⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа От городов до старинных деревень
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38083 | В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов. ![]() ![]() Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка.... |
Лайк (11) |
gala55 Омск Сообщений: 316 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1829 | I. Село Прыганское Николаевской Церкви. В 1919 году во время партизанской войны церковь вместе с самой лучшей частью села сгорела, а в 1922 году взамен сгоревшей выстроен молитвенный дом с алтарем. Прихожане к Храму Божию усердны, в обновление не переходили, к Священнику почтительны. Священник Отец Василий Белоусов 54 лет хотя и из крестьян и кончил только двухклассную сельскую школу, но человек довольно начитанный. Отец Белоусов – вдовый, безсемейный, образ жизни ведет монашеский, безусловно трезвый. Священствует 11 лет, в настоящем приходе 1,5 года, но к прискорбию, служа в селе Романовскам Чулымскаго района, был в обновлении 1 год 2 месяца. В виду Пастырскаго усердия Отца Белоусова и его весьма хорошаго поведения, осмеливаюсь просить ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, не найдете ли возможным почтить его, как примерного Священника в благочинии, какой-либо наградой. Псаломщик Алексей Тюрин 54 лет из крестьян, кончил сельскую школу. По службе не вполне исправен. II. Село Волчно-Бурлинское Св. Троицкой церкви. Приход старинный, Церковь деревянная трехпрестольная, довольно богата. В 1906 году была начата постройка каменного храма, но доведя до потолков, трапезная часть обрушилась, в силу чего пришлось несколько стен разобрать и опять продолжать работы. По окончании храма вчерне, здание опять дало несколько больших трещин и Губернский строительный Комитет в виду тонких стен и неустойчивости постройки, отделывать и служить в нем запретил. Здание это стоит уже более 18 лет, просохло, дало основательную осадку и при особой энергии руководителей можно было бы его возстановить. Прихожане – народ миролюбивый, религиозный и к храму Божию усердный. Приход этот хотя и считался обновленческим, но прихожане в душе всегда были убежденными в истине православия, а если и были в обновлении, то были введены туда обманным образом бывшим Священником О.Санниковым. В особенности своей религиозной устойчивостью отличается настоящий состав Церковно-Приходского Совета. Священник Отец Владимир Дьяконов 44 лет, кончил курс Духовной Семинарии, священствует 21 год, на настоящем месте с Марта сего года. Отец Дьяконов человек кроткий, тихий, миролюбивый, поведения примерного, но к сожалению безхарактерный, что очень часто подрывает его авторитет в глазах прихожан, как Пастыря-администратора. На должности Псаломщика состоит Диакон Спиридон Давыдов 60 лет. По своей неопытности и незнанию поступил Диаконом в обновление, но в 1925 году принес покаяние и был ВАШИМ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ перерукоположен. Диакон Давыдов из крестьян, один его недостаток тот, что он человек малограмотный, но по своему поведению и усердию по службе заслуживал бы Сана Священства. Читает и поет хорошо, церковный устав знает. III.Село Романовское Богородице-Покровской Церкви. Приход Романовский существует около 30 лет. Прихожане особенным ничем не отличаются; по своей неопытности и индеферендности были года два в обновлении. В старо-каноническое общение перешли в Декабре 1926 года. Священником с Мая месяца состоит Отец Тимофей Свинцов 62 лет, вдов, из крестьян. Отец Свинцов мне лично известен еще по службе в благочинии №21, как человек трезвый, по службе исполнительный… (далее листы отсутствуют; грамматика оставлена, как в документе) /Из рапорта Благочиннаго Панкрушихинскаго района Протоирея Иоанна Безсонова Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никифору Архиепископу Ново-Сибирскому о состоянии девяти Приходов и Церквей с Причтами ввереннаго ему благочиния/. Источник тот же. |
Лайк (2) |
Томичка Томск Сообщений: 73 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 77 | [ Изображение на стороннем сайте: d959dd33f204.jpg ] Информационный ресурсы СО РАН Путь в Сибирь http://www.ikz.ru/siberianway/index.html |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38083 | [ Изображение на стороннем сайте: 8cea23fc0810.jpg ] ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АЛТАЯ (...база данных существующих населенных пунктов c датами основания или первого упоминания в источниках...) |
Любчинова Ольга, инженер-строитель на пенсии Омск Сообщений: 17106 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8663 | https://baza.vgd.ru/3/78885/ вот здесь краткая история возникновения деревни Новый Конкуль Тюкалинского района Омской области |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Sandalka Глава из книги Алексеева И.С. "От села к селу". "Село Коробейниково впервые упоминается в переписи 1780 г. названием Усть-Каменный Лог. Название села Усть-Каменный Лог продержалось недолго. В 1795 г. "Сотник Иван Иванов сын Пеленева с лучшими людьми после состоявшегося 1794 года июня 23 дня Её Императорского Указа дал... сказку о положении деревни Усть-Каменный Исток". С этого времени официальное название села Усть-Каменный Исток не менялось вплоть до революции. Интересно, что в народе, видимо, уже в это время существовало другое название села - Коробейниково. Старосты, составляя ревизионные сказки, иногда ошибались и писали: "Сказки N-й ревизии Барнаульской волости Томской губернии Бийского уезда, деревни Короб...", но затем спохватывались, зачёркивали "Короб" и писали: "Усть-Каменный Исток". Эти ошибки дают основания полагать, что в народе село издавна именовали Коробейниковым. Причины названия села Усть-Каменный Лог и Усть-Каменный Исток не представляют особой загадки. Недалеко от села до сих пор сохранились каменные карьеры, из которых добывали камень, отсюда и название Каменный Лог. В этих же местах из-под камней вытекает исток, впадающий в Чарыш. Так и назвали село Усть-Каменный Исток. Старожилы склонны считать, что село получило третье название Коробейниково потому, что в старое время в селе было много коробейников. Вполне вероятно, что это обстоятельство укрепило окончательно последнее название села, но первоначально, когда вся деревушка состояла из 16 дворов (1798 г.), а в окрестных сёлах: Усть-Пристань - 5 дворов, Беспалово - 7, Нижне-Озерное - 18, ни о какой буйной торговле речи быть не могло. Коробейники появились позже, когда Коробейниково, вслед за Усть-Пристанью, превратилось в один из крупных торговых пунктов, откуда хлеб и другие продукты отправлялись перекупщиками в Барнаул, Томск. Это было примерно в первой четверти XIX в. Основанная в 1780 г. деревенька росла, всё больше и больше появлялось вокруг озера ладно срубленных, коренастых, как грибы, бревенчатых избушек. Сумрачной, непролазной забоке пришлось расступиться. В 1798 г. крестьяне засевали 3500 десятин земли. В селе в это время было всего 16 дворов, 58 мужчин и 74 женщины. Надо отметить, что вплоть до реформы 1861 г. с. Коробейниково растёт очень медленно. За 52 года, с 1782 по 1834 г., число мужчин увеличилось на 49 человек, женщин - на 33 человека. Понятно, что причина кроется в крепостнических порядках, при которых крестьяне самовольно не могли переселяться из одного места в другое. Начиная с 60-х годов XIX столетия Коробейниково заселяется переселенцами из западных губерний. С невероятной быстротой растёт население села. В 1894 г. в нём проживало 4000 человек. По внешнему виду село Коробейниково в 1880-1900 гг. резко делилось на две части. Лучшие места возле озера занимали дома старожилов, просторные, кряжистые, добротные, обычно огороженные высоченным тыном. А сбоку, у поскотины, ютились низкорослые, тесные домишки переселенцев и бедняков, вглядывающиеся своими маленькими, подслеповатыми оконцами в бескрайнюю степь. Крестьяне с. Коробейниково платили за землю подушный оброк Кабинету Его Императорского Величества. Главным занятием коробейниковцев было земледелие. На нови выжигалась трава, поле вспахивалось и засевалось. Озимые сеяли мало и редко, главной культурой служила яровая пшеница. Чернозёмные почвы, как правило, не удобрялись. Шесть лет земля без отдыха засевалась, затем несколько лет отдыхала под паром. На десятину засевали по 9-10 пудов пшеницы, 14-15 овса, 10 ячменя, 8 озимой, 10 яровой ржи. В среднем собирали пшеницы 100-120 пудов с десятины, ячменя - 80-100, овса - 100-140 пудов с десятины. Но бывали и неурожайные годы, и тогда особенно тяжело приходилось беднякам, незажиточным крестьянам. Они разорялись, продавали за бесценок свои наделы земли кулакам и шли в батраки. К 1898 г. Коробейниково становится крупным по тому времени торговым селом: семь магазинов, 16 лавок, винный склад Платонова, кабак. Ведущую роль в торговле занимали магазины Пеленева и Сазонова. Их владельцы имели большие торговые связи с городом, откуда привозили товары и распродавали втридорога. Быстро разбогател в то время купец Емельянов Наум; сначала он носил по селу товары в коробках, а потом выстроил магазин, просторное добротное здание. Сазонов приехал в Коробейниково в лаптях, верёвки вил. Занимался молочной торговлей, потом построил балаган, а через 7-8 лет выстроил магазин. Бойко шло дело у виноторговца Чахлакова. Крупным событием у коробейниковцев были ярмарки, проходившие два раза в год: зимняя, Михайловская ярмарка, приходившаяся на 10-17 января, и Тихоновская, длившаяся с 16 по 23 июня. Обе были открыты впервые в 1897 г. К ярмарке готовились задолго. Купцы ставили на ярмарочной площади, где до наших дней сохранилась церковь, просторные балаганы, торговки кондитерскими изделиями заготовляли тесто для ватрушек и пекли их прямо на ярмарке. Налаживали своё производство торговцы пельменями, жареным мясом, сластями. Торговцы мёдом и кондитерскими изделиями становились в свой ряд, сукнами и материей - в другой. Скот продавали на другой ярмарке, вдали от площади. На ярмарки приезжали со всех деревень. Наезжали купцы из Бийска, Семипалатинска, приезжали монгольские купцы. А любителей "подешевле купить, подороже продать" из Нижне-Озерного, Елбанки, Красноярки, Михайловки было видимо-невидимо. Старики рассказывают, что товаров привозилось такое множество, что глаза разбегались. В 1890-1900 гг. в Коробейниково начинает развиваться частновладельческая промышленность. Кулаки строили ветряные мельницы, сыроварные и маслодельные заводы. Применяли на заводах дешёвую рабочую силу. В 1900 г. широкое распространение в селе получила маслодельная промышленность. В 1902 г. сельским старостой Роговым было зафиксировано четыре маслозавода с 12 отделениями. Крупный маслозавод, основанный в 1838 г., принадлежал петербургскому купцу И.А.Сараеву. В 1902 г. управлял этим заводом Я.Я.Лейбцингер. Кустарный промысел в селе широко не распространялся. В 1899 г. лишь пять семей занимались шерстобитным промыслом, две семьи - шубным. В селе насчитывалось 32 пчеловода, 726 пчелиных семей. Но все эти материальные ценности никакого отношения к крестьянству не имели, они принадлежали богачам. Крестьяне перебивались с хлеба на квас. В 1883 г. было открыто Усть-Каменоистокское (Коробейниковское) сельское училище. Главной фигурой был законоучитель Михаил Пенский, закончивший Томскую духовную семинарию. Закон божий считался самой важной наукой. Училище располагалось в старом деревянном доме, построенном на средства жителей села. При училище имелась баня. В 1894 г. в училище обучалось 87 человек из более чем 4000 жителей села. Вскоре в Коробейникове открылось второе учебное заведение - церковно-приходская школа. В 1895 г. в ней училось мальчиков и девочек, соответственно, 65 и 15, в 1898 г. - 76 мальчиков, девочек не было. Увеселительных заведений в селе не было. О клубе никто не знал в те времена. Зимой молодёжь устраивала вечеринки в доме вдовы, летом веселились на лужайке. С давних пор в селе существовал лишь кабак. Больницы тоже не было. От всех недугов лечились у знахарок, которые зачастую сводили людей безвременно в могилу. В 1907-1914 гг. жизнь крестьян с. Коробейниково ухудшилась. В 1905 г. был издан закон, разрешающий крестьянам западных губерний переселяться в Сибирь. На Алтай устремились переселенцы. Переселившийся крестьянин должен был платить выкупные платежи по цене 22 коп. за десятину. Надел выделялся в 15 десятин на душу. Но в некоторых местах существовала 100-десятинная норма надела. В размежёванном Бийском уезде оказалось перенаселение, так что фактический надел составлял не больше 5 десятин на душу. В последние годы в общинном земледелии, по идее Столыпина, делалась ставка на кулачество как на крепкого хозяйственного мужика. Как и на западе, в Сибири организовывались хуторские и отрубные землевладения. Крестьяне села Коробейниково ощущали недостаток лугов (которых в Бийском уезде вообще не хватало), землевладельческих орудий и скота. Процесс классового расслоения усиливался, зажиточное кулачество теперь не притрагивалось к земле, за них управлялись батраки. У Островидовых и Нечаевых ежегодно работало по 20 человек. В хозяйствах кулаков насчитывалось от 20 до 45 голов лошадей, 20-100 коров, 40-300 голов овец (в каждом), 3-10 свиней. Посевы достигали 200 десятин. Кулакам же принадлежали 14 ветряных мельниц, маслозаводы, кожевенные предприятия. До Первой мировой войны в селе было 1500 конных плугов, 100 сох, 300 конных сеялок, 3500 деревянных борон, 200 молотилок, 800 сенокосилок, 10 сеносбросов, 50 сноповязалок. Все эти сельскохозяйственные орудия принадлежали в основном кулачеству. Бедняцкое же крестьянство, чтобы как-то свести концы с концами, заимствовало лошадей и инвентарь у кулаков, а за это отрабатывало на его поле. В последние предвоенные годы крестьян окончательно разорили неурожаи. В таком крайне тяжёлом положении застало крестьян села известие о начале Первой мировой войны. Всё население Коробейниково, способное держать в руках оружие, было призвано в царскую армию и отправлено на фронт. Кулаки и здесь оказались более находчивыми: прикидывались больными, откупались от набора толстой мошной. За них проливать кровь шли всё те же бедняки. В 1916 г. в армию досрочно взяли 87 новобранцев призыва 1918 г. В первые же годы войны положение середняцкого и тем более бедняцкого крестьянства резко ухудшилось. Мужчины ушли на фронт, остались старики да женщины. Маломощные крестьяне, и ранее зависящие от кулачества, теперь попали к кулакам и торговцам в полную кабалу. Многие продавали кулакам за бесценок свои участки земли, коровёнку и шли всей семьёй к богатому мужику просить работы. Значительно уменьшились посевы, сократилось поголовье скота. Если в предвоенные годы сельчане сеяли на 28-30 тыс. десятин, то теперь посевные площади сократились на 1/6. Сократились и кулацкие запашки - не хватало рабочих рук. Кулаки ухитрялись перекладывать большую часть налогов на плечи бедняков, ухудшая этим и без того нелёгкую жизнь крестьян. Кроме кулаков припеваючи жили в это время коробейниковские купцы. В связи с сокращением производства промышленных товаров цены на них быстро подскочили. Значительно подорожали предметы первой необходимости - спички, керосин, сахар. Только за один 1915 г. цены на хлеб удвоились. Крупные купцы Усть-Пристани и Коробейниково скупали по сравнительно недорогим ценам хлеб и отправляли его большими партиями в города, где продавали по высоким ценам. После свержения царского самодержавия в 1917 г.первым председателем волостного Совета выдвинули бедняка Сидора Моисеевича Беззубцева. На трёх коробейниковских сырзаводах, принадлежащих фирме Линд, крестьяне установили рабочий контроль, у кулаков отобрали земли, заливные суходольные луга, обской бор Чеканихи, церковные земли перешли в общественный фонд. Таковы были изменения, произошедшие в жизни крестьянства после Великой Октябрьской социалистической революции, которая завершила тогда многовековую борьбу крестьян за землю. Советская власть просуществовала в селе только четыре месяца. В конце мая 1918 г. белые расправились с Советами, но партизанское движение было подобно снежной глыбе, летящей с горы. И не было той силы, которая могла бы остановить народный гнев. В декабре 1919 г. овеянные славой партизанские отряды с победой вошли в освобождённый Барнаул. Нелегко далась народу эта победа. Тысячи замученных, истерзанных, безвременно погибших. На Алтае свыше двухсот братских и одиночных могил героев Гражданской войны, отдавших свою жизнь за народное счастье. Близ с. Нижне-Озерное возвышается огромный обелиск в честь павших в борьбе партизан. В боях с казаками и чехами погибли коробейниковцы: Алексей Третьяков, Илья Сизинцев, Михаил и Максим Чепрасовы, Пётр Самгин, погибли многие партизаны с. Нижне-Озерное. Всё сумели вынести герои-партизаны Алтая..." Завтра постараюсь закончить. Может кому-то ещё пригодится. С уважением, Лучковский Алексей. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38083 | Луч Алексей, добрый день! Не смогли бы Вы прикрепить содержание книги (список населенных мест Усть-Пристанского района), о которых есть информация в данной книге? |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Tasha56 В данной книге информация о следующих сёлах Усть-Пристанского района: Усть-Чарыш, Вяткино, Белово, Брусенцево, Елбанка (Елбанский Мыс), Камышенка (Курья), Шипуново, Клепиково, Красноярка, Коробейниково (Усть-Каменный Исток), Нижне-Озерное, Нижняя Гусиха, Троицкое, Чеканиха, Усть-Журавлиха, Беспалово (Раскат), Усть-Чарышская Пристань. С уважением, Лучковский Алексей. |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Sandalka "Давным-давно отгремели грозовые сполохи, звуки набата далёких тревожных ночей 1918-1919 гг., давно замели буйные степные ветры окопы красных партизан под селом Нижне-Озерном, что по соседству с Коробейниковым. Имена крестьян, которых пороли по приказу белогвардейских офицеров на Коробейниковской площади, помнит старая сельская церковь, возвышающаяся на бугре. В 1920 г. в Коробейниково, как и повсеместно, прошли выборы в Советы. Посевная площадь в селе Коробейниково в 1922 г. составляла 13000 десятин. К 1924 г. посевные площади значительно выросли. К 1927 г. уже засевалось 20000 десятин. Постепенно восстанавливалась промышленность. Первые же годы Советской власти явились для коробейниковцев годами настоящей культурной революции. В 1928 г. вступили в строй две начальные школы. Постепенно укреплялось хозяйство. Появился трактор. Первый трактор приобрёл коробейниковский кулак Кулагин в 1927 г. В 1930 г. в колхоз приехал посланец партии 25-тысячник Яковлев. На собрании был принят устав сельхозартели, избран председатель колхоза - Ефимов. Актив села к 1935-1936 гг. насчитывал 600 человек. В него входили учителя, члены партии, члены сельского Совета, комсомольцы, работники МТС и др. В 30-е годы в селе восстанавливается промышленность. Крупнейшим предприятием стал пущенный в 1929 г. первый в СССР по мощности и оборудованию маслодельно-казеиновый завод. Завод мог переработать до 8 млн л молока. В 1930 г. завод должен был выработать, кроме экспортного масла, около 250 ц казеина. Мирный, созидательный труд советских людей был сорван нашествием немецко-фашистских полчищ. Свою лепту в борьбу с немецкими захватчиками внесли и жители Коробейниково. Около 500 коробейниковских мужчин влились в ряды советских вооружённых сил. Уходили на войну целыми семьями - по три, четыре человека. С первых дней войны ушли на фронт отец и два сына Шальневы, трое Агаповых, трое Заварзиных, двое Хижняковых и т.д. Многие из сельчан шли воевать добровольцами. Среди них заготовитель Проскурин, колхозник Студеникин; погибшие на фронте, и многие другие. На фронт сельчане отправили лучших лошадей из фонда РККА, около 100 голов. Лошадей отправляли в Алейск и Топчиху. Для нужд Красной Армии колхозники села выделили часть автомашин и тракторов. Многих героев войны дала алтайская земля. В боях с фашистскими полчищами двумя орденами Славы награждён Василий Ярушкин, двумя орденами Красной Звезды и орденом Славы награждён Игнат Заварзин, орден Славы украшает грудь Григория Федотовича Нечаева. Коробейниковцы свято хранят память о многих сельчанах, сложивших свои головы в боях за освобождение и независимость родной страны. P.S.: Приходилось неоднократно бывать в этом интересном, когда-то очень и очень оживлённом месте. Особенно впечатляет коробейниковская церковь, величественная и грациозная. Она и сейчас привлекает к себе внимание многих верующих и любителей красоты. После посещения этой замечательной церкви остаются навсегда в памяти самые добрые и тёплые воспоминания." На этом по Коробейниково всё. Кому нужна информация по другим сёлам Усть-Пристанского района - обращайтесь, напишу обязательно. С уважением, Лучковский Алексей. |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Arkadi Klepinin "Уверенно назвать самый ранний русский населённый пункт на территории Усть-Пристанского района невозможно из-за отсутствия надёжных документальных свидетельств. Однако есть некоторые основания считать таковым нынешнее село Усть-Чарыш. Самая ранняя дата его образования - 1734 г. В этом году через территорию Алтая проследовали руководители академического отряда Великой Северной (второй Камчатской) экспедиции Г.Ф.Миллер и И.Г.Гмелин. На карте, составленной экспедицией, близ устья реки Чарыш обозначена "Кудрявцево деревня". В написанном в сентябре 1734 г. Г.Ф.Миллером "Описании Кузнецкого уезда..." в списке населённых пунктов, подведомственных демидовскому Колывано-Воскресенскому заводу, записана деревня "Кудрявцево, на западном берегу реки Оби, немного выше устья Чарыша". Такое название населённого пункта у устья Чарыша связано с известным рудознатцем и активным функционером старообрядчества Матвеем Кудрявцевым. И.Г.Гмелин писал о нём: "Важнейшим из раскольников здешних мест является рудоискатель по имени Кудрявцев, который проживает на реке Чарыш". С ним И.Г.Гмелин связывает основние раскольничьего женского монастыря, активный сбор сведений о рудных месторождениях, которые Кудрявцев будто бы собирал у крестьян-рудознатцев, передавая их заводской администрации, получал за это крупные вознаграждения, но со своими информаторами-единоверцами не делился. Сейчас трудно судить, насколько справедливо такое обвинение. Ясно, что Матвей Кудрявцев пользовался значительным авторитетом среди староверов, да и высоко ценился как рудоискатель у заводской администрации. Не случайно первый начальник Колывано-Воскресенских заводов А.В.Беэр в 1748 г. в мемории (в государственном делопроизводстве России в XVIII - XIX вв. памятная записка, представленная на утверждение) в Сибирскую губернскую канцелярию отмечал, что в результате репрессий против раскольников алтайские заводы потеряли ценных рудоискателей, в том числе Кудрявцева, который "сам згорел". Произошло это, вероятно, в 1746 г. во время организованного старообрядцами пожара в ответ на преследования, в результате которого "из 18 дворов деревни Усть-Чарышской лишь в трёх дворах осталось по три человека, остальные дворы стали пусты и скот рогатый и овцы ходили без хозяев". Название деревни Кудрявцево имеется также в "Атласе Российском...", изданном в 1745 г. Академией наук в Санкт-Петербурге. Упоминается оно и в росписи выехавших из своего ведомства бердских крестьян, составленной в июле 1748 г. В этом документе отмечено, что выехавшие самовольно из ведомства Бердского острога крестьяне Алексей Жаравлев и Артемий Гурцов поселились "Белоярской слободы в деревне Кудрявцево между заводами на Усть-Чарыше". Во всех других источниках, в списках этот населённый пункт называется, как правило, деревней Усть-Чарышской. Наиболее ранний список жителей этой деревни относится к 1735 г. В переписи 1745 г. в деревне Усть-Чарышской было учтено 35 ревизских мужских душ. После второй ревизии 1745 г. деревня Усть-Чарыш долгое время практически не росла. Число жителей в ней то немного увеличивалось, то сокращалось. В третью ревизию (1763 г.) в этом населённом пункте учли 40 душ мужского пола, в четвёртую ревизию (1782 г.) - 14 душ мужского и 13 душ женского пола, в пятую ревизию (1795 г.) - 37 душ мужского и 37 душ женского пола, в шестую ревизию (1811 г.) - 54 мужские души, в седьмую ревизию (1816 г.) - 19 мужских душ, в восьмую ревизию (1834 г.) - 24 мужских и 26 женских душ, в 10 ревизию (1857 г.) - 41 мужскую душу. Только после освобождения крестьян Алтайского округа от приписки к заводам и разрешения массового притока переселенцев извне население округа стало быстро расти. Коснулось это и деревни Усть-Чарыш. По данным 1893 г., в этом населённом пункте было 540 жителей обоего пола. Наибольшее число жителей зафиксировала перепись 1926 г. Тогда в селе Усть-Чарыш Пристанского района было учтено в 295 дворах 1498 жителей, в том числе 745 мужского и 753 женского пола. Ныне село Усть-Чарыш входит в состав Усть-Пристанского района. На 1 января 1994 г. в нём было всего 204 жителя." |
Луч Усть-Чарышская Пристань Сообщений: 89 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 37 | Село Вяткино Усть-Пристанского района: "В XIX в. из центральной России хлынул в Сибирь, на Алтай поток беженцев в поисках свободной земли. Сюда приехали крестьяне из Вятской, Самарской, Саратовской губерний. Особенно много было их из Вятской губернии и по фамилии Вяткины, что и дало название селу. Первым переселенцем, по документам краевого архива, был Егор Савин, который обосновался здесь в 1748 г., и этот год считается датой возникновения Вяткинского населённого пункта. Поиски сведений об этом населённом пункте осложнены тем, что в Верхнем Приобье есть несколько деревень под таким названием. Кроме Вяткино на Чарыше в ряде документов середины XVIII в. так же называется деревня Усть-Алейская (ныне Старо-Алейка Топчихинского района). Наиболее ранний из найденных до сих пор список жителей деревни Вяткино на Оби относится к 1750 г. Это роспись на поставку провианта для рудников и заводов бердских крестьян, живших за пределами Бердского ведомства в ведомстве Бийской крепости. В деревне Вяткино были записаны Василий Шипунов, Анисим Вяткин, Осип Фёдорович Вяткин, Семён Ларионович Лямкин и Алексей Семёнович Чуманов. Они должны были поставить провиант за 19 душ мужского пола. В том же 1750 г. 31 мая в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства обратились крестьяне А.Соколов и Т.Казанцев - выборные от большой группы бердских и чаусских крестьян, записанных в этих ведомствах во вторую ревизию, а фактически живших на территории Верхнего Приобья в деревнях Тырышкино, Завьялово, Шипуново, Соколово, Вяткино, Большой Речке, Конниково, Савиново, Чернодырово, Инское, "в которых поселились уже тому назад немалое время своими домами". Крестьяне просили отчислить их от Бердского и Чаусского ведомств и числить по новым местам жительства. Дат переезда на новые места просители не назвали, поэтому невозможно установить это "немалое время" применительно к деревне Вяткино на Оби. В Алтайском архиве сохранилась запись допроса пришлого Егора Сергеевича Савина 6 июня 1748 г. Он сообщил, что 10 лет тому назад, т.е. в 1738 г., ушёл из деревни Вершинино ведомства Бердского острога в деревню Вяткино ведомства Белоярской слободы. Если это сообщение относится не к Вяткино (Усть-Алейской), а к Вяткино на Оби, то этот населённый пункт уже существовал в 1738 г. Считается, что название эта деревня получила по фамилии одного из первопоселенцев Онисима Вяткина. Переселился он из деревни Койново ведомства Бердского острога. В ней оброчный крестьянин Онисим Вяткин был записан ещё в ландратскую перепись 1719 г. В 1751 г. при росписи приписных крестьян по церковным приходам называется, среди прочих, деревня Вяткино и в ней шесть крестьянских дворов, в которых всего 53 жителя, в том числе 25 душ мужского и 28 женского пола. В третью ревизию 1763 г. в деревне Вяткино ведомства Бийской слободы было учтено 76 жителей, в том числе 45 душ мужского и 31 душа женского пола. Главами семей были Яков Анисимович Вяткин, Савелий Анисимович Вяткин, Кузьма Анисимович Вяткин (сыновья первооснователя деревни), Степан Иванович Черемных (бердский крестьянин, поселившийся сначала по правую сторону Оби в деревне Клепиково, а после 1750 г. переселившийся в Вяткино), Василий Кириллович Клепиков (тоже бердский крестьянин, осевший сначала в деревне Клепиково) и Леонтий Родионович Вяткин, прибывший из деревни Койново Бердского ведомства, очевидно, родственник первопоселенцев деревни Вяткино на Оби. Из первопоселенцев, названных в списке 1750 г., Василий Шипунов переселился в деревню Комарово на реке Иткуль, Семён Лямкин осел в деревне Белово на Оби, Алексей Чуманов переехал в деревню Самсоново на Чарыше, а названного в документе 1748 г. Егора Савина, как пришлого, поселили в деревне Гилево на реке Алей. К следующей, четвёртой, ревизии (1782 г.) деревня Вяткино несколько выросла. В ней было учтено 123 жителя, в том числе 68 душ мужского и 55 женского пола. Рост населения произошёл главным образом за счёт детей, родившихся в семьях старожилов. Извне прибыла только семья Захара Сазоновича Косачева (Пахорукова), переселившегося с сыновьями из деревни Камышенки. Значительный прирост населения произошёл только после освобождения крестьян от заводской зависимости. По данным 1893 г., в селе Вяткино Барнаульской волости было 114 крестьянских дворов и 17 некрестьянских, всего 741 житель. Наибольшее число жителей в этом населённом пункте зафиксировала перепись 1926 г. Тогда в селе Вяткино Пристанского района было учтено 653 двора и в них 3538 жителей, в том числе 1686 мужского и 1852 женского пола. В дальнейшем число жителей убывало, и на 1 января 1994 г. в селе Вяткино жили 1358 человек. Село Вяткино расположено на левом берегу Оби в 12 км от Усть-Пристани. Поверхность в окрестностях села холмистая, с большим количеством оврагов. Почва чернозёмная и глинистая. До Великой Октябрьской социалистической революции в селе жили крестьяне-середняки и крестьяне-бедняки. Помещиков здесь не было, так как вся территория Алтайской губернии считалась собственностью царской фамилии. Были здесь и кулаки, такие, как Моревы, Киреевы, Каширские, Турищевы, Блатиковы. Они имели по 20-30 га земли, много скота и по 5-7 работников. Торговлю в селе вели купцы Кузнецов и Брылин. До сих пор стоит кирпичный магазин купца Брылина. В селе жили владельцы мельниц, паромов. Большинство населения - бедняки, батраки. На самом видном месте села Вяткино стояла большая церковь, имеющая много земли. Многие жители села работали на церковь и платили ей часть урожая, кроме этого надо было платить налоги царю. В селе была небольшая церковно-приходская школа, в которой учились дети зажиточных крестьян, купцов, а дети бедняков с ранних лет трудились вместе с родителями, оставаясь неграмотными и бесправными. Днём и ночью работали крестьяне в поле, обрабатывая благодатную сибирскую землю самыми примитивными орудиями труда: сохами пахали, жали серпами, молотили цепами. Хлеба собирали мало, одежду, обувь, предметы первой необходимости делали сами, хотя в частных магазинах всё это можно было купить, но не было денег. Вечная бедность и нужда были уделом большинства жителей села. В 1918 г. до жителей села дошла весть о том, что в России совершилась революция, царя свергли и установили новую власть - советскую, народную. В этом же году и в Вяткино земство было распущено и вместо него избран волисполком во главе с Проскуриным Трофимом. Началась новая полоса в жизни жтелей села. Но радость бедноты была недолгой. Ранним августовским утром 1918 г. по Оби на пароходе в село прибыл отряд белочехов. Они обстреляли село из пулемётов, затем высадились на берег и потребовали от жителей, под угрозой расстрела, различных продуктов. К пароходу потянулись люди, неся в руках печёный хлеб, мясо, молоко, яйца. Каждый житель ждал, что белочехи и колчаковцы уедут. Но, увы! 7 августа 1918 г. мужчин и женщин собрали в местную церковь на богослужение, а когда оно кончилось, началась порка всех тех, кто хотел жить по-новому. В этот день перед церковью, на площади запороли плетьми и расстреляли 13 человек - наиболее активных сторонников Советской власти. Это Антон Каширских, Николай Обухов, Игнат Морозов, Алексей Лепшин, Назар Лепшин, Григорий Лепшин, Никита Щеглов, Василий Есин, Пётр Евдокимов, Иван Фёдоров, Николай Деревнин, Павел Колесников. На месте гибели этих большевиков сейчас стоит обелиск. До сих пор помнят старожилы эти страшные мрачные дни господства белочехов и белогвардейцев. Они вытаптывали огороды, отбирали продукты питания, издевались над женщинами. Своими зверствами они вызвали мощное партизанское движение. Свидетель тех дней В.Г.Смагин рассказывал, с каким трудом устанавливалась Советская власть на селе. Не хотели владельцы земель и богатств уступать свои права. Гибли сотни людей, но беднота не сдавалась. Зимой 1918-1919 гг. огнём горела Алтайская земля. Зиминский подпольный партизанский центр руководил борьбой. Большинство мужчин села, вооружившись лопатами, самодельными пиками, берданами, револьверами, сражались с белогвардейцами, наступавшими от села Усть-Пристань. В боях за Советскую власть прославились партизаны Ион Петрович Ведешев, Василий Иванович Меремьянов, Фёдор Григорьевич Смагин, Захар Прокопьевич Попов, Фёдор Алексеевич Тулаев, Александр Михайлович Тивиков, Николай Андрианович Рытов, Иван Николаевич Рогалев, Никифор Григорьевич Малахов, Тимофей Николаевич Копаев, Филипп Иванович Глебов, Леон Васильевич Журавлев, Владимир Филиппович Барсуковских и многие, многие другие. В декабре 1919 г. партизанские отряды Алтая объединились с частями Красной Армии и освободили край от колчаковцев. Началась мирная созидательная жизнь. Очень трудно начиналась она. Алтайский край и его сёла были разорены гражданской войной, погибли тысячи людей, был страшный голод в деревнях и городах, а кулаки в это время прятали в ямах и гноили тысячи центнеров хлеба. В 1921 г. в селе образовалась коммуна из бедняков и середняков. Коммуны создавались просто: объединяли бедняки свои немудрёные хозяйства - у кого лошадёнка, у кого плуг, сгоняли коров, овец - и артель готова. Поработает иной мужик в коллективе месяц - другой, не понравятся ему порядки артели, и он вправе забрать своё имущество и выбыть из коммуны. Первые коммунары очень ревниво оберегали общественное добро и были нетерпимы к малейшим проявлениям бесхозяйственности. А кое-кто из коммунаров не мог сразу освободиться от собственнических пережитков. Вот почему и рассыпалась вскоре эта коммуна. Крестьяне опять стали засевать свои небольшие участки земли и вести единоличное хозяйство. Обживая пустующие земли, они стремились поселиться там, где были вода, пастбища. Так, в 1925-1926 гг. возникли посёлки Травное и Моховское. Первыми поселенцами стали Максим Вяткин, Алексей Квасов, Григорий Базаров, Кирилл Уваров, Самуил Лепшин, Алексей Кульнев, Егор Крюков и др. В 1930 г. в селе началась коллективизация. Первой возникла артель им.Молотова, председателем которой стал Иван Павлович Руденко. Посевная площадь колхоза - около 600 га. В 1931 г. возник колхоз им.Будённого во главе со Степаном Сергеевичем Красовских, а в 1935 г. был образован колхоз им.Жданова, возглавил который Василий Степанович Козлов. В 1935 г. артель им.Молотова разделилась на два колхоза: им.Сталина (председатель - Михаил Артемьевич Проскурин) и им.Молотова (председатель - Трофим Никифорович Кононенко). В посёлке Травное создали колхоз им.Эйхе, которым руководил Афанасий Алексеевич Квасов, а в 1937 г. его переименовали в колхоз им.Фрунзе. Первые колхозы были экономически слабыми. В среднем на каждый колхоз приходилось по 1000-1200 га земли. Вначале пахали на лошадях, убирали урожай жатками, косилками, снопы вязали вручную, а затем возили их в село и обмолачивали молотилками. В среднем получали по 6-7 ц пшеницы с гектара. В колхозах было по 25-30 коров, 15-20 лошадей, приблизительно по 100-150 овец. Учёт труда и оплата за него осуществлялись начислением трудодней, на которые в конце сельскохозяйственного года выдавали колхозникам пшеницу, ячмень, овёс, семечки, т.е. разделу подлежало всё, что производилось в колхозе. Успешной коллективизации крестьянских хозяйств способствовала машинная техника, которая была сосредоточена в МТС. Уже в 1933 г. в коробейниковской и усть-пристанской МТС насчитывалось 54 трактора, часть из которых использовалась на Вяткинской земле. Внедрение механизации в полевые работы повлекло за собой расширение посевных площадей. В среднем на каждый колхоз в 1937 г. приходилось 1408 га пашни. Больше внимания стало уделяться культуре земледелия. Шли годы, крепли и богатели колхозы, лучше начинали жить колхозники. Расширялись посевные площади, увеличивалось поголовье скота. Всё больше товаров народного потребления появлялось в магазинах. В селе работала семилетняя школа. Открылся медпункт. Ко времени перестройки (80-е годы прошлого столетия) с.Вяткино уже играло в районе существенную роль в производстве зерна, молока и мяса. Сегодня жители села пытаются перейти на так называемую рыночную экономику, хотя многое не получается. Уж слишком сильно в перестроечный период было разрушено сложившееся и отлаженное хозяйство." Глава из книги И.С.Алексеева "От села к селу". |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tasha56 » Тропами исследователя по Сибирскому округу » ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа [тема №31287] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |