⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) ЧТОБЫ ПОМНИЛИ..... Судьба Русского Харбина величественна и трагична
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 56 57 58 59 60 * 61 62 63 64 ... 725 726 727 728 729 730 Вперед → Модератор: Gul |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12027 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37473 | ![]() и блогер HUMUS! ![]() Убедительно прошу! Если Вы заимствуете информацию из постов (даже вырезки из газет с комментариями ), сведения и фотографии из личных архивов участников темы, пожалуйста, делайте ссылки только на этот источник- https://forum.vgd.ru/614/31743/ Русский Харбин. Дневник Gul ![]() ![]() ![]() Харбинские темы в дневнике GUL Русский Харбин Архивные и др. источники к харбинским темам Ищу сведения о харбинцах Cписки харбинцев и жителей станций КВЖД Весь Харбин 1926 Эмиграция из Харбина см. Списки «Аресту подлежат все харбинцы...» КВЖД ----- станции и участки Проект Мемориала на кладбище Хуаншань Харбин Некрологи, опубликованные в харбинских газетах Научно-практическая конференция, посвященная 120-летию Харбина.. 2018 Кто едет в Советский Союз... Харбин. Апрель--июль 1935 Списки уезжающих в СССР после продажи КВЖД (списки по датам отъезда и эшелонам) Всемирный конгресс выходцев из Харбина 2017 ![]() ![]() 15 сентября 2010 Форумчане-потомки харбинцев,все, кто интересуется историей Харбина, расскажем здесь, на форуме,об этом удивительном исчезнувшем городе, о людях, построивших этот город и живших в нем, о людях, в тяжелые времена нашедших здесь приют и дом ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ХАРБИН Под асфальт сухой и гладкий, Наледь наших лет, Изыскательской палатки Канул давний след... Флаг Российский. Коновязи. Говор казаков. Нет с былым и робкой связи, — Русский рок таков. Инженер. Растегнут ворот. Фляга. Карабин. "Здесь построим русский город, Назовем — Харбин" Милый город, горд и строен, Будет день такой, Что не вспомнят, что построен Русской ты рукой. Пусть удел подобный горек — Не опустим глаз: Вспомяни, старик-историк, Вспомяни о нас. Ты забытое отыщешь, Впишешь в скорбный лист, Да на русское кладбище Забежит турист. Он возьмет с собой словарик Надписи читать... Так погаснет наш фонарик, Утомясь мерцать! Это отрывок из стихотворения талантливого харбинского поэта Арсения Несмелова (1889-1945 ) ------------------------- Харбинская икона Божией Матери |
Лайк (18) |
anter Участник Санкт-Петербург Сообщений: 89 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
13 января 2012 21:39 14 января 2012 22:45 старообрядческая община в Харбине ( отрывки из статьи ) http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3110 ( статья полностью ) С.В. Васильева. Эпистолярное наследие забайкальского старообрядческого духовенства в Китае. Васильева С. В. (Улан-Удэ), доцент кафедры истории отечества Бурятского Государственного Университета; sv_vasilieva@mail.ru Источник: Сборник материалов конференции "Липоване: история и культура русских старообрядцев", выпуск VII, Одесса - Изамаил, 2010 Огромные территории Сибири и Дальнего Востока, на которых проживало большое число старообрядцев, требовали архипастырского окормления. Древлеправославные общины окраин России обратились с ходатайством к Освященному собору Церкви об открытии и учреждении епископской кафедры. Просьба была удовлетворена. В 1911 г. Освященный собор Белокриницкой церкви принял решение о создании новой епархии, получившей название Иркутской и Амурской и всего Дальнего Востока. В ее состав вошли старообрядческие приходы Иркутской, Забайкальской, Якутской, Амурской областей и всего Дальнего Востока, а так же те пределы Манжурии, которые входили в административный округ епархии - Харбин, Хайлар, Верхние-Кули). ... Белокриницкая церковь стала второй после Русской православной церкви религиозной организацией в регионе, имевшей священнослужителя высшего ранга. ... В Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ) находится уникальный фонд "Переписка и письма Старообрядческого Епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока с настоятелями старообрядческих общин и храмов других городов" (1923 — 1936), 6 ед. хр. В фонде 478 отложились следующие материалы: "Мирная грамота Белокриницкого митрополита всем православным крестьянам" от 1867 г.; копии протоколов заседаний Священного Синода и Собора, съездов епископов — старообрядцев, архиепископского совета и объединенных собраний, представителей прихода Иркутско-Амурской древлеправославной старообрядческой епархии; письма всесоюзного архиепископского совета и епископами церквей (1923 — 1930) (д. 1); протоколы Архиепископского совета и объединенных заседаний комиссии старообрядцев; памятные записи при встрече епископов у московского архиепископа; письма епископов и переписка с ними (д. 2); обращение епископа к православным христианам с. Тарбагатая, Куйтуна и др.; переписка с епископами и священниками других городов о постройке храма в г. Харбине (где вначале находился епископ Дальнего Востока и Сибири) (д. 3); переписка с архиепископским советом г. Москвы и епископами других городов о священно-церковнослужителях, совершении церковных обрядов, проведении общих собраний прихожан и другим вопросам, письма архиепископа Московского и епископов других городов по вопросам использования духовной службы и обрядов (д. 4); прошения прихожан с просьбами о разрешении на крещение, вступление в брак и по другим вопросам. Различные документы, собранные в фонде старообрядческого епископа Афанасия Амурского и Дальневосточного, относятся к 20-30-м года XX века. Значительно облегчает работу исследователя с этими материалами то обстоятельство, что практически все документы из фонда подписаны и имеют точную дату. Вопросы установления авторства, адресата и даты документов, за редким исключением не вызывают сложностей. Основной массив документации выполнен машинописью. Почерк в рукописных документах современной графики не сложен для расшифровки. ... Изменения, принесенные революцией, старообрядцы приняли по-разному. Епископ Иосиф не принял советской власти. В 1920 г. с "волной беженства" он прибыл в г. Харбин, где окончательно обосновался. ... В 1922 году с очередной волной беженцев из России в Харбин прибыл О. И. Кудрин. Он создал впервые в истории России институт военного старообрядческого духовенства, наравне с военным духовенством русской православной церкви. Его трудами в 1922 году во Владивостоке появился "Дальневосточный старообрядец" - первое периодическое старообрядческое издание в Сибири и на Дальнем Востоке (4). Владыка утвердил о. И.Кудрина в звании настоятеля харбинского старообрядческого храма и возвел его в сан протоиерея. Благодаря активной деятельности своего нового руководителя старообрядческая община легализовала свою деятельность: был выработан Приходской устав. Утвержденный гражданскими властями; в 1924 году от КВЖД был получен участок земли, и началось строительство кирпичного храма (5) ... Несмотря на все сложности, епископ Иосиф продолжал вести церковную работу в Харбине. Благодаря его деятельности в Харбине сложилась старообрядческая община, был построен первый старообрядческий храм Св. Ап. Петра и Павла ... После освящения храма немного пожил преосвященный Иосиф. Владыка умер 4 января 1927 года и был похоронен возле алтарной стены созданного им храма в городе Харбине. ... Общение с Харбином не прекратилось. Владыка Афанасий до своего ареста в 1937 году продолжал переписку с Харбинским приходом. И ему теперь приходили письма из Харбина от легендарного человека того времени - старшего старообрядческого священника армии адмирала Деникина иерея Иоанна Кудрина, настоятеля Петропавловского храма, который не только возглавил издательство Церковно-приходского совета старообрядческого прихода, но и стал автором многих полемических изданий в разные периоды (13). ... Старообрядческая община в Харбине просуществовала до конца 1950-х годов. ... Старообрядцы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также живущие ныне в Китае, Австралии и Аляски, бережно хранят светлую память о деятельности старообрядческой общины в Харбине. Еще о старообрядцах в Харбине : http://www.orthodox.cn/localchurch/chinaoldbeliever_ru.htm СТАРООБРЯДЦЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В КИТАЕ 1917-1958 гг. http://www.portal-credo.ru/sit...;type=view Как "старая вера" пришла в Австралию."Главный старообрядческий священник" армии Колчака был вынужден эмигрировать в Харбин, а затем в Сидней И.Г.Кудрин. Жизнеописание священника и отца семейства. – Барнаул, 2006. 288 с.(рецензия) http://www.portal-credo.ru/sit...;type=view Старая русская вера. Как верила и верит иная Россия ... В 1967 году староверы-харбинцы, желая уберечь потомство от американизации, купили на Аляске квадратную милю земли и основали там Николаевск, где за 20 лет организовали преуспевающую верфь. Кроме того, большая община староверов-харбинцев живет в Орегоне – ее посещал Александр Солженицын. ... |
anter Участник Санкт-Петербург Сообщений: 89 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 27 | http://www.hoover.org/multimedia/slide-shows/28541 ![]() Харбин. Район "Пристань". Китайская улица ![]() Харбин. Река Сунгари зимой. ![]() Харбин. Река Сунгари."Толкай-толкай". |
anter Участник Санкт-Петербург Сообщений: 89 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 27 | Г.В. Эфендиева. Поэтическая религиозность русских поэтесс-эмигранток (по страницам харбинской лирики) ( стихотворные отрывки из статьи , полностью статью см по ссылке ниже ) .. Золотая Иордань Крест святой омыла, Рассыпается вода Искрами с кропила. И под пенье тропаря На морозе стынут, Бриллиантами горя, Капельки святые. (Е. Бибикова, "На Иордани") (1), "Христос Воскрес" - цветут улыбки. "Христос Воскрес" - звенят уста. Простят друг другу все ошибки Во имя Светлого Христа. Горят во взорах счастья звезды. Горит на храме в небе крест. Звон колокольный сыплет в воздух: "Христос воистину воскрес"... Обнимутся с душою чистой В Пасхальную, святую ночь И взглядом радостным, лучистым, Разгонят все обиды прочь. (Е. Бибикова, "Христос Воскрес") (2) … Как хорошо с судьбою многоликой, Разыскивая счастья бледный след, Почувствовать, что льется в душу тихо Воспоминаний золотистый свет... В час предвечерний - стол, накрытый на балконе, Уют родной, незыблемый, простой... В небесном розовеющем хитоне Последний луч заката золотой. И мамино лицо над Книгой небольшою, - Слова о Том, кто умер на кресте, И девочка с взволнованной душою, И радость слез, и звезды в высоте... (Е. Недельская (3). "Как хорошо с судьбою многоликой..." курсив здесь и далее в статье мой. - Г.Э.). … Наша родина - не на карте, Наша родина - не земля <...> Наша родина - это сказки, Это песни, что пела мать, Это - книжки, картинки, краски, Что успела душа впитать. <... > Это — свет голубой лампадки, Чуть мерцающий из угла. <...> Это память. Не только наша, Память матери и отца. (Л. Андерсен. "Эмигрантская березка") (5).… Вот так брести сквозь холод непогоды, С не защищенною ничем душой, <...> И только верить верою суровой, Что где-то на скрещении дорог Воздвигнут крест и что твой путь грозовый Благословил с него распятый Бог... … Не закричу и не заплачу, Но покорюсь судьбе во всем: Благословляю неудачу, Отнявшую мой отчий дом. (Л. Хаиндрова. "Не закричу") (8).… ... Счастья нет у женщины русской Ни в России, ни здесь сейчас. Кто услышит голос незвонкий? Наша жизнь в Господних руках... Но за что мечту о ребенке Погасил Ты в женских глазах? Сердце болью горит напрасно, Без ребенка незачем жить! А мужчинам нашим несчастным Нечем наших детей кормить... (М. Колосова. "Наши женщины") (22). … ... А если вернется, то скоро опять На подвиг отправится он. . А женское дело - молиться и ждать, Склоняясь над шелком знамен. (М. Колосова. "На той стороне") (23).… У тебя глаза удивленные — синие, синие, но сама ты в беленьком - как веточка в инее. Тихой поступью ходит Бог по путям степи, Подойдет и скажет тебе: - Детка, спи!.. Вот над нами стоит умное, темное дерево, толстое-претолстое - попробуй-ка смерь его!.. Прибежал к нам ветер вон с тех холмов перекинуться с деревом парой-другой слов. . . Посмотри! - на западе два ангела бьются крыльями, — один — темный, другой - светлый, но светлый бессильнее. На востоке тихо крадется синий мрак, и кто-то черный угрюмо ползет в овраг. . . (Л. Андерсен. "Колыбельная песенка") (24) .… Знаю, волей судьбы капризной, Щедрым жестом царских рук, Навсегда в нашей общей жизни Ты подарен мне, милый друг. <...> Ты принес мне свои тревоги, Мне пришлось их делить потом. <...> Я безропотно и покорно Поклялась твой покой хранить. Поняла, что по воле Бога Ты ко мне направил свой путь, И, измученный, у порога Моего присел отдохнуть. Суждено тебе быть мне братом, Мой суровый, мой старший друг... (Ф. Дмитриева. "Знаю, волей судьбы капризной") (26). … Распяв за любимого тело и душу, Я муки безмолвно и гордо терплю. Я клятвы своей никогда не нарушу, Исполню ее, потому что... люблю. Взойди на Голгофу житейских страданий, Убить свои мысли, мечты и покой, Одно лишь оставив от прежних желаний: Отдать тебе счастье усталой рукой. И с нежной мольбой, простирая объятья Израненных рук со следами крови: "Во Имя Твое я терпела распятье И шла на Голгофу во имя Любви". (Ф. Дмитриева. "Голгофа любви") (27). … ...Безымянная, все же осталась Я у ног Твоих грозных в пыли. Как последнюю милость, как жалость, Богоматерь Ты мне ниспошли. Воссияет тогда величаво Надо мною Ее благодать, И века, как безмерною славой, Прозвенят моим именем: "мать" ("Молитва") (28) http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1780 ( Научно-теоретический журнал "Религиоведение", № 4, 2006 г.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Мой постинг не оставил равнодушным модератора... Это дополнение к основному сообщению : http://www.disserr.com/contents/315146.html подробности диссертации Эфендиевой " Художественное своеобразие женской лирики восточной ветви русской эмиграции : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 2006.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/84" например, "2.1. Художественные способы реализации женского начала в культурной жизни русского Харбина и в поэтическом мире харбинских сочинительниц", http://www.laidinen.ru/gensproect.php проект «Женская поэзия» , в том числе статьи о поэтессах Харбина и их стихи - Андерсен Ларисса (Адерсон) Лариса Николаевна) (Россия - Китай(Харбин)- Франция) Бибикова Екатерина (Россия - Китай (Харбин)) Грачева-Мельникова Наталья (Россия - Китай (Харбин) - Австралия) Даль Елена (Китай (Харбин)) Дмитриева Фаина (Россия - Китай (Харбин)) Завадская Нина (Харбин (Китай), рождена и умерла в Белой эмиграции) Ильнек Инна (Китай (Харбин)) Колосова Марианна (Покровская (Виноградова) Римма) (Россия - Китай (Харбин) - Филиппины - Бразилия - Чили) Крузенштерн-Петерец Юстина (Россия - Китай(Харбин, Шанхай) - Бразилия - США) Крук Нора (Нора Кулеш) (Китай (Харбин) - Гонконг - Австралия) Недельская Елена (Россия - Китай (Харбин)) Скопиченко Ольга (Россия - Китай(Харбин)) Тельтофт Ольга (Россия - Китай (Харбин)) Трахтенберг Эмма (Россия - Китай (Харбин)- Франция) Хаиндрова (Хаиндрава) Лидия (Россия - Китай (Харбин)) Дополнительные различные источники : http://polusharie.com/index.php?topic=42859.0 знакомство с творчеством харбинских поэтов и прозаиков, а также с творчеством, посвященным Харбину http://magazines.russ.ru/nj/2009/256/ef19.html Галина Эфендиева Ларисса Андерсен http://vladlena-strahova.ya.ru/replies.xml?item_no=225 Ларисса Андерсен - Печальный Цветок... http://www.45parallel.net/lari...s_s_toboy/ Ларисса Андерсен- стихи http://alfochka.ru/tags/%EB%E0...%F1%E5%ED/ стихотворение Андерсен http://www.newizv.ru/print/60942 Островитянка Ларисса Андерсен (Родилась в Хабаровске в 1914 г.) Из антологии Евгения Евтушенко «Десять веков русской поэзии», «Новые Известия» http://old.vladnews.ru/magazin...1076#posts Это письмо пришло, когда я уже собиралась во Францию, в крохотный городок Иссанжо. Это местечко, затерявшееся среди “горячих гор” - потухших вулканов, пасторальных пейзажей величественной Луары, утонувшее в цепких ежевичных объятиях, стало знакомо, дорого и близко благодаря одному-единственному человеку – русской поэтессе и балерине Лариссе Андерсен. Ее занесло сюда волею эмигрантской судьбы, а еще настоятельным желанием мужа-француза. … (стихи Андерсен и стихотворение о ней Вертинского ) http://www.hatushin.ru/index.p...&id=96 стихи Марианны Колосовой http://www.rulit.org/read/280 о книге Штейна – о русскоязычных поэтах Китая http://www.emigrantika.ru/buro/682-bookiv о работах Штейна http://vs-n-ivanov.narod.ru/links.htm 250. Штейн Э. Поэзия русского рассеяния (1920-1977).- Изд-во «Ладья», 1978.- 182 с. 251. Штейн Э. Поэты русского Китая // Новый журнал. 1997. - № 206. -С. 138-180. http://www.laidinen.ru/women.p...;code=4717 Штейн Комментарий модератора: Спасибо большое за это сообщение |
Ирина Бабушкина Новичок Сообщений: 1 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2 | Я работаю во ВНИИ растениеводства им.Н.И.Вавилова (С.Петербург). В коллекции института имеется много материала переданного А.Д.Воейковым с оп.ст.Эхо. Я в последнее время заинтересовалась этим периодом и личностью А.Д.Воейкова. Возможно, буду готовить публикацию о вкладе А.Д.Воейкова в коллекции ВИР. Поэтому была бы благодарна за информацию, на которую можно ссылаться (воспоминания, статьи, фото). С уважением. Ирина Владимировна. Комментарий модератора: Ирина Владимировна, о станции Эхо я рассказала здесь https://forum.vgd.ru/post/614/31743/p935973.htm#pp935973 по книге Русские в Китае Общая редакция: А.А. Хисамутдинова Шанхай.2010 http://www.russianshanghai.com/blog/post4482 Статьи А.Д. Воейкова публиковались в журналах Вестник Маньчжурии Возможно, они есть в Ленинке и б-ке Дома Русского Зарубежья |
Atomtrz Сообщений: 644 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 284 | Может попадалось ли кому-нибудь упоминания в Харбине белоэмигранта генерал-майора Жеймо Владимира Климентьевича? Участник Киайской компании, РЯВ и 1 МВ в 20-м Сибирском стрелковом полку. Комментарий модератора: Его проживание в Харбине можно проверить по справочнику Весь Харбин на1923 см. тему Архивные источники https://forum.vgd.ru/614/39480/0.htm?a=stdforum_view&o= и по Незабытым могилам Чувакова |
Atomtrz Сообщений: 644 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 284 | Еще одно упоминание. Из допроса бывшего подполковника 20-го Сибирского стрелкового полка Петра Павловича Запольского. 1937 Томск. Вопрос: Что вам о себе рассказывал Измайлов? Ответ: О себе Измайлов мне рассказывал, что до революции он находился в г. Иркутске, исполнял должность вице-губернатора, затем при Колчаке служил в Министерстве Внутренних дел, в какой должности сейчас не помню, с разгромом Колчака он бежал в Китай, проживал в г. Харбине, где возглавлял беженские комитеты белогвардейцев, являлся участником белогвардейской организации "Российского Общевоинского Союза", по заданию которого в 1922 г. прибыл нелегально на территорию СССР для создания к-р формирований и руководства ими. Рассказывая об этом, Измайлов называл себя эмиссаром "РОВСа". |
glavbuh1964 Новичок Сообщений: 20 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 13 | |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12027 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37473 | РОВС, БРЭМ и ХЛАМ Надежда АБЛОВА, доктор исторических наук Российские изгнанники в Поднебесной Российская эмиграция в Китае существовала недолго, не более 40 лет, - от прихода первых беженцев в Маньчжурию в 1918 году до окончательного исхода российских эмигрантов из Китая на рубеже 50-60-х годов XX века. В отличие от Западной Европы, где еще живут потомки представителей первой волны российской эмиграции, в Северо-Восточном Китае таковых уже не осталось - остались лишь дети и внуки от немногочисленных смешанных браков, часть из которых сохранила православную веру. Несмотря на недолгий срок существования, дальневосточная ветвь зарубежья была очень мощной, создала очаги русской культуры, русского образа жизни, православной веры в Харбине, Шанхае, Тяньцзине и других китайских городах. Самая значительная по численности колония российских эмигрантов была сосредоточена в Маньчжурии - в Харбине и по линии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Своим существованием в Китае эта колония была обязана прежде всего КВЖД, построенной Российской империей в 1896-1903 годах и находившейся в совместном российско-китайском управлении. В итоге в Маньчжурии появилось своего рода "государство в государстве", а именно полосы отчуждения КВЖД. Именно существование многотысячной колонии, жившей во всех отношениях "по-русски", привлекало сюда с начала 1918 года беженцев из России. Дорога давала русским эмигрантам все: кров, возможность жить и работать, растить детей в привычных для них условиях и русских традициях. Появление первых российских беженцев в Северо-Восточном Китае относится к началу 1918 года. Однако главная масса эмигрантов оказалась в Маньчжурии после крушения Белого движения в Забайкалье и Приморье. На рубеже 1922-1923 годов пределы российского Дальнего Востока покинули последние бойцы белых армий, большая часть которых устремилась в Харбин - крупный промышленный город, административный центр КВЖД. Позднее на Харбин и линию дороги бежали граждане СССР по политическим и иным мотивам (от коллективизации), но их число было незначительным. После подписания в 1924 году советско-китайского соглашения об управлении КВЖД многие служащие дороги отказалась переходить в советское гражданство и пополнили ряды эмигрантов. Возникновение российской эмигрантской колонии в Маньчжурии имело ряд особенностей. Во-первых, беженцы из Советской России ехали не просто в Маньчжурию, а именно на КВЖД, стремясь найти там не только работу, но и привычный уклад жизни среди российского же населения. Во-вторых, обретя в Маньчжурии почти полное подобие жизни дореволюционной России, русские эмигранты чувствовали себя там в меньшей степени изгоями, нежели их европейские товарищи по несчастью. В-третьих, отличительной чертой русского дальневосточного зарубежья являлась"двуслойность" его происхождения: эмигрантская колония как в Маньчжурии, так и в Шанхае образовалась на основе российского дореволюционного населения в Китае и из прибывших сюда во время и после Гражданской войны бывших подданных Российской империи. В Маньчжурию оказались выброшены представители всех категорий российского населения: государственные, политические и общественные деятели (члены различных "временных" правительств); военные руководители Белого движения (генералы Г. М. Семенов, М. К. Дитерихс и другие); члены военных формирований Семенова, И. П. Калмыкова, Р. Ф. Унгерна, В. О. Каппе-ля, ставшие одной из самых больших групп эмигрантов в Китае; рядовые беженцы из России (городские обыватели и мелкие торговцы, чиновники и учителя, врачи и инженеры, крестьяне из приграничных районов и рабочие, университетские профессора, журналисты, литераторы и артисты). Какова же была численность российских эмигрантов в Китае? Данные поэтому вопросу весьма противоречивы. 0. Л. Воронин утверждает, что на территории Китая в 1920-е годы находилось не менее полумиллиона русских. Г. В. Мелихов и В. Ф. Печерица говорят о цифре в 400 тысяч. Китайские источники для 1919-1920 годов называют цифру в 144-148 тысяч человек. Эти цифры совпадают с данными, приведенными американским историком Марком Раевым: в 1922 году на Дальнем Востоке насчитывалось 145 тысяч русских беженцев. В собственно эмигрантских изданиях данные о числе русских в Китае встречаются довольно редко и также весьма приблизительны. Так, известный шанхайский журналист Л. В. Арнольдов утверждал, что в "Китае около 300 тыс. русских без подданства". Вс. Иванов отмечал, что Китай принял около 200 тысяч беженцев из России. Шанхайский комитет защиты прав и интересов русских в 1925-м сообщал президиуму русского национального съезда в Париже, что в Китае насчитывается около 200 тысяч русских эмигрантов. Однако представляются наиболее близкими к истине данные Земельного отдела КВЖД: 165 857 русских в 1923 году только в Харбине. Статистические исследования на дороге были всегда организованы на самом высоком уровне. Она функционировала в эти годы по старым, еще царским, порядкам, все должности занимали опытные и хорошо подготовленные кадры, поэтому Земельный отдел публиковал максимально приближенные к истине данные. Если учесть российское население полосы отчуждения (несколько десятков тысяч человек) и Шанхая (примерно 15 тысяч), то и получится наиболее часто встречаемая в эмигрантских изданиях цифра в 200 тысяч китайских "белых русских" (так именовались российские эмигранты в официальных советских, китайских и японских документах 1920-1930-х годов, а также в разговорной речи). Далее читать здесь http://promreview.net/moskva/rovs-brem-i-khlam?page=0,1 |
Gul Модератор раздела Сообщений: 12027 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37473 | Черепица В.Н. «От Волковыска до Харбина». Торгово-промышленная династия Скидельских (конец XIX — середина XX в.) в документах и материалах» Гродно: ГрГУ, 2011. 287 с. http://www.lib.grsu.by/library...348336.pdf Центральная тема исследования – Соломон Скидельский, сын Владивостокского промышленника Леонтия Скидельского, выходца из Гродненской губернии, его взаимоотношения с китайскими и японскими властями в 1920-1940-х годах, с Харбинской еврейской духовной общиной (ХЕДО), Бюро российских эмигрантов в Маньчжурии (БРЭМ), Российской фашистской партией (РФП), Японской военной миссией (ЯВМ). В монографии пять глав. I. У истоков торгово-промышленной династии Скидельских: Дальний Восток (конец Х1Х – начало ХХ веков). II. О жизни и промышленной деятельности С.Л.Скидельского в Харбине (20-40 годы ХХ века). III. С.Л.Скидельский в руках советской контрразведки «Смерш»: от задержания до перевода в разряд интернированных лиц (сентябрь 1946 – июль 1949 года). IV. В советских лагерях для интернированных лиц: неожиданный поворот в деле С.Л.Скидельского (сентябрь 1946 – июль 1949 года). V. От возбуждения уголовного дела и суда над С.Л.Скидельским (лето 1950 года) до его реабилитации. Внук Леонтия Скидельского британский экономист Роберт Скидельски (род.в Харбине в 1939) ![]() |
Tatjanaspb Новичок Сообщений: 2 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3 | Спасибо огромное за столь быстрый ответ! Моя прабабка в 20 году вернулась в Россию,сначала на родину в Новосибирск потом на Дальний восток.О ней есть кое-какие сведения.А вот о прадеде совсем ничего. Еще раз спасибо огромное. С уважением Татьяна Маркс Комментарий модератора: Татьяна, если будут вопросы, пишите. Удачи! |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 56 57 58 59 60 * 61 62 63 64 ... 725 726 727 728 729 730 Вперед → Модератор: Gul |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Gul » РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) [тема №31743] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Спасибо за участие!