Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
webbrave Сообщений: 6370 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3463 | Наверх ##
7 марта 2024 23:59 8 марта 2024 0:01 G_Spasskaya написал: [q] webbrave написал:
[q] Я бы еще проверил его в восприемниках и составил таблицу когда и сколько раз он Егорыч, а когда и сколько - Григорыч.
[/q]
А если сопоставлять особо нечего, как быть? У меня ситуация - родился в 1793 году мальчик, крестили под именем Флегонт. Умер в 3-летнем возрасте с именем Валентин. ЧУдным образом нашла его в исповедке - хотя какая исповедь для трехлетки? - там тоже Валентин.
Вот как такое понимать вообще?[/q]
Если всего две-три записи, то можно только гадать, какое имя правильное. Ошибиться могли в любом из трех случаев. У меня у самого небольшое кладбище вопросов, на которые, видимо, никогда не получу ответа - отчество в метрике, которые не совпадает с именем отца, указанного в семейной росписи в дворянском деле, например. Вот где там ошибка? У православных хотя бы одно имя, а у католиков нередко два-три и в разных документах могли разные использовать и пока разберешься, что Леопольд и Иосиф это одно и то же лицо, можно потратить уйму времени. У меня прапрапрапрабабушка во всех метриках о крещении детей - Мария, а в формулярном списке ее отца никакой дочери Марии нет, только Теофила. Только когда нашел запись о ее браке, то понял, что она на самом деле Теофила-Мария. А мог бы решить, что вообще не та семья, если бы продолжал Марию искать. Даже в наше время периодически встречаются ситуации, когда человек по каким-то своим причинам не любит свое имя. Сейчас хотя бы можно его официально поменять, а раньше назвали тебя Голиндухой и живи с этим. А ты может Олимпиадой хочешь быть.  Кстати давно думаю, что были вредные батюшки, которые специально неприятным им семьям давал неблагозвучные или откровенно дурацкие имена (зато четко по святкам, так что не придерёшься!). А родители потом могли ребенка по-своему называть. Хотя думаю в 90% случаев расхождения в именах это элементарная небрежность. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
geneotans Участник
Сообщений: 53 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 31 | Наверх ##
8 марта 2024 2:47 8 марта 2024 3:00 Кстати, Егор нашелся! Спасибо за подсказку! Теперь не знаю даже, хорошо это или плохо, так как до этого было 5 Григориев кандидатов в отцы, а теперь к ним еще Егор добавился  [q] Без дополнительных источников (в идеале - метрической записи о рождении, хотя это и не гарантия тоже) можно только гадать. По моему опыту, в случае "неожиданной смены" имени или отчества, более поздние записи - точные, а более ранние - ошибка. Я бы еще проверил его в восприемниках и составил таблицу когда и сколько раз он Егорыч, а когда и сколько - Григорыч.
[/q]
Тут интересно то, что он сначала был всегда Егорычем, воспримеником он мне не встречался, хотя я пока не все года просмотрела. Но в записи о первом браке, в рождении первого и второго ребенка, в записи о смерти ребенка и первой жены - Егорыч. Потом женился все еще Егорычем, а с рождения первого ребенка во втором браке и дальше (всего было 6 детей, плюс, запись о смерти одного ребенка, второй жены и его самого) стал Григорычем. Удивляет эта последовательность. Мне каких только ошибок в метриках с именами и отчествами не попадалось, но они всегда разовые, а тут сначала одно отчество, а с момента рождения первого ребенка во втором браке - меняется на другое. Если нашелся Егор, то, наверное, его настоящее отчество Егорыч все же? | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7627 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
8 марта 2024 3:13 geneotans написал: [q] Но в записи о первом браке, в рождении первого и второго ребенка, в записи о смерти ребенка и первой жены - Егорыч. Потом женился все еще Егорычем, а с рождения первого ребенка во втором браке и дальше (всего было 6 детей, плюс, запись о смерти одного ребенка, второй жены и его самого) стал Григорычем.
[/q]
А священник там не менялся в этот момент, когда отчество сменилось? --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (2) |
geneotans Участник
Сообщений: 53 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 31 | Наверх ##
8 марта 2024 4:48 8 марта 2024 6:00 [q] А священник там не менялся в этот момент, когда отчество сменилось?[/q]
Записи в разных церквях. Первый брак у него был записан в ильинской церкви, там были другие священники, но он все равно там был Георгиев. Потом все записи в богородицкой церкви. Там священник не менялся. Но священник до смены отчества всегда был в паре с псаломщиком, и один раз еще диакон участвовал. А смена отчества совпала со сменой псаломщика, вместо старого появились четыре новых. Плюс, со сменой отчества, диакон начал фигурировать во всех записях, в одной даже псаломщика нет, один только диякон. Нашла в другой теме, что как раз псаломщики или дияконы делали записи в МК. Цитирую вот: [q] А кто в действительности обязан был вносить записи в МК? Что по этому поводу в нормативных актах? Смотрим источники: 1. Церковное письмоводство. Харьков 1881 г. :
Записка производится самымъ священникомъ, или чрезъ діаконовъ и причетниковъ, со всевозможною вѣрностію и исправностію.
Т.е. по общему правилу записи в МК вносит сам священнослужитель, либо по его поручению, записи вносят его подчиненные по приходу дьяконы и причетники (церковнослужители). 2. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. СПб 1885 г.
Во всѣхъ епархіяхъ, за исключеніемъ западныхъ и закавказскихъ, церковные причты въ приходахъ, имѣющихъ менѣе 700 душъ мужескаго пола, состоятъ изъ священника и псаломщика, а въ приходахъ, имѣющихъ болѣе 700 душъ - изъ священника, діакона и псаломщика.
Т.е. состав прихода: священник, диакон, псаломщик (он же - дьячок). А в западных губерниях еще добавлялся пономарь...
На обязанность псаломщиковъ подъ наблюденіемъ священника и по его распоряженію возлагается: а) исполненіе клироснаго чтенія и пѣнія, б) сопровожденіе священника при назначеніи прихожанъ, для исправленія духовныхъ требъ и в) все письмоводство по церкви и приходу.
3. Метрики. Общие акты состояний. Спб.1907 О письмоводстве по церкви и приходу. 1. Все письмоводство по церкви и приходу обязанъ вести псаломщикъ подъ наблюденіемъ настоятеля (Выс. утв. пол. 16 апр. 1869 г. о сокращ. прих. и причт., ст. 2, и. 4-й); а гдѣ имѣются штатные діаконы, тамъ обязанносгь веденія письмоводства возлагается на штатныхъ діаконовъ и псаломщиковъ равномѣрно. (О. Син.1898 г.) 2. Всѣ документы церковные долженъ вести священникъ или самъ, не требуя, впрочемъ, за то вознагражденія, или же возложить на діакона и причетниковъ; но во всякомъ случаѣ отвѣтственность за неисправности лежитъ преимущественно на немъ, какъ настоятелѣ церкви. (Инстр. бл., § 43 прим.).
Следовательно, неисправное ведение МК и все ошибки в записях - исключительно на совести приходского священника, а также равномерно на диаконе (где он имелся) и на псаломщике.
[/q]
Вероятно, МК после смены отчества начал вести диакон, так как он есть во всех записях, а псаломщик - нет. И записал прапрадеда Григорьичем. А, если священник местный, то он не спрашивал имя прихожан и записывал по памяти? Я думаю имеет ли смысл поискать, где он был восприемником. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7627 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
8 марта 2024 16:37 geneotans написал: [q] Нашла в другой теме, что как раз псаломщики или дияконы делали записи в МК. Цитирую вот:[/q]
В разных церквах по-разному было. Можно определить по почерку - ведь в каждой книге есть подписи всех членов причта, сравнить с ними и понять. кто именно писал. geneotans написал: [q] А, если священник местный, то он не спрашивал имя прихожан и записывал по памяти? Я думаю имеет ли смысл поискать, где он был восприемником.
[/q]
Я думаю, что это тоже вариабельно. Конечно, если священник местный, приход небольшой и он всех своих прихожан в лицо знает, странно ему было бы спрашивать имя. Это как если я пойду к соседке за чем-нибудь и спрошу, как её зовут ))) Может, действительно один из них знал точное имя. geneotans написал: [q] Я думаю имеет ли смысл поискать, где он был восприемником.[/q]
Если исходить из того, что ребенка крестить приносили именно восприемники, которые имя родителей в точности могли и не знать, но свое-то знали точно (наверное), то имеет смысл. Если, конечно, это не случай, когда человеку вообще все равно было, как его называют (из имеющихся вариантов) - а таких случаев много, потому что некоторые имена к этому изначально располагают. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (1) |
geneotans Участник
Сообщений: 53 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 31 | Наверх ##
10 марта 2024 7:18 11 марта 2024 23:09 G_Spasskaya написал: [q] В разных церквах по-разному было. Можно определить по почерку - ведь в каждой книге есть подписи всех членов причта, сравнить с ними и понять. кто именно писал.[/q]
Они там все писали вперемешку, сложно разобрать кто где. Священник все годы был один и тот же, после окончания каждой части (родившиеся и т.п.) писал "все правильно и законно, священник такой-то". Не смущало его, что отчество то так, то так. Но там большой приход, в начале 20 в. было около 4000 прихожан. И я видела частенько записи о прихожанах из других губерний, иногда даже не соседних. Псаломщик первые годы был один и тот же, потом они все начали меняться, штук 5-6 за 15 лет их прошло. G_Spasskaya написал: [q] Если исходить из того, что ребенка крестить приносили именно восприемники, которые имя родителей в точности могли и не знать, но свое-то знали точно (наверное), то имеет смысл. Если, конечно, это не случай, когда человеку вообще все равно было, как его называют (из имеющихся вариантов) - а таких случаев много, потому что некоторые имена к этому изначально располагают.[/q]
Спасибо, я не знала, что крестить приносили восприемники, которые могли не знать точно имя родителей. Это объясняет почему я так часто видела в метриках ошибки в именах родителей. Иван был восприемником только один раз, и записали его Георгиевичем. Получается, сначала, на протяжении 12 лет, с 1884 года по 1896 он Георгиевич. За этот период Иван успел дважды жениться и завести двоих детей. Первое и второе венчание было в двух разных церквях, но в обеих он записан Георгиевичем. Потом в течение 15 лет, с 1897 до 1910, с рождением первого ребенка во втором браке он превратился в Григорьевича. Иван фигурирует в записях о рождении своих детей, смерти жены и его собственной. Только одна запись, где он восприемник, выбивается из общей картины - там он снова Георгиевич. Можно ли из этих фактов делать вывод, что он все-таки Георгиевич? В более ранний период еще был жив его отец, возможно, поэтому помнили, что его звали Егор. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17104 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8657 | Наверх ##
10 марта 2024 14:33 geneotans Вы знаете, у меня подобная ситуация была с именами Прохор - Прокопий - буквально через раз записывали и имя, и отчество то так, то эдак. Я нашла метрику о его рождении - крещен он был как Прохор, а звали, вероятно, Прошка, что в половине случаев трансформировалось в Прокопия. Так окончательный ответ даст метрика о рождении / крещении. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
geneotans Участник
Сообщений: 53 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 31 | Наверх ##
11 марта 2024 19:33 Любчинова написал: [q] geneotans Вы знаете, у меня подобная ситуация была с именами Прохор - Прокопий - буквально через раз записывали и имя, и отчество то так, то эдак. Я нашла метрику о его рождении - крещен он был как Прохор, а звали, вероятно, Прошка, что в половине случаев трансформировалось в Прокопия. Так окончательный ответ даст метрика о рождении / крещении.[/q]
Да, были бы метрики за этот период, я бы так не мучалась)) В годы его возможного рождения нет ни метрик, ни исповедных ведомостей, не знаю, где еще можно посмотреть | | |
123sophia123 Начинающий
США, Нью-Йорк Сообщений: 36 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 18 | Наверх ##
22 марта 2024 23:48 а что означают графы "дата жениха", "дата невесты"? | | |
webbrave Сообщений: 6370 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3463 | Наверх ##
22 марта 2024 23:49 123sophia123 написал: [q] а что означают графы "дата жениха", "дата невесты"?[/q]
Можно фото с примером, пожалуйста? --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси