На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Историческая справка Китайско-Восточная ж.д. являлась продолжением Сибирской ж.д.; построена Россией в 1897-1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. В том же году Русско-Китайский банк для постройки и эксплуатации железнодорожной линии образовал акционерное «Общество Китайско-Восточной ж.д.». Председатель правления Общества назначался китайским правительством, девять членов правления избирались общим собранием акционеров. Правление Общества находилось и в Пекине, и в Петербурге. Китайское правительство предоставило Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, по которым проходила дорога; в полосе отчуждения действовала русская административная и судебная власть. Обществу было предоставлено право иметь морское пароходство на Тихом океане. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Россия по Портсмутскому договору уступила Японии южную часть дороги. В 1906 г. в ведение КВжд во временное управление была передана Уссурийская ж. д., и в 1907 г. передана Сучанская ветвь. В 1917 г. КВжд была передана в ведение Министерства путей сообщения. С 1918 г. дорога оказалась в руках Японии, что вызвало сопротивление со стороны Франции, Англии, Америки, Русско-Китайского банка и даже Манчьжурской администрации. Новым хозяином КВжд стал Междусоюзный комитет, который просуществовал до конца октября 1922 г., когда Приморье было очищено от японских войск. С октября 1924 г. КВжд перешла в совместное советско-китайское управление. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о продаже КВжд Японии. Осенью 1945 г. КВжд в границах 1903 г., уже под названием Китайско-Чаньчуньской ж.д., вновь была возвращена СССР на основах совместного владения с Китаем. После образования Китайской народной республики, соответствии с новым советско-китайским соглашением о КВжд от 14 февраля 1950 г.советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧжд со всем принадлежащим имуществом. Протокол о передаче дороги был оформлен 31 декабря 1952 г., с 1953 г. КЧжд стала называться Харбинской ж.д. Документы КВжд поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока. Часть материалов, за советский период, находится в Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР в Москве. Указатель действующих в Империи акционерных предприятий под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. Спб, 1903, № 1500. Банки и кредитные учреждения. П., 1915, с.121 Аннотация Протоколы заседания правления и комиссии Общества КВжд (1897-1917гг.); административный отдел, железнодорожное отделение, технический отдел, счетный отдел, канцелярия, военный отдел, коммерческий отдел, отдел отчуждения земель, особая ликвидационная комиссия по делам Заамурского округа, отдел несчастных случаев, местный комитет по вознаграждению пострадавших от несчастных случаев, юридическая часть, - материалы об образовании общества; речное пароходство Общества (1897-1917 гг.); учреждение китайских таможен в Дальнем и др. местах; о почтовых сообщениях вдоль линии дороги; об организации судебной части в Маньчжурии; журналы особого совещания по вопросам о новых работах по Уссурийской ж.д. (1907 г.); о статистических данных по перевозке международной транзитной корреспонденции и о доходах Общества по этой статье; о сношении с китайскими властями; о выработке общего положения о служащих КВжд; о передаче Японии южного участка дороги ; о передаче в ведение Общества Уссурийской ж.д.; о переговорах с Пекинским правительством в 1906 г.; о деятельности японцев в Маньчжурии; по вопросам, связанным с реорганизацией китайского управления Маньчжурией; о командировании комиссии для выяснения причин и обстоятельств забастовочного движения на линии и вопросов, связанных с передачей Уссурийской ж.д.; о перевозке китайских войск и оружия (1907-1915гг.); ; о путешествии на Дальний Восток т.с.И.П.Шипова (1907-1908гг.); переписка с Государственной думой и Государственным советом; сведения о судебных делах, решенных в русско-китайских смешанных комиссиях на линии дороги (1907-1916); сметы общества на 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916 гг.; о возникших в 1908 г. недоразумениях с китайскими властями по вопросам, касающимся административного правления Общества (1908-1815гг.); по поводу вмешательства иностранных держав в дело выработки нового муниципального управления в Харбине; по поводу отзывов сенатора Гминицкого о деятельности КВжд (1909-1912гг.); о чумных заболеваниях на лини КВжд в 1910 г.; о революции в Китае и о монгольском движении в 1911 г.; переписка административного отделения (1914-1918гг.); о передаче КВжд в ведение Министерства путей сообщения (1917-1918гг.); об эвакуации правления Общества (1917-1918гг.); о лицах, проезжающих по линии дороги (1908-1915гг.); об организации управления по эксплуатации КВжд; инструкции и приказания, издаваемые по линии управляющим дорогой; о коммерческих и таможенных агенствах КВжд; о мерах борьбы с холерной эпидемией в 1915 г; о забастовке служащих общества (1905-1910гг.); о гражданском управлении в полосе отчуждения дороги; переписка с разными учреждениями и лицами; о заведовании хозяйством и благоустройством поселков на линии КВжд; материалы о Хайларском, Харбинском и Маньчжурском общественном управлении; протоколы заседания хозяйственной комиссии правления Общества (1897-1906гг.); о постройке церкви в Харбине и о положении и о положении церковного дела в Маньчжурии; об организации русского срочного пароходства на Дальнем Востоке; об организации и ходе изысканий и работ на магистрали и ветвях КВжд, а также исправлении пропускной способности линий в ветвей; об устройстве коммерческого порта в Да-Лянь-Ване и др. вопросы, касающиеся портов Ляодунского п-ова; о денежных средствах Общества; о положении дел на линии дороги во время восстания боксеров, об убытках, понесенных Обществом; материалы по статистике телеграфа КВжд (1902-1906); об аренде частными лицами и учреждениями земель Общества; материалы по вопросам, связанным с мобилизацией и военными обстоятельствами (1904-1905гг.,1914г.); об организации охранной стражи на КВжд; журналы совета управления дороги; журналы технического хозяйственного совещания; статистические ведомости о количестве происшествий на КВжд и Уссурийской ж.д. (1914-1915гг.); иски и претензии разных лиц; печатный материал – об утверждении устава Общества (1896 г.); отчетные данные о доходах и расходах по сметам; журналы комиссий и др.; журналы входящих и исходящих бумаг. Материалы по личному составу - списки служащих управления дороги; личный состав на линии; личный состав ветеринарно-санитарного надзора на территории КВжд; личный состав охранной стражи; о зачислении на государственную службу инженеров эксплуатации дороги; о назначении и увольнении служащих; о личном составе технического отдела; правление Общества; алфавитная книга офицеров Заамурского округа пограничной стражи; личный состав коммерческой части и контроля сборов на линии; личный состав военного отдела; ведомость пенсионеров КВжд и Уссурийской ж.д.; о чинах полицейского надзора. (Оп.1,2). (1895-1918гг.). Материалы профсоюзной организации рабочих и служащих КВжд и др обществ; личные дела служащих (1890-1930гг..). (Оп.3). Протоколы заседаний правления Общества (1918-1924гг.); переписка управления дороги по различным вопросам; стенограммы заседаний 6-й конференции по делам Китайско-Восточного и Южно-Маньчжурского прямого сообщения (1921 г.), протоколы 7-й конференции (1928 г.); обзор деятельности КВжд на 1922 г.; обзоры работ различных служб и отделов дороги; журналы заседаний комитета сберегательно-вспомогательной кассы служащих КВжд; сведения о возникновении конфликтов на КВжд и о перевозке китайских войск; стенограммы заседаний правления; приказы, циркуляры управления дороги; советско-китайские соглашения по КВжд; сведения об участии КВжд в работе Международного союза железных дорог; материалы по личному составу; перечни приказов и циркуляров по КВжд и Уссурийской ж.д.; статистические сведения о пассажирском и грузовом движении; отдел переводов - ежедневные бюллетени иностранной прессы (1929-1931гг.); выписки из газет; (Оп. 4-9). (1896-1935г)
>> Ответ на сообщение пользователя Harubin от 14 июня 2021 11:29
В последнем номере журнала «Лига культуры» (Одесса. 2021. № 18) опубликована статья Ольги Григорьевой о Всеволоде Иванове (с. 163–167), а также моя статья о харбинском издании «Повести об Антонии Римлянине» Вс. Иванова (С. 159–162). С электронной версией журнала можно познакомиться на сайте Дома-Музея им. Н.К. Рериха. https://odessa-roerich-house.o...ul-tury-18
Библиотека Дома русского зарубежья им. А. Солженицына приглашает пользователей сайта ДРЗ ознакомиться с новыми материалами, размещенными в мае-июне 2021 года в разделе «Обзоры». Как составитель рекомендую участникам форума обзор «Выпускники ХПИ в России» (https://www.domrz.ru/library/r...-v-rossii/). Выпускники Харбинского политехнического института, первого русского высшего учебного заведения 1920–1950-х гг. в Китае, оказались рассеянными по всему миру. Многие приехали в СССР. Как сложилась их профессиональная судьба на родине? Предваряя возможные вопросы заранее скажу, что список не полный, такой глобальной задачи не ставилось, поэтому в предисловии написано: «Работа не претендует на полный охват. За рамками остались судьбы Е.Г. Бучацкого, Ю.А. Григорьева, В.Н. Захарова, О.С. Кирсанова, Л.П. Кравченко, Б.К. Маркевича, Д.А. и Г.А. Мыслиных, Н.Н. Овчинкина, Т.В. Пищиковой, Н.В. Пятунина, Г.И. Суховеева, С. Сущанского, В.А. Тарханова, Е.А. Уласовца, П.К. Фиалковского, В.Г. Широколобова и др. <…> Публикации об упомянутых персонах можно найти в журналах «Политехник» (Сидней) и «Русская Атлантида» (Челябинск), полные комплекты которых хранится в библиотеке Дома русского зарубежья им. А. Солженицына».
Имена реальные, факты известные.. Фамилия РИСКИН-- известна в музыкальных кругах Харбина-Шанхая Миша РИСКИН-- виолончелист симф. оркестра,возможно отец Мирона и Эммы Был и женский оркестр-- о нем писал А. Хисамутдинов В Русском Харбине было Другой вопрос-- начало истории
[/q]
Рискин - фамилия еврейская. У моей мамы такая была, до замужества
«Русские извозчики и студенты, проститутки и пожарные, белогвардейцы и комсомольцы, фашисты и советские разведчики. Здесь служили панихиды по белому воинству, живот положившему в битве с беззаконными большевиками, и праздновали пятнадцатилетие Октябрьской революции. Гимназисты в форме, с начищенными пряжками, книжками, перевязанными ремнем, гимназистки, спешащие в женскую гимназию Осаковской – деревянную, с резными наличниками и башенками в старорусском стиле, как в каком-нибудь Ростове или Костроме...»
Алексей Костин, русскоязычный американский юрист и писатель, родился в Москве в 1970. В 1991 приехал на учебу в США, закончил университет и юридическую аспирантуру. С 1998 года живет в пригороде Сиэттла. Много лет работает юристом в офисе генерального адвоката штата Вашингтон. Будучи прихожанином русских церквей, встречался с потомками белоэмигрантов и работал с уникальными эмигрантскими изданиями. Много лет изучает историю русского зарубежья. В 2015 вышел первый сборник повестей Алексея, «Князь ветра».
«Князь ветра» – повесть о казачьем офицере, оказавшемся в 1920 году по воле судьбы у барона Унгерна в Монголии, а потом ставшим священником в Харбине. Повесть основана на документальных и архивных материалах и иллюстрирована редкими фотографиями.
...Простите, Гюльнара – не знал, что сайт "Флибуста" заблокирован. Ссылку убрал, чтобы не давать повода к обвинениям в рекламе запрещенного контента. К счастью, книга (полностью) доступна здесь: https://www.rulit.me/tag/great...30951.html
Комментарий модератора: У меня этот ресурс заблокирован, к сожалению....
Художественная этнография Дальнего Востока начала XX в. Б. Юльский, "Возвращение госпожи Цай". Авторская лекция А.А. Забияко, доктора филологических наук, главного научного сотрудника Центра изучения дальневосточной эмиграции, заведующей кафедрой литературы и мировой художественной культуры Амурского государственного университета.
У Александра Васильевича Верещагина ( брат художника В.В.Верещагина) есть интересные путевые заметки о путешествии в Китай в 1901году. Во время этого путешествия он, будучи проездом в Харбине, останавливался у Генерал- Губернатора. В книге " В Китае" подробно описывает детали поездки, общения с людьми. Книга в свободном доступе по ссылке
В статье рассматриваются особенности пребывания российских беженцев, в том числе армян, на Северо-Востоке Китая, в зоне отчуждения КВЖД. Главной особенностью жизнедеятельности армянской общины являлось то, что армяне были интегрированы в социально-экономическую и демографическую структуру Китая еще задолго до октябрьской революции 1917 г. Благодаря коммуникабельности, армяне всегда были солидарны с другими народами, особенно с теми народами, с которыми они проживали под одним небом, постепенно вживаясь в чужой этнос. Китайские армяне имели возможность сохранять свой язык, свою культуру и свою историческую память.
У меня этот ресурс заблокирован, к сожалению....