Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Вопросы по метрическим книгам РПЦ

Подводные камни, советы от специалистов

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 579 580 581 582 583 * 584 585 586 587 ... 647 648 649 650 651 652 Вперед →
joulu

Сообщений: 341
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 181
У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность.  Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны.
Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?


Комментарий модератора:
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика »
Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
»
Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)

Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси

webbrave

webbrave

Сообщений: 6370
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3463

G_Spasskaya написал:
[q]

webbrave написал:
[q]

Я бы еще проверил его в восприемниках и составил таблицу когда и сколько раз он Егорыч, а когда и сколько - Григорыч.
[/q]


А если сопоставлять особо нечего, как быть?
У меня ситуация - родился в 1793 году мальчик, крестили под именем Флегонт.
Умер в 3-летнем возрасте с именем Валентин.
ЧУдным образом нашла его в исповедке - хотя какая исповедь для трехлетки? - там тоже Валентин.

Вот как такое понимать вообще?
[/q]


Если всего две-три записи, то можно только гадать, какое имя правильное. Ошибиться могли в любом из трех случаев. У меня у самого небольшое кладбище вопросов, на которые, видимо, никогда не получу ответа - отчество в метрике, которые не совпадает с именем отца, указанного в семейной росписи в дворянском деле, например. Вот где там ошибка? У православных хотя бы одно имя, а у католиков нередко два-три и в разных документах могли разные использовать и пока разберешься, что Леопольд и Иосиф это одно и то же лицо, можно потратить уйму времени. У меня прапрапрапрабабушка во всех метриках о крещении детей - Мария, а в формулярном списке ее отца никакой дочери Марии нет, только Теофила. Только когда нашел запись о ее браке, то понял, что она на самом деле Теофила-Мария. А мог бы решить, что вообще не та семья, если бы продолжал Марию искать.

Даже в наше время периодически встречаются ситуации, когда человек по каким-то своим причинам не любит свое имя. Сейчас хотя бы можно его официально поменять, а раньше назвали тебя Голиндухой и живи с этим. А ты может Олимпиадой хочешь быть. a_003.gif Кстати давно думаю, что были вредные батюшки, которые специально неприятным им семьям давал неблагозвучные или откровенно дурацкие имена (зато четко по святкам, так что не придерёшься!). А родители потом могли ребенка по-своему называть.

Хотя думаю в 90% случаев расхождения в именах это элементарная небрежность.
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
geneotans
Участник

Сообщений: 53
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 31
Кстати, Егор нашелся! Спасибо за подсказку! Теперь не знаю даже, хорошо это или плохо, так как до этого было 5 Григориев кандидатов в отцы, а теперь к ним еще Егор добавился 101.gif

[q]

Без дополнительных источников (в идеале - метрической записи о рождении, хотя это и не гарантия тоже) можно только гадать. По моему опыту, в случае "неожиданной смены" имени или отчества, более поздние записи - точные, а более ранние - ошибка. Я бы еще проверил его в восприемниках и составил таблицу когда и сколько раз он Егорыч, а когда и сколько - Григорыч.
[/q]


Тут интересно то, что он сначала был всегда Егорычем, воспримеником он мне не встречался, хотя я пока не все года просмотрела. Но в записи о первом браке, в рождении первого и второго ребенка, в записи о смерти ребенка и первой жены - Егорыч. Потом женился все еще Егорычем, а с рождения первого ребенка во втором браке и дальше (всего было 6 детей, плюс, запись о смерти одного ребенка, второй жены и его самого) стал Григорычем.

Удивляет эта последовательность. Мне каких только ошибок в метриках с именами и отчествами не попадалось, но они всегда разовые, а тут сначала одно отчество, а с момента рождения первого ребенка во втором браке - меняется на другое.

Если нашелся Егор, то, наверное, его настоящее отчество Егорыч все же?
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7627
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4238

geneotans написал:
[q]
Но в записи о первом браке, в рождении первого и второго ребенка, в записи о смерти ребенка и первой жены - Егорыч. Потом женился все еще Егорычем, а с рождения первого ребенка во втором браке и дальше (всего было 6 детей, плюс, запись о смерти одного ребенка, второй жены и его самого) стал Григорычем.
[/q]

А священник там не менялся в этот момент, когда отчество сменилось?
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
Лайк (2)
geneotans
Участник

Сообщений: 53
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 31
[q]

А священник там не менялся в этот момент, когда отчество сменилось?
[/q]


Записи в разных церквях.

Первый брак у него был записан в ильинской церкви, там были другие священники, но он все равно там был Георгиев.

Потом все записи в богородицкой церкви.
Там священник не менялся. Но священник до смены отчества всегда был в паре с псаломщиком, и один раз еще диакон участвовал.

А смена отчества совпала со сменой псаломщика, вместо старого появились четыре новых. Плюс, со сменой отчества, диакон начал фигурировать во всех записях, в одной даже псаломщика нет, один только диякон.

Нашла в другой теме, что как раз псаломщики или дияконы делали записи в МК. Цитирую вот:

[q]

А кто в действительности обязан был вносить записи в МК?
Что по этому поводу в нормативных актах?
Смотрим источники:
1. Церковное письмоводство. Харьков 1881 г. :

Записка производится самымъ священникомъ, или чрезъ діаконовъ и причетниковъ, со всевозможною вѣрностію и исправностію.

Т.е. по общему правилу записи в МК вносит сам священнослужитель, либо по его поручению, записи вносят его подчиненные по приходу дьяконы и причетники (церковнослужители).
2. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. СПб 1885 г.

Во всѣхъ епархіяхъ, за исключеніемъ западныхъ и закавказскихъ, церковные причты въ приходахъ, имѣющихъ менѣе 700 душъ мужескаго пола, состоятъ изъ священника и псаломщика, а въ приходахъ, имѣющихъ болѣе 700 душъ - изъ священника, діакона и псаломщика.

Т.е. состав прихода: священник, диакон, псаломщик (он же - дьячок). А в западных губерниях еще добавлялся пономарь...

На обязанность псаломщиковъ подъ наблюденіемъ священника и по его распоряженію возлагается:
а) исполненіе клироснаго чтенія и пѣнія,
б) сопровожденіе священника при назначеніи прихожанъ, для исправленія духовныхъ требъ и
в) все письмоводство по церкви и приходу.

3. Метрики. Общие акты состояний. Спб.1907
О письмоводстве по церкви и приходу.
1. Все письмоводство по церкви и приходу обязанъ вести псаломщикъ подъ наблюденіемъ настоятеля (Выс. утв. пол. 16 апр. 1869 г. о сокращ. прих. и причт., ст. 2, и. 4-й); а гдѣ имѣются штатные діаконы, тамъ обязанносгь веденія письмоводства возлагается на штатныхъ діаконовъ и псаломщиковъ равномѣрно. (О. Син.1898 г.)
2. Всѣ документы церковные долженъ вести священникъ или самъ, не требуя, впрочемъ, за то вознагражденія, или же возложить на діакона и причетниковъ; но во всякомъ случаѣ отвѣтственность за неисправности лежитъ преимущественно на немъ, какъ настоятелѣ церкви. (Инстр. бл., § 43 прим.).

Следовательно, неисправное ведение МК и все ошибки в записях - исключительно на совести приходского священника, а также равномерно на диаконе (где он имелся) и на псаломщике.
[/q]


Вероятно, МК после смены отчества начал вести диакон, так как он есть во всех записях, а псаломщик - нет. И записал прапрадеда Григорьичем.

А, если священник местный, то он не спрашивал имя прихожан и записывал по памяти? Я думаю имеет ли смысл поискать, где он был восприемником.

G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7627
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4238

geneotans написал:
[q]
Нашла в другой теме, что как раз псаломщики или дияконы делали записи в МК. Цитирую вот:
[/q]

В разных церквах по-разному было. Можно определить по почерку - ведь в каждой книге есть подписи всех членов причта, сравнить с ними и понять. кто именно писал.


geneotans написал:
[q]
А, если священник местный, то он не спрашивал имя прихожан и записывал по памяти? Я думаю имеет ли смысл поискать, где он был восприемником.
[/q]

Я думаю, что это тоже вариабельно. Конечно, если священник местный, приход небольшой и он всех своих прихожан в лицо знает, странно ему было бы спрашивать имя. Это как если я пойду к соседке за чем-нибудь и спрошу, как её зовут )))
Может, действительно один из них знал точное имя.
geneotans написал:
[q]
Я думаю имеет ли смысл поискать, где он был восприемником.
[/q]
Если исходить из того, что ребенка крестить приносили именно восприемники, которые имя родителей в точности могли и не знать, но свое-то знали точно (наверное), то имеет смысл.
Если, конечно, это не случай, когда человеку вообще все равно было, как его называют (из имеющихся вариантов) - а таких случаев много, потому что некоторые имена к этому изначально располагают.
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
Лайк (1)
geneotans
Участник

Сообщений: 53
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 31

G_Spasskaya написал:
[q]
В разных церквах по-разному было. Можно определить по почерку - ведь в каждой книге есть подписи всех членов причта, сравнить с ними и понять. кто именно писал.
[/q]

Они там все писали вперемешку, сложно разобрать кто где. Священник все годы был один и тот же, после окончания каждой части (родившиеся и т.п.) писал "все правильно и законно, священник такой-то". Не смущало его, что отчество то так, то так. Но там большой приход, в начале 20 в. было около 4000 прихожан. И я видела частенько записи о прихожанах из других губерний, иногда даже не соседних. Псаломщик первые годы был один и тот же, потом они все начали меняться, штук 5-6 за 15 лет их прошло.


G_Spasskaya написал:
[q]
Если исходить из того, что ребенка крестить приносили именно восприемники, которые имя родителей в точности могли и не знать, но свое-то знали точно (наверное), то имеет смысл.
Если, конечно, это не случай, когда человеку вообще все равно было, как его называют (из имеющихся вариантов) - а таких случаев много, потому что некоторые имена к этому изначально располагают.
[/q]


Спасибо, я не знала, что крестить приносили восприемники, которые могли не знать точно имя родителей. Это объясняет почему я так часто видела в метриках ошибки в именах родителей. Иван был восприемником только один раз, и записали его Георгиевичем.

Получается, сначала, на протяжении 12 лет, с 1884 года по 1896 он Георгиевич. За этот период Иван успел дважды жениться и завести двоих детей. Первое и второе венчание было в двух разных церквях, но в обеих он записан Георгиевичем.

Потом в течение 15 лет, с 1897 до 1910, с рождением первого ребенка во втором браке он превратился в Григорьевича. Иван фигурирует в записях о рождении своих детей, смерти жены и его собственной. Только одна запись, где он восприемник, выбивается из общей картины - там он снова Георгиевич.

Можно ли из этих фактов делать вывод, что он все-таки Георгиевич? В более ранний период еще был жив его отец, возможно, поэтому помнили, что его звали Егор.
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17104
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8657
geneotans
Вы знаете, у меня подобная ситуация была с именами Прохор - Прокопий - буквально через раз записывали и имя, и отчество то так, то эдак. Я нашла метрику о его рождении - крещен он был как Прохор, а звали, вероятно, Прошка, что в половине случаев трансформировалось в Прокопия. Так окончательный ответ даст метрика о рождении / крещении.
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (1)
geneotans
Участник

Сообщений: 53
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 31

Любчинова написал:
[q]
geneotans
Вы знаете, у меня подобная ситуация была с именами Прохор - Прокопий - буквально через раз записывали и имя, и отчество то так, то эдак. Я нашла метрику о его рождении - крещен он был как Прохор, а звали, вероятно, Прошка, что в половине случаев трансформировалось в Прокопия. Так окончательный ответ даст метрика о рождении / крещении.
[/q]


Да, были бы метрики за этот период, я бы так не мучалась)) В годы его возможного рождения нет ни метрик, ни исповедных ведомостей, не знаю, где еще можно посмотреть smile_030.gif


123sophia123
Начинающий

США, Нью-Йорк
Сообщений: 36
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 18
а что означают графы "дата жениха", "дата невесты"?
webbrave

webbrave

Сообщений: 6370
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3463

123sophia123 написал:
[q]
а что означают графы "дата жениха", "дата невесты"?
[/q]


Можно фото с примером, пожалуйста?
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 579 580 581 582 583 * 584 585 586 587 ... 647 648 649 650 651 652 Вперед →
Вверх ⇈