Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 180
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
hsl | Наверх ##
22 мая 2014 16:34 zalesskanata написал: [q] Что это за микс тульского и крапивенского мещанина[/q]
Судя по выпискам это два полных тезки - два разных Александра Александровича Безменщикова . Разница в возрасте 7 лет . Один мещанин города Тулы , а другой мещанин уездного города Крапивны Тульской губернии ( а не деревни Крапивеньки ) . Совпали имена жен , но отчества то разные . Возможно это даже братья , раз собрались все в одном месте . Но выяснять такие детали Вам . Истории с полными тезками в документах того времени не редкость . | | |
Taschat Москва Сообщений: 92 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 78 | Наверх ##
22 мая 2014 16:51 Czernichowski написал: [q] А вот запись «крапивенский мещанин» интересна. [/q]
Вопрос о приписке к мещанскому обществу этих борисовских жителей как раз у меня не вызывает вопросов. Приписка к сословию здесь переходит от отца к сыну, а потом и внуку. По легенде, мой предок Иван Залесков из г.Крапивны женится на вдове тульского мещанина Безменщикова и поселяется в д.Борисово. Это примерно середина или 60-е годы 19 века. Сам он происходит из купеческого сословия (что подтверждается записью о рождении его сына), но через некоторое время переходит в мещанское, оставаясь приписанным к Крапивне. Только вот почему-то довольно длительное время все семейство фигурирует под фамилией Безменщиковы. И только к периоду 1897 года у них восстанавливается исходная фамилия, но они все, от деда до внука, остаются крапивенскими мещанами, хотя уже более полувека живут в Борисово. В записях в МК по своим я тоже наблюдала, правда, только в одном случае, когда вместо "крапивенский" было написано "тульский". В приведенном мною примере сначала вроде бы все понятно. Живет в д.Борисово семейство мещанина Александра Александровича Безменщикова и Марии Ивановны. В 1898 году Мария Ивановна умирает. Александр Александрович женится во второй раз в 1901 году на Марии Никаноровой. Прожили они недолго и в 1908 году он тоже умирает. Кто он - не известно. Возможно, сын от первого брака моей пра-пра-бабки или какой-то родственник ее первого мужа. В 1909 году у вдовы Марии Никаноровой рождается внебрачный сын. Но уже после смерти А.А.Безменщикова появляется еще один мещанин А.А.Безменщиков. Сын первого? А сама Мария Никанорова в 1906 году выступает как д.Крапивенька жена крестьянина Александра Александрова Безменщикова, а в 1909 (т.е. уже будучи вдовой) как д.Борисовой крестьянина Александра Александрова Безменщикова жена. Вот тут-то я и запуталась! --- Ищу сведения о Залесских, Залесковых, Безменщиковых Тульской, Лазаревых, Потехиных Тамбовской, Елисеевых, Большуновых Тверской, Маненко Харьковской , Цишевских Варшава, Влодава, Никольских и Рождественских Московской губерний | | |
Гринцевич2 Минск Сообщений: 2659 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14415 | Наверх ##
22 мая 2014 17:55 zalesskanata У меня, Наталья, Ваши метрические находки вызвали ассоциацию с Булгаковым Какой, думаю, Мондриан? Помню был один, господин Андриан, другой Мариан. А у меня Мондриан... | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12086 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7996 | Наверх ##
22 мая 2014 18:27 22 мая 2014 18:28 zalesskanata написал: [q] Встретилась с непонятной ситуацией. В двух приходах, находящихся рядом. с разницей в две недели обнаружились записи о рождении. Все реквизиты ), кроме дат рождения (родители, восприемники), совпадают полностью.[/q]
Во-первых, записи все же не о рождении, а о таинстве крещения, согласны? А во-вторых, сообщите точные даты крещения. И в третьих, сообщите, пожалуйста, названия приходов 1, 2 и 3-го, чтобы понять где они располагаются на местности. Тогда я попробую высказать свою версию. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
tatyana_f Республика Марий Эл Сообщений: 546 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 311
| Наверх ##
22 мая 2014 18:53 Ната_лья, Czernichowski спасибо вам за ваши версии. Наверное придется искать самой, выбрать время в рабочем графике и съездить в архив. Пока я сама не смогу убедиться, что его в метриках нет, то покоя мне не будет. Человек есть, а даты рождения нет - как так-то? Не порядок..... Будем разбираться  . | | |
Czernichowski Екатеринбург Сообщений: 3743 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2516
| Наверх ##
22 мая 2014 19:36 zalesskanata
Да, Ваша ситуация не для среднего ума. Предположение hsl о двух лицах похоже на правду, только и в этом случае записи логически не срастаются. Боюсь, что на это еще все же наслоились ошибки записей. Что простительно, священники тоже люди, и у них от такого могла крыша съехать. Полные тезки в одном селе и одном роду не редкость, и у меня такие есть (троюродные братья), были в семьях излюбленные имена, но тут любовь к имени Александр какая-то получается маниакальная. Случаи записей мужей под фамилией жены тоже известны. Это иногда случалось, когда муж приходил жить в семью жены, а не наоборот. Вообще крестьянские фамилии в 19 веке только начали закрепляться, и во многих случаях еще не были устоявшимися. | | |
Taschat Москва Сообщений: 92 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 78 | Наверх ##
22 мая 2014 20:22 --- Ищу сведения о Залесских, Залесковых, Безменщиковых Тульской, Лазаревых, Потехиных Тамбовской, Елисеевых, Большуновых Тверской, Маненко Харьковской , Цишевских Варшава, Влодава, Никольских и Рождественских Московской губерний | | |
velev70 г.Бийск, Алтайский край Сообщений: 362 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1052 | Наверх ##
23 мая 2014 8:18 Czernichowski написал: [q] в конце 19 века большое количество крестьян, жителей сел, оказалось переписано в сословие мещан. При этом они приписывались к мещанскому обществу ближайшего города, хотя были и оставались сельскими жителями. Причины этого мне неизвестны[/q]
В книге Григорьева "Переселения крестьян Рязанской губернии" 1885 года есть письма крестьян, где говориться, что приписка в "мещане" стоит гораздо дешевле, подати в 3-4 раза меньше крестьянских, а землю можно арендовать ... В книжке Чудновского "Переселенческое дело на Алтае 1889 года описывалось противостояние "мещан", проживающих в сельских обществах, и "крестьян". Мещане платили меньше податей, не участвовали в повинностях по строительству (восстановлению) дорог, ополке кромки леса и т.д. Крестьяне считали такое положение несправедливым. Возможно, это и стало причиной того, что [q] с 1900-го года. Возможно, к этому времени сельских мещан появилось столько, что уже требования о принадлежности к городскому мещанскому обществу потеряли актуальность? [/q]
думаю, стало не выгодно числиться мещанином. К тому же, с развитием городов (торговля, ремесло, заводы) часть крестьян "отрывалась" от земли, находя себе другие стабильные заработки. Это в Сибири. В европейской части могли быть отличия. --- Ищу родственников с фамилиями Савины, Цепляевы (Раненбургский уезд), Мишуковы (Моршанский уезд), Тарабрины (Борисоглебский уезд), Величкины (Новосильский уезд), Харичевы (Острогожский уезд), Бондаренко (г.Батайск), Пятаковы (Елецкий уезд) | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12086 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7996 | Наверх ##
23 мая 2014 13:45 zalesskanata написал: [q] За поправку спасибо. Как и за новую версию. [/q]
Вот что скажу. Не дам я вам полного ответа, но смотреть надо и КТО совершал таинство крещения и где оно было совершено. Насколько далеко расположена д. Балакиревая от Борзуновской, Зайцевской и Никольской церквей. Нет ли там больших рек, что могли разливаться в то время и.... т.д. и т.п. Возможно, что в этом и состоит весь ответ на вашу загадку. Кроме того, в случае угрозы жизни ребенку крещение может совершить не только священник, но и мирянин. [q] Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание[/q]
Отсюда возможны и две записи в МК разных церквей. В этом нет ничего удивительного. В одной церкви могли совершить крещение одною водою, а св. миром - в другой церкви и в другое время. У меня есть такие примеры (со сканами). --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
hsl | Наверх ##
23 мая 2014 14:18 | | |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси