⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа От городов до старинных деревень
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13445 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37738 | В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов. ![]() ![]() Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка.... |
Лайк (11) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13445 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37738 | [ Изображение на стороннем сайте: 208edb6db6f4.jpg ] КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ. "ЗЕМЛЯ БОГОТОЛЬСКАЯ" Источник: А.Тепляшин. «Откуда есть пошла земля боготольская» Когда образовалось село Боготольское, ныне Старый Боготол? Многие его возникновение связывают с Московским трактом, который был проложен через Красноярский уезд в 1735 году. К этому времени Московский тракт был хорошо домерен, обслуживался ямскими лошадьми, был оснащен верстовыми столбами. Однако есть сведения, что проходил этот тракт южнее села Боготольского за Аргой через Балахту по кыргызскому рубежу. Есть документальное тому подтверждение. Указом императрицы Елизаветы Петговны от 10 декабря 1751 года, предписывалось всем притрактовым селам вести «подворную гоньбу» на определенных участках дороги. Одновременно сообщалось об изыскании новой дороги в районе реки Чулым: «Казачий сотник Ломов, по прибытию обратно в Томскую канцелярию рапортом объявил, что-де следовал он, Ломов, до Енисейского и Красноярского ведомству, во Ачинский острог и освидетельствовал ту прямую дорогу, и оная-де является через Ачинский острог в Красноярск и в Енисейск летним, и проезжающим людям весьма способна, и против прежней дороги 70 верстами менее, а гор и болотных мест малое число» (Ярилов А. А. «Былое и настоящее сибирских инородцев» 1889 г.). Крестьяне отбывали подводные, дорожные, строительные, постойные и другие повинности. Поэтому не случайно «в изнеможении» (прошении) ямщиков села Боготольского 27 марта 1767 года, крестьяне жаловались в Уложенную, комиссию нового законодательства, созданную Екатериной II, на непомерные тяготы ямщицкой жизни. Жаловались на дальность перевозок: «… команды почасту перевозим от Томска до Красноярска», на «изнурение лошадей», на «исправление» мостов и «расчищение дорог». Жаловались, что им приходится нанимать за свои деньги перевозчиков через Чулым у Ачинска, а «сверх же всего того еще состоим в платеже подушных 7, 4 и 6-гривенных денег…» и «приходим уже в крайнее разорение». Это прошение хранится в центральном госархиве древних актов, как о том свидетельствует В. Усков. Писано это прошение было посельщиком (поселенцем, ссыльным) Степаном Тетехиным с ведома старосты села Семена Лопахина и подписано Иваном Фалеевым от имени ямщиков: Силы Уросова, Ипатки Прутова, Михаила Назарова, Антипа Лочекутова, Ивана Шушакова, Ивана Пестерева, Ефима Данилова, Андрея Шатникова, Трофима Аржанникова. Большинство этих фамилий сохранилось до наших дней. В сентябре 1921 года из состава Мариинского уезда был выделен Боготольский уезд, в составе которого было 10 волостей: Боготольская, Тюхтетская, Чернышевская, Краснореченская, Итатская, Поваренкинская, Ново-Петровская, Бороковская….На основании постановления Томского президиума Губисполкома №7 от 18.02. 1922 г. Боготольский уезд упразднен в Мариинский уезд…. Прочитать весь текст можно здесь скачать |
borisO Барнаул Сообщений: 343 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2452 | Выдержки из материалов по Алтайскому Причумышью (Тальменский и Залесовский районы). Прошу заранее извинения за возможно неполную корректировку распознанных страниц. Полное содержание книг приведено в конце файлов.... Скачать Нижнее Причумышье История и судьбы.pdf с WebFile.RU Скачать Нижнее Причумышье Очерки истории и культуры.pdf с WebFile.RU Скачать Залесовское причумышье.pdf с WebFile.RU |
KarLa Барнаул-Москва Сообщений: 9479 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23291 | [ Изображение на стороннем сайте: be606e04d77e.jpg ] АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ПАВЛОВСКИЙ Р-Н СЕЛО КОЛЫВАНСКОЕ Село Колыванское очень старое и по дате его образования нет единой цифры. В разных источниках приводятся следующие даты: - В 1795г в V-ю ревизию была отмечена деревня Колыванская, в списках ее жители были записаны вместе с "Барнаульскими" (жителями с.Барнаульское). В книге Ю.С. Булыгина "Первые крестьяне на Алтае"(Барнаул, 1974, с.131) датой основания дер.Колыванской (Барнаульской) указан 1734 год (ГААК Ф. 1, о.1., д.28, л.387); - В списке населенных мест Сибирского края (Новосибирск, 1928г.) -1726 год; - В "Ойконимическом словаре Алтая" Л.М. Дмитриевой (Барнаул, 2001, с.136-137) указывается, что село основано в 1782г. Здесь же приводится следующая информация о селе: "Хронологические вари-анты названия д.Колыванская, д.Вошкина. Вариант, функционирующий в речи жителей - Колыванск: "Так короче". Прежнее название Вошкино, как говорят информаторы: "Дразнилка была такая". Негатив информации способствовал замене имени в 1914 г. Современное название село по-лучило по гидрониму: "Некогда здесь было оз.Колыванское (вариант Колывань)" Гидроним Колывань является переносом с названия Колывань Курьинского р-на, т.к. с Колыванского завода возили руду (на Павловский завод)." В списке населенных мест Томской губернии за 1893г. приводится следующая информация: дер. Ко-лыванская Шадринской вол. Барнаульского округа стоит при озере. В деревне 175 крестьянских дворов, 5 не крестьянских. Число жителей: 450 мужского пола, 447 женского. Деревня располагает 1903 дес. земли. В селе лавка с мелочными товарами и питейное заведение. В списке населенных мест Томской губернии за 1911 год написано: дер.Колыванская Черемновской вол. Барнаульского уезда расположена при озере без названия. В деревне 424 двора, 1127 жителей мужского пола, 1142 женского. Владеет 5179 дес. земли. В деревне церковь, церковно-приходская школа, 2 маслодельных завода: 1 артельный и 1 частный. Список населенных мест Сибирского края (1928г.) сообщает: с.Колыванское Павловского р-на (при оз. Колыванском, реке Барнаулке). В селе 498 дворов, численность населения (по итогам переписи 1926г.) 1386 чел. мужского пола и 1538 женского, преобладающая национальность русские. В селе находится сельсовет, школа первой ступени, фельдшерский пункт, лавка общества потребителей. Село Колыванское Павловского р-на относилось к Барнаульскому сельскому приходу, церкви Архи-стратига Божия Михаила (в с.Барнаульском Барнаульского уезда, построена в 1900г.). А так же в са-мом селе Колыванском был Колыванский приход, церковь Казанской иконы Божьей матери, постро-ена в 1897г. (Перечень церковных приходов, бывших на территории современного Алтайского края, составленный на основе "Справочной книги по Томской епархии за 1909-1910 годы" // Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XXвв.). - Барнаул, 1997, с.382) Можно проследить следующие изменения административно-территориальной принадлежности с.Колыванское: - Дудинская вол., Барнаульский у., Алтайская губ. - с 04.08.1920 (Пост. Сибревкома от 04.08.1920); - Павловский р-н, Барнаульский у. - с 27.05.1924 (Пост. Сибревкома от 27.05.1924); - Павловский р-н, Барнаульский о.,Сибирский кр. - с 25.05.1925 (Пост. ВЦИК от 25.05.1925); - Павловский р-н, Западно-Сибирский кр. - с 30.07.1930 (Пост. ВЦИК от 30.07.1930); - Павловский р-н, Алтайский край - с 28.09.1937 (Пост. ЦИК СССР от 28.09.1937). Данные взяты из справочника административно-территориальных изменений на Алтае, 1917-1980. - Барнаул, 1987. На 1 января 2008 года в с.Колыванском 603 хозяйства, численность населения - 1556 человек. (Сельские населенные пункты Алтайского края на начало 2008 года: Стат, бюл. Барнаул, 2008, с.39) |
gala55 Омск Сообщений: 316 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1826 | [ Изображение на стороннем сайте: a9c97462ce35.jpg ] Сведения о церкви, причте и приходе села Панкрушихинскаго Ново-Сибирской Епархии, Каменскаго уезда на 1926 год. Панкрушихинский приход (по старому благочиния №21) в обновленчестве не был, но не смотря на всевозможныя репрессии, крепко стоял на основе древле-канонических правил. Приход состоит из села и двух деревень – Береговой и заселка Лебяжье. Село расположено с восточной стороны вдоль ленточнаго Бурлинскаго бора, по другую же сторону села - степь с редкими березовыми рощицами. Около села с северной стороны протекает речка Бурла, из которой жители пользуются водой для питья, а с восточной стороны протекает речка Панкрушишка с горько-соленой водой. В селе считается 531 двор, жителей мужеска пола 1.391, женска 1.473, а обоего пола 2.864 души, а всего с деревнями 784 двора и 4.428 душ обоего пола. Население прихода составляют 1/3 старожилов-сибиряков и 2/3 российских переселенцев из разных губерний и все они русские, православные, - занимаются исключительно хлебопашеством, как (слово «прискорбно» зачеркнуто) к сожалению почти на половину безграмотны. В приходе сектантов нет, а раскольников - старообрядческаго толка – до 50 душ обоего пола. КЛИР. Причта при сей церкви положено по штату 1912 года: один Священник и один Псаломщик. На должности Священника состоит Протоирей Иоанн Безсонов 60 лет («от рода» зачеркнуто); из 4 класса Томской Духовной Семинарии. Ставленная грамота и указы в 1920 году уничтожены партизанами, а указ о награждении Саном Протоирея имеется от 21 сентября и 4 октября 1921 года за №1751. Семейное положение его: Надежда Петрова 54 лет кончила курс Томск. Епарх. учил., дочь Валентина 20 лет из 5 кл. Епарх. Уч., сын Борис 15 лет в 7 груп. технич. школы, внук-сирота Борис 10 лет в 3 груп. низшей школы. Как приход, так и Причт в обновление не переходил. Штатного Псаломщика нет, а временно исполняет обязанности Псаломщика вольнонаемный крестьянин Александр Афанасьев Дегтярев 60 лет за плату по 36 р. в год и 4 часть дохода. Священнику же положено от прихода 120 р. в год жалования, но оно получается нисправно от трат, - в общем же содержание причта очень и очень скудное. Квартира общественная, а отопление и освещение свое. Подоходнаго налога в сем году взыскивается со Священника 135 р. 25 коп., половину налога уплачивает Церковный Совет из добровольных сборов. ХРАМ. Панкрушихинский храм был ранее деревянный, построенный в 1855 году, но в 1904 году был продан в село Черновское, а взамен его выстроен однопрестольный каменный храм с таковою же колокольней и в 1907 году по благословению Высокопреосьященнейшаго Макария Архиепископа Томскаго освящен во имя Пророка Божия Ильи. Утварью и облачениями хотя и не богата, но вполне достаточна. До 1920 года была церковная библиотека в 200 с лишним томов, но в 20 году вся уничтожена. Особо чтимых Св. Икон и других святых нет. БОГОСЛУЖЕНИЯ. Богослужения в храме совершаются неопустительно во все Воскресения и Праздничные дни в положенное по уставу время, в будничные же дни совершаются только Заупокойныя Литургии и то очень и очень редко. Молебны в церкви прихожанами служатся редко, но принято ходить со Св. Иконами в Пасху по всем домам для служения исключительно пасхальных молебнов, а в Петров пост ходят и по полям, где служат молебны с водоосвящением и Анафисты. В Рождество Христово и в Крещение бывает введено в Церкви общее пение, но в настоящую пору общаго пения нет, а есть небольшой хор певчих. Долг Исповеди и Св. Причастия за последние годы исполняют очень не многие, ни крестят младенцев и отпеваются все не исключая даже и коммунистов (слово подчеркнуто красным карандашом и на полях большой знак вопроса) и крестьян, но венчаются почти на половину, так например в 1925 году было крещений до 330, отпеваний до 200, а браков только 20-ть. Религиозна нравственныя беседы пока не ведутся по независящим от Причта причинам. Метрическия и приходо-расходныя книги ведутся исправно. РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПРИХОЖАН. Панкрушиха – это село раионное и по разнокалиберности населения представляет из себя нечто вроде городка или местечка, а потому о религиозно-нравственном отношении говорить не приходится, а приходится только скорбить душой, как эти истинные и преданные сыны Христовой Церкви так скоро и глубоко пали в пропасть неверия и разврата. Какия предпринять меры, чтобы поднять приход на прежний религиозно-нравственный уровень, духовенство считает себя в этом положительно бессильным, не говоря уже о какой любой помощи со стороныприходских Советов. Если нам скажут, что для поднятия религиозно-нравственнаго уровня прихода нужны постоянныя беседы и слова убеждения, на это скажут, что сначала нужно поближе познакомиться с сельской массой, а главное с настроением крестьян и молодежи и принять во внимание правовое положение духовенства, тогда мы убедимся, («что эти советы ни что иное, как одни слова, слова пустыя и громкия фразы, что все они в настоящую пору не только трудноисполнимы, но даже немыслимы», фраза зачеркнута). ПРИХОДСКИЕ СОВЕТЫ. В приходском Совете в сем году состояло 18 человек. Отношения Совета к Причту и наоборот Причта к Совету самыя мирныя и доброжелательныя. Деятельность Совета проявлялась исключительно только в сборе пожертвований по приходу хлебом на ремонт и содержание храма. Пожертвование в сем 1926 году собрано хлебом и деньгами до 400 рублей. На содержание Епархии были отчислены 10 р. и на содержание канцелярии благочиннаго 6 р. План работы на будущие время только один: изыскание средств на содержание храма, так как храм содержаться на только прибыль от продажи свечей не может. Конец документа. Ф. 52/1, оп. 1, д.14 (из фондов Каменского архива) |
Лайк (1) |
gala55 Омск Сообщений: 316 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1826 | I. Село Прыганское Николаевской Церкви. В 1919 году во время партизанской войны церковь вместе с самой лучшей частью села сгорела, а в 1922 году взамен сгоревшей выстроен молитвенный дом с алтарем. Прихожане к Храму Божию усердны, в обновление не переходили, к Священнику почтительны. Священник Отец Василий Белоусов 54 лет хотя и из крестьян и кончил только двухклассную сельскую школу, но человек довольно начитанный. Отец Белоусов – вдовый, безсемейный, образ жизни ведет монашеский, безусловно трезвый. Священствует 11 лет, в настоящем приходе 1,5 года, но к прискорбию, служа в селе Романовскам Чулымскаго района, был в обновлении 1 год 2 месяца. В виду Пастырскаго усердия Отца Белоусова и его весьма хорошаго поведения, осмеливаюсь просить ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, не найдете ли возможным почтить его, как примерного Священника в благочинии, какой-либо наградой. Псаломщик Алексей Тюрин 54 лет из крестьян, кончил сельскую школу. По службе не вполне исправен. II. Село Волчно-Бурлинское Св. Троицкой церкви. Приход старинный, Церковь деревянная трехпрестольная, довольно богата. В 1906 году была начата постройка каменного храма, но доведя до потолков, трапезная часть обрушилась, в силу чего пришлось несколько стен разобрать и опять продолжать работы. По окончании храма вчерне, здание опять дало несколько больших трещин и Губернский строительный Комитет в виду тонких стен и неустойчивости постройки, отделывать и служить в нем запретил. Здание это стоит уже более 18 лет, просохло, дало основательную осадку и при особой энергии руководителей можно было бы его возстановить. Прихожане – народ миролюбивый, религиозный и к храму Божию усердный. Приход этот хотя и считался обновленческим, но прихожане в душе всегда были убежденными в истине православия, а если и были в обновлении, то были введены туда обманным образом бывшим Священником О.Санниковым. В особенности своей религиозной устойчивостью отличается настоящий состав Церковно-Приходского Совета. Священник Отец Владимир Дьяконов 44 лет, кончил курс Духовной Семинарии, священствует 21 год, на настоящем месте с Марта сего года. Отец Дьяконов человек кроткий, тихий, миролюбивый, поведения примерного, но к сожалению безхарактерный, что очень часто подрывает его авторитет в глазах прихожан, как Пастыря-администратора. На должности Псаломщика состоит Диакон Спиридон Давыдов 60 лет. По своей неопытности и незнанию поступил Диаконом в обновление, но в 1925 году принес покаяние и был ВАШИМ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ перерукоположен. Диакон Давыдов из крестьян, один его недостаток тот, что он человек малограмотный, но по своему поведению и усердию по службе заслуживал бы Сана Священства. Читает и поет хорошо, церковный устав знает. III.Село Романовское Богородице-Покровской Церкви. Приход Романовский существует около 30 лет. Прихожане особенным ничем не отличаются; по своей неопытности и индеферендности были года два в обновлении. В старо-каноническое общение перешли в Декабре 1926 года. Священником с Мая месяца состоит Отец Тимофей Свинцов 62 лет, вдов, из крестьян. Отец Свинцов мне лично известен еще по службе в благочинии №21, как человек трезвый, по службе исполнительный… (далее листы отсутствуют; грамматика оставлена, как в документе) /Из рапорта Благочиннаго Панкрушихинскаго района Протоирея Иоанна Безсонова Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никифору Архиепископу Ново-Сибирскому о состоянии девяти Приходов и Церквей с Причтами ввереннаго ему благочиния/. Источник тот же. |
Лайк (2) |
Томичка Томск Сообщений: 74 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 76 | [ Изображение на стороннем сайте: d959dd33f204.jpg ] Информационный ресурсы СО РАН Путь в Сибирь http://www.ikz.ru/siberianway/index.html |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13445 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37738 | [ Изображение на стороннем сайте: 8cea23fc0810.jpg ] ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АЛТАЯ (...база данных существующих населенных пунктов c датами основания или первого упоминания в источниках...) |
Любчинова Ольга, инженер-строитель на пенсии Омск Сообщений: 17028 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8608 | https://baza.vgd.ru/3/78885/ вот здесь краткая история возникновения деревни Новый Конкуль Тюкалинского района Омской области |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Sandalka Глава из книги Алексеева И.С. "От села к селу". "Село Коробейниково впервые упоминается в переписи 1780 г. названием Усть-Каменный Лог. Название села Усть-Каменный Лог продержалось недолго. В 1795 г. "Сотник Иван Иванов сын Пеленева с лучшими людьми после состоявшегося 1794 года июня 23 дня Её Императорского Указа дал... сказку о положении деревни Усть-Каменный Исток". С этого времени официальное название села Усть-Каменный Исток не менялось вплоть до революции. Интересно, что в народе, видимо, уже в это время существовало другое название села - Коробейниково. Старосты, составляя ревизионные сказки, иногда ошибались и писали: "Сказки N-й ревизии Барнаульской волости Томской губернии Бийского уезда, деревни Короб...", но затем спохватывались, зачёркивали "Короб" и писали: "Усть-Каменный Исток". Эти ошибки дают основания полагать, что в народе село издавна именовали Коробейниковым. Причины названия села Усть-Каменный Лог и Усть-Каменный Исток не представляют особой загадки. Недалеко от села до сих пор сохранились каменные карьеры, из которых добывали камень, отсюда и название Каменный Лог. В этих же местах из-под камней вытекает исток, впадающий в Чарыш. Так и назвали село Усть-Каменный Исток. Старожилы склонны считать, что село получило третье название Коробейниково потому, что в старое время в селе было много коробейников. Вполне вероятно, что это обстоятельство укрепило окончательно последнее название села, но первоначально, когда вся деревушка состояла из 16 дворов (1798 г.), а в окрестных сёлах: Усть-Пристань - 5 дворов, Беспалово - 7, Нижне-Озерное - 18, ни о какой буйной торговле речи быть не могло. Коробейники появились позже, когда Коробейниково, вслед за Усть-Пристанью, превратилось в один из крупных торговых пунктов, откуда хлеб и другие продукты отправлялись перекупщиками в Барнаул, Томск. Это было примерно в первой четверти XIX в. Основанная в 1780 г. деревенька росла, всё больше и больше появлялось вокруг озера ладно срубленных, коренастых, как грибы, бревенчатых избушек. Сумрачной, непролазной забоке пришлось расступиться. В 1798 г. крестьяне засевали 3500 десятин земли. В селе в это время было всего 16 дворов, 58 мужчин и 74 женщины. Надо отметить, что вплоть до реформы 1861 г. с. Коробейниково растёт очень медленно. За 52 года, с 1782 по 1834 г., число мужчин увеличилось на 49 человек, женщин - на 33 человека. Понятно, что причина кроется в крепостнических порядках, при которых крестьяне самовольно не могли переселяться из одного места в другое. Начиная с 60-х годов XIX столетия Коробейниково заселяется переселенцами из западных губерний. С невероятной быстротой растёт население села. В 1894 г. в нём проживало 4000 человек. По внешнему виду село Коробейниково в 1880-1900 гг. резко делилось на две части. Лучшие места возле озера занимали дома старожилов, просторные, кряжистые, добротные, обычно огороженные высоченным тыном. А сбоку, у поскотины, ютились низкорослые, тесные домишки переселенцев и бедняков, вглядывающиеся своими маленькими, подслеповатыми оконцами в бескрайнюю степь. Крестьяне с. Коробейниково платили за землю подушный оброк Кабинету Его Императорского Величества. Главным занятием коробейниковцев было земледелие. На нови выжигалась трава, поле вспахивалось и засевалось. Озимые сеяли мало и редко, главной культурой служила яровая пшеница. Чернозёмные почвы, как правило, не удобрялись. Шесть лет земля без отдыха засевалась, затем несколько лет отдыхала под паром. На десятину засевали по 9-10 пудов пшеницы, 14-15 овса, 10 ячменя, 8 озимой, 10 яровой ржи. В среднем собирали пшеницы 100-120 пудов с десятины, ячменя - 80-100, овса - 100-140 пудов с десятины. Но бывали и неурожайные годы, и тогда особенно тяжело приходилось беднякам, незажиточным крестьянам. Они разорялись, продавали за бесценок свои наделы земли кулакам и шли в батраки. К 1898 г. Коробейниково становится крупным по тому времени торговым селом: семь магазинов, 16 лавок, винный склад Платонова, кабак. Ведущую роль в торговле занимали магазины Пеленева и Сазонова. Их владельцы имели большие торговые связи с городом, откуда привозили товары и распродавали втридорога. Быстро разбогател в то время купец Емельянов Наум; сначала он носил по селу товары в коробках, а потом выстроил магазин, просторное добротное здание. Сазонов приехал в Коробейниково в лаптях, верёвки вил. Занимался молочной торговлей, потом построил балаган, а через 7-8 лет выстроил магазин. Бойко шло дело у виноторговца Чахлакова. Крупным событием у коробейниковцев были ярмарки, проходившие два раза в год: зимняя, Михайловская ярмарка, приходившаяся на 10-17 января, и Тихоновская, длившаяся с 16 по 23 июня. Обе были открыты впервые в 1897 г. К ярмарке готовились задолго. Купцы ставили на ярмарочной площади, где до наших дней сохранилась церковь, просторные балаганы, торговки кондитерскими изделиями заготовляли тесто для ватрушек и пекли их прямо на ярмарке. Налаживали своё производство торговцы пельменями, жареным мясом, сластями. Торговцы мёдом и кондитерскими изделиями становились в свой ряд, сукнами и материей - в другой. Скот продавали на другой ярмарке, вдали от площади. На ярмарки приезжали со всех деревень. Наезжали купцы из Бийска, Семипалатинска, приезжали монгольские купцы. А любителей "подешевле купить, подороже продать" из Нижне-Озерного, Елбанки, Красноярки, Михайловки было видимо-невидимо. Старики рассказывают, что товаров привозилось такое множество, что глаза разбегались. В 1890-1900 гг. в Коробейниково начинает развиваться частновладельческая промышленность. Кулаки строили ветряные мельницы, сыроварные и маслодельные заводы. Применяли на заводах дешёвую рабочую силу. В 1900 г. широкое распространение в селе получила маслодельная промышленность. В 1902 г. сельским старостой Роговым было зафиксировано четыре маслозавода с 12 отделениями. Крупный маслозавод, основанный в 1838 г., принадлежал петербургскому купцу И.А.Сараеву. В 1902 г. управлял этим заводом Я.Я.Лейбцингер. Кустарный промысел в селе широко не распространялся. В 1899 г. лишь пять семей занимались шерстобитным промыслом, две семьи - шубным. В селе насчитывалось 32 пчеловода, 726 пчелиных семей. Но все эти материальные ценности никакого отношения к крестьянству не имели, они принадлежали богачам. Крестьяне перебивались с хлеба на квас. В 1883 г. было открыто Усть-Каменоистокское (Коробейниковское) сельское училище. Главной фигурой был законоучитель Михаил Пенский, закончивший Томскую духовную семинарию. Закон божий считался самой важной наукой. Училище располагалось в старом деревянном доме, построенном на средства жителей села. При училище имелась баня. В 1894 г. в училище обучалось 87 человек из более чем 4000 жителей села. Вскоре в Коробейникове открылось второе учебное заведение - церковно-приходская школа. В 1895 г. в ней училось мальчиков и девочек, соответственно, 65 и 15, в 1898 г. - 76 мальчиков, девочек не было. Увеселительных заведений в селе не было. О клубе никто не знал в те времена. Зимой молодёжь устраивала вечеринки в доме вдовы, летом веселились на лужайке. С давних пор в селе существовал лишь кабак. Больницы тоже не было. От всех недугов лечились у знахарок, которые зачастую сводили людей безвременно в могилу. В 1907-1914 гг. жизнь крестьян с. Коробейниково ухудшилась. В 1905 г. был издан закон, разрешающий крестьянам западных губерний переселяться в Сибирь. На Алтай устремились переселенцы. Переселившийся крестьянин должен был платить выкупные платежи по цене 22 коп. за десятину. Надел выделялся в 15 десятин на душу. Но в некоторых местах существовала 100-десятинная норма надела. В размежёванном Бийском уезде оказалось перенаселение, так что фактический надел составлял не больше 5 десятин на душу. В последние годы в общинном земледелии, по идее Столыпина, делалась ставка на кулачество как на крепкого хозяйственного мужика. Как и на западе, в Сибири организовывались хуторские и отрубные землевладения. Крестьяне села Коробейниково ощущали недостаток лугов (которых в Бийском уезде вообще не хватало), землевладельческих орудий и скота. Процесс классового расслоения усиливался, зажиточное кулачество теперь не притрагивалось к земле, за них управлялись батраки. У Островидовых и Нечаевых ежегодно работало по 20 человек. В хозяйствах кулаков насчитывалось от 20 до 45 голов лошадей, 20-100 коров, 40-300 голов овец (в каждом), 3-10 свиней. Посевы достигали 200 десятин. Кулакам же принадлежали 14 ветряных мельниц, маслозаводы, кожевенные предприятия. До Первой мировой войны в селе было 1500 конных плугов, 100 сох, 300 конных сеялок, 3500 деревянных борон, 200 молотилок, 800 сенокосилок, 10 сеносбросов, 50 сноповязалок. Все эти сельскохозяйственные орудия принадлежали в основном кулачеству. Бедняцкое же крестьянство, чтобы как-то свести концы с концами, заимствовало лошадей и инвентарь у кулаков, а за это отрабатывало на его поле. В последние предвоенные годы крестьян окончательно разорили неурожаи. В таком крайне тяжёлом положении застало крестьян села известие о начале Первой мировой войны. Всё население Коробейниково, способное держать в руках оружие, было призвано в царскую армию и отправлено на фронт. Кулаки и здесь оказались более находчивыми: прикидывались больными, откупались от набора толстой мошной. За них проливать кровь шли всё те же бедняки. В 1916 г. в армию досрочно взяли 87 новобранцев призыва 1918 г. В первые же годы войны положение середняцкого и тем более бедняцкого крестьянства резко ухудшилось. Мужчины ушли на фронт, остались старики да женщины. Маломощные крестьяне, и ранее зависящие от кулачества, теперь попали к кулакам и торговцам в полную кабалу. Многие продавали кулакам за бесценок свои участки земли, коровёнку и шли всей семьёй к богатому мужику просить работы. Значительно уменьшились посевы, сократилось поголовье скота. Если в предвоенные годы сельчане сеяли на 28-30 тыс. десятин, то теперь посевные площади сократились на 1/6. Сократились и кулацкие запашки - не хватало рабочих рук. Кулаки ухитрялись перекладывать большую часть налогов на плечи бедняков, ухудшая этим и без того нелёгкую жизнь крестьян. Кроме кулаков припеваючи жили в это время коробейниковские купцы. В связи с сокращением производства промышленных товаров цены на них быстро подскочили. Значительно подорожали предметы первой необходимости - спички, керосин, сахар. Только за один 1915 г. цены на хлеб удвоились. Крупные купцы Усть-Пристани и Коробейниково скупали по сравнительно недорогим ценам хлеб и отправляли его большими партиями в города, где продавали по высоким ценам. После свержения царского самодержавия в 1917 г.первым председателем волостного Совета выдвинули бедняка Сидора Моисеевича Беззубцева. На трёх коробейниковских сырзаводах, принадлежащих фирме Линд, крестьяне установили рабочий контроль, у кулаков отобрали земли, заливные суходольные луга, обской бор Чеканихи, церковные земли перешли в общественный фонд. Таковы были изменения, произошедшие в жизни крестьянства после Великой Октябрьской социалистической революции, которая завершила тогда многовековую борьбу крестьян за землю. Советская власть просуществовала в селе только четыре месяца. В конце мая 1918 г. белые расправились с Советами, но партизанское движение было подобно снежной глыбе, летящей с горы. И не было той силы, которая могла бы остановить народный гнев. В декабре 1919 г. овеянные славой партизанские отряды с победой вошли в освобождённый Барнаул. Нелегко далась народу эта победа. Тысячи замученных, истерзанных, безвременно погибших. На Алтае свыше двухсот братских и одиночных могил героев Гражданской войны, отдавших свою жизнь за народное счастье. Близ с. Нижне-Озерное возвышается огромный обелиск в честь павших в борьбе партизан. В боях с казаками и чехами погибли коробейниковцы: Алексей Третьяков, Илья Сизинцев, Михаил и Максим Чепрасовы, Пётр Самгин, погибли многие партизаны с. Нижне-Озерное. Всё сумели вынести герои-партизаны Алтая..." Завтра постараюсь закончить. Может кому-то ещё пригодится. С уважением, Лучковский Алексей. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13445 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37738 | Луч Алексей, добрый день! Не смогли бы Вы прикрепить содержание книги (список населенных мест Усть-Пристанского района), о которых есть информация в данной книге? |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tasha56 » Тропами исследователя по Сибирскому округу » ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа [тема №31287] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Прошу указывать источник информации. В данном случае -
Виртуальная справка "Спроси об Алтае" http://bibl.rubtsovsk.ru/questions/archive.html?page=36
вопрос - 690 от 01.02.2010 г.