крестьянина филиппа семенова шмагун и его законной супруги иустины леонтьевны родилась дочь ИРИНА. https://www.familysearch.org/a...mp;lang=ruЧЕРЕЗ 31 НЕДЕЛЮ25 октября 1891 года в семье крестьянина филиппа семенова шмагун и его законной супруги иустины леонтьевны родился сын КОСМА. https://www.familysearch.org/a...mp;lang=ruя проследил судьбу указанной семьи и выяснил, что:КОСМА вероятно, выжил, поскольку указан в ИВ исповедальных ведомостях 1912 года во дворе отца филиппа семенова шмагун, правда имя молодого человека уже несколько изменено и записано как КАСЬЯН, 21 года. судьба иустины леонтьевны (матери детей) не ясна, поскольку женой филиппа (к 1912 году уже 64-летнего) указана совсем другая женщина, а дочь ИРИНА не записана во дворе отца (но она могла выйти замуж, что разумеется, вероятно к ее возрасту - 21 год). (ИВ 1912 гута генриховка начиная со 74 стр.) https://commons.wikimedia.org/...ла_К-Н.pdf(если ссылка ИВ не откроется см. в Wiki: ДАЖО 1-74-0350. 1912 рік.) familyroots
  | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9564 | Наверх ##
5 февраля 12:12 familyroots Если Вы обратили внимание, у каждого (!) ребёнка днём "рождения" записан день, предшествующий крещению. Так не бывает. Особенно в деревнях. Один аргумент, самый "понятный". Крещение - платная треба, и если ребёнок рождался чуть раньше, чем ждали, семье приходилось срочно искать деньги и найти их буквально на следующий день удавалось далеко не всегда. Таким образом, поскольку метрическая книга фиксировала факт крещения (а вовсе не факт рождения) - вывод: причт вообще не интересовался датой собственно биологического рождения и записывал её "от фонаря". К тому же в некоторых епархиях (мне такое пару раз встретилось в Симбирской и Херсонской), если между рождением и крещением был зафиксирован значительный временной разрыв (у дворян - однажды вообще до десяти месяцев!), причту по этому поводу высказывали архиерейское "ай-ай-ай". Итоговая гипотеза: Ваша Ирина крещена 4 марта, но родилась вовсе не 3-го, а, скажем, в декабре... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (5) |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 199 | Наверх ##
5 февраля 12:38 ИнокКент написал: [q] familyroots Если Вы обратили внимание, у каждого (!) ребёнка днём "рождения" записан день, предшествующий крещению. Так не бывает. Особенно в деревнях... Итоговая гипотеза: Ваша Ирина крещена 4 марта, но родилась вовсе не 3-го, а, скажем, в декабре...[/q]
Благодарю за разьяснение и Ваше мнение. Возможно было и так, как вы написали. Но все таки, у меня нет оснований не доверять именно этой регистрационной группе служителей РПЦ (священнику и псаломщику) и, теоретически, сразу после рождения Ирины, Иустиния могла зачать Косму и родить его через 7 месяцев или немногим более (31 неделя). Этого срока, как написано в соответвующих ситуации медицинских источниках, могло вполне хватить для минимального, но уже нормального формирования младенца. И мы видим, что мальчик то выжил. Весь интерес и, связанные с ним понятные сомнения, пожалуй, вызваны именно скоростью зачатия Космы немедля после родов Ирины. Но кто знает, каковы были возможности пары Филиппа и Иустины... familyroots | | |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси