⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа От городов до старинных деревень
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13445 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37738 | В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов. ![]() ![]() Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка.... |
Лайк (11) |
borisO Барнаул Сообщений: 343 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2452 | Выдержки из материалов по Алтайскому Причумышью (Тальменский и Залесовский районы). Прошу заранее извинения за возможно неполную корректировку распознанных страниц. Полное содержание книг приведено в конце файлов.... Скачать Нижнее Причумышье История и судьбы.pdf с WebFile.RU Скачать Нижнее Причумышье Очерки истории и культуры.pdf с WebFile.RU Скачать Залесовское причумышье.pdf с WebFile.RU |
KarLa Барнаул-Москва Сообщений: 9479 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23291 | [ Изображение на стороннем сайте: be606e04d77e.jpg ] АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ПАВЛОВСКИЙ Р-Н СЕЛО КОЛЫВАНСКОЕ Село Колыванское очень старое и по дате его образования нет единой цифры. В разных источниках приводятся следующие даты: - В 1795г в V-ю ревизию была отмечена деревня Колыванская, в списках ее жители были записаны вместе с "Барнаульскими" (жителями с.Барнаульское). В книге Ю.С. Булыгина "Первые крестьяне на Алтае"(Барнаул, 1974, с.131) датой основания дер.Колыванской (Барнаульской) указан 1734 год (ГААК Ф. 1, о.1., д.28, л.387); - В списке населенных мест Сибирского края (Новосибирск, 1928г.) -1726 год; - В "Ойконимическом словаре Алтая" Л.М. Дмитриевой (Барнаул, 2001, с.136-137) указывается, что село основано в 1782г. Здесь же приводится следующая информация о селе: "Хронологические вари-анты названия д.Колыванская, д.Вошкина. Вариант, функционирующий в речи жителей - Колыванск: "Так короче". Прежнее название Вошкино, как говорят информаторы: "Дразнилка была такая". Негатив информации способствовал замене имени в 1914 г. Современное название село по-лучило по гидрониму: "Некогда здесь было оз.Колыванское (вариант Колывань)" Гидроним Колывань является переносом с названия Колывань Курьинского р-на, т.к. с Колыванского завода возили руду (на Павловский завод)." В списке населенных мест Томской губернии за 1893г. приводится следующая информация: дер. Ко-лыванская Шадринской вол. Барнаульского округа стоит при озере. В деревне 175 крестьянских дворов, 5 не крестьянских. Число жителей: 450 мужского пола, 447 женского. Деревня располагает 1903 дес. земли. В селе лавка с мелочными товарами и питейное заведение. В списке населенных мест Томской губернии за 1911 год написано: дер.Колыванская Черемновской вол. Барнаульского уезда расположена при озере без названия. В деревне 424 двора, 1127 жителей мужского пола, 1142 женского. Владеет 5179 дес. земли. В деревне церковь, церковно-приходская школа, 2 маслодельных завода: 1 артельный и 1 частный. Список населенных мест Сибирского края (1928г.) сообщает: с.Колыванское Павловского р-на (при оз. Колыванском, реке Барнаулке). В селе 498 дворов, численность населения (по итогам переписи 1926г.) 1386 чел. мужского пола и 1538 женского, преобладающая национальность русские. В селе находится сельсовет, школа первой ступени, фельдшерский пункт, лавка общества потребителей. Село Колыванское Павловского р-на относилось к Барнаульскому сельскому приходу, церкви Архи-стратига Божия Михаила (в с.Барнаульском Барнаульского уезда, построена в 1900г.). А так же в са-мом селе Колыванском был Колыванский приход, церковь Казанской иконы Божьей матери, постро-ена в 1897г. (Перечень церковных приходов, бывших на территории современного Алтайского края, составленный на основе "Справочной книги по Томской епархии за 1909-1910 годы" // Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XXвв.). - Барнаул, 1997, с.382) Можно проследить следующие изменения административно-территориальной принадлежности с.Колыванское: - Дудинская вол., Барнаульский у., Алтайская губ. - с 04.08.1920 (Пост. Сибревкома от 04.08.1920); - Павловский р-н, Барнаульский у. - с 27.05.1924 (Пост. Сибревкома от 27.05.1924); - Павловский р-н, Барнаульский о.,Сибирский кр. - с 25.05.1925 (Пост. ВЦИК от 25.05.1925); - Павловский р-н, Западно-Сибирский кр. - с 30.07.1930 (Пост. ВЦИК от 30.07.1930); - Павловский р-н, Алтайский край - с 28.09.1937 (Пост. ЦИК СССР от 28.09.1937). Данные взяты из справочника административно-территориальных изменений на Алтае, 1917-1980. - Барнаул, 1987. На 1 января 2008 года в с.Колыванском 603 хозяйства, численность населения - 1556 человек. (Сельские населенные пункты Алтайского края на начало 2008 года: Стат, бюл. Барнаул, 2008, с.39) |
gala55 Омск Сообщений: 316 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1826 | [ Изображение на стороннем сайте: a9c97462ce35.jpg ] Сведения о церкви, причте и приходе села Панкрушихинскаго Ново-Сибирской Епархии, Каменскаго уезда на 1926 год. Панкрушихинский приход (по старому благочиния №21) в обновленчестве не был, но не смотря на всевозможныя репрессии, крепко стоял на основе древле-канонических правил. Приход состоит из села и двух деревень – Береговой и заселка Лебяжье. Село расположено с восточной стороны вдоль ленточнаго Бурлинскаго бора, по другую же сторону села - степь с редкими березовыми рощицами. Около села с северной стороны протекает речка Бурла, из которой жители пользуются водой для питья, а с восточной стороны протекает речка Панкрушишка с горько-соленой водой. В селе считается 531 двор, жителей мужеска пола 1.391, женска 1.473, а обоего пола 2.864 души, а всего с деревнями 784 двора и 4.428 душ обоего пола. Население прихода составляют 1/3 старожилов-сибиряков и 2/3 российских переселенцев из разных губерний и все они русские, православные, - занимаются исключительно хлебопашеством, как (слово «прискорбно» зачеркнуто) к сожалению почти на половину безграмотны. В приходе сектантов нет, а раскольников - старообрядческаго толка – до 50 душ обоего пола. КЛИР. Причта при сей церкви положено по штату 1912 года: один Священник и один Псаломщик. На должности Священника состоит Протоирей Иоанн Безсонов 60 лет («от рода» зачеркнуто); из 4 класса Томской Духовной Семинарии. Ставленная грамота и указы в 1920 году уничтожены партизанами, а указ о награждении Саном Протоирея имеется от 21 сентября и 4 октября 1921 года за №1751. Семейное положение его: Надежда Петрова 54 лет кончила курс Томск. Епарх. учил., дочь Валентина 20 лет из 5 кл. Епарх. Уч., сын Борис 15 лет в 7 груп. технич. школы, внук-сирота Борис 10 лет в 3 груп. низшей школы. Как приход, так и Причт в обновление не переходил. Штатного Псаломщика нет, а временно исполняет обязанности Псаломщика вольнонаемный крестьянин Александр Афанасьев Дегтярев 60 лет за плату по 36 р. в год и 4 часть дохода. Священнику же положено от прихода 120 р. в год жалования, но оно получается нисправно от трат, - в общем же содержание причта очень и очень скудное. Квартира общественная, а отопление и освещение свое. Подоходнаго налога в сем году взыскивается со Священника 135 р. 25 коп., половину налога уплачивает Церковный Совет из добровольных сборов. ХРАМ. Панкрушихинский храм был ранее деревянный, построенный в 1855 году, но в 1904 году был продан в село Черновское, а взамен его выстроен однопрестольный каменный храм с таковою же колокольней и в 1907 году по благословению Высокопреосьященнейшаго Макария Архиепископа Томскаго освящен во имя Пророка Божия Ильи. Утварью и облачениями хотя и не богата, но вполне достаточна. До 1920 года была церковная библиотека в 200 с лишним томов, но в 20 году вся уничтожена. Особо чтимых Св. Икон и других святых нет. БОГОСЛУЖЕНИЯ. Богослужения в храме совершаются неопустительно во все Воскресения и Праздничные дни в положенное по уставу время, в будничные же дни совершаются только Заупокойныя Литургии и то очень и очень редко. Молебны в церкви прихожанами служатся редко, но принято ходить со Св. Иконами в Пасху по всем домам для служения исключительно пасхальных молебнов, а в Петров пост ходят и по полям, где служат молебны с водоосвящением и Анафисты. В Рождество Христово и в Крещение бывает введено в Церкви общее пение, но в настоящую пору общаго пения нет, а есть небольшой хор певчих. Долг Исповеди и Св. Причастия за последние годы исполняют очень не многие, ни крестят младенцев и отпеваются все не исключая даже и коммунистов (слово подчеркнуто красным карандашом и на полях большой знак вопроса) и крестьян, но венчаются почти на половину, так например в 1925 году было крещений до 330, отпеваний до 200, а браков только 20-ть. Религиозна нравственныя беседы пока не ведутся по независящим от Причта причинам. Метрическия и приходо-расходныя книги ведутся исправно. РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПРИХОЖАН. Панкрушиха – это село раионное и по разнокалиберности населения представляет из себя нечто вроде городка или местечка, а потому о религиозно-нравственном отношении говорить не приходится, а приходится только скорбить душой, как эти истинные и преданные сыны Христовой Церкви так скоро и глубоко пали в пропасть неверия и разврата. Какия предпринять меры, чтобы поднять приход на прежний религиозно-нравственный уровень, духовенство считает себя в этом положительно бессильным, не говоря уже о какой любой помощи со стороныприходских Советов. Если нам скажут, что для поднятия религиозно-нравственнаго уровня прихода нужны постоянныя беседы и слова убеждения, на это скажут, что сначала нужно поближе познакомиться с сельской массой, а главное с настроением крестьян и молодежи и принять во внимание правовое положение духовенства, тогда мы убедимся, («что эти советы ни что иное, как одни слова, слова пустыя и громкия фразы, что все они в настоящую пору не только трудноисполнимы, но даже немыслимы», фраза зачеркнута). ПРИХОДСКИЕ СОВЕТЫ. В приходском Совете в сем году состояло 18 человек. Отношения Совета к Причту и наоборот Причта к Совету самыя мирныя и доброжелательныя. Деятельность Совета проявлялась исключительно только в сборе пожертвований по приходу хлебом на ремонт и содержание храма. Пожертвование в сем 1926 году собрано хлебом и деньгами до 400 рублей. На содержание Епархии были отчислены 10 р. и на содержание канцелярии благочиннаго 6 р. План работы на будущие время только один: изыскание средств на содержание храма, так как храм содержаться на только прибыль от продажи свечей не может. Конец документа. Ф. 52/1, оп. 1, д.14 (из фондов Каменского архива) |
Лайк (1) |
gala55 Омск Сообщений: 316 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1826 | I. Село Прыганское Николаевской Церкви. В 1919 году во время партизанской войны церковь вместе с самой лучшей частью села сгорела, а в 1922 году взамен сгоревшей выстроен молитвенный дом с алтарем. Прихожане к Храму Божию усердны, в обновление не переходили, к Священнику почтительны. Священник Отец Василий Белоусов 54 лет хотя и из крестьян и кончил только двухклассную сельскую школу, но человек довольно начитанный. Отец Белоусов – вдовый, безсемейный, образ жизни ведет монашеский, безусловно трезвый. Священствует 11 лет, в настоящем приходе 1,5 года, но к прискорбию, служа в селе Романовскам Чулымскаго района, был в обновлении 1 год 2 месяца. В виду Пастырскаго усердия Отца Белоусова и его весьма хорошаго поведения, осмеливаюсь просить ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, не найдете ли возможным почтить его, как примерного Священника в благочинии, какой-либо наградой. Псаломщик Алексей Тюрин 54 лет из крестьян, кончил сельскую школу. По службе не вполне исправен. II. Село Волчно-Бурлинское Св. Троицкой церкви. Приход старинный, Церковь деревянная трехпрестольная, довольно богата. В 1906 году была начата постройка каменного храма, но доведя до потолков, трапезная часть обрушилась, в силу чего пришлось несколько стен разобрать и опять продолжать работы. По окончании храма вчерне, здание опять дало несколько больших трещин и Губернский строительный Комитет в виду тонких стен и неустойчивости постройки, отделывать и служить в нем запретил. Здание это стоит уже более 18 лет, просохло, дало основательную осадку и при особой энергии руководителей можно было бы его возстановить. Прихожане – народ миролюбивый, религиозный и к храму Божию усердный. Приход этот хотя и считался обновленческим, но прихожане в душе всегда были убежденными в истине православия, а если и были в обновлении, то были введены туда обманным образом бывшим Священником О.Санниковым. В особенности своей религиозной устойчивостью отличается настоящий состав Церковно-Приходского Совета. Священник Отец Владимир Дьяконов 44 лет, кончил курс Духовной Семинарии, священствует 21 год, на настоящем месте с Марта сего года. Отец Дьяконов человек кроткий, тихий, миролюбивый, поведения примерного, но к сожалению безхарактерный, что очень часто подрывает его авторитет в глазах прихожан, как Пастыря-администратора. На должности Псаломщика состоит Диакон Спиридон Давыдов 60 лет. По своей неопытности и незнанию поступил Диаконом в обновление, но в 1925 году принес покаяние и был ВАШИМ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ перерукоположен. Диакон Давыдов из крестьян, один его недостаток тот, что он человек малограмотный, но по своему поведению и усердию по службе заслуживал бы Сана Священства. Читает и поет хорошо, церковный устав знает. III.Село Романовское Богородице-Покровской Церкви. Приход Романовский существует около 30 лет. Прихожане особенным ничем не отличаются; по своей неопытности и индеферендности были года два в обновлении. В старо-каноническое общение перешли в Декабре 1926 года. Священником с Мая месяца состоит Отец Тимофей Свинцов 62 лет, вдов, из крестьян. Отец Свинцов мне лично известен еще по службе в благочинии №21, как человек трезвый, по службе исполнительный… (далее листы отсутствуют; грамматика оставлена, как в документе) /Из рапорта Благочиннаго Панкрушихинскаго района Протоирея Иоанна Безсонова Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никифору Архиепископу Ново-Сибирскому о состоянии девяти Приходов и Церквей с Причтами ввереннаго ему благочиния/. Источник тот же. |
Лайк (2) |
Томичка Томск Сообщений: 74 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 76 | [ Изображение на стороннем сайте: d959dd33f204.jpg ] Информационный ресурсы СО РАН Путь в Сибирь http://www.ikz.ru/siberianway/index.html |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13445 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37738 | [ Изображение на стороннем сайте: 8cea23fc0810.jpg ] ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АЛТАЯ (...база данных существующих населенных пунктов c датами основания или первого упоминания в источниках...) |
Любчинова Ольга, инженер-строитель на пенсии Омск Сообщений: 17028 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8608 | https://baza.vgd.ru/3/78885/ вот здесь краткая история возникновения деревни Новый Конкуль Тюкалинского района Омской области |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Sandalka Глава из книги Алексеева И.С. "От села к селу". "Село Коробейниково впервые упоминается в переписи 1780 г. названием Усть-Каменный Лог. Название села Усть-Каменный Лог продержалось недолго. В 1795 г. "Сотник Иван Иванов сын Пеленева с лучшими людьми после состоявшегося 1794 года июня 23 дня Её Императорского Указа дал... сказку о положении деревни Усть-Каменный Исток". С этого времени официальное название села Усть-Каменный Исток не менялось вплоть до революции. Интересно, что в народе, видимо, уже в это время существовало другое название села - Коробейниково. Старосты, составляя ревизионные сказки, иногда ошибались и писали: "Сказки N-й ревизии Барнаульской волости Томской губернии Бийского уезда, деревни Короб...", но затем спохватывались, зачёркивали "Короб" и писали: "Усть-Каменный Исток". Эти ошибки дают основания полагать, что в народе село издавна именовали Коробейниковым. Причины названия села Усть-Каменный Лог и Усть-Каменный Исток не представляют особой загадки. Недалеко от села до сих пор сохранились каменные карьеры, из которых добывали камень, отсюда и название Каменный Лог. В этих же местах из-под камней вытекает исток, впадающий в Чарыш. Так и назвали село Усть-Каменный Исток. Старожилы склонны считать, что село получило третье название Коробейниково потому, что в старое время в селе было много коробейников. Вполне вероятно, что это обстоятельство укрепило окончательно последнее название села, но первоначально, когда вся деревушка состояла из 16 дворов (1798 г.), а в окрестных сёлах: Усть-Пристань - 5 дворов, Беспалово - 7, Нижне-Озерное - 18, ни о какой буйной торговле речи быть не могло. Коробейники появились позже, когда Коробейниково, вслед за Усть-Пристанью, превратилось в один из крупных торговых пунктов, откуда хлеб и другие продукты отправлялись перекупщиками в Барнаул, Томск. Это было примерно в первой четверти XIX в. Основанная в 1780 г. деревенька росла, всё больше и больше появлялось вокруг озера ладно срубленных, коренастых, как грибы, бревенчатых избушек. Сумрачной, непролазной забоке пришлось расступиться. В 1798 г. крестьяне засевали 3500 десятин земли. В селе в это время было всего 16 дворов, 58 мужчин и 74 женщины. Надо отметить, что вплоть до реформы 1861 г. с. Коробейниково растёт очень медленно. За 52 года, с 1782 по 1834 г., число мужчин увеличилось на 49 человек, женщин - на 33 человека. Понятно, что причина кроется в крепостнических порядках, при которых крестьяне самовольно не могли переселяться из одного места в другое. Начиная с 60-х годов XIX столетия Коробейниково заселяется переселенцами из западных губерний. С невероятной быстротой растёт население села. В 1894 г. в нём проживало 4000 человек. По внешнему виду село Коробейниково в 1880-1900 гг. резко делилось на две части. Лучшие места возле озера занимали дома старожилов, просторные, кряжистые, добротные, обычно огороженные высоченным тыном. А сбоку, у поскотины, ютились низкорослые, тесные домишки переселенцев и бедняков, вглядывающиеся своими маленькими, подслеповатыми оконцами в бескрайнюю степь. Крестьяне с. Коробейниково платили за землю подушный оброк Кабинету Его Императорского Величества. Главным занятием коробейниковцев было земледелие. На нови выжигалась трава, поле вспахивалось и засевалось. Озимые сеяли мало и редко, главной культурой служила яровая пшеница. Чернозёмные почвы, как правило, не удобрялись. Шесть лет земля без отдыха засевалась, затем несколько лет отдыхала под паром. На десятину засевали по 9-10 пудов пшеницы, 14-15 овса, 10 ячменя, 8 озимой, 10 яровой ржи. В среднем собирали пшеницы 100-120 пудов с десятины, ячменя - 80-100, овса - 100-140 пудов с десятины. Но бывали и неурожайные годы, и тогда особенно тяжело приходилось беднякам, незажиточным крестьянам. Они разорялись, продавали за бесценок свои наделы земли кулакам и шли в батраки. К 1898 г. Коробейниково становится крупным по тому времени торговым селом: семь магазинов, 16 лавок, винный склад Платонова, кабак. Ведущую роль в торговле занимали магазины Пеленева и Сазонова. Их владельцы имели большие торговые связи с городом, откуда привозили товары и распродавали втридорога. Быстро разбогател в то время купец Емельянов Наум; сначала он носил по селу товары в коробках, а потом выстроил магазин, просторное добротное здание. Сазонов приехал в Коробейниково в лаптях, верёвки вил. Занимался молочной торговлей, потом построил балаган, а через 7-8 лет выстроил магазин. Бойко шло дело у виноторговца Чахлакова. Крупным событием у коробейниковцев были ярмарки, проходившие два раза в год: зимняя, Михайловская ярмарка, приходившаяся на 10-17 января, и Тихоновская, длившаяся с 16 по 23 июня. Обе были открыты впервые в 1897 г. К ярмарке готовились задолго. Купцы ставили на ярмарочной площади, где до наших дней сохранилась церковь, просторные балаганы, торговки кондитерскими изделиями заготовляли тесто для ватрушек и пекли их прямо на ярмарке. Налаживали своё производство торговцы пельменями, жареным мясом, сластями. Торговцы мёдом и кондитерскими изделиями становились в свой ряд, сукнами и материей - в другой. Скот продавали на другой ярмарке, вдали от площади. На ярмарки приезжали со всех деревень. Наезжали купцы из Бийска, Семипалатинска, приезжали монгольские купцы. А любителей "подешевле купить, подороже продать" из Нижне-Озерного, Елбанки, Красноярки, Михайловки было видимо-невидимо. Старики рассказывают, что товаров привозилось такое множество, что глаза разбегались. В 1890-1900 гг. в Коробейниково начинает развиваться частновладельческая промышленность. Кулаки строили ветряные мельницы, сыроварные и маслодельные заводы. Применяли на заводах дешёвую рабочую силу. В 1900 г. широкое распространение в селе получила маслодельная промышленность. В 1902 г. сельским старостой Роговым было зафиксировано четыре маслозавода с 12 отделениями. Крупный маслозавод, основанный в 1838 г., принадлежал петербургскому купцу И.А.Сараеву. В 1902 г. управлял этим заводом Я.Я.Лейбцингер. Кустарный промысел в селе широко не распространялся. В 1899 г. лишь пять семей занимались шерстобитным промыслом, две семьи - шубным. В селе насчитывалось 32 пчеловода, 726 пчелиных семей. Но все эти материальные ценности никакого отношения к крестьянству не имели, они принадлежали богачам. Крестьяне перебивались с хлеба на квас. В 1883 г. было открыто Усть-Каменоистокское (Коробейниковское) сельское училище. Главной фигурой был законоучитель Михаил Пенский, закончивший Томскую духовную семинарию. Закон божий считался самой важной наукой. Училище располагалось в старом деревянном доме, построенном на средства жителей села. При училище имелась баня. В 1894 г. в училище обучалось 87 человек из более чем 4000 жителей села. Вскоре в Коробейникове открылось второе учебное заведение - церковно-приходская школа. В 1895 г. в ней училось мальчиков и девочек, соответственно, 65 и 15, в 1898 г. - 76 мальчиков, девочек не было. Увеселительных заведений в селе не было. О клубе никто не знал в те времена. Зимой молодёжь устраивала вечеринки в доме вдовы, летом веселились на лужайке. С давних пор в селе существовал лишь кабак. Больницы тоже не было. От всех недугов лечились у знахарок, которые зачастую сводили людей безвременно в могилу. В 1907-1914 гг. жизнь крестьян с. Коробейниково ухудшилась. В 1905 г. был издан закон, разрешающий крестьянам западных губерний переселяться в Сибирь. На Алтай устремились переселенцы. Переселившийся крестьянин должен был платить выкупные платежи по цене 22 коп. за десятину. Надел выделялся в 15 десятин на душу. Но в некоторых местах существовала 100-десятинная норма надела. В размежёванном Бийском уезде оказалось перенаселение, так что фактический надел составлял не больше 5 десятин на душу. В последние годы в общинном земледелии, по идее Столыпина, делалась ставка на кулачество как на крепкого хозяйственного мужика. Как и на западе, в Сибири организовывались хуторские и отрубные землевладения. Крестьяне села Коробейниково ощущали недостаток лугов (которых в Бийском уезде вообще не хватало), землевладельческих орудий и скота. Процесс классового расслоения усиливался, зажиточное кулачество теперь не притрагивалось к земле, за них управлялись батраки. У Островидовых и Нечаевых ежегодно работало по 20 человек. В хозяйствах кулаков насчитывалось от 20 до 45 голов лошадей, 20-100 коров, 40-300 голов овец (в каждом), 3-10 свиней. Посевы достигали 200 десятин. Кулакам же принадлежали 14 ветряных мельниц, маслозаводы, кожевенные предприятия. До Первой мировой войны в селе было 1500 конных плугов, 100 сох, 300 конных сеялок, 3500 деревянных борон, 200 молотилок, 800 сенокосилок, 10 сеносбросов, 50 сноповязалок. Все эти сельскохозяйственные орудия принадлежали в основном кулачеству. Бедняцкое же крестьянство, чтобы как-то свести концы с концами, заимствовало лошадей и инвентарь у кулаков, а за это отрабатывало на его поле. В последние предвоенные годы крестьян окончательно разорили неурожаи. В таком крайне тяжёлом положении застало крестьян села известие о начале Первой мировой войны. Всё население Коробейниково, способное держать в руках оружие, было призвано в царскую армию и отправлено на фронт. Кулаки и здесь оказались более находчивыми: прикидывались больными, откупались от набора толстой мошной. За них проливать кровь шли всё те же бедняки. В 1916 г. в армию досрочно взяли 87 новобранцев призыва 1918 г. В первые же годы войны положение середняцкого и тем более бедняцкого крестьянства резко ухудшилось. Мужчины ушли на фронт, остались старики да женщины. Маломощные крестьяне, и ранее зависящие от кулачества, теперь попали к кулакам и торговцам в полную кабалу. Многие продавали кулакам за бесценок свои участки земли, коровёнку и шли всей семьёй к богатому мужику просить работы. Значительно уменьшились посевы, сократилось поголовье скота. Если в предвоенные годы сельчане сеяли на 28-30 тыс. десятин, то теперь посевные площади сократились на 1/6. Сократились и кулацкие запашки - не хватало рабочих рук. Кулаки ухитрялись перекладывать большую часть налогов на плечи бедняков, ухудшая этим и без того нелёгкую жизнь крестьян. Кроме кулаков припеваючи жили в это время коробейниковские купцы. В связи с сокращением производства промышленных товаров цены на них быстро подскочили. Значительно подорожали предметы первой необходимости - спички, керосин, сахар. Только за один 1915 г. цены на хлеб удвоились. Крупные купцы Усть-Пристани и Коробейниково скупали по сравнительно недорогим ценам хлеб и отправляли его большими партиями в города, где продавали по высоким ценам. После свержения царского самодержавия в 1917 г.первым председателем волостного Совета выдвинули бедняка Сидора Моисеевича Беззубцева. На трёх коробейниковских сырзаводах, принадлежащих фирме Линд, крестьяне установили рабочий контроль, у кулаков отобрали земли, заливные суходольные луга, обской бор Чеканихи, церковные земли перешли в общественный фонд. Таковы были изменения, произошедшие в жизни крестьянства после Великой Октябрьской социалистической революции, которая завершила тогда многовековую борьбу крестьян за землю. Советская власть просуществовала в селе только четыре месяца. В конце мая 1918 г. белые расправились с Советами, но партизанское движение было подобно снежной глыбе, летящей с горы. И не было той силы, которая могла бы остановить народный гнев. В декабре 1919 г. овеянные славой партизанские отряды с победой вошли в освобождённый Барнаул. Нелегко далась народу эта победа. Тысячи замученных, истерзанных, безвременно погибших. На Алтае свыше двухсот братских и одиночных могил героев Гражданской войны, отдавших свою жизнь за народное счастье. Близ с. Нижне-Озерное возвышается огромный обелиск в честь павших в борьбе партизан. В боях с казаками и чехами погибли коробейниковцы: Алексей Третьяков, Илья Сизинцев, Михаил и Максим Чепрасовы, Пётр Самгин, погибли многие партизаны с. Нижне-Озерное. Всё сумели вынести герои-партизаны Алтая..." Завтра постараюсь закончить. Может кому-то ещё пригодится. С уважением, Лучковский Алексей. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13445 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37738 | Луч Алексей, добрый день! Не смогли бы Вы прикрепить содержание книги (список населенных мест Усть-Пристанского района), о которых есть информация в данной книге? |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Tasha56 В данной книге информация о следующих сёлах Усть-Пристанского района: Усть-Чарыш, Вяткино, Белово, Брусенцево, Елбанка (Елбанский Мыс), Камышенка (Курья), Шипуново, Клепиково, Красноярка, Коробейниково (Усть-Каменный Исток), Нижне-Озерное, Нижняя Гусиха, Троицкое, Чеканиха, Усть-Журавлиха, Беспалово (Раскат), Усть-Чарышская Пристань. С уважением, Лучковский Алексей. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tasha56 » Тропами исследователя по Сибирскому округу » ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа [тема №31287] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Прошу указывать источник информации. В данном случае -
Виртуальная справка "Спроси об Алтае" http://bibl.rubtsovsk.ru/questions/archive.html?page=36
вопрос - 690 от 01.02.2010 г.